Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"GEN")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"GEN")

A LIMINE

A LIMINE (лат.)

сразу, с порога что-либо опровергать.

A POSTERIORI

A posteriori (лат.)

зависимый от опыта.

A POTIORI

A potiori (лат.)

на основании предыдущего, главного.

A PRIMA FACIE

A PRIMA FACIE (лат.)

сразу, на первый взгляд.

A PRIORI

A priori (лат.)

независимый от опыта.

AB OVO

AB OVO (лат.)

с самого начала (букв.: с яйца).

ACTUS PURUS

ACTUS PURUS (лат. - чистое действие)

тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. Акт.

AD HOC

Ad hoc (лат. - для этого)

в этой связи, предназначенный только для данной цели.

AD HOMINEM

AD HOMINEM - см. ARGUMENTUM AD HOMINEM

AD HOMINEM ИЛИ ARGUMENTUM AD HOMINEM

AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.)

доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей

AD INFINITUM

AD INFINITUM (лат.)

до бесконечности.

AD OCULUS

AD OCULUS (лат.)

объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".

AETERNITATIS

SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) - с точки зрения вечности, бесконечности; см. СПИНОЗА.

AGENS

Agens (лат.)

движущая сила, действующая сущность.

AGERE SEQUITUR ESSE

Agere sequitur esse (лат.)

положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность - теория актуальности.

AMBIGUITAT

AMBIGUITAT (нем., от лат. ambigere быть в разладе)

двузначность, двусмыслица.

AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS

AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS (лат.)

Платон - друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристотелю.

AMOR FATI

Amor fati (лат.)

вера в судьбу.

ANALOGIA ENTIS

ANALOGIA ENTIS (лат. - подобие бытия)

в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем Бог возвышается над этим подобием. Analogia entis была сформулирована на Четвертом Латеранском соборе в 1215. Католицизм признает доказательства бытия Бога только с помощью аналогии; протестантизм отвергает даже это, т.е. отвергает analogia entis.

ANALOGON RATIONIS

ANALOGON RATIONIS (греч., лат.)

соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами - инстинктами. Баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, которое назвал "эстетикой" или "ars analogi rationis".

ANIMUS

ANIMUS (лат. - душа)

характер, совокупность мысли, чувства и воли в противоположность слову anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse). См. Ян и Инь, Миф.

ARBITRUM LIBERUM

ARBITRUM LIBERUM (лат.)

свобода воли, выбора.

ARETE

ARETE (греч.)

способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты.

ARGUMENTA ADVERSARIA

Argumenta adversaria (лат.)

доводы противной стороны.

ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR

ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR (лат.)

сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов).

ARGUMENTUM AD VERITATEM

ARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.)

объективное доказательство.

ARGUMENTUM EX CONTRARIO

ARGUMENTUM EX CONTRARIO (лат.)

доказательство от противного.

ARGUMENTUM AD HOMINEM

AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.) - доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей.

ARGUMENTUM AD IGNORANTIAM

Argumentum ad ignorantiam (лат.)

аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

ARGUMENTUM AD REM

ARGUMENTUM AD REM (лат.)

аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.

ARGUMENTUM AD VERITATEM

ARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.) - объективное доказательство.

ARGUMENTUM BACULINUM

Argumentum baculinum (лат.)

"палочный" довод, убеждение силой. В переносном смысле - осязаемое доказательство.

ARGUMENTUM EX CONTRARIO

ARGUMENTUM EX CONTRARIO (лат.) - доказательство от противного.

ARGUMENTUM EX SILENTIO

Argumentum ex silentio (лат.)

доказательство, выводимое из умалчивания.

ARGUMENTUM EXTERNUM

Argumentum externum (лат.)

аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

ARGUMENTUM LEGIS

ARGUMENTUM LEGIS (лат.)

законный довод.

ARGUMENTUM NIMIUM PROBANS

Argumentum nimium probans (лат.)

довод, страдающий избыточностью доказательств.

ARGUMENTUM PRIMARIUM

ARGUMENTUM PRIMARIUM (PALMARIUM)

(лат.) - решающее доказательство.

ARS CONJECTURALIS

Ars conjecturalis (лат.)

искусство толкования.

ASYLUM IGNIRANTIAE

ASYLUM IGNIRANTIAE (лат. - прибежище невежества)

понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений.

ATGUMENTUM INTERNUM

ATGUMENTUM INTERNUM (лат.)

аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

AURA

AURA (лат. - воздух)

согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое могут видеть только посвященные; цвет его является специфическим выражением душевных волнений.

AUREA MEDIOCRITAS

Aurea mediocritas (лат.)

золотая середина (Гораций).

AUTOMATON LOGICUM

AUTOMATON LOGICUM (лат. - логический производящий автомат)

название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. процессов действительны физические и химические законы, в то время как основывающаяся на этих процессах мыслительная деятельность протекает логически, по законам сознания. Теория психофизического параллелизма рассматривалась как несостоятельная. См. также Познание.

AUTOS EPHA

AUTOS EPHA (греч. - он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit)

слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. Авторитет).

BELLUM OMNIUM CONTRA OMNES

Bellum omnium contra omnes (лат.)

война всех против всех (Гоббс).

BON SENS

Bon sens (франц.)

здравый человеческий рассудок, здравый смысл.

BONA FIDE

Bona fide (лат.)

заслуживающий доверия.

CAUSA

Causa (лат.)

первопричина, основание. Causa efficiens - действующая причина; causa finalis - конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis - формальная причина; causa sui - причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera - истинная причина; causae occasionalis - случайные причины. См. Окказионализм.

CHARACTERISTICA UNIVERSALIS

Characteristica universalis (лат. - общая характеристика)

выражение, введенное Лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. См. также Фреге.

CIRCULUS VITIOSUS

Circulus vitiosus (лат. - порочный круг)

также cirsulus in probondo (круг в доказательстве) - замкнутый круг в доказательстве; доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

CLARUS ET DISTINCTUS

CLARUS ET DISTINCTUS (лат. ясный и очевидный)

понятие в философии Декарта, который в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки любого знания с помощью "естественного света" разума. В частности, это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру.

COFNCIDENTIA OPPOSITORUM

COFNCIDENTIA OPPOSITORUM (лат.)

совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. По мнению Николая Кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положений примеры из геометрии, а также Джордано Бруно и Шеллинга, coincidentia oppositorum встречается в действительности всюду. Мысль о coincidentia oppositorum - одна из глубочайших идей в философии.

COGITO ERGO SUM

Cogito ergo sum (лат.)

я мыслю, следовательно, я существую. См. Дерт.

COMMON SENSE

Common sense (англ. - здравый смысл, обычный смысл)

обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. См. также Франклин.

CONCLUSIO

CONCLUSIO (лат.)

-   заключительное предложение, вывод; конклюзивный - следующий (из чего-либо). См. также Умозаключение.

CONCURSUS DEI

Concursus dei (лат. - "вмешательство Бога")

одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результат непрерывного "чуда" - прямого вмешательства Бога в каждом случае.

CONDITIO SINE QUA NON

CONDITIO SINE QUA NON (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие.

CONSENSUS

CONSENSUS (лат.)

согласованность; consensus gentium, consensus omnium - согласие народов, согласие всех, которое стоиками, Цицероном и философами шотландской школы использовалось в качестве доказательства. См. также Аргумент.

CONSTELLATIO

CONSTELLATIO (от лат. con - вместе с и stella - звезда)

взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле - вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств.

CONTRADICTIO

CONTRADICTIO (лат.)

противоречие. Contradictio in adject о - противоречение в определении, напр. деревянное железо.

CONTRAT SOCIAL

Contrat social (франц.)

общественный договор; см. Государство.

CORPUS MYSTICUM

CORPUS MYSTICUM (лат. - таинственное тело) - символическое обозначение христ. церкви как тела Христова (особ. 1 Кор. 12, 12 и далее). В философии Гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и творца, и творение, и мировой дух и бытие мира, - целое, в котором все в одно и то же время является и божественным и человеческим, в котором пребывают и Христос и община.

CREATIO CONTINUA

CREATIO CONTINUA (лат.) - непрерывное творение .

CREDO, QUIA ABSURDUM

Credo, quia absurdum (лат.)

верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. Парадокс), т.е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, - изречение, которое неверно приписывается Тертуллиану и Августину и которое выражает спор между верой и знанием. Вопреки всякому разуму, даже вопреки показаниям органов чувств, нужно учиться тому, чтобы уметь держаться веры (Лютер).

CREDO, UT INTELLIGAM

Credo, ut intelligam (лат.)

верю, чтобы познать. См. Ансельм Кентерберийский.

DAIMONION

DAIMONION (греч. - божественная сущность)

так называл Сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

DASEIN

Dasein (нем.)

существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

DE OMNIBUS DUBITANDUM

De omnibus dubitandum (лат.)

подвергать все сомнению. Исходный пункт философии Декарта, который провозгласил сомнение единственно правильным методом познания.

DEFINITIO ESSENTIALIS

Definitio essentialis (лат.)

существенное определение.

DEUS ABSCONDITUS

Deus absconditus (лат.)

незримый Бог; по Иез. 45, 15 обозначение Бога израильтян, затем обозначение вообще незримости Бога.

DEUS EX MACHINA

Deus ex machina (лат. - Бог из машины)

фигура Бога, поднимаемая в конце греч. трагедий с помощью особого механизма над сценой с целью решения неразрешимого самого по себе конфликта. Отсюда произошло более позднее значение этого выражения - всякий, неожиданный пособник, появляющийся в критический момент.

DEUS SIVE NATURA

DEUS SIVE NATURA (лат. - Бог, или природа)

см. Спиноза.

DIAKRISIS

SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гете.

DIVISION

DIVISION (лат.)

см. Деление.

DOCTA IGNORANTIA

Docta ignorantia (лат. - ученое незнание)

незнание, достигнутое научным путем, умудренное неведение - так называет Николай Кузанский учение о непостижимости Бога.

DUREE

Duree (франц.)

длительность. Понятие философии Бергсона.

E

E -

первая гласная лат. слова nego - отрицаю; условный знак в логике, обозначающий общеотрицательное суждение.

ECCE HOMO

ECCE HOMO (лат. - вот человек)

восклицание Пилата, показавшего увенчанного терновым венцом Христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к Христу (Ин. 19, 5). Обычно цитируется в переводе Лютера: "Смотрите, каков человек!" Это выражение часто употребляют, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени (см. Ожидание гибели).

ELAN VITAL

Elan vital (франц.)

жизненный порыв, жизненная энергия; см. Бергсон.

ELENCHUS

ELENCHUS (от греч. ekenchos - встречный довод)

см. Ignoratio elenchi.

ENCHEIRESIS NATURAE

ENCHEIRESIS NATURAE (греко-лат. метод постижения природы)

понимание природы; у Гёте: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.

ENGRAMM

ENGRAMM (греч. - вписанный)

см. Память, Мпете.

ENS

Ens (лат. - сущий)

сущее, бытие, существо, вещь, идея.

ENS A SE

Ens a se (лат.)

сущее, являющееся таковым благодаря самому себе, в отличие от ens ab alio - зависящее от другого, обусловленное, сотворенное.

ENS COGITANS

ENS COGITANS (лат.)

мыслящее существо.

ENS ENTIUM

Ens entium (лат.)

сущность сущностей (Бог).

ENS RATIONIS

Ens rationis (лат.)

-  мыслимая вещь.

ENS REALE

Ens reale (лаг.)

реальная вещь, истинно сущее.

ENS REALISSIMUM

Ens realissimum (лат.)

наиреальнейшая сущность, внутреннее Содержание всей реальности (Бог).

ENTTTÄT

ENTTTÄT (нем., от лат. ens - сущий)

способность чего-либо быть (с побочным смыслом, что нечто честь", в отличие от того, "что" нечто есть; ср. Quidditas.

ESPRIT

ESPRIT (франц.)

дух, духовная живость, подвижность, меткость суждений, остроумие, живость ума.

ESSE EST PERCIPI

Esse est percipi (лат. - существовать - значит быть воспринимаемым)

осн. положение идеалистической философии Джорджа Беркли.

ESSENTIA

Essentia (лат.)

сущность, существенность, смысловая определенность действительного; осн. понятие схоластики, в особенности употребляется как противоположность понятию existentia; см. Существование. При этом отношение сущности и существования понималось так, что существенное бытие обусловливает воспринимаемое существование ("essentia involvit existentiam").

ETHOS

ETHOS (греч.)

обычай, характер нравов, моральное убеждение.

EX NIHILO NIHIL, EX NIHILO NIHIL FIT

EX NIHILO NIHIL, EX NIHILO NIHIL FIT (лат.)

из ничего ничего не происходит; см. Материя.

EXAKT

EXAKT (лат.)

пунктуальный, точный; точные науки (математика, физика, химия, астрономия) получают свои знания путем измерений, которые могут быть проверены каждым человеком. Знания точных наук претендуют поэтому на объективную значимость. Точная наука существует только 300 лет, со времен Галилея.

EXCLUSI TERTII PRINCIPIUM

EXCLUSI TERTII PRINCIPIUM (лат.) - принцип исключенного третьего, одна из аксиом логики (см. АКСИОМА); гласит, что А или равно В, или не равно В и что третьего быть не может (лат. tertium поп datur - третьего не дано).

EXPERIMENTUM CRUSIS

EXPERIMENTUM CRUSIS (лат. испытание крестом)

решающий эксперимент: считают, что можно мучением заставить природу выдать свою тайну.

EXTREM

EXTREM (лат.)

крайний, преувеличенный; также имя существительное: экстремум; экстремистами называют тех, кто выставляет крайние, преувеличенные требования или поступает сообразно этим требованиям.

FALSA IN UNO, FALSA IN OMNIBUS

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.)

ошибка в одном - ошибка во всем.

FATUM

Fatum (лат.)

судьба, рок.

FAUSSE RECONNAISSANCE

FAUSSE RECONNAISSANCE (франц. сложное узнавание)

см. Переживание.

FIDES QUAERENS INTELLECTUM

FIDES QUAERENS INTELLECTUM (лат.) - вера, ищущая разумения (Ансельм Кентенберийский).

FLATUS VOCIS

Flatus vocis (лат.)

колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

GEFOGE

GEFOGE (нем.) - см. СТРУКТУРА.

GEFÜGE

GEFÜGE (нем.)

см. Структура.

GEISTESGESCHICHTE

Geistesgeschichte (нем.)

история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей).

GEISTESWISSENSCHAFTEN

Geisteswissenschaften (нем.)

науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

GENUS PROXIMUM

Genus proximum (лат.)

ближайший род; см. Дефиниция.

Следующая страница