Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИГ"-"РЮД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИГ"-"РЮД")

РИГВЕДА

РИГВЕДА -

древнейший инд. религиозный и философский (мировоззренческий) первоисточник. См. Индийская философия, Веды.

РИГОРИЗМ

РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor - непреклонность, острота, строгость)

строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении. Этический ригоризм Канта принимает безусловно обязательный нравственный закон и требует от нравственного человека, чтобы он при всех обстоятельствах следовал этому закону - из чистого преклонения перед законом, а не из. любви или поклонения, напр. Богу или человеку. Шиллер выступал против кантовского ригоризма.

РИД

I

(Reid)

Томас (род. 26 апр. 1710, Строи, Шотландия - ум. 7 окт. 1796, Глазго) - англ, философ; профессор в Абердине и Глазго; основатель шотл. школы «здравого смысла». Примыкая к Локку и Беркли, он утверждал, что человек может познавать действительность непосредственно и интуитивно. В частности, он с самого начала обладает двенадцатью недоказуемыми и не нуждающимися в доказательстве самоочевидными основоположениями, которые образуют основу «здравого человеческого рассудка» (common sense) и определяют общую картину мира человека. Осн. произв.: «Inquiry into the human mind on the principle of common sense», 1764.

II

(Reed)

Уильям Уинвуд (род. 1838 - ум. 1875) - англ, философ; дарвинист. Благодаря дарвиновскому учению о борьбе за существование он пришел к нигилистическому пессимизму, которому, однако, противопоставил героический научный идеал. Осн. произв.: «The Martyrdom of Man», 1872.

РИКЕР

РИКЕР (Ricoeur)

Поль (род. 27 февр. 1913, Баланс) - франц. философ, представитель религиозного феноменологического направления в экзистенциализме, Центральный вопрос для Рикёра - волевая активность субъекта. Опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», на идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Рикёр представляет волю как «предельную изначальность» человека, который благодаря этому способен придавать смысл окружающей действительности. Анализ проблемы воли, по Рикёру, позволяет не только открывать укорененность субъекта в бытии, но и исследовать движение его сознания к будущему. «Предельная изначальность» состоит также в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом же в исследовании человеческой воли и сознания является понятие Бога, полностью обусловливающего бытие человека. Рикёр предлагает на основе религии и феноменологическо-экзистенциальной традиции, учитывая также и феноменологию духа Гегеля, способ истолкования человека, мира и культуры. Осн. произв.: 4Histoire et verite», 1955; «Philosophie de la volonte», t. 1-2, 1950-1960; «De Interpretation. Essai sur Freud», 1965; «La metaphore vive», 1975.

РИККЕРТ

РИККЕРТ (Rickert)

Генрих (род. 25 мая 1863, Данциг - ум. 25 июля 1936, Гейдельберг) - нем. философ; профессор в Гейдельберге с 1926; вместе с Виндельбандом основал юго-западную нем. школу, отталкивавшуюся от Канта и Фихте (см. Неокантианство). Риккерт методологически разработал проблему различия между науками о природе и науками о культуре (о духе); его взгляды развивались в направлении от трансцендентального идеализма к критической онтологии. В частности, Риккерт обратился к проблеме ценностей и считал, что ценности, которые могут выражать объективное значение, воплощаются преимущественно в сфере культуры. Взаимосвязь между сферой действительности и сферой ценностей базируется на промежуточной области, на «чувственном образе», создающем основу культуры. Задачей философии является исследование сферы ценностей (имеющих непреходящее, вневременное значение). Осн. работы: «Der Gegenstand der Erkenntnis», 1892; «Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung», 1896; «Kulturwissenschaft und Naturwissen», 1899; «Vom System der Werte», 1912; «Die Philosophie des Lebens», 1920; «Kant als Philosoph der modernen Kultur», 1924; «Die Logik des Prдdikats und das Problem der Ontologie», 1930; «Sehen und Erkennen», 1934; «Unmittelbarkeit der Sinndeutung», 1939.

РИЛЬ

РИЛЬ (Riehl)

Алоиз (род. 27 апр. 1844, Бозен - ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) - нем. философ; профессор в Берлине (1905-1917); неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию: есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей; в то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознания. Следовательно, то, что с позиции Я является процессом ощущения, с точки зрения не-Я есть процесс, протекающий в мозгу. Осн. произв.: «Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung fьr die positive Wissenschaft», 2 Bde., 1876-1887; «Nietzsche», 1897; «Einfьhrung in die Philosophie der Gegenwart», 1903 (рус. пер. «Введение в современную философию». СПБ, 1904).

РИЛЬКЕ

РИЛЬКЕ (Rilke)

Райнер Мария (род. 4 дек. 1875, Прага - ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) - австр. поэтфилософ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произв. впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке - поэт-экзистенциалист. Главные его темы: Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы - только листья»; смерть, «растущая и зреющая вместе с нами», принадлежащая к сфере индивидуальной жизни и сообщающая этой жизни ее достоинство; задачи человека, которые состоят в том, чтобы сотворить «незримую землю» - придать вещам, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, присущий им смысл благодаря любовному обращению с ними и, т.о., поднять их в сферу ценного, духовного; жизнью обладает только еще формирующееся, незавершенное; все завершенное «погружается в вечность»; чем благороднее нечто, тем слабее оно, тем более сильна для него угроза быть уничтоженным посредством техники. См. Бог, Смерть, Техника, Осн. произв.: «Duineser Elegien» (пер. «Дуинезские элегии»), 1923; «Die Auszeichungen des Malte Lauridus Brigge», («Записки Мальте Лауридса Бригге»), 1910; «Das Stundbuch», 1905; «Die Geschichten von lieben Gott», 1900; «Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke», 1906; «Worpswede», 1903 (монография по искусству), «Gesamtausgabe», 6 Bde., 1927-1928.

РИНТЕЛЕН

РИНТЕЛЕН (Rintelen)

Фриц Иоахим фон (род. 16 мая 1898, Штеттин) - профессор в Бонне, Мюнхене, с 1946 - в Майнце, ученик Гейзера. Занимаясь вопросами истории европейской философии ценностей, он развивал новый ценностный реализм (как основу критической оценки экзистенциализма и интерпретации Гёте как образца «живого духа» времени, динамического волюнтаризма и формального интеллектуализма. Осн. произв.: «Dдmonie des Willens», 1947; «Philosophie der Endlichkeit als Spigel der Gegenwart», 1951.

РИТМ

РИТМ (от греч. rheein - течь, стремиться)

согласно Клагесу, возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма сначала наблюдалось в области музыки и танцев, но здесь постоянно смешивалось с тактом, а затем было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» (Klages. Graphologie); см. Периодичность. Для объяснения хода истории постоянно привлекается принцип ритма. В психологии говорят о ритмичных образах всех видов, а также о неподвижных образах, напр. орнаменте. Ритмическое расчленение труда делает его менее утомительным, поэтому психотехника использует ритмизирование для облегчения трудовых процессов.

РИТОРИКА

РИТОРИКА (от греч. rhetorike)

ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в.

РИТЧЛ

РИТЧЛ (Ritschi)

Альбрехт (род. 25 марта 1Й22, Берлин - ум. 20 марта 1889, Гёттинген) - нем. теолог; профессор в Гёттингене с 1864. Считал, что метафизика возможна только на основе христ. этики. Идея Царства божьего выступает у него в качестве цели Откровения. Осн. произв.: «Die christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versцhnung», 3 Bde., 1870-1874; «Die christliche Vollkommenheit», 1874; «Theologie und Metaphysik», 1887.

РИХАРД ИЗ СЕН-ВИКТОРА

РИХАРД ИЗ СЕН-ВИКТОРА (Riccardo di S. Vittore)

(ум. 1173) - представитель франц. ранней схоластики; глава школы викторианцев в Париже. Создал развернутую систему мистического экстаза, однако требовал, чтобы правильность экстаза постоянно проверялась по Библии. Пытался доказать существование Бога, исходя из преходящего характера земного бытия.

РИЧАРД ИЗ МИДДЛТАУНА

РИЧАРД ИЗ МИДДЛТАУНА (де Медиавилла)

(ум. 1300/08) - англ, схоласт. Будучи францисканцем, он, однако, отклонялся от августианской философии своего ордена, приближаясь к томистской точке зрения. Рассматривал рассудок как познавательную способность, созданную Богом, но имеющую, правда, естественный характер. В рассудке видовые понятия являются реальными, а высшие понятия - абстрактными; это приближало его к номинализму. Осн. произв.: «Комментарий к сентенциям Петра Ломбардского» (1489), «Дискуссионные вопросы» («Quaestiones disputatae»), напечатанные впервые в 1883.

РОБЕРТ БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

РОБЕРТ БОЛЬШАЯ ГОЛОВА -

см. Роберт Гроссетест.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste)

Роберт Большая Голова (род. 1175, Стрэдбрук - ум. 9 окт. 1253, Линкольн) - англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики - на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом.

РОБЕРТ КАЙЛВАРДБИЙСКИЙ

РОБЕРТ КАЙЛВАРДБИЙСКИЙ (Kilwardby)

(ум. 12 сент. 1279, Витербо) - англ, схоласт; будучи доминиканцем, он тем не менее отклонил томистское учение, защищая августинизм. Возродил аристотелевское учение о том, что душа состоит из трех различных душ (вегетативной, сенситивной и интеллектуальной). Он был автором широкоизвестного в эпоху средневековья соч. «О возникновении и расчленении философии».

РОБЕРТ МЕЛУНСКИЙ

РОБЕРТ МЕЛУНСКИЙ (Robertus de Meleduno)

(ум. 1167, Херфорд) - англ, ранний схоласт; ученик Гуго Сен-Викторский. Главные его произв.: «Книга сентенций» и особенно теологическая «Summa», в которой он, подвергнув критике современную науку и выступив за методическое сомнение, потребовал основательного разъяснения проблем частных наук как материальной основы теологии.

РОБИНЕ

РОБИНЕ (Robinet)

Жан Батист Рене (род. 23 июня 1735, Ренне - ум. 24 янв. 1820, там же) - франц. философ; подчеркивал, что в природе существует «закон постоянства» и непрерывная лестница, которая ведет от низших существ к высшим. Все существа - вариации прототипа, конечная цель варьирования - формирование человека. Тем самым он перенес в натурфилософию философско-исторический эволюционизм своего времени. Психологию Робине пытался подчинить механическим закономерностям. Моральным принципом для него являлся природный инстинкт. Осн. произв.: «De la nature», 5 vol., 1761 - 1768; «Considerations philosophiques sur la gradation naturelle», 1788; «Parallele de la condition et des facultes de rhomme avec celles des autres animaux», 1769; «Les vertus, reflexions morales en vers», 1814.

РОД

РОД -

общая философская характеристика для группы предметов с общими существенными свойствами, несущественные свойства которых отличаются друг от друга. Аристотель характеризовал эти общие свойства, общность которых со времени Платона рассматривалась как метафизическая действительность и в средние века играла важную роль в качестве «универсалий» (см. Всеобщее), как «существенно-всеобщее в отдельных вещах». В логике понятие рода является упорядочивающим понятием, которое, имея более высокую степень общности, охватывает ряд менее общих понятий (см. Вид). В систематике растений и животных род (лат. genus) - это группа родственных видов; группы близких родов образуют семейство. Родовой (от франц. generigue - принадлежащий роду) - относящийся к роду (genus). Противоположность - специфический.

РОДЖЕРС

РОДЖЕРС (Rogers)

Карл Рэнсом (род. 8 янв. 1902, Ок-Парк, Иллинойс - ум. 1987) - амер. психолог, один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии, которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом. В основе теории Роджерса лежит Я-концепция - относительно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, базируясь на которой он строит свои взаимодействия с др. людьми и относится к себе. Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Будучи основателем центрированной на пациенте психотерапии, Роджерс видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Цель центрированной психотерапии как части гуманистической психологии - так перестроить структуру Я, чтобы личность стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту, а именно к системе восприятий и оценок личностью своих черт и отношения к миру. Осн. произв.: «Psychotherapy and personality change», 1954; «Freedom of personality», 1972.

РОДОВАЯ ЭНТЕЛЕХИЯ

РОДОВАЯ ЭНТЕЛЕХИЯ -

понятие биологии, см. Видовая душа.

РОЗАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РОЗАНОВ Василий Васильевич (род. 1856, Ветлуга Костромской губ. - ум. 1919, Сергиев Посад)

рус. религиозный философ и литератор. Развивал тему противопоставления Христа и мира, язычества и христианства, которое, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти. Но он критикует христианство ради др. «живой» религии, ради иной церкви, поскольку «нет народа без храма и Бога». Духовное возрождение должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, идеалы которого непременно восторжествуют не только в потустороннем мире, но и здесь, на земле. Культура, искусство, семья, личность могут быть поняты лишь в рамках нового религиозного мировоззрения как проявление «богочеловеческого процесса», как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на обожествлении рода, семьи («Семья как религия», 1903), пола. Осн. произв.: «О понимании», 1886; «Семейный вопрос в России», 1903; «В мире неясного и нерешенного», 1904; «Около стен церковных», 2 т., 1906; «Темный лик. Метафизика христианства», 1911; «Люди лунного света. Метафизика христианства», 1911; «Опавшие листья», 1913-1915; «Религия и культура», 1912; «Из восточных мотивов», 1916.

РОЗЕНКРАНЦ

РОЗЕНКРАНЦ (Rosenkranz)

Карл (род. 23 апр. 1805, Магдебург - ум. 14 июня 1879, Кенигсберг) - нем. философ; профессор в Кенигсберге с 1833. Розенкранц - один из наиболее известных учеников Гегеля, разрабатывавший его систему. Осн. произв.: «Meine Reform der Hegeischen Philosophie», 1852; «Leben Hegels», 1844.

РОЙЕ-КОЛЛАР

РОЙЕ-КОЛЛАР (Royer-Collard)

Пвер Поль (род. 21 июня 1763, Сомпиус-наМарне - ум. 4 сент. 1845, Шатовьё) франц. политик и философ. Примыкая к шотл. философской школе, сделал восприятие исходным пунктом своей философии, однако при этом выступил против сенсуализма Кондильяка.

РОЙС

РОЙС (Royce)

Джосайя (род. 10 нояб. 1855, Грасс-Валли, Калифорния - ум." 14 сент. 1916, Кембридж, Массачусетс) - амер. философ; с 1882 - профессор в Гарвардском ун-те, ученик Лотце. В обращении от Канта к Фихте, Шеллингу и Гегелю он видел истинный путь философии, т.е. путь к идеалистическому персонализму: мир - совокупность существ, обладающих свойствами личности, которые объединяются в высшей духовной личности (в Боге). Ройс занимался также вопросами логики. Осн. произв.: «The conception of God», 1897; «Problem of truth», 1908; «The word and the individual», 2 vol., 1900 - 1902; «Принципы логики» (в Энциклопедии философских наук, т. I: «Логика», 1912); «The sources of religions insight», 1912; «The problem of Christ», 1913.

РОК

РОК -

см. Судьба.

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ (от франц. romantisme)

возрождение романтики, подражание романтическому духовному содержанию; часто слово «романтизм» употребляется в отрицательном смысле.

РОМАНТИКА

РОМАНТИКА -

понятие, возникшее в Англии в сер. 17 в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию - в отличие от лат. образовательной поэзии. Позже романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено гл. о. в адрес Йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегель. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не дает представления о сущности т. н. гейдельбергской романтики (Брентано, Геррес, Гримм). Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочническим явлением. С 1770 до смерти Гёте господствует идеалистически-пантеистический метод мышления - «нем. движение». Ступени его развития - период «Бури и натиска», классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики. Романтические философы - Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Фр. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая их черта - исследование Я и глубин человеческой души. Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения естествознания.

РОСМИНИ

РОСМИНИ (Rosmini)

Антонио (род. 1795, Роверето - ум. 1855, Стреза) итал. священник и философ, представитель умеренной онтологии; находился под влиянием Канта; был также дипломатом, боролся за национальное единство итальянцев. В 1828 основал объединение «Священник любви». Церковно- политические реформаторские устремления Росмини неоднократно приводили к конфликтам с церковью, в 1887 его 40 тезисов были осуждены церковью. Осн. произв.: «Teodicea», 1845; «Logica», 1853; «Filosofia della politica», 1858; «Teosofia», 5vol., 1856-1874.

РОСЦЕЛИН

РОСЦЕЛИН (Roscelinus)

Иоанн (род. ок. 1050, Компьень - ум. 1123/25, там же) - франц. теолог, философ-схоласт. Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и частям этих вещей. Его произв. утеряны.

РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

начинает впервые формироваться в кон. 19 в. Как и вся рум. культура, философия также испытала особое влияние Франции. Наиболее значительным рум. философом был позитивист Василий Конта (1846 - 1882), однако в его философии отсутствовала антиметафизическая направленность. Получил известность также А. Д. Ксенопол (1847 - 1925), разрабатывавший философию истории. Учеником В. Вундта был психолог и социолог Деметрий Густи.

РУПЕРТ ИЗ ДЕЙТЦА

РУПЕРТ ИЗ ДЕЙТЦА (лат. Rupertus Tuicensis)

(род. ок. 1070 - ум. 4 марта 1135) - представитель ранней нем. схоластики. Всемогущество Бога он понимал как всеволие Бога, но в высших религиозных вопросах считал правомочным и разум. Из догмы о Троице пытался вывести схему мышления, имеющую троичную форму.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - О самостоятельной рус. философии может идти речь только с нач. 18 в. До этого времени в России над мышлением господствовала греч. ортодоксальная церковь. В кон. 18 в. на рус. философию оказывали свое влияние франц. Просвещение и философия Хр. Вольфа, в 19 в. - философия Шеллинга и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО), а позднее - позитивизм и материализм. Получили известность шеллингианец Д. М. Велланский, Давыдов , Петр Чаадаев , гегельянец Киреевский, Белинский, Гериен, Бакунин , материалист и позитивист Чернышевский, Лавров , M. M. Филиппов (1858-1903), Плеханов . В кон. 19 в. начинает формироваться рус. философия в ее национальном своеобразии, имеющая мистически-религиозную направленность. В этом отношении для рус. философии характерны писатели Толстой и Достоевский. Соловьев - первый известный на Западе представитель рус. философии - пришел через Канта к оправданию мистического христианства. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Большое философское значение имеют работы двух психологов - Бехтерева и Павлова (см. также РЕФЛЕКСОЛОГИЯ). Николай Бердяев , как и вся эмигрантская рус. философия, продолжил мистически-утопическую линию Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних рус. классических философов А.Ф. Лосева и С.Л. Франка . см. также ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

РУССО

РУССО (Rousseau)

Жан Жак (род. 28 июня 1712, Женева - ум. 2 июля 1778, Эрменонвилль, близ Парижа) - франц. писатель и философ. Руссо - мыслитель, в котором созревал романтический протест против Просвещения; хотя он сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению, однако уже был одним из тех, кто духовно подготавливал Франц. революцию. Руссо пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. Все является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека. За его лозунгом «Назад к природе!» скрывался натурализм, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. Воспитанию он приписывал задачу устранения всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий. Религиозное воспитание должно вестись не в духе какого-либо определенного вероисповедания, а в духе деизма. Человек рождается свободным, благодаря молчаливо заключенному общественному договору (contrat social) люди объединяют свои воли в «единую волю»; см. Государство. Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Осн. произв.: «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Об общественном договоре» (1762); «Исповедь» (1781-1788); Избр. соч., тт. 1-3. М., 1961.

"РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ"

"РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ" (исп. «Oraculo manual»)

название известного произв. Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, появившегося в 1637.

РЮДИГЕР

РЮДИГЕР (Rüdiger)

Андреас (род. 1 нояб. 1673, Рохлитц - ум. 6 июня 1731, Лейпциг) - нем. философ; профессор в Лейпциге. Противник Христиана Вольфа; отклонил применение математического метода к философии и обратился, в частности, к психическим и даже к парапсихическим феноменам. Осн. произв.: «Philosophia synthetica», 1707; «Philosophia pragmatica», 1723.

Предыдущая страница Следующая страница