Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МЕЛ")

МАБЛИ

МАБЛИ (Mably) Габриель Бонно де (род. 14 марта 1709, Гренобль - ум. 23 апр. 1785, Париж) - франц. историк, писатель; брат Кондильяка. Общественная жизнь, согласно Мабли, первоначально была основана и на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате частной собственности, ставшей осн. источником всех несчастий человечества. Единственный способ восстановить «систему общности» имуществ - уменьшить имущественные неравенства через ограничения потребностей и пресечения роскоши. Коммунизм Мабли - аскетический коммунизм. Народ - носитель верховной власти, и он имеет право изменять существующее правление. Мабли оправдывал революции и гражданские войны, если они направлены против насилия и деспотизма. Осн. произв.: «Избр. произв.», М.-Л., 1950; «Начальные основания нравоучения», ч. 1 - 3, М., 1803; «О изучении истории», ч. 1-3, СПБ, 1812.

МАГИЯ

МАГИЯ (от греч. mageia - волшебство)

таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств. Чисто душевно воспринятое понятие магии вновь ожило в магическом идеализме эпохи романтизма (см. также Новалис). Где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма, заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира. Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия (обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя и т. д.), лечебная («белая магия»), вредоносная («черная» магия, насылание «порчи») и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий. См. также Оккультизм.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв, повивальное искусство)

предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕР

МАЙЕР (Maier)

Генрих (род. 5 февр. 1867, Хейденгейм, Вюртемберг - ум. 28 нояб. 1933, Берлин) - нем. философ; профессор с 1922, особо подчеркивал чувственные и волевые моменты, участвующие во всяком мышлении, и набросал обширную систему критического реализма. Осн. произв.: «Syllogistik des Aristoteles», 3 Bde., 1896-1900; «Sokrates», 1913; «Philosophie der Wirklichkeit», 19261935).

МАЙМОН

МАЙМОН (Maimon) Соломон (род. 1753, Несвиж, Литва - ум. 22 нояб. 1800, Нидер-Зигерсдорф, Силезия) - евр. философ; в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. работы: «Versuch ьber die Transzendentalphilosophie», 1790; «Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens», 1794; «Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist», 1797; «Autobiographie», hrsg. von. K. Ph. Moritz, 2 Bde., 1792 (частично есть в рус. пер., см. «Еврейская библиотека», тт. I -II, СПБ, 1871-1872).

МАЙМОНИД

МАЙМОНИД (Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон (род. 30 марта 1135, Кордова - ум. 13 дек. 1204, Фустат, близ Каира, где жил с 1165) - евр. врач, философ и теолог; величайший авторитет среди раввинов эпохи средневековья. Прославился тем, что упорядочил труднодоступные, труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав толкование содержащимся там понятиям (см. также ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Согласно Маймониду, законы евр. религии содержат высшие принципы всей истины и как раз поэтому они должны быть строго рационально обоснованы. Этим учением он вызвал гнев и упреки в атеизме со стороны евр. (и ислам.) ортодоксии. В своем осн. труде, написанном на араб, языке («Dalдlat al-Hдirin», ок. 1190), ок. 1200 переведенном на древнеевр. («More nebuchim» - «Руководство сомневающихся»), Маймонид опирался на философию Аристотеля. Это соч. оказало известное влияние на Фому Аквинского и Спинозу. В 1935 избр. соч. Маймонида были изданы Глатцером на евр. языке.

МАЙЯ

МАЙЯ (впервые встречается в инд. текстах упанишад и брахманах)

имя богини, которая воплощала принцип обмана в мире. Майя - инд. слово. Оно обозначает также искусство, посредством которого вызываются чудеса, или же сами эти чудеса. Наконец, в философии Шанкары «майя» является обозначением «перевертывающего» (виварта), преобразующего принципа, определяющего существование мира. На Западе это слово стало известно благодаря шопенгауэровскому выражению «покрывало Майи», которым тот хотел выразить иллюзорный характер мира (см. также Индийская философия).

МАК-ДУГАЛЛ

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall)

Уильям (род. 22 июня 1871, Ланкашир, Англия - ум. 28 нояб. 1938, Дарем, США) - англоамер. социолог и психолог; с 1927 - профессор в Дьюк-ун-те (Северная Каролина). Пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам. Является автором «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из этой теории, он объяснял социальное поведение людей, отстаивая превосходство «нордической расы». Пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной энергии.

МАКИАВЕЛЛИ

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli)

Никколо (род. 3 мая 1469, Флоренция - ум. 22 июня 1527, там же) - итал. политический деятель и историк. Известен как автор «Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio» (1531; «Государь и рассуждения на первую декаду Тита Ливия», СПБ, 1869, или «Князь», см. «Сочинения», «Academia», 1934). В этом соч. он под влиянием впечатления от произв. Ливия разрабатывает правила политического поведения и превозносит этику и мощь гордой дохрист. Римской империи. Известна и др. его работа - «II principe» (1532), - где он характеризует самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе (см. Государственный интерес). Отсюда термин «макиавеллизм» для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

МАКРОКОСМОС

МАКРОКОСМОС -

Вселенная, универсум, мир в целом. Ср. Микрокосмос.

МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ

МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ (от греч. makros - большой и skopein - рассматривать)

видимый невооруженным глазом. В физике говорят о макроскопических системах, в которых, в противоположность системам микрофизики, пространство, время и энергия кажутся величинами, независимыми друг от друга (если отвлечься от связей, вскрываемых теорией относительности).

МАКРОФИЗИКА

МАКРОФИЗИКА (от греч. makros большой и physis - природа)

классическая физика, еще не имеющая дела с микроскопически малыми телами; противоположность - микрофизика.

МАКСВЕЛЛ

МАКСВЕЛЛ (Maxwell)

Джеймс Клерк (род. 13 июня 1831, Эдинбург - ум. 5 нояб. 1879, Кембридж) - англ, физик и теоретик науки; профессор с 1871, создатель классической электродинамики. Обосновал (теперь отвергнутую) электромагнитную теорию света. Т. н. уравнения Максвелла настолько тесно связывают электрическое и магнитное поля, что если мы знаем изменения в одном поле, то становится ясным и состояние другого. Важной в теоретико-познавательном отношении работой Максвелла является «Matter and motion», 1876.

МАКСИМА

МАКСИМА (от лат. propositio maxima - высший принцип)

всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение. Знамениты «Максимы и размышления» Гёте; «Максимы» Ларошфуко (1665); «Oraculo manual» Бальтасара Грасиана (1653); «Размышления и максимы» Вовенарга (1746).

МАКСИМУМ И МИНИМУМ

МАКСИМУМ И МИНИМУМ (от лат. maximum и minimum)

наибольшее (наивысшее) и наименьшее (самое низкое). Отсюда: максимальный и минимальный. Для Николая Кузанского и Джордано Бруно «Бог», т.е. единое, из которого происходит все, является максимумом и одновременно минимумом: он находится как в величайшем, так и в мельчайшем.

МАЛЬБРАНШ

МАЛЬБРАНШ (Malebranche)

Никола (род. 6 авг. 1638, Париж - ум. 13 окт. 1715, там же) - франц. философ. Один из главных представителей контрреформаторской (несхоластической) католич. философии во Франции («христианский Платон»), наряду с Гейлинксом - глава окказионализма). По Мальбраншу, внешние чувства не могут познать существа вещи. Полученные с их помощью восприятия, напр. восприятия цвета, твердости, вкуса и т. д., суть плоды нашего воображения. Достоверность (здесь Мальбранш рассуждает подобно Декарту) обеспечивают нам только законы чистого мышления, которые содержатся в математических понятиях и суждениях и в необходимости которых проявляется Бог. Вследствие этого мир и человек растворяются в Боге; все в Боге познается только посредством Бога, который оказывает влияние везде и всюду (см. Панентеизм). Осн. произв.: «De la recherche de la verite», 1674 (рус. пер. «Разыскание истины», тт. 1-2, СПБ, 1903-1906).

МАЛЬРО

МАЛЬРО (Malraux)

Андре (род. 3 нояб. 1901, Париж - ум. 1976) - франц. писатель-философ. Занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по Южной и Восточной Азии, Афганистану и Персии, России и Северной Америке, проводил исследования в Индокитае. Пребывание в Кантоне и Испании связано с его революционной деятельностью; приблизительно с 1934 Мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. В своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника Всевышнего. Как художник слова, Мальро был наиболее сильным из писателей современности, пишущих в духе экзистенциализма. Осн. работы: «Les conquestants», 1927 (рус. пер. «Завоеватель»); «La voie voyale», 1929; «La condition humaine», 1933 (рус. пер. «Условия человеческого существования»); «Le temps du mepris», 1935 (рус. пер. «Годы презрения»); «L'Espoir», 1937 (рус. пер. «Надежда»); «Les noyers d'Altenburg», 1941.

МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (род. 1766 - ум. 1834) - англ, священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; рус. пер. т. 1-2, 1868) сформулировал закон народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в настоящее время указывают на то, что природа «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

МАНГЕЙМ

МАНГЕЙМ (Mannheim)

Карл (род. 27 марта 1893, Будапешт - ум. 9 янв. 1947, Лондон) - нем. социолог; ученик Макса Вебера, до 1933 - профессор во Франкфурте; создатель социологии знания. Исходил из историзма Трёлъча, а также учений Маркса, и Фрейда. Познание - дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности в обществе. Ожидание лучшего будущего Мангейм связывал с новым человеческим типом; создать этот тип - задача воспитания, которое «не может обойтись без внутреннего опыта религиозных образцов». Осн. произв.: «Ideologie und Utopie», 1929; «Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus», 1935; «Diagnosis of our time», 1943.

МАНДЕВИЛЬ

МАНДЕВИЛЬ (Mandeville) Бернард де (род. ок. 1670, Дордрехт - ум. 21 янв. 1733, Лондон) - англ, писатель. Прославился своей сатирической, снабженной комментариями «Басней о пчелах» («The fable of the bees or private vices made public benefits», 1714), в которой не колеблясь представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни; нравственные понятия - выдумка господ, чтобы управлять массами. Влияние Мандевиля сказалось прежде всего на франц. энциклопедистах.

МАНЕГОЛЬД ИЗ ЛАУТЕРБАХА

МАНЕГОЛЬД ИЗ ЛАУТЕРБАХА (Manegold von Lauterbach)

(род. ок. 1060 - ум. после 1103, Марбах, Эльзас) - теолого-политический странствующий оратор ранней нем. схоластики. «Наставник современных учителей», первый в нем. философии критик интеллектуализма; философию характеризовал как опасное для веры и души «излишество», ссылаясь на противоречия между языческими философами; он признавал значение только за этикой, причем различал, по античному образцу, политические, очищающие и чистые добродетели; защищал принцип народного суверенитета и благородство князей видел не в рождении или привилегиях, а в человеческом достоинстве и выполнении долга.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО -

составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса Мани (род. 216, Мардину, Вавилония - ум. 273, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратустры брошенным в него камнем). Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, - это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию - религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее - Аббасидов: на восток - вплоть до Китая, на запад - до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

МАНИЯ САМОГО СЕБЯ

МАНИЯ САМОГО СЕБЯ -

ограничение воли интересами изолированного Я при пренебрежении интересами другого и общими целями (Паульсен); своекорыстие, эгоизм, игнорирующий общее благо.

МАНТИКА

МАНТИКА (от греч. mantis - пророк)

искусство прорицания, напр. астрология, хиромантия (искусство чтения по руке), гадание на картах, заклинание и вопрошение мертвых (некромантия), толкование снов и др.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА -

направление в неокантианстве, основанное Германом Когеном и П. Наторпом, примыкающее к кантонской теории трансцендентальной дедукции и развивающее логистику, постигающую созерцание и действительность посредством понятий или математических средств (логический идеализм). Ощущение является не самостоятельным фактором познания, а неизвестной величиной, лишь побуждающей к познанию. Бытие - это переплетение логических отношений (панлогизм). Категории суть условия познания; суждение истинно и соответствует действительности, если оно образуется в соответствии с этими категориями. Наряду с Когеном и Наторпом видные представители этого течения - Э. Кассирер, Ф. А. Ланге, Альберт Герланд (1869-1952), первоначально также Н. Гартман.

МАРГИНАЛИИ

МАРГИНАЛИИ (от лат. margo край)

примечания, пометки на полях, короткие содержательные приложения в конце текста. Получили известность «Marginalien und Register», сделанные к «Критикам» Канта Георгом С. А. Меллином; в кратком очерке он дает связное изложение всей системы Канта.

МАРИТЁН

МАРИТЁН (Maritain)

Жак (род. 18 нояб. 1882, Париж - ум. 29 апр. 1973, Тулуза) - франц. философ; с 1913 по 1940 - профессора Institut catolique (Париж), до 1944 - в Institut d'etudes medievales в Торонто (Канада), с 1945 по 1948 - франц. посол в Ватикане, позже - доцент в Принстонском ун-те (США). Указал путь через Декарта, Лютера, Руссо и критицизм назад, за пределы «современного», путь к Фоме Аквинскому. Маритен является вождем неотомизма. Осн. его произв.: «Antimoderne», 1922; «Trois reformateurs», 1925 (Лютер, Декарт, Руссо); «Religion et culture», 1930; «Le Docteur Angelique» (o Фоме Аквинском), 1930; «Distinguer pour unir ou Les degres du savoir», 1932; «Humanisme integral», 1936; «La philosophic bergsonienne», 1914; «Raison et raisons essais detaches», 1947; «De Bergson д Thomas d'Aquin», 1944; «Court traite de l'existence et de l'existant», 1947; «L'Homme et l'etat», 1953.

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (род. 26 апр. 121, Рим - ум. 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) - рим. император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил 12 написанных на греч. языке томов под общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность - владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ (Marcuse)

Герберт (род. 19 июля 1898, Берлин - ум. 29 июля 1979, Штарнберг) - нем.-амер. социолог и философ; с 1934 - в СЩА. Полагал, что развитие науки и техники позволяет господствующему классу сформулировать через механизм удовлетворения потребностей новый тип «одномерного человека» с пониженным критическим отношением к обществу. Движущей силой социальных изменений в этих условиях станоэится отказ от всех социальных ценностей, а инициатива революционных изменений переходит к «аутсайдерам» (люмпены, безработные), а также к радикальным интеллигентам и студентам. За свои критические взгляды приобрел в 60-х годах известность среди «новых левых», однако позже отказался от наиболее нигилистических положений своей концепции. Осн. соч.: «Eros and civilization», 1955; «One-dimensional man», 1964; «Das Ende der Utopie», 1967; «Psychoanalyse und Politik», 1980.

МАРСЕЛЬ

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель (род. 7 дек. 1889, Париж - ум. 9 окт. 1973, там же) - франц. философ; профессор в Сорбонне, глава христ. экзистенциализма во Франции. Человеческую жизнь рассматривает преимущественно через призму противоположности между тем, чем мы владеем (вещи, мысли, чувства), что мы «имеем», и тем, что мы «есть», что составляет нашу сущность. Если то, чем мы владеем, порабощает нас или делает своими служителями, бытие омрачается. С 1950 Марсель отказывается от выражения «христ. экзистенциалист» и делает попытку заменить его термином «неосократик». Марсель проводит различие (по существу) между проблемой как чем-то анализируемым помимо меня и мистерией как тем, во что я вовлечен. С помощью майевтики он пытался помочь тому, чтобы человек трансцендировал мир проблем путем осуществления взгляда: «Бытие есть мистерия». Осн. произв.: «Position et approche du mystere ontologique», 1933; «Etre et avoir», 1935; «Du refus а Г invocation», 1940; «Homo viator», 1945; «La metaphysique de Royce», 1945; «Les hommes contre Phumain», 1951; «Le mystere de l'etre», 2 vol., 1951.

МАРСИЛИЙ ИЗ ИНГЕНА

МАРСИЛИЙ ИЗ ИНГЕНА (Marsilius von Inghen) (род. 1330, Инген, близ Нимвегена - ум. 20 авг. 1396, Гейдельберг) - нем. представитель поздней схоластики; в 1367 - 1371 - ректор Парижского ун-та, первый ректор основанного в 1386 Гейдельбергского ун-та. Как теолог близок к Фоме Аквинскому, как философ - к Уильяму Оккаму, а как натурфилософ, или естествоиспытатель, - к Буридану.

МАРТИНО

МАРТИНО (Martineau)

Джеймс (род. 21 апр. 1805, Норвич - ум. 11 нояб. 1900, Лондон) - англ, философ; ученик Тренделенбурга. Исходил из дуализма между явлениями психического мира и волевыми проявлениями мира реального; причинно выводимы лишь последние, которые сводятся в конце концов к Богу, наделяющему человека волей и позволяющему ему в его моральных поступках осуществлять, смотря по обстоятельствам, более высокие этические ценности. Осн. произв.: «Studies of Christianity», 1858; «Types of Ethical Theory», 2 vol., 1885; «Study of Religion», 2 vol., 1888.

МАСАРИК

МАСАРИК (Masaryk) Томаш Гарриг (род. 7 марта 1850, Годонин, Моравия - ум. 14 сент. 1937, Лана, Богемия) - чешек, философ и политический деятель; с 1918 по 1935 - президент Чехословацкой республики, с 1882 - профессор Пражского ун-та. Представитель теоретического, религиозного, а также национального социализма («Прежде чем я начал думать, хотя бы примитивно, по-социалистически, я думал по-чешски»); с 1884 по 1893 руководил основанным им научно-критическим журналом «Athenдum». Осн. произв.: «D. Humes Prinzipien der Moral», 1883; «Versuch einer konkreten Logik», 1886; «Die philosophischen und soziologischen Grundlagen des Marxismus», 1899; «Zur russischen Geschichts- und Religionsphilosophie», 1913; «RuЯland und Europa», 2 Bde., 1913; «Die Weltrevolution», 1914-1918.

МАССА

МАССА - 1)в естественнонаучном смысле количество вещества, содержащегося в теле; сопротивление тела изменению своего движения (инерция) называют инертной массой; физической единицей массы является инертная масса 1 см3 воды, что составляет 1 г (грамм массы). Каждое тело обладает также тяжелой массой, которая количественно соответствует инертной массе и которая определяет явление гравитации; см. также Энергия, Поля теория ; 2) в социологическом смысле группа людей, внутри которой индивиды до известной степени теряют свою индивидуальность и благодаря взаимному влиянию приобретают схожие чувства, инстинкты, побуждения, волевые движения (см. КОЛЛЕКТИВ). Массы образуются под давлением экономической или духовной необходимости («омассовление» индивидов). Образуется и действует масса в соответствии с закономерностью, изучение которой является задачей психологии масс и социологии. Буржуазное общество уже примерно с сер. 19 в., вследствие все более быстрого роста населения, стало приходить к убеждению, что оно преобразуется в общество масс. Эту форму общества многие социологи считали единственно возможной для европейской (т.е. для «современной») сферы цивилизации. Для такого общества характерны: массовая потребность в материальных и культурных благах и соответствующее массовое потребление, которое должно направляться частично техническим коллективом, частично государством (которое со своей стороны принимает характер организации масс). Это развитие ведет «в своем конечном результате к прогрессирующей всеобщей механизации, автоматизации и распределению функций во всех областях жизни, к законченной функциональной системе, состоящей из вещной аппаратуры и человеческих носителей этих функций. Все воспринятые под этим углом зрения явления (т.е. экономические, социальные и культурные) в возрастающей степени принимают характер чего-то субстанционально-опустошенного, в ценностном отношении нейтрального, короче говоря - чисто функциональный характер. Эти явления, т.о., выступают в жизни современного общества только в качестве функций др. функций, в совершенно определенных связях и процессах. Но они уже не обладают своей собственной, автономной силой воздействия и способностью самостоятельно формировать др. явления.

МАТЕМАТИКА

МАТЕМАТИКА -

наука, или группа наук, о познаваемых разумом многообразиях и структурах, специально - о математических множествах и величинах; напр., элементарная математика - наука о числовых величинах (арифметика) и величинах пространственных (геометрия) и о правилах исчисления этих объектов. Чистая математика занимается величинами как таковыми, прикладная математика имеет дело с измеримыми и исчислимыми явлениями, т.е. с именованными числами. Чистая математика в состоянии вывести, просто «вычислить», свои результаты с помощью некоторых простых понятий и предположений, «аксиом», посредством чисто логических заключений, с правильностью которых должно согласиться каждое здравомыслящее существо («математическая» достоверность, строгая аргументация). Математические построения. относятся к сфере идеального бытия (см. Бытие) и априорного понимания; они становятся лишь носителями апостериорного познания, поскольку могут быть «применены» к эмпирическим взглядам (Кант). На развитие философии математики, т.е. вопроса о ее собственной сущности и ее действительно высших положениях (см. Аксиома) и вопроса о ее значении для теории познания и логики, в новейшее время влияли и влияют Фреге, Рассел, Гильберт, Брауер, или т. н. (математическое) «исследование основ» (см. Логистика). Оно обнаруживает «кризис принципов», углублению которого препятствуют (математический) формализм (Гильберт) и (математический) интуитивизм (Брауэр); это исследование пространно объясняет кризис, но не устраняет его полностью. Оно способствует также важному пониманию того, что в математике существуют неразрешимые вопросы (теорема Геделя). С др. стороны, для обширной области математики может быть приведено окончательное доказательство ее непротиворечивости (Гильберт, Генцен).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА -

см. Логистика.

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный)

воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности - не только материальной, но душевной и духовной - в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем - неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Материалистична также философия Б. Рассела и его школы. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. Своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж.Ламетри, П.Гольбах, Д.Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус, Я.Молешотт, К. Фогт, Л.Бюхнер, Э.Геккель, Е.Дюринг). Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. Осн. его положения - это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. Материализм - образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. Необходимо различать следующие разновидности материализма: ОФизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) Биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж.Ламетри, В.М.Бехтерев). 4) Нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. Он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) Диалектический материализм («диамат») - был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) Исторический материализм (см. Материализм исторический).

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории)

восходящая к СенСимону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). Энгельс рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие (см. Идеология). Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство). Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития - счастье для всех (см. Эвдемонизм).

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ -

это не определение в собственно логическом смысле, т.е. не установление понятия, а вещное определение, которое относится к действительному содержанию того, что имеется в виду в определении.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛЬНЫЙ (от лат. material)

1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность - формальный. 2) телесный, вещный; противоположность - имматериальный.

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ (лат. materia)

вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилоэоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки - в современном естествознании, В новейшей физике «материя» - обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).

МАУТНЕР

МАУТНЕР (Mauthner)

Фриц (род. 12 нояб. 1849, Хоршиц, Богемия - ум. 29 июня 1923, Мерсбург, Боденское озеро) - нем. представитель философии языка. Как сторонник крайнего номинализма отрицал собственную ценность познания; то, что называют прогрессом познания, в действительности представляет собой лишь изменение слова благодаря его метафорическому употреблению. Философы спорят о словах; спор можно решить только путем радикальной критики философской терминологии. Осн. произв.: «Beitrдge zu einer Kritik der Sprache», 1901-1902; «Die Sprache», 1907; «Wцrterbuch der Philosophie», 1910-1911; «Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande», 1920-1923.

МАХ

MAX (Mach) Эрнст (род. 18 февр. 1838, Моравия - ум. 19 февр. 1916, Хар, близ Мюнхена) - нем. физик и философ; с 1897 по 1901 - профессор в Вене. Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. 'Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии - т.е. стремиться к экономии мысли - на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Реальны, по Маху, только ощущения - звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т. д. - и их функциональные, непричинные зависимости и связи; вещи - это комплексы ощущений, Я - тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений, которая с др. группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует; различие вытекает лишь из различия точек зрения на научную обработку материала ощущений, который должен обрабатываться строго математически. Мах оказал влияние на теорию относительности и неопозитивизм; его положения оспаривались Лениным. Осн. произв.; «Die Mechanik in ihrer Entwicklung», 1883 (рус. пер. «Механика в ее развитии», 1909); «Die Analyse der Empfindungen», 1886 (рус. пер. «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», 1907); «Erkenntnis und Irrtum», 1905 (рус. пер. «Познание и заблуждение», М., 1909).

МАШИННАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ

МАШИННАЯ ТЕОРИЯ ЖИЗНИ -

сравнение, а у крайних представителей этой теории (напр., у Юлиуса Шульца) даже отождествление живого организма с машинами. Согласно Декарту, животные - это машины (автоматы) без «души»; Ламетри написал книгу «L'homme machine» («Человек-машина»). Хр. Вольф объяснял, что истина в мире существует «потому, что мир есть машина». Дриш разрабатывал машинную теорию, развивая свое виталистическое учение (см. Витализм); материальное в организме он изображал как машину, а энтелехию, нематериальное, - как «инженера» или «архитектора». Юлиус Шульц разрабатывал машинную теорию в мельчайших деталях; однако его понятие органической «машины», конечно, не тождественно понятию машины технической (см. Типовергенция).

МЕГАРИКИ

МЕГАРИКИ (мегарская философская школа)

в греч. философии приверженцы Евклида Мегарского (род. ок. 450 - ум. 380 до Р. X.), ученика Сократа. Осн. их интересы были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.

МЕДИАЦИЯ

МЕДИАЦИЯ (лат. mediatio)

посредничество; медиаторный -посредствующий.

МЕДИТАЦИЯ

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio размышление)

интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте - ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).

МЕЖДУМИРИЕ

МЕЖДУМИРИЕ -

метакосмос, введенное Эпикуром обозначение пространства между мирами, где живут боги, не заботясь о мире.

МЕЗОН

МЕЗОН (от греч. mesos - промежуточный)

неустойчивая частица (продолжительность жизни свободного мезона самое большее - сотая часть одной миллионной доли секунды) со значением массы, промежуточным между массой электрона и массой протона; встречается во многих разновидностях (в природе, в свободном состоянии - в космических лучах) и участвует в построении атомного ядра. К мезонам относятся: пи-мезоны, К-мезоны, многие резонансы; обнаружены мезоны с «очарованием» и «красотой».

МЕЙЕР

МЕЙЕР (Меуег)

Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария - ум. 30 апр. 1966, там же) - нем. философ и педагог; с 1922 - профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der abendlдndlichen Weltanschauung» (5 Bde., 1946-1949), где он, по примеру Дильтея и Греция, с любовью и пониманием нарисовал картину развития философских проблем, попыток разрешения и влияния их на мировоззрение людей соответствующей эпохи (включая знание о космосе, оценки, переживаемый порядок ценностей и формирование жизни). Это соч. Мейера еще и по сей день является самым объемистым из всех произв. по истории философии, вышедших из-под пера одного автора. Кроме того, Мейер написал: «Systematische Philosophie», 1954-1957.

МЕЙЕРСОН

МЕЙЕРСОН (Meyercon)

Эмиль (род. 12 февр. 1859, Люблин - ум. 2 дек. 1933, Париж) - франц. философ. В противовес феноменологии и позитивизму защищал точку зрения, что наука как онтология должна требовать для вещей объективных основ, по возможности независимых от субъективных условий ощущения; она должна заботиться не только о закономерности явлений, но также и об их причинности. Осн. произв.: «Identite et realite», 1908; «De l'explication dans les sciences», 1921; «La deduction relativiste», 1925.

МЕЙМАН

МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (род. 29 авг. 1862, Юрдинген - ум. 26 апр. 1915, Гамбург) - нем. психолог и педагог; профессор с 1911. Принадлежал к школе Вильгельма Вундта. Явился основателем экспериментальной педагогики. Осн. произв.: «Vorlesungen zur Einfьhrung in die experimentelle Pдdagogik», 1911-1920 (рус. пер. «Лекции по введению в экспериментальную педагогику», 3 части, 1914-1917); «System der Дsthetik», 1914.

МЕЙНЕКЕ

МЕЙНЕКЕ (Meinecke)

Фридрих (род. 30 окт. 1862, Зальцведель - ум. 6 февр. 1954, Берлин) - нем. историк; с 1901 по 1928 - профессор в Берлине. Особую известность принес ему труд «Die Entstehung des Historismus» (1936), в котором он защищает историзм от упрека в том, будто он является отступлением в прошлое перед лицом современности. Подлинный историзм равнозначен историческому сознанию и представляет собой «не что иное, как применение к исторической жизни жизненных принципов, выработанных в процессе великого движения в Германии от Лейбница до Гёте». Мейнекке написал также: «Persцnlichkeit und geschichtliche Welt», 1918; «Die deutsche Katastrophe», 1949; «Aphorismen und Skizzen zur Geschichte», 1951; «StraЯburg - Freiburg - Berlin», 1949 (автобиография); Werke, 6 Bde., 1957.

МЁЙНОНГ

МЁЙНОНГ (Meinong)

Алексиус фон (род. 17 июля 1853, Лемберг - ум. 27 нояб. 1920, Грац) - австр. философ и психолог; профессор с 1882. Развивал теорию предметностей, т.е. учение о предметном, не учитывающее соответствующей формы существования этого предметного, но с особым вниманием рассматривающее его отношение к одному из четырех осн. качественно определенных классов. Соответственно этим классам переживаний - представления, мысли, чувства, желания Мейнонг различает четыре класса предметов - объекты, объективное, достойное (дигнитативное) и желаемое (дезидераты). К достойному относятся истинное, доброе и прекрасное, к желаемому - «предметы» долженствования и надобности цели, из чего Мейнонг делает важные выводы для теории ценностей. Осн. произв.: «Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie», 1894; «Ьber Annahmen», 1902; «Ьber die Stellung der Gegenstandstheorie щ System der Wissenschaften», 1907; «Gesamte Abhandlungen» (изданное его учениками, содержит библиографию), 2 Bde., 1913-1914; «Ьber Mцglichkeit und Wahrscheinlichkeit»,"1915.

МЕЛАНХОЛИЯ

МЕЛАНХОЛИЯ (от греч. melas черный и chole - желчь)

уныние, задумчивость, душевное состояние, которое знаменуется мрачным настроением, печальными представлениями, слабостью воли, ослаблением чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Меланхолик склонен к пессимизму, к восприятию жизни, подчиняющемуся больше настроению и чувству, чем действию и воле.

Предыдущая страница Следующая страница