Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБМ"-"ОПР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБМ"-"ОПР")

ОБМАН

ОБМАН -

в психологии обман чувств.

ОБМАН ЧУВСТВ

ОБМАН ЧУВСТВ -

ложное истолкование восприятий, которое имеет место при особых (субъективных или объективных) условиях. Анормальными формами обмана чувств являются некоторые иллюзии и галлюцинация. Обманы чувств, которые остаются в рамках «нормы», отчасти обусловлены нормальной структурой и функциями органов чувств, а отчасти - своеобразием чувственного поля (см. Поле).

ОБОБЩЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ (от лат. generalisatio)

мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

ОБОСОБЛЕНИЕ

ОБОСОБЛЕНИЕ -

философское понятие, за которым прочно сохранилось значение дифференцирования, индивидуации.

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ -

духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как форма'льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ -

обратное воздействие результатов процесса на его протекание, одно из осн. понятий, характеризующих функционирование и развитие систем регулирования в живой природе, обществе и технике (см. Кибернетика). Если прямая связь подразумевает передачу сигналов от центрального органа (напр., мозга) к исполнительным органам системы, то обратная связь есть передача в центральный блок информации о результатах управления. В сложных системах (социальных, биологических) обратную связь рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управляющее воздействие, усиливающее, ослабевающее, останавливающее процесс. Обратная связь обеспечивает стабилизацию параметров управляемого объекта (напр., поддержание постоянной температуры, давления и состава крови в живом организме), рост организма, процессы развития в живой природе и обществе.

ОБРАЩЕНИЕ, ОГЛЯДКА

ОБРАЩЕНИЕ, оглядка - в психологии поворот головы в сторону предмета, привлекающего внимание. Свет, идущий от предмета, падает на край сетчатки. В результате этого между данной периферийной точкой и точкой наиболее острого, а следовательно, и наиболее удобного зрения в желтом пятне сетчатки (центральной ямкой - fovea) возникает напряжение, которое разряжается по мере того, как голова и, соответственно, глаза поворачиваются так, чтобы свет падал на центральную ямку желтого пятна. Необходимое для такого поворота мускульное раздражение (иннервация) возникает в результате появления напряжения, нарушающего равновесие в поле восприятия. Иннервация исчезает, и вращательное движение головы прекращается, как только восстанавливается равновесие, поскольку предмет, привлекающий внимание, попадает в центр поля зрения.

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ -

в психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всей массы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное отношение фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (гештальт), понимаемой как целое.

ОБЩАЯ ЗАБОТА

ОБЩАЯ ЗАБОТА -

по Хайдеггеру, естественный способ встречаться с другим. Когда заботятся о вещах (см. Озабоченность), то предмет заботы является общим. Уже в выражении «забота» заключается тот смысл, что это делается для другого. Основой совместного бытия друг с другом прежде всего и зачастую исключительно является то, что в таком бытии становится предметом общей заботы. Бытие другого является поэтому совместным бытием или совместным существованием. У Сартра совместное бытие - это «не что иное, как общее чувство, которое связывает в один коллектив привязанных на галерах рабов, не имеющих друг к другу прямых отношений».

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ -

в противоположность индивидуальному понятию означает понятие рода, класса, вида. Общими являются также собирательные понятия, понятия сущности и др.

ОБЩЕЕ ЧУВСТВО

ОБЩЕЕ ЧУВСТВО (жизненное, соматическое чувство)

ощущение, являющееся следствием общего телесно-душевного состояния человека: голода и жажды, усталости, удовольствия, подавленности и т.п. По В. Вундту, общее чувство - это «тотальное чувство, в котором выражается общее состояние нашего чувственного здоровья или нездоровья». Общее чувство близко понятию настроения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ -

способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии; о «манекене», мыслящем лишь по общему шаблону, по Ницше; о бездумных исполнителях, единодушном одобрении писали представители антиутопии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Общественное мнение в различных конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным реальному положению вещей - может содержать в себе как верные, реалистичные, так и ложные, иллюзорные представления о действительном положении вещей. В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений - собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР -

см. Государство.

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО -

группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством (напр., когда речь идет об ориентировании целей воспитания на «общественную» волю определенной эпохи), или гражданское общество романтиков, или в смысле франц. понятия societe-corps social - весь человеческий род. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности с 18 в., политико-философской проблемой, исчерпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки - социологии.

ОБЩИЙ

ОБЩИЙ (от лат. generalis - относящийся к роду)

родовой, всеобщий, иногда означает также схематический. Противоположность - индивидуальный.

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ -

в метафизическом смысле категория совместного бытия или взаимодействия (лат. commercium), встречается еще у Лейбница и Канта; в социологическом смысле - естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями, в противоположность рациональной организации, имеющей определенную цель и называемой обществом; различие между обществом и общностью проводил Тонье («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы. Сущность человеческих общностей, и в особенности отношения отдельных индивидов к общностям, является предметом исследования социологии и социальной психологии. Совместная жизнь людей занимает важное место также в экзистенциализме. См. также Общая забота, Коммуникация.

ОБЪЕКТ

ОБЪЕКТ (от лат. objectum - предмет)

вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом; см. Познание. Подобным образом обстоит дело с терминами «объективный» и «субъективный».

ОБЪЕКТИВАЦИЯ

ОБЪЕКТИВАЦИЯ (от лат. objectivus - предметный)

опредмечивание, превращение в объект; объективировать - сделать объектом.

ОБЪЕКТИВИЗМ

ОБЪЕКТИВИЗМ (от лат. objectum предмет)

в противоположность субъективизму: 1) направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение реальных предметов и объективных идей (см. Реализм); 2) направление в этике, которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия (см. Норма).

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

ОБЪЕКТИВНОСТЬ -

1) объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность. Объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная тенденция совершать действие не ради личной выгоды, а во имя высшего порядка. Предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, повиновение порядку вещей и преданность делу.

ОБЪЕКТИВНЫЙ

ОБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. objecivus.предметный)

относящийся к объекту; предметный, вещный, реальный, фактический, не являющийся только мыслимым, не зависящий и абстрагирующийся от субъекта, от субъективного мнения, от природы и интересов субъекта; имеющий значение для всякого познающего существа, всеобщезначимый.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ -

согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух. Дильтей и его школа (в широком смысле) называют объективным духом совокупность явлений, в которых концентрируется и объективизируется историческая и культурная жизнь, совокупность тех фиксированных в языке, нравственности, форме и способе жизни, семье, обществе, государстве, искусстве, технике, религии и философии жизненных явлений, исследование которых и составляет задачу наук о духе. Н. Гартман различает объективный дух и объективированный дух, занявший место духа абсолютного.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ -

совокупность всех представлений (менее точно - всех предметов), охватываемых данным понятием, т.е. тех, для которых это понятие является ближайшим родовым понятием.'

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ -

функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить - значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. При этом остальное почти всегда остается необъяснимым. Естественнонаучному «объяснению» Дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание». См. также Описание.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ -

исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим, привычным стиль действий и поступков (приличие), господствующий в определенном обществе или социальной группе, более или менее строго требующий соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими (хороший обычай - см. Этика).

ОДАРЕННОСТЬ

ОДАРЕННОСТЬ -

качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развития сообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой - по направленности этих способностей на освоение различных областей знаний. В результате исследования одаренности создана основа для ее определения и разработки методов совершенствования способностей путем предоставления свободного выбора и т. д. Тесты на определение способностей и их направленности (см. Психотехника) играют роль при выборе профессии и т. д. См. также Профессий психология.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ -

см. Внееременность мира.

ОДУХОТВОРЕНИЕ

ОДУХОТВОРЕНИЕ -

в философии термин, означающий отождествление живых существ с предметами окружающего внешнего мира путем приписывания им осмысленных действий (см. Смысловое содержание). Человек, т. о., начинает составлять с ними одно целое, в рамках которого они, как и человек, проявляют определенные стремления, ставят определенные требования, являются носителями определенных функций. См. также Гилозоизм.

ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ

ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ -

«осн. лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец - все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, еще более общо - с культурой Запада» (О. Veit. Die Fluch vor der Freiheit, 1947). Наиболее известное выражение этой идеи мы находим у Ницше в предисловии к его работе «Воля к власти»: «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься». Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием. В нач. 16 в. Ульрих фон Гутген еще мог провозглашать: «О столетие! О наука! Какое удовольствие жить!» - обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Такие надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: господство над природой и техника опережают в своем совершенствовании развитие моральных качеств человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. Уже Кант в работе «Das Ende aller Dinge» говорил о «естественности» того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле новую гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспевать за прогрессом науки и техники. Подобное явление, называемое в амер. социологии «cultural lag» (см.: W. F. Ogburn. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено. См. также Функционер, Хилиазм, Шпенглер.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ

ОЗАБОЧЕННОСТЬ -

быть озабоченным, по Хайдеггеру, - обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить. Хайдеггер характеризует такое поведение скорее как осмотрительность в противоположность обычному наблюдению, которое не способно раскрыть бытие вещей. См. также Общая забота, Орудие, Подручность.

ОКЕН

ОКЕН (Oken)

Лоренц, собственно, Окенфус (род. 5 авг. 1779, Больсбах, Баден - ум. 11 авг. 1851, Цюрих) - нем. медик и натурфилософ; профессор в Йене (в 1819 по требованию правительства был вынужден отказаться от профессуры в Йенском ун-те), Мюнхене и Цюрихе. В 1822 учредил ежегодные собрания, а в 1830 - Общество нем. естествоиспытателей и врачей, в 1817 - 1948 издавал журнал «Isis». По своим философским взглядам Окен близок к Шеллингу и Гёте. Из божественного мышления, божественного света вследствие его «затвердения» возникает, согласно Окену, природа с ее бытием и порядком. Благодаря действию оптических и электрических сил из первоначальной слизи, обладающей клеточным строением, формируются организмы, а затем и человек как совокупность всех возможностей и органов жизни, в т. ч. души и духа. Позднее Окен все чаще и чаще стал выражать свои мысли посредством дерзких аллегорий и аналогий. Осн. произв.: «Lehrbuch des Systems der Naturphilosophie», 3 Tie., 1808-1811; «Lehrbuch der Naturgeschichte», 3 Bde., 1813-1827.

ОККАЗИОНАЛИЗМ

ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. ocassio случай) - учение о случайных причинах, в основе которого лежит идея дуализма тела и духа. Тело и дух не могут взаимодействовать друг с другом (как полагает Декарт); Бог вызывает «в случае» телесных движений психические состояния, «в случае» же волевых актов - мышечные движения. Главными представителями окказионализма, который в зачаточном виде может быть найден уже у араб, философа Газали, являются Арнольд Гейлинкс и Николай Мальбранш .

ОККАМ

ОККАМ (Ockham)

Уильям (род. ок. 1300, Оккам, Суррей - ум. 10 апр. 1349/50, Мюнхен) - англ, схоласт, один из виднейший представителей номинализма; благодаря владению искусством диалектики получил прозвище «Doctor invincibilis» (непобедимый учитель) (см. Доктор). Олицетворяет собой совершенство и в то же время преодоление схоластического мышления в англ, философии; создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота, разделялась Суаресом, Лейбницем и Габриелем Билем и просуществовала вплоть до Канта. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Ввиду того что при помощи мышления невозможно ни познать Бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия, то в него нужно просто верить; философская истинность и истинность теологическая суть различные вещи. Философия, так же как и все науки, должна освободиться от теологии. Живя в 1328 в Мюнхене, Оккам поддерживал императора Людовика Баварского в его борьбе против притязаний папы на светскую власть. Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии. Согласно исследованиям П. Дюгема («Etudes sur Leonard da Vinci», 1909), она послужила исходным пунктом для развития современной динамики (закон инерции, понятие силы, закон падения), небесной механики идей Коперника и применения в геометрии метода координат.

ОККУЛЬТИЗМ

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultuc тайный, сокровенный)

«совокупность положений и методов, основывающихся на теории следующего содержания: все вещи составляют единое целое, совокупность, между ними существуют необходимые, целенаправленные отношения, не являющиеся ни временными, ни пространственными» (R. Amadou. L'Occultisme, esquisse d'un monde vivant, 1950). На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями (см.: Гёте, Фауст, I, сцена 1), проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т. д. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосмосе сыграли в 14-16 вв. важную роль в развитых наблюдательных и экспериментальных методах (итал. натурфилософия эпохи Просвещения и др.). См. также Парапсихология, Магия.

ОКРУЖАЮЩЕЕ

ОХВАТЫВАЮЩЕЕ, ОКРУЖАЮЩЕЕ - по Ясперсу, то, что обнаруживается при разделении субъекта и объекта. «Все, что выступает для меня как предмет, приходит ко мне из охватывающего (окружающего), и я как субъект исхожу из него... охватывающее (окружающее) всегда остается для моего сознания мраком». Оно в значительной мере идентично с бытием или трансценденцией.

ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО -

см. Восприятие пространства.

ОКЦИДЕНТ

ОКЦИДЕНТ (от лат. occidere - нисходить)

та часть неба, где заходит солнце, в широком смысле - Запад.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ (от греч. oligarchia)

господство небольшого круга лиц, родов, семей и групп, захвативших власть. Согласно Аристотелю, олигархия является результатом искажения аристократической формы правления.

ОЛЛ

ОЛЛ (Aall)

Анатон (род. 15 авг. 1867, Нессеби - ум. 9 янв. 1943, Осло) - норв. философ; с 1908 - профессор. Посвятив себя изучению сначала истории философии, а затем современной экспериментальной психологии и философии существования, он пришел к критической теории познания и плюрализму. Осн. произв.: «Der Logos», 2 Bde., 1896-1899; «Logik», 1926.

ОЛПОРТ

ОЛПОРТ (Allpot)

Гордон Уиллард (род. 11 нояб. 1897, Монтесума, шт. Индиана, США - ум. 9 окт. 1967, Кембридж, Массачусетс) - амер. психолог. Развил системный подход к изучению личности, противостоящий психоанализу и бихевиоризму. Согласно Олпорту, личность есть открытая психофизическая система, ядро которой составляет человеческое Я, стремящееся к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам (см. Мотив); последние могут стать независимыми от биологической почвы и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии). Осн. произв.: «Personality: psychological interpretation», 1937; «Personality», 1954»; «Pattern and growth of personality», 1963.

ОНО

ОНО (Ид) - согласно психоаналитической теории Фрейда, один из трех компонентов человеческой личности, наряду с Я (Эго) и сверх-Я (супер-Эго) Ид является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения), а также все, наследуемое содержание психики. Оно не знает внешнего мира и течения времени, не обладает структурой, не подчиняется логике и сознанию. Его функции всецело подчинены принципу «удовольствие - боль», оно стремится к немедленному или хотя бы частичному удовлетворению своих инстинктов. Ид служит источником энергии для развития и осуществления сознательной психической жизни, хотя работа его самого является у взрослого человека бессознательной (однако частично осознается ребенком). В период бодрствования содержание Оно реализуется в виде оговорок, шуток, в искусстве и в др. хотя бы отчасти не контролируемых сознанием проявлениях. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций. Многие психоаналитики в настоящее время рассматривают полезность концепции Оно в привлечении внимания к иррациональным и антисоциальным импульсам, свойственным даже совершенно нормальному человеку. В частности, в экзистенциализме, в глубинной психологии и психологическом учении о слоях совокупность бессознательного, царство «глубинной личности, человекозверя во мне» (Ротхакер), «неограниченно властвует принцип удовольствия (согласно Фрейду). Внутри Оно следует различать: вытесненное (см. ПСИХОАНАЛИЗ), которое должно рассматриваться как отколовшаяся часть Я; предсознательное, которое может быть сознательным, но в данный момент не является таковым; сознание наличия восприятия; и, наконец, Я, та часть Оно, которая изменяется посредством сознания восприятия. Я как царство Оно есть также совокупность психического содержания, сознанного в данный момент и относящегося к переживающему Я. Я как царство Оно, как сознание восприятия, предсознательное и вытесненное, играет в психических явлениях роль «под-я» или «около-я», переживающего Я. Я как царство Оно странствует в Оно (побуждаемое к тому напряжением, существующим между частями Оно), соотносит с переживающим Я части Оно и делает их носителями переживаний.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. 6п сущее и genesis - возникновение)

относящийся к развитию отдельного существа.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -

см. Доказательства бытия Бога.

ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on (ontos) сущее и logos - понятие, разум)

учение о бытии. С нач. 17 в. у Гоклениуса (1613), Глауберга (1656) и, наконец, у Христиана Вольфа онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще. Считая онтологию бессодержательной метафизикой, Кант заменяет ее своей трансцендентальной философией. У Гегеля онтология является только «учением об абстрактных определениях сущности». После Гегеля онтологические учения встречаются уже чрезвычайно редко. В 20 в. в процессе отхода от неокантианства и поворота к метафизике онтология вновь возрождается: у Г. Якоби и особенно у Н. Гартмана - как строго предметная философия бытия, а у Хайдеггера и Ясперса - в смысле фундаментальной онтологии. Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов - как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка. Новая же онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира. Старая онтология ограничивала сферу реального лишь материальным. Вневременное всеобщее считалось в старой онтологии бытием высшего порядка, даже единственно истинным бытием. Гартман говорил, что «царство, когда-то считавшееся сферой совершенного, царство сущностей, слабым отблеском которого должны быть вещи, как раз это царство оказалось неполноценным бытием, которое может быть понято только в абстракции». В этом и заключено, очевидно, явственное различие между старой и новой онтологией. Тот факт, что в новой онтологии большое место занимает категориальный анализ, объясняется ее сущностью.

ОПЗОМЕР

ОПЗОМЕР (Opzoomer)

Биллем (род. 20 сент. 1821, Роттердам - ум. 23 авг. 1892, Остербек) - нидер. философ; профессор в Утрехте (с 1864); представитель позитивистского, эмпирического направления в философии, сознательно стремившийся поставить себя на службу жизни и отвергавший метафизические спекуляции. Осн. произв.: «Het wezen der kennis», 1863; «Wetenschap en wijsbegeerte», 1857; «De waatheid en hare kenbronnen», 1859; «Losebladen», 1886-1887.

ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ - дескрипция, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание придерживается фактов, его интересует, «что» и «как», в то же самое время описание помогает раскрыть и причины, объяснить «почему» и «отчего». Способ описания (дескриптивный, описательный метод) является одним из методов, но отнюдь не единственным в науке.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

психологический метод, который исследует индивидуальное и с помощью понимания и истолкования дает возможность определить проявление индивидуального. Ее задачей является проникновение в структуру психической жизни и понимание ее смысла.

ОППЕНГЕЙМЕР

ОППЕНГЕЙМЕР (Oppenheimer)

Франц (род. 30 марта 1864, Берлин - ум. 30 сент. 1943, Лос-Анджелес) - нем. социолог; профессор Франкфуртского ун-та (1919-1929), а затем - различных ун-тов США; представитель либерального социализма. Им написаны: «Theorie der reinen und politischen Цkonomie», 1910; «Die soziale Frage und der Sozialismus», 1912; «Weder Kapitalismus noch Kommunismus», 1919; «System der Soziologie», 4 Bde., 1922-1935; «Machtverhдltnisse». - In: «Hwb. der Soziologie», hrsg., Vierkandt, 1931; «Erlebtes, Erstrebtes, Erreichtes», 1931.

ОППОРТУНИЗМ

ОППОРТУНИЗМ (от лат. opportunus - благоприятный, удобный) - беспринципность, готовность приспособиться к любой ситуации, для того чтобы можно было добиться удовлетворения своих потребностей при минимальных усилиях. Оппортунист, смотря по обстоятельствам, не колеблясь принимает за основу те или иные факты.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ -

понятие, по содержанию и объему отграниченное от др. понятий. Определение понятий называется детерминацией. Определение человека есть цель и смысл его бытия. Взгляд, согласно которому воля человека в каждом случае определена (обусловлена) причинной зависимостью, называется детерминизмом. Определенность сущего состоит в том, что в нем может быть (категориальная определенность) высказано (см. Категория); если сущее дано в его наглядности, то определенность сущего означает то же самое, что устойчивость, ясность понимания его и ограничение данности. К определяющим моментам сущего относится все то, что составляет его определенное бытие. Если все определяющие моменты сущего собраны вместе, то сущее из модуса возможного бытия переходит в модус действительного бытия. Пример: определяющие моменты параллелограмма суть то, что 1) параллелограмм образуется из прямых линий, 2) он есть четырехугольник, 3) противолежащие стороны его параллельны. Определяющий момент уже создает возможность для образования параллелограмма, затем эта возможность увеличивается с увеличением возможности, она превращается в действительность параллелограмма.

ОПРЕДЕЛЕННОЕ БЫТИЕ

ОПРЕДЕЛЕННОЕ БЫТИЕ -

количественно определенное существование, сущность.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

ОПРОВЕРЖЕНИЕ -

обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств. В логике наиболее важный вид опровержения - опровержение доказательства, которое осуществляется тремя путями: опровержением тезиса доказательства; опровержением аргументов доказательства и опровержением способа доказательства. В первом и во втором случаях устанавливают ложность тезиса или оснований доказательства и его аргументов либо строят самостоятельное доказательство антитезиса - суждения, противоречащего тезису, со своими аргументами. При опровержении способа (формы) доказательства выясняют, что тезис логически не следует из аргументов.

Предыдущая страница Следующая страница