Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАА"-"ЛЖИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАА"-"ЛЖИ")

ЛААС

ЛААС (Laas)

Эрнст (род. 16 июня 1837, Фюрстенвальд - ум. 25 июля 1885, Страсбург) - нем. философ и педагог, позитивист, находившийся под влиянием Д. Юма и Дж. Ст. Милля; выступал против И. Канта и нем. идеализма. Осн. произв.: «Kants Analogien der Erfahrung», 1876; «Idealismus und Positivismus», 3 Bde., 1879-1884.

ЛАБЕРТОНЬЕР

ЛАБЕРТОНЬЕР (Laberthonniere) Люсьен (род. 5 окт. I860, Шазель, Индр - ум. 6 окт. 1932, Париж) - франц. философ, один из ведущих представителей бергсонианства, близко стоящий к Блонделю. Исследовал области имманентной философии, выдвигающей проблему внутреннего. Осн. произв.: «Essais de philosophic religieuse», 1903; «Le realisme chretien et 1'idealisme grec», 1904; «Positivisme et catholicisme», 1911.

ЛАБИЛЬНЫЙ

ЛАБИЛЬНЫЙ (от лат. labilis) - неустойчивый, склонный к изменениям.

ЛАБРИОЛА

ЛАБРИОЛА (Labriola)

Антонио (род. 2 июля 1843, Кассино - ум. 2 февр. 1904, Рим) - итал. социолог и философ, с 1874 - профессор. От классической филологии через Гегеля и Гербарта пришел к историческому материализму и стал одним из вождей итал. социал-демократии; «философию идей» хотел заменить «философией вещей», т.е. историю и развитие идей представить как историю и развитие материального производства. Его «материалистическое понимание истории» оказало большое влияние на формирование взглядов А. Грамши и П. Тольятти. Избр. из его соч. «Scritti vari di filosofia e politica» изданы Б. Кроче в 1906.

ЛАБРЮЙЕР

ЛАБРЮЙЕР (La Bruyere) Жан де (род. 16 авг. 1645, Париж - ум. 10 мая 1696, Версаль) - франц. моралист. В своем главном произв. «Les caracteres de Theophraste, traduits du grec avec les caracteres ou les moeurs de ce Ciecle», 1688 («Характеры, или Нравы нашего века») нарисовал наподобие античных образцов наглядную картину жизни и быта своего времени и был убежден, что источником всех человеческих поступков является эгоизм людей. Оказал влияние на Ницше.

ЛАВДЖОЙ

ЛАВДЖОЙ (Lovejoy)

Артур Онкен (род. 10 окт. 1873, Берлин - ум. 30 дек. 1962, Балтимор) - амер. философ; с 1908 профессор в ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе; представитель критического реализма, отрицательно относившийся также и к прагматизму. Развивал идеалистическую теорию символов. Осн. произв.: «The revolt against dualism», 1930; «The great chain of being», 1936.

ЛАВЕЛЛЬ

ЛАВЕЛЛЬ (Lavelle) Луи (род. 15 июля 1883 - ум. 1 сент. 1951, Паррак, юго-за,падная Франция) - франц. философ; с 1941 - профессор в Коллеж де Франс. Исходным пунктом для него были учения Мэн де Бирана, Лейбница и Шеллинга; близко стоял к неотомизму. Из бытия, которое в сущности есть Бог, вытекают все способы участия в нем; существование есть чистая возможность - и именно возможность участия в бытии; действительность есть бытие данного существования, она - явление и объект. Этим трем осн. онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал. Осн. произв.: «De l'etre», 1927; «La dialectique de l'eternel present», 1927 - 1945; «La presence totale», 1934; «De l'acte», 1937; «La parole et l'ecriture», 1942; «La philosophic francaise entre les deux guerres», 1942; «Du temps et de reternite», 1945; «Introduction a L'ontologie», 1947; «Les puissances du moi», 1948; «De l'дme humaine», 1951; «Tratte des valeurs», 1951-1955.

ЛАВРОВ

ЛАВРОВ Петр Лаврович (род. 2 июня 1823, с. Мелехово, Псковской губ. - ум. 25 янв. 1900, Париж) - рус. философ и социолог, публицист, идеолог «народничества». Принимал участие в работе подпольных революционных организаций «Земля и воля» и «Народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу. В философских работах («Практическая философия Гегеля», 1859; «Механическая теория мира», 1859; «Очерки вопросов практической философии», 1860; «Задачи позитивизма и их решение», 1886; «Важнейшие моменты в истории мысли», 1899) полагал, что предметом философии является человек как единое нераздельное целое; материальный мир существует, но в суждениях о нем человек не может выходить за пределы мира явлений и человеческого опыта. Поэтому материализм представляет собой разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае - гипотезу. Здесь проявилось воздействие на Лаврова идей Канта и позитивизма. В социологии («Исторические письма», 1869) разрабатывал понятия культуры и цивилизации. Если культура общества, по Лаврову, - это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация - сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. Носителями цивилизации являются «критически мыслящие личности». Мера критической просветленности человеческого нравственного сознания выступает как критерий общественного прогресса, состоящего в увеличении сознания личности и солидарности между личностями.

ЛАКОМБ

ЛАКОМБ (Lacombe)

Поль (род. 1833, Париж - ум. 17 июля 1919, Ланжер) - франц. исследователь истории; представитель философии, родственной с философией Тэна, стремился превратить историю в точную науку. Осн. произв.: «De Phistoire consideree comme science», 1894; «La guerre et l'honneur», 1900; «Taine, histoiren et soziologue», 1909.

ЛАКРУА

ЛАКРУА (Lacroix) Жан (род. 23 дек. 1900, Лион) - франц. философ, представитель персонализма. По Лакруа, разум человека должен быть поглощен духом, которому предстоит впитать в себя все открытия современной цивилизации. Познание, являющееся жизненным порывом, будучи осознанным, становится религиозной верой. Человеческая личность есть первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а мир - проявление творческой активности Бога. Задача ориентации человека в мире лежит на религиозной философии, которая должна найти смысл существующего, в соотнесенности с высшим началом, Богом. Осн. произв.: «Marxisme, existentialisnie, personnalisme», 1966; «Le personnalisme comme antiideologie», 1972.

ЛАЛАНД

ЛАЛАНД (Lalande) Андре (род. 19 июля 1867, Дижон - ум. 1963, Париж) франц. философ; с 1904 - профессор в Париже; независимо от Бергсона защищал критический витализм, создал антирационалистическую систему философии, обоснованную с точки зрения биологии и психологии и родственную учению о целостности, развиваемому нем. философами; по заказу «Societe Fran9aise de Philosophie» в сотрудничестве с рядом философов издал «Технический и критический философский словарь». Осн. произв. - «L'idee de la dissolution opposee a celle de 1'evolution», 1898.

ЛАЛО

ЛАЛО (Lab) Шарль (род. 1877, Перигю - ум. 1 апр. 1953) - франц. эстетик. Его эстетическое учение имеет ярко выраженную социологическую направленность. Кроме социологии в качестве вспомогательных использует также и др. науки, особенно психологию. Осн. произв.: «Introduction д l'esthetique», 1912; «L Art et la vie sociale», 1921; «L'Expression de la vie dans 1'art», 1933; «Esthetique du rire», 1949.

ЛАМАИЗМ

ЛАМАИЗМ - форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю форму в виде церковного государства, во главе которого стоят «далай-лама» (священникокеан), а также «тулки», или «хутухты», которые считаются земными образами Будды и Бодисатвы и после своей смерти снова возрождаются в детях. В ламаизме философия буддизма переплетается с верой в таинственную магию.

ЛАМАРК

ЛАМАРК (Lamarck)

Жан (род. 1 авг. 1744, Базентен, Пикардия - ум. 18 дек. 1829, Париж) - франц. естествоиспытатель; сначала офицер, с 1793 - профессор зоологии в Ботаническом саду в Париже; автор термина «биология». Главная мысль его теории (ламаркизм), составляющей одну из основ учения о происхождении видов, заключается в следующем: гипотеза о постоянстве видов должна быть отвергнута. Изменение окружающих условий меняет потребности организмов; в ответ на это возникают новые виды деятельности и новые привычки; их действие в свою очередь изменяет организацию рассматриваемого живого существа; приобретенные т. о. изменения передаются благодаря наследованию потомкам (наследуются). Это учение Ламарк применил и к человеку («Systeme analytique des connaissances positives de l'homme», 1820, - рус. пер. «Анализ сознательной деятельности человека», СПБ, 1899 - 1900); см. Неоламаркизм. Осн. произв.: «Philosophie zoologique» («Философия зоологии», т. 1-2, М. -Л., 1935 - 1937); «Histoire naturelle des animaux sans vertebres» (1815-1822), где во введении дано четкое изложение «ламаркизма».

ЛАМБЕРТ

ЛАМБЕРТ (Lambert)

Иоганн Генрих (род. 26 авг. 1728, Мюльхаузен - ум. 25 сент. 1777, Берлин) - нем. философ, физик, астроном и математик. Наиболее значительный из предшественников Канта в области критики познания и в области космологии; находился в переписке с Кантом, очень ценившим его. Осн. философские произв.: «Neues Organen oder Gedanken ьber die Erforschung und Bezeichnung des Wahren», 2 Bde., 1764; «Kosmologische Briefe», 1761; «Architektonik», 1771.

ЛАМЕННЕ

ЛАМЕННЕ (Lamennais) Филисите Роберт де (род. 19 июня 1782, Сен-Мало - ум. 27 февр. 1854, Париж) - франц. писатель и философ. Первоначально - священник и самый ревностный антигалликанец, защитник папства и католицизма, однако позднее выступил за полное разделение церкви и государства, вследствие чего в 1834 испытал на себе папскую немилость. Вместе с тем он всегда оставался защитником естественного христианства для человечества; в отношении теософии на него оказал влияние Местр. Осн. произв.: «La religion consideree dans ses rapports avec l'ordre politique et civil», 2 vol., 1825-1826; «Paroles d'un croyanf», 1833 (рус. пер. «Слова верующего», СПБ, 1906); «Oeuvres completes», 11 vol., 1844 - 1847; «Oeuvres posthumes», 5 vol., 1855-1858.

ЛАМЕТРИ

ЛАМЕТРИ (Lamettrie) Жюльен Офре де (род. 23 дек. 1709, Сен-Мало - ум. 11 нояб. 1751, Берлин) - франц. врач и философ; во Франции и Голландии подвергался преследованиям за свои материалистическо-атеистические взгляды; в Берлине при Фридрихе Великом был избран членом Академии. Ламетри принадлежал к сторонникам радикального материализма и механицизма, вследствие чего человека рассматривал как самозаводящуюся машину («L'homme machine», 1748, - «Человек-машина», см.: Избр. соч., 1925). Такое понимание человека объясняет, по его мнению, также вопросы этики и доказывает ненужность в принципе всей религии. В том же году появилась его работа «L'homme plante» («Человек-растение»), в которой Ламетри понимает свой материализм сугубо физиологически. Кроме того, им написано: «Oeuvres philosophiques», 2 vol., 1751.

ЛАМПРЕХТ

ЛАМПРЕХТ (Lamprecht)

Карл (род. 25 февр. 1856, Эссен, Шварце-Эльстер ум. 10 мая 1915, Лейпциг) - нем. историк и представитель философии истории; профессор с 1891. В своих работах «Deutsche Geschichte» (1891-1909; рус. пер. «История германского народа», т. 1-3, М., 1894-1896) и «Deutsche Geschichte der jьngsten Vergangenheit und Gegenwart» (2 Bde., 1912-1913) он выступает защитником «трезвого» позитивистского способа рассмотрения истории. На многочисленных примерах, суммируя результаты обзора различных областей культуры, Лампрехт пытался раскрыть соответствующий «дух века», который он называл «диапазоном». История, находящаяся, по Лампрехту, в значительной степени под воздействием внешней исторической, особенно экономически определяемой, «возбуждающей массы», проходит в своем развитии различные обусловленные психикой стили символизма, типизма, конвенционализма, индивидуализма, субъективизма. Это новое толкование понятия истории культуры вызвало спор о метода исторической науки, в котором Лампрехт принял участие, написав такие работы, как «Alte und neue Richtungen der Geschichtswissenschaft» (1896), «Was ist Kulturgeschichte?» (1897), «Moderne Geschichtswissenschaft» (1905), «Einfьhrung in das historische Denken» (1912) и др.

ЛАНГЕ

ЛАНГЕ (Lange)

Фридрих Альберт (род. 28 сент. 1828, Вальд, близ Золингена - ум. 21 нояб. 1875, Марбург) - нем. философ; профессор с 1873; представитель марбургской школы; подвергся политическому преследованию за соч. «Die Arbeitfrage» (1865; рус. пер. «Рабочий вопрос», СПБ, 1895); получил известность своей книгой «Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart» (2 Bde., 1866; рус. пер. «История материализма», СПБ, 1881 - 1883). В ней он стремился представить материализм как единственно обоснованный метод естественных наук, в то же время на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. Ибо метафизика, по Ланге, возможна лишь как поэзия понятий, но не как наука. Человек, во всяком случае, нуждается в дополнении материальной действительности им самим создаваемым идеальным миром, который Ланге понимал как ядро религии, являясь в этом отношении сторонником шиллеровского этического энтузиазма.

ЛАНДБЕРГ

ЛАНДБЕРГ (Lundberg)

Джордж Эндрю (род. 3 окт. 1895, Фэрдейл, США - ум. 14 апр. 1966, Сиэтл) - амер. социолог, один из основоположников социального бихевиоризма. Считал необходимым отождествлять задачу исследования стимулов и мотивов поведения с описанием самого поведения. Предложил строить социологию по образцу естественных наук, а бихевиористские концепции - с опорой на положения экспериментальной психологии. По Ландбергу, поведение индивида или группы обусловливается не социальными институтами, а в конечном счете психобиологическими особенностями человеческого организма. Немалую роль здесь играют приспособление человека к социальной среде, связь между социальными стимулами и человеческим действием как реакцией на них, влияние врожденных рефлексов на формирование социальных привычек, стереотипов поведения. Был создателем программ «модификаций» поведения. Осн. труды: «Trends in American sociology», 1929; «Foundations of sociology», 1933; «Can science save us?», 1947.

ЛАО-ЦЗЫ

ЛАО-ЦЗЫ (кит., букв. - старый учитель) (род. 604 до Р. X. в царстве Чу, провинция Хэнань - ум. за пределами Китая, по всей вероятности, в глубокой старости) - почетное имя кит. философа Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), хранителя архива Чжоуского двора. Он - основатель даосизма; наряду с Кунфуцием - величайший кит. мыслитель; ему приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели), пожалуй, более, чем др. кит. книги, переводившийся на иностранные языки. Однако тот вид, какой она имеет сейчас, эта книга получила лишь после смерти Лао-цзы. Сверхземное дао , понимаемое иногда Лао-цзы даже как разновидность персонифицированного божества, есть величайшее существо, первопричина всего бытия, к которой все снова возвращается. В доступном пониманию земном дао лежит «сянь» (прообразы, идеи) вместе с «дэ» (действующей силой). В соответствии с ними, согласно Лао-цзы, должен жить человек - отчасти думающий, отчасти действующий, т.е. заниматься «увэй» («невозмутимое согласие»; только позднее, под влиянием буддизма, слово «увэй» стало употребляться в смысле пассивного самосозерцания).

ЛАПЛАС

ЛАПЛАС (Laplace)

Пьер Симон, маркиз (род. 28 марта 1749, Бомон-ан-Оже, Кальвадос - ум. 5 марта 1827, Париж) - франц. математик и астроном. Первым доказал постоянство средних движений планет («Mecanique celeste», 5 vol., 1799 - 1825) и развил теорию о возникновении планет Солнечной системы («Exposition du Systeme du monde», 2 vol., 1796), не совпадавшую с теорией, защищаемой Кантом. Согласно Лапласу, Солнечная система должна была образоваться из вращающейся газовой туманности, в то время как Кант в качестве первоначального состояния ее принимал космическое облако хаотически движущихся частиц (см. «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755).

ЛАРОШФУКО

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld)

Франсуа де, герцог (род. 15 сент. 1613, Париж - ум. 17 марта 1680, там же) - франц. моралист. Его перу принадлежат ставшие знаменитыми «Reflexions, ou sentences et maximes morales» (1655; переведены на все культурные языки; рус. пер. «Размышления, или Сентенции и максимы о морали», 1788 и позже), где он - правда, слишком односторонне, с точки зрения придворно-аристократической жизни, - усматривает основы всех поступков в человеческом эгоизме.

ЛАСК

ЛАСК (Lask)

Эмиль (род. 25 сент. 1875, Водовице, Краковское воеводство - ум. (погиб) 26 мая 1915) - нем. философ; с 1910 профессор в Гейдельберге, ученик Винделъбанда. Стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего учения о категориях категорий. Учение об объективном идеальном бытии связывал с теорией ценностей. Осн. произв.: «Die Logik der Philosophie und der Kategorienlehre», 1911; «Die Lehre vom Urteil», 1912; «Gesammelte Schriften», 1923-1924.

ЛАССАЛЬ

ЛАССАЛЬ (Lassalle) Фердинанд (род. 11 anp. 1825, Бреслау - ум. 31 авг. 1864, Женева) - нем. писатель и политик. Видел в Гераклите, так же как и в Гегеле, революционера («Die Philosophie Herakleitos des Dunklen», 1858). Технику, машины он рассматривал как «живое воплощение революции», крестьянство же представлял как консервативную силу. Его философия права изложена в работе «Das System der erworbenen Rechte, eine Versцhnung des positiven Rechts und der Rechtsphilosophie» (2 Bde., 1860). Рикардовской теории заработной платы, которую Лассаль рьяно защищал, он дал название «железного закона заработной платы». Лассаль стремился использовать науку в качестве орудия классовой борьбы.

ЛАТЕНТНЫЙ

ЛАТЕНТНЫЙ (от лат. latent)

скрытый.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Американская философия.

ЛАФАТЕР

ЛАФАТЕР (Lavater)

Иоганн Каспар (род. 15 нояб. 1741, Цюрих - ум. 2 янв. 1801, там же) - швейц. теолог и писатель. В противовес рационализму эпохи Просвещения защищал религиозность, основанную на мистике, фанатизме и вере в чудеса. Однако его роль в истории философии связана с тем оживлением, которое он внес в физиономику. Осн. произв.: «Physiognomische Fragmente zur Befцrderung der Menschenkennthis und Menschenliebe», 4 Bde., 1775-1778 (рус. пер. «Физиономика», 1817).

ЛАЦАРУС

ЛАЦАРУС (Lazarus)

Мориц (род. 15 сент. 1824, Филей, Познань - ум. 13 апр. 1903, Мерано) - швейц. философ; в 1860-1896 - профессор в Берне, основатель т. н. психологии народа. Издавал вместе со Штейнталем «Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft», 20 Bde., 1859-1890. В своих взглядах опирался на Гегеля и Гербарта; требовал применения точных психологических методов также и к исследованию закономерностей, действующих в совместной жизни людей. Им написаны: «Das Leben der Seele», 2 Bde., 1856-1857; «Ьber die Ideen in der Geschichte», 1865; «Ethik des Judentums», 1898.

ЛАШЕЛЬЕ

ЛАШЕЛЬЕ (Lachelier)

Жюль (род. 27 мая 1832, Фонтенбло - ум. 16 янв. 1918, там же) - франц. логик и философидеалист. Познакомил Францию с философией Канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние Лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике Лашелье Эмиле Б у тру и оказавшую влияние на Бергсона. Осн. произв.: «Du fondement de l'induction», 1871; «Psychologie et metaphysique», 1885.

ЛЕ СЕНН

ЛЕ СЕНН (Le Senne)

Рене (род. 8 июля 1882, Эльбеф, Нижняя Сена - ум. 1 окт. 1954) - франц. метафизик. Исходил из идей Гамелена и Бергсона, близко стоял к христ. экзистенциализму. Свою философию он называл «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом»; «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознанное самим собой Я обладает частицей бесконечного Я, которое есть «ценность»; Я и не-Я в сознании взаимно пронизывают друг друга. Сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. Осн. произв.: «Intriduction a la philosophic», 1925; «Le devoir», 1930; «Le monsonge et le caractere», 1930; «Obstacle et valeur», 1934; «Traite de morale generate», 1942; «Traite de carakterologie», 1945; «La destinee personelle», 1951; «La decouverte de Dieu» (из наследия), 1955.

ЛЕБОН

ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (род. 7 мая 1841, Ножан-ле-Ротру - ум. 15 дек. 1931, Париж) - франц. врач, антрополог и социолог. Особенно прославился своей работой «Psychologie des foules» (1895) - первой попыткой - в своих осн. положениях сохранившей значение еще и сегодня - показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс.

ЛЕВИАФАН

ЛЕВИАФАН (древнеевр. - изогнутая, скрученная змея)

в книге Иова (гл. 40, 25 до гл. 41, 26) - крокодил, изображенный как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl)

Люсьен (род. 10 апр. 1857, Париж - ум. 13 марта 1939, там же) - франц. психолог и этнолог; профессор Сорбонны с 1899. Находился под влиянием учений Канта, Рибо и особенно Дюркгейма. Написал важные для развития психологии масс работы о мышлении первобытных народов, которое он назвал «дологическим» и считал магически тесно связанным с предметами внешнего мира. Осн. произв.: «Les functions mentales dans les societes inferieures», 1910 (рус. пер. «Первобытное мышление», 1930); «La mentalite primitive», 1922; «L'дme primitive», 1927.

ЛЕВИ-СТРОС

ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss) Клод (род. 28 нояб. 1908, Брюссель) - франц. этнограф, антрополог и социолог, один из главных представителей франц. структурализма. Член франц. академии с 1973. Большое влияние на него оказали Эмиль Дюркгейм и амер. школа культурной антропологии. Изучая соотношение биологического и социального в поведении человека, Леви-Строс признает главным наличие формальных институтов во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека традиций, правил брака, родства, мифов как особого рода языков, моделирующих структуры общественных институтов. В его структурной антропологии большое место занимает толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивости социальных структур. Гносеологический аспект концепции Леви-Строса состоит в признании научной ценности и умопостигаемости самого широкого круга явлений, в полагании разумности как свойства самого мира, самих вещей, а не свойства, привносимого субъектом. Осн. работы: «Anthropologie structurale», 1958; «Le totemisme aujourd'hui», 1962; «Mythologiques-», vol. 1-4, 1964-1971; «Antropologie structurale deux», 1973; «La voie des masques, vol. 1-2, 1975; «Структура мифов», 1970; «Колдун и его магия», 1974.

ЛЕВИТ

ЛЕВИТ (Löwiht)

Карл (род. 9 янв. 1897, Мюнхен - ум. 1973) - нем. философ, историк современной философии; профессор в Гейдельберге, ранее - в США. Занимался изучением новейшей философии. Осн.произв.: «Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen», 1928; «J.Burckhardt, der Mensch inmitten der Geschichte», 1936; «Von Hegel zu Nietzsche», 1953; «Weltgeschichte und Heilgeschehen», 1956; «Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen», 1956; «M. Heidegger: Denker in dьrftiger Zeit», 1953; «Wissen, Glaube und Skepsis», 1956.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП из Абдеры или Милета (5 в. до Р.Х.) - греч. философ; современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики; однако жизнь и соч. Левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ

ЛЕГАЛЬНОСТЬ (от лат. legalis - законный)

законность, соответствие поведения внешнему закону в противоположность моральности - поведению, соответствующему внутреннему закону нравственности; легальный - законный, соответствующий закону.

ЛЕЕЗЕ

ЛЕЕЗЕ (Leese)

Курт (род. 6 июля 1887, Гольнов - ум. 6 янв. 1965, там же) - нем. представитель философии религии; с 1935 - профессор в Гамбурге. Общность абсолютного духа идеалистической философии и святого духа противопоставляет природе, в том виде, как она отражена философией в понятиях всежизни, переживания, телесности, поколения, крови, расы, инстинкта, души, бессознательного стремления, влечения, чувства, аффекта, страсти, чувства симпатии, эроса, диониса и т.д. Центральной проблемой философии жизни является диалектика недуховной (природной) жизни и духа, которые сливаются в синтезе Бога. Осн. произв.: 4 Philosophie und Theologie in Spдtidealismus», 1929; «Naturreligion und christlicher Glaube"-, 1936; «Der Protestantismus im Wandel der neueren Zeit», 1941; «Die Religionskrise des Abendlandes und die religiцse Lage der Gegenwart», 1948; «Ethische und religiцse Grundfragen im Denken der Gegenwart», 1956.

ЛЕЙБНИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕЙВ

ЛЕЙВ (Leeuw)

Герард ван дер (род. 18 марта 1890, Гаага - ум. 18 нояб. 1950, Утрехт) - нидерл. представитель философии религии; с 1918 по 1950 - профессор в Гронингене, в 1945-1946 - министр просвещения. Учил, что все жизненные явления указывают на откровение Бога в Христе. У Бога есть место для каждого, даже для атеиста. Осн. работы: «Phдnomenologie der Religion», 1933; «Inleiding tot de theologie», 1935; «Bachs Matthaeuspassion», 1937; «Der Mensch und die Religion. Anthropologischer Versuch», 1940; «Bachs Johannespassion», 1946; «Levensformen», 1948; «Die Bilanz des Christentum», 1951.

ЛЕККИ

ЛЕККИ (Lecky) Уильям Эдуард Гартполь (род. 26 марта 1838, Ньютаун, близ Дублина - ум. 22 окт. 1903, Лондон) - ирл. историк; ученик Бокля, исследователь истории культуры. Осн. произв.: «History of the rise and influence of the spirit of rationalism in Europe», 2 vol., 1865; «History of european morals from Augustus to Chalemagne», 2 vol., 1869.

ЛЕММА

ЛЕММА (от греч. lemma) - предложение, положение; в математике - вспомогательное предложение, употребляемое при доказательстве одной или нескольких теорем.

ЛЕНИВЫЙ РАЗУМ

ЛЕНИВЫЙ РАЗУМ -

у Цицерона, Канта и др. разум, который отказывается от деятельности; поскольку фатализм прав, употребление разума в жизни оказывается излишним. Ср. Квиетизм.

ЛЕПТОСОМНЫЙ ТИП

ЛЕПТОСОМНЫЙ ТИП (от греч. 1eptos - тонкий, нежный и soma - тело)

тип конституции, характеризующийся худощавостью, т.е. отставанием роста тканей в толщину по сравнению с ростом в длину. В отличие от «как струна» напряженных, сильных лептосомов Кречмер называет «астениками» хилые экстремальные варианты и слабые формы лептосомного типа.

ЛЕРУ

ЛЕРУ (Leroux)

Пьер (род. 1797 - ум. 1871) - франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 основал журнал «Le Globe», печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христ. социализма, которую развивал в «De Egalite» (1838), «Refutation de l'electicisme» (1839) и др. Эта система представляла собой соединение пифагорийских и буддийских учений с учениями Сен-Симона, а также предполагала участие особой «религии человечества», основанной на солидарности и равенстве людей. Выступал против католич. церкви. После государственного переворота 1852 был изгнан из страны, долгое время жил на о. Джерси, где обнародовал свою социально-философскую поэму «La Greve de Samarez». Осн. произв.: «Опыт о равенстве», 1838; «О человечестве, его принципах и его будущем», 2 т., 1840.

ЛЕРУА

ЛЕРУА (Le Roy)

Генрих (род. 1598 ум. 1679) - голл. врач и философ; профессор Утрехтского ун-та; основатель материалистической школы картезианства (последователей Р. Декарта). Отойдя от дуализма картезианской философии, считал невозможным существование особой мыслящей субстанции и объявил материю единственной субстанцией, а душу - модусом тела, т.е. вторичной, производной по отношению к телу. Отстаивая материалистический сенсуализм, Леруа отрицал врожденные идеи, в т. ч. идею Бога. Осн. произв.: «Fundamenta physices», 1646; «дxplicatio mentis humanae sive animae rationalis», 1647; «Philosophia naturalis», 3 ed., 1661; «Fundamenta medica», 1647.

ЛЕСЕВИЧ

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (род. 15 янв. 1837, с. Денисовка, Полтавской губ. - ум. 13 нояб. 1905, Киев) - рус. философ-позитивист и публицист. Сотрудничал в «Отечественных записках» Некрасова, в «Рус. богатстве», затем в «Русской мысли». Соответственно менялись и политические взгляды Лесевича - от сочувствия демократам к либерализму, а в философии - от приверженца философских взглядов О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера к «новокритической нем. школе» (Р.Авенариус, А.Риль, Ф.Паульсен и др.) как высшей стадии позитивизма. Эта школа, по Лесевичу, дополнила философию Конта теорией познания, построенной на истолковании чистого опыта. Сущее и вещи - не более чем призраки, лишь тогда имеющие смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Осн. работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии», 1877; «Что такое научная философия», 1891; Собр. соч., тт. 1-3, 1915-1917.

ЛЕССИНГ

ЛЕССИНГ (Lessing)

Теодор (род. 8 февр. 1872, Ганновер - ум. 30 авг. 1933, Мариенбад: убит) - писатель и философ; прагматист, близко стоявший к социализму. Защищал рационалистический пессимизм в области культуры («Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen», 1919) и выступал за равноправие женщин, уничтожение официально разрешенной проституции, за мирное соглашение между народами. Осн. произв.: «Wertaxiomatische Studien», 1908; «Europa und Asien», 1919; «Prinzipien der Charakterologie», 1926.

ЛЖЕЦ

ЛЖЕЦ - «ЛЖЕЦ» - название приписываемого Евбулиду софизма: «Если некто - лжец и при этом он говорит, что лжет, - значит он лжет и одновременно говорит правду».

ЛЖИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ -

понятие экзистенциальной философии Сартра (франц. mauvaise foi), означающее такую ложь, когда я умышленно утаиваю от себя истину, мне известную, когда я в известном смысле лгу сам себе. Но т. к. я не могу себя обманывать даже умышленно (ибо мое сознание известно мне полностью), то моя лживость начинает исчезать, едва появившись, уступая тем самым место цинизму. Однако она может постоянно вызываться вновь, а может и быть характерна для всей жизни человека.

Предыдущая страница Следующая страница