Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЗ"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЗ"-"ПРЕ")

ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ

ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ -

направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет «псевдовопросом» (см. Верификация). Система позитивизма была создана Контом, но до Конта он уже был представлен Юмом, Даламбером и Тюрго. Осн. понятие позитивизма, понятие «факт», является спорным и совершенно различно интерпретируется даже внутри самого этого направления. Все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в то же время к материализму; см. Неопозитивизм. Позитивизму противостоит интуиционизм. Особенно многочисленных последователей позитивизм имеет во Франции (кроме Конта, его представляли Литтре, Тэн, Ренан) и в Англии (Дж. Ст. Мил ль, Спенсер). Нем. позитивисты - Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус (см. Эмпириокритицизм) и др. Феноменологическими позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнелиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают данным.

ПОЗИТИВНЫЙ

ПОЗИТИВНЫЙ (от лат. pasitivus положительный)

утвердительный; действительно наличный, фактический.

ПОЗИЦИЯ

ПОЗИЦИЯ (от лат. positio)

положение, утверждение; точка зрения.

"ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ"

"ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ" (греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum) - надпись на храме Аполлона в Дельфах, изречение мудреца Хилона (см. Самопознание).

ПОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКОЛЕНИЕ

ПОКОЛЕНИЕ (лат. generatio - зачатие)

отдельное звено в цепи продолжения рода (родители, дети, внуки); совокупность людей приблизительно одинакового возраста, принадлежащих какому-либо народу или культурному кругу. Подсчитано, что продолжительность деятельности такого поколения равна примерно 30 годам. Деятельность поколения принадлежит к «формирующим общество силам» (Мангейм). Существование поколения имеет следствием важные социологические явления: постоянный приток новых носителей культуры на место постоянно уходящих прежних ее носителей; ограниченное во времени участие носителей культуры одного поколения в историческом процессе; постоянная необходимость передавать по традиции культурные достижения; непрерывность смены поколений. Понятие «поколение» многократно привлекается для объяснения художественных и литературных стилей, а также политических идей. Под проблемой поколений понимают совокупность конфликтов, вырастающих из борьбы младшего поколения против старшего, когда речь идет о том, чтобы сделать значимыми новые знания и способы созерцания в противоположность старым.

ПОКОРЕНИЕ ПРИРОДЫ

ПОКОРЕНИЕ ПРИРОДЫ -

предполагает достижение человеком метафизического убеждения в том, что природа существует для него и он предназначен быть ее властелином (Быт., 1, 26). Подобное убеждение может возникнуть только после исчезновения анимизма; только тогда становится возможным понимание того, что всё в природе совершается по определенным законам (см. Закон природы). Следующим шагом является открытие, что точное знание этих законов есть средство заставить природу служить человеческим целям. На основе этого открытия с помощью техники совершается покорение природы. В настоящее время широко распространено чувство, что когда-нибудь метафизическая основа власти над природой окажется недостаточной и природа может в определенном смысле восстать против покорившего ее человека и уничтожить человечество (см. также Апокалипсический, Ожидание гибели).

ПОКОРНОСТЬ

ПОКОРНОСТЬ -

см. Смирение.

ПОЛАГАНИЕ

ПОЛАГАНИЕ -

в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гёте. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «intentio» (см. Гносеология).

ПОЛЕ

ПОЛЕ -

в физике пространство, в котором можно обнаружить физические воздействия (см. Поля теория). Понятие поля заимствовала современная психология. Поле чувства - совокупность находящихся в нервном центре (см. Психофизический уровень) окончаний проводящих путей, идущих от органов чувств. Поле восприятия - совокупность образов восприятия, между которыми могут существовать самые различные притягательные, отталкивающие- и формирующие силы; все, что происходит на каком-то одном участке поля, определяет происходящее на этом участке и само также зависит от того, что происходит на др. участке. Поле зрения - совокупность предметов, воспринимаемых глазом. Поле напряжения - в учении о поведении, напр., пространство, окружающее человека, если в этом пространстве обнаруживается образ восприятия, требующий ответной реакции (см. Обращение); поле напряжения теряет силу, если следует ответная реакция (обращение), когда, напр., человек пристальным взглядом проникает в сущность нового образа восприятия.

ПОЛЕМИКА

ПОЛЕМИКА (от греч. polemikos воинственный, враждебный)

научный спор, словесная война, литературная перепалка. Полемист (от греч. polemistes - воитель) - любитель, участник полемики, человек, искусный в полемике. Полемический - заключающий в себе полемику. Полемичный - склонный к полемике, свойственный полемике.

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ (род. ок. 201, Мегаполис, Аркадия - ум. ок. 120 до Р. X.)

древнегреч. историк, государственный деятель и военачальник. Написал «Историю» в 40 тт., охватывающую исторические события в Греции, Македонии, Малой Азии, Риме и в др. странах с 220 до 146 до Р. X., впервые выразив в ней идею единой всемирной истории. Исходя из учения стоиков о предвидении, он пришел к метафизике истории, которая рассматривала последнюю как борьбу народов и отдельных личностей против власти судьбы.

ПОЛИС

ПОЛИС -

возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско-демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть цезаря и аристократии; также политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого воспитывает, поддерживает и предоставляет для него поле деятельности. Укрепление этой общности - первый долг гражданина. Полис был священным, перед его судом представали даже боги (напр., у Эсхила в «Эвменидах»). Это возвеличение полиса в 4 в. до Р. X. постепенно прекращается. Полис становится ареной борьбы интересов, сил и партий.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (от греч. polys - много и theos - Бог)

многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность - монотеизм.

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА (от греч. politike - искусство управления государством)

согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас в учении о государстве под политикой понимают науку о задачах и целях государства и о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей. Вспомогательные науки по отношению к политике: история, политическая и экономическая география, государственное право, народное право, социология, учение об экономике народного хозяйства, психология, этика. Практическая политика представляет собой активное участие людей в государственной жизни в качестве избирателей, депутатов, министров и т. д. В широком смысле она является партийной политикой, цель которой - завоевание государственной власти для осуществления определенного идеала государства, выраженного в партийной программе. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»). Искусством называют политику государственного деятеля, поддержанного своими приверженцами в парламенте - даже если он не разделяет их политических догм, но в своих мероприятиях постоянно имеет в виду целостность государства. Государственные деятели такого типа настолько редки, что Бисмарк имел право называть их политику искусством. См. Государство.

ПОЛОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЛОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

см. Сексуальная психология.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ (от лат. pubertas - возмужалость)

превращение ребенка в зрелого человека; выражается в наступлении биологической зрелости, в появляющемся - в связи с последним - рациональном (критическом) отношении к окружающему миру, а также в развитии способности к рациональному суждению. Во время полового созревания значительно повышается впечатлительность, усиливается активность. Поэтому родители в это время должны быть особенно внимательны к детям.

ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДА

ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДА -

заключение от познанного к дальнейшему знанию.

ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - В качестве начального пункта философского развития в Польше можно принять год основания Ягеллонского (ныне Краковского) ун-та (1364). 15 век - век расцвета польск. схоластики. За нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи Возрождения (Андрей Фрыч-Модржевский, 1503-1572). Во второй пол. 18 в. философия Просвещения свела на нет влияние господствовавшей неосхоластики (преобразование школ и ун-тов, 1773); главные представители: Гуго Коллонтай (1750-1812), Станислав Сташиц (1755-1826), Ян Снядецкий (1756-1830). В последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: Бронислав Трентовский (приват-доцент во Фрейбурге, в Брейсгау, 1808 - 1869), Кароль Либельт (1807-1875), Юзеф Кремер (1806-1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (Ю. Хене-Вроньский, Август Цешковский, 1814-1894). Затем последовал научный и социальный позитивизм (Юлиан Охорович, 1850 - 1917); параллельно существовало неотомистское движение (Мариан Моравский, 1845-1901). Ок. 1900 Казимеж Твардовский основал аналитическое направление, которое стало господствующим (Котарбинский, Айдукевич) и из которого выделилась логическая школа Яна Лукасевича, Станислава Лещинского (1886- 1939), Альфреда Тарского. Из др. философов, не принадлежавших к школе Твардовского, можно отметить Владислава Генриха (1896-1957), взгляды которого были близки идеям Авенариуса, Флориана Знайнецкого (1882-1958), посвятившего последние годы жизни исследованиям в области социологии, а также представителя феноменологии Романа Ингардена. Кроме того, большую известность в области истории философии снискали труды таких ученых, как Констанцы Михальский (1879-1947), Александр Бирнепмайер и Владислав Татаркевич, который занимался также вопросами эстетики. После второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями (А.Шафф, Л.Колаковский) на первый план выступает марксистская философия, потерпевшая в Польше крах к сер. 80-х годов.

ПОЛЯ ТЕОРИЯ

ПОЛЯ ТЕОРИЯ -

способ рассмотрения новейшей физики, согласно которому не существует «сил, действующих на расстоянии», без некоторой посредствующей субстанции (следовательно, также без некоего «эфира»); напротив, каждая сила создает вокруг себя «поле» (т.е. сила состоит в создании поля), распространяющееся по способу континуума и действующее на любое тело (а также испытывающее действие любого тела), помещенное в данное поле. Пустое само по себе пространство обладает (единственным) свойством содержать в себе поля. По трем видам сил, известных в настоящее время, различают гравитационные поля (сила тяготения тяжелых масс), электромагнитные поля (силы притяжения и отталкивания электрически заряженных тел, силы притяжения магнитных тел) и поля ядерных сил (силы притяжения нуклеонов, составляющих атомное ядро, т.е. протонов и нейтронов). Поскольку всякая энергия одновременно представляет собой некоторую массу, а всякая масса - некоторую энергию, то и всякое поле представляет определенную массу, напр. электрическое поле, создаваемое электроном (см. Электрон). Теория поля приравнивает, т. о., массу, представленную энергией поля, к массе электрона, так что обе совпадают в поле. Если бы даже существовало наглядное различие между материей электрона и его силовым полем, то это не изменило бы физической картины. Энергия и материя сливаются в понятие поля, которое охватывает и ту и другую. Математическая функция описывает изменение напряжения поля в пространстве. Напряжение поля - единственная физическая реальность. Если напряжение поля возрастает в узкой области пространства со всех сторон, подходя к экстремально высокому значению, то мы выражаем это, говоря, что в данном месте находится электрон и, следовательно, материальная частица. Материя есть не что иное, как сингулярности поля (узлы поля).

ПОЛЯРНОСТЬ

ПОЛЯРНОСТЬ (от греч. polos - небесный свод над полюсами)

противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но тем не менее взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у Гёте, романтиков и особенно у Шеллинга.

ПОМПОНАЦЦИ

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponatius)

Пьетро (род. 16 сент. 1462, Мантуя - ум. 18 мая 1524, Болонья) - итал. философ; учитель в Падуе, Ферраре и Болонье. В своем соч. «De immortalitate animae» (1516), примыкая к последователю Аристотеля периода поздней античности Александру Афродисийскому, он отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа и сверхприродных явлений, свободу воли и бессмертие человеческой души, ибо она индивидуальна и связана с жизнью. Против нападок церкви (ее мораль греха и искупления, направленную в потусторонний мир, он также не признавал) Помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине.

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ -

1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном (J. G. Droysen, GrundriЯ der Historik, 1868). Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание.

ПОНЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ

ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ -

научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход. В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже. Формирование понятий - сложный феномен, который включает две осн. фазы: на первой человек замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и- происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о «когнитивных универсалиях». Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок. В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях. Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными. Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению. Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта.

ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ -

у Канта то же самое, что категория.

ПОНЯТИЯ РАССУДОЧНЫЕ

ПОНЯТИЯ РАССУДОЧНЫЕ -

см. Категория.

ПОНЯТИЯ ФОРМЫ

ПОНЯТИЯ ФОРМЫ -

см. Категория.

ПОРЕЦКИЙ ПЛАТОН СЕРГЕЕВИЧ

ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (род. 3 окт. 1846, Елизаветград - ум. 9 авг. 1907, с. Жоведь Черниговской губ.)

рус. логик, астроном, математик. В Казанском ун-те читал первые в России лекции по математической логике (1887-1888). Нашел оригинальные и простые методы отыскания множества следствий, вытекающих из данной системы посылок, и множества гипотез, из которых выводимы данные следствия («О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики», 1884). В философских воззрениях придерживался естественнонаучного материализма.

ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ

ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ -

определенные интенсивность и порядок в многообразии раздражителей, необходимых для того, чтобы изнутри воспринимаемого поля смогли вычленяться психические образы, осознаваемые как нечто воспринимаемое.

ПОРОГ СОЗНАНИЯ

ПОРОГ СОЗНАНИЯ -

понятие, введенное Гербартом («Schwelle des BewuЯtseins») в психологию и означающее границу между сознательным и бессознательным. См. Порог раздражения.

ПОРФИРИЙ

ПОРФИРИЙ (Potphyrios)

(род. 232/33, Тир - ум. 304, Рим) - древнегреч. философ-неоплатоник. Будучи биографом и издателем соч. Плотина, он сделал его учение доступным пониманию благодаря ясному изложению. Комментировал также платоновские и аристотелевские произв., написал «Введение в учение Аристотеля о категориях» (этот текст и поныне обычно предпосылают «Категориям» Аристотеля); исследовал предикабилии. Полемическое соч. Порфирия «Против Христа» (448) было уничтожено Теодозием II, и оно было утрачено; очень мало сохранилось и от истории античной философии, написанной Порфирием.

ПОРЯДОК

ПОРЯДОК -

ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (в отношении человеческого существования, напр., его позитивные нравственные свойства). Математический порядок - группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок - установление жизненных отношений в зависимости от характера народа. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Убедительнейший пример порядка - естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия). Категории бытия, «слои» бытия (см. Учение о слоях) и законы природы постигаемы как принципы порядка (особенно отчетливо выявляющиеся в константах); см. Иерархия зависимости. В сфере психического правило прегнантности (см. Понятие) и закон хорошей формы (см. Гешталът) означают первоначальную упорядоченность.

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ (Poseidonios)

(род. ок. 135, Апамея, Сирия - ум. 51 до Р. X., остров Родос) - древнегреч. философ, влиятельнейший мыслитель средней Стой, руководитель основанной Панэцием в Родосе школы, где его слушали Цицерон и Помпеи; полагают, что он был универсальным для своего времени ученым. Будучи философом, естествоиспытателем, математиком, астрономом, географом, историком и этнографом, он создал (сохранившуюся только в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращенную в тело). «Благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, а также благодаря остроумной и доходчивой форме изложения в своих многочисленных соч. он оказал огромное влияние на чувства и мысли современного ему мира и последующее развитие» (В. Нестле). Произв. Посидония содержатся в «Poseidonius», v. l, Cambridge, 1972.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ -

остаточные ощущения, постепенно затухающая устойчивость ощущений, продолжающихся и после прекращения чувственного возбуждения (остаточный образ, отголосок, привкус); основан на устойчивости состояния возбуждения в органах чувств или в нервной системе.

ПОСТУЛАТ

ПОСТУЛАТ (от лат. postulatum требование)

требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений. Постулат практического разума - это, согласно Канту, «данный a priori, практический (NB: нравственный) императив, неспособный дать никакого объяснения, а также и доказательства своей возможности» (см. также Атеизм). Кантовские постулаты «практического разума» - свобода воли, бессмертие души, Бог. В качестве постулатов эмпирического мышления Кант вообще выдвигает следующие положения: 1) то, что согласно с формальными условиями опыта (со стороны воззрения и со стороны понятия), возможно; 2) то, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), деиствительно; 3) то, связь чего с действительным определяется по всеобщим условиям опыта, существует необходимо. Постулировать - высказывать что-либо в качестве постулата, принимать в качестве исходного положения без доказательств.

ПОСТУПОК

ПОСТУПОК -

всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений; см. Рефлекторное движение). В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности. Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков основывается на уверенности, что они определяются не только внешними раздражениями, что на них также оказывает влияние мышление. Поступок есть одна из форм проявления свободы воли (см. Свобода) и целенаправленной деятельности. В современной антропологии высказывается мнение, что человек является не столько мыслящим, сколько совершающим поступки существом (см. Активизм, Гелен, Прагматизм).

ПОСЫЛКИ

ПОСЫЛКИ (лат. praemissae)

в логике в широком смысле высказывание (формула), на основании которого делается вывод или умозаключение. Посылками могут служить факты или суждения о фактах, принципы, аксиомы, постулаты и вообще любые события или высказывания, из которых можно извлечь полезную информацию. В узком смысле посылки - суждения, из которых в умозаключении следует новое суждение (заключение). В зависимости от вида умозаключения посылок могут быть самые различные суждения и их сочетания. Чтобы вывод умозаключения был истинным, необходимо, чтобы истинными были посылки и чтобы они были логически правильно соединены в умозаключении. Посылки являются необходимым условием логической аргументации и доказательства.

ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ

ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. potentia - способность, сила, мощь, действенность)

в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели; см. Видовая душа.

ПОТЕНЦИЯ

ПОТЕНЦИЯ (лат. potentia - сила)

возможность, внутренне присущая сила, способность к действию. Относительно учения об акте и потенции см. Неотомизм. Потенциальный - возможный, способный к действию; то, что соответствует возможности. Противоположность - актуальный. Потенциальная энергия (энергия покоя) - покоящаяся, не действующая энергия.

ПОТУСТОРОННОСТЬ

ПОТУСТОРОННОСТЬ -

в христ. вере «иной», сверхъестественный, духовный, божественный мир наряду (над или за) с посюсторонним, естественным, чувственным миром; «вечность», пребывающая за изменчивой «временностью». Потусторонность является местом, где человек живет после смерти (см. Бессмертие), там открываются неисповедимые божественные пути, и все бессмыслицы земного существования раскрываются как составные части плана, существующего от вечности к вечности и имеющего целью спасение человечества.

ПРАВДИВОСТЬ

ПРАВДИВОСТЬ -

соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются; слушающий полагается на правдивость другого и основывает на ней свое доверие к говорящему. Злоупотреблением этим доверием является ложь.

ПРАВИЛО

ПРАВИЛО (лат. regula)

в объективном смысле равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле - часто предписание (напр., предписание какого-либо органа). С понятием правила связаны исключения, которые неприложимы к понятию закона. «Золотое правило» нравственного поведения гласит (Товит, 4, 16): «Не делай для другого того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»; Матф., 7, 12, продолжает: «В этом закон и пророки». По своему смыслу золотое правило имеет значение для всех культурных народов; см. "Золотое правило».

ПРАВИЛЬНЫЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ -

понятие не идентичное с истинным. Правильным нечто является в том случае, если оно таково, каким должно быть (в соответствии с логическими, этическими и техническими принципами).

ПРАВО

ПРАВО -

совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство требует равного права для всех, т. к. перед Богом - источником и хранителем правовой идеи - различия между людьми не имеют никакого значения. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой - воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (напр., посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки). Восемь заповедей из десяти являются запретами; см. Философия права.

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

отрасль психологии, занимающаяся исследованием совокупности практических разновидностей психических оснований права и влияния его на психику. Сюда относятся, напр., вопросы о правовом чувстве, о психических предпосылках действия, о свободе воли, о духовном воздействии запрещения и разрешения и т. п.; см. Судебная психология, Криминалистическая психология.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО -

государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

ПРАВОВОЕ ЧУВСТВО

ПРАВОВОЕ ЧУВСТВО -

см. Право.

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ -

одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 после Р. X.) и оформилось после разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют св. писание (Библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам. В православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении Св. духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии), по-иному совершаются некоторые таинства. Нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. Богослужение совершается на национальных языках. Православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. На религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице Сергия Радонежского (ок. 1312 - 1391), Нила Сорского (ок. 1433-1508), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515), Зиновия Отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. В нач. 19 в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны Ф.А.Го лубинским, В.Д. Кудрявиевым-Платоновым, В.И. Карповым, С.С. Гогоцким, П.Д.Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В.В.Болотов), софиологии (см. София), православной антропологии (В. И. Несмелое, М.М.Тареев). Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым и др. Существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание».

ПРАГМАТИЗМ

ПРАГМАТИЗМ -

ведущее свое происхождение от амер. философа Г. Пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). Ср. инструментализм (так называется прагматизм у Дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. Шиллер), функция, персонализм (см. Дьюи). В наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом Уильямом Джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «В качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». Прагматизм развивался преимущественно в США, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. Прагматистские идеи имеются уже у Зиммеля и Файхингера. Прагматизм близок позитивизму.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ -

практический, относящийся к действию, служащий практике; связь условий, их причин и следствий, напр. прагматическое описание истории. Кант называет прагматическим такое действие, которое служит нравственным целям.

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ, или прадхана (санскр.), - в философии санкхья первоначальное, первойатерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя.

ПРАКРИТИ, ИЛИ ПРАДХАНА

ПРАКРИТИ, или прадхана (санскр.)

в философии санкхья первоначальное, первойатерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА (от греч. praxis)

действие, деятельность, деятельная жизнь, опыт. Противоположность - теория. Практический (от греч. prattein - действовать) - относящийся к действию, деятельности, употребляемый для деятельности. Практической философией называют философию, поскольку ока направляется на действия - следовательно, этику; Кант называет практическим разумом совокупность принципов и законов действия.

ПРЕГНАНТНОСТИ ПРАВИЛО, ПРИНЦИП ПРЕГНАНТНОСТИ

ПРЕГНАНТНОСТИ ПРАВИЛО, принцип прегнантности - в психологии положение гештальт-теории связи, согласно которому характер включения (объединения) множества содержаний сознания в формообразующее целое, осуществляемое естественным путем, может быть принят только исходя из гештальт-качеств целого, возникшего благодаря объединению. Объединение происходит т. о., что возникшее целое так или иначе отличается по форме от др. возможных объединений, т.е. по отношению к др. объединениям оно является прегнантным (см. Прегнантностъ). Из этого утверждения выводится тенденция сознания к четкости; см. Раздражение.

ПРЕГНАНТНОСТЬ

ПРЕГНАНТНОСТЬ (от лат. praegnaus точность)

содержательная лаконичность, проникновенность и острота выражений; прегнантный - лаконичный, но содержательный, полный смысла. В психологии прегнантной, или отличной, называют такую структуру (см. Гештальткачества), благодаря которой сущность определенного данного воплощается в наиболее чистой и необходимой форме, ряд сходных данностей может быть подчинен прегнантной сфере, или прегнантной ступени (см. Понятие). См. также Гештальт.

ПРЕДВИДЕНИЕ

ПРЕДВИДЕНИЕ -

см. Предсказание.

Предыдущая страница Следующая страница