Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИЦЗ")
ИНТУИЦИОНИЗМ (лат.)
учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания. |
ИНТУИЦИЯ (от лат. intuitus взгляд, вид)
рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи. Кант различает дискурсивную (логическую) ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретенную с помощью видения. Нем. идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа интуицией, как интеллектуальное созерцание. У Бергсона интуиция - «одновременно и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей. Философия не должна... ни конструировать реальность... ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и... науки... она должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и схемы, которые придают вселенной характер чисто человеческой среды» (H. Bergson. Denken und schцpferisches Werden, 1948). |
ИНФАНТИЛЬНЫЙ - (лат.) детский; инфантилизм - задержка физического и умственно-духовного развития (умственной и духовной чувственной жизни) на детской стадии; большей частью обусловлен нарушениями в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза); см. также ПУЕРИЛИЗМ. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявления наивного подхода в быту, в политике и т. д. |
ИНФОРМАТИКА - производство, переработка, хранение и распространение всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах. Быстро развивающаяся научная область, объединяющая разделы математики, физики, техники, кибернетики. Стремительное возрастание роли информационной сферы, способов ее автоматизации привело к созданию компьютеров и в целом компьютеризации науки и общества, что привело к появлению философско-социологических и футурологических концепций будущего «информационного общества». В 1948 амер. математик Норберт Винер, отец современной кибернетики, в работе «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. В информатике возникает множество до конца не решенных философских вопросов, в частности, напр., о предметной области понятия «информация»: является ли она свойством всех материальных объектов, или только живых и самоуправляющихся, или только сознательных существ и т. д. |
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio ознакомление, разъяснение)
понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до сер. 20 в. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения кол-ва информации с использованием вероятностных методов. Позднее появились др. варианты математической теории информации - топологический, комбинаторный и пр., - получившие общее название синтаксических теорий. Содержательный (смысл) и аксиологический (ценность) аспекты информации исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Развитие понятия информации в современной науке привело к появлению ее различных мировоззренческих, в особенности философских, интерпретаций (трансцендентальная, т.е. сверхъестественная, природа информации в неотомизме; информация как субъективный феномен в неопозитивизме и экзистенциализме и т. д.). |
ЯН И ИНЬ - два начала в кит. философии: первое - светлое, активное, мужское, духовное; второе - темное, пассивное, женское, вещественное (см. АНИМИЗМ). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. Дун Чжуншань (3 в. до Р. X.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений. |
ИОАНН ВОРОТНЕЦИ (род. 1315 ум. ок. 1388)
армян, философ. Выступал против западной схоластики и ее представителей, боролся против католич. церкви и доминиканских проповедников в Армении. Его соч. посвящены толкованию первых двух частей « Органона» Аристотеля, его «Категорий» и "Об истолковании», анализу «Введения» Порфирия. Он разбирал гл. о. вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций номинализма: единичное в своем существовании не зависит от рода и вида, последние существуют лишь на основе единичного; единичное находится «здесь» и существует «теперь», всеобщее находится «здесь» и «всюду», существует «теперь» и «всегда». В его взглядах имелись и материалистические тенденции: «Ощущение возникло г телом и находится в теле, напр. зрение. Предмет же ощущения существует прежде, чем тело»; мысль «как чистое зеркало запечатлевает в себе подобие предмета и этим чистоту свою заполняет»; «истинность твоего утверждения или отрицания показывает бытие или небытие вещей». Считал, что «тело не бывает без пространства и пространство не бывает без тела». Труды Иоанна Воротнеци хранятся в Ереване в «Метенадаране». |
ИОАНН ДАМАСКИН (lohannes Damascenus)
(род. ок. 700, Дамаск - ум. 750, Иерусалим) - один из греч. отцов церкви; классический систематизатор восточной церкви; занимая историческое место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том, что наука должна стать служанкой богословия. Осн. произв. - «Источник познания». |
ИОАНН ДУНС СКОТ - см. Дуне Скот. |
ИОАНН ЖАНДУНСКИЙ (Johannes de Janduno)
(ум. 1328) - средневековый философ; в написанном вместе с Марсилием Падуанским труде «Defensor pads» защищал тезис о суверенитете народа как источнике всей власти (политической) и протестовал против предоставления папе власти мирового владыки, за что в 1327 был отлучен от церкви. Иоанн был противником ортодоксального томизма, принадлежал к аверроистам и, подобно Сигеру Брабантскому, проповедовал вечность мира; для догматов веры дал толкование всем высказываниям о глубочайшей сущности души. |
ИОАНН ЖЕРСОН - см. Жерсон. |
ИОАНН ЗЛАТОУСТ (род. ок. 347, Антиохия - ум. 407, по дороге в Питий, восточный берег Черного моря)
один из известнейших отцов церкви; ученик знаменитого языческого ритора Либания. В своих проповедях и поучениях Иоанн Златоуст объясняет Библию и талантливо соотносит ее с жизнью. Соч.: «lohannes Chrysostomus», 1858 - 1860; на рус. яз. - «Творения», в 12 тт., СПБ, 1898-1906. |
ИОАНН КАПРЕОЛЮС (род. ок. 1380, провинция Лангедок - ум. 6 мая 1444, Париж)
франц. схоласт, с 1408 - учитель; как представитель последовательного томизма прозван «князем томистов» («Thomistarum princeps theologiae divi Thomae Aquinatis», 4 v., 1483). |
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena)
(род. ок. 810, Ирландия - ум. после 877, Франция или Англия) - средневековый философ. Создал систематизированное учение о мире, привлекая (частично переведенные им) соч. псевдо-Дионисия, стремился сблизить христ. и неоплатоническое учения под знаком почитания Библии, которая не обладала для Эриугены исключительностью авторитета. Бог живет в вечно осуществляющемся творении, особенно в искании и познании Бога людьми, непосредственно преисполненными Бога; эти взгляды, изложенные в главном труде Эриугены «De divisione naturae», оказали влияние на развитие мистики; они были отвергнуты папой Гонорием III в 1225. |
ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Salesberiensis)
(род. ок. 1115, Сарем - ум. 1180) - представитель ранней схоластики; с 1176 - епископ в Шартре; за свою дидактическую поэму «De dogmata philosophorum» может быть назван первым средневековым историком философии; создал также первое систематизированное учение о государстве эпохи средневековья («Policraticus») и первую средневековую теорию науки, в которой выдающееся место отводится наблюдению и эксперименту («Metalogieus»). |
ИОАХИМ КАЛАБРИЙСКИЙ - см. Иоахим Флорский. |
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ф и о p е)
(Joachim Floris) (род. ок. 1132, Целико, Калабрия - ум. 20 марта 1202, Фиоре, Калабрия) - итал. теолог, мистик и историкметафизик; положил начало мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу; и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу 13 в. За «тритеизм», т.е. веру в трех отдельных лиц в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью. |
ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ - древнейшие из греч. философов, которые ведут свое происхождение из Ионии, средиземноморского побережья Малой Азии. Все они были натурфилософами, «физиологами» и искали единое, из которого в естественном развитии возникает все существующее. К ним принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Диоген Аполлонийский, Гераклит. См. Греческая философия. |
ИПОСТАСЬ (греч. hypostasis - основание)
субстанция; также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. Термин впервые введен Посидонием в 1 в. до Р. X. В христианстве, начиная с патристики понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства: Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греч. патристике) отождествляются с корнем, стволом и цветами. |
ИППОЛИТ (Hyppolitte)
Жан (род. 8 янв 1907, Жонзак) - франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц. философ, кругов с идеями Гегеля благодаря переводам его трудов и собственным критическим работам, не лишенным, правда, отдельных марксистских толкований. Осн. труды: «Genese et structure de la Phenomenologie de Г Esprit de Hegel», 1947; «Introduction a la Philosophie de l'histoire de Hegel», 1948; «Logique et existence», 1952. |
ИРИНЕЙ (лат. Irenaeus) (ум. ок. 200) рим. отец церкви, из Малой Азии; был епископом в Лионе и Вьенне; в своем соч «Adversus haereses», ставшем основополагающим католич. догматом, выступал против гностиков. |
ИРОНИЯ (от греч. eironeia - притворство, отговорка)
ч первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они наконец могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости. Романтическая ирония заключается в расположении духа, «когда он на все смотрит сквозь пальцы, бесконечно поднимается над всем ограниченным, так же как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью» (Фр. Шлегель); ирония могла быть выражением действительного превосходства или попыткой компенсации внутренней слабости и неуверенности. Экзистенциальная ирония, по Кьёркегору, - это абсолютное неучитывание эстетических явлений при переходе к этическим нормам, которые образуют предпосылку религиозного самонахождения, неучитывание, корни которого лежат в высокоразвитом христ. мире чувств (Кier kegaard, ьdber den Begriff der Ironie, 1841). |
ИРРАДИАЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. irradiatio - облучение)
учение, относящееся к средневековой метафизике света. |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - учение, внутренне близкое агностицизму, - определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. Шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе. Из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле. |
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ - недоступность рассудку. Иррациональное (лат. irrationalis - неразумное) - то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное»; ср. Трансинтеллигибельный, Рациональный. |
ИСКЛЮЧЕННОЕ ТРЕТЬЕ - |
ИСКУПЛЕНИЕ - понятие в т. н. религиях искупления, к которым принадлежит также и христианство, предполагающее освобождение человека от различных зол, будь это искупление совершено своими силами, как в буддизме (самоспасение), или, как в христианстве, благодаря избавителю (спасение других). В христианстве речь идет гл. о. об искуплении от последствий первородного греха. |
ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ - применение' методов социологии для объяснения возникновения искусства и методов его воздействия. |
ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ - отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две осн. области: 1) объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия; 2) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению. |
ИСКУССТВО - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произв. - произв. искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы (понятийная пара: искусственный - естественный), с другой - от произв. науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (нем. идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Различают разные виды искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое искусство, танец). По Гёте, высочайшие произв. искусства являются продуктом деятельности человека-творца как величайшего создания природы; тем самым истинное искусство требует целиком всего человека. Ср. Искусства философия, Искусства социология. Литература - см. Эстетика. |
ИСЛАМ (араб., букв. - предание себя Богу)
мусульманство - одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. о. в странах Азии и Африки. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге - Коране. Главным постулатом ислама является учение о едином Боге - Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. Верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульм. святыням. В исламе существуют два осн. направления - суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульм. догматов (ок. 10% верующих). В исламе сложились определенные традиции, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христ. религий. |
ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - за время своего 2000-летнего существования претерпела разнообразные изменения. Стоик Сенека является первым представителем исп. философии. К концу периода античности ее представляет отец церкви Исидор из Севильи (560-636). Затем наступает 500-летнее господство мусульманской философии и еврейской философии. Только во времена средней и поздней схоластики исп. философия возрождается вновь. В числе других ее представляют Доминик Гундисальвус (12 в.) и Раймунд Луллий; наиболее значительным периодом в истории исп. философии был 16 в., когда католич. философия организовала контрреформацию в Испании и вне ее, особенно с помощью ордена иезуитов, и прежде всего Лойолы и Суареса. Благодаря Шопенгауэру стал известен иезуит Грасиан. Только в 19 в. происходит заметное обновление в развитии философии, особенно благодаря «краузианству» исп. сторонника философии Краузе Сансу дель Рио (1814 - 1869), против которого выступили, однако, такие ортодоксальные католич. мыслители, как Бальмес (1810 - 1848) и Донозо Кортес (1809-1853). И только в новейшее время включается Испания со своими собственными идеями в философию остальной Европы, особенно благодаря Мигелю де Унамуно и Хосе Ортега-и-Гасету. На традиции исп. философии, идущие еще от Сенеки, обращал внимание Менендес-и-Пелайо (1856 -1912). |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВ И ТОНОВ - область психологии, исследующая синестезию цветов и тонов, слышание цветов. |
ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным»; см. Истинный. Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. - «нескрытность») является откровенностью бытия. О значении истинности высказывания см. Логистика. |
ИСТИННЫЙ - соответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истины. «Множество цветов покрывало это дерево прошедшей весной» - здесь слово «множество» является вполне указуемым числом, даже если его никто не знает; поэтому предложение, которое т. о. выражает число, является для меня объективной истиной, даже если этого числа никто не знает» (Бернард Больцано). Против старого, идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей, выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без одновременного познания самого соответствия, но это знание было бы суждением, и так до бесконечности. Истинным является суждение, с очевидностью выражающее какое-либо положение дел. Или, говоря иначе, суждение является истинным тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно. Если мы считаем суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное и именно т. о., что сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и представляем себе первое суждение согласующимся со вторым. Предполагается сравнительное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение сравнивается с суждением. Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, «действительность» как целое; из этого следует, что каждая единичная «истина» может претендовать только на относительную ценность, т.е. что она несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она не является всей истиной. Но вероятно, что возможность познания истины в ходе развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время увеличивается, углубляется, мышление все более и более отвечает бытию (однако всегда только как субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно соответствует бытию; см. Конвергентность. |
ИСТОРИЗМ (от лат. historia - история)
историческое сознание, т.е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. В новое время было признано значение историзма для исследования истины, а в настоящее время он вновь стал предметом философского обсуждения благодаря Кьёркегору, Ницше, Зиммелю, Эйкену, а прежде всего - Дильтею и философам-экзистенциалистам (см. Историчность), Историзмом в дурном смысле является отступление перед настоящим в прошлое, благодаря чему утрачивается истинная ценность данных фактов и их значение становится относительным. На эту форму историзма особенно нападали Эрнст Трёльч и Генрих Риккерт. «Там, где действительность должна постигаться в ее индивидуальности и особенности, там просто логически бессмысленно подводить ее под всеобщие понятия или выставлять исторические законы, которые, как мы знаем, в качестве законов необходимо являются всеобщими понятиями... Дело не в том, что более или менее трудно найти законы истории, а просто понятие «исторического закона» содержит contradictio in adjekto, т.е. историческая наука и законооткрывающая наука взаимно исключают друг друга» (рус. пер.: Риккерт, Границы естественно-научного образования понятий, 1903). Историческая школа - это направление, основанное на историческом понимании процессов, на их самом детальном исследовании. |
ИСТОРИКА (от лат. historia - история)
наука об историографии, ее методе и задачах. |
ИСТОРИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ (от греч. kyklos - круг)
выдвинутая Освальдом Шпенглером теория, согласно которой ход истории является не прямолинейным (как это считает теория пяти стадий Фихте, теория трех стадий Конта или учение Лампрехта о культурных эпохах), а циклическим: вслед за периодом подъема закономерно наступает период упадка; ср. Философия истории. |
ИСТОРИЧНОСТЬ - в экзистенциализме Ясперса единство простой наличности человека и содержащихся в его существовании возможностей развития в подлинную экзистенцию, т.е. в такое существо, которое относится к самому себе и к своей трансценденции. Историчность экзистенции, которая называется моментом, есть единство времени и вечности (см. История). Историчность осуществляется в верности субъекта своей основе. Историчность какой-либо вещи подчеркивают в том случае, если хотят напомнить, что она имеет историю, которую нужно знать, чтобы понять сущность вещи. |
ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ - осн. понятие философии Хайдеггера, согласно которой в череде исторически обусловленной трансформации смысла бытия меняется не только он сам, но и само бытие. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИСТОРИЯ ИДЕЙ - историческое исследование идеальных сил, оказывающих влияние на исторические события и обстоятельства, - сил, имеющих свою собственную историю. |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ - наука о развитии вообще; в узком смысле слова - наука о развитии жизни в ходе истории развития земли (роды и виды - филогенез, история рода) и о развитии отдельных существ, индивидов (онтогенез, развитие зародыша). |
ИСЧИСЛЕНИЕ - см. Логистика. |
ИСЧИСЛЕНИЕ БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ ВЕЛИЧИН (франц. calcul infinitesimal)
вычисления, производимые с бесконечно малыми величинами, при которых производный результат рассматривается как бесконечная сумма бесконечно малых. Исчисление бесконечно малых величин является общим понятием для дифференциальных и интегральных исчислений, составляющих основу современной высшей математики. |
ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. - 1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем - это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса - возрождения греч. философии, совершавшегося в итал. духе. 2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино, руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Джованни Пико делла Мирандола, в то время как Пьетро Помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. Александрийская философия). Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519 - 1603) и Джакомо Забареллой (1532-1589). Ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа: Джеронимо Kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио. Франциск Патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452 - 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли развивал философию национальной истории. Джордано Бруно вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека «героическими страстями». И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИУДАИЗМ - религия, распространенная в основном среди евреев. Возникшая из политеизма древнеевр. племен, она с 7 в. до Р. X. становится монотеистической религией с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете (признаваемом и христианством) и Талмуде (системе комментариев к ветхозаветным книгам), а иудейской церковью является синагога. Иудаизм - государственная религия Израиля. |
"ИЦЗИН" («Книга перемен») - известнейшее произв. древнейшего периода кит. философии (см. Китайская философия), использовавшееся в гадательной практике. Оно состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими Ян и Инь, и их различных истолкований. |