Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "М" (часть 3, "МНЕ"-"МЮН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МНЕ"-"МЮН")

МНЕМОНИКА, МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОНИКА, МНЕМОТЕХНИКА (греч. mneme - память) - искусство совершенствования памяти, облегчения запоминания известными вспомогательными представлениями. Оно, как правило, состоит в том, что подлежащая запоминанию вещь ставится в искусственную связь (ассоциацию) с др. вещами (обычно по механической схеме), в результате чего наступает запоминание.

МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОНИКА, МНЕМОТЕХНИКА (греч. mneme - память) - искусство совершенствования памяти, облегчения запоминания известными вспомогательными представлениями. Оно, как правило, состоит в том, что подлежащая запоминанию вещь ставится в искусственную связь (ассоциацию) с др. вещами (обычно по механической схеме), в результате чего наступает запоминание.

МНИМЫЙ

МНИМЫЙ (от лат. imaginarius - кажущийся)

воображаемый, существующий лишь в воображении, недействительный.

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ -

разработанный нем. математиком Георгом Кантором (1845-1918) аналитический метод для преодоления парадоксальности бесконечных множеств и дефиниции понятия множества, лишенного внутреннего противоречия. Благодаря дальнейшейму развитию теории множеств в трудах Д. Гильберта и Г. Вейля стала возможной аксиоматизация и четкое разделение различных категорий множеств.

МО ДИ, ТАКЖЕ МО-ЦЗЫ

МО ДИ, также Мо-цзы (жил ок. 480- 400 до Р. X.) - великий кит. ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция, превосходящий его по богатству и глубине мысли. Простоту и умеренность (воздержание) трактовал в христ. смысле, как всеобщую любовь ко всем людям без различий. Его учение содержит социалистические элементы, однако не в современном (коммунистическом) толковании.

МОДАЛЬНОСТЬ

МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus вид и способ)

вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость, соответственно которым существует модальность проблематического, ассерторического или аподиктического суждений. Модальный - обусловленный обстоятельствами, относящийся к модальности; модальный анализ - исследование существа модальности.

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ -

относящиеся примерно к нач. 20 в. попытки католич. ученых прийти к соглашению между учением о вере и требованиями современной жизни; церковь отвергала такой модернизм. В истории философии «модернистским движением» называют виталистический иррационализм, основой которого является прагматизм и который уходит корнями к соч. Уильяма Джемса, Ф. К. С. Шиллера и Анри Бергсона.

МОДИФИКАЦИЯ

МОДИФИКАЦИЯ (от лат. modificatio - изменение)

видоизменение характера и способ существования; модифицировать - изменять, ограничивать, доводить до соответствующего размера. В биологии - понятие, противоположное мутации.

МОДУС

МОДУС (от лат. modus - мера, способ)

способ существования, вид и характер бытия или события. Modus vivendi - образ жизни, условия, делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi - характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. Intentio.

МОЛЕКУЛА

МОЛЕКУЛА (уменьшительная форма от лат. moles - масса)

наименьшая частица химического соединения; состоит из системы атомов, с помощью химических средств может распадаться на отдельные атомы. Молекулы благородных газов, гелия и т. д. одноатомны; сложнейшие вещества, напр. молекула яичного белка, состоят из тысяч атомов. Строение и свойства атомов, образующих молекулы, определяют свойства вещества. Молекула водяного пара имеет диаметр 2,6 10'8 см. В1 см3 газа при температуре 0° и давлении в 1 атм содержится около 27 1018 молекул. Молекулы находятся в постоянном движении, хотя в целом система пребывает в покое. Выделяемая при этом энергия движения называется теплом.

МОЛЕШОТТ

МОЛЕШОТТ (Moleschott)

Якоб (род. 9 авг. 1822, Хертогенбос - ум. 20 мая 1893, Рим) - нидерл. физиолог и философ; с 1847 по 1854 - приват-доцент в Гейдельберге, позже профессор в Цюрихе (с 1856), Турине (с 1861) и Риме (с 1879). Как физиолог и противник метафизики, он пришел к материализму. По Молешотту, все психологические и духовные процессы имеют физиологическую природу и зависят, в частности, от характера пищи. Вещество и силу понимал как единство, которому в мозгу человека соответствуют волнение и мышление. Осн. произв.: «Kreislauf des Lebens. Philosophische Antworten auf Liebigs Chemische Briefe», 1852 (рус. пер. «Круговорот жизни. Физиологические ответы на письма о химии Ю.Либиха», 1866); «Fьr meine Freunde. Lebenserinnerungen», 1894.

МОМЕНТ

МОМЕНТ (от лат. momentum - движущая сила, толчок)

мгновение, временная точка, определенное мгновение; существенное обстоятельство, составная часть. В философию это понятие было введено Гегелем для обозначения составной части обширного целого, выделенной только по качественному или динамическому, но не по пространственному или механическому принципу. Пример: момент мировоззрения в революции. В психологии говорят о моментах образа, гештальта, чтобы избежать вводящих в заблуждение выражений «часть» или «член».

МОНАДА

МОНАДА (от греч. monas - единица)

у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц. Понятие монады в смысле одушевленной жизненной индивидуальности использовал также Гёте.

МОНИЗМ

МОНИЗМ (от греч. monas - единственность)

учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма, из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), напр. монизм неразличимости в основе мира (философия тождества); монизм божественной субстанции (пантеизм, панентеизм), монизм (все-) жизни (гилозоизм, панвитализм); монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно - панпсихизм, б) субъективно - психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления, или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм). См. также Дуализм, Плюрализм.

МОНОПСИХИЗМ

МОНОПСИХИЗМ (от греч. monos единственный и psyche - душа)

учение о том, что отдельные души рождаются и умирают не сами по себе, а лишь под воздействием извне, в особенности в результате обусловленных материальными, физическими причинами превращений единой душевной субстанции. Монопсихизм защищали араб. (см. Аверроэс) и иудейские мыслители эпохи средневековья; позднее он проник и в западную философию.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единственный и theos - Бог)

учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

МОНТЕГЮ

МОНТЕГЮ (Montague)

Уильям Пепперелл (род. 24 нояб. 1873, Челси, Массачусетс - ум. 1953, Нью-Йорк) - амер. философ; с 1920 - профессор Колумбийского ун-та в Нью-Йорке, находился под влиянием Ройса, близок к идеалистическому персонализму. Ведущий представитель амер. неореализма. Знание и веру он пытался соединить в «спиритуалистическом», или «анимистическом», материализме. Задача философии, согласно Монтегю, - формирование действительности. Осн. произв.: «The new realism» (в соавторстве с другими), 1912; «The ways of knowing or the methods of philosophy», 1925; «The ways of things. A philosophy of knowledge, nature and value», 1940.

МОНТЕНЬ

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (род. 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре - ум. 13 сент. 1592, там же) - франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? - Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа - воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни - самая необходимая добродетель. Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu)

Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (род. 18 янв. 1689, Лабред, близ Бордо - ум. 10 февр. 1755, Париж) - франц. философ права и истории. В своем осн. соч. «De l'esprit des lois», 1748 (рус. пер. «О духе законов», 1809 - 1814) отказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. На примере англ, конституции, которую он рассматривал как самую прогрессивную, а франц. - как регрессивную (см. «Lettres persanes», 1721 - рус. пер. «Персидские письма», 18,92), Монтескье развивал вслед за Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В своем «Considerations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence», 1734 (рус. пер. «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», 1769) он исследовал расцвет и упадок рим. государства.

МОПЕРТЮИ

МОПЕРТЮИ (Maupertuis)

Пьер Луи Моро (род. 28 сент. 1698, Сен-Мало - ум. 27 июля 1759, Базель) - франц. физик и математик. В 1741 приглашен Фридрихом Великим в качестве президента Берлинской академии; решительно насаждал учение Ньютона во франц. философии; следуя Юму, работал над эмпирическим выведением принципов математики; открыл принцип наименьшего действия и пытался на этом основать доказательство Бога («Essai de cosmologie», 1759), что привело его к конфликту с Вольтером.

МОР

I

(More)

Генри (род. 1614, Грентхейм - ум. 1 сент. 1687, Кембридж) - англ, философ и теолог, профессор. Исходным пунктом его философии было кар. тезианство, но со временем он все чаще обращался к платонизму и мистике, в развитии которых сыграл известную роль (с одной стороны, благодаря Якобу Бёме, с другой - благодаря каббале). Соч. (лат.) в 3 тт., 1679.

II

(More)

Томас (род. 7 февр. 1478, Лондон - ум. 6 июля 1535, там же: казнен по повелению Генриха VIII) - англ, юрист и философ, занимавшийся проблемами государства; в 1529 был лордканцлером, поддерживал Контрреформацию. В своем философском соч. о государстве «Утопия» (в соответствии с чем все политические книги стали называться «утопиями»), которое вышло в свет в 1516 на лат. языке (рус. пер. 1947), он переносит свое идеальное государство на далекий остров. Мор требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего «государство» Платона, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству.

МОРАЛИСТЫ

МОРАЛИСТЫ -

группа писателей и философов, которые во избежание моральных пошлостей стремились исследовать сущность страстей и указать методы, чтобы направлять страсти и бороться с ними. «По чистосердечию и нетерпению они пренебрегают систематическим порядком и логикой, забывая о них... Искренностью и нетерпением приправляют они свои размышления и исследования, находят для них индивидуальный, неровный, волнующий стиль, который называется афористическим. В них еще живет со времен античности и средневековья, благонравия школ, академий и церквей любовь к внутренней жизни, ясности и красоте, что предотвращает непоследовательность и самодержавный произвол» (К. Фослер в предисловии к «Die franzцsischen Moralisten», 1938). К франц. моралистам причисляются Ларошфуко, Вовенарг, Монтескье, Шамфор, Ривароль; см. Французская философия. В 1711 Шефтсбери опубликовал получившую широкую известность книгу «The moralists». Кроме него, наиболее известными англ, моралистами были Кумберленд, Батлер, Кларк, Уильям Волластон, Ачесон, Хом (Ноте) и Фергюсон.

МОРАЛЬ

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный)

та область из царства этических ценностей (см. Этика), которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и единства этики). Осн. проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания того, что считается правильным) ценностей социальных (признание прав др. личности, справедливость, самообладание, правдивость, благонадежность, верность, терпимость, вежливость и т. д.); см. Правило. К господствующей морали у всех народов и во все времена, кроме социальных ценностей, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как благое поведение (любовь к ближнему, благотворительность, гостеприимность, почитание предков, отправление религиозных культов и т. д.). Мораль - это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.

МОРАЛЬ ГОСПОД И МОРАЛЬ РАБОВ

МОРАЛЬ ГОСПОД и МОРАЛЬ РАБОВ (стадная мораль)

Ницше различает их как два осн. типа морали. Слабый и i угнетенный из озлобления против «господ» создает мораль, в которой слабость и угнетенность являются высшими ценностями; т. о. возникли христ. ценности смирения и сострадания, и поэтому они должны быть заменены соответствующими ценностями морали господ, чувством дистанции, сознанием силы и т. д.

МОРАЛЬ, ОСНОВАННАЯ НА ЧУВСТВЕ

МОРАЛЬ, ОСНОВАННАЯ НА ЧУВСТВЕ -

характеристика морали, которая видит мотивы нравственной воли и поступков в чувствах, склонностях, аффектах (главные представители этого направления: Шефтсбери, Хатчисон); противоположность - рассудочная мораль.

МОРАЛЬ РАБОВ

МОРАЛЬ РАБОВ -

см. Мораль господ и мораль рабов.

МОРАЛЬ РЕФЛЕКТИВНАЯ

МОРАЛЬ РЕФЛЕКТИВНАЯ -

мораль, требующая от нравственной воли, чтобы она с необходимостью определяла себя при помощи рефлексии в результате разумного понимания и размышления. В то же время чувственная мораль считает определенное чувство (напр., сострадание, любовь) основой движения нравственной воли.

МОРАЛЬНОСТЬ

МОРАЛЬНОСТЬ (от лат. moralitas нравственность)

по Канту, действие только тогда обладает моральностью, когда оно не просто соответствует нравственному закону, а само вытекает из идеи долга. Моральный- относящийся к морали, соответствующий морали, нравственный, а также (особенно у французов и англичан) противоположность физического, т.е. духовное.

МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП -

всякий принцип, который должен определять нравственную волю, как, напр., радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм), удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфоризм), гармония и т.д.

МОРГАН

МОРГАН (Morgan)

Конви Ллойд (род. 6 февр. 1852, Лондон - ум. 1936) англ, биолог и психолог; с 1884 - профессор в Бристоле; неореалист, близкий по своим взглядам к философии С. Александера (см. Эмердженция). Развитие является не только рядом непрерывных восходящих движений, обеспеченных благодаря результирующей (the resultant), но, кроме того, и возникновением совершенно новых закономерностей и рядов развития, вызываемых посредством восходящего (the emergent). Поскольку каждый физический объект одновременно является и психическим, то сознание относится также к восходящему развитию, которое как целое указывает на существование Богатворца и на божественный план в устройстве мира. Осн. произв.: «Habit and instinct», 1896; «Animal behavior», 1900; «Instinct and experience», 1912; «Emergent evolution», 1923; «A philosophy of evolution», 1924; «Life, mind and spirit», 1926; «The emergence of novelty», 1933.

МОРЕЛЛИ

МОРЕЛЛИ (Morelly)

(род. 1769, Витри-ле-Франсуа - год смерти и настоящее имя неизвестны) - франц. философ-социолог, аббат, представитель франц. утопического коммунизма. Его «Code de la nature», 1755 - 1760 (рус. пер. «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов», 1921) явился вкладом в идеологию франц. революции 1789; ссылаясь на Платона, он защищал утопически-гуманистическую коммунистическую доктрину и характеризовал частную собственность и лежащий в ее основе эгоизм как корень всех раздоров и всех несчастий. Морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как считали ранние утописты, а в масштабе целой страны с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.

МОРЕНО

МОРЕНО (Могепо)

Якоб (Джекоб) Леви (род. 20 мая 1892, Бухарест - ум. 14 мая 1974, Бикон, США) - амер. психиатр и социальный психолог, основатель социометрии. Изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии (социометрические тесты и др.) позволяют выявлять невидимые эмоциональные союзы между людьми, измерять их и фиксировать результаты в специальных программах. Применение социометрических методов позволяет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, смягчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предприятиях, ослаблении противоречий между структурами управления и т. д. Осн. труды: «Sociometry and the cultural order», 1934; «Sociometry and the science of man», 1956; на рус. яз. - «Социометрия, Экспериментальный метод и наука об обществе», М., 1,958.

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛОГИЯ (от греч. morphe форма и logos - учение)

учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных. Но, по сути дела, это понятие применялось в нем. философии уже со времен средневековья. После Гёте им стали обозначать также духовные и культурные образования (см. Структура); так, Шпенглер назвал свои исследования по философии истории и культуры: «Очерки морфологии всемирной истории». Фробениус и др. говорят о культуре морфологии (см. Культуры морфология).

МОТИВ

МОТИВ (от лат. moteo - двигаю)

движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.

МОТИВАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОТОРИКА

МОТОРИКА (от лат. motor - двигатель)

учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно-душевных функциях.

МО-ЦЗЫ

МО-ЦЗЫ -

см. Мо Ди.

МУДРОСТЬ

МУДРОСТЬ -

«проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935).

МУНЬЕ

МУНЬЕ (Mounier)

Эмманюэль (род. 1 апр. 1905, Гренобль - ум. 22 марта 1950, Париж) - франц. философ; представитель персонализма. В 1932 основал влиятельный журнал «Esprit», которым руководил до самой смерти (за исключением 1941 - 1944, когда журнал был запрещен оккупационными властями, а Мунье арестован). Целостность истории человечества для Мунье - человеческий абсолют, который глубоко отрицает отвлеченность, но гарантирует постоянство человеческого бытия. Мунье, как и Ясперс, требовал коммуникации совести, общности свободных, полных чувства ответственности личностей. Осн. произв.: «Revolution personnaliste et communautaire» 1935; «Manifest au service de personnalisme», 1936; «L'affrontement chretien», 1945; «Traite du charactere», 1946; «Introduction aux existentialismes», 1947; «Le personnalisme», 1950.

МУР

МУР (Moore) Джорд Эдуард (род. 4 нояб. 1873, Лондон - ум. 24 окт. 1958, Кембридж) - англ, философ; с 1925 по 1939 - профессор в Кембридже, с 1940 по 1944 читал лекции в США (по приглашению). Стал известен своей статьей «Reputation of idealism» («Mind», 1903); выступая в этой статье против идеализма, тем самым он стал зачинателем неореалистического направления (см. НЕОРЕАЛИЗМ); его влияние на англ, философию было 'весьма значительным. Мур исследовал сознание, ощущение и чувственные качества, опираясь при этом на скептицизм и эмпиризм Юма. Осн. произв.: «Ethics», 1914; «Philosophical studies», 1922; «A defense of commonsense», 1925; «A reply to my critics», 1942., .

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

только отчасти является философией арабов, араб, она в основном по своему языку; это философия философски одаренных народов, особенно иранцев, говорящих на араб, языке и исповедующих религию ислама. Поэтому мусулъм. философия являет собой большей частью картину эклектицизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиран. мировоззрением и философскими идеями древнегреч. и инд. происхождения.

МУТАЦИЯ

МУТАЦИЯ (лат. mutatio)

изменение; согласно теории нидерл. ботаника Гуго де Фриза, представляет собой внезапные, скачкообразные, непосредственно наследуемые изменения видов, а равным образом их результат; вид, новый по отношению к исходному (Mutante).

МЫСЛЬ

МЫСЛЬ -

мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления; идея.

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ -

внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, т. о., состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (см. Сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. Значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. Способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. Мыслит ли данный человек, что и как думает в данный момент тот или иной человек, зависит от его настроения (см. также Законы мышления). Часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. Оба способа мышления переходят один в другой. В научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. Говорят также о первобытном, магическом, архаическом и символическом мышлении. Мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании - учением о познании, его отношение к понятийному - логикой, к бытию - метафизикой, его роль в обществе - социологией, его связь с жизнью мыслящего организма - биологией.

МЫШЛЕНИЕ АРХАИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ АРХАИЧЕСКОЕ -

мышление древности; в более узком смысле - мышление народов Древней Греции (времен Гомера, до 5 в. до Р. X.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.

МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ (от лат. discurrere - растекаться, распадаться)

или сукцессивное, - мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. В широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.

МЫШЛЕНИЕ ДОЛОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ДОЛОГИЧЕСКОЕ -

естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.

МЫШЛЕНИЕ ПО ВОСПОМИНАНИЮ

МЫШЛЕНИЕ ПО ВОСПОМИНАНИЮ -

естественная форма мышления в противоположность дедуктивному логическому, или дискурсивному, мышлению. Мышление по воспоминанию состоит в использовании знаний «наудачу», каждый раз в зависимости от конкретной ситуации, в обращении к богатствам памяти, при котором мысль перескакивает от одного воспоминания к др., пробуя, проверяя их одно за другим и таким путем нащупывая нужную связь.

МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ

МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ -

в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения. В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.

МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ -

способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила в философии экзистенциализма, особенно у Хайдеггера и Ясперса.

МЭН ДЕ БИРАН

МЭН ДЕ БИРАН (Maine de Biran)

Франсуа Пьер (род. 29 нояб. 1766, Бержерак - ум. 16 июля 1824, Париж) франц. философ. Отправляясь от Локка и Кондильяка, он пришел к психологии самонаблюдения - несмотря на непостижимую метафизическую природу души, в своих проявлениях она все же доступна самонаблюдению, - а закончил христ.-мистической метафизикой всеобщей любви. Осн. произв. - «Essai sur les fondements de la psychologies, 1813-1822.

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (лат. Mencius)

Мэн Кэ (жил 372 - 289 до Р. X.) - кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

МЮЛЛЕР

I

(Müller)

Адам Генрих (род. 30 июня 1779, Берлин - ум. 17 янв. 1829, Вена) - нем. писатель. Известен как противник «замкнутого торгового государства» Фихте и защитник органического, католико-универсалистского понимания государства. Для него государство - «всеобщность всей жизни». Учение Мюллера было воспринято О. Шпанном. Осн. произв. - «Die Elemente der Staatskunst», 3 Bde., 1809.

II

(Müller)

Иоганнес Петер (род. 14 июля 1801, Кобленц - ум. 28 февр. 1858, Берлин) - нем. анатом, физиолог и натурфилософ; профессор - с 1833. Вначале, как ученый, был близок к романтической натурфилософии, позднее стал одним из основателей точной физиологии и физиологической психологии, в области которой стал известен особенно благодаря учению о специфической энергии органов чувств, однако свою методику частных наук он всегда подвергал философско-критической переоценке. Осн. работой Мюллера в области философии и психологии является «Handbuch der Physiologie des Menschen» (2 Bde., 1833-1840).

МЮЛЛЕР-ФРЕЙЕНФЕЛЬС

МЮЛЛЕР-ФРЕЙЕНФЕЛЬС (MüllerFreienfels)

Рихард (род. 7 авг. 1882, БадЭмс - ум. 12 дек. 1949, Вейльбург) нем. психолог и философ; с 1933 по 1938 - профессор в Высшей экономической школе, с 1946 по 1948 - в ун-те в Берлине; занимался поисками иррациональных сил и образов в мире, в науке и философии, защищал собственную философию жизни («психологию жизни»). Осн. произв.: «Lebenspsychologie», 2 Bde., 1916; «Philosophie der Individualitдt», 1921; «Psychologie der Wissenschaft», 1936; «Menschenkenntnis und Menschenbehandlung», 1949; «Der Mensch und das Universum», 1949.

МЮНСТЕРБЕРГ

МЮНСТЕРБЕРГ (Mьnsterberg) Гуго (род. l июня 1863, Данциг - ум. 16 дек. 1916, Кембридж, Массачусетс) - нем. психолог, профессор Гарвардского ун-та (с 1892); был близок к взглядам нем. югозападной школы, защищал философию, основанную на идеях Фихте и включающую результаты экспериментальной психологии. Мюнстерберг является основателем психотехники. Осн. произв.: «Science and idealism», 1907; «Philosophie der Werte», 1908; «Grundzьge der Psychologie», 1910; «Psychologie und Wirtschaftsleben», 1912; «Grundzьge der Psychotechnik», 1914.

Предыдущая страница Следующая страница