Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИП"-"ТЭН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИП"-"ТЭН")

ТИПОВЕРГЕНЦИЯ

ТИПОВЕРГЕНЦИЯ (от греч. typos образец и лат. vergere - быть направленным)

в биологии стремление органических образований от формы менее определенной к форме типической (см. Типическое), но одновременно и более дифференцированной; см. Энтелехия. В машинной теории И. Шульца роль движущей силы типовергенции играют биогены. Целенаправленный рост организма объясняется исключительно и только при помощи физико-химических [агентов] сил, не прибегая ни к какой энтелехии.

ТИТЧЕНЕР

ТИТЧЕНЕР (Titchener)

Эдуард Брэдфорд (род. 11 янв. 1867, Чичестер, Англия - ум. 3 авг. 1927, Итака, США) амер. психолог, основавший (1904) Общество экспериментальной психологии в США. Будучи учеником Вильгельма Вундта, придерживался сенсуализма в трактовке сознания, развивал идеи аналитической интроспекции. Получил известность своими экспериментальными исследованиями психических функций, в особенности психологии ощущений. Осн. труды: «Experimental psychology», v. 1-2, 1901-1906; «Systematic psychology», 1929; на рус. яз. - «Очерки психологии», пер. с англ., СПБ., 1898; «Учебник психологии», ч. 1-2. М., 1914.

ТИХИЗМ

ТИХИЗМ (от греч. tyche - случай)

учение о господстве случая во Вселенной: особенно ярко представлено Ч. С. Пирсом.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН -

в логике закон, согласно которому в процессе рассуждения любая законченная мысль (суждение, выражение) должна употребляется в одном и том же смысле. Непреложность закона тождества в исчислениях высказываний выражается теоремой: если при утверждении высказывания отрицается закон тождества, то тем самым отрицается и утверждение этого высказывания. На практике закон тождества предполагает некую идеализацию действительного характера тех объектов, о которых идет речь в данном высказывании, отвлечение от их развития и изменения, но это правомерно вследствие относительной устойчивости всех явлений в мире.

ТОЖДЕСТВО

ТОЖДЕСТВО -

см. Идентичность.

ТОЙНБИ

ТОЙНБИ (Toynbee)

Арнолд Джозеф (род. 14 апр. 1889, Лондон - ум. 22 окт. 1975, Йорк) - англ, историк, философ и социолог. Работая преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях занимался (под влиянием Бергсона) изучением первобытного общества. С 1922 работал над всеобщей историей развития человеческой культуры («А Study of history», 10 vol., 1934-1955). He существует никаких культурных первозародышей, культурный подъем является участью всех народов, но форма, в которой осуществляется это предназначение, бывает разной. Ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время все возможно. Тойнби сомневался относительно морфологии культуры. Осн. произв. (кроме указанного): «Greek historical thought», 1924; «Christianity and civilisation», 1946; «Civilisation on trial», 1948; «The world and the West», 1953; «America and the world revolution», 1962; «Change and habit», 1966; «Cities on the move», 1970; «Mankind and mother earth. A narrative history of the world», 1976.

ТОКВИЛЬ

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (род. 29 июля 1805, Верней-сюр-Сен - ум. 16 апр. 1859, Каин) - франц. социолог, историк и политический деятель, великий мыслитель демократии и борец против любых форм тирании. В работе «О демократии в Америке» (т. 1 - 2, 1835; рус. пер. 1897) рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Видел три вида угрозы демократическим институтам: со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве». В др. труде, «Старый порядок и революция» (1856; рус. пер. 1918), выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению. Считается классиком демократической общественной мысли. Произв. Токвиля изданы в «Oeuvres completes», t. 1 - 12, 1951 - 1964.

ТОЛАНД

ТОЛАНД (Toland)

Джон (род. 30 нояб. 1670, Редкастель, Ирландия - ум. 11 марта 1722, Патни, близ Лондона) - англ, философ; в одном из своих писем к Локку (1697) Молино называл его первым «свободным мыслителем». Написал книгу «Christianity not mysterious» («Христианство без тайн»), название которой выражало его осн. тезис, и издал ее анонимно в 1696. В ней он выступил против христ. религии и церкви. В философском соч. «Письма к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение)

1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

ТОЛКОВАНИЕ

ТОЛКОВАНИЕ -

объяснение или интерпретация чего-либо прежде неизвестного путем умозрительного анализа сути явления. Толкование, выступающее первоначально как индивидуальное представление, может в процессе дальнейшего познания и понятийно-терминологического языкового оформления стать общераспространенной нормой. Толкование является одним из методов гуманитарных наук, которые, в отличие от каузально-механической методики естественных наук, используют индивидуальный подход в процессе познания смысла и сути вещей. Некоторые исследователи выделяют специальный раздел толковательных наук, к которым относят в первую очередь психологию, антропологию и графологию. См. Герменевтика.

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна - ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.)

рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 - 1857), исследуя «диалектику души», выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Через все творчество Толстого проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Испытал влияние Шопенгауэра и Руссо; проповедовал коммунизм раннего христианства. Вся цивилизация, по его мнению, является злом, принося людям только одни несчастья; поэтому долой все «культурные блага», ортодоксальную церковь, государство с его принуждением, вообще всякое насилие, даже сопротивление ему. Простой крестьянский образ жизни и труд (земля является общей), самоотречение во имя служения Богу и ближнему, установление царства Божьего на земле - таковы его идеалы. Написал (кроме романов, повестей и пьес) «Исповедь» (1880 - 1882) и «В чем моя вера?» (1883).

ТОМАЗИЙ

I

(Thomasius)

Кристиан (род. 1 янв. 1655, Лейпциг - ум. 23 сент. 1728, Галле) - нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.

II

(Thomasius)

Якоб (род. 1622 - ум. 1684) - нем. философ; отец Томазия Кристиана, учитель Лейбница, один из умнейших, наиболее тонких критиков схоластики, конец которой он предсказывал. Обладал обширными познаниями в области философии, о чем свидетельствует его «Frotemata metaphysica» (1670).

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ -

философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

ТОНУС

ТОНУС (лат. tonus)

напряжение; длительное, стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением. Распределение тонуса в человеческом организме исключительно важно для восприятия пространства.

ТОПИКА

ТОПИКА -

со времен Аристотеля учение о topoi, «местах», «общих местах», общих исходных пунктах, которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение «трансцендентального места понятия», т.е. места, которое оно занимает в чувственности или в чистом рассудке.

ТОРМОЖЕНИЕ

ТОРМОЖЕНИЕ -

в психологии активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров; прерывание органических функций определёнными нервами, в частности вагусом, путем раздражения которого можно замедлить биение сердца или совсем остановить его. Торможение является симптомом ограничения функций Я, производимого путем вытеснения побуждений (см. Комплекс) и связанного с ним обеднения энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего сверх-Я. В педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т. д. Большая часть воспитательной работы состоит в том, чтобы устранить нежелательное торможение и создать желательное. В метафизике Макса Шелера торможение и растормаживание являются двумя осн. функциями духа, который растормаживает «могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное количество образов порыв, - этот порыв должен нести ответственность за действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и идеями», - с тем чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском действительности («Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1928).

ТОРНДАЙК

ТОРНДАЙК (Thorndike)

Эдуард Ли (род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс - ум. 1949) - амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 - профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных клеток» (клеток с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное); сформулировал закон «проб и ошибок». Написал ряд работ, в т. ч.: «Animal intelligence», 1911; «The psychology of learning», 1914; «The Measurement of intelligence», 1926; «Fundament of learning», 1932; «Human nature and social order», 1940.

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis целый, полный)

общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством авторитарного государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Тоталитарный характер носят абсолютистские, бонапартистские, фашистские, социалистические режимы. Им свойственно огосударствление всех, легальных организации, неограниченные полномочия властей, запрещение демократических институтов, ликвидация прав и свобод граждан, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация экономики, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих. Человечество с трудом освобождалось от пут тоталитаризма; основополагающая же тенденция развития человеческой цивилизации - это эволюция к демократическому пути развития и усвоение всех ценностей демократии.

ТОТАЛЬНОСТЬ

ТОТАЛЬНОСТЬ (от лат. totalis - целый, полный)

то же, что целостность, всеобъемлемость.

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ -

вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

ТОФФЛЕР

ТОФФЛЕР (Toffler)

Олвин (род. 4 окт. 1928, Нью-Йорк) - амер. социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В работах «Столкновение с будущим», 1972 («Futureshock», 1970), «The ecospasm. Report», («Доклад об экоспазме») 1975, «The thirdwave», («Третья волна»), 1980, говоря о том, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации, предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке 20 и 21 вв. Др. произв.: «The futurists», 1972; «The culture consumers», 1973.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ-ПОЛЬЗЫ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ-ПОЛЬЗЫ -

см. Утилитаризм.

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ (от греч. trauma повреждение)

появляющийся в результате повреждения или глубоких переживаний; травматические неврозы, или психоневрозы, - тяжелые нервные расстройства, наступающие в результате телесных или психических травм и протекающие в основном в виде неврастении, ипохондрии, истерии или их смешанных форм (см. Глубинная психология).

ТРАГИЧЕСКИЙ

ТРАГИЧЕСКИЙ (фатально печальный)

событие, явление, судьба, которые возбуждают скорбь потому, что при этом часто речь идет о гибели, об уничтожении больших ценностей или благ в борьбе против более могучих и превосходящих сил. Но, с др. стороны, они вызывают благоговение и восхищение как героической борьбой против хода событий, которая, однако, оказывается безуспешной, так и неизбежностью трагической судьбы (см. Долг). Художественной формой выражения трагического является трагедия.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (лат.)

преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере, обычаях и нравах.

ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача)

передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

ТРАДУЦИОНИЗМ

ТРАДУЦИОНИЗМ (от лат. traducere переводить)

точка зрения христианства, согласно которой душа ребенка возникает не при рождении тела, а при зачатии, из семени отца, что она не связана с телом, как считает креационизм. Особенно рьяно защищали эту точку зрения Тертуллиан и Лютер.

ТРАНЗИТИВНЫЙ

ТРАНЗИТИВНЫЙ (от лат. transire переходить)

глагол, указывающий на дополнение, испытывающее действие подлежащего (напр., «класть»); если такого дополнения нет и не может быть, то глагол называется интранзитивным (напр., «лежать»).

ТРАНС

ТРАНС (от франц. transe - оцепенение)

вид сумеречного помрачения сознания; ненормальное (сомнамбулическое) состояние сна при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, экстазе.

ТРАНСИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

ТРАНСИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (от лат. trans - за и intelligibilis - постижимый)

находящийся вне сферы человеческого разума, - термин, введенный Николаем Гартманом. См. также Познание.

ТРАНССУБЪЕКТИВНЫЙ

ТРАНССУБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. trans - за и субъективный)

объект («ты», безличная вещь), находящийся по ту сторону, т.е. вне субъективного, вне собственного Я, или отличный от субъекта (подлинной личности), не имеющий метафизического (трансцендентного) значения. Транссубъективным называется также для-себя-бытие.

ТРАНСФИНИТНЫЙ

ТРАНСФИНИТНЫЙ (от лат. trans за и finis - конец)

бесконечный, безграничный, находящийся за пределами конечного.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ -

исходный пункт трансцендентальной философии Канта, а также «неоидеализма» Эмерсона.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ -

по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом. В нем. идеализме, особенно у Шеллинга, понятие трансцендентальной философии имеет спекулятивно-метафизический смысл.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere - переступать)

в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее - вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле - добро, без учета воли - совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, - в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ -

уклоняющееся от способности переживать; так называют в психологии физическую действительность, поскольку мы не можем сделать ее чем-то внутренним с помощью опыта, но тем не менее она дает знать о своем существовании, воздействуя на нас. Так, напр., трансцендентными по отношению к переживанию являются процессы, которые совершаются в органах чувств, в нервных путях и в центральной нервной системе и имеют следствием ощущения; трансцендентным по отношению к переживанию является также все, что извещает о себе посредством нашего настроения (см. Состояние); не воспринимаемые чувствами процессы в пищеварительном тракте, процессы кровообращения и т. д., изменения давления воздуха, содержания в воздухе влаги и электричества и т. д., вообще всего, что вызывает раздражение.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere - переступать)

«перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность - имманентный. См. Трансценденция.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (от лат. transcendere - переступать)

в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция - переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у Ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. «самого Май», к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.

ТРЕВОЖНОСТЬ

ТРЕВОЖНОСТЬ -

чувство опасения или страха, часто не вполне оправданное. Тревожность отличается от настоящего страха, т. к. последний появляется в ответ на явную, непосредственную опасность, напр. когда кто-либо угрожает физической сохранности человека. В противоположность этому тревожность возникает в ответ на достаточно безобидные ситуации или является результатом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых человек может сам и не осознавать. Некоторая тревожность неизбежно проявляется в то или иное время в течение дня, и это нормально,. Однако устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений. Тревожность вызывается многими причинами. Зигмунд Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Тревожность также рассматривается как то, что возникает в ответ на угрозу Я или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной сфере или на работе. Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т. о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства. Такое психическое расстройство относится к классу неврозов. Др. виды расстройств, связанных с тревожностью, включают ипохондрию, истерию, навязчивые состояния, фобии и шизофрению.

ТРЕЛЬЧ

ТРЕЛЬЧ (Troeltsch)

Эрнст (род. 17 февр. 1865, Гаунштеттен, близ Аугсбурга - ум. 1 февр. 1923, Берлин) - нем. теолог и философ; с 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходил из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое якобы характерно (и это он выводил из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая страшная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически однократном априорно-всеобщее, в конечном - абсолютный дух. Что касается понимания Трёльчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или др. время в естественных науках и науках о духе. Осн. произв.: «Geschichtliche Schriften», 4 Bde., 1912-1925; «Der Historismus und seine Ьberwindung», 1924.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg)

Фридрих Адольф (род. 30 нояб. 1802, Эйтин - ум. 24 янв. 1872, Берлин) нем. философ и логик; профессор с 1833. Противник Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение», связывавшее мышление и бытие через общее для них созидающее движение. Согласно Тренделенбургу, имеется «просто справедливое», которое возвышается над всеми предпосылками и отделено от условно справедливого. Осн. произв.: «Logische Untersuchungen», 1840 (рус. пер. «Логические исследования». М., 1868); «Naturrecht auf dem Grunde der Ethik», 1860.

ТРЕШОВ

ТРЕШОВ (Treschow)

Нильс (род. 5 сект. 1751, Драммен - ум. 22 сект. 1833, Осло) - норв. философ; с 1803 по 1813 - профессор в Копенгагене, оказавший большое влияние на дат. философию, прежде всего путем ознакомления ее с Кантом. Создал полубиологическое, полуспиритуалистическое учение - философию развития, специально уделив внимание развитию личности. Осн. произв.: «Forelдsninger over den Kantiske philisophie», 1798; «Lovgivningsprinciper», 3 v., 1820-1823.

ТРИМУРТИ

ТРИМУРТИ (санскр. - имеющий три формы)

проповедуемое с первых веков Р. X. учение брахманов о том, что божество проявляет себя как Брахма (Бог-творец), Вишну (Бог-хранитель) и Шива ( Бог-разрушитель).

ТРИПЕЛЬ

ТРИПЕЛЬ (Tripel)

Хенрих (род. 12 февр. 1868, Лейпциг - ум. 23 нояб. 1946, Грайнау, близ Гармиша) - нем. философ права; с 1913 - профессор в Берлине. Боролся против формализма и культа понятия в юриспруденции; занимался также эстетикой и вопросами стиля позитивного права, которое рассматривал как произв. искусства и выражение стиля, характера воли, господствующего в данную эпоху. Осн. произв.: «Vцlkerrecht und Landesrecht», 1899; «Die Zukunft des Vцlkerrechts», 1916; «Die Hegemonie, ein Buch von fьhrenden Staaten», 1938.

ТРИХОТОМИЯ

ТРИХОТОМИЯ (от греч. thicha на три части и tome - сечение)

sa также триализм и трилогизм - разделение на три главные части (напр., разделение человека на тело, душу, дух). Трихотомией является система Гегеля; склонность к трихотомии имелась также у В. Вундта.

ТРОИЦА

ТРОИЦА -

триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше нач. 5 в. Эта догма напоминает представления индусов о тримурти, а также учение неоплатоников о первоедином разуме и мировой душе.

ТРОП

ТРОП (от греч. trope - поворот, направление)

оборот речи, образное выражение; предложение, употребленное ради стиля, формы.

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, КНЯЗЬ

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич, князь (род. 23 сент. 1863, Москва - ум. 23 янв. 1920, Новороссийск)

рус. религиозный философ, правовед и общественный деятель; друг В. С. Соловьева, брат С. Н. Трубецкого. В 1910-1917 был инициатором создания книгоиздательства «Путь», пропагандировавшего взгляды мирообновления. Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия «абсолютное сознание». Если, по Соловьеву, абсолют - это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять, По многим вопросам был не согласен с С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Осн. произ.: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», ч. I. М., 1892; «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», т. 1-2, 1897; «Философия Ницше», 1904; «Социальная утопия Платона», 1908; «Миросозерцание В. С. Соловьева», т. 1-2, 1913; «Умозрение в красках», 1916; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918.

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, КНЯЗЬ

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич, князь (род. 23 июля 1862, Калуга - ум. 29 сент. 1905, Петербург)

рус. религиозный философ, публицист и общественный деятель; брат E. H. Трубецкого. В 1900-1905 редактор журнала «Вопросы философии и психологии», в 1905 был избран ректором Московского ун-та. Мировоззрение его сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, славянофильства и воззрений В. С. Соловьева. В центр философии ставил отношение познающего разума к сущему, отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью. Пространство и время, по Трубецкому, суть формы чувственности некой мировой души, коренящейся в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт, разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности - объединения людей в «церковном богочеловеческом организме». Осн. произв.: «Метафизика в Древней Греции», 1890; «О природе человеческого сознания», 1890; «Основания идеализма», 1896; «Учение о логосе в его истории», 1900; «Собр. соч.», т. 1-6, 1906-1912.

ТРУД

ТРУД -

как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь: самого себя - в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь - в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный опыт.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА

ТРУДОВАЯ ЭТИКА -

приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функция угрожает потерять свой смысл. Недооценка умственного труда и труда работников искусства в обществе должна быть компенсирована указанием на присущую этому обществу трудовую этику. В тех странах, где понятие трудовой этики отсутствовало, труд рассматривался если не как проклятие, то, во всяком случае, как нечто такое, что превращало жизнь в тягость и не давало человеку возможности позаботиться о самом себе или о душевном счастье. По мнению китайцев, наиболее умным является тот, кто благодаря уму и превосходству умеет быть праздным. В нашем мировоззрении мы ощущаем противоречие между утомительной деятельностью и мудростью. Мудрец никогда не проявляет поспешности в деле; тот, кто спешит, никогда не бывает мудрым (Линь Цзюйтан).

ТУЛМИН

ТУЛМИН (Toulmin)

Стивен Эделстон (род. 25 марта 1922) - амер. философ, критик неопозитивизма. Занимаясь философией науки, полагает, что в основе всех научных теорий лежат стандарты рациональности и понимания. Ученый считает понятными те события и явления, которые соответствуют принятым им стандартам, а те, что не соответствуют, являются аномалией, устранение которой движет вперед развитие науки. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий, их понятийного аппарата. Согласно Тулмину, в общих чертах эволюция науки подобна дарвиновской схеме биологической эволюции (с конкурентной борьбой за существование, с выживанием лучших и т. д.). Осн. произв.: «The philosophy of science», 1953; «The ancestry of science», v. 1-3, 1961-1965; «Foresight and understanding», 1961; «Human understanding», v. 1, 1972; «Knowing and acting», 1976; на рус. яз. - «Концептуальные революции в науке». - В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.

ТУРНВАЛЬД

ТУРНВАЛЬД (Turnwald)

Рихард (род. 18 сент. 1869, Вена - ум. 19 янв. 1954, Берлин) - австр. социолог и этнолог, работавший в Германии; профессор с 1923. Разрабатывал вопросы развития у примитивных народов сил, способствующих образованию у них общественных связей; результаты этих исследований изложил в историческом психологическом аспекте в словаре М. Эберта, в статье «Reallexikon der Vorgeschichte» (14 Bde., 1924-1929). Осн. произв.: «Die menschliche Gesellschaft», 5 Bde., 19311935.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО - см. ХИЛИАЗМ.

ТЬЕРРИ КАРНОТЕСКИЙ

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) КАРНОТЕСКИЙ, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (ум. 1149/55, Шартр) - средневековый философ, виднейший представитель шартрской философской школы, в которой преподавал в 1115-1150, а с 1141 был ее канцлером; именно с ним связан расцвет этой школы, являвшейся центром «франц. Возрождения» 12 в, В математической метафизике Тьерри Шартрского творение есть развертывание составных единств из безусловной пустоты первоединства, которое придает цельность каждому единству. Из первоединства возникает материя как чистая зеркальная ее восприимчивость. В единении находит отражение форма бытия вещей, поскольку каждая из них есть единство составляющих ее единиц. Материя расслаивается на 4 элемента, из которых, напр., воздух раздается вширь, образуя небесную «твердь». Теория Тьерри Шартрского была возрождена в системе Николая Кузанского.

ТЭН

ТЭН (Taine)

Ипполит Адольф (род. 21 апр. 1828, Вузьер - ум. 5 марта 1893, Париж) - франц. историограф, философпозитивист, испытавший влияние Конта, критик; профессор с 1865. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению); пытался доискаться до истоков выдающихся способностей (faculte" maltresse) у гениев. В логике и теории познания склонялся к номинализму. Осн. произв.: «Les origines de la France contemporaine», 6 t., 1877 - 1894.

Предыдущая страница Следующая страница