Приглашаем посетить сайт
Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"GEN")
A LIMINE (лат.)
сразу, с порога что-либо опровергать. |
A posteriori (лат.)
зависимый от опыта. |
A potiori (лат.)
на основании предыдущего, главного. |
A PRIMA FACIE (лат.)
сразу, на первый взгляд. |
A priori (лат.)
независимый от опыта. |
AB OVO (лат.)
с самого начала (букв.: с яйца). |
ACTUS PURUS (лат. - чистое действие)
тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. Акт. |
Ad hoc (лат. - для этого)
в этой связи, предназначенный только для данной цели. |
AD HOMINEM - см. ARGUMENTUM AD HOMINEM |
AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.)
доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей |
AD INFINITUM (лат.)
до бесконечности. |
AD OCULUS (лат.)
объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами". |
SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) - с точки зрения вечности, бесконечности; см. СПИНОЗА. |
Agens (лат.)
движущая сила, действующая сущность. |
Agere sequitur esse (лат.)
положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность - теория актуальности. |
AMBIGUITAT (нем., от лат. ambigere быть в разладе)
двузначность, двусмыслица. |
AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS (лат.)
Платон - друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристотелю. |
Amor fati (лат.)
вера в судьбу. |
ANALOGIA ENTIS (лат. - подобие бытия)
в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем Бог возвышается над этим подобием. Analogia entis была сформулирована на Четвертом Латеранском соборе в 1215. Католицизм признает доказательства бытия Бога только с помощью аналогии; протестантизм отвергает даже это, т.е. отвергает analogia entis. |
ANALOGON RATIONIS (греч., лат.)
соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами - инстинктами. Баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, которое назвал "эстетикой" или "ars analogi rationis". |
ANIMUS (лат. - душа)
характер, совокупность мысли, чувства и воли в противоположность слову anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse). См. Ян и Инь, Миф. |
ARBITRUM LIBERUM (лат.)
свобода воли, выбора. |
ARETE (греч.)
способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты. |
Argumenta adversaria (лат.)
доводы противной стороны. |
ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR (лат.)
сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов). |
ARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.)
объективное доказательство. |
ARGUMENTUM EX CONTRARIO (лат.)
доказательство от противного. |
AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.) - доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей. |
Argumentum ad ignorantiam (лат.)
аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого. |
ARGUMENTUM AD REM (лат.)
аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела. |
ARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.) - объективное доказательство. |
Argumentum baculinum (лат.)
"палочный" довод, убеждение силой. В переносном смысле - осязаемое доказательство. |
ARGUMENTUM EX CONTRARIO (лат.) - доказательство от противного. |
Argumentum ex silentio (лат.)
доказательство, выводимое из умалчивания. |
Argumentum externum (лат.)
аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. |
ARGUMENTUM LEGIS (лат.)
законный довод. |
Argumentum nimium probans (лат.)
довод, страдающий избыточностью доказательств. |
ARGUMENTUM PRIMARIUM (PALMARIUM)
(лат.) - решающее доказательство. |
Ars conjecturalis (лат.)
искусство толкования. |
ASYLUM IGNIRANTIAE (лат. - прибежище невежества)
понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений. |
ATGUMENTUM INTERNUM (лат.)
аргумент, указывающий на саму спорность вопроса. |
AURA (лат. - воздух)
согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое могут видеть только посвященные; цвет его является специфическим выражением душевных волнений. |
Aurea mediocritas (лат.)
золотая середина (Гораций). |
AUTOMATON LOGICUM (лат. - логический производящий автомат)
название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. процессов действительны физические и химические законы, в то время как основывающаяся на этих процессах мыслительная деятельность протекает логически, по законам сознания. Теория психофизического параллелизма рассматривалась как несостоятельная. См. также Познание. |
AUTOS EPHA (греч. - он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit)
слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. Авторитет). |
Bellum omnium contra omnes (лат.)
война всех против всех (Гоббс). |
Bon sens (франц.)
здравый человеческий рассудок, здравый смысл. |
Bona fide (лат.)
заслуживающий доверия. |
Causa (лат.)
первопричина, основание. Causa efficiens - действующая причина; causa finalis - конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis - формальная причина; causa sui - причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera - истинная причина; causae occasionalis - случайные причины. См. Окказионализм. |
Characteristica universalis (лат. - общая характеристика)
выражение, введенное Лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. См. также Фреге. |
Circulus vitiosus (лат. - порочный круг)
также cirsulus in probondo (круг в доказательстве) - замкнутый круг в доказательстве; доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано. |
CLARUS ET DISTINCTUS (лат. ясный и очевидный)
понятие в философии Декарта, который в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки любого знания с помощью "естественного света" разума. В частности, это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру. |
COFNCIDENTIA OPPOSITORUM (лат.)
совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. По мнению Николая Кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положений примеры из геометрии, а также Джордано Бруно и Шеллинга, coincidentia oppositorum встречается в действительности всюду. Мысль о coincidentia oppositorum - одна из глубочайших идей в философии. |
Cogito ergo sum (лат.)
я мыслю, следовательно, я существую. См. Дерт. |
Common sense (англ. - здравый смысл, обычный смысл)
обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. См. также Франклин. |
CONCLUSIO (лат.)
- заключительное предложение, вывод; конклюзивный - следующий (из чего-либо). См. также Умозаключение. |
Concursus dei (лат. - "вмешательство Бога")
одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результат непрерывного "чуда" - прямого вмешательства Бога в каждом случае. |
CONDITIO SINE QUA NON (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие. |
CONSENSUS (лат.)
согласованность; consensus gentium, consensus omnium - согласие народов, согласие всех, которое стоиками, Цицероном и философами шотландской школы использовалось в качестве доказательства. См. также Аргумент. |
CONSTELLATIO (от лат. con - вместе с и stella - звезда)
взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле - вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств. |
CONTRADICTIO (лат.)
противоречие. Contradictio in adject о - противоречение в определении, напр. деревянное железо. |
Contrat social (франц.)
общественный договор; см. Государство. |
CORPUS MYSTICUM (лат. - таинственное тело) - символическое обозначение христ. церкви как тела Христова (особ. 1 Кор. 12, 12 и далее). В философии Гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и творца, и творение, и мировой дух и бытие мира, - целое, в котором все в одно и то же время является и божественным и человеческим, в котором пребывают и Христос и община. |
CREATIO CONTINUA (лат.) - непрерывное творение . |
Credo, quia absurdum (лат.)
верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. Парадокс), т.е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, - изречение, которое неверно приписывается Тертуллиану и Августину и которое выражает спор между верой и знанием. Вопреки всякому разуму, даже вопреки показаниям органов чувств, нужно учиться тому, чтобы уметь держаться веры (Лютер). |
Credo, ut intelligam (лат.)
верю, чтобы познать. См. Ансельм Кентерберийский. |
DAIMONION (греч. - божественная сущность)
так называл Сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью. |
Dasein (нем.)
существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие. |
De omnibus dubitandum (лат.)
подвергать все сомнению. Исходный пункт философии Декарта, который провозгласил сомнение единственно правильным методом познания. |
Definitio essentialis (лат.)
существенное определение. |
Deus absconditus (лат.)
незримый Бог; по Иез. 45, 15 обозначение Бога израильтян, затем обозначение вообще незримости Бога. |
Deus ex machina (лат. - Бог из машины)
фигура Бога, поднимаемая в конце греч. трагедий с помощью особого механизма над сценой с целью решения неразрешимого самого по себе конфликта. Отсюда произошло более позднее значение этого выражения - всякий, неожиданный пособник, появляющийся в критический момент. |
DEUS SIVE NATURA (лат. - Бог, или природа)
см. Спиноза. |
SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гете. |
DIVISION (лат.)
см. Деление. |
Docta ignorantia (лат. - ученое незнание)
незнание, достигнутое научным путем, умудренное неведение - так называет Николай Кузанский учение о непостижимости Бога. |
Duree (франц.)
длительность. Понятие философии Бергсона. |
E - первая гласная лат. слова nego - отрицаю; условный знак в логике, обозначающий общеотрицательное суждение. |
ECCE HOMO (лат. - вот человек)
восклицание Пилата, показавшего увенчанного терновым венцом Христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к Христу (Ин. 19, 5). Обычно цитируется в переводе Лютера: "Смотрите, каков человек!" Это выражение часто употребляют, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени (см. Ожидание гибели). |
Elan vital (франц.)
жизненный порыв, жизненная энергия; см. Бергсон. |
ELENCHUS (от греч. ekenchos - встречный довод)
см. Ignoratio elenchi. |
ENCHEIRESIS NATURAE (греко-лат. метод постижения природы)
понимание природы; у Гёте: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь. |
ENGRAMM (греч. - вписанный)
см. Память, Мпете. |
Ens (лат. - сущий)
сущее, бытие, существо, вещь, идея. |
Ens a se (лат.)
сущее, являющееся таковым благодаря самому себе, в отличие от ens ab alio - зависящее от другого, обусловленное, сотворенное. |
ENS COGITANS (лат.)
мыслящее существо. |
Ens entium (лат.)
сущность сущностей (Бог). |
Ens rationis (лат.)
- мыслимая вещь. |
Ens reale (лаг.)
реальная вещь, истинно сущее. |
Ens realissimum (лат.)
наиреальнейшая сущность, внутреннее Содержание всей реальности (Бог). |
ENTTTÄT (нем., от лат. ens - сущий)
способность чего-либо быть (с побочным смыслом, что нечто честь", в отличие от того, "что" нечто есть; ср. Quidditas. |
ESPRIT (франц.)
дух, духовная живость, подвижность, меткость суждений, остроумие, живость ума. |
Esse est percipi (лат. - существовать - значит быть воспринимаемым)
осн. положение идеалистической философии Джорджа Беркли. |
Essentia (лат.)
сущность, существенность, смысловая определенность действительного; осн. понятие схоластики, в особенности употребляется как противоположность понятию existentia; см. Существование. При этом отношение сущности и существования понималось так, что существенное бытие обусловливает воспринимаемое существование ("essentia involvit existentiam"). |
ETHOS (греч.)
|
EX NIHILO NIHIL, EX NIHILO NIHIL FIT (лат.)
из ничего ничего не происходит; см. Материя. |
EXAKT (лат.)
пунктуальный, точный; точные науки (математика, физика, химия, астрономия) получают свои знания путем измерений, которые могут быть проверены каждым человеком. Знания точных наук претендуют поэтому на объективную значимость. Точная наука существует только 300 лет, со времен Галилея. |
EXCLUSI TERTII PRINCIPIUM (лат.) - принцип исключенного третьего, одна из аксиом логики (см. АКСИОМА); гласит, что А или равно В, или не равно В и что третьего быть не может (лат. tertium поп datur - третьего не дано). |
EXPERIMENTUM CRUSIS (лат. испытание крестом)
решающий эксперимент: считают, что можно мучением заставить природу выдать свою тайну. |
EXTREM (лат.)
крайний, преувеличенный; также имя существительное: экстремум; экстремистами называют тех, кто выставляет крайние, преувеличенные требования или поступает сообразно этим требованиям. |
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.)
ошибка в одном - ошибка во всем. |
Fatum (лат.)
судьба, рок. |
FAUSSE RECONNAISSANCE (франц. сложное узнавание)
см. Переживание. |
FIDES QUAERENS INTELLECTUM (лат.) - вера, ищущая разумения (Ансельм Кентенберийский). |
Flatus vocis (лат.)
колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух. |
GEFOGE (нем.) - см. СТРУКТУРА. |
GEFÜGE (нем.)
см. Структура. |
Geistesgeschichte (нем.)
история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей). |
Geisteswissenschaften (нем.)
науки о духе (Дильтей и неокантианцы). |
Genus proximum (лат.)
ближайший род; см. Дефиниция. |