Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "GEN"-"WOL")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "GEN"-"WOL")

GENUS REMOTUM

Genus remotum (лат.)

отдаленный род.

HABITUS

Habitus (лат.)

габитус - внешнее проявление, поведение, также свойства, строение тела, поскольку оно характеризуется как конституция. В переносном смысле говорят также о habitus как о духовном направлении, "этосе" какой-либо группы или какого-либо периода.

HABITUS ANINI

HABITUS ANINI (лат.)

душевный склад, характер.

HABITUS NATURAE

Habitus naturae (лат.)

природное свойство.

HAECCEITAS

Haecceitas (лат.)

"этость". Термин Дунса Скота, означающий несводимость единичного существования к сущности.

HEIMARMENE

HEIMARMENE (греч.)

судьба.

HEN KAI PAN

HEN KAI PAN (греч. - одно и все)

см. Всеединство.

HENADE

HENADE (от греч. hen - один)

единство; см. Монада.

HOMO

Homo (лат.)

человек (homo sapiens - человек как разумное существо, в переносном смысле - воспринимающий существенное); мудрый, мыслящий человек. Др. результатами попыток выразить природу человека подобной формулой являются: homo faber (лат. - человек как ремесленник) - технический, действующий человек (см. Поступок); homo divinans (лат. - предчувствующий человек) - магический человек, живущий в одушевленном мире (см. Анимизм, Одушевление); homo ludens (лат. - играющий человек) - человек, который ричего не воспринимает серьезно и бездумно принимает участие в том, что "разыгрывается" в окружающем его мире (см. Пуерилизм, Игра).

HOMO HOMINI LUPUS EST

Homo homini lupus est (лат.)

человек человеку - волк (Плавт).

HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO

HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO (лат. - я человек, и ничто человеческое мне не чуждо)

по словам греч. комического поэта Менандра, высказывание св. Теренция; Цицерон и Сенека считали это высказывание принципом гуманности.

HOMQ-MENZURA-ПОЛОЖЕНИЕ

HOMQ-MENZURA-ПОЛОЖЕНИЕ (лат. положение о "человеке как мере")

положение Протагора: человек есть мера всех вещей.

HORROR VACUI

HORROR VACUI (лат. - боязнь пустоты, отвращение к пустоте)

идущее от Аристотеля выражение, которое употребляется для обозначения т. н. отвращения природы к пустому пространству, следствием чего является то, что везде "что-нибудь" есть (ср. Эфир).

HYLE

HYLE (греч. - древесина, лес)

материал, материя. Ар'истотель под hyle понимает еще не принявшую форму реальных вещей - "первоматерию", которая в качестве голой, еще не осуществленной "возможности" обладает некоторыми свойствами вещества, могущего принять определенную форму.

HYSTERON-PROTERON

HYSTERON-PROTERON -

см. Гистерон-протерон.

IGNORABIMUS

IGNORABIMUS (лат. - мы этого не узнаем)

формула, согласно которой границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена; см. также Агностицизм; Конвергенция, Трансинтеллигибельный.

IGNORATTO ELENCHI

IGNORATTO ELENCHI (лат. - непонимание противоречивости двух утверждений)

ошибка в доказательстве, состоящая в том, что то, что должно быть доказано (или опровергнуто), оставляется без внимания, игнорируется, следовательно, доказывается (или опровергается) нечто другое, а не то, что требуется.

IMITATIO CHRISTI

IMITATIO CHRISTI (лат. - подражание Христу)

следование Христу; по новейшим исследованиям - название католич. назидательной книги Фомы Кемпийского.

IMPETUS

Impetus (лат.)

побуждение, порыв, воодушевление.

IMPLICITE

Implicite (лат.)

включенный, содержащийся наряду с другими. Противоположность - explicite (см. Экспликация).

IMPONDERABILIEN

IMPONDERABILIEN (лат.)

невесомый; неопределимые, непостижимые влияния, воздействия.

IN ABSTRACTO

In abstracto (лат.; см. Абстрактный)

отвлеченный, существующий в себе и для себя, вне связи с реальными условиями. Противоположность - In concrete.

IN AETERNUM

In aeternum (лат.)

в вечности, навечно, навсегда.

IN CONCRETO

IN CONCRETO (лат.)

в действительности, в определенном случае, фактически; см. Конкретное. Противоположность - In abstracto.

IN INFINITUM

In infinitum (лат.)

в бесконечное, без остановки.

INFLUXUS PHYSICUS

Influxus physicus (лат. - естественное влияние)

влияние тела на душу и души на тело. К этому надо добавить, что, согласно Декарту и окказионалистам, вследствие различия того и другого для подобного воздействия необходимо содействие Бога.

INTENTIO

Intentio (лат. - напряжение, намерение, направленность; интенция, intentio recta - "прямое определение" понятия или предмета, представляющегося внешним по отношению к гносеологической связи (в то время как intentio obliqua, "косвенное определение", - внутренним). Оба вида (лат. - modi) этого определения называют соответственно modus rectus и modus obliquus. H. Гартман (в работе "Zur Grundlegung der Ontologie", 1941, S. 49) называет intentio recta естественной точкой зрения на мир, имеющей склонность к онтологии, т. к. она не начинает с рефлексии (как intentio obliqua), не изменяет естественного направления познания, часто следует ему и непосредственно продолжает его дальше; ср. Установка.

(лат. - напряжение, намерение, направленность; интенция, intentio recta - "прямое определение" понятия или предмета, представляющегося внешним по отношению к гносеологической связи (в то время как intentio obliqua, "косвенное определение", - внутренним). Оба вида (лат. - modi) этого определения называют соответственно modus rectus и modus obliquus. H. Гартман (в работе "Zur Grundlegung der Ontologie", 1941, S. 49) называет intentio recta естественной точкой зрения на мир, имеющей склонность к онтологии, т. к. она не начинает с рефлексии (как intentio obliqua), не изменяет естественного направления познания, часто следует ему и непосредственно продолжает его дальше; ср. Установка.

IPSE DIXIT

Ipse dixit (лат.)

это сказал он сам, т.е. господин; лат. перевод греч. autos epha.

LAISSEZ FAIRE, LAISSEZ ALLER

LAISSEZ FAIRE, LAISSEZ ALLER (франц. - предоставлять свободу действия) - лозунг физиократов, которые утверждали, что хозяйство развивается лучше всего тогда, когда оно свободно от вмешательства государства.

LIBERUM ARBITRIUM

Liberum arbitrium (лат.)

свобода выбора, свобода воли. См. Свобода.

LUMEN

I

(лат.)

свет. Lumen naturale и lumen supranaturale - см. Метафизика света.

II

(лат. - "естественный свет")

восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаемому Богом сверхъестественному свету (lumen supranaturale), дополняющему естественный свет.

LUMEN NATURALE

LUMEN NATURALE (лат. - "естественный свет") - восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаемому Богом сверхъестественному свету (lumen supranaturale), дополняющему естественный свет.

MAN

Man (лат.)

в философии существования персонифицированное общественное мнение. Мы наслаждаемся и развлекаемся, как наслаждаются другие; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как смотрят и судят все; но мы так же избегаем "большой толпы", как избегают ее другие; мы находим возмутительным то, что принято находить таковым. И эти другие (Man) - не кто-то определенный, а все, хотя и не сумма, - предписывают форму бытия повседневности (М. Хайдеггер). Это Man вызывает постоянное искушение довериться ему, отдать себя ему во власть, запутаться в нем и стать чужим самому себе (см. Коллектив). В этическом смысле Man представляет собой противоположность индивидуальности; относительно Man вполне уместен категорический императив, где личность в силу морали "равной справедливости" (которая гарантирует личности только право защиты) становится так же бесправна, как она бесправна по отношению к этому Man. В психологии Man есть коррелят "мы"; как член некоего Man я есть часть какой-то целостности, а как участник "мы" я вхожу в некую систему отношений.

"MENS SANA IN CORPORE SANO"

"MENS SANA IN CORPORE SANO" (лат.)

"в здоровом теле здоровый дух"; в сатирах Ювенала говорится: человек должен обращать к богам не глупые молитвы и просьбы, а молить их лишь о физической здоровье, о здоровом человеческом разуме. Что только в здоровом теле возможен здоровый дух, этого Ювенал никогда не говорил.

MORAL INSANITY

Moral insanity (англ.)

моральное слабоумие, болезненный недостаток способности нравственного суждения, связанный с абсолютным эгоизмом, чувственной холодностью и жестокостью.

MORAL SENSE

Moral sense (англ.)

нравственное чувство.

MUNDUS

MUNDUS (лат.)

мир; mundus sensibilis - чувственный мир, природа; mundus intelligibilis - мир рассудка.

NATURA NATURANS

NATURA NATURANS (лат.)

у Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т.е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречаются уже у Аверроэса, а затем в схоластической философии, рассматривающей Бога как natura naturans.

NATURA NON FACIT SALTUS

Natura non facit saltus (лат. природа не делает скачков)

выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.

NATURELL

NATURELL (франц.)

природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и мимики. Это выражение вытесняется словом темперамент.

NE QUOD NIMIS

NE QUOD NIMIS (лат. - ничего лишнего, греч. meden agan)

изречение одного из семи греч. мудрецов, приписываемое Солону.

NIHIL EST IN INTELLECTS, QUOD NON PRIUS FUERIT IN SENSU

NIHIL EST IN INTELLECTS, QUOD NON PRIUS FUERIT IN SENSU (лат.)

нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях. Осн. тезис сенсуализма, сформулированный Локком. Лейбниц добавляет к этому положению ограничение: nisi intellectus ipse (кроме самого интеллекта).

NIHIL HUMANI MIHI ALIENUM

Nihil humani mihi alienum (лат.)

ничто человеческое мне не чуждо (см. Homo sum...).

NIL ADMIRARI

NIL ADMIRARI (лат. - ничему не удивляйся)

этими словами начинается одно из писем Горация, в котором идет речь о необходимости ничему не удивляться. Предание гласит, что Пифагор, которому задали вопрос о том, к какому выводу пришел он в результате своих размышлений, ответил: "Ничему не удивляться".

NOLENS VOLENS

NOLENS VOLENS (лат.)

хочешь не хочешь, волей-неволей.

NON PLUS ULTRA

Non plus ultra (лат. - ничего сверх этого)

непревзойденное, совершенное в своем роде; крайний предел.

NON SCHOLAE, SED VITAE DISCIMUS

NON SCHOLAE, SED VITAE DISCIMUS (лат. - не для школы, а для жизни мы учимся)

так были перефразированы слова Сенеки: "К сожалению, мы учимся не для жизни, а для школы", которыми он закончил свое 106-е письмо.

NOSCE TE IPSUM

NOSCE TE IPSUM (лат., греч. gnothi seauton - познай самого себя) - см. САМОПОЗНАНИЕ.

NOVUM ORGANON

NOVUM ORGANON (лат.)

термин, использованный Ф. Бэконом в работе 4 Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" (1620, рус. пер. 1935) для определения "органа мышления", который трактовался им, в отличие от формальной и дедуктивной логики Аристотеля, как новый, базирующийся исключительно на опыте индуктивный метод. Именно поэтому Ф. Бэкон считается оновоположником англ, эмпиризма.

ORDO AMORIS

ORDO AMORIS (лат.)

порядок любви, выражение, употребляемое Максом Шелером; см. Любовь.

ORDRE DU COEUR

Ordre du coeur (франц. - порядок сердца)

выражение, означающее у Паскаля "логику сердца", которая имеет своей предпосылкой рассудочную логику; см. Любовь. У Шелера и Н. Гартмана это выражение употребляется в связи с определением места, занимаемого этическими ценностями, расположенными в иерархическом порядке; см. Этика.

ORTHOS LOGOS

ORTHOS LOGOS (греч.)

"правильным разумом" называли стоики высший всеобщий закон, присущий богам и людям и руководящий их мыслями и поступками.

OTTO

OTTO (Otto)

Рудольф (род. 25 сент. 1869, Пейне - ум. 6 марта 1937, Марбург) - нем. теолог и философ религии; профессор с 1917. В своих религиозно-философских теориях опирался на Канта и Фриза. В осн. работе «Das Heilige» (1917) он различает «numinose» (т.е. святость без всякого нравственного и познавательного оттенка), «tremendum» (то, что вызывает благочестивый трепет), «mysteriцse» «fascinosum» (ослепляющее, увлекающее). В «West-цstliche Mystik» otto сравнивает Экхарта и Шанкару. Кроме того, он написал ряд др. произв., в т. ч.: «KantischFries ische Religionsphilosophie», 1909; «Sьnde und Urschuld», 1932; «Reich Gottes und Menschensohn», 1934; «Freiheit und Notwendigkeit», 1940.

PAIDEIA

PAIDEIA (греч. - воспитание)

новогуманистическое название элементов воспитания и образования, характерных для Древней Греции и вызванных к жизни существованием полиса.

PAIDEUMA

PAIDEUMA (греч. - приобретенное при помощи воспитания)

душа, сущность культуры. Так Лео Фробениус называет "внутреннее содержание, сущность культуры", распространенной в какой-либо географической области, душу, дух данной области.

PALMARIUM

ARGUMENTUM PRIMARIUM (PALMARIUM) (лат.) - решающее доказательство.

PANTA REI

PANTA REI (греч.)

"все течет".

PETITES PERCEPTIONS

PETITES PERCEPTIONS (франц.)

у Лейбница маленькие, неощутимые перцепции или восприятия, постоянно присутствующие внутри людей, но не замечаемые ими, проявляющиеся впоследствии в совокупности своих действий в виде сумбурных представлений или иррациональных выводов.

PETITIO PRINCIPII

PETITIO PRINCIPII (лат. - претензия на то, чтобы стать основой доказательства)

допущение в качестве основы доказательства положения, которое само еще требует доказательства; см. также Доказательство.

PHILOSOPHIA PERENNIS

Philosophia perennis (лат. вечная философия)

употребляющийся в католич. философии с начала неосхоластики и восходящий к произв. Стехуса Эвгубинуса "De Philosophia perennis" термин, означающий основы всякой философии, незыблемость философских догм; см. Неотомизм. У Лейбница philosophia perennis - идущая от древних и получившая всеобщее распространение истина. Ясперс называет philosophia perennis мысли некоторых великих философов о времени.

PHYSIS

PHYSIS (греч.)

согласно Хайдеггеру, то, что нужно выводить не обычный способом, не при помощи phyein (позволять расти), откуда получаются значения "природа", "тело", но при помощи phaeinein (освещать). Тогда physis был бы "сверкающе открытым"; в этом смысле Хайдеггер говорит об "изначальной открытости сущего" (см. Ничто). Тем не менее, по-видимому, можно только тогда придерживаться традиционного выведения при помощи phyein (вызывать, позволять расти, показывать); когда из осн. значений понятий "возникновение" и "зарождение" получается значение "естественное свойство".

POLITELY

POLITELY (греч. - государство)

название одного из произв. Платона, содержащего его учение о государстве и обществе.

POSSEST

Possest (от лат. posse - мочь и est есть)

возможность бытия; у Николая Кузанского - совпадение потенции и акта (см. Неотомизм) в божественном.

POST HOC

POST HOC (лат.)

после этого; см. Каузальность.

PROPTER

PROPTER НОС (лат.) - по причине этого, из-за этого; см. КАУЗАЛЬНОСТЬ.

PROPTER НОС

PROPTER НОС (лат.)

по причине этого, из-за этого; см. Каузальность.

PROTON KINUN

PROTON KINUN (греч. - перводвижущее, лат. primum novens - первый член причинного ряда)

понятие, заключающее проблему: он существует без достаточного основания (следовательно, "случайно"), он принимает на себя действие, не действуя сам. Многие космологи, теологи и метафизики обходят эту апорию, подставляя на место proton kinun божество.

PROTON PSEUDOS

PROTON PSEUDOS (греч.)

первичная ложь; осн. заблуждение, ложный тезис, от которого отталкивается доказательство, из которого вытекают др. заблуждения.

PSYCHE

PSYCHE (греч.)

дуновение, дыхание; см. Душа.

PYR TECHNIKON

PYR TECHNIKON (греч.)

творческий огонь. У стоиков - творящая часть мировой субстанции, космический Бог.

QUA

QUA (лат.)

в качестве, в силу чего-либо, поскольку.

QUATERNIO TERMINORUM

Quaternio terminorum (лат. учетверение термина)

логическая ошибка в заключении, возникающая благодаря двусмысленному употреблению понятия (см. Умозаключение).

QUIDDITAS

QUIDDITAS (новолат.)

бытие, чтотость (Washeit); противоположность - см. Entitдt (небытие).

QUOD ERAT DEMONSTRANDUM

Quod erat demonstrandum (лат.)

что и требовалось доказать.

RATIO

Ratio (лат.)

разум, рассудок, основа; ratio cognoscendi - основа познания; ratio essendi - основа бытия.

REALREPUGNANZ

REALREPUGNANZ (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans - противодействующий)

реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях.

REGION

REGION (лат.)

область, сфера; региональный - ограниченный определенной сферой, определенной областью.

RES

Res (лат.)

предмет, вещь; в широком смысле - реальность; res cogitans (мыслящая - вещь) и res extensa (протяженная вещь) - понятия философии Декарта, при помощи которых он различает в сущем субстанцию мыслящую (дух, душа) и протяженную (материя, тело). Этот дуализм, согласно учению Декарта и окказионализму, может быть преодолен с помощью Бога, concursus del.

RESERVATIO MENTALIS

Reservatio mentalis (лат.)

тайные, невысказанные, мысленные оговорки, благодаря которым высказывание, обещание, клятва должны потерять свою нравственную обязательность. Играет особую роль в казуистике.

RESIDUM

RESIDUM (лат.)

остаток, пережиток.

REZIPROK

REZIPROK (лат.)

взаимнообусловливающийся.

SACRIFICIUM INTELLECTUS

Sacrificium intellectus (лат. жертвование разумом)

отказ от собственного мышления.

SI TACUISSES, PHILOSOPHUS MANSISSES

SI TACUISSES, PHILOSOPHUS MANSISSES (лат., из соч. Боэция "Об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом)

если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа.

SIC ET NON

SIC ET NON (лат. - так и не так)

да и нет. Обозначение схоластического метода, созданного в основном Абеляром. При решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и авторитетов, выступающих "против", и, наконец, принять решение. Этот метод в последующие эпохи был положен в основу ведения дискуссий в философской, канонистической и гражданскоправовой областях.

SINKRISIS И DIAKRISIS

SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.)

соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гёте.

SINN

Sinn (нем.)

в биологии Sinn (чувство) - орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) - ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для меня и для других. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, но он привносится в нее человеком, так что вещь для одного человека может быть полной смысла, для другого - бессмысленной или даже для меня самого она сегодня может быть полной смысла, а годом позже - бессмысленной. Темой исследования становится смысл какого-либо предмета или события, чему молчаливо предпосылается принятие коллективного субъекта (народа, культуры, эпохи и т. д.), для которого смысловое содержание уже когда-то было выяснено или выясняется. Во многих случаях выражение "исследование смысла" означает исследование сущности (напр., в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме). Методом, при помощи которого исследуется смысл, вкладываемый кем-либо в слово, жест, действие, является понимание. Sinn может означать также общее чувство человека, его восприимчивость к чему-либо или понимание чего-либо.

SOPHROSYNE

SOPHROSYNE (греч. - умеренность)

умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен Платона - одна из четырех кардинальных добродетелей.

SPECIES

Species (лат.)

вид, образ, внешнее явление; в естествознании - вид.

SPIRITUS

Spiritus (лат.)

дух; собственно говоря, движущийся воздух, ветер, дуновение; дуновение жизни, дыхание. Spiritus rector -,господствующий, управляющий дух; согласно представлениям алхимиков, "духовная" субстанция (тончайшая материя), находящаяся в вещах. Spiritus sanctus - Святой Дух.

STATUS

Status (лат.)

положение, состояние; status quo ante - положение, существовавшее до определенного момента; status nascendi - состояние возникновения, зарождения.

STRUGGLE FOR LIFE

STRUGGLE FOR LIFE (англ.)

борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) - борьба за существование; см. Дарвинизм.

STUDIUM GENERALE

STUDIUM GENERALE (лат.)

общеобразовательные занятия. Studium generale - лекции общеобразовательного характера - рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую односторонность специального образования (которое противоречит идее университетского образования) и вытекающие из нее вредные последствия (см. Специалист)

SUB SPECIE AETERNI ИЛИ AETERNITATIS

SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.)

см. AETERNITATIS

с точки зрения вечности, бесконечности; см. Спиноза.

SUMMUM BONUM

Summum bonum (лат.)

высшее благо, добро, Бог.

SYMPOSION

SYMPOSION (симпозиум)

у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. В соч. Платона "Пир" ("Symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. Работу под таким названием написал также Ксенофонт. С тех пор симпозиум является довольно распространенной формой занятия научными, в т. ч. и философскими, проблемами; см. Эрос.

SYNTERESIS

SYNTERESIS -

перешедшее из греч. понятие, употребляющееся в средневековых соч. комментатором Эсхила Иеронимом для обозначения совести (conscientia), неугасимые искры которой помогают нам благодаря наличию в нас зла познать добро; вероятно, идет от стоиков (conservatio sui у Сенеки), позднее усвоено (воспринято) философами-схоластами (Фома Аквинский, Бонавентура) и мистиками (Мейстер Экхарт), определяясь по-разному, через отношение к conscientia.

TABULA RASA

Tabula rasa (лат. - чистая доска)

чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.

TAT TV AM ASI

TAT TV AM ASI (от санскр. - это [ta] есть [asi] ты [tvam])

слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение).

TELOS

TELOS (греч.)

см. Цель.

TERTIUM COMPARATIONIS

Tertium comparationis (лат. третий член сравнения)

критерий сравнения, то, в чем совпадают две сравниваемые вещи. Так, напр., при сравнении двух плоских поверхностей их tertium comparationis является двухмерность.

TERTIUM NON DATUR

Tertium non datur (лат. третьего не дано)

принцип исключенного третьего.

TRADIEREN

TRADIEREN, традировать(от лат. tradere - передавать, сообщать) - передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. ЯЗЫК).

TRADIEREN, ТРАДИРОВАТЬ

TRADIEREN, традировать (от лат. tradere - передавать, сообщать)

передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. Язык).

TRANSEUNT

TRANSEUNT (от лат. transire - переходить на ту сторону)

переходящий в др. сферу (напр., из сферы идеального в сферу реального).

ULTRA POSSE NEMO OBLIGATOR

ULTRA POSSE NEMO OBLIGATOR (лат.)

никто не может быть обязанным сверх своих возможностей. Выражение восходит к положению юриста Цельса (ок. 100) в "Corpus jurus": "Impossibilium nulla obligatio est" ("Невозможное не может быть долгом").

UNIO MYSTICA

Unio mystica (лат.)

мистическое соединение с божеством; эту цель преследовали мистерии. Платон и неоплатонизм, в еще большей степени мистика (особенно во времена средневековья) внесли в unio mystica одухотворенность.

VELLEITAT

VELLEITAT (от лат. velle - хотеть)

бессильное побуждение, нерешительная воля, слабое желание.

VIA

Via (лат. - путь)

метод. Via eminentiae - способ определения с помощью сравнения; via negationis - способ определения через отрицание; via moderna - картезианский, рационалистическо-математический метод.

VOLONTE GENERALE

Volonte generale (франц. - совокупная воля)

см. Государство.

WESEN

WESEN (нем.)

1) существ о, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, "природа", "особенное бытие", определенное бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, "собственное бытие" в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея. Древнегреч. философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие. Позднее, особенно с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчетливее и отчетливее воспринимаются как противоположности (см. Сущность). В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальткачество, т.е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание. К сущностным свойствам (качествам выражения) относятся, напр., характер, образ мыслей, габитус, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжелый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идет об объективной одушевленности предметов (см. Одухотворение). "Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определенная структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; ее называют "отличительной" или "прегнантной"" (W.Metzger. Psychologie, 1941). См. Прегнантность, Прегнантности правило, Смысловое содержание.

WOLLUNGEN

WOLLUNGEN (нем.)

иногда так называется сфера психических процессов, для которых характерно наличие духовнодушевного действия, в отличие от чувственного восприятия, которое понимается только как рецептивно-пассивное.

Предыдущая страница Следующая страница