Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕС")

ДАВИД ДИНАНСКИЙ

ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) (жил ок. 1200) - франц. ранний схоласт. Проповедовал нецерковный мнимый «пантеизм» - Бог есть колыбель природы, первоприрода. Его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. церкви; считают, что его учение было использовано Амальхиром Венским, который, подобно ему, основываясь на учении Иоанна Скота Эриугены, дал тем не менее более глубокое толкование введенных Давидом Динанским понятий.

ДАВЫДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ДАВЫДОВ Иван Иванович (род. 1794 ум. 1863)

рус. философ и филолог, окончил Московский ун-т, преподавал в нем более четверти века. В работах «Начальные основания логики» (1820), «Вступительная речь о возможности философии как науки» (1826) и «Возможна ли у нас германская философия» (1841) отстаивал идеи сенсуализма и защищал идеи национальной самобытности рус. философского развития.

ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬ (род. 19 янв. 1724, Сюнин, пров. Аньхой - ум. 1 июля 1777, Пекин)

кит. философ-материалист. Мир, в котором взаимодействуют два начала - идеальное Ли и материальное Ци, - по Дай Чжэню, находится в постоянном процессе развития, становления. Благодаря действию противоположных сил - положительного Ян и отрицательного Инь (см. Ян и Инь) - процесс движения в мире вечен и неотделим от природы, а явления подчинены естественной необходимости. Отрицал существование врожденного знания, которое предлагал подвергать опытной проверке.

ДАКЮ

ДАКЮ (Dacque)

Эдгар (род. 8 июля 1878, Нейштадт, Вейнштрассе - ум. 1945, там же) - нем. палеонтолог и натурфилософ; с 1920 по 1926 - профессор в Мюнхене. В противоположность идеям Дарвина утверждал, что собственно человек является той целью, к которой приводит образование видов; 'виды животных представляют собой отступления от этой цели, тупики, образующиеся в процессе развития. Осн. произв.: «Urwelt, Sage und Menschheit», 1924; «Natur und Seele», 1926; «Das Leben als Symbol», 1928; «Die Erdzeitalter», 1930; «Aus der Urgeschichte der Erde und des Lebens», 1936; «Versteinertes Leben», 1936; «Das verlorene Paradies. Zur Seelengeschichte des Menschen», 1938; «Werk und Wirkung», 1948.

Д'АЛАМБЕР

Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан Лерон (род. 16 нояб. 1717, Париж - ум. 29 окт. 1783, там же) - франц. естествоиспытатель; вместе с Дидро издавал Энциклопедию, во введении к которой («Discours preeliminaire», 1751) он провозглашает наступление эры естественных наук. Был первым представителем позитивизма (см. ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ). В области математики уделял большое внимание решению дифференциальных уравнений. Согласно положению Д'Аламбера, развитому им в «Traite de dynamique» (1743), движение твердых тел сводится к движению отдельных частиц массы.

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (род. 28 нояб. 1822, с. Оберце Орловской губ. - ум. 7 нояб. 1885, Тбилиси)

рус. социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. В книге «Россия и Европа» (1869) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе и противостоящий культурам Запада. Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции нем. философа культуры Освальда Шпенглера. Данилевский также автор трудов «Дарвинизм» (т. 1-2, 1885-1889) и «Сборник политических и экономических статей» (1890).

ДАННОЕ

ДАННОЕ -

это нечто, существующее без нашего содействия как факт или содержание сознания; «данное», «данность» - нейтральное выражение для переживаемого наличного бытия предметного содержания в сознании.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri)

(род. 30 мая 1265, Флоренция - ум. 14 сент. 1321, Равенна) - итал. поэт и философ. В своем произв. «Божественная комедия» описывает состояние души после ее смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю. В этом произв. как в зеркале отражается средневековый образ мышления. Теологи часто ставили Данте в упрек то, что он разделял взгляды Аверроэса и его метафизику света, родственную учению неоплатоников.

ДАО

ДАО (кит. - Бог, путь, разум, слово, логос, смысл)

одно из важнейших понятий кит. философии. Согласно философии Лао-цзы, дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно покоится и, однако, все время движется. Само оно не изменяется, но является причиной всех изменений. Оно вечно единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и во веки веков. Оно корень всего, мать всех вещей. «Человек зависит от земли, земля - от неба (космоса), небо - от дао, а дао - от себя самого».

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ -

учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лао-цзы, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью. Видными сторонниками даосизма были Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы, жившие в 4 - 3 вв. до Р. X.

ДАРВИН

ДАРВИН (Darwin)

Чарлз Роберт (род. 12 февр. 1809, Шрусбери - ум. 19 апр. 1882, Даун, Кент) - англ, естествоиспытатель; основатель названного его именем направления - дарвинизма, в котором сам Дарвин усматривал зародыш целой философии. Исследования, проведенные во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» (1831 - 1836), способствовали выявлению им движущих факторов эволюции. В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) он изложил осн. положения своей теории. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков.

ДАРВИНИЗМ

ДАРВИНИЗМ -

теория происхождения видов (см. Происхождения видов теория) в той форме, которая была ей придана Дарвином. Основу этой теории составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков. Последнее вызывает (и в этом суть дарвиновского учения) борьбу за существование среди организмов, которая приводит к отмиранию тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают; те, которые благодаря соответствующим качествам и способностям выдерживают борьбу, образуют расу, размножаются и передают свои свойства по наследству потомкам путем отбора наиболее выносливых (естественный отбор). Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека.

ДАТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДАТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ развилась в эпоху Просвещения в теснейшей связи с философскими учениями соседних стран, в особенности под влиянием нем. философии. К франц. Просвещению близко стоял поэт Людвиг Гольберг (1684-1754). Норвежец Трешов распространял в Дании (ок. 1800) философию Канта. Известность Шеллингу создали оба Opcmeda. Кьеркегор, который является крупным представителем дат. философии, «свел счеты» с Гегелем. В 50-х годах получил известность Геффдинг благодаря переводам его работ. В настоящее время дат. философия имеет логико-эмпирическую и лингвистико-аналитическую ориентацию (Йоргенсен, Хартнак). Этико-метафизические традиции Кьеркегора получили свое развитие в области теологии (Слек, Ленгструп).

ДАУСОН

ДАУСОН (Dawson)

Кристофер (род. 12 окт. 1889, Скиптон - ?) - англ, религиозный философ; с 1934 - профессор в Ливерпуле. Исследовал явления, составляющие область, смежную с социологией и философией религии. В частности, он пытался определить ту роль, которую играла религия в западной культуре и - в противоположность этому - в современном мире. Даусон усматривает причину того, что Западу угрожает гибель, в секуляризации всех религиозных связей, порожденной верой в прогресс, которая составила наследие 18 в. и укрепила его. Осн. произв.: «The age of the Gods, progress and religion», 1929; «Mediaevel religion», 1934; «The marking of Europe», 1934; «Christianity and the new age, religion and the modern state», 1935; «The judgement of the nations», 1943; «Religion and culture», 1948; «Religion and the rise of western culture», 2 vol, 1950.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, к и нестетические ощущения- ощущения, возникающие в коже, мышцах, сухожилиях, суставах в результате движений. Старая психология считала, что при образовании временных и пространственных представлений особенно большое значение имеют движения глазного яблока. см. ОЩУЩЕНИЕ.

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ -

в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве (см. Время, Пространство, Сила). Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое (см. также Относительности теория). В психологии созерцание движения (см. также Вертхеймер) имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи, состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени. Движение как таковое (а не как появление подобного предмета в др. точке пространства) можно наблюдать с наибольшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком медленно, на равном отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т. д. По т. н. закону Карпентера (Уильям Бенджамен Карпентер - англ, физиолог; род. 29 окт. 1813, Эксетер - ум. 19 нояб. 1885, Лондон), всякие восприятия движения или представленш о движении вырабатывают в нас слабый t -тулье к совершению данного движения.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА -

возможность для одного и того же научного положения быть одновременно истинным или ложным, в зависимости от того, что лежит в его основе. Учение о двойственной истине сыграло большую роль в средние века, когда возникла необходимость рационального подтверждения религиозных истин. Аверроизм и номинализм пытались разрешить эту апорию утверждением, что нечто может быть инстинным с философской, но ложным с теологической точки зрения. В философии эпохи Возрождения осн. представителем учения о двойственной истине был Пьетро Помпонацци.

ДВОРНИКОВИЧ

ДВОРНИКОВИЧ (Dvornikovic)

Владимир (род. 28 июля 1888, Северин, Хорватия - ум. 1957, Аграм) - хорв. философ; с 1919 - профессор в Загребе; ученик Вундта (»Wilhelm Wundt und seine Bedeutung», 1920); изучал народный характер славян, рассматривал вопросы специфики психологии того или иного философского направления.

ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП

ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП -

принцип оценки в логике суждений в соответствии с правилом: каждое суждение либо истинно, либо ложно и третьего не дано. Идея «двузначности» развивалась в античной философии: Филон из Мегары (4 в. до Р. X.) положил ее в основу условных суждений (см. Импликация), Хрисипп из Солы (3 в. до Р. X.) - в основу оценки всех аксиом. Аристотель, принимая принцип двузначности, указывал и на те случаи, когда вопрос об истинном значении суждения не может быть предопределенным (напр., суждения о будущем).

ДВУХ ИСТИН ТЕОРИЯ

ДВУХ ИСТИН ТЕОРИЯ -

см. Двойственная истина.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio - отключение)

отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований. Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки.

ДЕГЕНЕРАЦИЯ

ДЕГЕНЕРАЦИЯ -

см. Вырождение.

ДЕДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение)

выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формой дедукции является при этом силлогизм (см. Умозаключение), посылки которого образует указанное общее положение, а выводы - соответствующее частное суждение. Дедукция, или дедуктивный метод, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Так, напр., из аксиомы Гильберта («две отличные друг от друга точки А к В всегда определяют прямую а») дедуктивным путем можно сделать вывод, что кратчайшей линией между двумя точками является соединяющая эти две точки прямая. Противоположностью дедукции является индукция (см. также Доказательство). Трансцендентальной дедукцией Кант называет объяснение того, каким образом априорные понятия могут относиться к предметам, т.е. каким образом допонятийное восприятие может оформиться в понятийный опыт (познание). Трансцендентальная дедукция отличается от эмпирической, которая указывает лишь на способ образования понятия благодаря опыту и рефлексии.

ДЕЗИДЕРИЙ

ДЕЗИДЕРИЙ -

см. Эразм Роттердамский.

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ (от лат. de прочь от... и integer - цельный)

рассеивание, противоположность интеграции. Дезинтегрированный - растворенный, разделенный, расщепленный. Дезинтегрированный тип - см. Йены.

ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ

ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ - растворенный, разделенный, расщепленный.

ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТИП

ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТИП - см. ЙЕНЫ.

ДЕИЗМ

ДЕИЗМ (от лат. Deus - Бог)

форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии; восходит к Герберту Чербери. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру. Сторонники деизма называются деистами; со времени выхода в свет работы Коллинза «A discourse on freethinking» (1713) их называли чаще всего вольнодумцами. Др. крупные представители деизма: Толанд, Тиндаль, Шефтсбери - в Англии; Вольтер, Руссо и др. - во Франции; Реймарус, Лессинг - в Германии; Джефферсон, Франклин, Аллеи - в Америке; Пнин, Лубкин, Ертов - в России.

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ -

см. Причина; квант действия - см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при котором результирующее действие является наименьшим (см. Минимум).

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ -

в психоанализе название целого класса действий, при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера: оговорки, описки, закладывание и затаривание предметов, ошибки памяти и т. п. Возникновение ошибочных действий объясняется столкь вением противоречащих друг другу намерений и проявлением в такой своеобразной форме ошибок - против воли субъекта - намерения, которое он старается скрыть.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАННОСТЬ

ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАННОСТЬ -

знание о душевном переживании как таковом (см. Акт). Осознанность действия, как правило, отсутствует в переживании, если последнее пассивно. Но когда человек, напр., прислушивается к бою часов, то осознает также и сам этот процесс слушания. Каждое разумное действие сопровождается его осознанием.

ДЕКАДЕНТСТВО

ДЕКАДЕНТСТВО (от франц. decadence - разложение, упадок)

понятие, которое очень часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов (см., напр., работу Монтескье «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», 1734). Говорят также о декадентстве в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру, причем «симптомы» декадентства обычно ставят в связь с произволом.

ДЕКАРТ

ДЕКАРТ (лат. Renatus Cartesius)

Рене (род. 31 марта 1596, Лаэ, Турень - ум. 11 февр. 1650, Стокгольм) -, франц. философ, математик и естествоиспытатель. Декарта называют «отцом новой философии», т. к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Свое образование, благодаря которому он ознакомился с образом мышления схоластики и с духовным богатством гуманизма, он получил в иезуитской школе Ла Флеш. После чего последовали длительные путешествия по Европе. Затем в течение двух десятилетий он уединенно жил в Голландии; за год до своей смерти, следуя приглашению швед, королевы Христины, переехал в Стокгольм. Его философские размышления приводят к тому, что он в конце концов начинает во всем сомневаться: и в традиционных мнениях, и в истинности чувственного познания. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления. Декарт, т. о., делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую» («Cogito ergo sum»). На основании этого вывода Декарт снова приобретает доверие к разуму. Среди представлений, которыми располагает мышление, Декарт находит также идею Бога. Эту идею, утверждает он, я не мог дать себе сам, ибо она заключает в себе более совершенную реальность, чем та, на которую я могу сам претендовать; причиной этой идеи должен быть сам Бог; следовательно, идея Бога есть доказательство бытия Божия. Ясность и отчетливость идеи Бога, согласно Декарту, позволяет сделать вывод о том, что также и все другое, познаваемое мною ясно и отчетливо, является истинным. Мы имеем также ясное и отчетливое представление о протяженном телесном мире: следовательно, существует и этот мир (mundus), осн. свойством которого является протяженность. Следовательно, можно считать доказанным существование Бога, мышления (cogitatio) и протяженности (extensio), т.е. материального мира. Бог есть несозданная субстанция, мышление и протяженность суть созданные субстанции. Мышление и протяженность создают раздвоенность человека; он есть «мыслящая субстанция» (res cogitans). С точки зрения устройства своего тела человек, как и прочие живые существа, есть машина. Материя состоит из мельчайших телец (corpuscula), которые различаются по форме и величине. Количество этих телец и количество движения в универсуме остаются неизменными. Вне связи со всей этой рационалистически-механической сферой Декарт создал аристократическое учение о характере («De passionibus animal» - «Страсти души»). Влияние философии Декарта сохранилось вплоть до настоящего времени. Вся современная техника возникла благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к природе на такую позицию, с которой только вообще и открываются возможности полного завоевания природы. Декарт научил людей думать так, что они смогли создать технику. Осн. произв.: «Discours de la methode, pour bien conduire la raison et chercher la verite dans les sciences», 1637; «Meditationes de prima philosophia», 1641 (все эти работы Декарта переведены на рус. яз.: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления о первой философии», «Начала философии»: см. Избр. произв., 1950).

ДЕЛЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ -

в логике группирование понятий с точки зрения их объема, разложение родового понятия на составляющие его видовые понятия. Признак, на основании которого происходит деление (часто их может быть несколько), называется о снованием деления. Если члены деления в свою очередь подвергаются дальнейшему делению, возникают вторичные деления. Если в основу деления положены все возможные признаки, то мы уже имеем дело с классификацией. К правильному делению предъявляются следующие требования: 1) деление должно быть исчерпывающим; 2) основание деления должно оставаться неизменным; 3) члены деления должны исключать друг друга; 4) деление должно быть по возможности непрерывным, без скачков. Утрирование метода деления ведет к схематизации.

ДЕЛЬ ВЕККИО

ДЕЛЬ ВЕККИО (Del Vechio)

Гиоргио (род. 26 авг. 1878, Болонья - ?) - итал. представитель философии права; профессор в Болонье и Риме. Осн. произв.: «Sui prinzipi generali del disitto», 1921; «Soggi intorno allo Stato», 1935; «Lesioni di Filosofia del disitto», 1953; «La Giustizia», 1951; «La Verita nella morale e nel disitto», 1954.

ДЕЛЬП

ДЕЛЬП (Delp)

Альфред (род. 15 сент. 1907, Маннгейм - ум. 2 февр. 1945, Берлин, казнен нацистами) - нем. философ и теолог. Пытался дать синтез социализма и христианства и христ.-католич. толкование человека. Осн. произв.: «Tragische Existenz», 1935; «Der Mensch und die Geschichte», 1943; «Christ und Gegenwart», написанное в период между арестом (июль 1944) и казнью, опубликовано в 1947.

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos - свободно занимающийся общественным ремеслом)

у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христ. Богу, который создает мир из ничего.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ -

термин, введенный Р. Бультманом и обозначающий раскрытие смысла Нового завета путем критического толкования «мифической картины мира», данной в Библии. Библейский миф якобы больше не соответствует современным представлениям человека, сформированным под воздействием естественнонаучной мысли. Вера требует нового понимания Библии и освобождения от всякой картины мира, которая создана объективирующим мифическим мышлением. Воскресение Христа должно якобы пониматься не как исторический факт, а лишь как пасхальная вера апостола; только крест является фактом. В более широком смысле данное слово обозначает тенденцию расширить применение этого метода с целью освобождения современных исследований исторических событий и методов от всех мифологических элементов, наслоений.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos - народ и kratos - власть)

форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти. Признается право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР

ДЕМОКРИТ из Абдер (род. ок. 460, Абдеры, Фракия - ум. ок. 371 до Р. X., там же)

древнегреч. философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Душа, тождественная со стихией огня, состоит из мельчайших гладких и круглых атомов, которые распространены по всему телу; органом мышления является лишь мозг. Ощущения возникают благодаря тому, что исходящие из вещей истечения, отделяющиеся от них «образы» проникают в душу и приводят ее в движение. Высшее благо - это блаженство; оно состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Самого Демокрита уже в древности (за то, что он следовал этому учению) называли «смеющимся философом».

ДЕМОН

ДЕМОН (греч. - божество)

непостижимая сила, приписываемая человеком таким явлениям, которые он не может понять на основе своего повседневного опыта. Со времени Гераклита, Платона и стоиков демон в человеке рассматривается как его своеобразие, роковая определенность (демонический). Родственное значение зла, зловещего, возникло лишь с появлением христианства и в более позднюю эпоху античного мира вместе с верой в чудеса. У Гомера этим словом часто обозначается божество, которое не может быть определено точнее, но о котором человек узнает благодаря таинственным (не обязательно вредным) воздействиям его на человека. «Демоническое» есть нечто настолько необъяснимое с точки зрения его действий, что вызывает ужас, а часто играет роль разрушительной силы. В этом смысле говорят о демонии техники, о демонии войны или государства, также о демонии современного человека, который чувствует себя направляемым сверхъестественными, неизвестными силами к неизвестной цели. См. также Власть.

ДЕМОНСТРАЦИЯ

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio - указание)

доказательство; в 18 в., напр. у Вольфа и Канта, этот термин обозначал доказательство какого-либо тезиса посредством строго научных понятий; в настоящее время - то же самое, что наглядная иллюстрация процесса, предмета (напр., путем эксперимента); в политическом смысле - общественные (массовые) манифестации. См. также Ad OCU/05.

ДЕНОМИНАЦИЯ

ДЕНОМИНАЦИЯ (от де... и лат. nominatio - наименование) - называние.

ДЕОНТОЛОГИЯ

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. deontos должное и logos - учение)

раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом («Деонтология, или Наука о морали» - «Deontology or the science of morality», vol. 1 - 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

ДЕПЕНДЕНТНОСТЬ

ДЕПЕНДЕНТНОСТЬ -

(от лат. dependere - зависеть от) - зависимость.

ДЕПРЕССИЯ

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio - подавленность)

подавленное душевное состояние; в психологическом смысле - угнетенное состояние, тоска, печальное настроение, которое может быть экзогенным (как психическая реакция на неприятное, угнетающее переживание) или эндогенным (как понижение настроения, связанное с болезнью).

ДЕСКРИПЦИЯ

ДЕСКРИПЦИЯ (от лат. descriptio)

описание, изображение с помощью языка содержания переживания; дескриптивны и - описательный. Соответственно этому говорят о дескриптивном методе в науке.

ДЕССУАР

ДЕССУАР (Dessoir)

Макс (род. 8 февр. 1867, Берлин - ум. 19 июля 1947, Кёнигштейн) - нем. психолог; в 1897 - 1934 - профессор в Берлине, в 1947 - во Франкфурте; работал в области исследования и критики парапсихологических явлений, пытался дать определение сущности эстетических переживаний и новую систему искусствоведения. В 1906 основал «Журнал эстетики и общего искусствознания». Осн. произв.: «Das Doppel-Ich», 1890; «Geschichte der neueren deutschen Psychologie», 1894; «Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1906; «Vom Jenseits der Seele», 1917; «Vom Diesseits der Seele», 1923; «Okkultismus in Urkunden», 1925; «Buch der Erinnerungen», 1946; «Das Ich, der Traum, der Tod», 1947; «Psychologische Briefe», 1948.

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy) Антуан Луи Клод, граф (род. 20 июля 1754, Париж - ум. 10 марта 1836, Парэ-леФрези) - франц. философ, экономист. Развил учение Кондильяка в естественную историю духа, т. н. идеологизм; во главу угла своей теории познания он ставил переживание сопротивления - понятие, которое начало играть значительную роль в современной философии: «Action volue et sentie d'une part, et resistance de l'autre, voila le lien entre moi jet les autres etres». Осн. произв.: «Elements d'idologie», 5 vol., 1801-1815.

Предыдущая страница Следующая страница