Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПТ"-"ОЩУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПТ"-"ОЩУ")

ОПТИМИЗМ

ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - наилучший)

в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс. Оптимизм религиозно-метафизического порядка - это убеждение в том, что наш мир таков, каков он есть при существующих обстоятельствах, что он является лучшим из всех возможных миров, что при этом все действительное разумно, подчинено разуму. Такого рода оптимизм мы находим у Платона, стоиков, рационалистов, с их уверенностью в безграничных силах рассудка и познания, в философии просветителей, Лейбница (в его «Теодицее», 1710) и в философии Гегеля (с его панлогизмом) и т. д. (см. Перфекционизм). Для пессимиста Шопенгауэра оптимизм является «гнусным» способом мышления; пессимист Э. Гартман мыслит более умеренно: бездеятельный оптимизм ведет к квиентизму, а оптимизм, связанный с действием, - к активности. Ницше, несмотря на трагический характер его философии, требует такого утверждения жизни и бытия, которое оставалось бы посюсторонним по отношению и к оптимизму, и к пессимизму.

ОПТИМУМ

ОПТИМУМ (от лат. optimum - наилучшее)

мера лучшего, совокупность наиболее благоприятствующих условий. Отсюда: оптимальный - благоприятнейший, лучший.

ОПУС

ОПУС (от лат. opus)

термин, означающий соч. композитора, автора при их порядковой нумерации; opus posthumum - посмертное издание произв.; opusculum - маленькое произв.

ОПЫТ

ОПЫТ -

это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни (см. Реальность) и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт). В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. Согласно Дильтею, всякая наука есть опытная наука, но только психическая жизнь, а не внешний мир может быть испытываем непосредственно, поскольку "весь опыт имеет свою первоначальную связь и свое определяемое этой связью значение в условиях нашего сознания, внутри которого он выступает, - т.е. в границах нашей природы» (см. также Апостериори, Переживание сопротивления, Познание). Значение и важность опыта были исследованы Кантом в «Критике чистого разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. С него начинается все познание (Кант говорит о «Bathos» - бездне опыта). Но суждения опыта никогда не являются строго, а всегда только приблизительно всеобщими. Всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность. Выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются обманчивыми.

ОПЫТНЫЕ НАУКИ

ОПЫТНЫЕ НАУКИ -

в широком смысле все науки, поскольку в них учитывается опыт, в т. ч. и внутренний. В узком смысле слова опытными науками являются такие, которые отграничены от наук, опирающихся на разум (напр., от логики, математики), и которые черпают знания преимущественно из опыта, полученного в процессе взаимодействия с внешним миром. Это, следовательно, в первую очередь естественные науки; благодаря им мы получаем опытное знание. См. также Частные науки.

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ -

в психоаналитической теории Фрейда начальная психосексуальная стадия, в рамках которой осн. интересы развивающегося ребенка связаны с оральным удовлетворением. Оральная фаза у нормального ребенка имеет прямое отношение к его активности в течение первых 18 мес. его жизни. Для новорожденного рот является всепоглощающим органом удовольствия. Фрейд говорил, что через рот ребенок контактирует с первым объектом либидо (сексуальной энергии) - с материнской грудью. Оральные потребности удовлетворяются также путем сосания пальца или засовывания в рот находящихся рядом предметов, таких, как куклы, др. игрушки или одеяла. Фрейд полагал, что к концу первого года жизни ребенка оральная фаза сменяется анальной.

ОРГАН

ОРГАН (от греч. organon - орудие, инструмент)

1) часть животного или растительного организма, которая, подвергаясь определяющему влиянию организма как целого и в то же время влияя на это целое, призвана выполнять особые функции; 2) орудие, средство для сотворения чегоглибо (в переносном смысле слова); 3) Организация, учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (законодательные, судебные и др.).

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ (от франц. organisation и позднелат. organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю)

1) объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Объединившись в организацию, индивиды становятся взаимосвязанными «орудиями» (органами) целого, участвующими в труде, сохраняющими, однако, свою индивидуальность. Благодаря этому организация как нечто реальное, включающее в себя людей, представляет собой связующее звено между материальной техникой и подлинным руководством людьми и относится к важнейшим вспомогательным средствам последнего; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. Понятие применимо к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам.

ОРГАНИЗМ

ОРГАНИЗМ (от позднелат. organizmo - устраиваю, сообщаю стройный вид)

живое существо; охватывающее обширную сферу самостоятельного материального единства, которое в своей структуре подчинено прежде всего физико-химическим законам. Кроме того, организм как единство множества органов представляет собой определенную форму жизни. Организм связан с органическим миром: поскольку создан др. бытием, он связан с прошлым, а поскольку сам создает др. бытие, он вступает в будущее. С неорганическим миром он связан посредством обмена веществ. Ввиду того что организм является ярким примером динамически упорядоченного (см. Порядок) целого, часто в переносном смысле организмами называют также и духовные, исторические, политические и метафизические образования. Следовательно, понятие организма применяется по отношению к народам и культурам, к строю жизни (государство, право, экономика, общество), к языку, искусству, философии, т.е. по отношению ко всей действительности, а не только материально-пространственному миру. И всюду, где встречаются с целостным, окончательным, неразложимым далее единством, аналогия с организмом довольно часто оказывается плодотворной. Органический - одушевленный, образующий организм или относящийся к нему, свойственный организму. Органическая природа - мир живых существ или организмов. В том случае, когда имеют дело с рассмотрением всего мира в целом в свете закономерностей, присущих организмам, говорят об «органическом» мировоззрении.

"ОРГАНОН"

"ОРГАНОН" (от греч. organon - орудие, инструмент) - логические произв. Аристотеля, названные так визант. учеными, ибо они рассматривались как «орудия» познания истины. «Новый органон» («Novum organon») - произв., написанное Фрэнсисом Бэконом (1620), в котором он противопоставляет свою индуктивную логику дедуктивной логике Аристотеля.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ОРГАНЫ ЧУВСТВ -

специализированные органы организма, которые возбуждаются раздражителями, действующими на них (см. Раздражение). Вместо субъективной классификации чувств (чувства осязания, слуха, вкуса, обоняния, зрения) довольно часто используется объективная классификация в соответствии с природой раздражений. Различают механические чувства (осязание, боль, тяжесть и слух), химические чувства (зрение). Органы чувств, являющиеся субстратом этих различных чувств, возникли в доисторическое время из недифференцированной, но способной к дифференциации протоплазмы клеток и свой настоящий вид приобрели в процессе длительного развития; можно признать, что результатом этого развития была все более совершенная реакция органов чувств на различные раздражения. Возможности органов чувств расширяются человеком при помощи физических приборов, т.е. благодаря инструментам и аппаратам, микроскопу и телескопу, эргографу (силомеру) и сейсмографу, термометру и барометру и т. д. Биологические основы органов чувств исследует физиология органов чувств; психические проблемы, связанные с функциями органов чувств, изучает психология. См. также Вопрос об отношении души и тела.

ОРЕЗМ

ОРЕЗМ -

см. Николай Орезмский.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (Origenes)

(род. 185, Александрия - ум. 254, Тир) - древнегреч. отец церкви и философ; сначала (203 - 231) был наставником древней христ. теологической школы в Александрии (см. Александрийская философия), а затем настоятелем основанного им в 232 монастыря в Кесарее (Палестина); был обвинен ортодоксами в ереси. Завершает раннее сравнительное, апологетическое христ. богословие, выступавшее уже как система, - это выражается в его полемическом труде, направленном против Цельса, в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о логосе. Бог - это действующее провидение; Христос не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Избр. произв. изданы де ла Ру (4 т., 1733-1759) и Ломматцшем (25 т., 1831-1848).

ОРИГИНАЛ

ОРИГИНАЛ (от лат. originalis - первоначальный)

прообраз, первоначальное; творческая оригинальность - самобытность, творческая способность открывать, давать новое; оригинальиый - своеобразный.

ОРСТЕД

ОРСТЕД (Oersted)

Ханс Христиан (род. 14 авг. 1777, Рудкьёбинг - ум. 9 марта 1851, Копенгаген) - дат. естествоиспытатель и философ; профессор с 1806; открыл явление электромагнетизма; в натурфилософии - последователь Шеллинга. Им написаны: «Der Geist in der Natur», «Die Naturwissenschaft und die Geistesbildung» и др. работы.

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Хосе (род. 9 мая 1883, Мадрид - ум. 18 окт. 1955, там же) - исп. философ; профессор (1911 - 1954). Находился под влиянием Дильтея и Ницше ; осн. задачу современности видел в ориентировке разума на биологию и подчинении его конкретной жизни. Подобно тому как глаз действует относительно колебаний эфира, так и дух каждого индивида и народа, дух любой эпохи избирательно относится к истинам. И именно в этом все народы и эпохи обретают свою полную причастность к истине. Та перспектива, которая выдается за единственно возможную, всегда ложна (см. ПЕРСПЕКТИВИЗМ). Великие философские системы отнюдь не являются общезначимыми картинами мира, а характеризуют индивидуальный горизонт их творцов. И только в том случае, если бы удалось сразу понять эти индивидуальные перспективы, можно было бы, подобно Богу, претендовать на обладание абсолютной истиной в ее бесконечном многообразии. Ортега-и-Гасет с воодушевлением отстаивал идею новой Европы. Осн. произв.: «El tema de nuestro tiempo», 1923; «La rebelion de las masas» («Восстание масс»), 1933; «Obras completas», v. 1-9. Madrid, 1953-1971; «Obras ineditas», v. 1-7. Madrid, 1957-1962; «El espectador», v. 1-8. Madrid, 1960-1963.

ОРТОДОКСИЯ

ОРТОДОКСИЯ (от греч. orthodoxia)

правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют гл. о. церковь ближневосточных стран (напр., греч. ортодоксальная церковь). Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.

ОРУДИЕ

ОРУДИЕ -

по Хайдеггеру, все те предметы, с которыми мы имеем дело в нашей повседневной озабоченности. Это выражение является обобщением одной из составных частей (Zeug) в словах WerkZeug (инструмент), Handwerks-Zeug (набор ремесленных инструментов), StrickZeug (вязание), Hдh-Zeug (швейные принадлежности) и т. д. Совокупность орудий создает мир дел, в котором человеку открываются сокровенные тайны, ибо он постоянно общается с ним; он не нуждается в том, чтобы «познавать» этот мир (см. Подручность).

ОРУЭЛЛ

ОРУЭЛЛ (Orwell)

Джордж, настоящее имя и фамилия Эрик Артур Блэр (Blair) (род. 25 июня 1903, Мотихари, Индия - ум. 21 янв. 1950, Лондон) англ, писатель, один из классиков современной антиутопии. После второй мировой войны оказал значительное влияние на всю западную общественную мысль своими произв., резко обличительно направленными против тоталитаризма в любой его форме. Его сатира «Ферма животных» («Animal farm», 1945) проповедует абсолютную бессмысленность разрушительной революционной борьбы, а роман-антиутопия «1984 год» (1949) изображает общество полностью тоталитарного иерархического строя, покоящегося на изощренном физическом и духовном порабощении людей, абсолютном попрании свободы и достоинства личности, общество материальных лишений, всеобщего страха, шпионажа, доносов и ненависти. Его работы явились своеобразным предостережением западным демократиям об опасностях тоталитарного перерождения. Многие образы, метафоры и афоризмы Оруэлла широко применяются современными социологами, политологами, журналистами, справедливо полагающими, что в произв. писателя предвосхищены многие тенденции развития и феномены 20 в.

ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ -

см. Озабоченность.

ОСМЫСЛЕННОЕ

ОСМЫСЛЕННОЕ -

пережитое, если оно обладает последовательностью, которой человек всегда бессознательно требует, и если причину и следствие, между которыми оно находится, можно легко определить. Объективно осмысленным иногда называют предмет, бытие которого удовлетворяет требованиям, предъявляемым нами всегда и бессознательно к «истинному» предмету. Следовательно, осмысленность - это не объективная данность, а постулат, которому соответствует смыслополагающий акт (см. Смысловое содержание).

ОСНОВАНИЕ

ОСНОВАНИЕ -

суждение или идея, из действительности которых необходимо вытекает действительность др. суждения или идеи (следствия): логическое основание или основание познания. От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания или от метафизической действительности. Психологическое основание (см. Мотив) является душевной предпосылкой всякого поступка или действия. Закон достаточного основания (principium rationis sufficientis) для всего существующего устанавливает основание, исходя из которого можно законным образом выводить отсутствие или наличие какого-либо явления.

ОСНОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

ОСНОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ -

отношение между субъектом и объектом в процессе познания a posteriori (психологическое основное отношение), а также отношение между категориями познания а priori (категориальное основное отношение); см. Познание. Оба основных отношения создаются и разрешаются на психофизическом уровне. В акте восприятия участвуют оба основных отношения: категориальное отношение позволяет осознать всеобщий характер предмета, психологическое - индивидуальный, специфический. «Благодаря категориальному основному отношению мы постигаем существование, но не знаем о нем; благодаря психологическому основному отношению мы знаем о существовании, но не, постигаем его» (N. Hartmann. Metaphysik der Erkenntnis, 1941).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - у Канта то же самое, что категория .

ОСНОВНЫЕ ПРАВА

ОСНОВНЫЕ ПРАВА -

см. Человеческие права.

ОСОЗНАНИЕ Я

ОСОЗНАНИЕ Я -

чувство Я - душевно-духовное состояние, в котором Я дано как содержание сознания. Чувство Я изменяется от полного отступления Я на задний план по сравнению с др. содержанием, так что Я является лишь идеальной точкой отношения, до полной ясности Я. Это наступает а случае душевных переживаний, так же и как в случае духовных актов: я могу при виде захода солнца на море потерять Я (совершенно без моего участия, совершенно без участия деятельности памяти) и благодаря непосредственно вызванному этим зрелищем высшему душевному подъему переживать восхищение и могу искать решение математической задачи, В высшей степени лишенной наглядности, в полном забвении своего Я, целиком отдавшись содержанию; а в следующий раз, напротив, шаг за шагом ощущаю решение как работу своего Я. См. Действия осознанность.

ОСТВАЛЬД

ОСТВАЛЬД (Ostwald)

Вильгельм Фридрих (род. 2 сент. 1853, Рига - ум. 4 апр. 1932, Гросботен, близ Лейпцига) нем. естествоиспытатель и теоретик философии культуры; профессор химии в Лейпциге (1887-1909). Согласно Оствальду, все - и материя, и в какой-то мере даже «дух» - есть энергия. Энергетические законы в неорганическом мире, а также законы более сложных проявлений энергии, т.е. законы развития органического мира, помогают познать настоящее и, предвидя будущее, планировать его. Культурное совершенствование, согласно Оствальду, основывается на том, что содержащаяся в природе свободная энергия с постоянно уменьшающимися потерями трансформируется в энергетические формы жизни и культуры (см. Энергия). Осн. произв.: "Vorlesungen ьber Naturphilosophie», 1901 (рус. пер. «Натурфилософия», 1914); «GrundriЯ der Naturphilosophie», 1908; «Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaft», 1908; «GroЯe Mдnner. Studien zur Biologie des Genies», 1909; «Monistische Sonntagspredigten», 5 Bde., 1911-1916; «Die Philosophie der Werte», 1913.

ОСТИН

ОСТИН (Austin) Джон (род. 26 марта 1911, Ланкастер - ум. 8 февр. 1960, Оксфорд) - англ, философ, представитель лингвистической философии. Осн. цель философского исследования видел в преодолении неверного употребления отдельных слов и выражений философами, в прояснении выражений обыденного языка, полагая, что в результате может возникнуть самостоятельная новая наука, которая бы впитала в себя философию и лингвистику. Разделил высказывания на «перформативные», отражавшие конкретное исполнение определенных намерений, и «констатирующие», к которым применимы понятия истины (правдоподобия) и ложности. Осн. произв.: «Sense and sensibilia», 1962; «How to do things with words», 1962; «Philosophical papers», 1970.

ОСЯЗАНИЕ

ОСЯЗАНИЕ - один из осн. видов восприятия; чувство давления, испытываемое чувствительными нервными окончаниями, находящимися в коже и мышцах. Это чувство тесно связано с чувством предметного (см. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ).

ОТБОР

ОТБОР -

то же самое, что и селекция; негативный отбор - контрселекция.

ОТВРАЩЕНИЕ

ОТВРАЩЕНИЕ -

высшая степень нежелания, часто связанная с определенными физиологическими явлениями (напр., с тошнотой). О понятии отвращения в философии Сартра см. Бытие-в-себе.

ОТДАВАНИЕ СЕБЯ

ОТДАВАНИЕ СЕБЯ -

в современной теории познания часто требующееся состояние познающего, ибо сущность предмета не может познать тот, кто, навязывая предмету свои познавательные категории, хочет сделать его своим объектом; познать может только тот, кто в состоянии отдаться предмету. См. также Любовь.

ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕНИЕ (от лат. revelatio, греч. apokalypsis)

обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается не рассудком, а сердцем (см. Любовь). Сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. Согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, напр. авторы Библии, Моисей, Христос (откровение в смысле своеобразного сверхприродного откровения - см. Мф. 11, 27). Иногда откровение трактуется гораздо шире (Рим. 1, 19): под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению. Однако позднее христианство устранило это различие благодаря учению о том, что уже верующий, читающий Библию, может быть причастен к своеобразному откровению.

ОТЛОХ ИЗ СВ. ЭММЕРАМА

ОТЛОХ ИЗ СВ. ЭММЕРАМА (Otloh von St. Emmeram)

(род. ок. 1010 - ум. 1070) - нем. философ периода ранней схоластики; монах и наставник монастыря св. Эммерама (Регенсбург). В своей имеющей пессимистический характер исповеди («Liber di tentationibus suis et scriptis» - первая автобиография средневековья, напечатана в кн.: Migne «Patrologiae Latinae», v. 146) он впервые нарисовал картину интимной религиозной жизни средневековья, самые сокровенные ее стороны. Отправляясь от идеи о загадочности наличного бытия, все подверг сомнению - даже Библию и сущность, существование, всемогущество Бога. Однако позднее отверг всю мировую науку, подчеркивая, что философия - только служанка теологии. Подвергал себя религиозным испытаниям, чтобы вновь вернуться в лоно твердой веры.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ -

физическая теория, в развитии которой необходимо различать 3 этапа. 1) Принцип относительности классической механики (Галилей, Ньютон) гласит: во всех равномерно и прямолинейно движущихся системах механические процессы протекают точно так же, как и в покоящихся. Следовательно, прямолинейное равномерное движение соответствующей системы не может быть определено, установлено без помощи тел, находящихся вне системы. Так, напр., если в прямолинейно и равномерно движущемся железнодорожном вагоне подбросить вертикально вверх мяч, то он снова упадет вниз по перпендикуляру, точно так же, как если бы вагон стоял. Напротив, наблюдателю, стоящему на железнодорожной насыпи, траектория представляется в виде параболы. Исходя из формы наблюдаемой извне и зафиксированной (сфотографированной) параболы, можно определить скорость движения поезда по отношению к местонахождению наблюдателя. Подобным образом обстоит дело с движением небесных тел во Вселенной. Попытки (Физо в 1849, Майкельсон в 1881, В. Вин и др.) при помощи электромагнитных (оптических) средств создать абсолютную систему отношений в мировом пространстве (нечто сходное с покоящимся «эфиром» как абсолютным, неподвижным пространством - Ньютон) окончились неудачно. 2) В специальной теории относительности Эйнштейна (1905) создано новое для физики понятие времени. Время определяется уже не через вращение Земли, а через распространение света (300 000 км/с). Это время так тесно связано с пространственными измерениями, что вместе они образуют пространство, имеющее четыре измерения. Став координатой, время теряет свой абсолютный характер, становится только «относительной» величиной в системе связей. Было найдено такое понятие пространственного времени, которое соответствует всем физическим фактам. 3) Всеобщая теория относительности (Энштейн, 1916) устанавливает, что сила тяжести и ускорение равноценны, что в соответствии с миром Минковского (1908) трехмерная система координат классической физики дополняется временем как четвертой координатой (см. Континуум). Она расширяет наблюдение, включая рассмотрение равномерно-ускоренных и вращающихся систем, что требует сложного математического аппарата; необходимая для этого геометрия впервые определяется благодаря данной физической теории относительности (см. Метагеометрия). Теория относительности разрешает проблемы, которые возникают из наблюдения за распространением электромагнитных и оптических явлений, специально - за распространением света в движущихся системах. Результаты наблюдений, истолкованных с помощью теории относительности, отклоняются от результатов наблюдений классической механики и электродинамики только там, где речь идет о больших скоростях и огромных расстояниях.

ОТНОШЕНИЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ -

учение о теории познания, ведущее начало от Демокрита. Согласно этому учению, познанное является отражением того, что должно быть познано. Современная психология учит, что окружающие нас вещи относятся к физической действительности, как образ к тому, что в нем отражается, однако воспринимаются они не как образ, т.е. как указывающее на что-то подлинно действительное (см. Восприятие), а как сама действительность, независимая от Я.

ОТРЕШЕННОСТЬ

ОТРЕШЕННОСТЬ -

в мистике удаление от мира, благодаря чему достигается такое состояние, когда душа может остаться наедине с собой. «Тот, кто хочет оставаться неомраченным и чистым, тот должен отрешиться от мира» (Мейстер). Но отрешенность - это не аскетический уход из мира, а набожное, действенное возвышение над ним.

ОТРИЦАНИЕ

ОТРИЦАНИЕ -

в логике отклонение, непризнание какого-нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отношении отрицание является утверждением несуществования (см. Легация). В отрицательном суждении отрицание может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта и предиката; в языке отрицание выражается через слово «не». Мы можем какое-нибудь положение признавать правильным или неправильным (см. Суждение), но было бы неразумным стремиться делать это одновременно (закон противоречия и закон исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное утверждение. Высказывание «Этот цветок не благоухает» имеет значение даже тогда, когда цветок вообще не имеет запаха. При любых условиях правильным значением при отрицании предиката является прежде всего формальное отрицательное (контрадикторное) значение, а любое другое, более узкое, более определенное значение должно еще доказать свою правомерность.

ОТТЕНОК

ОТТЕНОК -

в феноменологии один из способов проявления вещи. Каждой вещи соответствует большое количество форм, в которых она может быть воспринята и в которых может найти свой «оттенок».

ОТТО

OTTO (Otto) Рудольф (род. 25 сент. 1869, Пейне - ум. 6 марта 1937, Марбург) - нем. теолог и философ религии; профессор с 1917. В своих религиозно-философских теориях опирался на Канта и Фриза. В осн. работе «Das Heilige» (1917) он различает «numinose» (т.е. святость без всякого нравственного и познавательного оттенка), «tremendum» (то, что вызывает благочестивый трепет), «mysteriцse» «fascinosum» (ослепляющее, увлекающее). В «West-цstliche Mystik» otto сравнивает Экхарта и Шанкару. Кроме того, он написал ряд др. произв., в т. ч.: «KantischFries ische Religionsphilosophie», 1909; «Sьnde und Urschuld», 1932; «Reich Gottes und Menschensohn», 1934; «Freiheit und Notwendigkeit», 1940.

ОТТО ФРЕЙЗИНГСКИЙ

OTTO ФРЕЙЗИНГСКИЙ (Otto von Freising) (род. ок. 1114 - ум. 22 сент. 1158, монастырь Моримунд, Франция) - нем. летописец (в основном времени царствования Барбароссы, который был его племянником); теолог и философ периода разложения ранней схоластики. Происходил из княжеского рода. Основываясь на проведенном уже Августином различении божественного и земного государств, под впечатлением неразрешимого конфликта между императором и папой, Отто Фрейзингский в своем главном теолого-философском произв. («Chronicon sive historia de duabus civitatibus», изд. Вильманса, 1912) пришел к пессимистической, христ,эсхатологической интерпретации истории, видя во всем нищету, преходящий характер, бессмысленность.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ -

см. Патристика.

ОХВАТЫВАЮЩЕЕ, ОКРУЖАЮЩЕЕ

ОХВАТЫВАЮЩЕЕ, ОКРУЖАЮЩЕЕ -

по Ясперсу, то, что обнаруживается при разделении субъекта и объекта. «Все, что выступает для меня как предмет, приходит ко мне из охватывающего (окружающего), и я как субъект исхожу из него... охватывающее (окружающее) всегда остается для моего сознания мраком». Оно в значительной мере идентично с бытием или трансценденцией.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. dchlos толпа и kratein - власть)

господство массы, плебса. Согласно Аристотелю, охлократия является формой вырождения демократии.

ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ

ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ -

см. Антропоморфизм.

ОЩУЩЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ -

в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии - результат возбуждения нервных центров коры головного мозга (см. Психофизический уровень), которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва (см. Органы чувств). Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, напр., вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его - различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы - обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств (см. Специфическая энергия органов чувств) и гл. о. состоянием сознания в данный момент (см. также Марбургская школа). В процессе развития организмов органы чувств зарождались в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в ходе эволюции становились дифференцированнее (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения делались более адекватными характеру возбуждения.

ОЩУЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ, КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

ОЩУЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ, кинестетические ощущения - ощущения, возникающие в коже, мышцах, сухожилиях, суставах в результате движений. Старая психология считала, что при образовании временных и пространственных представлений особенно большое значение имеют движения глазного яблока. См. Ощущение.

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (от греч. kinesis - движение и aisthetos - чувственно воспринимаемый)

см. Ощущения двигательные.

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ -

ощущения, возникающие в области внутренних органов (желудка, кишечника, сердца), напр. ощущение голода, жажды, удушья и т. п.

Предыдущая страница Следующая страница