Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТИП")

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto legein говорить то же самое)

излишнее, ненужное, но иногда и необходимое повторение какого-нибудь выражения. Примером ненужных тавтологий могут служить выражения: «маленький паренек», «достаточное основание». Ненужными тавтологиями являются и определения «то же через то же» (см. Диаллель). Необходимой тавтологией является любое объяснение слова (номинальное определение), напр.: «Вращение есть движение вокруг оси». Современная логика считает тавтологиями как логические аксиомы, так и аналитические суждения.

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение -

учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются, напр., евр. каббала, древнегреч. мистерии, гностические учения. В настоящее время тайными являются учения масонов, теософов и антропософов.

ТАКТИЛЬНЫЙ

ТАКТИЛЬНЫЙ (от лат. tangere - касаться)

относящийся к органам осязания.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ (от греч. tälanton, букв. - весы, вес, взвешенное)

выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Часто противопоставляющийся гению с его свободной творческой силой, талант как дарование менее глубокое, но зато часто более полезное оказывает в тот или иной момент иногда более сильное влияние на своих современников, чем гений.

ТАЛМУД

ТАЛМУД (древнеевр., букв. - изучение)

собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до Р. X.-5 в. после Р. X. (см. Еврейская философия). Талмудист- истолкователь или последователь Талмуда.

ТАНАТОЛОГИЯ

ТАНАТОЛОГИЯ (от греч. thänatos смерть)

учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках. Важным вопросом танатологии является определение понятия смерти и в особенности изучение реакции умирающего человека, поскольку предполагается, что благодаря этому удастся разрешить проблему, как реагировать на приближение смерти. Учение получило развитие после публикаций нескольких посвященных ему книг (напр., «Значение смерти» под ред. Г. Фейфеля, «Психология смерти» Р. Кастенбаума и Р. Айзенберг). В целом психологи согласны с тем, что существуют две всеобъемлющие концепции смерти, помогающие понять одновременный процесс жизни и умирания. Концепция «твоя смерть - это не моя смерть» подчеркивает иррациональную веру в то, что хотя «твоя смерть» - непреложная реальность, в «моем случае» может иметь место исключение. Концепция «частичные смерти против полного исчезновения» основана на мнении, согласно которому, испытывая скорбь по умершим друзьям и близким, человек максимально приближается к пониманию «частичной смерти»; этот опыт формирует отношение человека к тяжким личным утратам и как к кульминации - самой окончательной потере, потере своей жизни.

ТАНТРИЗМ

ТАНТРИЗМ -

возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. - ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосмоса. С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти.

ТАРД

ТАРД (Tarde)

Габриель (род. 12 марта 1843, Сарла - ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: «Les lois de limitation», 1890 (рус. пер. «Законы подражания», 1892); «La logique sociale», 1894 (рус. пер. «Социальная логика», 1901); «Les lois sociales», 1898.

ТАРСКИЙ

ТАРСКИЙ (Tarski)

Альфред (род. 14 янв. 1902, Варшава) - польск.-амер. логик и математик. С 1939 живет в США. Основоположник формальной семантики, изучающей значения понятий и суждений в логике, дал определение классического понятия истины для большой группы формализованных языков. Разрабатывал теории моделей, определимости понятий, проблемы построения дедуктивных теорий, металогику, семиотику, внес большой вклад в развитие математической логики и оснований математики. Осн. труды: «Logic, semantic, metamathematics», 1956; на рус. яз. - «Введение в логику и методологию дедуктивных наук», М., 1948; «Истина и доказательство». - «Вопросы философии», 1972, Me 8.

ТАУЛЕР

ТАУЛЕР (Tauler)

Иоганн (род. ок. 1300, Страсбург - ум. 16 июня 1361, там же) - нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию - от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его «Проповеди» («Predigten») изданы в 1923.

ТАУРЕЛЛ

ТАУРЕЛЛ (Taurell)

(лат. имя Окслейна - «бычок») Николай (род. 1547, Манбельяр - ум. 1606, Альтдорф) - нем. гуманист. Выступал против всякой опеки над философией со стороны церкви и религии. Как аристотелик создал протестант, философию, в которой отвергались панпсихизм и пантеизм итал. позднего гуманизма и оспаривалось введенное Лютером понятие «наследный грех». Осн. произв.: «Philosophiae Triumphus», 1573; «Synopsis Aristotelis metaphysices ad normam Christianae religionis explicatae», 1596; «De rerum aeternitate», 1604.

ТВАРДОВСКИЙ

ТВАРДОВСКИЙ Казимеж - см. ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ТВОРЕНИЕ

ТВОРЕНИЕ -

возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. учению о creatio continua (лат. - продолжающееся творение), акт

ТЕЗА, ТЕЗИС

ТЕЗА, тезис (от греч. thesis - основополагающее положение)

утверждение, положение; в логике - утверждение, требующее доказательства. Антитеза, антитезис - противоположение, утверждение противного (см. Диалектика).

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ (от греч. theös - Бог)

вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога, который рассматривается как творец, хранитель и властитель мира. Противоположности - деизм, генотеизм (см. Бог), пантеизм, панентеизм, атеизм.

ТЕЙЛОР

ТЕЙЛОР (Taylor)

Альфред Эдуард (род. 22 дек. 1869, Аундл - ум. 31 дек. 1945, Эдинбург) - англ, философ; профессор с 1924. Сначала защищал метафизику гегельянского толка, позднее склонялся к неосхоластике. Главные произв.: «Elements of metaphysics», 1903; «The faith of a moralist», 2 vol., 1930; «Philosophical studies», 1934; «The Christian hope of immortality», 1938; «Does God exist?», 1945.

ТЕЙЛОРИЗМ

ТЕЙЛОРИЗМ -

разработанная амер. инженером Ф. У. Тейлором (1856-1915) система научно обоснованного управления производством. Задача ее - найти путем исследования организации условий труда и трудовых процессов связь между минимумом рабочего времени и усилий рабочего и максимальной производительностью труда. Эта система является ошибочной, т. к. рассматривает процесс труда с механистических позиций.

ТЕЙХМЮЛЛЕР

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmüller)

Густав (род. 19 нояб. 1832, Брауншвейг - ум. 23 мая 1888, Дерпт) - нем. философ, профессор. Представитель христ. теизма, развитие которого он продолжал, совмещая с философскими учениями Лейбница и Лотце. Выступал против позитивизма и эмпиризма. Осн. произв.: «eber die Unsterblichkeit der Seele», 1874 (рус. пер. «Бессмертие души», 1895); «Religionsphilosophie», 1886; «Neue Grundlegung der Psychologie und Logik», 1889.

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (род. 1508, Козенц, близ Неаполя - ум. 2 окт. 1588, там же) - итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью - самосовершенствование. Написал «De natura rerum juxta propria principia» («О природе вещей согласно ее собственным законам»), 1565.

ТЕЛЕКИНЕЗ

ТЕЛЕКИНЕЗ -

см. Психокинез.

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. tabs - конец, цель, завершение и logos - учение)

учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане, так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической - если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом; трансцендентной - если она исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира; имманентно и - если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. Энтелехия). По Канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принципом, т.е. имеет значение только для способа познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. Согласно христ. телеологической точке зрения, Бог - единственная и высшая конечная цель явлений. Примерно так же рассматривает телеологию и нем. идеализм.

ТЕЛЕПАТИЯ

ТЕЛЕПАТИЯ (от греч. tele - вдаль, далеко и pathos - чувство)

передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств, т.е. без помощи языка, непроизвольного шепота или каких-либо чувственно воспринимаемых явлений, выражающих внутреннюю жизнь человека. Наука все больше и больше допускает возможность такого процесса.

ТЕЛО

ТЕЛО -

1) название материальной протяженной вещи как чего-то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии.

ТЕЛО АСТРАЛЬНОЕ

ТЕЛО АСТРАЛЬНОЕ (от лат. astrum - звезда)

тело, которое в обычных условиях остается невидимым и недоступным и в качестве движущей духовной силы господствует в земном теле (по Парацельсу). В теософии и антропософии то же самое, что Aura.

ТЕЛО ЖИВОЕ

ТЕЛО ЖИВОЕ -

одушевленное тело человека и животного. Человеческое тело в широком толковании этого слова есть основа душевной жизни: тело и душа (см. Animus) образуют витальное единство в

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность)

совокупность индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. Со времен Гиппократа и Галена в зависимости от силы и скорости протекания волевого процесса и процесса чувствования, определяющихся соответствующим. темпераментом, выделяют 4 типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический. Каждый тип темперамента рассматривается при этом как душевное выражение одного из 4 осн. «соков» тела: крови (haima, лат. sanguis), слизи (pflegma), черной желчи (melancholia) и желтой или белой крови (chole). В зависимости от большей или меньшей мотивирующей силы чувства сангвиник является человеком настроения, подвижным, быстро возбудимым, сравнительно легко переживающим неудачи и неприятности, непостоянным; меланхолик - впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах; холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; флегматиком называют медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Классическое выведение темперамента из отдельных «соков» или смеси их в различных пропорциях с научной точки зрения является несостоятельным; при рассмотрении темпераментов речь идет о структуре свойств всей личности.

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕНЦИЯ (от лат. tendere - направляться, стремиться к чему-нибудь)

направление, в котором совершается развитие какого-либо явления, намерение (см. также Интенция), стремление, цель; тенденциозный - содержащий тенденцию с предвзятой, навязываемой идеей.

ТЕННИС

ТЕННИС (Tönnies)

Фердинанд (род. 26 июля 1855, ферма Рип, приход Ольденсворт, Шлезвиг - ум. 9 апр. 1936, Киль) - нем. социолог; профессор в Киле с 1891 по 1923. В произв. «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887) проводит четкий раздел между такими осн. социологическими понятиями, как общность и общество. Первая является продолжительной и подлинной формой совместной жизни в семье и народе. В процессе развития она частично вытесняется обществом, которое представляет собой механическую целесообразную конструкцию и находит свое выражение в больших городах и в государстве: здесь господствуют эгоизм, разграничения, контрасты, страсть к наживе, эксплуатация и т. п.; общество вырождается по мере исчезновения различных форм жизни в общностях. Др. произв.: «Thomas Hobbes», 1925; «Kritik der цffentlichen Meinung», 1922; «Soziologische Studien und Kritiken», 1925-1929; «Geist der Neuzeit», 1935.

ТЕОГОНИЯ

ТЕОГОНИЯ (от греч. the6s - Бог и goneia - рождение) - рождение богов; миф о происхождении богов (напр., «Теогония» Гесиода); у Л. Фейербаха («Theogonie», 1857) - психологическое исследование возникновения идеи Бога.

ТЕОДИЦЕЯ

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos - Бог и dike - справедливость)

оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле, оправдание, которое пытались осуществить теологи или теологизирующие философы (стоики - в древности, Лейбниц - в Новое время). При этом они или не признают зла, или рассматривают его как испытание, ниспосланное Богом в мир. Первым критически подошел к теодицее Эпикур: или Бог желает избавить мир от несчастий, но не может, или может, но не желает, или не может и не желает, или и может и желает. Первые три случая не отвечают представлению о Боге, а последний не согласуется с фактом наличия зла. Классическая литература по этому вопросу: Leibniz. Essais de theodicee, 1710 (рус. пер. «Теодицея», 1887-1892).

ТЕОДОРИК КАРНОТЕСКИЙ

ТЕОДОРИК КАРНОТЕСКИЙ - см. ТЬЕРРИ КАРНОТЕСКИЙ.

ТЕОКРАТИЯ

ТЕОКРАТИЯ (от греч. the6s - Бог и krätos - власть, боговластие)

форма управления государством, при котором светская власть находится в руках двуховенства, церкви, напр. в древнем Египте, Иудее, во времена католич. средневековья. Теократический - основанный на теократии, относящийся к теократии.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos - Бог и logos - учение)

богословие, учение о Боге. В узком смысле, в отличие от религиозной философии, - система догм христ. вероучения. Различают: историческую (история церкви, догм, теологии, «библиоведение»); систематическую (догматика, апологетика, нравственная теология) и практическую (гомилетика, катехетика, литургика) теологию. По существу, теология находится в оппозиции метафизике, поскольку она также высказывается и о последних вещах, и о сущности мира и человека. Но в средние века, когда метафизика находилась под влиянием теологии и даже рассматривалась как ее «служанка», отношение переменилось: метафизика стала размышлять о последних вещах по сравнению с теологией более тонким и стоящим ближе к истине способом, ибо она свободна от персонализма, с необходимостью извращающего истину, ибо она более абстрактна и свободна от образов и аллегорий, искажающих истину, ибо она более чиста и стремится только к истине, а не к препятствующему поискам истины господству над душой (пусть даже во имя спасения души).

ТЕОРЕМА

ТЕОРЕМА (от греч. theoreo - рассматриваю)

научное положение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (от греч. theorein смотреть)

относящийся к познанию, совершаемому с помощью понятийного мышления. Противоположность - практический (см. Практика).

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ (от греч. theoria - рассмотрение, исследование)

система осн. идей в той или иной отрасли знаний. Для Геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются основой науки. У ионийских натурфилософов слово «теория» приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей; у Аристотеля bios theoretikos - определяемая «мысленным рассмотрением вещей» жизнь. В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних (Фриз). Ко Всякому теоретическому познанию, в силу того что теории неизбежно присущ гипотетический элемент, примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий (см. Порядок) считается, что, чем проще теория, тем ближе она к истине. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом (см. Гипотеза).

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ -

см. Учение о познании.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos - Бог и Sophia - мудрость)

божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в кон. 19 в., когда стали создаваться теософские секты (см. Блаватская), распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства. cм. также Индийская философия, Антропософия.

ТЕОФРАСТ

ТЕОФРАСТ (род. ок. 370, Эрес на Лесбосе - ум. 288/285 до Р. X., Афины)

древнегреч. философ. Разносторонний ученый; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания). Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.). Наибольшей известностью пользуется его соч. «Этические характеры» (рус. пер. «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888).

ТЕПЛО

ТЕПЛО -

см. Молекула.

ТЕРМИН

ТЕРМИН (от лат. terminus - граница, предел)

понятие; слово, выражающее понятие; в логике - составной элемент суждения (субъект и предикат) или силлогизма. См. также Терминология.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ (от лат. terminus граница, предел и греч. logos - учение)

специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков (termini technici), употребляемых в науке или в искусстве. Хуже всего обстоит дело с терминологией в философии, ибо традиционные понятия благодаря новым аспектам исторически более поздней интерпретации становятся столь многозначными, что каждый исследователь, чтобы быть правильно понятым, должен сначала давать пояснение к своей терминологии, т.е. разъяснять смысл применяемых им терминов. В результате этого терминология как целое становится все менее ясной и может быть понята только при условии учета соответствующих аспектов.

ТЕРТУЛЛИАН

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus)

Квинт Септимий' Флоренс (род. ок. 160, Карфаген - ум. ок. 222, там же) - христ. богослов, писатель, юрист. Мышление его отмечено тягой к парадоксам, он непоследователен и неровен в своих мыслях и языке. Презирал всякое «язычество», резко выступал против всей древнегреч. философии. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и древнегреч. философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом. В своем соч. «О душе» выступал против платоников и гностиков, против их понимания телесности и существования начала во времени. Все действительное - телесно, Бог - тоже; по тактическим соображениям защищал свободу религий: выбор религии - право индивида; но если он не религиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. Выражение credo quia absurdum было введено Тертуллианом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

ТЕСТ

ТЕСТ -

см. Психологическое тестирование.

ТЕСТ АССОЦИАТИВНЫЙ

ТЕСТ АССОЦИАТИВНЫЙ -

см. Ассоциативный тест.

ТЕТЕНС

ТЕТЕНС (Tetens)

Иоганн Николас (род. 16 сент. 1736, Тетенбюлль, Голыитиния - ум. 15 авг. 1807, Копенгаген) нем. психолог; с 1776 по 1789 - профессор философии в Киле, затем высокопоставленный чиновник в Копенгагене. Предшественник нем. позитивизма, признающего также и иррациональное; в своей осн. работе «Philosophische Versuche ьber die menschliche Natur und ihre Entwicklung» (1776 - 1777) проводит мысль о том, что исходным пунктом психологии является самонаблюдение, а начинаться психология должна с эмпирического расчленения душевной жизни; метафизические же общие соображения допустимы разве только в заключение.

ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОКРАТИЯ

ТЕХНОКРАТИЯ (греч.)

в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности. Нередко при этом человеку отводится роль «раба машины». Технократическое общественное движение в США в 30-х годах 20 в. ставило своей целью достижение всеобщего благосостояния с помощью индустриального переворота в результате научного планирования производства в национальных масштабах.

"ТЕЭТЕТ"

"ТЕЭТЕТ" -

название соч. Платона, в котором рассматривается вопрос о сущности познания.

ТИЛЛИХ

ТИЛЛИХ (Tillich)

Пауль (род. 20 авг. 1886, Старцеддель, близ Губена - ум. 22 окт. 1965, Чикаго) - нем.-амер. теолог и философ; сначала - профессор в Марбурге, Франкфурте, Нью-Йорке, с 1954 - в Гарвардском ун-те в Бостоне, с 1948 читал лекции также в Гамбургском ун-те. Религиозный социалист; испытав влияние Трёльча и Швейцера, пытался дать обоснование протестант, теологии в духе нем. идеализма, исходя при этом из идей Фихте и Шеллинга. В отличие от Барта Тиллих подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии. Бог для Тиллиха пребывает в этом мире как его собственная основа и глубина. Бога нельзя «искать» как какую-либо вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому вполне обоснован протест атеизма против Бога как обитающей над миром совершенной личности. Христос, по Тиллиху, есть образ «нового бытия». Осн. произв.: «Mystik und SchuldbewuЯtsein in Schellings philosophischer Entwicklung», 1912; «Ideen zu einer Theologie der Kultur», 1921; «Der Protestantismus als Kritik und Gestaltung», 1929; «Die sozialistische Entscheidung», 1933; «Zwei Wege der Religionsphilosophie», 1946;. «The Protestant era», 1948; «The shaking of the foundations», 1948; «Systematic theology», 1951; «The courage to be», 1952; «Liebe, Macht, Gerechtigkeit», 1955.

ТИМЕЙ

ТИМЕЙ - «ТИМЕЙ» - название произв. Платона, в котором излагаются его космология и натурфилософия.

ТИНДАЛЬ

ТИНДАЛЬ (Tyndall)

Мэтью (род. ок. 1653, Бир-Феррис, Девоншир - ум. 16 авг., 1733, Оксфорд) - англ, религиозный философ. В своем соч. «Christianty as old as the creation» (1730), представляющем собой своего рода «библию деизма", выдвинул положение о том, что все существующие религии, за исключением христианства, являются искажением естественной религии.

ТИП

ТИП (от греч. typos - отпечаток, форма, образец)

форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Мышление, направленное на образование типов (типизирующее образование понятий), является очень древним, ибо оно соответствует стремлению сознания к сжатому, краткому изложению мыслей, к прегнантности (см. Прегнантности правило) и связывает наглядность с общезначимостью. Большое значение мышления при помощи типов, типологического мышления, было известно уже Платону и Аристотелю. Оно является необходимым средством образования понятий. С точки зрения психологии «типичное» одинаково по смыслу с «прегнантным», при помощи которого суть дела, по-видимому, выражается наиболее ясно (напр., прегнантный, т.е. равносторонний, треугольник, одна из сторон которого расположена горизонтально, является одновременно и «типичным» и, по-видимому, наиболее четким образом воплощает в себе сущность треугольника - наличие трех углов). О типах мировоззрения говорил Дильтей: «...эти типы проходят через исторически обусловленную единичность, неповторимость отдельных образований... отдельные ступени и специальные формы какого-нибудь типа отвергаются, но они оставляют свой след в жизни, продолжают действовать и вызывают к жизни все новые образования» («Weltanschauung», 1911). Чистых (идеальных) типов (см. Социология) между реально существующими вещами не имеется. /Среди них есть только смешанные типы. Это снижает гносеологическую ценность типологического способа рассмотрения. Но, с др. стороны, ему наиболее свойственно объяснять отдельные предметы с точки зрения его существенных сторон и, т.о., способствовать их пониманию. Мастером типологического способа мышления был Гёте. Особое значение приобрел типологический способ рассмотрения в современной психологии (см. Йены, Кречмер, Шпрангер, Юнг). См. также Архетип, Прототип.

ТИП ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ТИП ПРЕДСТАВЛЕНИЙ -

типичный для каждого отдельного человека род представлений, возникающих у него благодаря ощущениям определенного класса; имеет большое значение для определения профессиональной пригодности и для педагогики.

ТИПИЧЕСКОЕ

ТИПИЧЕСКОЕ (типичное)

относящееся к прообразу, прототипу, представляющее какой-нибудь класс вещей или действий; нормальное, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира. Противоположность - атипическое, нетипическое, отклоняющееся от типа, не подходящее ни к какому типу.

ТИПОВ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТИПОВ ИССЛЕДОВАНИЕ -

см. Тип.

Предыдущая страница Следующая страница