Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЕ"-"АПО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЕ"-"АПО")

АЛЕТИОЛОГИЯ

АЛЕТИОЛОГИЯ (от греч. alethieia истина)

учение об истине (см. Истина).

АЛЕТИЯ

АЛЕТИЯ (греч. - явное, истинное)

то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием.

АЛКУИН

АЛКУИН (Alcuin)

Флакк Альбин (род. ок. 735, Нортумберленд - ум. 19 мая 804, Тур) - учитель и друг Карла Великого; аббат церкви св. Мартина (с 769). В '801 основал школу, которая благодаря его стараниям стала центром науки. На базе учения о душе Августина и Кассидора написал очерк по психологии «De animae ratione ad Eulaliam Virginem» (изд. Минье, 1851, «Patrologia Latina», т. 101).

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание)

условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного пособия. В истории философии аллегория применялась при истолковании древних почитаемых текстов (в эпоху эллинизма - Гомера, у христ. богословов - Библии).

АЛОГИЧНЫЙ

АЛОГИЧНЫЙ (от греч. alogos)

противоречащий законам логики, не поддающийся учету.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia)

донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков - нахождение т. н. «философского камня», который назывался также «великим эликсиром», «великим магистерием», «красной тинктурой» и т. д. Осн. свойством «философского камня» считалась способность превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств; излечивание болезней, возвращение молодости и силы, неограниченное продление жизни. Существование «философского камня» наукой не доказано.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (лат. Albertus Magnus)

(род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия - ум. 15 нояб. 1280, Кёльн) - нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кёльне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Познание, согласно Альберту Великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести.

АЛЬ-ГАЗАЛИ

АЛЬ-ГАЗАЛИ -

см. Газали.

АЛЬТЕРНАТИВА

АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, лат. alter - один из двух)

необходимость выбора между взаимоисключающими двумя возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой)

идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). «Vivre pour altrui» («жить для другого») - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм, Любовь к ближнему.

АЛЬТУЗИЙ

АЛЬТУЗИЙ (Althusius)

Иоанн (род. 1557, Диденгаузен, Вестфалия - ум. 1638, Эмден) - нем. философ права. С 1586 профессор Херборнского ун-та; с 1604 - адвокат. Развивал учение о том, что люди могут объединяться в зависимости от побуждений и потребностей, результатом чего может быть договор. Народ - это «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum); он имеет все суверенные права также и по отношению к зависящему от его воли правительству; правительство, по Альтузию, должно осуществлять в первую очередь административную деятельность в государстве, являющемся «универсальным общественным объединением» (лат. universalis publica consociatio), наряду с которым, однако, существуют и осуществляют свои жизненно необходимые права семья, сословие, муниципалитет, провинция и проч. Задача политики - осуществление естественного нравственного закона и воли божией. Осн. работа «Politica», 1603.

АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ -

см. Фараби.

АЛЬФРЕД САРАШЕЛЬСКИЙ

АЛЬФРЕД САРАШЕЛЬСКИЙ (Alfredus Anglicus)

(род. ок. 1175, Гэлл - ум. 1245) - англ, схоласт. Учился в Париже. В своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой - как энтелехию (см. Энтелехия) тела (согласно Аристотелю); сердце, с его точки зрения, является обиталищем души.

АМАЛЬРИК

АМАЛЬРИК (Амори - Amaury)

и з Бена (близ Шартра) (ум. ок. 1206, Париж) - франц. мистик. Пантеистическое учение Амальрика, сохранившееся гл. о. благодаря работам его противника Жерсона, было разработано его последователями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресение и Страшный суд являются выдумками. Собор 1210 в Париже и Латеранский 1215 осудили учение Амальрика, отвергавшего церковные постановления. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого ученого было приказано вырыть и сжечь.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo обе и valentia - сила)

двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

АМВРОСИЙ МАЙЛАНДСКИЙ

АМВРОСИЙ МАЙЛАНДСКИЙ (Ambrosius de Mailand)

(род. 340, вероятно, Трир - ум. 4 апр. 397, Майланд) - учитель деркви; наместник в Италии. С 375 - священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием Цицерона соч. «De officiis ministrorum» (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. Под «Амвросианским хвалебным песнопением» понимают приписываемое Амвросию церковное песнопение «Те deum laudamus».

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АММОНИЙ САККАС

АММОНИЙ САККАС (Ammonios Sakkas)

(жил в 175-242 в Александрии) легендарный родоначальник неоплатонизма; учитель Плотина и Оригена.

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ (от греч. а - отриц. частица и mneme - память)

нарушение памяти, болезненные явления при напряжении памяти или полная ее потеря.

АМОРАЛИЗМ

АМОРАЛИЗМ (от греч. а - отриц. частица и лат. moralis - нравственный)

безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе, аморальность. Отклонение морали не как таковой, а как морали господствующего класса называется имморализмом.

АМПЕР

АМПЕР (Ampere)

Андре Мари (род. 22 янв. 1775, Лион - ум. 10 апр. 1836, Марсель) - франц. физик и математик. Построил первую теорию магнетизма. В своем соч. «Essai sur la philosophic des sciences» - (1834-1843) делил науки на космологические и ноологические.

АМФИБОЛИЯ

АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia - двусмысленность)

двузначность в логическом смысле, двусмысленность; амфиболический - двузначный, двусмысленный. Трансцендентальной амфиболией, или амфиболией рефлективных понятий, Кант называет смешение понятий при употреблении их в эмпирическом трансцендентальном значении.

АМЬЕЛЬ

АМЬЕЛЬ (Amiels)

Анри Фредерик (род. 27 сент. 1821, Женева - ум. 11 марта 1881, там же) - франц. философ. Принадлежал к франц. школе философии жизни конца 19 в., являлся представителем «экстатического» витализма в его христ.-мистической форме.

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.)

древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч. «нус») - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 611-545 до Р. X.)

ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. «О природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон. Апейрон (греч. apeiron - неопределенное) - это первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.

АНАКСИМЕН ИЗ МИЛЕТА

АНАКСИМЕН из Милета (585525 до Р. X.)

ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю.

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение, расчленение)

в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего (см. Феноменология), психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как в целом; см. Целостная психология). При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с др. предметами меняет свое бытие.

АНАЛИТИКА

АНАЛИТИКА (от греч. analytike [techne] - искусство анализа)

искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет".

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ -

суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем «истиной разума», Юмом - «отношением идей». В современной логике аналитичность суждения понимается как возможность обоснования утверждений при помощи семантических правил языка. Др. способом установления истинности суждения - синтетическим - предполагается обращение к неязыковым формам проверки (см. Синтетическое суждение).

АНАЛОГИИ ОПЫТА

АНАЛОГИИ ОПЫТА -

определяемые Кантом в «Критике чистого разума» принципы чистого рассудка, предшествующие всякому опыту; они имеют значение не как конститутивные, а просто как регулятивные.

АНАЛОГИЧНЫЙ

АНАЛОГИЧНЫЙ (от греч. analoges соответствующий логосу)

имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный.

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia сходство)

подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие (см. Подобный); то, что является основой сравнения (см. Tertium comparationis), должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). В т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чем он в одно и то же время подобен и неподобен другому (см. Analogia entis).

АНАМНЕЗИС

АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание)

по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

АНАРХИЯ

АНАРХИЯ (от греч. anarchia - безвластие)

состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм - это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) («Enquiry concerning political justice», 1793; неполн. рус. пер.: «О собственности», 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. «Единственный и его собственность» (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (от лат. anima - душа)

у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия; в метафизическом смысле - мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь («Theoria medica», 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому «духу» («Spiritus»), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный - животный, свойственный животным; в переносном смысле - связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом («анимальные потребности»).

АНИЧКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (род. 1733 - ум. 1788)

рус. просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. Автор философских трудов «Слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений» (1770), «Annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam» (1782), «Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и др. Существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. Долгое время служили учебниками для учащихся его «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия» и «Теоретическая и прикладная тригонометрия».

АНОМАЛИЯ

АНОМАЛИЯ (от греч. а - отриц. частица и nomos - закон)

отклонение от нормы, от общей закономерности. Равнозначно: анормальность.

АНОМИЯ

АНОМИЯ (от греч. а - отрицательная частица и nomos - закон)

понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют «вакуум», или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

АНСЕЛЬМ

АНСЕЛЬМ (Anselm)

Кентерберийский (род. 1033, Аоста, Пьемонт - ум. 21 апр. 1109, Кентербери) - видный теолог-схоласт и философ; с 1093 - архиепископ. В споре об универсалиях выступал на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей. В теологии пытался дать рациональное объяснение догматам веры в духе выдвинутого им положения: Credo, ut intelligum (я верю, чтобы познать). Покоящаяся в самой себе, подлинная истина тождественна Богу. Познание истинного есть проявление истины. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога. Соч.: «Proslogium» (содержит онтологическое доказательство); «Cur deus homo?» («Почему Бог стал человеком?»).

АНТАГОНИЗМ

АНТАГОНИЗМ (от греч. antagonizesthai - бороться друг с другом)

противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор. Антагонисты - противники, оппоненты.

АНТЕЦЕДЕНТ

АНТЕЦЕДЕНТ (от лат. antecendens предшествующий)

посылка, основание, причина; Противоположность - вывод.

АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia противоречие в законе)

противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу, В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии - две математические и две динамические, - состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок.

АНТИПАТИЯ

АНТИПАТИЯ (от греч. antipatheia противопоставление)

чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо. Противоположность - симпатия.

АНТИСФЕН

АНТИСФЕН (Antisthenes)

(род. ок. 444 - ум. 368 до Р. X., Афины) - греч. философ, основатель 'кинической философской школы (см. Киники), ученик софиста Горгия; как и последний, отрицал возможность какого-либо противоречия; позднее стал учеником Сократа, концепции которого распространял; противник учения Платона об идеях. Учение Антисфена было преимущественно практического направления; он требовал отказа от потребностей (см. Автаркия), воспитания сильного характера. Проповедовал возвращение к простоте естественного состояния. Отрицал традиционную религию и традиционное государство. Мудрец - это не гражданин какого-либо определенного государства, а гражданин всего мира.

АНТИТЕЗИС

АНТИТЕЗИС (от греч. antithesis противопоставление)

в логике суждение, противопоставляемое тезису (см. Теза), противоположность, возражение.

АНТИТЕТИКА

АНТИТЕТИКА (от греч. antitetikos противополагающий)

ряд противоречащих друг другу утверждений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтения. Восходит антитетика к спорам эпохи античности и понемическим «битвам» схоластов в средневековой философии. Позже антитетика проявилась в антиномиях Канта, в его исследованиях антиномий чистого разума, где преобладает трансцендентальная антитетика.

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТОПИЯ -

течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина («Мы»), О. Хаксли («Этот прекрасный новый мир», «Обезьяна и сущность»), Дж.Оруэлла («Ферма животных», «1984 год»), А. Кёстлера («Мрак в полдень»), Л.Мэмфорда («Миф о машине») и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия.

АНТИЦИПАЦИЯ

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio доопытное представление)

временное допущение какого-либо положения в качестве правильного в ожидании, что позднее оно будет обосновано (см. Предположение). У стоиков и эпикурейцев антиципации - это врожденные идеи. Кант называет антиципациями восприятия «знания, благодаря которым я могу априори познать и определить то, что относится к эмпирическому познанию», т.е. пространство и время в отношении формы и величины.

АНТИЧНОСТЬ

АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus древний)

эпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия.

АНТОНИ

АНТОНИ (Antoni)

Карло (род. 15 авг. 1896, Триест - ум. 3 авг. 1959, Рим) итал. профессор, занимался вопросами исторической философии и духовно-научными проблемами нем. литературы. Подчеркивал значение разумного начала, которое, аналогично Б. Кроче, понимал как способность осознания имманентной абсолютной категории в истории. Осн. труды: «Dallo storicismo alla sociologia», 1940; «La lotta contro la ragione», 1942; «Considerazioni su Hegel e Marx», 1946; «Commento a Croce», 1955; «La restaurazione del diritto die natura», 1959.

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от греч. anthropos - человек и geographia - описание Земли) - изучение жизни и культуры людей в связи с географической средой. см. также ГЕОПСИХОЛОГИЯ.

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthropos - человек и logos - понятие)

учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos человек, и logos - понятие, учение)

наука о происхождении и эволюции человека.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид)

перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость)

разновидность теософии; учение, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером и ставившее целью привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», благодаря которому самые недоступные дали стали бы такими же непосредственно близкими для восприятия, как и осязаемые предметы, воспринимаемые посредством органов чувств (см. также Aura). Предметы физического мира представляют собой лишь более уплотненные образования, состоящие из духа и души, причем дух и душу следует понимать как Animus и Anima. Человек - это тело, душа и дух. Духом управляет закон перевоплощения (см. Реинкарнация). В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учетом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой - созданная ею самой судьба (см. Карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthtropos - человек и лат. centrum - центр)

воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (от греч. apätheia - бесстрастие)

безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания.

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. apeiron - неограниченное)

бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев - синоним материи.

АПОДИКТИЧЕСКИЙ

АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. apodeiktike [episteme] - наука, служащая доказательству)

неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.

АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ

АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ (от греч. apokälypsis - откровение,)

период времени или состояние, когда человеческому существованию угрожают вызванные судьбой могучие, страшные силы (техника, атомная бомба). При этом имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 Откровений Иоанна (чума, война, голод, смерть), и их изображение у Дюрера и Бёклина. См. также Страх.

АПОКАТАСТАС

АПОКАТАСТАС (греч.)

возвращение вещей в своем былом состоянии и обличье. Учение об апокатастасе восходит своими корнями к пифагорейцам и Гераклиту, у стоиков оно обретает завершенность. Последние, исходя из принципа непреложности законов, управляющих миром, постулировали тождественность и идентичность сменяющих друг друга миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир всех тех вещей, живых субстанций (их реинкарнация) и событий, которые были присущи миру предыдущему. Идея апокатастаса отчетливо прослеживается в философии Ф. Ницше. См. также Палингенез.

Предыдущая страница Следующая страница