Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АХИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АХИ")

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Apollonius Tyana)

неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после Р.Х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безыменного Бога, который не требует жертв.

АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ

АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ -

понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т. о., собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым - в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского». Понятие использовали также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeomai защищаю)

собирательное название раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. Из апологетических трудов наибольшую ценность представляют послания Юстина Мученика, прозванного «Христом в философской мантии». См. также Патристика.

АПОЛОГИЯ

АПОЛОГИЯ (от греч. apologia - защита)

защитительная речь; речь Сократа перед судом; также название соч. Платона и Ксенофонта, посвященных этой речи.

АПОРЕМА

АПОРЕМА (от греч. aporema - спорный вопрос)

логическая трудность, трудная задача.

АПОРЕТИКА

АПОРЕТИКА (от греч. aporetike [techne] - искусство преодолевать трудноразрешимые проблемы)

трактовка, толкование апорий (см. Апория).

АПОРИЯ

АПОРИЯ (от греч. а - отриц. частица и porös - дорога, мост)

безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. См. также Антиномия, Скепсис.

АПОСТЕРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori из последующего)

понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. apophatikos - отрицательный)

теология, разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать его абсолютную трансцендентность (отрицание того, что он есть, а затем того, что его нет, позволяло доказывать его существование по ту сторону бытия). Дополнялась катафатической теологией.

АПОФЕОЗ

АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis - обожествление)

первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за- их особые заслуги. Апофеоз, трансформировавшийся с течением времени в культ правителей, восходил к древней ближневосточной традиции причисления царей к сонму богов или их сыновей. Некоторые из христ. властителей именовали себя Dominus et Deus, т.е. государь-бог.

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - при и kuperclptio - восприятие)

в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция; см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие.

АПРИОРИ

АПРИОРИ (лат. a priori - предшествующий)

знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. См. также Апостериори, Категориальный анализ.

АПРИОРИЗМ

АПРИОРИЗМ -

познание априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Мусульманская философия.

АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Американская философия.

АРГУМЕНТ

АРГУМЕНТ (от лат. argumentum довод)

доказательство, та его часть, на которой основывается его достоверность. Аргументировать - доказывать, обосновывать.

АРГУМЕНТАЦИЯ

АРГУМЕНТАЦИЯ (от лат. argumentatio)

приведение доказательств.

АРЕНДТ

АРЕНДТ (Arendt)

Ганна (род. 14 окт. 1906, Ганновер) - нем. философ, профессор, проработавшая большую часть жизни в Нью-Йоркском ун-те, последовательница Гуссерля и Ясперса. Стала известна в нем. философии благодаря своим исследованиям в области социологическо-антропологических категорий труда, производства и торговли и новому диалектическому подходу к анализу фундаментальных вопросов человеческого бытия и деятельности в условиях техногенной окружающей среды. Осн. труды: «Fragwьrdige Traditionsbestдnde im politischen Denken der Gegenwart», 1956; «Die Krise in der Erziehung», 1959; «Vita activa, oder: Vom tдtigen Leben», 1960.

АРИСТИПП

АРИСТИПП (Aristippos) (род. ок. 435 ум. ок. 355 до Р. X.) - древнегреч. философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа, с софистическим уклоном. Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия др. людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях (см. БИХЕВИОРИЗМ). Эвдемония у Аристиппа - это не сопутствующее явление при обнаружении способности (см. ARETE), как это понимал Сократ, а сознание самообладания в удовольствии: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. Не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться.

АРИСТОКСЕН ТАРЕНСКИЙ

АРИСТОКСЕН ТАРЕНСКИЙ (род. ок. 354 до Р. X.)

древнегреч. философ, ученик Аристотеля. В своем труде «Элементы гармонии» пытался соединить учение пифагорейцев с учением перипатетиков, ему принадлежит древнее спекулятивно-математическое учение о музыке и ритме. «Fragnetne ьber Rhythmik» издал в 1854 Бартельс, «Элементы гармонии» - в 1883 Саран.

АРИСТОН ИЗ КЕОСА

АРИСТОН ИЗ КЕОСА (род. ок. 228/225 до Р. X.)

древнегреч. философ из Китиона, представитель древней Стой, ученик Зенона. Отрицательно относился к занятиям физикой и логикой. В своей разработанной до мельчайших подробностей системе этики проповедовал идеал «деятельной жизни», активного поведения и практических действий.

АРИСТОТЕЛИЗМ

АРИСТОТЕЛИЗМ -

философское направление, исходящее из философии Аристотеля (см. Аристотель, Перипатетики). В послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (Аверроэс) и евр. (Маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов Запада; распространению аристотелизма содействовали Альберт Великий и Фома Аквинский, конечно, внесшие в него - что было обусловлено влиянием христианства - существенные изменения. Аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. В эпоху Возрождения попавшие в Италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в Германии схоластика как католич. (Суарес), так и протестант. (Меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. См. также Неотомизм.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (Arkesilaos)

(род. ок. 315, Питана, Этолия - ум. ок. 240, Афины до Р. X.) - древнегреч. философ, глава второй (Средней) академии (см. Платонизм). Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.

АРНО

АРНО (Arnault)

Антуан (род. 16 февр. 1612, Париж - ум. 8 авг. 1694, Брюссель) - франц. теолог (янсенист). Как последователь Декарта, а также под влиянием Паскаля он вместе с Пьером Николем издал т. н. логику Пор-Рояля под названием «L'Art de penser» (1662).

АРОН

АРОН (Aron)

Раймон (род. 14 марта 1905, Париж - ум. 17 окт. 1983, там же) франц. социолог, философ и публицист, один из родоначальников теории «индустриального общества». В философско-социологических работах основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции «социальной индустриализации» или «технологического детерминизма», переросшей затем в теорию «индустриального общества». Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как «новый промышленный переворот», достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и «революция в доходах». Позже аналогами названий «индустриального общества» стали «народный капитализм», «гуманная экономика», «государство всеобщего благоденствия». Осн. труды: «Introduction a la philosophic de l'histoire», 1938; «Dix-huit lecons sur la Societe Industrielle», 1963; «Democratic et totalitarisme», 1965; «Les desillusion du progres», 1969.

АРУЭ

АРУЭ - настоящее имя Вольтера.

АРХЕ

АРХЕ (греч. arche - начало)

первопричина, принцип.

АРХЕЙ

АРХЕЙ (от греч. arhaios - древний)

у Парацельса и Гельмонта заложенная в семенах сила, благодаря которой все вещи в природе, в особенности организмы, приобретают форму.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ)

прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы - это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus - мир идей. См. также Тип.

АСT

АСT (Ast)

Фридрих (род. 29 дек. 1778, Гота - ум. 31 окт. 1841, Мюнхен) - нем. философ, последователь Шеллинга. В своей работе 4GrundriЯ einer Geschichte der Philosophie» (1807) сделал попытку показать развитие философских систем, которое он понимал как связь разума. В 4GrundriЯ der Philologie» (1808) и в соч. 4Gnmdlinien der Grammatik, Hermeneutik und Kritik» (1808), исходя из античной философии и ориентируясь на нее, дает свою теорию герменевтики, в основу которой кладет учение о духе: дух есть источник, принцип формирования и фокус всей жизни. Ясность духа - это высшее единство исторического и грамматического.

АСЕБИЯ

АСЕБИЯ (от греч. asebeia - безбожие)

святотатство; похищение священных даров, кощунственное отношение к иконам, разглашение тайны исповеди и т. п, а также несоблюдение общепринятых обрядов, связанных с выполнением религиозного культа.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. aske - упражняющийся в чем-либо)

первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем - стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Аскетизм был характерен для философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахов и «аскетов» имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. Аскетизмом внутреннего мира Макс Вебер называет применение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде, что особенно поощряется кальвинизмом.

АСОЦИАЛЬНЫЙ

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а - отриц. частица и лат. socialis - общественный)

человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.

АСПЕКТ

АСПЕКТ (от лат. aspectus - вид)

взгляд, точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ (от лат. assertio - утверждение)

суждение, в котором лишь утверждается какой-то факт (S есть P или S не есть Р).

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilis подобный)

уподобление, уравнивание; в психологии - отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

направление в психологии, которое пытается объяснять всю духовную жизнь, в т. ч. также и наиболее глубокие мыслительные процессы и вытекающие из них произвольные движения, с помощью ассоциации. Основатели этого направления - Гартли, Пристли, Юм и Гербарт; их выдающимся последователем в 19 в. был Джон Ст.Милль, позднее - Циен, Эббингауз и Г.Е.Мюллер. В настоящее время ассоциативная психология почти совсем утратила свое значение, поскольку теория ассоциации оказалась несостоятельной.

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ -

тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации. В тесте свободных ассоциаций испытуемый получает инструкцию привести первое слово, которое приходит на ум в ответ на предъявленное слово, понятие или иной стимул. При "контролируемой ассоциации» может быть поставлена задача дать ответ в определенной связи со стимулом, напр. привести антонимы к предъявленным слова. Хотя для достижения конкретной цели может применяться более комплексный анализ данных, осн. показателями, получаемыми с помощью теста, являются время реакции при каждом ответе и приводимые испытуемым словам. Ассоциативный тест является обычной процедурой в психоанализе и может применяться при исследовании личности и ее патологий. В последнем случае реакция испытуемого на эмоционально значимые воспоминания и идеи, вызванные определенными тестовыми стимулами, может проявляться в нетипичных или эмоционально окрашенных ассоциациях или чаще всего - в необычно длительном или коротком времени реакции.

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение)

общественное объединение. В психологии - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей). Учение об ассоциациях делает попытку вскрыть причины этих связей. Аристотель считал причинами связей сходство и различие. Позднее стали учитывать пространственную и временную близость представлений, пока, наконец, не остановились только на временной. Связующими средствами называют: третье опосредствующее представление, чувство, гештальткачество, цель, значение, имя, сконцентрированное внимание и т. п. Во всех случаях предполагалось, что с помощью ассоциации можно связать все и вся (установить любую связь), что, однако, было отвергнуто целостной психологией (см. Целостная психология) как ошибочное. Место теории ассоциации заняла теория связи гештальтпсихологии.

АСТЕНИК

АСТЕНИК (от греч. asthenikus - бессильный)

тип телосложения; слабый, неэнергичный человек. См. Лептосомный тип.

АСТРАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ

АСТРАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ (от лат. astrum - звезда)

мифология, составная часть естественной религии; в ассиро-вавилонской религии созвездия считались местопребыванием или олицетворением богов, управляющих судьбами людей и природы. И теперь привычные названия созвездий восходят к астральной религии - предшественнице более поздней астрологии.

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astrum звезда и logos - учение)

учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. Позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак О), употребляющийся вместо слова 4родился», и выражение 4под счастливой (или несчастливой) звездой». Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и Зодиака в момент определенного события, напр. рождения человека, называется гороскопом. Он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т.е. характер и судьбу человека. Астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации Востока; она была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. Осн. учебники по астрологии написали Клавдий Птолемей ("Terrabiblios»), считавший, что звезды - это только половина дела, все остальное зависит от человека, и Фирмик Матери (4 Matheseos libri VIII»). Большого расцвета астрология достигла в средние века. Кеплером был установлен гороскоп Валленштейна, который прибегал к совету В. Сени (1600-1656). Гравюра Дюрера 4Меланхолия» (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи, когда жил художник. Интересные сведения об астрологии 18 в. дает Казанова. В настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, т. к. она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, 4что написано на звездах», но и вооружает человека аргументами для доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. Ее противники утверждают, что все астрологические расчеты бессмысленны, а правильность прогнозов объясняется лишь случайным совпадением. Одним из осн. их аргументов служит тот неоспоримый факт, что с течением веков конфигурация созвездий на небосклоне Земли меняется. Так, если ок. 2 тыс. лет назад точка весеннего равноденствия действительно совпадала с началом созвездия Овна, то теперь она находится в Рыбах, а вскоре перейдет в созвездие Водолея. Астрологи же утверждают, что хотя величинам, которыми они пользуются, присвоены наименования созвездии или планет, однако на самом деле эти величины описывают лишь отдельные параметры магнитного поля Земли для того дня, часа и места, на которые составляется гороскоп. Впрочем, точность в астрологии - понятие относительное. Как прошлая, так и современная, она работает с вероятностями явлений и событий.

АТАВИЗМ

АТАВИЗМ (от лат. atavus - предок)

появление у человека в результате тех или иных причин признаков, некогда присущих его прародителям и уже утраченных потомками. Можно говорить также и о психических атавизмах.

АТАНАСИЯ

АТАНАСИЯ (от греч. athanasia)

бессмертие, атанасизм - вера в бессмертие.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (от греч. ataraxia - невозмутимость)

душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония. См. также Апатия.

АТАУМАСИЯ

АТАУМАСИЯ (греч.)

отсутствие удивления, состояние неудивления (Гораций: nil admirari), которое Демокрит считал необходимым условием для душевного спокойствия и блаженства (см. Атараксия, Эвдемония) и которого стоик Зенон требовал от мудреца.

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ (от греч. atheos - безбожный)

отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди. философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны - как тезис и антитезис.

АТИПИЧЕСКИЙ

АТИПИЧЕСКИЙ (от греч. а - отриц. частица и typos - отпечаток)

отклонение от типа или от типического.

АТЛЕТИЧЕСКИЙ ТИП

АТЛЕТИЧЕСКИЙ ТИП -

тип крепкого сложения тела (конституция). Ему соответствуют темпераменты, отличающиеся сдержанностью (которая может сменяться вспыльчивостью).

АТМАН

АТМАН (санскр, - самость, душа)

одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом - космическим (объективным) духовным началом; буддизм отвергает атман.

АТОМ

АТОМ (от греч. atomos - неделимое)

мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пре- бывая в постоянном движении; различают- ' ся по форме и величине, порядку и положению. Бойль и в особенности Дальтон («Новая система философии химии», ; 1808) ввели понятие атома в химию, что оказалось для нее весьма плодотворным. В настоящее время атом является предметом исследования со стороны физики (атомная физика). Оказалось, что атом не неделим. Он имеет планетообразную структуру (см. Микрофизика). Ядро атома состоит из протонов и нейтронов; оно окружено электронной оболочкой. Число протонов равно порядковому номеру данного элемента в периодической системе, число нейтронов равно разности между атомным весом и порядковым номером. Диаметр атома равен 10'8 см, диаметр ядра - 10'12 см. В ядре сосредоточена почти вся масса атома. Если мысленно представить себе электронные оболочки отсутствующими, то Земля, при сохранении того же веса, имела бы диаметр, равный 320 м. Атом можно «расщепить», «выбивая» из ядра с помощью продуктов распада радиоактивных элементов протоны и нейтроны (которые в свою очередь могут быть разложены на мезоны). При этом высвобождается огромное количество энергии, которая применяется в первую очередь для производства электрического тока (для работы электростанций мощностью в 100 000 кет ежедневно требуется 400 г расщепляемого урана вместо 800 т каменного угля), для производства атомных бомб и для судовых силовых установок. См. также Волновая механика.

АТОМИЗМ

АТОМИЗМ (от греч. atomon - неделимое)

атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет - целостному его рассмотрению.

АТОМИСТИКА

АТОМИСТИКА -

см. Атомизм.

АТРАКЦИЯ

АТРАКЦИЯ (от лат. attrahere - притягивать)

притяжение. Понятие обозначает возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Противоположность - репульсия, отталкивание. См. также Дружба, Любовь, Симпатия.

АТРИБУТ

АТРИБУТ (от лат. attribuo - наделять)

признак, примета, существенное свойство.

АТТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АТТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

философия Сократа, Платона и Аристотеля, живших и проповедовавших свое учение в Афинах (главном городе Аттики), точно так же, как и философия их школ и современников, в отличие от философии ионической, досократической и эллинорим. философии. См. Греческая философия.

АУТИЗМ

АУТИЗМ (от греч. autos - сам)

жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного Я; при этом мечтательность преобладает над активным отношением к внешнему миру; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или просто душевное неравновесие; аутизм часто является признаком шизоидного темперамента (см. Шизоид).

АФАЗИЯ

АФАЗИЯ (от греч. а - отриц. частица и phäsis - высказывание)

у стоиков отказ высказывать что-либо о вещах, о которых мы достоверно ничего не знаем (см. Эпоха). В медицине - неспособность подыскать слова для выражения мыслей (амнестическая афазия) или неспособность понимать смысл услышанных или прочитанных слов (сенсорическая афазия, глухота и слепота на слова).

АФОРИЗМ

АФОРИЗМ (от греч. aphorizein - отграничивать)

изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль. Афоризмы писали Эразм, Бэкон, франц. моралисты, Грасиан, Паскаль, Лихтенберг, Гёте («Максимы и рефлексии - изречения в прозе»), Новалис, Ницше. Афористический - имеющий форму афоризма, краткий, сжатый.

АФФЕКТ

АФФЕКТ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть)

эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния и отличающееся от страсти меньшей длительностью, меньшей душевной глубиной; аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина. Аффект есть жизненно закономерное, необходимое проявление человеческой натуры; отсутствие аффектов в той же мере свидетельствует о нежизнеспособности, в какой проявление аффектов свидетельствует о жизненной зрелости; если аффект полностью подавляется или тормозится, то возникает «подавленный», или «заторможенный», аффект (см. Комплекс), который часто имеет болезненный исход. Уже греч. философы занимались аффектами, делали попытку классифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным, что относится в особенности к стоикам. Аристотель и Фома Аквинский настаивали на умеренности в проявлении аффектов. Христ. аскетизм также требовал подавления аффектов, т. к. они ослабляют понимание греховности. Лишь в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. В настоящее время пришли к убеждению, что без сильных аффектов не может быть творческих успехов. Любовь как познавательная сила, о которой говорил еще Августин, занимает особенно большое место у Макса Шелера. Учение об аффектах входит составной частью в психологию.

АФФЕКТАЦИЯ

АФФЕКТАЦИЯ (от лат. affectus душевное волнение)

возбуждение, вызванное воздействием извне изменением состояния; также склонность, расположение.

АФФИНИТИВНОСТЬ

АФФИНИТИВНОСТЬ (от лат. affinitas - тесная связь)

родство. В химии аффинитивность (химическое сродство) означает степень легкости, с которой различные вещества входят в соединение друг с другом. В переносном смысле - сущностное родство двух величин и обусловленная тем самым возможность притяжения, соприкосновения и соединения. У Канта аффинитивность - это причина возможности ассоциации многообразного, поскольку причина заключена в объекте; эта аффинитивность трансцендентальна (см. Трансцендентальный).

АФФИЦИРОВАТЬ

АФФИЦИРОВАТЬ (от лат. afficere наделять)

возбуждать, влиять. По Канту, предмет должен известным образом аффицировать душу, чтобы совершилось познание.

АХ

АХ (Ah)

Нарцисс (род. 29 окт. 1871, Эрмерсхаузен - ум. 25 июля 1946, Мюнхен) - нем. психолог; с 1922 - профессор в Гёттингене. Представитель т. н. «детерминистской психологии», согласно которой при воспроизводстве представлений на первый план выступает «детерминирующее" представление, которое определяет направление процесса сознания. Осн. труды: «Ьber die Willenstдtigkeit und das Denken», 1905; «Ьber die Determinationspsychologie», 1933; «Analyse des Willens», 1935; «Lehrbuch der Psychologie», 1944.

АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА

АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА - «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА» - знаменитый софизм элеата Зенона, которым он хотел доказать, что действительного движения нет. Быстроногий Ахиллес никогда не смог бы догнать черепаху, если бы она двигалась даже на самом незначительном расстоянии от него, т. к. в каждый отдельный момент он достигал бы лишь той точки, которая пройдена черепахой. Расстояние между ним и черепахой становится, правда, все меньше и меньше, но никогда не может быть равным нулю. Ошибка заключается в смешении последовательности во времени и следования в пространстве.

АХИНСА

АХИНСА (санскр. - непричинение вреда)

характерный этический принцип инд. философии и религии: воздержание от нанесения вреда всему живому без какого-либо ограничения или выбора; отражает идею родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.

Предыдущая страница Следующая страница