Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

возникновение первых самостоятельных философских школ в западных районах Югославии, распавшейся в настоящее время на ряд самостоятельных государств, датируется 15 в. Первоначально югослав, философия испытывала сильное влиятие схоластической традиции, выражавшейся в первую очередь в противоборстве томизма и скотизма. У истоков югослав, философии стояли Джурай Драгишич (G. Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо Петрич (Franciscus Patricius, 1529- 1597), Руджер Бошкович (1711-1787) и Доситеж Обрадович (1741 - 1811). Начиная с 19 в. развитие югослав, философии протекало под влиянием западных философских течений: неотомизма, идеализма, позитивизма, объективизма и феноменологии. Наиболее яркими представителями югослав, философии этого периода были Божидар Кнежевич (1862 - 1905), Бранислав Петронижевич (1873-1954), Владимир Дворникович (1883 - 1957), Ст. Циммерман (1884), П. Вул-Павлович (1894) и Вл. Филипович (1906). После окончания второй мировой войны господствующее положение в югослав, философии занял марксизм, а позже - экономическо-философские концепции «самоуправления».

ЮМ

ЮМ (Hume)

Дэйвид (род. 7 мая 1711, Эдинбург - ум. 25 авг. 1776, там же) - дипломат, историк и наиболее выдающийся философ англ. Просвещения Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; т. о. возникают все идеи, в т. ч., напр., идея Бога: рассудок получает ее, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ. Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятельности мышления, оно независимо от существования объективного аналога результатов такого связывания. Напротив, причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путем опыта. Основой причинного познания является не разум или априорная способность, а только повторяющийся опыт того же рода, что и ставшая самостоятельной привычка к мышлению, которая в конечном счете существует как закон причинности, причем этому помогает своего рода инстинкт причинности. Следовательно, высшая цель человеческого познания может состоять только в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к, чему более не сводимых причин. При этом закон причинности имеет силу только внутри сферы опыта, и заключение от эмпирических данных к трансцендентному (напр., к Богу или бессмертию) совершенно недопустимо. Религиозные «истины» никогда не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической необходимостью возникают из потребности чувства. Понятие субстанции Юм исследует так же критически, как и понятие причины. Субстанция - это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших особое название; причем здесь опять-таки помогает своего рода инстинкт субстанции. Душа, т.е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств. В этике Юм детерминист; все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей. Юм всегда твердо верил в то, что справедливость и миролюбие в конечном счете победят насилие и произвол. Юм не «скептик» в обычном смысле этого слова, а антирационалистический реалист, строящий свое учение на биологическо-антропологической основе, что является главной чертой его классических исторических произв., в особенности истории Англии со времени захвата ее Цезарем. Произв. Юма: «The philosophical works», v. 1-2. L., 1898; «Political discources», 1752; на рус. яз. «Исследование о человеческом разуме», 1904; «Естественная история религии», 1909; «Диалоги о естественной религии», 1909; «Сочинения», т. 1-2. М., 1965.

ЮМОР

ЮМОР (лат. - влажность)

согласно античному учению, правильная мера влажности, т.е. «здоровые соки» в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не порицая, однако, первого разрушительной критикой. И наоборот, в противоречащем разуму юмор усматривает разумное. В противоположность сатире он лишен остроты и опирается на серьезность, любовь и большую свободу духа. Юмор по своей сути имеет глубокую связь с философской позицией. Юморист всегда занимается метафизикой (Фр. Т. Фишер). Жан Поль в этом смысле говорит о «юмористической тотальности» мировоззрения. Геффинг отличает «большой юмор» как мировоззрение от «мелкого юмора» повседневности, который, однако, не является ни мелким, ни неважным, напротив, в повседневности он весьма способствует благоприятной совместной жизни людей. Юмор - это основанная на большой силе характера высшая форма самоутверждения по отношению к бессмысленности бытия и злого случая, по отношению к человеческой злонамеренности. Юмор является также средством правильно познать самого себя, не недооценивать и не переоценивать себя. Кто не может сам себя сделать лучшим, тот, конечно, не из лучших (Гёте).

ЮНГ

ЮНГ (Jung)

Карл Густав (род. 26 июля 1875, Базель - ум. 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 - доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы («аналитическая психология»). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, единое и однообразное, присущее всему человечеству свойство, структурные элементы которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не нечто действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является личность, от внутренней установки на неясные побуждения, чувства и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль, чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) развитие идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: «Wandlungen und Symbole der Libido», 1912; «Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse», 1926; «Psychologische Typen», 1921; «Seelenprobleme der Gegenwart», 1931; «Wirklichkeit der Seele», 1934; «Analytische Psychologie und Erziehung», 1936; «Psychologie und Religion», 1940; «Ьber die Psychologie des UnbewuЯten», 1943; «Die Psychologie der Ьbertrдgung», 1946; «Symbolik des Geistes», 1948; «Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte», 1951; «Antwort auf Hiob», 1952; «Psychologie und Alchemie», 1952; «Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie», 1954; «Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung», 1954; «Misterium Coniunctionis» (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.

ЮНГЕР

ЮНГЕР (Jünger)

Эрнст (род. 29 марта 1895, Гейдельберг - ум. ?) - нем. писатель и философ; автор ряда философских соч. Работал над философским толкованием военных событий. Для философии существования является важной его книга «Der Arbeiter, Herrschaft und Gestalt» (1932), в которой он изображает рабочего как экспонента техники и как прототип будущего человека, находящегося во власти техники; см. Рабочий. Как лингвист Юнгер в 1934 выступил с работой «Lob der Vokale» (1941, под названием «Geheimnisse der Sprache»). B «Sprache und Kцrperbau» (1947) он исследует связь известных понятий ценности с право- и левосторонностыо тела, с прямостоянием (голова и ноги) и с природой органов чувств. Кроме указанных, к осн. его работам относятся: «Strahlungen», 1949; «Ьber die Linie», 1950; «Der gordische Knoten», 1953.

ЮНГИУС

ЮНГИУС (Jungles)

Иоахим (род. 22 okt. 1587, Любек - ум. 23 сент. 1657, Гамбург) - нем. математик и физик; ученик Даниэля Сеннерта; принадлежал к очень влиятельному даже в настоящее время естественно-научному направлению (выступавшему за математические методы, количественное измерение эмпирических процессов и отбрасывавшему всякую спекуляцию и мистику) и, хотя предан забвению, оказал влияние на таких мыслителей, как Лейбниц, Линней и Гёте. Осн. работы: «Logiса Hamburgensis», 1638; «Doxoscopial physical minores», 1662.

ЮНЕСКО

ЮНЕСКО -

сокр. название Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization); создана 16 февр. 1945 в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, за свободный обмен мыслями независимо от государственных границ, за создание во всем мире таких предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере каждому пользоваться достижениями науки, культуры и просвещения. Секретариат ЮНЕСКО находится в Париже. Официальным органом ЮНЕСКО является журнал «Le courrier» («Курьер ЮНЕСКО»), выходящий с 1948. Генеральным директором ЮНЕСКО до 1949 был Хаксли, до 1953 - мексик. министр иностранных дел и просвещения Хайме Торрес Боде, позже - директор библиотеки конгресса в Вашингтоне Лютер Эванс, с 1987 - Ф. Майор (Испания).

ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

учение о психических особенностях подрастающего человека (см. Психология развития). Юношеская психология имеет дело преимущественно с молодыми людьми, находящимися в состоянии физического и душевного созревания; в европейских условиях это возраст от 12 до 21 года. Это прежде всего период развития человека, предшествующий половой зрелости, время наступления половой зрелости и вступления в мир взрослых (см. Генерация). Юношеская психология оказала большое влияние на методы воспитания. Корни ее восходят к 18 в., к Гердеру и Песталоцци; в 19 в. она была возрождена Прейером. В настоящее время находится под влиянием индивидуальной психологии.

ЮРКЕВИЧ

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (род. 1826 - ум. 1874) - рус. религиозный философ, богослов и педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии, в которой противопоставил психической жизни человека христианское понимание единства души и тела. Человек, по Юркевичу, познается двояко: тело - внешними чувствами, а душевные явления - внутренним чувством, верой, средоточием которых является сердце. Оно же и предпосылка истинного познания. Наука может заниматься изучением материального начала, но не должна вмешиваться в объяснение духовной жизни (принцип независимости духовного начала от материального). Оказал заметное влияние на развитие философских взглядов В. Соловьева и др. рус. религиозных философов. Осн. труд - «Из науки о человеческом духе», I860.

ЮЭЛ

ЮЭЛ (Whewell)

Уильям (род. 24 мая 1794, Ланкастер - ум. 6 марта 1866, Кембридж) - англ, философ; профессор математики, минералогии, этики; был ревностным сторонником применения в науке индуктивного метода. Индукция, по Юэлу, представляет собой не простое накопление фактов, а выведение общих законов, которые как таковые не существуют ни в одном из обобщаемых фактов. Под влиянием философии Канта им написана значительная и обширная работа по истории индуктивных наук - "Philosophy of inductive sciences" (1840).

Предыдущая страница Следующая страница