Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИГ"-"РЮД")
РИГВЕДА - древнейший инд. религиозный и философский (мировоззренческий) первоисточник. См. Индийская философия, Веды. |
РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor - непреклонность, острота, строгость)
строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении. Этический ригоризм Канта принимает безусловно обязательный нравственный закон и требует от нравственного человека, чтобы он при всех обстоятельствах следовал этому закону - из чистого преклонения перед законом, а не из. любви или поклонения, напр. Богу или человеку. Шиллер выступал против кантовского ригоризма. |
I (Reid)
Томас (род. 26 апр. 1710, Строи, Шотландия - ум. 7 окт. 1796, Глазго) - англ, философ; профессор в Абердине и Глазго; основатель шотл. школы «здравого смысла». Примыкая к Локку и Беркли, он утверждал, что человек может познавать действительность непосредственно и интуитивно. В частности, он с самого начала обладает двенадцатью недоказуемыми и не нуждающимися в доказательстве самоочевидными основоположениями, которые образуют основу «здравого человеческого рассудка» (common sense) и определяют общую картину мира человека. Осн. произв.: «Inquiry into the human mind on the principle of common sense», 1764. II (Reed)
Уильям Уинвуд (род. 1838 - ум. 1875) - англ, философ; дарвинист. Благодаря дарвиновскому учению о борьбе за существование он пришел к нигилистическому пессимизму, которому, однако, противопоставил героический научный идеал. Осн. произв.: «The Martyrdom of Man», 1872. |
РИКЕР (Ricoeur)
Поль (род. 27 февр. 1913, Баланс) - франц. философ, представитель религиозного феноменологического направления в экзистенциализме, Центральный вопрос для Рикёра - волевая активность субъекта. Опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», на идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Рикёр представляет волю как «предельную изначальность» человека, который благодаря этому способен придавать смысл окружающей действительности. Анализ проблемы воли, по Рикёру, позволяет не только открывать укорененность субъекта в бытии, но и исследовать движение его сознания к будущему. «Предельная изначальность» состоит также в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом же в исследовании человеческой воли и сознания является понятие Бога, полностью обусловливающего бытие человека. Рикёр предлагает на основе религии и феноменологическо-экзистенциальной традиции, учитывая также и феноменологию духа Гегеля, способ истолкования человека, мира и культуры. Осн. произв.: 4Histoire et verite», 1955; «Philosophie de la volonte», t. 1-2, 1950-1960; «De Interpretation. Essai sur Freud», 1965; «La metaphore vive», 1975. |
РИККЕРТ (Rickert)
Генрих (род. 25 мая 1863, Данциг - ум. 25 июля 1936, Гейдельберг) - нем. философ; профессор в Гейдельберге с 1926; вместе с Виндельбандом основал юго-западную нем. школу, отталкивавшуюся от Канта и Фихте (см. Неокантианство). Риккерт методологически разработал проблему различия между науками о природе и науками о культуре (о духе); его взгляды развивались в направлении от трансцендентального идеализма к критической онтологии. В частности, Риккерт обратился к проблеме ценностей и считал, что ценности, которые могут выражать объективное значение, воплощаются преимущественно в сфере культуры. Взаимосвязь между сферой действительности и сферой ценностей базируется на промежуточной области, на «чувственном образе», создающем основу культуры. Задачей философии является исследование сферы ценностей (имеющих непреходящее, вневременное значение). Осн. работы: «Der Gegenstand der Erkenntnis», 1892; «Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung», 1896; «Kulturwissenschaft und Naturwissen», 1899; «Vom System der Werte», 1912; «Die Philosophie des Lebens», 1920; «Kant als Philosoph der modernen Kultur», 1924; «Die Logik des Prдdikats und das Problem der Ontologie», 1930; «Sehen und Erkennen», 1934; «Unmittelbarkeit der Sinndeutung», 1939. |
РИЛЬ (Riehl)
Алоиз (род. 27 апр. 1844, Бозен - ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) - нем. философ; профессор в Берлине (1905-1917); неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию: есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей; в то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознания. Следовательно, то, что с позиции Я является процессом ощущения, с точки зрения не-Я есть процесс, протекающий в мозгу. Осн. произв.: «Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung fьr die positive Wissenschaft», 2 Bde., 1876-1887; «Nietzsche», 1897; «Einfьhrung in die Philosophie der Gegenwart», 1903 (рус. пер. «Введение в современную философию». СПБ, 1904). |
РИЛЬКЕ (Rilke)
Райнер Мария (род. 4 дек. 1875, Прага - ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) - австр. поэтфилософ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произв. впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке - поэт-экзистенциалист. Главные его темы: Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы - только листья»; смерть, «растущая и зреющая вместе с нами», принадлежащая к сфере индивидуальной жизни и сообщающая этой жизни ее достоинство; задачи человека, которые состоят в том, чтобы сотворить «незримую землю» - придать вещам, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, присущий им смысл благодаря любовному обращению с ними и, т.о., поднять их в сферу ценного, духовного; жизнью обладает только еще формирующееся, незавершенное; все завершенное «погружается в вечность»; чем благороднее нечто, тем слабее оно, тем более сильна для него угроза быть уничтоженным посредством техники. См. Бог, Смерть, Техника, Осн. произв.: «Duineser Elegien» (пер. «Дуинезские элегии»), 1923; «Die Auszeichungen des Malte Lauridus Brigge», («Записки Мальте Лауридса Бригге»), 1910; «Das Stundbuch», 1905; «Die Geschichten von lieben Gott», 1900; «Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke», 1906; «Worpswede», 1903 (монография по искусству), «Gesamtausgabe», 6 Bde., 1927-1928. |
РИНТЕЛЕН (Rintelen)
Фриц Иоахим фон (род. 16 мая 1898, Штеттин) - профессор в Бонне, Мюнхене, с 1946 - в Майнце, ученик Гейзера. Занимаясь вопросами истории европейской философии ценностей, он развивал новый ценностный реализм (как основу критической оценки экзистенциализма и интерпретации Гёте как образца «живого духа» времени, динамического волюнтаризма и формального интеллектуализма. Осн. произв.: «Dдmonie des Willens», 1947; «Philosophie der Endlichkeit als Spigel der Gegenwart», 1951. |
РИТМ (от греч. rheein - течь, стремиться)
согласно Клагесу, возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного. Явление ритма сначала наблюдалось в области музыки и танцев, но здесь постоянно смешивалось с тактом, а затем было познано как форма выражения жизни вообще. «Все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими» (Klages. Graphologie); см. Периодичность. Для объяснения хода истории постоянно привлекается принцип ритма. В психологии говорят о ритмичных образах всех видов, а также о неподвижных образах, напр. орнаменте. Ритмическое расчленение труда делает его менее утомительным, поэтому психотехника использует ритмизирование для облегчения трудовых процессов. |
РИТОРИКА (от греч. rhetorike)
ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в. |
РИТЧЛ (Ritschi)
Альбрехт (род. 25 марта 1Й22, Берлин - ум. 20 марта 1889, Гёттинген) - нем. теолог; профессор в Гёттингене с 1864. Считал, что метафизика возможна только на основе христ. этики. Идея Царства божьего выступает у него в качестве цели Откровения. Осн. произв.: «Die christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versцhnung», 3 Bde., 1870-1874; «Die christliche Vollkommenheit», 1874; «Theologie und Metaphysik», 1887. |
РИХАРД ИЗ СЕН-ВИКТОРА (Riccardo di S. Vittore)
(ум. 1173) - представитель франц. ранней схоластики; глава школы викторианцев в Париже. Создал развернутую систему мистического экстаза, однако требовал, чтобы правильность экстаза постоянно проверялась по Библии. Пытался доказать существование Бога, исходя из преходящего характера земного бытия. |
РИЧАРД ИЗ МИДДЛТАУНА (де Медиавилла)
(ум. 1300/08) - англ, схоласт. Будучи францисканцем, он, однако, отклонялся от августианской философии своего ордена, приближаясь к томистской точке зрения. Рассматривал рассудок как познавательную способность, созданную Богом, но имеющую, правда, естественный характер. В рассудке видовые понятия являются реальными, а высшие понятия - абстрактными; это приближало его к номинализму. Осн. произв.: «Комментарий к сентенциям Петра Ломбардского» (1489), «Дискуссионные вопросы» («Quaestiones disputatae»), напечатанные впервые в 1883. |
РОБЕРТ БОЛЬШАЯ ГОЛОВА - см. Роберт Гроссетест. |
РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste)
Роберт Большая Голова (род. 1175, Стрэдбрук - ум. 9 окт. 1253, Линкольн) - англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики - на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом. |
РОБЕРТ КАЙЛВАРДБИЙСКИЙ (Kilwardby)
(ум. 12 сент. 1279, Витербо) - англ, схоласт; будучи доминиканцем, он тем не менее отклонил томистское учение, защищая августинизм. Возродил аристотелевское учение о том, что душа состоит из трех различных душ (вегетативной, сенситивной и интеллектуальной). Он был автором широкоизвестного в эпоху средневековья соч. «О возникновении и расчленении философии». |
РОБЕРТ МЕЛУНСКИЙ (Robertus de Meleduno)
(ум. 1167, Херфорд) - англ, ранний схоласт; ученик Гуго Сен-Викторский. Главные его произв.: «Книга сентенций» и особенно теологическая «Summa», в которой он, подвергнув критике современную науку и выступив за методическое сомнение, потребовал основательного разъяснения проблем частных наук как материальной основы теологии. |
РОБИНЕ (Robinet)
Жан Батист Рене (род. 23 июня 1735, Ренне - ум. 24 янв. 1820, там же) - франц. философ; подчеркивал, что в природе существует «закон постоянства» и непрерывная лестница, которая ведет от низших существ к высшим. Все существа - вариации прототипа, конечная цель варьирования - формирование человека. Тем самым он перенес в натурфилософию философско-исторический эволюционизм своего времени. Психологию Робине пытался подчинить механическим закономерностям. Моральным принципом для него являлся природный инстинкт. Осн. произв.: «De la nature», 5 vol., 1761 - 1768; «Considerations philosophiques sur la gradation naturelle», 1788; «Parallele de la condition et des facultes de rhomme avec celles des autres animaux», 1769; «Les vertus, reflexions morales en vers», 1814. |
РОД - общая философская характеристика для группы предметов с общими существенными свойствами, несущественные свойства которых отличаются друг от друга. Аристотель характеризовал эти общие свойства, общность которых со времени Платона рассматривалась как метафизическая действительность и в средние века играла важную роль в качестве «универсалий» (см. Всеобщее), как «существенно-всеобщее в отдельных вещах». В логике понятие рода является упорядочивающим понятием, которое, имея более высокую степень общности, охватывает ряд менее общих понятий (см. Вид). В систематике растений и животных род (лат. genus) - это группа родственных видов; группы близких родов образуют семейство. Родовой (от франц. generigue - принадлежащий роду) - относящийся к роду (genus). Противоположность - специфический. |
РОДЖЕРС (Rogers)
Карл Рэнсом (род. 8 янв. 1902, Ок-Парк, Иллинойс - ум. 1987) - амер. психолог, один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии, которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом. В основе теории Роджерса лежит Я-концепция - относительно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, базируясь на которой он строит свои взаимодействия с др. людьми и относится к себе. Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Будучи основателем центрированной на пациенте психотерапии, Роджерс видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Цель центрированной психотерапии как части гуманистической психологии - так перестроить структуру Я, чтобы личность стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту, а именно к системе восприятий и оценок личностью своих черт и отношения к миру. Осн. произв.: «Psychotherapy and personality change», 1954; «Freedom of personality», 1972. |
РОДОВАЯ ЭНТЕЛЕХИЯ - понятие биологии, см. Видовая душа. |
РОЗАНОВ Василий Васильевич (род. 1856, Ветлуга Костромской губ. - ум. 1919, Сергиев Посад)
рус. религиозный философ и литератор. Развивал тему противопоставления Христа и мира, язычества и христианства, которое, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти. Но он критикует христианство ради др. «живой» религии, ради иной церкви, поскольку «нет народа без храма и Бога». Духовное возрождение должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, идеалы которого непременно восторжествуют не только в потустороннем мире, но и здесь, на земле. Культура, искусство, семья, личность могут быть поняты лишь в рамках нового религиозного мировоззрения как проявление «богочеловеческого процесса», как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на обожествлении рода, семьи («Семья как религия», 1903), пола. Осн. произв.: «О понимании», 1886; «Семейный вопрос в России», 1903; «В мире неясного и нерешенного», 1904; «Около стен церковных», 2 т., 1906; «Темный лик. Метафизика христианства», 1911; «Люди лунного света. Метафизика христианства», 1911; «Опавшие листья», 1913-1915; «Религия и культура», 1912; «Из восточных мотивов», 1916. |
РОЗЕНКРАНЦ (Rosenkranz)
Карл (род. 23 апр. 1805, Магдебург - ум. 14 июня 1879, Кенигсберг) - нем. философ; профессор в Кенигсберге с 1833. Розенкранц - один из наиболее известных учеников Гегеля, разрабатывавший его систему. Осн. произв.: «Meine Reform der Hegeischen Philosophie», 1852; «Leben Hegels», 1844. |
РОЙЕ-КОЛЛАР (Royer-Collard)
Пвер Поль (род. 21 июня 1763, Сомпиус-наМарне - ум. 4 сент. 1845, Шатовьё) франц. политик и философ. Примыкая к шотл. философской школе, сделал восприятие исходным пунктом своей философии, однако при этом выступил против сенсуализма Кондильяка. |
РОЙС (Royce)
Джосайя (род. 10 нояб. 1855, Грасс-Валли, Калифорния - ум." 14 сент. 1916, Кембридж, Массачусетс) - амер. философ; с 1882 - профессор в Гарвардском ун-те, ученик Лотце. В обращении от Канта к Фихте, Шеллингу и Гегелю он видел истинный путь философии, т.е. путь к идеалистическому персонализму: мир - совокупность существ, обладающих свойствами личности, которые объединяются в высшей духовной личности (в Боге). Ройс занимался также вопросами логики. Осн. произв.: «The conception of God», 1897; «Problem of truth», 1908; «The word and the individual», 2 vol., 1900 - 1902; «Принципы логики» (в Энциклопедии философских наук, т. I: «Логика», 1912); «The sources of religions insight», 1912; «The problem of Christ», 1913. |
РОК - см. Судьба. |
РОМАНТИЗМ (от франц. romantisme)
возрождение романтики, подражание романтическому духовному содержанию; часто слово «романтизм» употребляется в отрицательном смысле. |
РОМАНТИКА - понятие, возникшее в Англии в сер. 17 в., проникшее через Францию в Германию и обозначавшее сначала романтически приподнятую народную поэзию - в отличие от лат. образовательной поэзии. Позже романтическое определяется как мечтательное, экзальтированное, нереальное; такое определение было направлено гл. о. в адрес Йенского кружка романтиков, объединившегося вокруг братьев Шлегель. Романтикой, кроме того, являются идеалистический универсализм и энциклопедизм, но такое понимание не дает представления о сущности т. н. гейдельбергской романтики (Брентано, Геррес, Гримм). Кроме того, гейдельбергскую романтику относят к позднейшему романтизму и считают упадочническим явлением. С 1770 до смерти Гёте господствует идеалистически-пантеистический метод мышления - «нем. движение». Ступени его развития - период «Бури и натиска», классика, романтика. Гейдельбергская романтика является не упадком, а только простым дополнением йенской романтики. Романтические философы - Шеллинг, Фихте, Шлейермахер, Фр. Шлегель, Новалис, Адам Мюллер. Общая их черта - исследование Я и глубин человеческой души. Феномен романтики исчезает, если подойти к нему с точки зрения естествознания. |
РОСМИНИ (Rosmini)
Антонио (род. 1795, Роверето - ум. 1855, Стреза) итал. священник и философ, представитель умеренной онтологии; находился под влиянием Канта; был также дипломатом, боролся за национальное единство итальянцев. В 1828 основал объединение «Священник любви». Церковно- политические реформаторские устремления Росмини неоднократно приводили к конфликтам с церковью, в 1887 его 40 тезисов были осуждены церковью. Осн. произв.: «Teodicea», 1845; «Logica», 1853; «Filosofia della politica», 1858; «Teosofia», 5vol., 1856-1874. |
РОСЦЕЛИН (Roscelinus)
Иоанн (род. ок. 1050, Компьень - ум. 1123/25, там же) - франц. теолог, философ-схоласт. Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и частям этих вещей. Его произв. утеряны. |
РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - начинает впервые формироваться в кон. 19 в. Как и вся рум. культура, философия также испытала особое влияние Франции. Наиболее значительным рум. философом был позитивист Василий Конта (1846 - 1882), однако в его философии отсутствовала антиметафизическая направленность. Получил известность также А. Д. Ксенопол (1847 - 1925), разрабатывавший философию истории. Учеником В. Вундта был психолог и социолог Деметрий Густи. |
РУПЕРТ ИЗ ДЕЙТЦА (лат. Rupertus Tuicensis)
(род. ок. 1070 - ум. 4 марта 1135) - представитель ранней нем. схоластики. Всемогущество Бога он понимал как всеволие Бога, но в высших религиозных вопросах считал правомочным и разум. Из догмы о Троице пытался вывести схему мышления, имеющую троичную форму. |
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - О самостоятельной рус. философии может идти речь только с нач. 18 в. До этого времени в России над мышлением господствовала греч. ортодоксальная церковь. В кон. 18 в. на рус. философию оказывали свое влияние франц. Просвещение и философия Хр. Вольфа, в 19 в. - философия Шеллинга и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО), а позднее - позитивизм и материализм. Получили известность шеллингианец Д. М. Велланский, Давыдов , Петр Чаадаев , гегельянец Киреевский, Белинский, Гериен, Бакунин , материалист и позитивист Чернышевский, Лавров , M. M. Филиппов (1858-1903), Плеханов . В кон. 19 в. начинает формироваться рус. философия в ее национальном своеобразии, имеющая мистически-религиозную направленность. В этом отношении для рус. философии характерны писатели Толстой и Достоевский. Соловьев - первый известный на Западе представитель рус. философии - пришел через Канта к оправданию мистического христианства. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Большое философское значение имеют работы двух психологов - Бехтерева и Павлова (см. также РЕФЛЕКСОЛОГИЯ). Николай Бердяев , как и вся эмигрантская рус. философия, продолжил мистически-утопическую линию Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних рус. классических философов А.Ф. Лосева и С.Л. Франка . см. также ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. |
РУССО (Rousseau)
Жан Жак (род. 28 июня 1712, Женева - ум. 2 июля 1778, Эрменонвилль, близ Парижа) - франц. писатель и философ. Руссо - мыслитель, в котором созревал романтический протест против Просвещения; хотя он сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению, однако уже был одним из тех, кто духовно подготавливал Франц. революцию. Руссо пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. Все является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека. За его лозунгом «Назад к природе!» скрывался натурализм, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. Воспитанию он приписывал задачу устранения всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий. Религиозное воспитание должно вестись не в духе какого-либо определенного вероисповедания, а в духе деизма. Человек рождается свободным, благодаря молчаливо заключенному общественному договору (contrat social) люди объединяют свои воли в «единую волю»; см. Государство. Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Осн. произв.: «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Об общественном договоре» (1762); «Исповедь» (1781-1788); Избр. соч., тт. 1-3. М., 1961. |
"РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ" (исп. «Oraculo manual»)
название известного произв. Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, появившегося в 1637. |
РЮДИГЕР (Rüdiger)
Андреас (род. 1 нояб. 1673, Рохлитц - ум. 6 июня 1731, Лейпциг) - нем. философ; профессор в Лейпциге. Противник Христиана Вольфа; отклонил применение математического метода к философии и обратился, в частности, к психическим и даже к парапсихическим феноменам. Осн. произв.: «Philosophia synthetica», 1707; «Philosophia pragmatica», 1723. |