Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕФ"-"ГОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕФ"-"ГОМ")

ГЁФФДИНГ

ГЁФФДИНГ (Höffding)

Херальд (род. 11 янв. 1843, Копенгаген - ум. 2 июля 1931, там же) - дат. философ; с 1883 по 1915 - профессор в Копенгагене; критический позитивист. Отклонял всякое теологическое или метафизическое обоснование этики. Осн. идеей его философии религии является положение, что подлинная жизненная вера может вырасти только из собственного опыта и личного размышления. Большую популярность имели его идеи относительно юмора («Humor als Lebensgefьhl», 1918). Гёффдинг внес большой вклад в историю философии; особенно сильное влияние на него оказали такие мыслители, как Кант, Гёте, Фихте, Жан Поль. Осн. произв.: «Учебник истории новой философии», 2 тт., 1910; «Очерки психологии», 1896; «Religionsphilosophie», 1901; «Sцren Kierkegaard als Philosoph», 1892; «Этика», 1898; «Der menschliche Gedanke», 1910; «Erinnerungen», 1928; «Psykologi og Autobiografi», 1943.

ГЕШТАЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕШТАЛЬТГЕОРИЯ

ГЕШТАЛЬТГЕОРИЯ (гештальтпсихология)

одно из ведущих направлений в современной психологии, восходящее своим началом к учению Хр. Эренфельса, выдвинувшего тезис о принципиальной несводимости целого (характеристика которого была названа «гештальткачеством») к сумме составляющих его частей. Последователи Эренфельса утверждали, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей, выделяемых из него посредством обособления. Осн. представителями гештальттеории в Германии являлись В. Кёлер, К. Коффка и М. Вертхеймер. К австр. школе принадлежали В. Бенусси (ум. 1928), С. Витасек (1870-1905), А.Мейнонг и А. Гефлер.

ГЕШТАЛЬТКАЧЕСТВА

ГЕШТАЛЬТКАЧЕСТВА (свойства целого, качества Эренфельса)

свойства целостностей, в особенности свойства гештальтов, которые не вытекают из свойств частей этих гештальтов, а присущи самим гештальтам в целом как таковым (пример: переживание аккорда совершенно отлично от суммы переживаний составляющих его отдельных тонов). Гештальткачества были открыты Хр. Эренфельсом. На этом открытии базируется гештальтпсихология. В основе гештальткачеств лежит многообразие раздражений, следовательно, нечто объективное. Но были установлены также сходства между гештальткачествами, принадлежащими к совершенно различным сферам чувств и вещей (напр., музыкальное crescendo - восходящее солнце - возрастающее ожидание; сходство стиля произв. поэзии, живописи и изобразительных искусств). Различаются три вида гештальткачеств:

ГЕШТАЛЬТКРУГ

ГЕШТАЛЬТКРУГ -

согласно В.Вайцзеккеру («Der Gestalt-Kreis - Theoire der Einheit von Wahrnehmen und Bewegen», 1940), кругообразная, в форме гештальта связь организма и среды, при которой организм выбирает определенные раздражения из группы раздражений, исходящих от внешнего мира. Теория гештальткруга представляет собой попытку решить проблему соотношения души и тела, упростив ее посредством исключения психофизических проблем (см. Психофизический уровень).

ГИЛЕМОРФИЗМ

ГИЛЕМОРФИЗМ (от греч. hyle и morphe - гештальт, форма)

учение о форме и тем самым о действительности полученного материала; см. Форма.

ГИЛЛЕЛЬ ИЗ ВЕРОНЫ

ГИЛЛЕЛЬ ИЗ ВЕРОНЫ (Hillel)

(1220-1295) - евр. физик и философ. В своем главном произв. «Tagmule haNefesh» рассматривал проблему души, ее награды и наказания на том свете; при этом он отчасти следовал учению Аверроэса о воздействии мирового разума на отдельные души, отвергая тот взгляд, что бессмертие состоит в соединении человеческого разума с мировым разумом.

ГИЛОЗОИЗМ, ГИЛОПСИХИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ, гилопсихизм (от греч. hyle и zoe - жизнь)

философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи» (Гёте). Гилозоистами были ионийские натурфилософы, позднее - Джордано Бруно, Дидро и др. Выражение «гилозоизм» впервые встречается в 17 в. у Кедворта и с 19 в. часто применяется в осуждающем смысле материалистически-механистической философией по отношению ко всей нематериалистической, немеханистической философии.

ГИЛЬБЕРТ

ГИЛЬБЕРТ (Hubert)

Давид (род. 23 янв. 1862, Кенигсберг - ум. 14 февр. 1943, Гёттинген) - нем. математик и логик, профессор в Гёттингене с 1895 по 1936. Создал основополагающие работы по аксиоматике геометрии, арифметики и физики, в которых пытался доказать независимость и непротиворечивость лежащих в основе систем аксиом. Осн. произв.: «Grundlagen der Geometrie», 1899 (рус. пер. «Основания геометрии», 1948); «Grundzьge der theoretischen Logik», 1928, написанная вместе с В. Аккерманом, (рус. пер. «Основы теоретической логики», 1947); «Grundlagen der Mathematik», 2 Bde., 1934 - 1939, написанная совместно с П. Бернайсом; «Gesammelte Abhandlungen», 3 Bde., 1932-1935.

ГИЛЬДЕБРАНД

ГИЛЬДЕБРАНД (Hildebrand)

Дитрих (род. 12 окт. 1889, Флоренция - ?) - нем. философ; сын скульптора Адольфа фон Гильдебранда; с 1941 работал в Фордхэмском ун-те в Нью-Йорке (до 1933 - в Мюнхене); представитель феноменологической школы и этики объективных, материальных ценностей в духе Шелера. Каждая этическая ценность требует т. н. «ценностного ответа», который может состоять в любви, восхищении и т. д., а также в воле к осуществлению ценностей. Осн. произв.: «Metaphysik der Gemeinschaft», 1930; «Sittliche Grundhaltungen», 1933; «Feinheit und Jungfrдulichkeit», 1933; «Die sittlichen Grundlagen der Vцlker-gemeinschaft», 1946; «Wahre Sittlichkeit und Situationsethik», 1957; «Christliche Ethik», 1959; «Das trojanische Pferd in der Stadt Gottes», 1968.

ГИЛЯРОВ

ГИЛЯРОВ Алексей Никитич (род. 1856, Москва - ум. ?) - рус. философ. В начале научной деятельности был приверженцем философии Платона, которого приравнивал к Аристотелю по достоверности сообщаемых им сведений; впоследствии обратился к разработке точных знаний, полагая, что всякий скромный труженик науки как работник для истины несравненно выше, чем «велеречивый философ, обольщающий себя и других несбыточными надеждами и обещаниями в тумане пышных и непонятных слов». Несколько работ посвятил исследованию философии софистов (в т. ч. «Греческие софисты», 1892). Его книга «Руководство к изучению философии» носит характер подготовки читателя к чтению современной гносеологической литературы, гл. о. к восприятию защищаемого им интуитивизма. Автор призывает читателя к «терпимости ко всем обнаружениям человеческого творчества». «Наша мысль, - пишет он, - безвыходно заключена - в условия нашей природы и вынуждена рассматривать все в этих условиях». Его скептицизм переходит в прагматизм, когда он говорит, что веру необходимо пополнять знанием, а знание верой. Осн. соч. (кроме упомянутых): «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии», 1887; «Значение философии», 1888; «Гипнотизм по учению школы Шарко и психологической школы», 1894; «Что такое философия и что она может и чего не может?», 1898.

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ НИКИТА ПЕТРОВИЧ

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович (род. 1824, Коломна - ум. 1887, С.Петербург)

рус. философ-публицист, славянофил. Подобно духовным писателям древней Руси, видел в религии важнейшие проявления человеческого духа. Представлял веру как источник знания, как непосредственное знание. Считал ошибочным утверждение Писарева о том, что реализм есть истинная оригинальная рус. философия и что естествознание может заменить собой философию. Неодобрительно относился к повальному увлечению интеллигенции системой Гегеля, подкрепляя свое отношение ироничной критикой гегелевского рационализма: «Увы, достаточно прочитать любую страницу для полного убеждения, что ни один из передовых наших мыслителей не прочитал системы, которой он так увлекает и себя, и других. И нужно было видеть, с какой непостижимой легкостью передовой человек перелетал от одного увлечения к другому, совершенно противоположному и столь же внешнему». В 1846 Гиляров-Платонов высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место, должно перенести свои исследования в другую сферу и находить свое полное выражение в решении иных проблем, а не в поисках природы мысли, как это делал рационализм. Осн. произв.: «Рационалистическое движение философии новых времен», «Онтология Гегеля».

ГИПАТИЯ

ГИПАТИЯ (Hypatia)

Ипатия из Александрии (род. 370 - ум. 415) - женщина-ученый, греч. математик, астроном и философ, глава александрийской школы неоплатоников, автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. В 415 была убита фанатичными христианами.

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ (от греч. hyper сверх и aisthesis - восприятие)

повышенная чувствительность, болезненно повышенная возбудимость чувств.

ГИПЕРКРИТИКА

ГИПЕРКРИТИКА -

преувеличенная, сверхстрогая критика; отсюда - гиперкритический, сверхкритический.

ГИПЕРТРОФИЯ

ГИПЕРТРОФИЯ (от греч. hyper - сверх и trophe - питание)

чрезмерный рост, вызванный чрезмерным питанием; понятие биологии, которое часто употребляется в переносном смысле: гипертрофия государственных органов, гипертрофия техники и т. д.

ГИПНОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - основание, основа)

хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами: «Hypotheses поп fingo» (лат.) - «Гипотез я не измышляю» (Ньютон). Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины; она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. «Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется, - короче, опыт расширяется» (Мах). Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию (Пуанкаре, Наука и гипотеза, 1906).

ГИПОТЕЗА ОБ ОБУЧЕНИИ ПУТЕМ ПРОБ

ГИПОТЕЗА ОБ ОБУЧЕНИИ ПУТЕМ ПРОБ -

утверждает, что бессознательных психических движений не существует, что кажущееся бессознательным движение всегда находится в связи с другими, причем первый член этой связи, служащий всегда основанием, осознан, а последующие совершаются автоматически, обеспечивая путем проб достижение поставленной цели (см. Бессознательное).

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ (от греч. hypothesis - основание)

условный, предположительный; суждение является гипотетическим, если действительность второго положения обусловлена действительностью первого положения: если есть А, то есть В.

ГИППИЙ

ГИППИЙ (Hippias)

(жил ок. 400 до Р. X.) - древнегреч. философ из Элиды, младший современник Протагора и Сократа, софист. Обладал обширными познаниями во многих науках; различал естественное право и человеческое право (норма); его именем Платон назвал два своих произв.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (Hippokrates)

(род. ок. 460, о. Кос - ум. ок. 377 до Р. X.) древнегреч. врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку. В то время как врач Алкмеон из Кротона, в Южной Италии (ок. 500 до Р. X.), известный своими анатомическими работами, принадежал к пифагорейской школе, Гиппократ, по-видимому, примыкал к Гераклиту. Он рассматривал медицину как опытную науку. Медицинская школа Коса долгое время пользовалась большим уважением (знаменитое святилище Асклепиад на Косе). За труды Гиппократа выдавались многие более поздние псевдогиппократовские произв. Гиппократовский - соответствующий принципам врача Гиппократа; др. значение - подобный трупу, мертвенно-бледный.

ГИСТЕРОН-ПРОТЕРОН

ГИСТЕРОН-ПРОТЕРОН (греч. Hysteron-Proteron - более позднее [становится] более ранним)

высказывание в качестве предшествующего того, что, по существу, должно быть последующим, напр. (мнимое) доказательство с помощью положения, которое само сначала должно быть выведено из доказанного.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie)

раздел психотерапии, который основывается на теориях Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга, но отвергает, как искажающее действительность упрощение и биологизм, положение о том, что психическая жизнь человека (исключительно или преимущественно) определяется сексуальными влечениями, силой и стремлением к значимости или либидонозным коллективно-бессознательным». В качестве одной из сил такого «бессознательного» может также рассматриваться нравственное. «Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом» (В. Э. Франкль; см. Логотерапия). По отношению к психоанализу глубинная психология представляет собой такой же поворот к недогматическому пониманию психической жизни, как целостная психология - по отношению к физиологической психологии Вундта. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Следовательно, психические неврозы возникают не только в результате психических травм раннего детства и не только из т. н. Эдипова комплекса (совокупность неосознанных, «вытесненных», сексуально окрашенных отношений ребенка к своим родителям), но и из расшатывания сверхличных образований и норм. Большую опасность для личности представляет т. н. комплекс Каспара Хаузера, который складывается у подростков благодаря чувству одиночества. Оно возникает тогда, когда семья (как это теперь часто бывает) не может дать ребенку достаточно нежности и любви, необходимых ему для развития его социальных сил. Этот комплекс препятствует в дальнейшем возникновению полноценных отношений с др. людьми; внутри социальных групп, в которые попадает такой человек, он превращается в безликую часть. Современного человека в массе можно рассматривать как человека, имеющего этот комплекс. Глубинная психология и социальная психология, взаимодействуя, обогащают друг друга. «Бессознательное», согласно глубинной психологии, не является автономной движущей силой, независимым эндотимом (см. Эндотимный). Совместно с осознанным и сферой сверх-Я (в первую очередь социальные связи и этические ценности) оно образует общее поле, внутри которого не может произойти ничего такого, что не оказывало бы влияния на все точки этого поля. Старый вопрос о соотношении души и тела исследуется глубинной психологией с позиции совершенно нового метода - психосоматики. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого. Как квант света может проявлять себя то как корпускула, то как волна, точно так же живое проявляет себя то как тело, то как душа. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины. Методы глубинной психологии копируют методы психоанализа. Тест состоит в том, что пациент путем наводящих вопросов лечащего врача побуждается к высказыванию о том, что его угнетает.

ГНОЗИС

ГНОЗИС (греч. gnosis - знание, учение, познание)

гностика, гностицизм - проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. Принадлежащие церкви гностики (см. Климент Александрийский, Ориген) стремились обосновать христ. веру. Гностики, не принадлежащие церкви (Василид, Валентин и др.), соединяли гностику с древневосточными, в особенности с перс, и сирийск., религиозными представлениями, с евр. теологией, с платоновской, стоической и пифагорейской философией, превращая ее в эклектическую мистику. Общим почти для всех гностических систем является дуализм между Богом и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда опосредствующих сущностей, идея их эманации в нисходящих ступенях бытия и их возвращение к источнику путем спасения.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и logos - учение)

учение о познании; по Н. Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический - относящийся к процессу познания.

ГОББС

ГОББС (Hobbes)

Томас (род. 5 апр. 1588, Малмсбери - ум. 4. дек. 1679, Хардвик) - англ, государственный деятель и философ. Отверг спекулятивную метафизику и определил философию, с одной стороны, как познание следствий или явлений из их причин и, с др. стороны, познание причин из наблюдаемых следствий посредством правильных умозаключений; цель философии состоит в том, чтобы научить нас предвидеть следствия и использовать их для своей жизни. Все познание вырастает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них. Воспоминания сохраняются благодаря конвенциональным знакам, именам, словам. Все мышление представляет собой связывание и разделение, сложение и вычитание имен; мышление есть счет. Поскольку все причинно обусловлено, то и воля строго детерминирована. Не воля, а поступки свободны настолько, насколько это вытекает из природы человека. Человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом - стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным состоянием человека была война всех против всех (bellum omnium contra omnes), убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То, что государь санкционирует, является хорошим, противоположное - дурным. Общественный закон есть совесть гражданина. Страх перед теми невидимыми силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами, которых оно не признает, есть предрассудок. Осн. произв.: «Elements of law natural and politic», 1639; «Elementa philosophica de cive», 1642 (рус. пер. «Начальные основания философические о гражданине», 1776); «Leveathan or the matter, form and authority of government», 1651 (рус. пер. «Левиафан как материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1864).

ГОБГАУЗ

ГОБГАУЗ (Hobhouse)

Леонард Трелевни (род. 8 сент. 1864, Корнуэлл - ум. 22 июня 1929, Баньё) - англ, социолог; с 1907 по 1929 - профессор в Лондоне, представитель философии развития (»Mind in evolution», 1906; «Morals in evolution», 2 vol., 1906), которая хотя и отрицает борьбу за существование и признает некую сверхэмпирическую, духовную тенденцию, направленную к гармонии и целостности, однако не развертывается в метафизическую конструкцию. Осн. идеей Гобгауза является идея возрастания «корреляций» в развитии от начала и до конца проблематичного мира. Как гносеолог («The theory of knowledge», 1896) Гобгауз является реалистом, в этике и социологии («The rational good», 1921; «Elements of social justice», 1922; «Social development», 1924) - индивидуалистом. В книге о государстве («The metaphysical theory of the state», 1918) он выступает против неогегельянства Бозанкета и против учения о всеобщей воле, которая якобы воплощается в государстве. Изложение его собственных взглядов дано в «Contemporary British philosophy», 1924.

ГОБИНО

ГОБИНО (Gobineau)

Жозеф Артюр де, граф (род. 14 июля 1816, Д'Аврэ, близ Парижа - ум. 13 окт. 1882, Турин) - франц. социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы в социологии. Пытался доказать, что отдельные расы отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и тем самым упадок и гибель культуры. Единственной способной к культурному развитию и ценной расой он считал «арийскую», в частности герм. Осн. произв.: «Essai sur Pinegalite des races humaines», 1839-1840; «Les religions et les philos. dans l'Asie centrale», 1865; «Nouvelles asiatiques», 1876; «La Renaissance», 1877.

ГОГАРТЕН

ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (род. 13 янв. 1887, Дортмунд - ?) - нем. теолог, с 1933 - профессор в Геттингене, ученик Э. Трельча. Сначала находился под влиянием Фихте и нем. идеализма («Fichte als religiцser Denker», 1914;, затем примкнул к теологическому направлению, возрождавшему Кьеркегора (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ); позже критиковал идеалистическую философию культуры и истории («Illusionen», 1926), а в работе «Religiцse Entscheidung» (1921) потребовал радикального отмежевания от нее («Von Glauben und Offenbarung», 1923). Гогартен - представитель реализма веры («Glaube und Wirklichkeit», 1928; «Der Mensch zwischen Gott und Welt», 1952), отклоняющего всякое «философское толкование человеческой экзистенции». Вслед за Лютером Гогартен развил сословную этику («Wider die Achtung der Autoritдt», 1930; «Politische Ethik», 1932), в которой человек рассматривается как связанный ответственностью «перед другим».

ГОГОЦКИЙ СИЛЬВЕСТР СИЛЬВЕСТРОВИЧ

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович (род. 1813, Каменец-Подольск - ум. 1889)

рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия, и потому задачу философии он видел в изображении идеи Бога как разумного и творческого начала и природного, нравственного мира. Знание Бога считал врожденным, но глубоко постигаемым лишь с помощью веры. Идея Бога, по Гогоцкому, неотделима от человеческого познания, которое является производным от опыта, убеждения, веры. Его главный труд «Философский лексикон» (тт. 1-4, 1858-1873) по объему содержавшегося в нем познавательного и полезного материала явился фактически первой в России философской энциклопедией.

ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Нидерландская философия.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

ГОЛОВНОЙ МОЗГ -

см. Психофизический уровень.

ГОЛУБИНСКИЙ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (род. 1797, Костромская губ. - ум. 1854)

протоиерей, рус. философ, профессор Московской духовной академии (с 1837 по 1854). Проявлял интерес к восточной философии (Конфуций, Заратустра, египетская религия). Из древнегреч. философов отдавал предпочтение Платону, Плотину и Проклу. К Канту, Шеллингу и Гегелю относился критически. У первого опровергал учение о пространстве и времени, его вывод категорий и его опровержение доказательств бытия Бога. Идея о Боге была для Голубинского всеобщим, непосредственным данным, недоказуемым в принципе. Бытие в нас идеи о Бесконечном через умозаключение не может быть доказано, и того, кто не ощущает в себе действия этой идеи, нельзя убедить никакими доказательствами в ее существовании. Саму философию понимал как мудрость жизни. Она, по Голубинскому, есть прежде всего состояние духа в его стремлении к познанию, а потом уже приближение к мудрости. Как система познания, философия опирается на опыт внешний и внутренний, с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, а также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимой оболочкой чувственных явлений, - с другой. Его курсы по психологии написаны в духе Вольфа. Под умозрительной психологией Голубинский подразумевает ту часть метафизики, которая исследует сходство, отношение и связь человеческого духа с Абсолютным Существом, возводя к идее о Бесконечном «наблюдения внутреннего чувства или акты нашего сознания». Он излагает умозрительную психологию не с точки зрения психологизма, а с позиций онтологизма. Его психология может быть названа теистической онтологией души. Самое важное для философа и философии - выяснение и выработка внутреннего философского стремления, любви к мудрости. Без такого настроения нельзя стать настоящим философом. Одним из любимых философских вопросов Голубинского был вопрос о бессмертии души. Им переведено с греч. много творений отцов церкви; особенно его вдохновляли соч. Григория Нисского. Произв.: «Лекции по философии», 1884.

ГОЛЬБАХ

ГОЛЬБАХ (Holbach)

Поль Анри, барон (род. 1723, Гейдесгейм, Пфальц - ум. 21 июня 1789, Париж) - франц. философ; соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», автор «Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral», 1770 (рус. пер. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», 1924) - главного произв. франц. материализма и атеизма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждается вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

ГОМОГЕННЫЙ

ГОМОГЕННЫЙ (от греч. homogenes)

однородный. Противоположность - см. Гетерогенный.

ГОМОЛОГИЯ

ГОМОЛОГИЯ (греч.)

согласие; у стоиков - согласие поступков с разумом и тем самым с природой.

ГОМПЕРЦ

ГОМПЕРЦ (Gomperz)

Генрих (род. 18 янв. 1873, Вена - ум. 27 дек. 1942, ЛосАнджелес) - австр. философ; профессор в Вене (1924-1934), Лос-Анджелесе (с 1936); сын Теодора Гомперца. Позитивист, рассматривал категории субстанции, тождества, отношения как «предварительные понятия учения о мировоззрении»; они выступают последовательно на четырех ступенях развития - анимистической, метафизической, идеологической и критической - и должны быть сведены посредством «патэмпирического» метода к чувствам (пятая ступень). Осн. произв.: «Zur Psychologie der logischen Grundtatsachen», 1897; «Weltanschauungslehre», 2 Bde., 1905-1908; «Ьber Sinn und Sinngebilde, Erklдren und Verstehen», 1929; «Interpretation, logical analysis of a method of historical research», 1939.

Предыдущая страница Следующая страница