Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЛ"-"ФУТ")

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ -

см. Алхимия.

ФИЛОСОФЫ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ

ФИЛОСОФЫ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ -

название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи Просвещения, в особенности философию Вольфа. К философам-популяризаторам прежде всего причисляются: Энгель, Фр. Николаи, Томас Абт, Хр. Гарве, Карл Фр. Покельс, М. Мендельсон, И. Г. Зульцер. В последнее время популярной философией называют литературное разъяснение философских тем, при котором недостаточное знание дела и предрассудки, свойственные читателю, до такой степени принимаются во внимание, что научная ценность изложения значительно ухудшается.

ФИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - В начале 19 в. появляются первые самостоятельные направления фин. философии, которая с тех пор развилась во многих областях. Г. И. Гартман (1776-1809) исходил из философии здравого человеческого смысла (шотл. школа), естественной воли и естестственного чувства. Его ученик К.Седерхольм (1789-1867) позднее стал шеллингианцем. В течение почти целого столетия определяющее влияние на фин. философию оказывал Гегель в лице своих последователей И. В. Снелмена, Т. Рейна (1838-1919), который потом отошел от Гегеля, как и противник идеализма выдающийся исследователь Фейербаха В. Болин (1835-1924). За пределами страны фин. философия была известна, в частности, благодаря группе мыслителей, занимавшихся этнологически-социологическими исследованиями; здесь можно назвать исследователя, изучавшего проблему брака, Э. Вестермарка (1862-1939), философа истории А. Гротенфельта (1863-1928), эстетика И. Хирна, морфолога-идеалиста Г.Фридмана, психолога Р. Лагерборга. В современной фин. философии важную роль играет логический эмпиризм, представленный Э.Кайло, У.Сорнио и Г.Г.Райтом.

ФИРКАНДТ

ФИРКАНДТ (Vierkandt)

Альфред (род. 4 июня 1867, Гамбург - ум. 24 апр. 1953, Берлин) - нем. этнолог и социолог, профессор Берлинского ун-та (1921 - 1935). Предметом рассмотрения его книги «Gesellschaftslehre» являются последние формы, силы и факты общественной жизни, не зависящие ни от каких исторических изменений и обсловленные самой сущностью общества. Сущностью же чело1 веческого общества является состояние специфической внутренней связанности, достигающей наивысшей своей интенсивности в общности. Общность характеризуется распространением, выходом Я за пределы собственной личности. В изданных одной книгой работах «Einfьhrung in die Gesellschaftslehre» и «Familie, Volk und Staat» (1936, под заглавием «Kleine Gesellschaftslehre») Фиркандт излагает свое учение о группе, рассматривая значительные общности в процессе их жизни с единой точки зрения. В 1931 он издал «Handwцrterbuch der Soziologie», для которого написал статьи «Группа», «Социальная психология», «Общественный строй у примитивных народов» и «Нравственность».

ФИХТЕ

ФИХТЕ (Fichte)

Иммануил Герман (Фихте-младший) (род. 18 июля 1796, Йена - ум. 8 мая 1879, Штутгарт) нем. философ, сын Иоганна Готлиба Фихте, с 1843 по 1862 - профессор в Тюбингене, издатель философских произв. своего отца, один из основателей нем. философских журналов. Развивал свою философию в полемике с Гегелем, оспаривал его панлогизм и пантеизм и, будучи теистом, разработал философию Канта и своего отца в идеалистически-христианское воззрение, близкое к оккультизму. Осн. произв.: «Spekulative Theologie», 1846; «Theistische Weltansicht», 1873; «Anthropologie», 1856; «Psychologie», 2 Tie., 1864 - 1873; «Der neuere Spiritualismus», 1878; «System der Ethik», 2 Bde., 18501853.

ФИЧИНО

ФИЧИНО (лат. Ficinus Marsilius)

Марсилио (род. 19 okt. 1433, ФильинеВальдорно - ум. 1 okt. 1499, Кареджи, близ Флоренции) - итал. философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии (см. Академия). Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христ. религию и снова связать культуру с эллинизмом. Осн. произв. - «Opera» (лат.), 1641.

ФИШЕР

I

(Fischer)

Алоиз (род. 10 апр. 1888, Фурт - ум. 23 нояб. 1937, Мюнхен) - нем. педагог, профессор с 1918, известен также как социолог и представитель феноменологии. Осн. произв.: «Die Grundlehren der vorsokratischen Philosophie», 1910; «Psychologie der Gesellschaft», 1922; «Familie und Gesellschaft», 1927; «Pдdagogische Soziologie», 1931.

II

(Fischer)

Куно (род. 23 июля 1824, Зандевальде, Силезия - ум. 5 июля 1907, Гейдельберг) - нем. историк философии, профессор с 1872, гегельянец. Его «Geschichte der neueren Philosophie», 6 Bde., 1852-1877 (рус. пер. «История новой философии», 1901 - 1909) содержит обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и Бэкона. Известны также его др. работы: «System der Logik und Metaphysik der Wissenschaftslehre», «Goethes Schriften», 9 Tie., 1890-1903; «Schiller-Schriften», 4 Hefte, 1890-1901.

ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ -

см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (род. 9 янв. 1882, Евлах Елизаветопольской губ. - ум. 1937, Соловки, расстрелян)

рус. религиозный философ, ученый, священник и богослов, последователь В. С. Соловьева. В 1911 принял священство, до закрытия Московской духовной академии в 1919 редактировал журнал «Богословский вестник». В 1933 был арестован, погиб на Соловках в 1937. Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) - идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Религиозно-философская проблематика в последующем широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в самых различных областях знаний - лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Здесь он пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение. Осн. произв.: «Смысл идеализма», 1914; «Не восхищение непщева». Сергиев Посад, 1915; «Около Хомякова», 1916; «Первые шаги философии». Сергиев Посад, 1917; «Иконостас», 1918; «Мнимости в геометрии», 1922.

ФОБИЯ

ФОБИЯ (от греч. phöbos - страх, боязнь)

навязчивое состояние страха.

ФОГТ

ФОГТ (Vogt)

Карл (род. 5 июля 1817, Гиссен - ум. 5 мая 1895, Женева) - нем. естествоиспытатель, материалист, получивший известность благодаря своей книге «Kцhlerglaube und Wissenschaft» (1854), в которой неоднократно повторяется положение о том, что мысль находится приблизительно в такой же связи с мозгом, как желчь с печенью и моча с почками.

ФОЛЬКЕЛЬТ

ФОЛЬКЕЛЬТ (Volkelt)

Иоганнес (род. 21 июля 1848, Билитц-Бьяла, Австрийская Силезия - ум. 8 мая 1930, Лейпциг) - нем. философ; в 1894 - 1921 - профессор в Лейпциге. Испытал влияние Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Н. Гартмана и Ницше. Вначале его философские взгляды носили спекулятивный характер, затем преобладал скептицизм, наконец, в последующий период он переходит на позиции критической метафизики, основанной на признании внесубъективной действительности, которую он называл «транссубъективным минимумом». Ему же принадлежит большая заслуга в области систематизации эстетики. Много усилий приложил Фолькельт и к тому, чтобы с позиций критически-реалистической метафизики объяснить понятия времени и индивидуальности. Осн. произв.: «Erfahrung und Denken», 1886; «GewiЯheit und Wahrheit», 1918; «System der Дsthetik», 3 Bde., 1905 - 1914; «Phдnomenologie und Metaphysik der Zeit», 1925.

ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas)

(род. 1225/26, замок Роккасекка, близ Акуино, недалеко от Неаполя - ум. 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) - первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философии»); с 1879 признан официальным католич. религиозным философом, который связал христ. вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе; Фома аквинский первый проводит четкую и резкую границу между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры (мистерий); возражения же против них рассматриваются лишь как вероятные, не вредящие их авторитету. В отношении понимания природы универсалий - реалист. Как теолог понимал бытие Бога в смысле христ. религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Все мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Выбранные из его философии (метафизики и натурфилософии) 24 тезиса были определены церковью 24 июля 1924 как истинное учение Фомы Аквинского; см. Томизм. Осн. произв.: «Summa contra gentiles», 1261 - 1264; «Quaestiones disputatae», 1256-1273; «Summa theologiae», 1265-1273.

ФОМА ИЗ СЕН-ВИКТОРА, ФОМА ГАЛЛЬСКИЙ, ФОМА ВЕРЦЕЛЬСКИЙ

ФОМА ИЗ СЕН-ВИКТОРА, Фома Галльский, Фома Верцельский (ум. 1225)

франц. схоласт. Будучи аббатом монастырья Сен-Виктор, придал школе Сен-Виктора мистическое направление, был последователем мистицизма псевдо-Дионисия (см. Дионисий Ареопагитп), к соч. которого он написал комментарии (опубликованы в 1502 в лат. изд. соч. Дионисия).

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, ФОМА ГАМЕPКЕН

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Гамеpкен (род. 1378/80, Кемпен-на-Рейне - ум. 25 июля 1471)

средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании Христу» («De imitatione Christi»). Книга написана в духе правоверного (воинствующего) христианства, разрабатываемого мистикой позднего средневековья. Согласно последним исследованиям, автором этой книги является Герт Гроот. Лат. текст издан' в 1904.

ФОМА СТРАСБУРГСКИЙ

ФОМА СТРАСБУРГСКИЙ (ум. 1357)

нем. схоласт, августинский монах. Как аристотелик выступал в защиту экспериментально-эмпирических методов в естественных науках и точных методов в философских суждениях, относящихся к наукам о духе. В своем учении о воле склонялся к Августину Блаженному, ибо верил в известную независимость воли от разума. Его произв. - «Scripta super quattuor libros sententiarum».

ФОНИЗМЫ

ФОНИЗМЫ (от греч. phone - звук)

слуховые галлюцинации, звуковые ощущения, которые вызываются при помощи раздражения не слухового, а др. нерва; аналогичный факт имеет место в случае световых и цветовых ощущений - фотизмов, зрительных галлюцинаций.

ФОНОГНОМИКА

ФОНОГНОМИКА (от греч. phone звук и gnome - познание)

см. Учение о выражении.

ФОНТЕНЕЛЬ

ФОНТЕНЕЛЬ (Fontenelle)

Бернар ле Бовье де (род. 11 февр. 1657, Ру - ум. 9 янв. 1757, Париж) - франц. философ эпохи Просвещения. Защищал демократическое понимание природы против Ньютона, хотя был согласен с последним в некоторых пунктах. Выступал также против христ. метафизики Малъбранша. Широкую известность получила его работа «Dialogus des morts» (1683).

ФОРБЕРГ

ФОРБЕРГ (Forberg)

Фридрих Карл (род. 30 авг. 1770, Мёйзельвиц - ум. 1848, Хильдбургхаузен); стал известен благодаря тому, что вызвал т. н. спор об атеизме своим произв. «Entwicklung des Begriffs des Religion», введение к которому написал Фихте.

ФОРЛЕНДЕР

ФОРЛЕНДЕР (Vorländer)

Карл (род. 2 янв. I860, Марбург - ум. 6 дек. 1928, Мюнстер, Вестфалия) - нем. философ; профессор (с 1919). Исследователь Канта, социалист и неокантианец из марбургской школы. Написал пользующуюся весьма широкой известностью книгу по истории философии «Geschichte der Philosophie», 3 Bde., 1903 (рус. пер. «История философии», СПБ., 1911). Др. осн. работы Форлендера: «Kant und der Sozialismus», 1900; «Kant und Marx», 1911; «Kants Leben», 1911; «Kant, Fichte, Hegel und der Sozialismus», 1920; «Von Macciavelli bis Lenin», 1925.

ФОРМА

ФОРМА (лат. forma)

прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт), а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный, Формализм, Морфология). Понятие «форма» употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время, в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог - чистая форма (actus purus). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ -

см. Логистика.

ФОРМАЛИЗМ

ФОРМАЛИЗМ -

направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках, сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им; они подчеркивают в философии понятийно-рациональную сторону в противоположность конкретно-созерцательной, иррациональной. В логистике формализм - это схема, согласно которой располагают и связывают друг с другом высказывания (по чисто формальному признаку), чтобы прийти к логическому пониманию. Существуют двузначные и многозначные формальные системы, в зависимости от того, принимается ли простое отношение выведения между двумя высказываниями (напр., «истинно - ложно») или признаются в качестве логически значимых наряду с этими еще и др. предикаты высказываний (напр., «возможно»).

ФОРМАЛЬНЫЙ

ФОРМАЛЬНЫЙ -

существующий только по видимости, по форме, относящийся только к форме, касающийся формы, но не содержания; иногда имеет смысл абстрактного, далекого от жизни (см. Форма); основанный на принципах формализма,

ФОТИЙ

ФОТИЙ (род. 891, Армения)

визант. теолог, визант. патриарх (857-867 и 877-886). Благодаря своей борьбе против претензии папства на господство стал отцом ортодоксии (см. Европейская философия); ок. 870 Фотий основал в Византии Академию, в которой читал лекции о древнегреч. философии. Сделал ценные извлечения из произв. 280 древнегреч. писателей (позже эти произв. в большинстве своем были утеряны). Оставшиеся извлечения собраны в «Myriobiblion» (2 t., 1824). Др. произв. содержатся в книге Минье «Patrologia gracea» (t. 101 - 105).

ФОТОНЫ

ФОТОНЫ -

см. Квантовая теория.

ФРАГМЕНТ

ФРАГМЕНТ (от лат. fragmentum обломок, кусок)

отрывок текста, сохранившаяся часть, незаконченное произведение; фрагментарный - отрывочный, неоконченный, неполный.

ФРАЙЕР

ФРАЙЕР (Freyer)

Ханс (род. 31 июля 1887, Лейпциг) - нем. социолог, профессор (с 1925). На его мышление оказали влияние как молодежное движение и мировая война, так и Платон, Гегель, Ницше («Antдus, Grundlegung einer Ethik des bewuЯ ten Lebens», 1918; «Prometheus, Ideen zur Philosophie der Kultur», 1923; «Der Staat», 1925). В произв. «Theorie des objektiven Geistes» (1923) исследуются формы и структуры объективного духа. В своей близкой к материализму работе «Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft» (1930) Фрайер рассматривает общественную структуру как сложившиеся в конкретный период формы жизни и как экзистенциальную ситуацию человека. Перу Фрайера также принадлежат следующие произв.: «Die politische Insel (eine Geschichte der Utopien)», 1936; «Macciavelli», 1937; «Weltgeschichte Europas», 2 Bde., 1948; «Theorie des gegenwдrtigen Zeitalters», 1955.

ФРАНК

I

(Franck)

Себастьян (род. 1499, Донаувёрт - ум. 1542, Базель) - швейц. философ истории и культуры. Получив образование в школе доминиканского ордена в Гейдельберге, был сперва католич., затем евангелич. духовником; с 1528 странствовал по заданию духовного ордена, преследовался (ортодоксальными) лютеранами. Франк учил, что Бог является вседеятельным благом и любовью. Бог обнаруживается в свободной воле человека. Библия - это лишь «вечная аллегория» или «выражение» высшей, недостижимой истины; история, которую он характеризует также как «карнавальную комедию Бога», является, напротив, подлинной Библией («Библией истории»), божественным откровением без слов. Осн. произв.: «Chronica. Zeitbuch und Geschichtsbibel», 1531; «Cosmografia. Weltbuch», 1534; «280 Paradoxa aus der Heiligen Schrift», 1534; «Germaniae Chronicon», 1538; «Sprichwцrter», 2 Bde., 1541.

II

(Frank)

Филипп (род. 20 марта 1884, Вена - ум. 1966) - австр.-амер. философ и физик, представитель неопозитивизма; с 1938 жил в США. Философские взгляды Франка сложились под сильным влиянием Маха, вследствие чего он пытался использовать лишь такие понятия, которые не теряют своей пригодности вне физики. Разрабатывал теории механистицизма и витализма. Писал труды по теории относительности и логике науки. Осн. произв.: «Das Kausalgesetz und seine Grenzen», 1932; «Das Ende der mechanischen Physik», 1935; «Between physics and philosophy», 1941; «Einstein, sein Leben und seine Zeit», 1949; «Modern science and its philosophy», 1949.

ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

ФРАНК Семен Людвигович (род. 16 янв. 1877, Москва - ум. 10 дек. 1950, Лондон)

рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского ун-тов до 1922, когда был выслан вместе с большой группой философов, писателей и общественных деятелей из Советской России большевистским режимом. До 1937 жил в Берлине, где преподавал в Берлинском ун-те, входил в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым, участвовал в издании журнала «Путь». С 1937 жил в Париже, а затем до своей смерти - в Лондоне. Еще в 1905 - 1909 редактировал журнал «Полярная звезда», а затем участвовал в издании сборника «Вехи», где напечатал статью «Этика нигилизма» - резкое отвержение ригористического морализма и бездуховного восприятия мира революционной интеллигенции. В своих философских взглядах поддерживал и развивал идею всеединства в духе В. С. Соловьева, пытался примирить рациональное мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения христ. теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-исторической обоснованности общественной и политической культуры» («De profundis». - В сб.: Из глубины. М. -Пг., 1918, тираж которого был уничтожен сразу же после выхода в свет и переиздан только в 1967 издательством «Ymca-Press»). Всю жизнь философ утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве восприятия и признания ценности всего конкретно-живого». Осн. работы: «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему». - В сб.: Проблемы идеализма, 1902; «Философия и жизнь». СПБ., 1910; «Предмет знания», 1915; «Душа человека», 1918; «Очерк методологии общественных наук». М., 1922; «Живое знание». Берлин, 1923; «Крушение кумиров», 1924; «Духовные основы общества», 1930; «Непостижимое». Париж, 1939; «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия». Париж, 1956; «С нами Бог». Париж, 1964.

ФРАНКЛИН

ФРАНКЛИН (Franklin)

Бенджамин (род. 17 янв. 1706, Бостон - ум. 17 апр. 1790, Филадельфия) - амер.. просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787); кроме того - мыловар, печатник, электротехник, начальник почтового отделения, дипломат, трезвый и практичный человек, выдающийся представитель common sense - «здравого смысла» и философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы ввести здравый смысл, размышление, расчет, всеобщую справедливость и взаимный порядок в самые незначительные и самые важные дела людей, изгнать дух нетерпимости, жестокости, косности, привлечь внимание людей, к своему призванию, превратить их постепенно, мягко и без больших усилий в деловых, прилежных, предусмотрительных и деятельных, показывая, что каждый из этих навыков вознаградит за себя, а всякое пренебрежение ими отомстит за себя в большом и малом. Он заботился о бедных, но не иначе, как открывая им разумный путь прилежания... Его изложение так легко и естественно, его остроты и шутки так приятны и тонки, его характер так непосредствен и приветлив, что я назвал бы его благороднейшим народным писателем нашего века» (Иоганн Готтфрид Гердер. Письма для поощрения гуманности, 1793 - 1797).

ФРАНЦ

ФРАНЦ (Frantz)

Константин (род. 12 сент. 1817, Хальберштадт - ум. 2 мая 1891, Блазевиц, близ Дрездена) - нем. естествоиспытатель и государствовед. Вначале был сторонником философии Гегеля и Шеллинга, затем - эмпиризма; полемизировал в работе «Philosophismus und Christentum» с теорией Э. Гартмана о саморазложении христианства. Осн. произв.: «Pholosophie der Mathematik», 1842; «Die Naturlehre des Staates», 1870; «Die Weltpolitik», 1882-1883.

ФРАНЦИСК МЕРОННСКИЙ

ФРАНЦИСК МЕРОННСКИЙ (род. Меронн, Прованс - ум. 1325, Пьяченца)

средневековый схоласт, Doctor illuminatus (см. Доктор). Преподавал в Париже, ученик Дунса Скота, представитель чистой философии понятий. Осн. произв.: комментарии к «Категориям» и к «Физике» Аристотеля.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАУЭНШТЕДТ

ФРАУЭНШТЕДТ (Frauenstedt)

Юлий (род. 17 апр. 1813, Бояново, Польша - ум. 13 янв. 1879, Берлин) - пол.-нем. философ, ученик и последователь Шопенгауэра, завещавшего ему свое философское наследие. Субъективный идеализм и пессимизм Шопенгауэра Фрауэнштедт не разделял; в этике и эстетике он тоже шел собственным путем. Осн. произв.: «Studien und Kritiken zur Theologie und Philosophie», 1840; «Briefe ьber die Schopenhauersche Philosophie», 1854; «Neue Briefe usw.», 1876; «Schopenhauer von ihm und ьber ihn», 1863; «Schopenhauer-Lexicon», 2 Bde., 1871; Фрауэнштедт издал в 1873- 1874 первое собр. соч. Шопенгауэра в 6 тт.

ФРЕГЕ

ФРЕГЕ (Frege)

Готлоб (род. 8 нояб. 1848, Висмар - ум. 26 июля 1925, Йена) нем. философ, логик и математик, с 1879 - профессор математики в Йене. Создал наряду с Д. Булем основы логистики; продолжив ход мысли Больцано, Фреге рассматривал понятие как функцию от одной или многих переменных. Функциям (понятиям) он противопоставляет «предметы», которые являются для этих функций истинными или ложными ценностями. Логике понятий Фреге предпочитает логику предложений благодаря логическиструктурной простоте последней. Отчасти примыкал к Фреге Б. Рассел. Фреге дал первую аксиоматику логики высказываний и предикатов, построил первую систему формализованной арифметики; он явился одним из основоположников логической семантики. Осн. произв.: «Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens», 1879; «Die Grundlagen der Arithmetik», 1884; «Grundgesetze der Arithmetik», 2 Bde., 1893.

ФРЕЙД

ФРЕЙД (Freud)

Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия - ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) - австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 - профессор невропатологии в Вене, с 1938 - в Англии. Фрейд - создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. Влечения порождают представления, которые - если они не реализуются - вызывают невроз душевной жизни. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией; см. Фрейдизм, Неофрейдизм. Осн. произв.: «Studien ьber Hysterie», 1895; «Die Traumdeutung», 1900 (рус. пер. «Толкование сновидений», 1913); «Totem und Tabu», 1912 (рус. пер. «Тотем и табу», 1923); «Zur psychopathologie des Alltagslebens», 1912 (рус. пер. «Психопатология обыденной жизни», 1926); «Vorlesungen zur Einfьhrung in die Psychoanalyse», 1910 (рус. пер. «О психоанализе», 1911); «Das Ich und der Abwehrmechanismus», 1935; «Gesammelte Schriften», 11 Bde., 1929.

ФРЕЙДИЗМ

ФРЕЙДИЗМ -

общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма - А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

ФРЕЙЗЕР

ФРЕЙЗЕР (Frazer)

Джеймс Джордж (род. 1854 - ум. 1941) - англ, историк религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических или колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций и подразделив магию соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Исходя из осн. признака магии - воображаемого прямого воздействия человека, на предмет сверхъестественным способом, - Фрейзер противопоставлял магию религии; под последней он понимал лишь умилостивление сверхъестественных сил, якобы стоящих над человеком и управляющих миром. Теория Фрейзера, базирующаяся на идеалистических основах, выводит магию, как и религию в целом, из индивидуальной психологии. В работе «Тотемизм и экзогамия» (4 т., 1910) он предложил несколько теорий происхождения тотемизма, но не на одной из них не остановился окончательно. В «Фольклоре в Ветхом завете» (3 т., 1919) Фрейзер выявил связь между первобытными мифами и культами и религиями древних классовых обществ (иудаизмом, христианством, буддизмом). Был последователем позитивизма (см. Позитивизм религиозный, Позитивизм философский) и агностицизма в философии и эволюционного направления в истории культуры. Осн. произв.: «The golden bough», v. 1-12, 1936-1937; «Totemism and exogamy», v. 1-4, 1935; «Folklore in the Old Testament», 1923; «The worship of nature», v. l, 1926; на рус. яз. - «Золотая ветвь». М.-Л., 1931; «Фольклор в Ветхом завете». М.-Л., 1931.

ФРЕНОЛОГИЯ

ФРЕНОЛОГИЯ (от греч. phren - диафрагма как место, где совершается духовная деятельность, и logos - учение)

искусство определять нрав, характер, способности человека по форме черепа; при этом френологию часто неточно называют учением о черепе, которое носит название краниологии или краниоскопии; по своему научному характеру - спорная частная область учения о выражении и характерологии. Френология лежит в основе теории локализации, т.е. убеждения в том, что психические функции локализуются в различных участках головного мозга и благодаря этому влияют на его развитие, а также на черепную коробку и ее форму. Основатель френологии - Галлъ; его главное произв.: «Anatomie et physiologie du Systeme nerveux en general et du cerveau en. particulier avec des observations sur la possibilite de reconnaitre plusieurs dispositions intellectuelles et morales de 1'homme et des animaux par la configuration de leurs tetes», 4vol., 1810-1819.

ФРИЗ

ФРИЗ (Fries)

Якоб Фридрих (род. 23 авг. 1773, Барби, на Эльбе - ум. 10 авг. 1843, Йена) - нем. философ, профессор (1816-1817, 1824-1843); с 1818 по 1829 был лишен профессуры за участие в студенческом движении. Фриз основывал свою позитивистскую философию на учениях Канта, Якоби, Шлейермахера и на психологии Эрнста Платнера (1744 - 1818). Осн. положения философии Фриза следующие: 1) чувственный мир с его естественными законами - только явление; 2) в основе явлений лежит бытие вещей в себе; 3) чувственный мир есть явление вещей в себе. Первое положение содержит принцип знания, второе - принцип веры, третье - принцип предчувствия. Фриз рассматривает мир в духе точных естественных наук как организм, построенный согласно механическим и математическим законам; так же он рассматривает и историю человека. В центр своей моральной философии он ставит понятие личного достоинства отдельного человека, обязанность служить развитию нравственно-религиозной силы народов. Фриз был также одним из основоположников современной психиатрии. (О неофризовской школе см. Нельсон). Осн. произв.: «Neue Kritik der Vernunft», 3 Bde., 1807; «Wissen, Glaube, Anahnung», 1805; «Handbuch der praktischen Philosophie», 2 Bde., 18181832; «Handbuch der psychologischen Anthropologie», 2 Bde., 1820-1821.

ФРИШЕЙЗЕН-КЕЛЕР

ФРИШЕЙЗЕН-КЕЛЕР (FrischeisenKöhler)

Макс (род. 19 июля 1878, Берлин ум. 22 окт. 1923, Галле) - нем. философ и педагог, профессор с 1912. Принадлежал к школе Дилыпея, пытался развить критически-реалистическую философию и наукоучение, связав между собой переживание и мышление, естественнонаучный и духовно-научный методы. В своей педагогике - последователь Эйкена. Осн. произв.: «Wis-senschaft und Wirklichkeit», 1912; «Das Realitдtsproblem», 1912.

ФРОБЕНИУС

ФРОБЕНИУС (Frobenius)

Лео (род. 29 июня 1873, Берлин - ум. 9 авг. 1938, Лаго-Маджоре) - нем. этнолог и предста-, витель философии культуры, с 1925 профессор во Франкфурте-на-Майне и основатель исследовательского Ин-та морфологии культуры. Фробениус создал понятие «культурного круга», согласно которому культурные формы характерны для определенных жизненных пространств и ими ограничены и каждая культура, с ее силой воздействия (Paideuma), является своего рода организмом, самостоятельной сущностью, проходящей те же ступени развития, что и растение, животное, человек (учение о культурных кругах, морфология культуры). Осн. произв.: «Probleme der Kultur», 1900; «Paideuma, Umrisse einer Kultur und Seelenlehre», 1921; «Schicksalskunde im Sinne des Kulturwerdens», 1932; «Erlebte Erdteile», 7 Bde., 1925-1929; «Atlantis» 12 Bde., 1921-1928.

ФРОММ

ФРОММ (Fromm)

Эрих (род. 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне - ум. 18 марта 1980, Муральто, Швейцария) нем.-амер. философ, психолог, социолог, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист, поборник социального прогресса. В 1933 эмигрировал в США. Внес большой вклад в развитие философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии. Называл свое учение «гуманистическим психоанализом». Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. С позиций гуманизма выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, «здорового общества» на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной» терапии. Осн. труды: «Escape from freedom», 1941 (рус. пер. «Бегство от свободы». М., 1990); «Man for himself», 1947; «Psychoanalysis and religion», 1950 (рус. пер. «Психоанализ и религия». М., 1990); «The sane society», 1955; «Marx's concept of man», 1961; «Beyond the chains of illusion», 1962; «The revolution of hope», 1968; «The nature of man», 1969; «Crisis of psychoanalysis», 1970; «To have qr to be?'», 1976 (рус. пер. «Иметь или быть?». М., 1990), и многие другие.

ФРОШАММЕР

ФРОШАММЕР (Froschammer)

Якоб (род. 6 янв. 1821, Илкофен, Бавария ум. 14 июня 1893, Бад-Кройт) - нем. философ, католич. священник, с 1854 по 1862 - профессор в Мюнхене; в 1871 выступил против Ватиканского собора, в особенности против догмы о непогрешимости папы. Фрошаммер основывает свою антиматериалистическую и антидарвинистскую философию на метафизике творческой мировой фантазии, которая сама по себе бессознательна и только в человеке полностью сознает себя. Осн. произв.: «Die Phantasie als Grundprinzip des Weltprozesses», 1877; «Autobiographie», 1888.

ФРУСТРАЦИЯ

ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов)

психическое состояние тревожности, чувства безысходности и отчаяния; одна из форм психологического стресса; возникает в ситуации, которая воспринимается человеком как неотвратимая угроза достижению значимой для него цели или решению задачи. Сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Фрустрационная толерантность (устойчивость) вырабатывается в процессе становления личности и выработки ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, способности к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации.

ФУЛЬБЕР ШАРТРСКИЙ

ФУЛЬБЕР ШАРТРСКИЙ (ум. 1028)

франц. схоласт периода ранней схоластики. Будучи епископом Шартрским, основал в 990 шартрскую философскую школу (см. также Французская философия), в которой затем в течение столетий культивировалась платоническая философия с натурфилософским уклоном.

ФУЛЬЕ

ФУЛЬЕ (Fouiollee)

Альфред (род. 18 окт. 1838, Ла-Пуэз - ум. 16 июля 1912, Лион) - франц. философ. В своей метафизике исходил из учения Платона об идеях, а также из кантовской проблемы отношения между (нравственной) свободой и (естественной) необходимостью. По Фулье, душевное есть истинная сущность вещей, движущая сила свободных и в то же время закономерных событий, подлинный фактор развития, ядром которого является воля, стремление. Идеи являются динамическими факторами, которые определяющим образом влияют на естественные события и на ход исторического и культурного развития (учение об «идеяхсилах», idees-forces). Фулье известен как исследователь народной психологии благодаря многим работам о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов. Осн. произв.: «L'evolutionisme des idees-forces», 1890; «La psychologie des idees-forces», 1890; «La morale des ideesforces», 1908; «Psychologie du peuple frarupais», 1898; «Esquisse psychologique des peuples europeens», 1902.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ (от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение)

осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с целью понять бытие (как присутствующее также в существовании, понимающем себя сущим) и раскрыть смысл бытия. Фундаментальная онтология показывает, как бытие обнаруживается в существовании (см. Экзистенция, Экзистенциалии); она претендует быть основой всех опытных наук.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

психология как составная часть функционализма (см. Функция), особенно распространена в США (У.Джемс, Г.Т.Лэдд, Г.С.Холл, Д.Дьюи, Д.Р.Энджел).

ФУНКЦИОНЕР

ФУНКЦИОНЕР -

человек, чья деятельность состоит в том, чтобы выполнять функции, т.е. «функционировать», быть функцией чего-то. Альфред Вебер («Kulturgeschichte als Kultursoziologie», 1950) считает, что «четвертый человек» сменит «третьего человека», который «в течение тысячелетий прогрессирует через синтез барства и антибарства к полному обесчеловечению», и что этот «четвертый человек» - функционер, функционер механизма цивилизации, «цивилизаторского комплекса», специалист, надзирающий за рабочими. Честолюбие побуждает его отождествлять себя со своими функциями. Происходит раскол личности на функционера и более или менее быстро гибнущий остаток человека. Функционер в состоянии совершать поступки в высшей степени бесчеловечные. Так Вебер объясняет возможность возникновения тоталитарного государства.

ФУНКЦИЯ

ФУНКЦИЯ (лат. functio - исполнение)

обязанность, круг деятельности. «Функция - это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте). Наука о функциях органов живых существ - физиология; специальная наука о функциях нервной системы - физиология органов чувств и нервной системы. В логическом, особенно в математическом смысле функция означает отношение зависимости двух изменяющихся величин (переменных) или группы величин, характеризующихся тем, что изменение одной величины имеет следствием изменение другой, т.е. каждой величине одной группы всегда определенным образом подчиняется каждая (или многие) величина др. группы. Под функционализмом понимают учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями др. данностей. Так, в частности, со времени Уильяма Джемса многие мыслители считают сознание функцией совокупности органов чувств (напр. А. Н. Уайтхед) или функцией бытия-в-мире, заботы (см. Экзистенциализм'). Мышление характеризуют иногда как функцию действия (см. также Прагматизм). У крайних направлений идеализма весь мир выступает в качестве функции Я, как, напр., у Фихте.

ФУРЬЕ

ФУРЬЕ (Fourier)

Франсуа Мари Шарль (род. 7 апр. 1772, Безансон - ум. 9 нояб. 1835, Париж) - франц. социолог, утопический социалист. Критиковал общественные институты, поскольку они препятствуют естественному человеческому стремлению к наслаждению. Фурье хотел утвердить новый, неэгоистический экономический принцип и предлагал создать новый экономический общественный строй путем разделения государства на территориальные товарищества (фаланстеры); см. Консидеран. Осн. произв.: «Theorie des quatre mouvements et des destinees generates», 1808; «Traite dissociation domestique et agricole», 2 vol., 1822; «Le nouveau monde industriel», 1829.

ФУТУРОЛОГИЯ

ФУТУРОЛОГИЯ - в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком - наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статистической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере.

Предыдущая страница Следующая страница