Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭЛЕ")

ЭББИНГАУС

ЭББИНГАУС (Ebbinghaus)

Юлиус (род. 9 нояб. 1885, Берлин - ум. ?) нем. философ; с 1930 - профессор в Марбурге, исследователь Канта. Большая часть его работ посвящена философии права, социологии, философии государства. Согласно его учению, единственной целью государства является осуществление права. Осн. гражданские права, появляющиеся как результат жизни общества, уже содержат в себе социальный долг государства - предотвратить пролетаризацию граждан. Осн. произв.: «Relativer und absoluter Idealismus», 1910; «Ьber die Fortschritte der Metaphysik», 1931; «Zu Deutschlands Schicksalswende», 1946; «Kant und das 20. Jahrhundert», 1954.

ЭВБУЛИД ИЗ МИЛЕТА

ЭВБУЛИД ИЗ МИЛЕТА -

древнегреч. философ 4 в. до P. X., принадлежал к мегарской школе, известен благодаря изобретению нескольких софизмов (напр., т. н. «Лжеца»); см. «Лжец".

ЭВГЕМЕР

ЭВГЕМЕР -

древнегреч. философ 4-3 вв. до Р. X., из школы киренаиков; был известен своим учением (которое позднее вошло в историю религии как «эвгемеризм») о том, что боги - могущественные, выдающиеся люди глубокой древности, которых народ впоследствии идеализировал.

ЭВДЕМ С РОДОСА

ЭВДЕМ С РОДОСА -

древнегреч. философ, перипатетик; наряду с Теофрастом был одним из значительнейших учеников Аристотеля и занимался вопросами этики. Одно из произв. Аристотеля называется «Эвдемова этика».

ЭВДЕМОНИЗМ

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudamonia блаженство)

этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма - Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, который полагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, поскольку они служат этой цели. Государство, все его институты, мероприятия и законы также являются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным, превращается в утилитаризм.

ЭВДЕМОНИЯ

ЭВДЕМОНИЯ (греч.)

см. Эвдемонизм, Счастье.

ЭВИДЕНЦИЯ

ЭВИДЕНЦИЯ (от лат. evidens - проявляться, выявляться)

очевидность, наиболее глубокое проникновение в предметы; переживаемое в сознании и дающее достоверное знание о предмете (см. Достоверность); то, что «очевидно» для мышления и познания. По Канту, эвиденция никогда не может происходить из понятий в «дискурсивном» познании, а лишь из «интуитивных» положений, аксиом в узком смысле слова. Различают психологическую эвиденцию (чувство убежденности) и логическую эвиденцию, убеждающую в законности суждения. Эвиденция имеет особенно важное значение для постижения сущности в феноменологическом смысле.

ЭВИПОЛЕНТНЫЙ

ЭВИПОЛЕНТНЫЙ (от лат. aequipollens - в равной степени значимый)

равнозначный. Эквиполентными являются понятия, имеющие одинаковый объем, но различное содержание. Эквиполентными суждениями являются, напр.: А есть сын В, В есть отец А. Особый случай представляет эквиполенция двойного отрицания: красивый = не некрасивый = не безобразный.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio - развертывание)

развитие; эволюционизм - мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения развития; см. также Прогресс.

ЭВРИКА

ЭВРИКА (от греч. heureka - «я нашел»)

так якобы воскликнул Архимед, когда во время купания открыл гидростатический закон, согласно которому тело, помещенное в жидкость, столько теряет в весе, сколько весит вытесненная им жидкость.

ЭВРИСТИКА

ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko отыскиваю, открываю)

искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путем находить новое. Эвристический - относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования. Эвристический метод в научном изложении состоит в изображении пути, на котором были найдены научные результаты, в противоположность систематическому изложению.

ЭВСЕБИЯ

ЭВСЕБИЯ (греч.)

исполнение обязанностей по отношению к богам; страх перед богами, благочестие. Противоположность - асебия.

ЭВТАНАЗИЯ

ЭВТАНАЗИЯ (от греч. ей - хорошо и thanatos - смерть)

помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.

ЭВФИМИЯ

ЭВФИМИЯ (греч. - хорошее настроение)

душевное спокойствие, жизнерадостность; согласно Демокриту, истинное блаженство.

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ (род. ок. 1243/47, Рим - ум. 22 дек. 1316, Авиньон)

философ-схоласт и теолог; с 1295 - архиепископ в Бурже. В своем учении, в 1287 объявленом доктриной августианцев (настоятелем ордена которых он был в 1292), Эгидий Римский исходит из положений Августина и Фомы Аквинского. В трактате «De ecclesiastica sive de sumi pontificis potestate» находит односторонним развитие учения Фомы Аквинского о власти папы.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (от лат. ego - Я)

себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. См. также Альтруизм, Любовь к ближнему, Гоббс, Смит, Штирнер.

ЭГОЦЕНТРИЧНЫЙ

ЭГОЦЕНТРИЧНЫЙ (от лат. ego - Я и centrum - центр, середина)

так говорят о человеке, который во всех своих мыслях и поступках, сознательно или невольно, ставит в центр внимания собственное Я.

ЭДДИНГТОН

ЭДДИНГТОН (Eddington)

Артур Стэнли (род. 28 дек. 1882, Кендал - ум. 22 нояб. 1944, Кембридж) - англ, астроном; с 1914 был директором астрономической обсерватории в Кембридже, одним из ведущих англ, ученых-теоретиков. Он написал, в частности, следующие работы: «Space, time and gravitation», 1920 (рус. пер. «Пространство, время и тяготение», 1923); «The mathematical theory of relativity», 1922 (рус. пер. «Теория относительности», 1934); «The nature of the physical world», 1928.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС - в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант - комплекс Электры - получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз - важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго - самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, - также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса. см. также ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЭДУАРДС

ЭДУАРДС (Edwards)

Джонатан (род. 5 окт. 1703, Саут-Виндзор, Коннектикут - ум. 22 марта 1758, Принстон, Нью-Джерси) - амер. философ; представитель идеалистической философии, сходной с берклианством; видел истину только в познании духа; в его осн. произв. «Inquiry into the freedom of the will» (1754) свойственный кальвинизму детерминизм сочетается с учением о личном моральном долге. Произв. Эдуардса изданы в: «Works», 10 vol., 1829-1830.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. - направленный внутрь)

предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им. Противоположность - экзотерический.

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ -

См. Тайное учение.

ЭЙДЕТИКА

ЭЙДЕТИКА (от греч. eidetike (episteme) - наука о виденном)

1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков; 2) то же, что и учение о сущности; см. Эйдос.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (от греч. eidos - образ)

необыкновенно яркий субъективный зрительный феномен. Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет (и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его или с закрытыми глазами, или глядя на поверхность, служащую подходящим фоном для изображения. Конкретный объект может быть эйдетически воспроизведен непосредственно после его исчезновения из поля зрения, по истечении нескольких минут, дней и даже лет. Зарегистрировано также спонтанное возникновение эйдетических образов. В некоторых случаях эйдетические образы и их объекты различаются по цвету, форме, размеру, положению в пространстве, обилию деталей и др. характеристикам; в некоторых случаях объекты эйдетически воспроизводятся с почти фотографической точностью. Феномены, соответствующие эйдетическим зрительным образам, предположительно существуют и для др. органов чувств.

ЭЙДОС

ЭЙДОС (от греч. eidos - образ, вид)

образ, понятие, идея. В феноменологии Гуссерля равнозначно сущности. Эйдетика, или эйдология у Гуссерля, - учение об эйдосе; эйдетические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах. К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

ЭЙКЕН

ЭЙКЕН (Eucken)

Рудольф (род. 5 янв. 1846, Аурих, Восточная Фрисландия - ум. 15 сент. 1926, Йена) - нем. философ, профессор (с 1874). Проповедовал новый идеализм, идеалистический активизм, состоящий в «существенной согласованности общего творчества и жизни», призывал к нравственно-духовной деятельности, которая преодолеет вырождение современной цивилизации с ее «обезличившейся культурой» и снова возродит подлинную духовную жизнь. Идея Бога «означает для нас не что иное, как абсолютную духовную жизнь, которая возвышалась бы над всей ограниченностью людей и эмпирического мира, духовную жизнь, достигающую полного у-себя-бытия и в то же время охвата всей действительности» («Der Wahrheitsgehalt der Religion», 1901). Свой метод мышления Эйкен характеризовал как «ноологический». Осн. произв.: «Die Einheit des Geisteslebens in BewuЯtsein und Tat der Menschheit», 1888»; «Die Lebensanschauungen der groЯen Denker», 1890; «Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt», 1896; «Kцnnen wir noch Christen sein?», 1911; «Sinn und Wert des Lebens», 1908; «Mensch und Welt», 1918; «Lebenserinnerungen», 1920.

ЭЙНШТЕЙН

ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (род. 14 марта 1879, Ульм - ум. 18 апр. 1955, Принстон, Нью-Джерси) - нем.-амер. физик-теоретик; с 1914 - профессор в Берлине, с 1933 - в Принстоне. Разработал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Открытие Эйнштейном световых квантов подтвердило квантовую теорию Планка. Работы Эйнштейна имеют огромное значение для современной физики, в первую очередь для атомной физики. Не менее важны они также для теории естественных наук и для современной метафизики. Помимо прочих работ, Эйнштейн написал: «Die Evolution der Physik» (совместно с Л. Инфельдом) (рус. пер. «Эволюция физики», 1948); «Aus meinen spдteren Jahren» (статьи, письма, выступления), 1952.

ЭЙСЛЕР

ЭЙСЛЕР (Eisler)

Рудольф (род. 7 янв. 1873, Вена - ум. 14 дек. 1926, там же) австр. философ; последователь Канта и В. Вундта, представитель спиритуалистического дуализма. Особую известность Эйслер приобрел благодаря своим словарям: «Wцrterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdrьcke», 3 Bde., 1899; «Handwцrterbuch der Philosophie», 1913; «Philosophenlexikon», 1912; «Kantlexikon», 1930.

ЭЙФОРИЯ

ЭЙФОРИЯ (от греч. eyphoria)

повышенное, радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается общее двигательное и эмоциональное оживление, психомоторное возбуждение. Иногда проявляется как массовое настроение.

ЭКВИВАЛЕНТ

ЭКВИВАЛЕНТ (от лат. aequus равный и valeus - действенный)

предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой; эквивалентный - равнозначный; эквивалентность - равноценность. Принципом эквивалентности (принципом замены) в психологии называется действующий при образовании восприятий принцип, согласно которому два «расщепленных» действия одной группы возбуждения в сознании могут заменить друг друга.

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ -

логическое действие, состоящее в употреблении связок «если, и только если» в содержательных логических выводах и разговорном языке; выражается через импликацию и конъюнкцию (см. Конъюнктивные суждения).

ЭКВИЛИБРИЗМ

ЭКВИЛИБРИЗМ (от лат. aequilibrium равновесие)

схоластическое учение, согласно которому человеческая воля только тогда свободна, когда все мотивы действия одинаково сильны, ибо только тогда она может быть свободна в выборе (см. "Буриданов осел»).

ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ

ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат.

(от лат.

ЭКЗЕГЕЗА

ЭКЗЕГЕЗА (греч.)

разбор, объяснение, истолкование, в особенности Библии; метод истолковывания текстов называется экзегетическим.

ЭКЗЕМПЛЯРИЗМ

ЭКЗЕМПЛЯРИЗМ (от лат. exemplar - образец, пример)

учение о Боге как прообразе, отражением которого является все земное и конечное; см. Идея. Экземпляризм представлен Фомой Аквинским.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ -

способы человеческого существования, категории человеческого бытия; у Хайдеггера это прежде всего страх, затем - бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность (см. также Экзистенциализм).

ЭКЗИСТЕНЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia)

существование в его простой фактичности; экзистенциальный - относящийся к существованию, ссылающийся на него. У Хайдеггера экзистенция - это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее» («Was ist Metaphysik?», 1949); это сущее человек; переносить что-нибудь имеет значение «заботиться о чем-нибудь» (см. Забота). См. также Мир, Экзистенциализм.

ЭКЗОГЕННЫЙ

ЭКЗОГЕННЫЙ (от греч. ехо - вне, снаружи и genos - род, происхождение)

возникший под влиянием чего-то внешнего, вызванный внешней причиной, напр. болезнью. Противоположность - эндогенный.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. - направленный вовне)

доступный и понятный также тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам. Противоположность - эзотерический.

ЭКИВОК

ЭКИВОК (от лат. aequivocus - многозначный, двусмысленный)

увертка, двусмысленность; двусмысленный намек, а также двусмысленное обозначение, которое имеет два или несколько значений, напр. перо (1 - перо птицы, 2 - перо, которым пишут, 3 - деталь часового механизма и т. д.).

ЭКЛЕКТИК

ЭКЛЕКТИК (от греч. eklegein - выбирать)

тот, кто не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется ко взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое. Эклектицизм господствовал в поздней греч. и александрийской философии; это слово часто имеет побочное значение: «неоригинальный», «нетворческий». В этом смысле говорят об эклектицизме в области искусства. Эклектиками слывут, в частности, Карнеад, Цицерон, философы-популяризаторы эпохи Просвещения, В. Кузен.

ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЯ (от греч. 6ikos - жилище, местопребывание и logos - понятие, учение)

наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин «экология» ввел в 1866 нем. биолог Эрнст Геккель. Любой вид организмов в ходе эволюции приспосабливается к условиям своего бытия, стремясь достичь во всех связях с неорганической природой и др. формами жизни важных преимуществ перед иными видами существ, живущих в тех же условиях. В результате тысячелетней эволюции образовалась динамическая равновесная система в живой природе - биосфера. С развитием промышленно-практической и социальной деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды, последствия которого часто наносят непоправимый вред биосфере, нарушают баланс естественных процессов (отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т. д. и т. п.). Все это ставит перед экологией задачу определения допустимых границ воздействия на природу, т. к. существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества. Задача экологии как науки - искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

ЭКОНОМИЯ

ЭКОНОМИЯ (греч.)

домашнее хозяйство, хозяйствование, наука о хозяйстве. Принципы хозяйствования: добиться наилучших результатов при минимальной затрате средств, достигнуть цели, приложив минимум усилий (однако эти условия должны быть достаточными, чтобы не стать затраченными впустую). В философии «экономия мышления» - желание охватить максимум предметов мысли (познания), затратив минимум мыслительных средств (понятий, суждений). Этот принцип Авенариус («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил», 1876) и Max («Die цkonomische Natur der physikalischen Forschung», 1882) считают осн. принципом всякого мышления и научного труда и полагают, что он, собственно, характерен для организованного, целенаправленного и осмысленного метода исследования современных наук о фактах; см. также'Минимум. Маркс («К критике политической экономии», 1859) говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения (что имеет решающее значение для марксистской теории) не зависят от человеческой воли. Они соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура, согласно Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки (см. Идеология) духовная жизнь общества с ее продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, конституцией и т. п.).

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт)

планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших средств исследования.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в области психологии чувств, а также при исследовании высшей психической деятельности (памяти, процессов мышления и воли). См. также Психотехника.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (лат.)

находящийся вне познающего сознания.

ЭКСПЛИКАЦИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio разъяснение)

см. Объяснение; Развертывание; эксплицировать - объяснять, разъяснять; е х p l i с i t e - подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно.

ЭКСТАЗ

ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis - быть вне себя)

исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Греч, метафизики верили, что во время экстаза собственно Я человека покидает его тело и в него входят Бог или Муза, которые говорят его устами (см. Энтузиазм). Во время экстаза, по утверждению Плотина, восточных и христ. мистиков (напр., Бернара Клервоского), совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognito Dei experimentales), а не к туманному чувству единения с мироосновой, о котором гово рит пантеистическая мистика. Понятие экстаза (в виде «экстазиса») было вновь подхвачено экзистенциалистской философией и истолковано как «пребывание в ничто», или - вследствие смешения смыслового содержания понятий «экстази» и «экзистенция» - как «пребывание вовне».

ЭКСТЕНСИЯ

ЭКСТЕНСИЯ (от лат. extensia)

расширение (см. Протяженность), res extensa (см. Res); экстенсивность - распространение, размер, объем; экстенсивный - расширяющийся, связанный с увеличением, распространением.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - внешний)

процесс порождения внешних психических проявлений человека (действий, высказываний) через преобразование внутренних структур, сложившихся на основе штериоризации внешней социальной человеческой деятельности.

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ

ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra вне и verto - поворачиваю, обращаю)

обращенный вовне; понятие психологии, восходящее к К. Г. Юнгу, который различает экстравертивные и интровертивные типы личности; первый в мышлении и поведении открыт для внешних влияний, второй «обращен внутрь», замкнут, отворачивается от мира.

ЭКСТРАМУНДАЛЬНЫЙ

ЭКСТРАМУНДАЛЬНЫЙ (лат.)

внемировой.

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ)

восприятие, происходящее независимо от известных сенсорных процессов. В эту категорию обычно включаются: телепатия, или передача мыслей на расстоянии; ясновидение, или сверхчувственная информация о предметах и явлениях, возможно никому более не известная; предсказание, или знание будущего. Научное изучение этих и родственных феноменов началось в кон. 19 в., наибольшее подтверждение существования ЭСВ было получено в экспериментах с раскладыванием карт. -Испытуемые пытаются определить символы, изображенные на картах, информация о которых скрыта от них по условиям эксперимента. Количество правильных ответов, превышающее их вероятностное распределение при статистически значимом числе проб, рассматривается как свидетельство наличия ЭСВ. Хотя многие ученые продолжают сомневаться в существовании ЭСВ, лица, претендующие на обладание соответствующими способностями, иногда используются при поисках пропавших людей или предметов (см. Психометрия).

ЭКХАРТ

ЭКХАРТ (Eckhart)

Иоганн, Майстер Экхарт (род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы - ум. осень 1327, Кёльн) - нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 - 1311 - провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 - профессор в Париже, с 1313 - в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. - сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы «воспринимаем» Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни - в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. - «Schriften und Predigten», 1919 (рус. пер. «Проповеди и рассуждения», 1912).

ЭЛЕАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

ЭЛЕАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП -

обобщение учения философов-элеатов (см. Греческая философия). Дискурсивное мышление безошибочно судит о том, существуют вещи или нет. Ничто непосредственно данное не должно безоговорочно приниматься за действительность, напротив, все должно заключать в себе возможность рационального обоснования. Только объяснимое действительно. Того, что нельзя вместить в свободные от противоречий высказывания, не существует. То, что противоречие между наличностью и объяснимостью есть следствие недостаточности тех понятий, которыми мы располагаем, не подлежит никакому обсуждению. Этот принцип, который был и остается до нашего времени одним из определяющих в европейской философии, лежит в основе как рационализма, так и агностицизма. Элеатическому принципу противопоставляется принцип феноменологии: «К вещам как таковым».

ЭЛЕАТЫ

ЭЛЕАТЫ -

школа в греческой философии.

ЭЛЕКТРОН

ЭЛЕКТРОН (греч. - янтарь)

атом отрицательного электричества, элементарный квант электричества; см. Константы.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ -

см. Категориальный анализ.

Предыдущая страница Следующая страница