Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МНЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МНЕ")

МЕЛАНХТОН

МЕЛАНХТОН (Melanchthon)

Филипп, настоящая фамилия Шварцерд (род. 16 февр. 1497, Бреттен - ум. 19 апр. 1560, Виттенберг) - нем. теолог и педагог эпохи Реформации; с 1518 - профессор. В качестве основателя протестант, неосхоластики сохранял известное влияние вплоть до 18 в., особенно благодаря своему учению о праве и государстве. Будучи приверженцем гуманизма, он временно, под влиянием Лютера, отходит от него (к этому времени относятся его «Theologische Punkte», 1521, - первая протестант, догматика); несмотря на то что позднее Меланхтон снова сближается с гуманизмом, он оказывается не в состоянии найти действительный синтез между гуманизмом и протестантизмом и останавливается на аристотелизме (гуманистическом). Философская система Меланхтона охватывает диалектику (учение о логике и познании) как искусство «правильно, систематизированно и ясно обучать», физику (выступая как противник коперниковской картины мира), психологию (само это название ведет начало от Меланхтона) - примыкая здесь к Аристотелю и Библии - и этику. Место метафизики в философии, по Меланхтону, должна занять теология. В духе Эразма Роттердамского и в противоположность Лютеру Меланхтон выступает за свободу воли. И уже совершенно самостоятельно разрабатывает в качестве завершения философии и в качестве этики обстоятельную систему духовной и гражданской справедливости, которая, с одной стороны, является этикой убеждения в божественном повиновении, а с другой - этикой закона десяти заповедей Ветхого завета. Благодаря своей академической преподавательской деятельности и участию в создании классической гимназии Меланхтон получил имя «Praeceptor Germaniae» («учитель Германии»).

МЕЛИСС ИЗ ЭЛЕЙ

МЕЛИСС ИЗ ЭЛЕЙ -

древнегреч. философ 5 в. до Р. X., принадлежал к элейской философской школе, учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует).

МЕЛЛИН

МЕЛЛИН (Meilin)

Георг (род. 13 июня 1755, Галле-на-Заале - ум. 11 февр. 1825, Магдебург) - нем. философ; пастор реформистской общины (с 1791), последователь Канта. Кроме «Marginalien und Register zu Kants Kritik des Erkenntnisvermцgens» (см. Маргиналии), написал «Enzyklopдdisches Wцrterbuch der kritischen Philosophie» (1797-1803) и «Wцrterbuch der Philosophie» (18051807).

МЕНДЕЛЬСОН

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей (род. 6 сент. 1729, Дессау - ум. 4 янв. 1786, Берлин) - нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом; защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его соч. «Jerusalem oder ьber religiцse Macht und Judentum» (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера («Philosophische Gesprдche», 1755), внес свой вклад в теорию чувств («Briefe ьber die Empfindungen», 1755) и в разрешение проблемы очевидности («Abhandlung ьber die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften», 1764). Произв.: «Sдmtliche Werke», 7 Bde., 1843-1844 (издал его внук Георг Вениамин Мендельсон); «Schriften zur Philoslphie. Дsthetik und Apologetik», 2 Bde., 1880.

МЕНТАЛЬНОСТЬ

МЕНТАЛЬНОСТЬ (лат.) - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

МЕРСЕНН

МЕРСЕНН (Mersenne)

Марен (род. 8 сент. 1588, Сультьер, Сарта - ум. 1 сент. 1648, Париж) - франц. математик и теоретик музыки; в 1611 вступил в орден миноритов, был близким другом и верным советчиком Декарта и, несмотря на свое ортодоксальное католич. верование, посвятил себя точным естественным наукам, математике и музыке. В «Cogitata physicomathematica» (3 v., 1644) аристотелизм и католич. догму он соединил с выводами современных ему естественных наук; в своем труде «Harmonie universelle» (2 v., 1636-1637) впервые после Галилея выдвинул учение о субъективности чувственных качеств.

МЕССЕР

МЕССЕР (Messer)

Август (род. 11 февр. 1867, Майнц - ум. 11 июля 1937, Росток) - нем. философ и педагог; с 1904 - профессор в Гиссене. Находился под влиянием Кюльпе, работал в области экспериментальной психологии мышления («Empfinden und Denken», 1908), исследований философии Канта («Immanuel Kant, Leben und Philosophie», 1924), педагогики («Geschichte der Pдdagogik» 1925) и в области теории познания («Einfьhrung in die Erkenntnislehre», 1909).

МЕСТНЫЕ ЗНАКИ

МЕСТНЫЕ ЗНАКИ -

свойство специальных ощущений, которое заключается в том, что чувствуется также область тела, в которой возникает или существует рассматриваемое ощущение (мускульное, суставное, осязательное). Для Лотце, Гельмгольца и В. Вундта учение о «местных знаках» послужило главной основой их теории о возникновении пространственных представлений; однако это учение оказалось несостоятельным (см. Восприятие пространства).

МЕСТР

МЕСТР (Maistre)

Жозеф Мари де граф (род. 14 апр. 1753, Шамбери - ум. 26 февр. 1821, Турин) - франц. политический деятель и философ. Защищал резко выраженное консервативное католич. учение о государстве, в эпоху Реставрации пользовался большим влиянием. Основатель новейшего ультрамонтанизма: абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и папе, постоянному наместнику Бога. Осн. произв.: «Essai sur le principe generateur des constitutions politiques», 1810; «Les soirees de St. Petersbourg, ou le gouvernement temporel de la providence», 2 vol., 1821; «Du pape», 2 vol., 1819.

МЕТАГЕОМЕТРИЯ

МЕТАГЕОМЕТРИЯ (от греч. metä между, после, вслед за и geometria - землемерие)

геометрия, выходящая за пределы евклидовой и рассматривающая эту последнюю как лишь одну из многих возможных геометрий.

МЕТАКРИТИКА

МЕТАКРИТИКА (от греч. meta между, после, вслед за и kritike - искусство разбирать, судить)

критика критики. В 1799 Гердер опубликовал книгу под названием («Verstand und Erfahrung, Vernunft und Sprache, eine Metakritik zu Kants Kritik der reinen Vernunft», которая была направлена гл. о. против априоризма Канта и поставила на место «критики разума» физиологию человеческой познавательной способности.

МЕТАЛОГИЧЕСКИЙ

МЕТАЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. meta между, после, вслед за и logike - логика)

выходящий за пределы логики. О металогике см. Логистика.

МЕТАМОРФОЗА

МЕТАМОРФОЗА (от 'греч. metä между, после, вслед за и morphe - форма)

превращение форм, изменение, преобразование (см. Морфология).

МЕТАНОЙЯ

МЕТАНОЙЯ (греч. Metänoia)

раскаяние; изменения в понимании собственного Я, жизненной цели; выработка нового взгляда на мир, на объективное, ведущее к отдаванию себя.

МЕТАНОЭТИЧЕСКИЙ

МЕТАНОЭТИЧЕСКИЙ (от греч. meta между, после, вслед за и notikos - относящийся к мышлению)

превышающий возможности мышления, немыслимый.

МЕТАПСИХИКА

МЕТАПСИХИКА (от греч. meta между, после, вслед за и psyche - душа)

см. Парапсихология.

"МЕТАФИЗИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕТАФИЗИКА НРАВОВ"

"МЕТАФИЗИКА НРАВОВ" - название одного из произв. Канта, написанного в 1797г. Основание для метафизики нравов» появилось в 1785. Оно начинается известными словами: «Нет в мире, а также и вне его ничего такого, о чем было бы можно думать, что оно может быть рассмотрено как абсолютно хорошее, кроме одной доброй воли». «Метафизика нравов» содержит «начальные метафизические, основы учения о праве и добродетели».

МЕТАФИЗИКА СВЕТА

МЕТАФИЗИКА СВЕТА -

совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. Античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание - прозрение под влиянием этого света. Августин в своей исповеди изрекает: «Слово Бога есть истинный свет, освещающий всего человека». Но уже Цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. Августин, Бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. Эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были Песталоцци, Гердер, Гёте и др.

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ -

относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту («Критика чистого разума»), рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенесение, образ)

подмена обычного выражения образным (напр., корабль пустыни); метафорически - в переносном смысле, образно.

МЕТЕКСИС

МЕТЕКСИС (греч. Methexis)

участие, а именно участие вещей в идеях.

МЕТЕМПСИХОЗА

МЕТЕМПСИХОЗА (от греч. metempsychöosis - переселение душ)

переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти. Вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии.

МЕТОД

МЕТОД (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание)

способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели (см. Учение о методе) и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал «методологического монизма»), показали, что «универсального метода» не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются осн. направляющими линиями науки.

МЕХАНИЗМ

МЕХАНИЗМ -

система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы. Механизмом также называют причинно-механическую картину мира, в противоположность телеологической или виталистической. Механистической называют картину мира, изображающую Вселенную в виде мировой машины. Кант учил: не положив в основу механизм природы в качестве гипотезы исследования, нельзя получить никакого настоящего познания природы, даже вообще никакой строго точной науки («Критика способности суждения»). См. Машинная теория жизни. Механически и - относящийся к механике, с необходимостью производимый тяжестью или движением (давление и удар), вообще физическими причинами и подчиняющийся законам механики; также: машинный, автоматический.

МЕХТИЛЬД МАГДЕБУРГСКАЯ

МЕХТИЛЬД МАГДЕБУРГСКАЯ (Mechthild von Magdeburg)

(род. ок. 1212, близ Магдебурга - ум. 1285, Хельфтский монастырь цистерцианцев, близ Эйслебена) - первая из значительных женщин-мистиков, писавших на нем. языке. Ее соч. «Das flieЯende Licht der Gottheit», сохранившееся только на южнонем, языке и в лат. пер. «Lux divinitatis», должно было, очевидно, повлиять на Данте. Главное внимание Мехтильд уделяет рассмотрению вопроса о благородстве души перед Богом; свои образы она черпала скорее в природе, чем в жизни народа.

МЕЧЕНЫЙ МИР

МЕЧЕНЫЙ МИР -

см. Икскюль.

МИД

МИД (Mead)

Джордж Герберт (род. 27 февр. 1863, Саут-Хадли, США - ум. 26 апр. 1931, Чикаго) - амер. философ, социолог и социальный психолог. Представитель амер. прагматизма, последователь У. Джемса и Дж. Дьюи. По Миду, общество и социальный индивид (социальное Я) взаимодействуют друг с другом в ходе межиндивидуальных процессов принятия роли другого, других и «обобщенного другого» - этапов превращения физического организма в социальное Я. На последнем этапе внешний социальный контроль приобретает форму внутреннего самоконтроля. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций и способов деятельности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых' личность участвует. Структура завершенного Я есть единство и структура социального процесса. Осн. произв.: «Mind, self and society», 1934; «The philosophy of the act», 1950; «The social psychology...», 1956.

МИКРОКОСМОС

МИКРОКОСМОС (от греч. mikrцs малый и k6smos - Вселенная) составные части мира. Со времени поздней античной философии (напр., у Боэция) этим понятием обозначаются также человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса), называемого уже макрокосмосом (большим миром). нем. философия, начиная с Парацельса, углубляет представление о микрокосмосе, вновь привлекая к нему внимание. В психологии под микрокосмосом человека понимают совокупность переживаний, т.е. ту часть мира, которая принадлежит лично ему и имеет структуру, соответствующую его личности и его физическому организму. Макрокосмос же является общей для живых существ областью трансцендентного по отношению к переживанию, он равнозначен физической действительности, сведения о которой мы получаем благодаря явлениям. Из макрокосмоса поступают раздражения, возбуждающие наши органы чувств. Считается, что между макрокосмосом и личными микрокосмосами, с одной стороны (существует столько же различных микрокосмосов, сколько живых существ, одаренных сознанием), и между самими микрокосмосами - с другой, существует более или менее значительное сходство, которое ведет к тому, что многие люди об одном и том же предмете могут высказываться одинаково: макрокосмическая действительность (то, что действует со стороны макрокосмоса) предстает перед человеком в предметах приблизительно одинаково, вследствие чего люди могут понимать друг друга, рассуждая о какой-либо вещи.

МИКРОФИЗИКА

МИКРОФИЗИКА -

физика элементарных частиц, корпускул, мельчайших материальных единиц; ср. Макрофизика. В области микрофизики принцип определенности частей как целого (см. Гештальт) проявляется в особой форме. Целое здесь - атом, который определяет образ поведения частиц и их природу. Так, напр., константа h может быть понята как константа целого; она связывает орбитальный радиус, орбитальную скорость и время обращения электрона, вращающегося вокруг атомного ядра и при этом движущегося особым, не встречающимся в макрофизике образом (там были бы возможны различные радиусы); при пользовании моделью атома Бора нужно принимать во внимание, что ядро и электроны более тесно связаны друг с другом, чем Солнце и планеты. Для микрофизики, далее, характерно соотношение неопределенностей, которое препятствует строго причинному способу описания атомного явления.

МИЛЕ

МИЛЕ (Milhaud)

Гастон (род. 1858, Нимс - ум. 1918, Париж) - франц. философ. Примыкал к Ренувье, к его теории достоверности, находился также под влиянием Канта и подчеркивал суверенность духа в научном процессе созидания. Осн. произв.: «Essai sur les conditions et les limites de la certitude logique», 1894; «Le rational», 1898; «Etudes sur la pensee scientifique», 1906.

МИЛЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛОСТЬ

МИЛОСТЬ -

благосклонность и покровительство со стороны высших сил и лиц, которых тот, кому оказывают милость, непосредственно не заслуживает. В частности, великая личность, гений, кажется иногда человеком, которому покровительствует судьба; см. также Харизма. В христ. вере милость является тем божественным благом, благодатью, через которые Бог проявляет свою любовь к человеку и открывает ему путь к спасению души, наделяя его способностью следовать заповедям Бога и творить добро. Верить в Бога также может лишь тот, кому оказывается милость. См. Предопределение.

МИЛЮКОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (род. 1859, Москва - ум. 1943, Париж)

рус. историк и социолог; один из лидеров росс, партии кадетов. Как и большинство рус. историков, примыкал к школе, которая занималась изучением внутренней, бытовой или культурной истории, однако, как социолог, он был далек от одностороннего, узко материалистического или узко идеалистического взгляда на понимание исторического процесса. По его мнению, попытки свести всю сложность и разнообразие исторической эволюции к какой-либо одной ее стороне не могут иметь успеха, ибо простое и сложное различаются в сту. пенях развития всемирной истории. Цель исторической науки - уяснение закономерности исторического процесса во всей его полноте. В этом процессе главную роль играют три осн. элемента: внутренняя тенденция процесса, являющаяся в чистом виде лишь возможностью; среда, в которой развивается общественная жизнь; личность, характеризующая своими индивидуальными особенностями исторические события. Для того чтобы внутренняя тенденция процесса могла перейти из возможности в действительность, необходима реализация ее в конкретных условиях исторической жизни, а эти условия могут видоизменять до бесконечности ее осн. направление. Законы действия среды на общественную жизнь остаются всегда одинаковыми, но связь данной обстановки с данной общественной группой в социологическом смысле является случайной, т.е. не вытекающей из внутренних законов общественной эволюции. Осн. тенденция социального процесса и среда, в которой она осуществляется, определяют эволюцию социального порядка, учреждений и нравов. Индивидуальные же особенности личности объясняют тот остаток, который сохраняется за вычетом всего, что в историческом подтексте поддается объяснению при помощи этих двух элементов. Сила и значение личности возрастают, когда она действует в одном направлении с развитием исторического процесса, а при той бессознательности, с которой эволюционировали общественные отношения, только личности, официальные и моральные руководители толпы, совершали общественно целесообразные поступки. Наука и жизнь для Милюкова тесно связаны друг с другом, и поскольку выводы первой он считает ценными, то они применимы ко второй. Осн. произв.: «Очерки истории рус. культуры», 1896-1903; «Разложение славянофильства», 1893; «Надеждин и первые критические статьи Белинского», 1900; «Из истории рус. интеллигенции. Сборник статей и этюдов», 1902.

МИМИКА

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный)

выражение мыслей, чувств и порывов желания с помощью движения мышц лица и ужимок.

МИНИМУМ

МИНИМУМ (от лат. minimum - наименьшее)

наименьшая мера. Противоположность - максимум. Минимальные принципы в физике свидетельствуют о том, что среди многих теоретических возможных движений систем тел действительно совершается то движение, при котором определенная функция координат, скоростей, энергии и т. д. обладает наименьшим значением. Самым известным из этих принципов является принцип наименьшего действия.

МИР

МИР -

в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как «мир математика» и т. д. (см. Микрокосмос); 3) то, в чем совершается человеческое существование, напр. общественный мир, «мы», или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта. В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система. При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. Наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь. Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождений Вселенной имеются только гипотезы (см. Лаплас). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, Земли - в 3 млрд., а твердой земной коры - в 2 млрд. лет (см. Природа, "Мир Минковского").

"МИР МИНКОВСКОГО"

"МИР МИНКОВСКОГО" - неевклидова картина мира, названная по имени математика Германа Минковского (род. 22 июня 1864, Алексоты, близ Ковно - ум. 21 янв. 1909, Гёттинген, будучи профессором), который известен своим прочитанным в 1909 докладом «Пространство и время» (рус. пер. в книге: «Принцип относительности», 1935). Согласно его концепции, «пространство и время вступают в мире в союз»; см. Континуум.

МИРОВАЯ ДУША

МИРОВАЯ ДУША -

душевная сила, понимаемая как принцип всей жизни. Понятие мировой души идет от Платона («Тимей»: мировая душа есть двигатель мира. Она содержит в себе все телесное и его элементы. Она познает все). Суть этой идеи заключается в движении, понимаемом как надмеханическое действие, как нечто организующее. Эту идею заимствовали затем стоики (пневма как мировая сила, пронизывающая все существующее) и неоплатоники (Плотин). В эпоху Возрождения она была воспринята Бруно, который представлял ее себе как всеоживляющий и творящий (наподобие художника) принцип. У Гердера и Гёте мировая душа имеет тот же смысл, что и мировой дух. В романтике, в частности Шеллингом, мировая душа понимается в смысле, близком к пониманию ее Бруно, а именно как принцип, который бессознательно «связывает всю природу во всеобщий организм». Это понятие использовалось также Фехнером и другими; см. Панпсихизм.

МИРОВАЯ ЛИНИЯ

МИРОВАЯ ЛИНИЯ -

в континууме Римана кривая, изображающая движение точки в 4-мерной пространственно-временной системе координат. Поскольку в «мире Минковского» времени нет (см. Вневременность мира), то там и не может ничего происходить. «Единственным реальным событием являются переживаемые (одно за другим) восприятия субъекта, переходящего континуум «вдоль мировой линии своего тела». Но для физикалистского мира, для объекта восприятия не подходит больше никакая временность, в нем ничего не происходит, он просто есть» (А. Венцль).

МИРОВАЯ СКОРБЬ

МИРОВАЯ СКОРБЬ -

распространенное во времена романтики чувство, что мир, в котором мы живем, является не наилучшим из всех мыслимых миров (как думал Лейбниц), а наихудшим. Провозвестниками мировой скорби явились англ, поэт Байрон (1788-1824), испытавший его влияние нем. поэт Генрих Гейне (1797-1856) и австр. поэт Ленау (18021850). Это чувство хорошо выразил Ч.Д.Граббе, сказав: «Итак, всепобеждающее зло есть то, что правит миром и разрушает его» («Herzog von Gotland»). См. также Пессимизм.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ -

совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер); см. также Картина мира. Согласно М. Шелеру, мировоззрение - «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».

МИРОВОЙ ДУХ

МИРОВОЙ ДУХ -

волеизъявляющая, познающая и творящая, исходя из собственных целеполаганий, духовная сила, которая мыслится как принцип всего действительного. Идея мирового духа, испытав влияние учения Анаксагора и Платона о мировой душе, идет от Аристотеля (нус); она оказывала влияние также на стоиков, Плотина и Аверроэса. В христ. философии "мировой дух был заменен Богом. После преодоления картезианского дуализма духа и материи идея мирового духа опять приобретает большое значение. Выражение «мировой дух» встречается у Гердера и Гёте, но у них оно употребляется больше в смысле всеоживляющей мировой души. Для Гегеля историческая действительность является развитием мирового духа, который, проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением» («Философия истории»).

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ -

см. Мистика.

МИСТИКА

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный)

первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (см. Медитация), стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге - мистическое единение (лат. unio mystika). Католич. теология определяет мистику как эмпирическое познание божественной благодати в человеке. Мистика встречается во всех достаточно высоких культурах, но у каждого народа в своей форме; в Китае - гл. о. внутри даосизма, в Индии - во многих разновидностях (от древнейшей мистики природы до абстрактной и одухотворенной мистики буддизма и позднего брахманизма), в исламе - в иран. мистике суфизма. В Древней Греции мистические тайные культы существовали со времен семи мудрецов вплоть до неоплатонизма. Мистические культы орфиков, элевсинские мистерии, культы Дионисия, Изиды, Митры имели важные последствия и для философии, т. к. многие философы присоединялись к учениям о таинствах. К мистическим учениям относились также гностика и манихейство. Мистика средневековья нашла свое выражение прежде всего в соч. Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского. В Германии история философии начинается христ. женской мистикой Хельфты, Экхартом, Сузо, Таулером, Рюйсбреком, Грооте, Гансфортом, «Немецкой теологией», развивается после Реформации Себастьяном Франком, Парацельсом, Валентином Вейгелем, Якобом Бёме, Франкенбергом, Анджелом Силезским, Эйтингером, Гаманном, а затем вливается в общий поток нем. идеализма и нем. романтики. К мистикам относится француженка Симона Вейль (1909 - 1943), осн. произв. которой - «Attente de Dieu» - вызвало большой интерес. См. также Экстаз, Контемпляция.

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ -

пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению - в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

МИФ

МИФ (от греч. mythos - предание)

сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле понятие мифа толкуется в поздней романтике (а также Крейцером и Шеллингом). В такой связи Бахофен называет миф «экзегезой символа», «изображением событий народной жизни в свете религиозного верования». В настоящее время говорят о мифизации известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неосвояемые и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых; подобными понятиями являются, напр., понятия государства, народа, коллектива, техники. В противоположность этому говорят также о демифологизации - в той мере, в какой некоторые унаследованные взгляды и понятия, освобожденные от своей мифической формы, должны быть рационально объяснены.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (от греч)

наука о мифах (древних преданиях), религиях и сказаниях о богах. См. также Миф.

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (род. 15 нояб. 1842, Мещовск - ум. 28 янв. 1904, Петербург)

рус. социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. Именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях. Однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. Но развитие полноценной личности, полагал Михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. Произв. Михайловского были изданы в «Поли. собр. соч.», тт. 1-8, 1906-1914.

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ -

см. Гегельянство.

МНЕМА

МНЕМА (от греч. mneme - память)

термин, введенный физиологом Рих. Земоном. Уже физиолог Эвальд Геринг рассматривал память не только как психическую, но и как общеорганическую способность. Ссылаясь на это, Земон постулировал способность протоплазмы, или живой клетки, впитывать, сохранять и передавать впечатления, engramme. Такой способностью, которую Земон называл «мнемой», он стремился объяснить и наследственность. Евгений Блейлер сделал понятие мнемы одной из основ своего учения. Еще до упомянутых выше ученых К. Г. Карус глубже и убедительнее, чем они, обосновал свое учение о телесной памяти, при этом он говорил об «эпиметеистическом» принципе живой души; ср. Установка, Память.

Предыдущая страница Следующая страница