Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕО")

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. На его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. Тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. Подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. Одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

НАВЫКИ

НАВЫКИ -

действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков - динамический стереотип. Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознаны, их практически нельзя передать др. человеку. Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать.

НАВЯЗЧИВАЯ ИДЕЯ

НАВЯЗЧИВАЯ ИДЕЯ -

идефикс, представление, которое «вопреки воле человека выступает на передний план сознания, представление, от которого нельзя избавиться, которое мешает и расстраивает нормальное течение процесса» (Вестфаль).

НАДСОЗНАНИЕ

НАДСОЗНАНИЕ -

ясное сознание в противовес подсознательному, несознательному; не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

НАИВНОСТЬ

НАИВНОСТЬ (от лат. nativus и франц. naif - врожденный)

естественность (не искусственность), непосредственность, нерефлектированность, детскость. В отрицательном смысле - глуповатость. Наивность - это восстание первоначально естественной искренности человечества против ставшего второй природой искусства притворяться (Кант). Шиллер разделял поэтов на наивных и сентиментальных («Наивная и сентиментальная поэзия», 1795): наивный поэт творит беззаботно, являясь при этом частью природы, сентиментальный творит обдуманно, противопоставляя себя природе. См. также Сентиментальность.

НАИТИВИЗМ

НАИТИВИЗМ -

учение о мистико-религиозном характере познания; истина раскрывается не рационально-логическим путем, а внезапно, без подготовки, путем мгновенного озарения или вдохновения при помощи одного только наития или же при помощи мысли, подсказанной человеку свыше, в виде божественного откровения, внушения. В чистом виде наитивизм часто употребляется в теологических доктринах средневековой схоластики, в наше время это учение разделяет иррационализм (см. Иррациональное).

НАИТИЕ

НАИТИЕ -

мысль, возникающая в сознании якобы вне всякой связи и, согласно теолого-мифологическому мировоззрению, внушаемая Богом или демоном.

НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ

НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ -

(эмпирическое) наличие вещи или лица, в противоположность определенности бытия (свойству) и (метафизическому) бытию. С точки зрения онтологии свойство столь же налично, как и вещь. Нет определенного бытия без наличного бытия и нет наличного бытия без определенного бытия. Всякое определенное бытие чего-либо «есть» также наличное бытие чего-либо, и всякое наличное бытие чего-либо «есть» также определенное бытие чего-либо. Здесь лишь та разница, что «нечто» при этом не является одним и тем же. Напр.: наличное бытие дерева само по себе есть также определенное бытие леса, ибо без него лес был бы иным, следовательно, обладал бы др. свойствами; наличное бытие сука на дереве есть определенное бытие дерева; наличное бытие ветви на суку есть определеннее бытие сука и т. д. Наличное бытие одного всегда есть определенное бытие другого. Этот ряд можно продлить в обе стороны, а также перевернуть. Термин приобрел новое значение - существование-в современной философии существования, в экзистенциализме. Наличное бытие, существование человека, поскольку оно наиболее доступно нашему познанию, посредством аналитики существования используется для того, чтобы раскрыть сущность и смысл (имеющегося в человеческом существовании) бытия (философия существования = фундаментальная онтология). См. также Essentia, Мир, Экзистенция.

НАЛИЧНОСТЬ

НАЛИЧНОСТЬ -

1) понятие экзистенциализма. «Наличность» человеческого существования есть раскрытие существования, которое находит (см. Состояние) свое проявление в настроениях, гл. о. в страхе', существование человека «брошено» в свою наличность (см. Заброшенность); 2) наличность, по Хайдеггеру, дефициентный модус подручности вещей окружающего мира, который обнаруживается благодаря озабоченности. Лишь наличествующими, но не подручными являются вещи, с которыми нам нечего делать, которые нас не касаются, которыми мы не занимаемся. Их сущность и действительность остаются скрытыми от нас. Мы не знаем, как обстоит с ними дело, чтб они такое.

НАРОД

НАРОД -

связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа (см. Дух). Философия - прежде всего в лице своих крупнейших представителей - связана с народом не только через язык, ее содержание и форма также несут на себе отчетливый отпечаток особенностей народа, которому эта философия принадлежит. Она строится на основе типического восприятия жизни и общности (одинаковости) бытия, воспроизводя в мыслительной форме характерные для данного народа осн. темы.

НАРОДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НАРОДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

наука о народном духе, об элементах и законах духовно-душевной жизни народов. Она исследует психические процессы, возникновение и развитие которых связано с общностями людей. Осн. область ее исследований - проявления объективного духа, и прежде всего язык, искусство, мифы и религия, нравы, общество, право, культура вообще. Родоначальником народной психологии были Вико, Штейнталь, Лацарус, Глогау и др. Затем В. Вундт связал ее с дедуктивным методом. В настоящее время задачи народной психологии осуществляются психологией развития, этнологической социологией, социальной психологией, психологией религии и психологией рас.

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРОДНИЧЕСТВО -

система философско-социологических, а также экономико-политических взглядов в России, в которой переплелись представления о специфическо-российском пути развития, минуя путь капитализма, аграрной демократии и крестьянском утопическом социализме. Родоначальниками народничества были А.И.Герцен и Н.Т.Чернышевский, но преобладающим направлением в рус. демократическом движении оно стало в 70 -80-х годах 19 в. Наиболее видными представителями народничества этого периода были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков и др. Их вера в решающее влияние интеллигенции на народ привела к развитию «хождения в народ» для его просвещения и пропаганды в деревне, а также к появлению тактики индивидуального террора, взятой на вооружение организацией «Народная воля», разгромленной к 90-м годам. В трактовке социальных вопросов они ссылались на особенности исторического процесса, на основополагающее значение в истории субъективной деятельности человека, а также на оценку всех общественных явлений с точки зрения абстрактного нравственного идеала (субъективный метод в социологии). В философии народники брали за основу позитивизм, а преимущественное внимание уделяли экономической стороне своей доктрины. Их осн. тезис - противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму, развитие «народного производства» и т. д.

НАРОДНЫЙ ДУХ

НАРОДНЫЙ ДУХ -

сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа (см. Дух) у представителей одного и того же народа. Идея народного духа впервые нашла свое четкое выражение у Гердера, стала составной частью структуры философии истории Гегеля, была использована Савиньи в качестве принципа объяснения в его учении о праве и, принимая все более позитивистский вид, использовалась многими философами вплоть до В. Вундта в его народной психологии.

НАРЦИССИЗМ

НАРЦИССИЗМ -

любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я. Слово это связано с греч. легендой о Нарциссе (лат. Narcissus) - прекрасном юноше, который, глядя на свое изображение в воде, влюбился в самого себя. Нарциссизм является одним из осн. понятий современной психологии.

НАСЛАЖДЕНИЕ

НАСЛАЖДЕНИЕ -

см. Гедонизм.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ -

передача прямым потомкам родительских свойств. Осуществляется благодаря непрерывности зародышевой плазмы: в то время как из одной части ее образуется тело нового индивида, др. часть продолжает свое существование в зародышевых клетках (яйцеклетках и сперматозоидах) этого индивида; в новом поколении этот процесс происходит вновь, в результате чего опять образуется новое тело, и, т. д. В теле «развиваются» «задатки» зародышевой плазмы и через нее передаются от поколения к поколению (см. Ген, Изменчивость). Совокупность этих задатков и представляет собой то, что наследуется. Ламаркизм (см. Ланарк) делает упор на влияние среды на наследственность при длительных одинаково направленных воздействиях (см. Неоламаркизм). Вопрос о том, наследуются ли приобретенные индивидом свойства, все еще является спорным. Учение о наследовании (наследственности) берет свое начало с опытов Грегора Менделя (18221884), осуществленных еще в 60-х годах прошлого столетия, но объясненных только около 1900 (Корренс, Чермак, де Фриз).

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (от лат. praesens - современный)

в психологии отрезок времени, который переживается как непосредственная данность; как правило, это время продолжается только несколько секунд.

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ -

состояние чувств человека, которое весьма изменчиво и в значительной степени зависит от состояния здоровья. Дисгармоничное нарушение этого состояния воспринимается как плохое настроение. Наличие того или иного настроения оказывает огромное влияние на поведение, деятельность и внешний вид человека. По Хайдеггеру, настроение (он говорит состояние) является действительным глубочайшим выражением общечеловеческого способа бытия. Одним из самых значительных настроений является страх, ибо благодаря ему обнаруживается ничто и (опосредованно) бытие человеческого существования. Настроение интимно проникает и определяет все отдельные частные переживания и поступки личности.

НАТИВИЗМ

НАТИВИЗМ (от лат. nativus - врожденный)

учение, утверждающее врожденность идей или способностей к определенным идеям (см. Врожденные идеи). Гельмгольц употреблял выражения «нативизм» и «эмпиризм» в психологии для того, чтобы отличить теорию местных знаков от тех теорий, согласно которым ощущения пространства являются продуктом опыта.

НАТОРП

НАТОРП (Natorp)

Пауль (род. 24 янв. 1854, Дюссельдорф - ум. 17 авг. 1942, Марбург) - нем. философ и педагог, рассматривавший социальный аспект педагогики; профессор с 1885, наиболее выдающийся ученик Г. Когена и наряду с ним главный представитель марбургской школы. Его работа «Die Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme» (рус. пер. «Философия, ее проблема и ее проблемы», 1911) является одним из лучших введений в неокантианство и в учение Когена. Наторп получил известность благодаря своей книге о Платоне («Platos Ideenlehre», 1903). Как педагог, он опирался на Песталоцци. Индивидуалистическому образу человека он противопоставлял социалистический; в сфере человеческого истинно конкретное представляет собой не индивид, а общество. Помимо упомянутых, им написан еще ряд работ, из которых важнейшие: «Sozialpдdagogik», 1899 (рус. пер. «Социальная педагогика», 1911); «Pestalozzi», 1909; «Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften», 1910; «Philosophische Systematik», 1957; на рус. языке: «Культура народа и культура личности», 1912; «Кант и марбургская школа», в сб. «Новые идеи в философии», 1913.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный)

философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ

НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ -

у Христиана Вольфа и в настоящее время также онтология. У Иоганна Ремке - философия, поскольку она устанавливает, что в сфере предметного соответствует в качестве значения особым звуковым образам (языковым знакам).

НАУКИ О ДУХЕ

НАУКИ О ДУХЕ -

также науки о культуре или исторические науки; с сер. 19 в. так называют все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа культурных образований и сфер культуры, таких, как искусство, религия, государство, экономика, право и др. К наукам о духе относятся поэтому история, филология, социология, теология, этика, эстетика, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и науками о духе (см. Вопрос об отношении тела и души). Выражение «науки о духе» ведет свое начало от Шиля, переведшего «Логику» Д. Ст. Милля (1849), и является переводом выражения «moral science». Рассматриваемая со стороны внешнего мира сфера наук о духе начинается там, где духовно-культурная деятельность человека оставляет в природе чувственно воспринимаемые и сохраняющиеся следы. Дильтей в 1883 в своей работе «Einleitung in die Geisteswissenschaften» пытался провести резкую грань между науками о духе и естественными науками; науками о духе он считал те, предметом исследования которых является общественно-историческая действительность. Задачей этих наук, согласно Дильтею, является переживание проявлений этой действительности и их осмысление, постижение, понимание. Принцип причинности также имеет силу и в, науках о духе; но здесь он должен быть дополнен представлением о цели (см. Телеология), суждением ценности и внесением смысла. Для теории науки (см. также Наука) разграничение наук о духе и естественных наук является важной проблемой, в которой проявляется противоположность между рациональным и иррациональным. Согласно Шпрангеру, науки о духе занимаются транссубъективными и коллективными духовно-историческими образованиями, важными для отдельного человека; духовными нормами отдельного человека и его духовно-культурной жизни и деятельности. Виндельбанд, подобно Риккерту и Рудольфу Штаммлеру, различает исторические, описывающие единичные явления (идеографические) науки о духе и законополагающие (номотетические) естественные науки. Другие противопоставляли науки о духе, как социальные или науки о культуре, естественным наукам. Поскольку человек, несмотря на свое духовное достояние, остается элементом природы, то некоторые философы, в т. ч. Геккель и Брейзиг, считали все науки, следовательно и науки о духе, в конечном счете естественными науками. Называющая себя «наукой о духе» антропософия не имеет с «науками о духе» ничего общего.

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ -

то же, что и науки о духе.

НАУКОУЧЕНИЕ

НАУКОУЧЕНИЕ -

у Фихте этот термин употребляется в смысле метафизики знания, у Больцано в смысле онтологической логики. С сер. 19 в. понятие употребляется для обозначения учения о методах, основах, предпосылках и целях конкретных наук. См. также Частные науки.

НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ

НАУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ -

влияние прошлого опыта на восприятие. Готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит от его перцептивных навыков. Перцептивные навыки непосредственно включены в выработку более эффективных реакций на раздражители. Гештальтпсихологи полагают, что научение позволяет человеку замечать стимулы, на которые он до того не обращал внимания, напр. как происходит восприятие обычных пространственных отношений. Человека учат, что тарелка остается круглой, даже если под различными углами зрения она выглядит эллиптической, и эти виды допущений существенны для снижения неопределенности при восприятии. Перцептивные способности не являются неизменными и меняются при обучении. С помощью исследований, проведенных на только что родившихся животных и испытуемых людях, у которых было выработано умение смотреть сквозь призму, разлагающую свет на составные части, ученые также обнаружили, что активное, направленное на исследование взаимодействие с окружающей средой значительно улучшает перцептивное научение. См. также Научение психомоторное.

НАУЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ

НАУЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ -

развитие организационной, сознательной, направляемой умом физической активности, такое, как, напр., ходьба, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, вырабатывающие психомоторный навык. Исследуются обычно психомоторные навыки, отрабатываемые гл. о. скоординированными движениями ног и рук, кистей рук и пальцев, т.е. тем, что позволяет легко измерить скорость научения. Была выведена формула, которая гласит, что прогресс в научении может быть представлен как математическая функция числа подкрепленных действий. Чтобы подкрепление имело место, необходима соответсвующая биологическая обратная связь (информация, показывающая субъекту, как он продвигается в обучении); чем больше обратной связи получает субъект, тем быстрее он обучается. Усвоение какого-либо навыка может влиять - позитивно или негативно - на способность усвоить сходный навык; это явление известно как генерализация, или перенос. Обычно чем более схожи две задачи, тем большей будет генерализация. Перцептивные, пространственные и моторные способности в значительной степени определяются наследственностью. Фактор, больше всего влияющий на моторику, - возраст. В целом лучше всего навыки усваиваются в возрасте от 5 до 30 лет, после этого возраста способности людей сохраняются на достигнутом уровне, а затем постепенно снижаются.

НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ -

в психологической теории поведение, направленное на обучение, которое осуществляется под воздействием скорее влияний окружающей среды, чем врожденных или внутренних сил. Осн. представитель теории социального научения, часто называемого моделированием, - амер. психолог Альберт Бандура, который предпринял исследования, показавшие, что, когда дети наблюдают за другими, они обучаются многим формам поведения, таким, как соучастие, агрессия, сотрудничество, социальное взаимодействие и поощрение. При научении с помощью подражания дети, которые видели, как кого-то наказывали за агрессивное поведение, проявляли меньше подобных реакций по сравнению с детьми, которые видели, как поощряли за такое поведение, или по сравнению с теми, кто видел, что за это и не поощряли и не наказывали. Работы Бандуры поставили вопрос о потенциальном «опыте научения», предлагаемом детям популярными телевизионными передачами и кинофильмами, особенно теми, в которых демонстрировалось асоциальное поведение или насилие. Были предложены две противоположные теории: в одной провозглашалось, что наблюдение за проявлениями насилия позволит сублимировать такие побуждения (испытанные в замещенной форме, они ослабляют побуждение); в другой утверждалось, что такого рода наблюдение только усиливает побуждение. Данные свидетельствуют в пользу последней теории. Последователи Бандуры установили, что социальное научение, основанное на наблюдении, - это сложный процесс, включающий 3 стадии: подверженность влиянию других, согласие с тем, что видит индивид, и последующее принятие образцов действия в качестве ориентиров своего собственного поведения. См. также Научение психомоторное, Научение перцептивное.

НАЦИЯ

НАЦИЯ (от лат. natio - народ, племя)

народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, напр. Великобритания, Швейцария. См. также Народ, Государство.

НЕБО

НЕБО -

свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью - темным; в религиозной вере «небесное» - ни с чем не сравнимое, прекрасное обиталище Бога. Согласно вавилонскому и евр. воззрению, существует семь одна другую покрывающих небесных сфер. «На седьмом небе» покойники становятся причастными к Богу. Греч, выражение «ha basileia ton uranon» - «господство неба», переведенное Лютером как «царство небесное», - встречающееся в Евангелии от Матфея (в др. Евангелиях не встречается), имеет в виду эти семь небесных сфер. Современная ценностная этика толкует семь небесных сфер как ступени восходящей пирамиды ценностей (см. Этика), так что небесное царство (о котором говорится: оно внутри вас) становится царством этических ценностей, которые люди должны осуществить, и «рай на земле» равнозначен (недостижимому) состоянию реализации всех этических ценностей (ср. Бог).

НЕВОЗМОЖНОСТЬ

НЕВОЗМОЖНОСТЬ -

разновидность возможности; как и последняя, невозможность есть экзистенциал. В качестве полной невозможности или возможности (шанса) «неуспеха», сопровождающей любую возможность, невозможность присутствует всегда. Эта невозможность, выступающая в качестве заботы, составляет как уменьшение возможности, так и ее основу. Абсолютная возможность остается мертвой. Благодаря позитивным и негативным возможностям (шансам), имманентным каждой возможности, она диалектична. Диалектический процесс в судьбе индивида и народа ведет к исключению невозможности. Это исключение происходит либо путем планомерного уничтожения полной невозможности (механизация, регулирование), либо в силу болезненного и бессознательного внимания к шансам невозможности, заключенным в возможности. Бессознательное отчуждение освобождает стремление к абсолютной возможности. Такое погружение в бессознательное, называемое в психопатологии «вытеснением», объясняет многие явления вырождающейся возможности, которые характерны для невротиков (анормальные реакции). Многие неблагоприятные явления в духовной и политической сферах жизни также допускают объяснение с помощью потенциальной вытесненной невозможности (расовая ненависть, злоупотребление властью, национализм). Гегель убедительно показал, как господин с помощью своего раба желает стать «могущим» (Kцnnender) и как раз благодаря этому подвергает опасности свою собственную возможность. Великими критиками «безответной» невозможности следует считать Маркса, Кьёркегора, Ницше и Фрейда.

НЕВРОЗ

НЕВРОЗ (от греч. neuron - волокно, нерв)

нервное заболевание, которое является функциональным, но часто имеет физически болезненные последствия. Оно является выражением неспособности человека справиться с требованиями повседневной жизни, его «бегством в болезнь». Причина невроза - соответствующая предрасположенность, часто также комплекс. Невроз пытаются устранить с помощью глубинной психологии.

НЕГАТИВНЫЙ

НЕГАТИВНЫЙ (от лат. negativus)

отрицательный. Негативное понятие возникает вследствие отрицания другого (напр., несчастье, мрак); о негативном отборе см. Контрселекция.

НЕГАТОР

НЕГАТОР (от лат. negator - отрицатель)

см. Логистика.

НЕГАЦИЯ

НЕГАЦИЯ (от лат. negatio)

отрицание либо субъекта вообще, либо его предиката. Противоположность - подтверждение. В диалектике Гегеля (см. Диалектика) и в историческом материализме антитезис есть негация тезиса; негация, содержащаяся в вещах и понятиях, является условием всякого движения. У Хайдеггера негация - это высказывание об отсутствии чего-то, следовательно, о чем-то, что может быть отрицаемо, что может отсутствовать. «Но каким образом то, что отрицаемо, и отрицательное может быть рассматриваемо в качестве отсутствующего? Разве только так, что мышление как таковое уже обнаруживает отсутствие. Отсутствие может стать явным только тогда, когда его причина - отрицание «ничто» вообще и вместе с этим само ничто - теряет таинственный характер. Источником отрицания является ничто» («Was ist Metaphysik?», 1949); см. Ничто.

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (от лат. in не и sufficere - быть достаточным, удовлетворять)

нехватка, напр. недостаточное функционирование какого-либо органа. Сартр говорит о «жизненной недостаточности» человека в противоположность вещам, обладающим полнотой бытия, причем к недостаточности до известной степени он относит сознание и свободу.

НЕКСУС

НЕКСУС (лат. Nexus)

связь, соединение, сплетение; ср. Причинная связь.

НЕЛЬСОН

НЕЛЬСОН (Nelson)

Леонард (род. 11 июля 1882, Берлин - ум. 29 окт. 1927, Гёттинген) - нем. философ; профессор Гёттингенского ун-та с 1919, глава неофрисландской школы, пытавшийся дать психологическое истолкование учению Канта. Вопрос об объективной действительности познания не может быть разрешен никакой теорией познания. Существуют знания, которые не представляют собой суждений, таковы, напр., чувственные восприятия. Они являются непосредственными знаниями, осознаваемыми с помощью рефлексии. Этический постулат Нельсона гласит: «Никогда не поступай так, чтобы ты не был в состоянии согласиться с твоим образом действий, когда интересы того, с кем ты имеешь дело, были бы также и твоими». Для учения о праве априорный принцип может быть найден только посредством собственного размышления. Осн. произв.: «Die Unmцglichkeit der Erkenntnistheorie», 1911; «Ьber die Grundlagen der Ethik», Bd. 1; «Kritik der praktischen Vernunft», 1917; «System der philosophischen Rechtslehre», 1920.

НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ

НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ - «НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ» - мистическое соч. духовного содержания, которое появилось в кон. 14 в. в Саксонии и оказало большое влияние на Лютера. Он назвал ее «Ein deutsch Theologia» и опубликовал в 1518.

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ

НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ -

1) период развития немецкой философии от Канта (1780) до Гегеля (1830); 2) одно из осн. философских направлений; см. Идеализм.

НЕНАВИСТЬ

НЕНАВИСТЬ -

противоположность любви; антипатия, доходящая до аффекта, до страсти. Ненависть и любовь в учении Эмпедокла - это движущие силы развития. Согласно глубинной психологии, ненависть часто является вытесненной любовью, перешедшей в свою противоположность. Возникновению этого чувства часто предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или постепенное накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний. Предметом ненависти в таких случаях становится реальная или мнимая причина этих событий. Для того чтобы не допустить развития нежелательной ненависти, человеку необходимо осознать объективную неизбежность неприятных для него событий.

НЕОБРАТИМОЕ

НЕОБРАТИМОЕ (от лат.)

то, что не может быть повернуто вспять; так называются процессы, направление и ход которых не могут совершаться в обратную сторону, напр. время, движение, превращения энергии движения, жизненные процессы (развитие организма от яйца до смерти, пищеварение), человеческая история и т.д.

НЕОБХОДИМОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ -

философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. Ничто), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) «живое», напр. организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило, для многих др. вещей). Эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию; см. Всеобщее, Индивидуация. Логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. Постулат). Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.

НЕОВИТАЛИЗМ

НЕОВИТАЛИЗМ -

термин, который впервые ввел в 1856 Вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от прежних форм витализма. Принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная жизненная закономерность. Представители неовитализма: Икскюлъ, Решке, Дриш и др.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО -

неоднородное философское течение, получившее наибольшее распространение с начала 20 в. В Германии, а также во Франции, Англии, Голландии, Италии, России, Скандинавии и США неогегельянцы, ссылаясь на Гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к метафизическому толкованию культуры и истории, к защите идеи абстрактного государства силы и к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. Главные его представители: К.Фрейер, Г.Глокнер, Т.Л.Геринг, Т.Литт, Б.Бозанкет, Ф.Г.Брэдли, Б.Кроче, Дж.Джентиле (первоначально), Дж.Ройс, Г.Болланд, Дж.Э.Мак-Таггарт, Дж.Х.Стирлинг,. В.Дильтей, И.А.Ильин, Ж.Валь, А.Кожев. Международный «Гегелевский союз» образовался в 1930 (центр - Голландия). После прихода национал-социалистов к власти в Германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. Попытки возрождения неогегельянства в послевоенной Германии (Т. Литт и др.).имели ограниченный успех.

НЕОГУМАНИЗМ

НЕОГУМАНИЗМ -

см. Гуманизм.

НЕОИДЕАЛИЗМ

НЕОИДЕАЛИЗМ -

см. Эйкен, Неогегельянство, Неокантианство.

НЕОКАНТИАНСТВО

НЕОКАНТИАНСТВО -

обозначение для многих разнородных, распространенных гл. о. в Германии, философских течений 19 в., связанных с именем Канта или с его критицизмом. В Германии неокантианство возникает после 1860 как оппозиция против спекулятивной метафизики нем. идеализма, с одной стороны, и как выражение недовольства ошибками в обосновании исходных положений частных наук-с другой. Рационалистическая разновидность неокантианства выступила в форме метафизики (Фолькельтц Гартман, Вундт), философии ценностей (гейдельбергская, или юго-западная, школа: Риккерт, Виндельбанд, Ласк, Мюнстерберг, Баух), логистики (марбургская школа: Коген, Наторп, Кассирер, Либерт, Форлендер, Штаммлер); эмпирическая разновидность представлена в форме позитивизма (Дильтей), сенсуализма (Гельмгольц, Мах, Риль), фикционализма (Файхингер). Во Франции неокантианцами являются Ренувье, Гамелин и Брюнсвик.

НЕОЛАМАРКИЗМ

НЕОЛАМАРКИЗМ -

разнородные направления, возникшие в связи с развитием ламаркизма, в особенности учения о жизненных привычках и их влиянии на строение тела, а также о наследовании приобретенных таким путем признаков. Материи вообще приписывается способность целесообразно реагировать на изменения во внешнем мире; см. Ламарк.

НЕОПЛАТОНИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ -

последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. 3 в. до сер. 6 в.; возникла вследствие смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христ. мистикой и религией. Легендарным первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккас, подлинный же его основатель - Плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма; см. Греческая философия.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ -

философское течение, современная форма позитивизма. Осн. его идеи восходят к позитивизму Конта и Милля, к англ, эмпиризму 18 в. и непосредственно - к эмпириокритицизму. Неопозитивизм возник в Венском кружке; несколько учеников Морица Шлика выступили в 1929 с программным соч. «Wissenschaftliche Weltauffassung - Der Wiener Kreis» и основали свой собственный журнал «Erkenntnis». Находившийся под сильным влиянием Рассела, логистики и современной теоретической физики, неопозитивизм быстро распространился также за границей, когда члены Венского кружка бежали от национал-социализма в Англию и США и занялись там преподавательской деятельностью. Главными представителями неопозитивизма являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах. Совокупность учений неопозитивизма его представители называют унифицированной наукой.

НЕОРГАНИЧЕСКИЙ

НЕОРГАНИЧЕСКИЙ (от греч. а не и organon - орудие)

не относящийся к живой природе; неорганическая химия - химия всех соединений, за исключением углеводород истых; противоположность - органический.

Предыдущая страница Следующая страница