Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦВИНГЛИ

ЦВИНГЛИ (Zwingli)

Ульрих (род. l янв. 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен - ум. 11 окт. 1531: погиб в битве при Каппеле, кантон Цюрих) - швейц. реформатор и гуманист. Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Бог - «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он все же является связующим звеном между землей и небом. Осн. философские произв.: «Von gдttlieber und menschlicher Gerechtigkeit», 1523; «De providentia», 1530.

ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая деятельность содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но в первую очередь она является индифферентной (так же как и сам акт ценности) по отношению к ценности цели или отсутствию таковой (следствие человеческой свободы). «Благо не является ни идеальным бытием ценности, ни ее сущностью, оно не есть также чистое реальное существование полноценного, но лишь телеология ценностей в реальном мире или выбор их по принципу величины ценности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). см. ЭТИКА.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (лат. finalis направленный к определенной цели)

целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ

ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ -

устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся к области человеческой жизни (а также и высших животных) называют «целенаправленными». Целесообразным является также определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости функций, который служит сохранению организма. Вплоть до кон. 19 в. такое понятие целесообразности считали, исходя из каузально-механической картины мира, пригодным лишь для описания фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало ясно, что объективная целесообразность является contradictio in adjectio и что даже неживой предмет, для того чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой инстанции, дающей цель, которой этот предмет должен служить. При любых условиях целесообразное событие является событием конечным. Очевидная целенаправленность развития органических особей - явное стремление к совершенной форме - не поддается причинному объяснению на основе понятия наследственности; ср. Энтелехия, Неоламаркизм. По мнению Ницше, целесообразность в природе есть дело случая.

ЦЕЛОСТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

ЦЕЛОСТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ -

см. Гештальт.

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - «ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» - современное направление в психологии, которое, в противоположность современной ассоциативной психологии и психологии элементов, методически ориентировавшимся на точное естествознание, исходит из целостности изначального переживания. Путем описания и расчленения - в пределах этого изначального переживания как целого - целостная психология исследует его целостную структуру, а также вплетенные в нее психические гештальтобразования (формообразования). см. также ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ, СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

ЦЕЛОСТНОСТЬ -

завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету. Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ -

представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы (см. Целесообразность), что считается невозможным, напр., в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического субстанция, полагающая цель, является спорным (см. Энтелехия, Виртуальности гипотеза). Кант в своей «Критике способности суждения» называл понятие цели «чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы при помощи целей называется телеологией. См. также Целесообразный.

ЦЕЛЬС

ЦЕЛЬС (Celsus; греч. Kelsos)

рим. философ-платоник второй пол. 2 в.; первый высказал принципиальные возражения против христианства. Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку; христ. учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию; применение на практике христ. учения угрожает опасностью государству. По вине противников Цельса осн. его соч. «Истинное слово» не получило известности, однако оно было подробно изложено в направленном против него полемическом соч. Оригена.

ЦЕНЗУРА

ЦЕНЗУРА (лат.)

в психоанализе образное представление тех сил, которые стремятся не допустить в сознание бессознательные мысли и желания.

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ -

см. Аксиология. (по Ницше) устанавливает ценности; см. Философия ценностей.

ЦЕННОСТЬ

ЦЕННОСТЬ -

то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное. Фон Ринтелен в своей логике ценностей пытался бороться с релятивистскими и историческими течениями, основывающимися на таком понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви, заключается в том, что она способна иметь различные степени интенсивности и реализоваться в самых различных видах: эрос, агапе, любовь к людям, социальная любовь. Н. Гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики ценностей Аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей, настоящий kosmos noetos, который находится по ту сторону действительности, так же как и по ту сторону сознания. Вопрос о сущности ценности он относил к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; см. Этика ценностей. Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля к власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». Высшую ценность воплощает в себе великий человек, который

ЦЕНТРИРОВАНИЕ

ЦЕНТРИРОВАНИЕ (в психологии)

см. Гешталът.

ЦЕПНОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ

ЦЕПНОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ -

в старой психологии теория, 'Согласно которой естественное образование групп в восприятии начинается с соединения двух соседних элементов сознания на почве их тяготения друг к другу по содержанию и заканчивается продолжением или накоплением таких соединений. Теория цепной связи уступила место гештальтной теории связи (см. Связь).

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriakon - дом Господний)

в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь - общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась - на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

ЦЗЫ СЫ

ЦЗЫ СЫ (5 в. до Р.Х.)

кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»).

ЦИ

ЛИ и ЦИ - понятия в кит. философии. Если Ли означало принцип, порядок вещей, форму и истолковывалось как идеальное, духовное, нематериальное начало, то противоположное ему Ци - пар, дыхание, эфир, т.е. основа мира в виде мельчайших частиц, - как материальное начало. Частицы, находясь в постоянном движении, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновения вещей. Кроме того, Ци - это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей. В кит. философии Ли и Ци (принцип и материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как проявления единого пути. В конфуцианстве понятие Ли играло роль осн. этического принципа, регулирующего отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis гражданин)

следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В настоящее время цивилизация - это то, что дает «комфорт», это - удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом (см. Техника), что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.

ЦИГЛЕР

ЦИГЛЕР Леопольд (Ziegler) (род. 30 апр. 1881, Карлсруэ - ум. 25 нояб. 1958, там же) - нем. представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В «Gestaltwandel der Gцtter» (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Циглеру, остается лишь «тенденция к религии», т.е. «потребность и желание, целеустремленность, инстинкт, воля к созданию Бога». В своей книге «Der europдische Geist» (1929) он различает магическую, пневматическую, телеологическую, каузальную и функционально-математическую фазы европейского духа. Др. осн. произв.: «Das heilige Reich der Deutschen», 2 Bde., 1925; «Ьberlieferung», 1936; «Menschwerdung», 2 Bde., 1948-1949; «Die neue Wissenschaft», 1951; «Das Lehrgesprдch vom Allgemeinen Menschen», 1956.

ЦИЕН

ЦИЕН (Ziehen)

Теодор (род. 12 нояб. 1862, Франкфурт-на-Майне - ум. 29 дек. 1950, там же) - нем. психиатр, психолог и философ, профессор в Галле (1917 - 1930), позитивист. Стремился одновременно дать психологии естественно-научное обоснование и обоснование со стороны наук о духе. Психологизму и логицизму противопоставляет «гигноменологическое» (Gignomen - становящееся, данное, переживаемое) понимание логики: логическими законами является то, что едино для каузальных и параллельных закономерностей, как физических, так и психических. Осн. произв.: «Leitfaden der physiologischen Psychologie», 1891; «Die Grundlagen der Psychologie», 1915; «Erkenntnistheorie», 3 Bde., 19341936; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 2 Bde., 1923-1925; «Die Grundlagen der Charakterologie», Bd. 2, 1930.

ЦИКЛОИД

ЦИКЛОИД (от греч. kyklos - круг)

человек с отклоняющимися, по Эрнсту Кречмеру, от нормы формами, которые занимают промежуточное положение между здоровым -и болезненным состоянием. Этим формам присущи в некоторой степени осн. психические симптомы циркулярных (маниакально-депрессивных) психозов. Циклоидные люди являются преимущественно общительными, добродушными людьми, с которыми можно договориться, которые понимают шутку и принимают жизнь такой, какова она есть. Они ведут себя естественно и открыто, у них много друзей. В их темпераменте часто есть теплота и мягкость. Циклоиды, у которых депрессивные явления выражены в более яркой форме, часто являются обходительными одиночками, не относящимися, однако, враждебно к обществу людей; см. Шизоид, Конституция.

ЦИКЛОТИМИКИ

ЦИКЛОТИМИКИ (от греч. kyklos круг и thymos - чувство)

одна из двух больших групп, определяемых, по Э. Кречмеру, конституцией; др. группа - шизотимики. Циклотимиками преимущественно являются люди с пикнической конституцией; их настроение колеблется между возвышенным (веселым) и депрессивным (мрачным), психический темп - от подвижного до малоподвижного. Психическая живость выражается посредством форм мимики и телодвижений, всегда «откровенных», естественных, адекватных импульсу. Экспериментально среди др. типов склонностей различают склонность к целостному пониманию, к усиленному восприятию цвета и к экстенсивному, неустойчивому вниманию. С точки зрения всего комплекса жизненных установок и поведения по отношению к среде циклотимики являются преимущественно людьми, склонными к растворению в окружающей среде и современности, людьми сердечными, естественными, непосредственными, цельными.

ЦИНИКИ

ЦИНИКИ -

см. Киники.

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (род. 5 сент. 1857, с. Ижевское Рязанской губ. - ум. 19 сент. 1935, Калуга)

рус. мыслитель и ученый, разработавший «космическую философию». Это своеобразный монизм, противополагавшийся им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. По его теории, сходной с инд. и теософскими учениями о переселении душ, все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» - бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные превращения, путешествуя из одного конгломерата (организма) к другому. Обмен атомами в космосе побуждает все разумные существа к заботе о мировом целом. Состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями, а сам космологический процесс есть ряд циклических усовершенствований бытия. Работал 'над вопросами о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. Осн. труды опубликованы в «Собр. соч.», т. 1-4. М., 1951-1964.

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН (Cicero)

Марк Туллий (род. 3 янв. 106, Арпинум - ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) - рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч. включены в «Избр. соч.». М, 1975.

Предыдущая страница Следующая страница