Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЕ"-"АПО")
АЛЕТИОЛОГИЯ (от греч. alethieia истина)
учение об истине (см. Истина). |
АЛЕТИЯ (греч. - явное, истинное)
то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием. |
АЛКУИН (Alcuin)
Флакк Альбин (род. ок. 735, Нортумберленд - ум. 19 мая 804, Тур) - учитель и друг Карла Великого; аббат церкви св. Мартина (с 769). В '801 основал школу, которая благодаря его стараниям стала центром науки. На базе учения о душе Августина и Кассидора написал очерк по психологии «De animae ratione ad Eulaliam Virginem» (изд. Минье, 1851, «Patrologia Latina», т. 101). |
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание)
условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного пособия. В истории философии аллегория применялась при истолковании древних почитаемых текстов (в эпоху эллинизма - Гомера, у христ. богословов - Библии). |
АЛОГИЧНЫЙ (от греч. alogos)
противоречащий законам логики, не поддающийся учету. |
АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia)
донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков - нахождение т. н. «философского камня», который назывался также «великим эликсиром», «великим магистерием», «красной тинктурой» и т. д. Осн. свойством «философского камня» считалась способность превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств; излечивание болезней, возвращение молодости и силы, неограниченное продление жизни. Существование «философского камня» наукой не доказано. |
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (лат. Albertus Magnus)
(род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия - ум. 15 нояб. 1280, Кёльн) - нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кёльне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Познание, согласно Альберту Великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести. |
АЛЬ-ГАЗАЛИ - см. Газали. |
АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, лат. alter - один из двух)
необходимость выбора между взаимоисключающими двумя возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух. |
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой)
идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). «Vivre pour altrui» («жить для другого») - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм, Любовь к ближнему. |
АЛЬТУЗИЙ (Althusius)
Иоанн (род. 1557, Диденгаузен, Вестфалия - ум. 1638, Эмден) - нем. философ права. С 1586 профессор Херборнского ун-та; с 1604 - адвокат. Развивал учение о том, что люди могут объединяться в зависимости от побуждений и потребностей, результатом чего может быть договор. Народ - это «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum); он имеет все суверенные права также и по отношению к зависящему от его воли правительству; правительство, по Альтузию, должно осуществлять в первую очередь административную деятельность в государстве, являющемся «универсальным общественным объединением» (лат. universalis publica consociatio), наряду с которым, однако, существуют и осуществляют свои жизненно необходимые права семья, сословие, муниципалитет, провинция и проч. Задача политики - осуществление естественного нравственного закона и воли божией. Осн. работа «Politica», 1603. |
АЛЬ-ФАРАБИ - см. Фараби. |
АЛЬФРЕД САРАШЕЛЬСКИЙ (Alfredus Anglicus)
(род. ок. 1175, Гэлл - ум. 1245) - англ, схоласт. Учился в Париже. В своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой - как энтелехию (см. Энтелехия) тела (согласно Аристотелю); сердце, с его точки зрения, является обиталищем души. |
АМАЛЬРИК (Амори - Amaury)
и з Бена (близ Шартра) (ум. ок. 1206, Париж) - франц. мистик. Пантеистическое учение Амальрика, сохранившееся гл. о. благодаря работам его противника Жерсона, было разработано его последователями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресение и Страшный суд являются выдумками. Собор 1210 в Париже и Латеранский 1215 осудили учение Амальрика, отвергавшего церковные постановления. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого ученого было приказано вырыть и сжечь. |
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo обе и valentia - сила)
двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии. |
АМВРОСИЙ МАЙЛАНДСКИЙ (Ambrosius de Mailand)
(род. 340, вероятно, Трир - ум. 4 апр. 397, Майланд) - учитель деркви; наместник в Италии. С 375 - священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием Цицерона соч. «De officiis ministrorum» (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. Под «Амвросианским хвалебным песнопением» понимают приписываемое Амвросию церковное песнопение «Те deum laudamus». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АММОНИЙ САККАС (Ammonios Sakkas)
(жил в 175-242 в Александрии) легендарный родоначальник неоплатонизма; учитель Плотина и Оригена. |
АМНЕЗИЯ (от греч. а - отриц. частица и mneme - память)
нарушение памяти, болезненные явления при напряжении памяти или полная ее потеря. |
АМОРАЛИЗМ (от греч. а - отриц. частица и лат. moralis - нравственный)
безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе, аморальность. Отклонение морали не как таковой, а как морали господствующего класса называется имморализмом. |
АМПЕР (Ampere)
Андре Мари (род. 22 янв. 1775, Лион - ум. 10 апр. 1836, Марсель) - франц. физик и математик. Построил первую теорию магнетизма. В своем соч. «Essai sur la philosophic des sciences» - (1834-1843) делил науки на космологические и ноологические. |
АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia - двусмысленность)
двузначность в логическом смысле, двусмысленность; амфиболический - двузначный, двусмысленный. Трансцендентальной амфиболией, или амфиболией рефлективных понятий, Кант называет смешение понятий при употреблении их в эмпирическом трансцендентальном значении. |
АМЬЕЛЬ (Amiels)
Анри Фредерик (род. 27 сент. 1821, Женева - ум. 11 марта 1881, там же) - франц. философ. Принадлежал к франц. школе философии жизни конца 19 в., являлся представителем «экстатического» витализма в его христ.-мистической форме. |
АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.)
древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч. «нус») - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое. |
АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 611-545 до Р. X.)
ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. «О природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон. Апейрон (греч. apeiron - неопределенное) - это первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества. |
АНАКСИМЕН из Милета (585525 до Р. X.)
ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. |
АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение, расчленение)
в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего (см. Феноменология), психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как в целом; см. Целостная психология). При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с др. предметами меняет свое бытие. |
АНАЛИТИКА (от греч. analytike [techne] - искусство анализа)
искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет". |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем «истиной разума», Юмом - «отношением идей». В современной логике аналитичность суждения понимается как возможность обоснования утверждений при помощи семантических правил языка. Др. способом установления истинности суждения - синтетическим - предполагается обращение к неязыковым формам проверки (см. Синтетическое суждение). |
АНАЛОГИИ ОПЫТА - определяемые Кантом в «Критике чистого разума» принципы чистого рассудка, предшествующие всякому опыту; они имеют значение не как конститутивные, а просто как регулятивные. |
АНАЛОГИЧНЫЙ (от греч. analoges соответствующий логосу)
имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный. |
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia сходство)
подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие (см. Подобный); то, что является основой сравнения (см. Tertium comparationis), должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). В т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чем он в одно и то же время подобен и неподобен другому (см. Analogia entis). |
АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание)
по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. |
АНАРХИЯ (от греч. anarchia - безвластие)
состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм - это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) («Enquiry concerning political justice», 1793; неполн. рус. пер.: «О собственности», 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. «Единственный и его собственность» (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНИМИЗМ (от лат. anima - душа)
у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия; в метафизическом смысле - мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь («Theoria medica», 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому «духу» («Spiritus»), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный - животный, свойственный животным; в переносном смысле - связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом («анимальные потребности»). |
АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (род. 1733 - ум. 1788)
рус. просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. Автор философских трудов «Слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений» (1770), «Annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam» (1782), «Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и др. Существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. Долгое время служили учебниками для учащихся его «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия» и «Теоретическая и прикладная тригонометрия». |
АНОМАЛИЯ (от греч. а - отриц. частица и nomos - закон)
отклонение от нормы, от общей закономерности. Равнозначно: анормальность. |
АНОМИЯ (от греч. а - отрицательная частица и nomos - закон)
понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют «вакуум», или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.). |
АНСЕЛЬМ (Anselm)
Кентерберийский (род. 1033, Аоста, Пьемонт - ум. 21 апр. 1109, Кентербери) - видный теолог-схоласт и философ; с 1093 - архиепископ. В споре об универсалиях выступал на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей. В теологии пытался дать рациональное объяснение догматам веры в духе выдвинутого им положения: Credo, ut intelligum (я верю, чтобы познать). Покоящаяся в самой себе, подлинная истина тождественна Богу. Познание истинного есть проявление истины. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога. Соч.: «Proslogium» (содержит онтологическое доказательство); «Cur deus homo?» («Почему Бог стал человеком?»). |
АНТАГОНИЗМ (от греч. antagonizesthai - бороться друг с другом)
противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор. Антагонисты - противники, оппоненты. |
АНТЕЦЕДЕНТ (от лат. antecendens предшествующий)
посылка, основание, причина; Противоположность - вывод. |
АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia противоречие в законе)
противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу, В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии - две математические и две динамические, - состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок. |
АНТИПАТИЯ (от греч. antipatheia противопоставление)
чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо. Противоположность - симпатия. |
АНТИСФЕН (Antisthenes)
(род. ок. 444 - ум. 368 до Р. X., Афины) - греч. философ, основатель 'кинической философской школы (см. Киники), ученик софиста Горгия; как и последний, отрицал возможность какого-либо противоречия; позднее стал учеником Сократа, концепции которого распространял; противник учения Платона об идеях. Учение Антисфена было преимущественно практического направления; он требовал отказа от потребностей (см. Автаркия), воспитания сильного характера. Проповедовал возвращение к простоте естественного состояния. Отрицал традиционную религию и традиционное государство. Мудрец - это не гражданин какого-либо определенного государства, а гражданин всего мира. |
АНТИТЕЗИС (от греч. antithesis противопоставление)
в логике суждение, противопоставляемое тезису (см. Теза), противоположность, возражение. |
АНТИТЕТИКА (от греч. antitetikos противополагающий)
ряд противоречащих друг другу утверждений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтения. Восходит антитетика к спорам эпохи античности и понемическим «битвам» схоластов в средневековой философии. Позже антитетика проявилась в антиномиях Канта, в его исследованиях антиномий чистого разума, где преобладает трансцендентальная антитетика. |
АНТИУТОПИЯ - течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина («Мы»), О. Хаксли («Этот прекрасный новый мир», «Обезьяна и сущность»), Дж.Оруэлла («Ферма животных», «1984 год»), А. Кёстлера («Мрак в полдень»), Л.Мэмфорда («Миф о машине») и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия. |
АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio доопытное представление)
временное допущение какого-либо положения в качестве правильного в ожидании, что позднее оно будет обосновано (см. Предположение). У стоиков и эпикурейцев антиципации - это врожденные идеи. Кант называет антиципациями восприятия «знания, благодаря которым я могу априори познать и определить то, что относится к эмпирическому познанию», т.е. пространство и время в отношении формы и величины. |
АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus древний)
эпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия. |
АНТОНИ (Antoni)
Карло (род. 15 авг. 1896, Триест - ум. 3 авг. 1959, Рим) итал. профессор, занимался вопросами исторической философии и духовно-научными проблемами нем. литературы. Подчеркивал значение разумного начала, которое, аналогично Б. Кроче, понимал как способность осознания имманентной абсолютной категории в истории. Осн. труды: «Dallo storicismo alla sociologia», 1940; «La lotta contro la ragione», 1942; «Considerazioni su Hegel e Marx», 1946; «Commento a Croce», 1955; «La restaurazione del diritto die natura», 1959. |
АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от греч. anthropos - человек и geographia - описание Земли) - изучение жизни и культуры людей в связи с географической средой. см. также ГЕОПСИХОЛОГИЯ. |
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthropos - человек и logos - понятие)
учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке. |
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos человек, и logos - понятие, учение)
наука о происхождении и эволюции человека. |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид)
перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога. |
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость)
разновидность теософии; учение, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером и ставившее целью привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», благодаря которому самые недоступные дали стали бы такими же непосредственно близкими для восприятия, как и осязаемые предметы, воспринимаемые посредством органов чувств (см. также Aura). Предметы физического мира представляют собой лишь более уплотненные образования, состоящие из духа и души, причем дух и душу следует понимать как Animus и Anima. Человек - это тело, душа и дух. Духом управляет закон перевоплощения (см. Реинкарнация). В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учетом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой - созданная ею самой судьба (см. Карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию. |
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthtropos - человек и лат. centrum - центр)
воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. |
АПАТИЯ (от греч. apätheia - бесстрастие)
безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания. |
АПЕЙРОН (греч. apeiron - неограниченное)
бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев - синоним материи. |
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. apodeiktike [episteme] - наука, служащая доказательству)
неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность. |
АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ (от греч. apokälypsis - откровение,)
период времени или состояние, когда человеческому существованию угрожают вызванные судьбой могучие, страшные силы (техника, атомная бомба). При этом имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 Откровений Иоанна (чума, война, голод, смерть), и их изображение у Дюрера и Бёклина. См. также Страх. |
АПОКАТАСТАС (греч.)
возвращение вещей в своем былом состоянии и обличье. Учение об апокатастасе восходит своими корнями к пифагорейцам и Гераклиту, у стоиков оно обретает завершенность. Последние, исходя из принципа непреложности законов, управляющих миром, постулировали тождественность и идентичность сменяющих друг друга миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир всех тех вещей, живых субстанций (их реинкарнация) и событий, которые были присущи миру предыдущему. Идея апокатастаса отчетливо прослеживается в философии Ф. Ницше. См. также Палингенез. |