Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ТАРЕЕВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТАРЕЕВ

ТАРЕЕВ Михаил Михайлович [7 (19) ноября 1867, с. Козловские Выселки Михайловского у. Рязанской губ. - между 20 мая и 4 июня 1934, Москва] - русский религиозный философ, богослов. Учился в Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии, после окончания которой преподавал в Псковской и Рижской семинариях. С 1902 доцент, с 1905 профессор Московской духовной академии по кафедре нравственного богословия. В 1918-27 преподавал в Загорской военно-электротехнической академии и Педагогическом техникуме. Основные понятия философии Тареева - "религиозное искушение", понимаемое как искушение мысли жизненными противоречиями, несоответствие между идеалом человека и его практической ограниченностью, и понятие кенозиса, трактуемого как закон богочеловечества, по которому божественная слава соединяется не с человеческой славой, а с человеческим уничижением. "Мирская жизнь не дает в себе места для святости... святость не влияет на мирскую жизнь, не нисходит до нее, не воплощается в ее явлениях и формах" (Цель и смысл жизни.- В кн.: Смысл жизни. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1994, с. 130). Различая "жизнь душевную" и "жизнь духовную", "человека внешнего" и "человека внутреннего", Тареев приходит к необходимости отказа от мирского бытия, необходимости юродства, иночества (иной-инок). Истинный смысл такого смирения - "в сознании человеком своего материального ничтожества в отношении к идеалу безусловного совершенства (т. е. ко Христу - А. Р.); но оно становится чувством надлежащей силы, лишь становясь смирением человека в отношении к другим людям" (там же, с. 202). Совмещение в человеке-христианине благодатной и природной сфер жизни является указанием на параллельное существование природно-исторического и божественного бытия. Во Христе, по мысли Тареева, раскрывается не смысл истории, а тайна духовной жизни и связанная с ней тайна подлинного человеческого существования. Вместе с тем указанный дуализм только подчеркивает остроту проблемы связи и соотношения Бога и твари. Если первоначальное отношение Церкви и мира Тареев определяет как "символическое освящение твари", не включающее в себя, однако, ее непосредственного преображения, то весь последующий исторический процесс может мыслиться именно как процесс кристаллизации, или "освобождения из мира" духовного христианства, уже свободного от образов и символики. Для Тареева характерно терминологическое различение, идущее еще от апостольского словоупотребления, между природой как "телом", космологической и биологической компонентой мироздания, и миром как государством, причем последовательность действия Церкви через благодать осуществляется трояким образом: в отличие от благодатного действия Св. Духа, направленного прежде всего на "природу", благодатное действие Церкви как тела Христова ориентировано на "наше тело" и "мир сей". При этом степень "соработничества" человека с благодатными силами минимальна на уровне "природы" ("тварь" только "с надеждой ожидает откровения сынов Божиих и своей свободы от рабства тлению") (там же, с. 227) и существенно увеличивается на уровне "мира", когда возможны различные модели поведения. С одной стороны, "мир как область своего князя противодействует духовной жизни; от его действия христианин предохраняет себя постом и юродством", с другой - "этот же самый мир состоит из людей, которых христианин призван любить". Однако юродством и любовью отношения христианина к миру не исчерпываются, его призвание - "проявить духовную божественную жизнь в полноте естественной жизни" (с. 220, 230), т. е. осуществить соединение благодатного и тварного бытия. Центральная роль в таком соединении принадлежит не просто человеку, а христианину, т. е. человеку, который ко всему относится "по-божьему", в котором внутренний поворот от мира к Богу уже свершился. Христианство становится силой взаимодействия с миром - и противодействия миру; разграничение сфер "князя мира сего" и Церкви, антихриста и Христа и является для Тареева подлинным смыслом христианской истории.

Соч.: Основы христианства, т. 1-5. Сергиев Посад, 1908-10, Философия жизни. Сергиев Посад, 1916.

Лит.: Бродский А. И. Михаил Тареев. СПб , 1994, Зеньковский В. В. История русской философии, т. 2, ч. 1. Л., 1991; Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991.

А. И. Резниченко

В начало энциклопедии