Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРЕ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРЕ"-"ПРО")

ПРЕДИКАБИЛИИ

ПРЕДИКАБИЛИИ (от лат. praedicare высказывать)

1) согласно Аристотелю и Порфирию, 5 логических понятий - род, вид, видообразующее отличие, существенный признак, несущественный признак; 2) согласно Канту, выводные понятия рассудка - в отличие от предикаментов, т.е. категорий. Предикабилиями являются понятия силы, действия, страдания, возникновения, исчезновения, изменения и т. п.

ПРЕДИКАТ

ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum)

то, что высказывается о субъекте; предикативное высказывание - высказывание, содержащее предикат: «материя протяженна»; в логических формулах обозначается буквой Р. Предикативное мышление - специфика рационального мышления, которое может схватывать не сам субъект, но только его предикаты. Так, напр., определение есть перечисление принадлежащих вещи предикатов, но оно никогда не достигает самого носителя этих предикатов. В качестве аналогии с отношением субъекта и объекта рассматривают отношения Я и психических актов Я, народа и форм проявления объективного духа. Совокупность предикатов данного есть то, что может быть в рациональной форме высказано о данном. О предикаторах и исчислении предикатов см. Логистика.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ -

в языкознании группа слов, которые избираются говорящим и связываются друг с другом по законам логики (языка) т. о., что образуют объективированную, высказываемую, воспринимаемую другими форму одной или нескольких мыслей; см. Слово. В предложении различают 1)субъект, о котором что-либо высказывается, и 2) n p е д и к а т, содержание высказывания. Предложение может быть расширено благодаря 3) о б ъ е к т у, на который направляется деятельность субъекта, 4) о п ределению, которое приписывает субъекту или объекту особое свойство, 5) наречию, с помощью которого предикат определяется точнее. Например: Хорошая (4) хозяйка (1) вкусно (5) готовит (2) еду (3); см. Суждение.

ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕТ -

вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве осн. видов предметов можно различать: 1) вещь - физический, принадлежащий внешнему миру предмет; 2) понятие - логически мыслимый предмет; 3) состояние как предмет - общие состояния чувств, или духовная направленность, напр. «дух» какого-либо дела, «дух» времени. В этом смысле слова «предмет» и «предметный» в нач. 20 в. стали боевым кличем против всякого рода субъективизма и символом обращения вновь «к самой вещи» (см. Феноменология) во всех областях (см. Объективность, Свойство). Кант под вещью-в-себе понимает только принадлежащее внешнему миру и считает, что для нас не существует др. предметов, кроме предметов, данных нашим чувствам; вещь-в-себе, ее объективная, нечувственная причина для нас совершенно непознаваема. В экзистенциализме предмет - это нечто противостоящее мне в переживании, выступающее из обыденности вещей (ибо это не под рукой, не подходит, препятствует и т. д.), сопротивляющееся, сущность чего обнаруживается благода ря-переживанию сопротивления.

ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ

ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ -

по Мейнонгу («Untersuchungen zur Gegenstandtheorie und Psychologie», 1904), теория того, что может быть a priori познано относительно какого-нибудь предмета, исходя из его природы. При этом под предметом (см. Предмет) понимается все, о чем можно мыслить или высказывать суждения.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ -

детерминированность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей; это или предопределение к блаженству (возможно, что данный человек его и недостоин), или предопределение к мукам (даже и незаслуженным). Эта идея проповедовалась Августином, а после него - янсенистами, Лютером, Цвингли и Кальвином; она близка к преддетерминизму.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ -

в логике положение, которое временно, до получения доказательства противного, считается правильным (см. также Гипотеза).

ПРЕДПОСЫЛКА

ПРЕДПОСЫЛКА -

то, что является условием другого. «Мышление без предпосылок» выражает стремление человека быть независимым от влияния мировоззрения, религии и политики, от отдельных частных желаний, мнений и намерений, от непроверенных и фактически не оправданных предпосылок (см. Объективность).

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ -

совокупность наиболее характерных физических и духовных возможностей человека, определяющих образ его жизни, переживаний, поведения, мышления и т. п. Предрасположенность врожденна, однако некоторые ее моменты после рождения получают известный простор для своего развития. Если предрасположенность приводит к выдающимся успехам, то говорят о даровании. Об уровне предрасположенности можно судить лишь по ее проявлению. Воспитание и среда не могут ее изменять, но они могут тормозить или содействовать ее развитию. В психологии под предрасположенностью понимают совокупность возможностей определенным образом реагировать на воздействие среды. Эта способность передается по наследству.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

ПРЕДСКАЗАНИЕ -

сверхчувственное знание о будущих событиях, предполагающее не мысленное воздействие на будущее, а предсказание тех событий, которые, по утверждению предсказателя, предопределены. Подобно телепатии и ясновидению, предсказание считается происходящим без участия известных органов чувств и, т. о., является одной из форм экстрасенсорного восприятия. Существует давняя традиция, основанная на легендарных свидетельствах, о предсказании будущего благодаря снам, наблюдению за полетом птиц или гаданию по внутренностям жертвенных животных. Способность к предсказанию исследовалась путем оценки результатов предсказаний испытуемым порядка карт в тасуемой колоде или выпадения комбинации цифр при бросании костей, однако полученные статистические данные оказались менее убедительными, чем при экспериментах в области телепатии или ясновидения. От предсказания следует отличать предвидение как одну из форм научного познания, выступающего уже в качестве прогнозирования тех или иных явлений и процессов. Предвидение в большей степени, чем предсказание,. основывается на обобщении теоретических и экспериментальных данных, на учете закономерностей и связей явлений, оно уже выступает в качестве распространения познанного на область еще непознанного.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ -

содержание памяти при соответствующем ему виртуальном состоянии равновесия в головном мозге. Осознавание предсознательного происходит в том случае, если благодаря руководящей деятельности энтелехии в организме предсознательное находит виртуальное выражение второго порядка (см. Виртуальности гипотеза).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ -

1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. В узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. Большинство представлений - представления прошлого (см. Воспоминание, Память). Но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. Фантазия). Самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. Эйдетика). Представления и установки - существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. Результатом этого процесса является представленное.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ -

более раннее бытие (см. Метемпсихоз). О предшествовании духа, его существовании до переселения в тело рассуждали Платон и др. (см. Анамнезис).

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ -

совокупность того, что знает человек о вещи (см. Установка). Чтобы получить «суждение», он выбирает что-либо из этой совокупности, подавляя одновременно то, истинность чего кажется ему неверифицируемой.

ПРЕДЧУВСТВИЕ

ПРЕДЧУВСТВИЕ -

предвидение грядущих событий без имеющихся на то каких-либо оснований; «скрытый смысл того, что еще не наступило» (Кант). Согласно Ф. Г. Якоби, предчувствие дает указания, которыми руководствуется человеческий разум. Истина доступна одному разуму, и там, где нет указаний на истинное, там нет разума. В этом смысле предчувствие равносильно понятию "интуиция", которое играет важную роль в философии жизни.

ПРЕЗУМПЦИЯ

ПРЕЗУМПЦИЯ (от лат. praesumere предполагать)

предположение, принятое в качестве вероятного.

ПРЕРЫВИСТЫЙ

ПРЕРЫВИСТЫЙ (от лаъ mtermittere прерывать)

лишенный непрерывности, появляющийся с перерывами.

ПРЕТЕРПЕВАНИЕ

ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ - переживание, ухудшение состояния. Если я «претерпеваю убыток», так это потому, что у меня похитили имущество, и я страдаю от своего нового состояния, потому что оно причиняет мне горе (ср. Реальность ). Для античного мира (как и еще сегодня для всех форм эвдемонизма) горе было злом; со времен христианства говорят о ценности страдания, которая заключается в том, что страдание порождает такую добродетель, как «способность страдать», имеющую значение там, где активностью ничего нельзя больше совершить, делающую человека способным переносить горе и неудачу, оставаться морально не сломленным, не терять своей осн. личной ценности. В границах способности страдать страдание обозначает пробуждение благороднейших человеческих сил, возвышение личности, развитие сознания ценности и углубление способности быть счастливым. О том, как страдание возникает и как его можно прекратить, учат религии, в особенности буддизм .

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ -

согласно Марксу, разница между стоимостью продукта труда и заработной платой. Прибавочная стоимость, представляющая собой прибыль предпринимателя, возникает благодаря тому, что рабочий трудится больше времени, чем это необходимо для производства предмета, которое ему оплачивается в соответствии с законом заработной платы (см. Лассаль).

ПРИВАЦИЯ

ПРИВАЦИЯ (лат.)

лишение. В логике - отрицание, при котором отрицающий предикат высказывания отрицает наличие у субъекта того, что принадлежит к его содержанию и сущности; например, эти часы сегодня не идут; привативный - исключающий, отрицающий.

ПРИВЫЧКА

ПРИВЫЧКА -

в психологии любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Привычка, которая может касаться любой сферы деятельности - от еды и сна до мышления и реагирования; формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим. Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности. Привычки, как это показано У. Джемсом в «Принципах психологии», полезны для освобождения высших психических процессов для более творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения. Пять методов обычно применяются для избавления от нежелательной привычки: замена одного отклика на другой, как, напр., потребление фруктов вместо конфет, когда хочется сладкого; повторение действия до тех пор, пока усталость или др. неприятное ощущение не отвратит от него (напр., принудительное курение до тошноты, в результате чего возникает отвращение к сигаретам вместо желания курить); перемена окружения с целью избавиться от стимула, вызывающего нежелательный отклик; постепенное включение стимула, приводящего к реакции, которой хотят избежать (как, напр., преодоление страха ребенка перед большими собаками, после того как ему подарен щенок); наказание, являющееся, вероятно, наименее эффективным методом. См. также Навык.

ПРИЗНАК

ПРИЗНАК -

свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого.

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

применение результатов исследования теоретической и экспериментальной психологии в различных областях практической жизни, при проведении испытаний по проверке умственных способностей и способности восприятия в экспериментальной педагогике, психотехнике, судебной психологии, психопатологии, психотерапии, так же как и применение психологических приемов наблюдения с целью понимания и объяснения того или иного явления (напр., психология мышления, социальная психология, психология культуры).

ПРИМАТ

ПРИМАТ (от лат. primatus)

первенство, преобладающее значение, господство. Кант проповедует «примат практического разума», т.е. высказывает убеждение, что нравственно-практическая сторона должна быть важнее созерцательно-теоретической, что, следовательно, человек в первую очередь является существом, определенным к (нравственной) деятельности.

ПРИМЕР

ПРИМЕР -

ссылка на более конкретный, особо яркий случай как на момент общего более абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и пояснения такового.

ПРИМИТИВНЫЙ

ПРИМИТИВНЫЙ (от лат. primitivus)

первоначальный, первобытный, простой, неразвитый. Примитивными называют отсталые племена, у которых структура сознания значительно отличается от структуры сознания культурных народов. Духовное кредо примитивных народов характеризуется одушевлением природы (см. Анимизм', Первобытные формы религии), дологическим мышлением и неспособностью во всех случаях отделить данное, наличное от представляемого (воображаемого); их картина мира является магической (см. Магия). Примитивизация - см. Пуерилизм.

ПРИНЦГОРН

ПРИНЦГОРН (Prinzhorn)

Ханс (род. 8 июня 1866, Гемер, Вестфалия - ум. 14 июня 1933, Мюнхен) - нем. психиатр и психолог. Пытался использовать теоретические результаты, достигнутые Л. Клагесом, для исследования и психиатрического изучения личности, но при этом смягчил то резкое разделение души и духа, которое провел Клагес. Принцгорн дал набросок общей биоцентрической философии истории и культуры. Осн. произв.: «Bildnerei der Geisteskranken», 1922; «Um die Persцnlichkeit», 1927; «Charakterkunde der Gegenwart», 1931; «Persцnlichkeitspsychologie», 1932.

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП (от лат. principium - основа, начало)

1) в субъективном смысле осн. положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия); в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный, бесконечный «алейрон»; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь (эфир); Пифагор - число; Анаксагор - гомеомерию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики - пневму; Спиноза - субстанцию; Лейбниц - монады; Фихте - Я; Шеллинг - абсолют; Гегель - идею, т.е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной - максимой - и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной - законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

ПРИНЦИП ПРЕГНАНТНОСТИ

ПРИНЦИП ПРЕГНАНТНОСТИ -

см. Прегнантности правило.

ПРИРОДА

ПРИРОДА (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое)

то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально - бытие вообще: Она есть все (Гёте). Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации). В человеке обе сферы граничат друг с другом. Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. «Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. Мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, желание - от того, что возбуждает его» (Гёте). Как венец творения и посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал человека Гердер (подобно Песталоцци); Гегель же, напротив, толковал природу как временно скрытый и бессильный дух. Пантеизм приравнивал природу к Богу, теизм разделял их. Душевно-духовные отношения человека к природе простираются от почитания природы как одухотворенно ощущаемой (см. Анимизм, Естественная религия) через нерефлектированное, непосредственное переживание природы, т.е. чувство природы, вплоть до понятия природы в философском смысле, которое образовалось в ходе исследования природы, развития науки о природе; правда, данное понятие природы означает, на что указывал уже Кант, в значительной мере формальное и абстрактное упрощение первоначального переживания природы (природа как «существование вещей, поскольку оно предопределено всеобщими законами», как «совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметами наших чувств, а вместе с тем и предметами нашего опыта»). Природа наряду с историей является источником всего апостериорного познания (см. Натурфилософия).

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, АДАПТАЦИЯ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, адаптация - изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путем отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является функциональным, если изменения жизнедеятельности организма (вследствие изменения условий существования) способствуют изменению форм существования; коррелятивным, или обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу (см. также Коадаптация); пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности (упражнениям) организма; активистским (или объективным), если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления. Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющейся среды очень различна и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над др. живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к приспособлению (в социологии приспособление - это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие, и подражать их движениям, жестам, мимике, манерам и поведению; по Л. фон Визе, приспособление есть общение с другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно существование отдельной личности и социальных групп).

ПРИСТЛИ

ПРИСТЛИ (Priestley)

Джозеф (род. 13 марта 1733, Филдхед, Йоркшир - ум. 6 февр. 1804, Нортамоерленд, Пенсильвания, США) - англ, теолог и философ; известен также как физик и химик (ему принадлежит открытие кислорода, 1771). Вместе с Хартли является основателем ассоциативной психологии, которую он в гораздо большей мере, чем Хартли, обосновывал с помощью физиологии; представления и волевые решения сводил к мозговым колебаниям и рассматривал психологию как физику нервной системы. Осн. психологическое произв. - «Hartleys theory of human mind on the principles of the association of ideas», 1775.

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА (лат. causa)

то, без чего не было бы другого - следствия (см. Каузальность). Первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает (по аналогии с нашим Я, являющимся сознательной причиной наших действий). Такое понимание причины с необходимостью приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать нечто, т.е. производить в результате своей деятельности изменения. А поскольку действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение, то постепенно возникает функциональное понятие причины. Она есть изменение, вызывающее др. изменение. Взаимосвязь между причиной и следствием называют причинной связью. Но поскольку причина как изменение зависит в свою очередь от др. изменения как причины, то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи, «начало» которой теряется из виду, а предположение о существовании ее конца - чистый произвол (см. Proton kinun). Каждый член этой причинной цепи является одновременно причиной и следствием. Причинная цепь непрерывна, отношения в ней подобны отношениям основания и следствия или наличного бытия вообще и определенной его формы. По мере надобности из нее выхватывается, выделяется какое-то звено, рассматриваемое как причина, и другое, связанное с ним и во времени за ним следующее, рассматриваемое как следствие. В связи с тем, что в каждом явлении содержится весьма много компонентов, вызывающих определенные последствия, то часто предпочитают заменять понятие «причина» понятием «компонента» явления, а понятие «следствие» - понятием «результирующая» (см. Окказионализм).

ПРИЧИНА ПОБУДИТЕЛЬНАЯ

ПРИЧИНА ПОБУДИТЕЛЬНАЯ -

см. Мотив.

ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ

ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ -

связь причины и действия, переход от причины к действию (см. Каузальность, Proton kinun).

ПРИЧИННАЯ ЦЕПЬ

ПРИЧИННАЯ ЦЕПЬ -

см. Причинный ряд.

ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА -

представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики (см. также Машинная теория жизни, Механизм). Причинно-механическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда из области естественных наук была изгнана метафизика. Открытая в то время всеобщность причинной связи позволяла сделать предположение, что каузальный закон является всеобщим законом природы; достижения техники давали основание считать, что все подчинено законам механики (см. Физическая картина мира). «Стремление к однозначному определению событий в их развитии от начального состояния до конечного являлось лишь практическим мотивом современного человека, стремящегося к господству над природой. Вследствие направленности нашего жизненного процесса мы можем желать овладеть природой лишь настолько глубоко, насколько она определяет это в ходе своего развития с помощью непосредственно практически уловимой causa efficiens. И пока ее нет, мы должны только ждать, что произойдет... По преимуществу механистическое истолкование причинности в сфере неорганического точно так же антропоморфно, как и по преимуществу телеологическое толкование жизненного процесса... Хотя назначение человека может быть выше назначения др. конечных вещей, тем не менее каждая вещь имеет свое назначение, свое лицо. Только абсолютное и онтологическое толкование природы сторонниками формально-механистического взгляда выделяло, удаляло, даже вырывало человека из природы настолько, что он, как опьяненный, начинал колебаться между материализмом, который низводил его до зверя, и таким же комичным спиритуализмом, который лишал его всякого родства с природой. Уже для Декарта человеческие души суть, в сущности, наделенные душой точки, которые спустились из чисто механической Вселенной, «верху», от Бога, как по канату. Существует ли более гротескное, более противоестественное представление?» (M. Scheier. Erkenntnis und Arbeit, 1926). В причинно-механической картине мира человек играет роль колесика в мировом «приводе». Он, в сущности, безответствен. Это положение человека в причинно-механически рассматриваемой картине мира объясняет не только большую популярность и значение причинно-механической картины мира для мышления широких масс, но и то упорство, с которым держались за эту картину мира, хотя возникшие с нач. 20 в. течения получили признание не только со стороны философии, но и со стороны естественных наук (см. Метафизика, Учение о слоях).

ПРИЧИННЫЙ РЯД, ТАКЖЕ ПРИЧИННАЯ ЦЕПЬ

ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь -

образное выражение для беспрерывной связи причины и следствия (см. Каузальность).

ПРИЯТНЫЙ

ПРИЯТНЫЙ -

по Канту, то, что нравится в восприятиях чувствам. То, что приятно, является главным для чувства. Приятное следует отличать как от эстетического, так и от морального.

ПРОБА

ПРОБА -

см. Эксперимент.

ПРОБАБИЛИЗМ

ПРОБАБИЛИЗМ (от лат. probabilis)

точка зрения вероятности: 1) взгляд, согласно которому знание является только вероятным, т. к. истина недостижима; 2) моральный принцип, по которому закон может быть интерпретирован так, как это наиболее благоприятно для действительного обретения человеческой свободы, если веские и серьезные доводы говорят о том, что законодатель не стремился возложить на этот закон никаких обязанностей, противоречащих проявлению свободы. Противоположность - ригоризм. Борьба Паскаля с иезуитами направлялась против учения, согласно которому христианин может считать «вероятным» (приемлемым) любое мнение серьезного доктора теологии и ссылаться на него в своих действиях, даже если оно противоречит заповедям Евангелия, пап, отцов церкви или церковных соборов; если же имеются по одному и тому же вопросу отличающиеся друг от друга вероятные мнения, то христианину следует выбрать наиболее приемлемое и благоприятное.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание)

неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению; см. Познание. Проблемное сознание (существование которого само является проблемой) связано с тем взглядом, что предмет познания не является абсолютно познаваемым, но является знанием о незнании.

ПРОБЛЕМАТИЧНЫЕ НАТУРЫ

ПРОБЛЕМАТИЧНЫЕ НАТУРЫ -

по Гёте, люди, которых не удовлетворяет никакое из положений, в каком они находятся, которые ни одним из них не довольствуются; отсюда и возникает чудовищное противоборство, раздирающее жизнь и лишающее ее удовольствия.

ПРОБЛЕМАТИЧНЫЙ

ПРОБЛЕМАТИЧНЫЙ (от греч. problematikos)

поставленный под вопрос, спорный, предположительный, сомнительный, неразличенный; проблематическим является суждение, в котором утверждение или отрицание считается только возможным: это могло бы быть и не быть.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение)

понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой схоластики. В 17 в. идеи провиденциализма разрабатывал франц. епископ Ж. Б. Боссюэ (1627-1704). В эпоху Просвещения развивается в противовес провиденциализму рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления «естественного закона», разума, позже - здравого смысла и т. д. Однако провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих течений и направлений (Ж.М. де Местр, Ф. Шлегель и др.). Даже Гегель, хотя и с оговорками, допускал в «Философии истории», что провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями. Подобных представлений придерживались течения томизма, славянофильства, в наст, время - неотомизма. Термин «провиденциализм» часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения (не только в истории) рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким «замыслом» или «волей провидения».

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС (от лат. progressus)

1) поступательное движение, progressus in infinitum - прогресс в бесконечность; прогрессивный - передовой, идущий вперед; противоположность - консервативный или регрессивный; 2) развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, которое, по видимости, происходит само собой. Прогресс характеризуется в эволюции (см. Развитие) жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа, т.е. живые существа, которые становятся более восприимчивыми к определенностям окружающих их объектов (см. Познание) и, т. о., достигают все более адекватного познания. Философия периода Просвещения, основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума (см. также Оптимизм). Согласно диалектике Гегеля (см. Диалектика), прогресс является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. В заимствованной марксизмом у Гегеля и отстаиваемой им вере в прогресс содержится убеждение, что у человечества нет др. задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой, рационализации и технизации земли. Вера в прогресс иногда сильно колеблется, и тогда начинает распространяться пессимистическое мировоззрение (см. также Апокалипсический, Запад, Ожидание гибели, Техника).

ПРОДИК ИЗ ЮЛИДЫ

ПРОДИК ИЗ ЮЛИДЫ -

на о-ве Кеос софист времен Сократа, младший современник Протагора; придал софистическим положениям этически-религиозный оттенок; занимался проблемами языкознания и заложил основы синонимики, т.е. распознавания и различения родственных по смыслу слов. Продику также приписывают аллегорический рассказ «Гераклит на распутье», где изображается душевная борьба героя-полубога при выборе между суровой дорогой добродетели и пестрой дорогой порока.

ПРОЕКЦИЯ

ПРОЕКЦИЯ (от лат. projection, букв, выбрасывание вперед)

вынесение вовне; проекция ощущений - характеристика того факта, что объекты, т.е. то, что посылает раздражения и вызывает восприятия, мы считаем находящимися вне нашего тела и обычно не локализованными в наших органах чувств (см. Внешний мир).

ПРОИЗВОЛ

ПРОИЗВОЛ -

способность выбирать среди многих волевых мотивов (см. Воля); произволом называется также злоупотребление этой способностью; необоснованность, отсутствие логичности (в рассуждениях). Произвольный - ничем не стесняемый, свободный (напр., произвольные движения).

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная (от лат. descendere - спускаться) теория, - учение, объясняющее многообразие существующих в настоящее время видов живых существ посредством происхождения последних или из одного правила (монофилетическая, однокорневая теория происхождения видов), или из нескольких (полифилетическая, многокорневая теория происхождения видов). Поэтому данное учение порвало с существовавшим почти 100 лет и всеми признанным учением о постоянстве видов, в котором впервые усомнились в 18 в. Бюффон и Гете, в 19 в. - Эразм Дарвин и Ламарк. Этого перелома и вместе с тем почти всеобщего признания теории происхождения видов добился Чарлз Дарвин ; особенно большую роль сыграло его произв. «Происхождение видов» (1859). Реальная основа этой теории - данные сравнительной анатомии, физиологии и истории развития существующих ныне видов, точно так же, как и данные палеонтологии о вымерших видах. Осн. направления толкования этих фактов, рассматриваемые в общих рамках теории происхождения видов: 1) теория катастроф Кювье, согласно которой существующие организмы много раз погибали в результате катастрофы и возникали другие (фактически это скрытая защита теории постоянства видов); 2) учение о приспособлении к условиям окружающей среды: а) пассивное приспособление, совершающееся под воздействием сил окружающей среды при сохраняющемся в основном постоянстве видов - по Ламарку; б) активное приспособление и освоение внешней среды вследствие наследования, по сути дела, случайных благоприятных изменений - по Дарвину; 3) учение о наследственности, согласно которому главным носителем наследственности является в большинстве случаев не подвергающийся влиянию окружающей среды врожденный признак (генотип) соответствующего живого существа или всего вида и претерпевающий изменения только при слиянии различных врожденных признаков при размножении, по отношению к которому внешняя структура (фенотип) имеет значение только постольку, поскольку она позволяет сделать правильные выводы относительно врожденного признака. Теория происхождения видов все еще находится в стадии развития и зависит от дальнейших исследований палеонтологии, а также от данных генетики. Однако эта теория наложила свой отпечаток не только на понимание органического мира, но и на понимание духовной жизни и культуры.

ПРОКЛ

ПРОКЛ (род. 410, Константинополь - ум. 485, Афины)

древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Прокл дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, новое объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его этика требует углубления в первоединое. Осн. произв. Прокла - «Теологическое учение об элементах» - сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается деятельность платоновских Академий.

ПРОЛЕГОМЕНЫ

ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч.)

предварительные замечания, предварительные сообщения, введение в науку. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» Канта являются введением к его «Критике чистого разума».

ПРОЛЕТАРИИ

ПРОЛЕТАРИИ (лат. proletarii)

в Древнем Риме класс граждан, по бедности не способных платить налогов и освобожденных от военной службы; служил обществу только тем, что производил потомство (proles). Co времени Маркса так называют неимущих рабочих; пролетарское сознание имеет грубо материалистическое, утилитаристское содержание, защищает коллективизм и отрицает ценность личности.

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ -

непосредственное угадывание или понимание той или иной логической связи. Нужно отличать проницательность, понимание априори от познания апостериори. Проницательный - наблюдательный, предвидящий, много замечающий.

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА -

подготовка, предварительное упражнение, введение в какую-либо науку. После 1925 философской пропедевтикой стало называться преподавание философии в высшей школе. Пропедевтический - вводный (курс).

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ -

1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.

ПРОПОЗИЦИЯ

ПРОПОЗИЦИЯ (от лат. propositio)

предложение, суждение, утверждение.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ -

течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм, Либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм - в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро - во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий - в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен - в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин - в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

Предыдущая страница Следующая страница