Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОН"-"ГЮН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГОН"-"ГЮН")

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНЕНСИС

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНЕНСИС (Honorius Augustodunensis) Регенсбургский (жил в 1-й пол. 12 в.) - нем. схоласт периода ранней схоластики. Первое произв. Гонория - «Elucidarium», в котором дано обширное систематическое изложение теологии и которое получило широкое распространение, - явилось толчком для организации издания первой нем. энциклопедии «Lucidarius». В философском отношении он был представителем христианизированного платонизма и находился под влиянием Августина, Иоанна Скота Эриугены и Ансельма Кентерберийского. Его мышление отличалось образностью, свежестью, оригинальностью. Гонорий учил о тройственном способе существования всего творения: в Боге (как неизменной жизни), в самом себе (как неизменной субстанции) и в человеке (как представлении или отражении действительного); но мир как прообраз еще до его сотворения бесконечно долго существовал в Боге.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (Gorgias)

из Леонтин (род. ок. 483, Леонтин, Сицилия - ум. 375 до Р. X., Лариса) - древнегреч. софист и учитель красноречия. Сначала последователь Эмпедокла, затем проповедовал абсолютный скептицизм: 1) ничего не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо, 3) если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нем нельзя было бы сообщить другим.

ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ

ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ -

переживание, ухудшение состояния. Если я «претерпеваю убыток», так это потому, что у меня похитили имущество, и я страдаю от своего нового состояния, потому что оно причиняет мне горе (ср. Реальность). Для античного мира (как и еще сегодня для всех форм эвдемонизма) горе было злом; со времен христианства говорят о ценности страдания, которая заключается в том, что страдание порождает такую добродетель, как «способность страдать», имеющую значение там, где активностью ничего нельзя больше совершить, делающую человека способным переносить горе и неудачу, оставаться морально не сломленным, не терять своей осн. личной ценности. В границах способности страдать страдание обозначает пробуждение благороднейших человеческих сил, возвышение личности, развитие сознания ценности и углубление способности быть счастливым. О том, как страдание возникает и как его можно прекратить, учат религии, в особенности буддизм.

ГОСПОДСТВО

ГОСПОДСТВО -

распоряжение человеческими действиями; понятие социологии: везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, напр. господство отца над ребенком (аналогично - господство церкви над совестью государства, над гражданами и т. д.). Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы. Макс Вебер говорит: «Господство означает возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу» («Wirtschaft und Gesellschaft», 1921).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС -

термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право Не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют т. н. высшие государственные интересы. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. Это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философскоправовых и социально-этических утопий. Наиболее полное и последовательное осуществление эта идея находит в тоталитарных государствах (см. Государство). Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОФМАН

ГОФМАН (Hofmann)

Пауль (род. 26 нояб. 1880, Берлин - ум. 7 марта 1947, там же) - нем. философ; профессор с 1922. Пытался дать анализ смысла понятий и сводил априорное познание к прафеноменальным смысловым моментам переживания. Осн. произв.: «Das Verstehen von Sinn und seine Allgemeingьltigkeit», 1929; «Metaphysik oder verstehende Sinnwissenschaft», 1929; «Sinn und Geschichte», 1936.

ГРАБАНУС

ГРАБАНУС (Grabanus) Maypyc (Paбан Мавр) (род. 784, Майнц - ум. 4 февр. 856, Винкель, Рейнгау) - нем. ранний схоласт; выходец из знатной франкской семьи, ученик Алкуина, с 846 - архиепископ Майнцский; был первым организатором школьной системы на церковной основе (отсюда почетное имя «Praeceptor Germaniae») и составил руководящие учебники по педагогике, теологии, философии и естествознанию, не внеся в них, однако, оригинальных, собственных мыслей.

ГРАБМАН

ГРАБМАН (Grabmann)

Мартин (род. 5 янв. 1875, Винтерцгофен, Бавария - ум. 9 янв. 1949, Мюнхен) - католич. теолог и философ; профессор с 1918, представитель томизма, один из главных исследователей Фомы Аквинского («Thomas von Aquin», 1912; «Die echten Schriften des hl. Thomas von Aquin», 1925, и др. произв.). Ему принадлежат большие заслуги в исследовании источников и истории средневековой философии («Die Geschichte der scholastischen Methode», 2 Bde., 19091911; «Die Philosophie des MA», 1921; «Mittelalterliches Geistesleben», 1926; «Die Geschichte der katholiscten Theologie», 1933; «Die theologische Erkenntnis und die Einleitungslehre des hl. Th. von Aquin», 1948).

ГРАВИТАЦИЯ

ГРАВИТАЦИЯ (от лат. gravitas - тяжесть) - притяжение масс, открытое Ньютоном (см. НЬЮТОН) свойство материи. Согласно закону гравитации, между материальными массами существует притяжение, которое тем больше, чем меньше расстояние между ними. В философском отношении понятие гравитации представляет большой интерес, ибо оно находится в центре внимания при попытке построить физическую картину мира; см. также ЭНЕРГИЯ (закон массы и энергии). «Если пространство и время являются, с одной стороны, инертной и гравитационной массой, а с другой - независимыми величинами, то гравитационная постоянная является постоянной пропорциональности, как и всякая др. постоянная пропорциональности; но т. к. гравитационная постоянная является универсальной постоянной, то ее миссия представляется с миссией слияния пространства, времени и массы, т.е. гравитационная масса определяет пространство и время» (A. Wenzl, Wissenschaft- und Weltanshauung, 1942). см. также ПОЛЯ ТЕОРИЯ, КОНТИНУУМ.

ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (род. 9 марта 1813, Орёл - ум. 4 окт. 1855, Москва)

рус. историк, знаменитый профессор Московского ун-та, глава московских западников. Первоначально в своих воззрениях был приверженцем учения т. н. органической школы нем. историков и юристов, а также философии Гегеля. Отказывался видеть в духовной природе человека простой результат внешних условий и усматривал в обществе не механическое соединение личностей, возникшее в силу их свободного договора или насильственного подчинения, а живой организм, развивающийся по определенным и неизменным законам. Всю историю представлял в виде процесса развития всемирного духа, совершающегося путем смены противоречивых и затем примиряющихся в высшем синтезе идей, которые воплощаются в отдельных народах с их национальным духом. Отдельные личности, не исключая и великих людей, служат лишь орудиями проявления народного духа. Со временем некоторые его взгляды на задачи и содержание истории претерпели изменения: цель историка он определил как объяснение фактов, которое не должно и не может быть тождественно с их оправданием. Им была отвергнута и та прямолинейность процесса развития народного духа, которую он ранее признавал вслед за органической школой: главное содержание истории в его глазах составило развитие индивидуализма. От идеалистического монизма Грановский перешел к дуализму духа и материи; считал необходимым отказаться от старых умозрительных построений истории и стремился вывести ее из тесного круга филолого-юридических наук на обширное поприще наук естественных, но не заимствованием методов последних, а выработкой нового метода путем изучения фактов духовного мира и природы в их ' взаимодействии. Предусматривая возможность восстановления монистического миросозерцания за пределами истории, Грановский для самой истории сохранял самостоятельное значение, различая в ней две стороны - творчество человеческого духа и данные ему природой условия деятельности.

ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС

ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (Gracian)

Бальтасар (род. 8 янв. 1601, Бельмонтедель-Калатайю, близ Сарагосы - ум. 6 дек. 1685, Таррагона) - исп. писатель; ректор иезуитского колледжа. Написал «Карманный оракул» («Oriculo manual у arte de prudentia», 1653), введение в мировую мудрость.

ГРАТРИ

ГРАТРИ (Gratri)

Альфонс (род. 30 марта 1805, Лилль - ум. 7 февр. 1872, Монтрё) - франц. философ; с 1863 - профессор этики в Сорбонне в Париже. Будучи представителем ортодоксально-католич. философии, выступал против пантеизма и дедуктивного метода; пытался обосновать христ. догмы с помощью категорий высшей математики. Осн. произв.: «Cours de laphilos.», 3 v., 1855-1857.

ГРАФОЛОГИЯ

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. graphe - почерк и logos - учение) - почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в науку. см. УЧЕНИЕ О ВЫРАЖЕНИИ.

ГРАЦИЯ

ГРАЦИЯ (от лат. gratia - миловидность, прелесть)

с точки зрения эстетики поведение, наблюдая за которым мы испытываем в душе простую, непосредственную радость и симпатию. Сартр утверждает, что за грациозными движениями тела скрывается, по-видимому, эстетическая необходимость, свидетельствующая об их полной согласованности с целью.

ГРЕХ

ГРЕХ -

поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. См. Первородный грех.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, НАЗИАНЗИН

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (род. ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии - ум. ок. 390, там же)

греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. С 379 преподавал в Константинополе. Известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (Христа) и Святого Духа с Богом-отцом. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. Востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. Григорий Богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания Бога в терминах философии. Глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» ставят эти произв. в один ряд с «Исповедью» Августина.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (род. ок. 335, Кесария, Каппадокия - ум. ок. 394, Ниса)

греч. церковный писатель; брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Входил вместе с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей, с 371 - епископ г. Ниса (Малая Азия). Часто занимал неортодоксальные позиции: выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; широко использовал вольные иносказательные толкования Библии; расходясь с церковной доктриной, проповедовал временность адских мук и возможность просветления всех согрешивших душ. Проповедовал изначальное различие между верой, знанием и Богом как единство в трех ипостасях (см. Ипостась): Бог-отец, Бог-сын, Бог Дух Святой. В своем учении о свободе воли примыкает к Оригену. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского. Она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.

ГРИЗЕБАХ

ГРИЗЕБАХ (Grisebach) Эберхард (род. 27 февр. 1880, Ганновер - ум. 16 июля 1945, Цюрих) - нем. философ, профессор в Цюрихе с 1931. Исходил из философии Эйкена и из ортодоксального протестантизма; позднее перешел к диалектической теологии. Последняя сильно повлияла на его критику культуры и мировоззрение, которое в некоторых отношениях близко к экзистенциализму, но отличается от пессимистического духа, свойственного последнему, этически-педагогической позицией. Гризебах искал новое понятие действительности, противоположное истине, которая могла бы претендовать на действительность лишь внутри гуманистического мира. Осн. произв.: «Wahrheit und Wirklichkeit», 1919; «Die Schule des Geistes», 1921; «Erkenntnis und Glaube», 1923; «Gegenwart, eine kritische Ethik», 1928; «Freiheit und Zucht», 1936; «Die Schicksalfrage des Abendlandes», 1942.

ГРИН

ГРИН (Green) Томас Хилл (род. 7 апр. 1836, Беркин, Йоркшир - ум. 26 марта 1882, Оксфорд) - англ, философ. Способствовал распространению идей Канта в англ, философии, в особенности его критического мышления. Носителем познавательной деятельности он, исходя из способности познания пронизывать все и связывать, считал «бесконечный субъект», сознание, в котором «участвует» единичный рассудок; в своей этике проповедовал свободу человеческой воли от материального принуждения. Осн. его произв. изданы в «Works of Т. Green», 3 vol., 18851888.

ГРОС

ГРОС (Groos)

Карл (род. 10 дек. 1861, Гейдельберг - ум. 27 марта 1946, Тюбинген) - нем. философ, профессор в Тюбингене (1911 - 1929). Известен прежде всего как эстетик и психолог. Особенно занимался детской психологией и зоопсихологией. Отвергал идеалистическую метафизику, в частности Шеллинга, и обратился к (экспериментально-) психологическому методу рассмотрения. Осн. произв.: «Der дsthetische GenuЯ», 1902; «Die Spiele der Tiere», 1896; «Die Spiele der Menschen», 1899; «Der Aufbau der philosophischen Systeme», 1924. Собр. статей по натурфилософии и метафизике духа вышло в 1952 под названием «Seele, Welt und Gott».

ГРОССЕТЕСТ

ГРОССЕТЕСТ -

см. Роберт Гроссетест.

ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ГРОТ Николай Яковлевич (род. 16 апр. 1852, С.-Петербург - ум. 23 мая 1899)

рус. философ, профессор (с 1886), председатель Московского психологического общества (с 1888). В каждом философском течении стремился выделить содержащееся в нем зерно истины, в философских построениях найти середину между крайностями и гармонически примирить противоположные тенденции различных школ. Первоначальное философское мировоззрение Грота сложилось под влиянием позитивизма Конта, эволюционной философии Спенсера, философии действительности Дюринга и отчасти критического идеализма А. Ланге. Все существующее разделялось им на действительность (природу и сознание, внешний и внутренний опыт) и на мечты, т.е. те понятия и идеалы, при помощи которых человечество пытается разрешить лежащие за пределами опыта проблемы. Действительность познается разумом, наукой, на основе объективных восприятий; о действительности дают сведения специальные науки, и философии здесь нет места. Поэтому метафизике остается лишь мечта, опирающаяся на субъективное чувство и понятная лишь для этого чувства. Под влиянием этих взглядов он написал два своих осн. соч. - «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1879-1880) и «К вопросу о реформе логики» (1882). В первой работе содержится подробная история развития теорий о чувствах (где указаны также рус. соч. по психологии чувств) и изложение взглядов автора на их сущность. Теоретическая часть посвящена анализу и синтезу чувствований, причем в основу положены воззрения Спенсера. Грот различает четыре осн. типа чувств: положительные и отрицательные, удовольствие и страдание. Во втором соч. им сделана попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям). В основе развития мышления, согласно Гроту, лежат процессы первичные, или бессознательные, из них развиваются процессы вторичные, или сознательные, и, наконец, произвольные мыслительные. Позднее в воззрениях Грота происходит коренной переворот: из детерминиста он превращается в защитника свободы воли, из врага метафизики - в правоверного ее приверженца, из видевшего в чувстве лишь источник субъективных иллюзий - в исповедника чувства как средства постижения истины. Осн. произв. (кроме упомянутых): «Отношение философии к науке и искусству», 1883; «Значение чувства в познании и деятельности человека», 1889; «Критика свободы воли в связи с понятием причинности», 1889; «Общие основания психологии», 1890-1891; «Основные моменты в развитии новой философии», 1894; «Очерк философии Платона», 1897.

ГРОТУЙЗЕН

ГРОТУЙЗЕН (Groethuysen)

Бернард (род. 9 янв. 1880, Берлин - ум. 17 сент. 1946, Люксембург) - с 1931 по 1933 профессор в Берлине, с 1933 большей частью жил в Париже. Ученик и продолжатель учения Дильтея, соединявший универсальное знание истории идей с исключительным даром вчувствования в историческую индивидуальность. Гротуйзен путем глубокого, исчерпывающего изучения ставших анонимными источников филологически доказывал и истолковывал решающие процессы истории духа, как, напр., процесс секуляризации вплоть до отдельных подробностей и незначительных нюансов («Entstehung der bьrgerlichen Welt- und Lebensanschauung in Frankreich», 2 Bde., 1927). Гротуйзен написал также «Dialektik der Demokratie», 1932, и издал тт. I, VII и VIII Собр. соч. Дильтея.

ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ (Grotius)

Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (род. 10 апр. 1583, Делфт - ум. 28 авг. 1645, Росток) голл. государственный деятель, философ, занимался философией права. Создал новую теорию естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением. Осн. произв.: «Mare liberum», 1609; «De jure belli er pacis», 1625.

ГРУППА

ГРУППА - объединение людей, соответствующее состоянию общности (см. ОБЩНОСТЬ), наиболее узкая форма общества, в котором отношение общности определяет характер целого. Признаками группы являются: осознание себя как «нас» (групповое сознание), которое может выступать также как групповой эгоизм, групповой индивидуализм, взаимная готовность членов группы помочь друг другу, а также существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований, которые группа ставит перед своими членами. Душой группы, согласно Шелеру (Scheler, Wissensformen, 1926), является коллективный субъект, находящий свое внешнее выражение в автоматической или полуавтоматической психофизической деятельности; духом группы является коллективный субъект, совершающий спонтанные, вполне сознательные, интенциональные действия.

ГУБЕР

ГУБЕР (Huber)

Курт (род. 24 окт. 1893, Кур, Швейцария - ум. 13 июня 1943: казнен в связи с мюнхенским восстанием студентов в февр. 1943) - швейц. философ и психолог. Известен благодаря своим исследованиям философии Лейбница. Осн. произв.: "Ivo de vento» (исследования по психологии музыки), 1918;. в т.ч. изданные после смерти: «Leibniz Biographie», 1950; «Allgemeine Дsthetik», 1954; «Musikдsthetik», 1954; «Grundbegriffe der Seelenkunde», 1955.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto-Victore)

граф Бланкенбургский (род. 1096, Хартингам, Гарц - ум. 11 февр. 1141, Париж) - нем. схоласт периода ранней схоластики, с 1115 жил в Париже, в Сен-Викторском монастыре (с 1125 - в качестве учителя, с 1133 - в качестве настоятеля школы), и основал т. н. «школу Сен-Виктора». В естественнонаучном отношении шел намного впереди своего времени (применение математического метода в физике, предположение об атомистической структуре и постоянстве материи), пролагал путь свободному научному исследованию, не опекаемому церковью («Изучай все! Позже ты увидишь: ничто не лишне»), и в познании различал мнение, веру и знание. Всех живых существ он рассматривал как наделенных душой, а глубочайшим душевным даром человека считал «способность видения прототипов» вместе со способностью мистического постижения Бога: «Возвыситься до Бота - это значит войти в свое Я, но не только; это значит также невидимым образом выйти за пределы самого себя».

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. humanitas - человечность)

рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произв. древности. Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итал. гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греч. языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Др. значительными гуманистами были итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии - испанец Вивес, ученый, франц. книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, который пуста л корни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в унтах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Осн. представителями этого гуманизма, наряду с др., были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрих фон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пойтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец гуманизму. Неогуманизмом называют вновь пробудившийся в кон. 18 - нач. 19 в. интерес к античности. Неогуманизм представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее - Лессингом, Гердером, Гёте, Шиллером. Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный Представитель этого гуманизма - нем. философ Ф. К. Шиллер. Гуманизм в духе франц. экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.

ГУМАННОСТЬ

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus человечный)

человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума (уже определенных т. о. Цицероном), высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению. Свое обоснование и оформление идеи гуманности получили в 18 в., в эпоху неогуманизма (см. Гуманизм). Для Канта гуманность - это «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой - возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности». Для Гердера гуманность есть цель человеческого развития вообще. Гёте говорит о ней следующим образом: «Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух - в потребность, грацию - в силу, сердце - в величие». Из долга гуманности в настоящее время выводится долг сопротивления государству при известных условиях. Всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной; возникло даже понятие «преступление против человечества».

ГУМБОЛЬДТ

I

(Humboldt)

Александр (род. 14 сент. 1769, Берлин - ум. 6 мая 1859, там же) - нем. естествоиспытатель. Написал фундаментальную работу «Entwurf einer physischen Weltbeschreiburg» (рус. пер. «Космос», 1848 - 1863), в которой представил мир как природное целое, движимое и оживляемое внутренними силами, и стремился объединить дух классического идеализма и поднимающегося до философии естествознания. Его произв. оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.

II

(Humboldt)

Вильгельм (род. 22 июня 1767, Потсдам - ум. 8 апр. 1835, Тегель, близ Берлина) - нем. государственный деятель, философ, языковед. Главный представитель гуманизма и идеи гуманности в период нем. идеализма. Его мировоззрение характеризуется тремя осн. идеями: универсальность, индивидуальность и тотальность (изображение жизни в художественном произв.). Исследование истории, так же как и исследование языка, по Гумбольдту, не является делом только интеллекта, а имеет своей предпосылкой совместную деятельность всех человеческих душевных способностей. Историк должен проникать во внутреннее содержание личности и эпохи, которыми он занимается, если хочет сделать нечто большее, чем бессвязное перечисление внешних результатов. Языковед должен понять язык как внешнее проявление и орудие народного духа, предназначенное для обеспечения языковой общности. В духе своего гуманистического идеала Гумбольдт поддерживал идею создания Берлинского ун-та и принимал практическое участие в его основании jb 1811. В результате задуманной им реформы высшей школы была создана гуманистическая гимназия в ее современном виде. В работе «Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen» (рус. пер. «О границах деятельности государства», 1898) он утверждал, что задачей государства является защита внешних границ и обеспечение внутреннего правопорядка. Но в остальном государство должно всячески сдерживать себя и предоставить возможность свободному индивидуальному и национальному развитию.

ГУССЕРЛЬ

ГУССЕРЛЬ (Husserl)

Эдмунд (род. 8 апр. 1859, Просниц, Моравия - ум. 27 апр. 1938, Фрейбург, Брейсгау) - нем. философ. В 1916 стал профессором; сначала занимался логическим обоснованием арифметики («Ьber den Begriff der Zahl», 1887), в результате чего вывел фундаментальные понятия множества, единства и числа. Гуссерль различает собственно данные множества и чувственные множества, которые можно считать множествами только косвенно и путем рассмотрения содержащихся в них «моментов фигуры» (figuralen Momente), отчасти сходных с открытыми Эренфельсом гештальткачествами. Результатом этих исследований оказался субъективный и одновременно объективный метод постановки вопроса, характерный для всех дальнейших работ Гуссерля. В 1-м т. «Prolegomena zur reinen Logik», 1900 (рус. пер. «Пролегомены к чистой логике», 1909), - Гуссерль защищает объективность объекта, в данном случае логического образования, против всякой ложной субъективизации (новых идеалистических теорий познания) и против очень распространенного в то время психологизма, который пытался рассматривать даже логические понятия и законы как психические образования. Гуссерль характеризует психологизм как релятивизм и подчеркивает априорность чистой логики, которая тематически делится на апофантическую логику (логику «категорий знания» - понятие, суждение, умозаключение и т. д.) и на формальную онтологию (формальная теория предметов). Во 2-м т. - «Untersuchungen zur Phдnomenologie und Theorie der Erkenntnis», 1901, - он пытается «в логические идеи, понятия и положения внести гносеологическую ясность и отчетливость»; этот том содержит исследования о выражении и значении, об идеальном единстве видов и о новых теориях абстракций, о целом и частях (априорная теория предметов), о различии самостоятельных и несамостоятельных значений, об интенциональном переживании -и его содержании, наконец, об элементах феноменологического объяснения познания. Все положения Гуссерля основаны на чистой имманентной, «аподиктической» интуиции, на «интуитивной очевидности», на наглядной само-данности (Selbstgegebenheit) предметов, бытие и явление которых регулируются сущностными закономерностями. Интенциональность сознания анализируется Гуссерлем с точки зрения «интенционального предмета». Вышеназванная (как бы предварительная) работа явилась исходным пунктом для осн. произв. Гуссерля «Ideen zu einer reinen Phдnomenologie und phдnomenologischen Philosophie» (1913), благодаря которому он приобрел мировую известность; см. Феноменология. Кроме указанных работ, Гуссерль написал следующие произв.: «Meditations cartesiennes», 1931; «Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik», 1939; 5 лекций под заглавием «.Die Idee der Phдnomenologie», 1950. С 1939 в Лувенском католическом ун-те (Бельгия) существует Архив Гуссерля, опубликовавший в 1950 по праву наследования его избр. произв. в 3 тт.

ГУТБЕРЛЕТ

ГУТБЕРЛЕТ (Gutberiet)

Константин (род. 10 янв. 1837, Гейсмар - ум. 27 апр. 1928, Фульда) - нем. философ. Соединил томистское учение с учением Суареса, пытался найти «математические основания теологического доказательства бытия Бога» («Das Unendliche, mathematisch und metaphysisch betrachtet», 1878) и обосновать учение о субстанциальных формах с помощью аргументов современной физики («Das Gesetz von der Erhaltung der Kraft und seine Beziehung zur Metaphysik», 1885; «Mechanischer Monismus», 1893). Гутберлет склонялся к философии Лейбница, в то время как философию Канта очень резко отвергал. Кроме того, он известен как выдающийся психолог («Psychophysik», 1905; «Experimentelle Psychologie», 1915), а также своими произв. о свободе воли, этике и учением о воспитании. Кроме перечисленных, у него имеются следующие произв.: «Lehrbuch der Philosophie», 6 Bde., 1878-1884; «Lehrbuch der Apologetik», 3 Bde., 1888-1894; «Selbstbiographie», 1911.

ГУТКЕ

ГУТКЕ (Gutke)

Георг (род. ок. 1590 ум. 1634) - нем. философ, ректор гимназии в Берлине. Создал всеобщую науку о разуме («гностологию» или «ноологию»), на основе которой построил теорию познания принципов науки, где уже содержатся некоторые мысли, нашедшие свое выражение впоследствии в кантовской «Критике чистого разума». Осн. произв. - «Habitus primorum principiorum seu intelligentia», 1625.

ГЮЙО

ГЮЙО (Guyau)

Жан Мари (род. 28 okt. 1854, Лаваль - ум. 31 марта 1888, Ментона) - франц. философ, выдающийся представитель философского эволюционизма и экстатического витализма во Франции («франц. Ницше»). Все бытие, по Гюйо, обладает универсальным жизненным порывом, из которого эволюционноисторическим методом можно вывести этику, религию и эстетику. Возможно большее развертывание жизни, будучи целью природы, является также моральным законом. При этом важнейшее значение имеют чувства симпатии и жизнь в общении, в то время как изоляция и эгоизм безнравственны, поскольку ограничивают человека. Религия - чувство жизненной общности человека с космосом. Осн. произв.: «Esquisse d'une morale sans obligation ni sanction», 1885; «L'irreligion de l'avenir», 1887; «L'art au point de vue sociologique», 1889.

ГЮНТЕР

ГЮНТЕР (Guenter)

Готхард (род. 15 июня 1900, Арнсдорф) - нем.-амер. философ, проф. Иллинойского ун-та. Занимался проблемами тотальной рефлексии и критики монотематического учения Аристотеля о логике. Исследовал проблемы многомерной логики и ее использования в области кибернетики. Осн. труды: «Idee und GrundriЯ einer nicht-aristotelischen Logik», 1959; «Das BewuЯtsein der Maschinen», 1964; «Cybernetic, ontology and transjunctional operation», 1962; «Logik, Zeit, Emanation und Evolution», 1966.

Предыдущая страница Следующая страница