Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЧ"-"КОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЧ"-"КОЛ")

КАЧЕСТВА ВЫРАЖЕНИЯ

КАЧЕСТВА ВЫРАЖЕНИЯ -

см. Wesen.

КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ -

одно из гештальткачеств.

КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО -

свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида. Элеаты, а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее - Галилей, затем - Локк, впервые применивший термины «первичные» (т.е. объективные математически-физические) и «вторичные» (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные - апостериорными (реальными); в этом и состоял «коперниковский переворот» Канта. Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий) проповедовали объективность качества. Сведение качества к количеству - осн. тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование, квантификация, а также Категория).

КВАНТ

КВАНТ (лат. quantum - сколько)

нечто численно измеримое; определенная величина: количество, вес, масса.

КВАНТИФИЦИРОВАНИЕ, КВАНТИФИКАЦИЯ

КВАНТИФИЦИРОВАНИЕ, КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantitas - количество и facere - делать) - сведение качеств к количествам, напр. звуков и цветов - к числу колебаний. Квалификация, введенная в физику Декартом, неизменно играла определенную роль в психологии, т. к. со всякой квантификацией было связано рационализирование конкретно наглядной полноты душевного, лишение ее пространственной определенности. Возникающие благодаря этому некачественные понятия не были адекватным выражением сущности психического. Математика, применяемая для квантификации, сама больше не является чисто квантифицирующей наукой. О квантификаторах см. Логистика.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА -

теория, устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц; один из осн. разделов квантовой теории. Впервые позволила описать структуру атомов, понять их спектры, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов. В отличие от классической теории в квантовой механике все частицы выступают как носители и корпускулярных, и волновых свойств, которые не исключают, а дополняют друг друга. См. также Волновая механика.

КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ

КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ -

теория, основы который были заложены в 1900 физиком Максом Планком. Согласно этой теории, атомы всегда излучают или принимают лучевую энергию только порциями, прерывно, а именно определенными квантами (кванты энергии), величина энергии которых равна частоте колебаний (скорость света, деленная на длину волны) соответствующего вида излучения, умноженной на планковский квант действия (см. Константа, Микрофизика, а также Квантовая механика). Квантовая теория была положена (гл. о. Эйнштейном) в основу квантовой теории света (корпускулярная теория света), по которой свет также состоит из квантов, движущихся со скоростью света (световые кванты, фотоны).

КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ (от лат. quies - покой)

далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni desirer, ni refuser»).

КВИНТЭССЕНЦИЯ

КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia - «пятая сущность»)

пятый элемент у Аристотеля, эфир, но по своей важности - первейший, наиболее существеннейший; в переносном смысле - наиболее существенное, лучшее, суть дела.

КЕДВОРТ

КЕДВОРТ (Cudworth)

Ралф (род. 1617, Адлер, Соммерсетшир - ум. 26 июля 1688, Кембридж) - англ, философ, основатель и глава кембриджской школы, защищал платонизм, опирающийся на христианство. Согласно Кедворту, нравственность обусловлена врожденными идеями, которые имеют абсолютную значимость. Осн. произв. - «The true intellectuel system of the universe», 1687.

КЕЙЗЕРЛИНГ

КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (род. 20 июля 1880, Кенно, Лифляндия - ум. 26 апр. 1946, Аврах, Тироль) - нем. философ, автор работ по философии культуры и философии истории; основал (1920) в Дормштадте «Школу мудрости» и руководил ею; развивал метафизическую в своей основе «философию смысла». Он применил понятие смысла для характеристики всякого духовно постижимого начала, однако сам смысл, не совпадая по своей сущности ни с греч. логосом, ни с учением Платона об идее, не имел определения. «Он родствен только одному кит. всеобщему творческому принципу. Но и этот последний я не считаю смыслом. Под смыслом я понимаю начало». Затем создал учение о поляризации, самоосуществлении, придании смысла, стиле многообразного мышления, т.е. антропологию, основанную на единстве тела, души и духа. Его философия стремится освободить духовную сущность человека, сделать ее сознательной. Введенное им впервые понятие «гана» заимствовано психологией К.Г.Юнга. Осн. работы: «Schцpferische Erkenntnis», 1922; «Menschen als Sinnbilder», 1926; «Sьdamerikanischen Meditationen», 1932; «Das Buch vom persцnlichen Leben», 1934; «Reise durch die Zeit», 1948.

КЕЙНС

КЕЙНС (Keynes)

Джон Мейнард (род. 5 июня 1883, Кембридж - ум. 21 апр. 1946, Лондон) - выдающийся англ. экономист; с 1920 - профессор в Кембридже. Совершил в экономике «кейнсианскую революцию» книгой «Общая теория занятости, процента и денег» («The general theory of employment, interest, and money», 1936). В своих теориях развивал идеи регулируемого государственного вмешательства в рыночную экономику. Идеи Кейиса в немалой степени помогли развитым странам Запада выйти из Великой депрессии 30-х годов.

КЁЛЕР

КЁЛЕР (Köhler)

Вольфганг (род. 21 янв. 1887, Ревель) - нем.-амер. психолог. В 1922 - 1935 - профессор Берлинского ун-та, позже - в Принстоне (США). На станции по изучению человекоподобных обезьян в Тенерифе занимался исследованием интеллекта шимпанзе («Intelligenzprьfungen an Menschenaffen», 1917) и на химико-физической основе развивал теорию гештальта, которая охватывает также биологические формы и процессы формирования («Die physischen Geschtalten in Ruhe und im stationдren Zustand», 1920); позднее им написана работа «Psychologische Probleme» (1933).

КЕЛЬЗЕН

КЕЛЬЗЕН (Reisen)

Ханс (род. 11 okt. 1881, Прага - ум. 20 апр. 1973, Беркли, Калифорния, США) - австр. юрист, занимавшийся вопросами государства и права. Професор (с 1919 - в Вене, с 1930 в Кёльне, с 1933 - в Женеве, с 1936 - в Праге, с 1939 - в США); ученик Когена, создал «чистую теорию права», отбрасывающую мысль о естественном праве организма и рассматривающую право как систему принудительных норм, а государство - как правовую организацию. Учение Кельзена, одного из основателей правового норматизма, оказало сильное влияние на конституции австр. и чехосл. государств (до второй мировой войны). Осн. работы: «Hauptprobleme der Staatsrechtslehre aus der Lehre vom Rechtssatz», 1911; «Allgemeine Staatslehre», 1925; «Theorie generale du droit international public», 1932; «Reine Rechtslehre», 1934.

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА - платонически-мистическое направление в философии второй пол. 17 - начала 18 в., центром которого был Кембриджский-ун-т в Англии. Мыслителей кембриджской школы привлекал мир платоновских идей в интерпретации Марсилия Фичино и Флорентийской академии (см. АКАДЕМИЯ), взгляды которых они принимали просто как должные и считали их образцом для себя. Кембриджская школа представляет собой некоего рода связующее звено между отдельными духовными течениями и эпохами: она является одной из свай того моста, который ведет от итал. Возрождения к гуманизму. Главные представители: Ралф Кедворт и Генри Мор .

КЕПЛЕР

КЕПЛЕР (Kepler)

Иоганн (род. 27 дек. 1571, Вейль-дер-Штадт, Вюртемберг - ум. 15 нояб. 1630, Регенсбург) - нем, астроном и исследователь природы; в 1594 - 1600 - профессор математики и морали в Граце, до 1612 - ассистент астронома Тихо Браге в Праге. Основываясь на мистической натурфилософии и пантеистических мотивах, он развил мысль о мировой гармонии, а в стремлении индуктивно обосновать эту мысль открыл три закона движения планет, названных его именем, - первые законы природы, выраженные в математической форме; для него они были выражением божественной гармонии. Эти открытия были опубликованы в работах «Astronomia nova» (1619) и «Hormonices mundi» (1619). Число планет, по Кеплеру, не может быть иным, чем 5, потому что имеется лишь 5 правильных многогранников; см. Галилей. Учение Кеплера имело огромное значение для формирования современной картины мира.

КЕРОС

КЕРОС (греч. Kairos)

Бог благоприятного момента; в христ. философии религии - обилие времен; в философии существования - мгновение, в которое должны приниматься очень значительные решения.

КЕРШЕНШТЕЙНЕР

КЕРШЕНШТЕЙНЕР (Kerschensteiner)

Георг (род. 29 июля 1854, Мюнхен - ум. 15 янв. 1932, там же) - нем. педагог, создатель теории широкого образования и его организации. С 1911 - профессор в Мюнхене. От современного образонания Кершенштейнер требовал, чтобы оно расширяло духовный горизонт, развивало разносторонность, гибкость и умение объяснить новую ценность, дать ей оценку, чтобы оно воспитывало потребность в духовном росте, способствовало развитию душевной цельности и целеустремленности в воспитании чувств индивида, что зависит в основном от воспитания характера. Осн. произв.: «Staatsbьrgerliche Erziehung der deutschen Jugend», 1901; «Charakterbegriff und Charaktererziehung», 1912; «Autoritдt und Freiheit als Bildungsgrundsatz», 1914; «Theorie der Bildungsorganisation», 1933.

КИБЕРНЕТИКА

КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike [techne] - искусство управления) - наука о самоуправляющихся машинах, в частности о машинах с электронным управлением («электронный мозг»). Кибернетика получила самое широкое распространение в последней трети 20 в. и сейчас находит широкое применение также в биологии и социологии. «Отец кибернетики» амер. ученый Норберт Винер в труде «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948) показал, что человеческий мозг действует наподобие электронных вычислительных машин с двоичной системой исчисления.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinesis - движение и aisthetos - чувственно воспринимаемый)

см. Ощущения двигательные.

КИНИКИ

КИНИКИ -

в греч. философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (см. Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (род. 3 апр. 1806, Москва - ум. 23 июня 1856, Петербург)

рус. религиозный философ, литературный критик и публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено рус. мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский - поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной рус. философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 тт.

КИРЕНАИКИ

КИРЕНАИКИ -

представители греч. философской школы, последователи Аристиппа из Кирены.

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, ЕПИСКОП

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, епископ (род. 315 - ум. 386)

святой отец церкви. В 348 написал 23 поучения, представляющие весьма важный документ по популярному религиозному обучению в древней церкви. Был подвергнут гонению за спор с арианами, не принимавшими один из осн. догматов христ. церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). После Константинопольского собора (381), осудившего арианство как ересь, стал «поборником учения апостольского».

КИСМЕТ

КИСМЕТ (араб. - наделение)

то, что предназначается, определяется каждому провидением.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАГЕС

КЛАГЕС (Klages)

Людвиг (род. 10 дек. 1870, Ганновер - ум. 29 июля 1956, Кильхберг, близ Цюриха) - нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. Всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. Связь тела и души интересует Клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа - смысл живого тела. Из противоположности выразительных движений и движений воли Клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму - это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. Последнему тезису посвящено осн. произв. Клагеса «Der Geist als Widersacher der Seele» (3 Bde., 1929-1932). B «Rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. Главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «Handschrift und Charakter», 1917; «Vom kosmogonischen Eros», 1922; «Die Grundlage der Charakterkunde», 1926; «Goethe als Seelenforschen», 1932; «Die Sprache als Quell der Seelenkunde», 1948.

КЛАРК

КЛАРК (Clarke)

Сэмюэль (род. 11 okt. 1675, Норидж - ум. 17 мая 1729, Лестер) - англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- пастор в Лондоне; друг Ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с Лейбницем; выступал против материализма и атеизма. Основой этики Кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. Осн. произв. - «The unchangeable obligation of natural religion and truth», 1706.

КЛАСС

КЛАСС - в логистике сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем (см. ИМЯ). В естественно-научной систематике - единица (категория) системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда: млекопитающие образуют класс отдела позвоночных, охватывающий отряды грызунов, копытных, приматов и т. д. В социологии классы - «наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса» (Ф.Оппенгеймер). В марксизме теория классов признает только два класса: класс имущих, буржуазии, класс капиталистов, «эксплуататоров», с одной стороны, и класс неимущих, пролетариев, «эксплуатируемых» - с другой. Между обоими классами постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу, не больше чем результаты соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития (см. ДИАЛЕКТИКА), классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она, по этой утопии, - к бесклассовому обществу и вместе с тем к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. ЭВДЕМОНИЗМ).

КЛАССИКА

КЛАССИКА (от лат. classicus - образцовый, первоклассный)

стремление к спокойствию, порядку, четкости, мере и гармонии; образцовые, выдающиеся, общепризнанные произв. литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для нац. и мировой культуры. Противопоставляется страстности, мрачности, необузданности, беспорядочности, свойственным, напр., барокко и романтизму. Классический - отличный, образцовый; соответствующий высшему периоду развития античной культуры, называемой классической.

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis разряд, класс)

систематическое деление и упорядочение понятий и предметов (см. Деление).

КЛАССОВ ИСЧИСЛЕНИЕ

КЛАССОВ ИСЧИСЛЕНИЕ -

см. Логистика.

КЛАУБЕРГ

КЛАУБЕРГ (Clauberg)

Иоганн (род. 24 февр. 1622, Золинген - ум. 31 янв. 1665, Дуйсбург) - нем. философ, один из первых нем. картезианцев. Своим соч. «Metaphysica di entesive ontosophia» (1656) заложил основы онтологии как учения о предметном бытии. Оказал сильное влияние на Христиана Вольфа.

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (род. 331- ум. 232 до Р. X., Троада, Малая Азия)

древнегреч. философ; учитель Хрисиппа, вместе с ним и Зеноном - основатель Стой. Из его многочисл. соч., кроме гимна Зевсу, являющемуся ценным памятником древ, стоической теологии, сохранились лишь отдельные отрывки.

КЛЕРИКАЛИЗМ

КЛЕРИКАЛИЗМ (от позднелат. clericalis - церковный)

совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католич. церкви и ее главы. Клерикальный - относящийся к духовенству, в частности к католич., и к его интересам. Клерикал- сторонник клерикализма.

КЛЕТКА

КЛЕТКА -

в биологии низшая ступень органической индивидуальности.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus)

Тит Флавий (род. ок. 150 - ум. до 215) - христ. теолог и писатель; жил в Александрии, находился под влиянием Платона, Стой и Филона, защитник христ. философии и христ. гностицизма. Всюду и во всем видел божественный логос, в т. ч. и в языческой философии (особенно у Платона), которая необходима как подведение к божественному. Бог может быть определен только негативно. Познающий христианин характеризуется апатией стоиков. Благодаря аскетизму он может стать странствующим Богом во плоти. В беседе «Какой богатый спасется?» господствует принцип презрения ко всем материальным благам.

КЛЯТТ

КЛЯТТ (Klatt)

Фриц (род. 22 мая ?, Берлин - ум. 25 июля 1945, Вена) - нем. педагог. Приобрел известность благодаря своему соч. «Die schцpferische Pause» (1921), в котором излагается его понимание сложного течения жизненных процессов. «Всеобщий закон колебания от созидания к разрушению живого таков, что между ослаблением и усилием, между разряжением и напряжением всякий раз образуется пауза, во время которой хотя ничего и не совершается, однако в скрытом виде заложен новый импульс. Это свидетельствует прежде всего о созидательном значении состояния покоя, при всех как незначительных, так и самых значительных ритмических движениях, сотрясающих человеческое Я». Клятт написал также: «Freizeitgestaltung», 1929; «Lebensmдchte», 1939; «Griechiesches Erbe», 1943.

КНИГА ПРИРОДЫ

КНИГА ПРИРОДЫ - «КНИГА ПРИРОДЫ» - характерное для неоплатонизма параллестическое толкование природы и Библии, согласно которому природа - это создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Священном писании. При этом мир природы представлялся как некий шифрованный текст, написанный Богом и подлежащий чтению и толкованию. Представления, связанные с «Книгой природы», хотя и в несколько трансформированном виде, получили свое дальнейшее развитие в христ. философии вплоть до периода романтизма.

КНУТЦЕН

КНУТЦЕН (Knutzen)

Мартин (род. 14 дек. 1713, Кенигсберг - ум. 29 янв. 1751, там же) - нем. философ, профессор логики и метафизики, учитель Канта. Пытался соединить рационалистическую философию Вольфа с пиетизмом. Осн. произв.: «Philosophisches Beweis von der Wahrheit der christlichen Religion», 1740; «Commentatio philosophica de humanae mentis individua natura sive immortaeitate», 1741; «Systema causarum efiicientium», 1745; «Elementa philosophiae rationalis», 1747.

КОАДАПТАЦИЯ

КОАДАПТАЦИЯ (от лат. со - вместе и adaptare - приспособлять) - коррелятивное приспособление; в биологии - общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям, напр.: превращение зуба змеи в ядовитый зуб благодаря коррелятивному приспособлению слюнной железы (которая становится ядовитой железой), изменение строения зуба (образование канала), приспособление мускулатуры (при закрывании пасти зуб убирается назад); примером коадаптации является также коррелятивное приспособление формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых.

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (род. 27 авг. 1851, Харьков - ум. 23 марта 1916, Петроград)

рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей Московского психологического общества. Испытал заметное влияние англ, социолога и философа Герберта Спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. В своем учении о социальном прогрессе Ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. Развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. Осн. труды: «Первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «Современные социологи» (1905); «Социология» (т. 1-2, 1910).

КОГЕН

КОГЕН (Cohen)

Герман (род. 4 июля 1842, Козвиг, Ангальт - ум. 4 апр. 1918, Берлин) - нем. философ. В 1876-1912 профессор в Марбурге. Как и Наторп, является основателем и главой марбургской школы. По Когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. Всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. Не существует никакой метафизической основы действительности. Процесс опыта есть процесс образования предмета. Математика - это «методический символ науки» (в т. ч. и философии). Коген считает, что этическое учение Канта является выражением ветхозаветной морали. Государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. Бог есть «центр всех идей, идея истины». Осн. произв.: «Kants Theorie der Erfahrung», 1871; «System der Philosophie» (Bd. I: «Logik der reinen Erkenntnis», 1902; Bd. II: «Ethik des reinen Willens», 1904; Bd. III: «Дsthetik des reinen Gefьhls», 1912.

КОГЕРЕНТНОСТЬ

КОГЕРЕНТНОСТЬ (от лат. cohaerere быть связанным) - взаимосвязь. Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи; когерентные законы онтологии выражают связь в том плане, в каком она существует между категориями какого-либо слоя (см. УЧЕНИЕ О СЛОЯХ). Факторы когерентности (мотивы когерентности) в психологии - участки памяти, которые обращают на себя внимание своим сходством, пространственной или временной близостью, симметричным расположением, характером формы и т. п. и благодаря этому могут быть объединены с разграниченными восприятиями. Современная психология считае1„-что объективные свойства факторов когерентности непосредственно (т.е. без содействия внимания) служат причиной для формирования ряда связей (см. Связь).

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС -

интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий.

КОГНИЦИЯ

КОГНИЦИЯ (от лат. cognitio)

знание, познание, когнитивный - соответствующий когниции, или познанию, познаваемый.

КОЗЕЛЬСКИЙ ЯКОВ ПАВЛОВИЧ

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (род. ок. 1728 - ум. ок. 1794)

рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную), а «философское» познание - на математическое и историческое, хотя и со своей спецификой, поскольку философия исследует «генеральные познания о вещах и делах человеческих». Выражал идеи механистического материализма. Осн. труды: «Арифметические предложения», 1764; «Механические предложения», 1765; «Философические предложения», 1768.

КОИНЦИДЕНТИЧНОСТЬ

КОИНЦИДЕНТИЧНОСТЬ (лат.)

взаимное разрушение (см. Coincidentia oppositorum).

КОЛИЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО -

число, величина, численная определенность. О количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго». См. также Категория.

КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ -

см. Импульс.

КОЛЛЕКТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница