Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИС"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИС"-"ДЮР")

ДИСЦИПЛИНА

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina обучение, воспитание)

учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ (Dietrich von Freiberg)

(род. ок. 1250, Фрейберг, Саксония - ум. после 1310) - нем. естествоиспытатель и натурфилософ. Исследовал физическую природу радуги. В своих философских взглядах, испытавших сильное влияние неоплатонизма, был приверженцем метафизики света и предшественником мистиков (особенно Мейстера Экхарта), напр. в своем учении об «отрешенности богоподобного духа» - места «блаженного созерцания» Бога.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

раздел психологии, в котором рассматриваются индивидуальные различия душевных свойств, предрасположений, напр. психология типов, возрастные или половьге особенности, различные способности и т. д. Термин ввел В.Штерн (W.Stern, Die differetielle Psychologie, 1911). Первыми крупными представителями этой отрасли были Бине (Франция), Лазурский (Россия), Кеттел (США) и др.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - различие)

выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки; дифференциация является, в частности, одним из принципов учения о биологическом развитии. См. также Индивидуация, Развертывание.

ДИХОТОМИЯ

ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части)

деление надвое; в логике - подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.

ДИЦГЕН

ДИЦГЕН (Dietzgen)

Иосиф (род. 9 дек. 1828, Бланкенберг, близ Кёльна - ум. 15 апр. 1888, Чикаго) - нем.-австр. философ-самоучка. Занимался гл. о. теоретическими проблемами познания и развил собственную теорию диалектического материализма. Осн. произв.: «Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit», 1869 (рус. пер. «Сущность головной работы человека», 1907); «Gesammelte Schriften», 3 Bde., 1911; «Dietzgen-Brevir», 1915; на рус. яз.: Избр. философ, соч., 1941.

ДИЭТЕТИКА

ДИЭТЕТИКА (греч. diateteki [techne] учение о разумном образе жизни) - искусство жить.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ -

продолжение существования вещей во времени. Бергсон говорит о действительности, что она не имеет ни пространственного, ни количественного измерения, что она представляет собой «чистую длительность» и абсолютно отлична от времени и пространства. Длительность может быть воспринята не с помощью рассудка (который способен только расчленять, анализировать, измерять и считать), а с помощью интуиции. Понятие длительности, данное Бергсоном, было подхвачено Рильке и др. философами.

ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ

ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ -

см. Бытие-всебе.

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ -

в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для-себя-бытия является то, что субъект свою познавательную деятельность может сделать предметом познания. У Гегеля (Энциклопедия, § 91 и далее) для-себя-бытие - «снятие отношения и связи с другим» и «бесконечное возвращение в себя». См. также Санкхья.

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРО И ЗЛО -

категории этики. Добро - это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.. Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см. Этика). «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом - телеология антиценностей) в реальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935). Телеология сама по себе (т.е.- способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишь человек как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию (см. Целевая деятельность), т.е. человек в его отношении к ценностям. См. также Зло.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ -

постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью; храбрость - между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость - между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость - между скупостью и расточительством; кротость - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель - верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Для Гёте добродетель - «истинно подходящее в каждом положении». В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также Шлейермахер, Этика).

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (род. 24 янв. 1836, Н. Новгород - ум. 17 нояб. 1861, Петербург)

рус. литературный критик, просветитель, философ. С 1856 печатался в журнале «Современник». В ряде глубоких теоретических статей («О значении авторитета в воспитании», 1857; «Органическое развитие в связи с его умственной и нравственной деятельностью», 1858; «Роберт Овен и его попытки общественных реформ», 1859) затрагивал вопросы педагогики, эстетики, философии. Философия, по Добролюбову, должна быть связана с практикой, основываться на здравом смысле и простой логике, обличать общественные пороки, способствовать развитию в человеке благородных стремлений, законов общественной солидарности. Он считал, что в основе природы и человека лежат не противоположности, а единство, гармония; в такой же гармонии существуют душа и тело человека. Философско-историческая концепция Добролюбова была по преимуществу просветительско-антропоцентрической.

ДОГМА

ДОГМА (от греч. dogma - мнение)

философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы; также христ. догмат веры - (обязательное) вероучение сверхъестественного происхождения, воспринятое через Божье откровение определенными людьми (церковью) и переданное для распространения и применения. См. Аксиома, Принцип.

ДОГМАТИК

ДОГМАТИК -

тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы. В философии первоначально (по Сексту Эмпирику) догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в противоположность все подвергавшим сомнению скептикам; по Канту, те, кто выдвигает позитивные метафизические положения в обход опыта и наблюдения, не спрашивая, имеет ли право человеческий разум на такие утверждения.

ДОГОВОР

ДОГОВОР -

соглашение между двумя или многими людьми, по которому каждый вступивший в этот договор (контрагент) принимает на себя обязательство, заключающееся, как правило, в том, чтобы что-то делать, от чего-то воздерживаться или что-то допускать. «Первые договоры» возникают, согласно различным договорным теориям (Эпикур, Цицерон, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Иоанн Альтузий, Габриель Биль, Ж. Ж. Руссо и др.), между членами каждой группы даже при самых примитивных отношениях; государство якобы также возникло в результате договора (см. Гоббс, Государство).

ДОЙСЕН

ДОЙСЕН (Deussen)

Пауль (род. 7 янв. 1845, Обердрейс, Нёйвид - ум. 6 июля 1919, Киль) - нем. философ; профессор (с 1889), последователь Шопенгауэра (под его редакцией вышло Поли. собр. соч. Шопенгауэра, в 14 тт., 1911 и далее) и основатель Шопенгауэровского общества (1912). Переводчик и комментатор инд. философии, идеи которой он объединил с философией Шопенгауэра, создав т. о. метафизическое учение. Осн. произв.: «Die Elemente der Metaphysik», 1877; «Allgemeine Geschichte der Philosophie», 7 Bde., 1894-1917; «Die Sutras des Vedanta», 1887; «Die Geheimlehre des Veda», 1907; «Das System des Vedanta», 1883; «Vier philosopische Texte des Mahabharatam», 1906; «Erinnerngen an Indien», 1904; «Mein Leben», 1922.

ДОЙТИНГЕР

ДОЙТИНГЕР (Deutinger) Мартин (род. 24 марта 1815, Лангенпрейзинг - ум. 9 сент. 1864, Бад-Пфеферс) - нем. философ; в 1847 - 1852 преподавал в Диллингене; представитель спекулятивного теизма (ученик Шеллинга и Баадера). Пытался доказать совместимость учения католич. церкви с философией. Абсолютное есть некое Я, воля тождественна бытию, которое в свою очередь тождественно познанию Бога. Осн. произв.: «Grundlinien einer positiven Philosophie», 7 Bde., 1843 - 1849; «Das Prinzip der neueren Philosophie und der christlichen Wissenschaft», 1857.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА -

попытки логически вывести бытие Бога и его предикаты и тем самым рационально обосновать веру в Бога. Согласно Канту, бытие Бога решительно недоказуемо, но это не является для Канта основанием утверждать, что Бога не существует. Имеется шесть наиболее известных доказательств бытия Бога. 1) Онтологическое доказательство бытия Бога из наличия субъективной идеи высшей сущности выводит ее объективное существование: если бы Бог существовал не в действительности, а лишь как идея, этот недостаток противоречил бы понятию Бога как наисовершеннейшей, наиреальнейшей сущности. 2) Психологическое доказательство бытия Бога исходит из наличия идеи Бога в сознании (т.е. из переживания Бога) и утверждает, что само сознание не может быть достаточным основанием для наличия в нем идеи Бога; следовательно, основу должна составлять внешняя причина сверхчеловеческого порядка (т.е. Бог как существующий). 3) Космологическое доказательство бытия Бога проводит временную связь от существования мира к его создателю, от обусловленности всего сущего к последней безусловной, в себе сущей, абсолютной сущности, к Богу, который является несводимой дальше причиной. 4) Телеологическое доказательство бытия Бога исходит от целесообразности и порядка мира и приходит к его премудрому архитектору. 5) M o p а л ь н о е доказательство бытия Бога из наличия нравственного сознания выводит его создателя или из «морального миропорядка» выводит основателя этого миропорядка. 6) Волюнтаристское доказательство бытия Бога исходит из того, что человек стоит на высшей из трех ступеней - сущего, живого и познающего. Но он не всемогущ, т. к. может не все, чего хочет. Следовательно, должна существовать некая высшая сила над ним, которая является всемогущей: Бог.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - в самом общем смысле прием, к которому прибегают с той целью, чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания или - в том случае, если данное положение оспаривается, - еще раз его дополнить и подтвердить. Строгое, или дедуктивно е, доказательство (демонстрация) имеет место в том случае, если данное высказывание подтверждается положениями (основания доказательства, аргументы), которые признаются истинными, так что утверждаемое следует из них как вывод из логического умозаключения. Если такое доказательство оказывается невозможным, то следует сделать обратное, т.е. привести в качестве оснований доказательства факты, вытекающие из данного тезиса как его частные случаи, - индуктивное доказательство. Если же речь идет только или о правильности, или о ложности данного тезиса, а не об отсутствии возможности выбора между этими двумя тезисами, то далее может быть сделана попытка доказать противоположное данному тезису или опровергнуть то, что затем служит основанием для опровержения или доказательства последнего, - косвенное доказательство. Противоположностью доказательства является опровержение; оно состоит в том, что в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из которых это утверждение не может быть выведено. Ошибки доказательства могут состоять: 1) в неясности тезиса, который должен быть доказан; 2) в неправильности или ненадежности приведенных оснований доказательства; 3) в формальной неправильности выведения следствия. Наиболее известные ошибки доказательства суть следующие: Гистеронпротерон, Circulus vitiosus, Petitio principii, Ignoratio elenchi, Proton pseudos и Quaternio terminorum . От этих ошибок следует отличать: ошибочное умозаключение, логическую уловку и неправильное умозаключение.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО (лат. reductio ad absurdum)

вид доказательства, при котором справедливость некоторого суждения (тезиса доказательства) осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения - антитезиса. Опровержение антитезиса достигается путем установления его несовместимости с заведомо истинным суждением. Часто доказательство от противного опирается на двузначности принцип.

ДОКТОР

ДОКТОР (лат.)

учитель, ученый; употребляемое в зависимости от обстоятельств с различными определениями, слово «доктор» было почетным титулом ведущих теологов и философов средневековья: doctor angelicus (ангелический доктор) - Фома Аквинский; doctor invincibilis (непобедимый доктор) - Уильям Оккам; doctor mirabilis (чудесный доктор) - Роджер Бэкон; doctor subtilis (остроумный доктор) - Дуне Скот; doctor universalis (всеобъемлющий доктор) - Альберт Великий; doctor fundatisimus (основательнейший доктор) - Эгидий Римский; doctor ecstaticus (восторженный доктор) - Дионисий Картезианец; doctor solemnis (торжественный доктор) - Генрих Гентский; doctor christianissimus (христианнейший доктор) - Иоанн Жерсон; doctor seraphicus (серафический доктор) - Бонавентура и т. д.

ДОКТРИНА

ДОКТРИНА (лат. doctrina - учение)

систематизированное политическое, идеологическое или философское учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма, напр. «доктринер» - упорный защитник устаревших доктрин.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ -

в области философии представляет собой систематизированный сбор, хранение, каталогизацию и использование философских публикаций с целью создания единого, структурированного банка данных философ, течений, концепций, проблем и понятий, а также представителей философ, науки для обеспечения быстрого и надежного доступа к каждой из информационных единиц с помощью специальных технических средств. В настоящее время в библиотечном деле широко используется десятеричная система документирования, когда информационному объекту присваивается уникальный код, представляющий собой десятеричное число, причем каждая информационная единица, включаемая в него по соображениям тематической принадлежности, наделяется кодом-расширением, добавляемым к основному. Как показывает практика, подобная система не позволяет в должной мере провести четкую понятийную, проблемную и концептуальную дифференциацию философ, фонда знаний, а также отразить имеющиеся специфические научные нюансы. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов системной обработки научных данных, в т. ч. с использованием в этой сфере электронно-вычислительных и компьютерных систем.

ДОЛГ

ДОЛГ -

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ -

по Канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. Несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.

ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Presocraques; англ. Presocratics)

греч. философы до Сократа: ионийские натурфилософы, элеаты и более поздние натурфилософы. Сохранившиеся от них тексты собраны в соч. X. Дильса «Fragmente der Vorsokratiker», 1903 («Фрагменты досократиков»). Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен, а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. Осн. предмет философствования у досократиков - космос - мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. К досократикам относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики из Элей, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. См. Греческая философия.

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН -

общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если приведено достаточное основание его истинности. В составе достаточного основания должны быть заведомо истинные суждения, уже доказанные опытным путем или выведенные из истинности др. положений. Закон достаточного основания является общим методологическим принципом в логике. Впервые сформулированный Готфридом Вильгельмом Лейбницем, он характеризует одну из существенных черт логически правильного мышления - доказательность.

ДОСТОВЕРНОСТЬ

ДОСТОВЕРНОСТЬ -

убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. Достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании - интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученной посредством сообщения или посредством мышления).

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА -

по Шиллеру, выражение благородного образа мыслей: «Власть нравственной силы над влечениями составляет свободу духа, и в явлении она сказывается в том, что мы называем чувством достоинства» («О грации и достоинстве», 1793). В настоящее время достоинство человека является выражением его личностной ценности.

ДРЕВС

ДРЕВС (Drews)

Артур (род. 1 нояб. 1865, Итерзен - ум. 19 июля 1935, Архене) - нем. философ; профессор Высшей технической школы в Карлсруэ; последователь Гегеля и Эдуарда Гартмана, представитель пантеистической метафизики, названной им самим «конкретным монизмом». В своей книге «Die Christusmythe» (1909-1911; рус. пер. «Миф о Христе», 1926) Древе оспаривал историческое существование Иисуса. Осн. произв.: «Die deutsche Spekulation seit Kant», 1893; «Eduard von Hartmanns philosophisches System im GrundrЯ», 1902; «Die Religion als SelbstbewuЯtsein Gottes», 1906; «Psychologie des UnbewuЯten», 1924; «Lehrbuch der Logik», 1928.

ДРИШ

ДРИШ (Driesch) Ханс (род. 28 okt. 1867, Банд-Крейцнах - ум. 17 июня 1941, Лейпциг) - нем. философ, первоначально биолог; в 1921-1933 - профессор в Лейпциге. Исходя из учения Геккеля, создал систему критического, антиматериалистического витализма («Philosophie des Organischen», 2 Bde., 1909), которая в философском плане частично восходит к Аристотелю и его понятию энтелехии (см. также ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ). В философии Дриш отличает «учение о порядке» («Ordnungslehre», 1912), или логику, от «учения о действительности» («Wirklichkeitslehre», 1917), или метафизики. Логика есть учение о значениях, натурфилософия - учение о значениях, овеществленных в пространстве, времени и материи; история, иначе философия культуры, есть учение о реальностях природы, обладающих духовно-этическим значением. Дриш активно выступил в защиту парапсихологии. В 1947 в Регенсбурге было основано Общество по философии и парапсихологии имени Ганса Дриша. Соч., кроме вышеупомянутых: «Geschichte des Vitalismus», 1905; «Leib und Seele», 1916; «Grundprobleme der Psychologie», 1925; «Parapsychologie», 1932; «Die Ьberwindung des Materialismus», 1935; «Selbstbesinnung und Selbsterkenntnis», 1940; «Lebenserinnerungen» издала его дочь Teтац-Дриш в 1947.

ДРУЖБА

ДРУЖБА -

со времен Сократа считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности двух людей. При этом высшей нравственной оценки удостаивалась дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу. Неотделимый атрибут дружбы - общение, открывающее путь к реализации своего «я» через «ты». Настоящая дружба органично несет в себе элемент внешней свободы, что наделяет ее силой раскрепощения свободы внутренней.

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный)

сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т.е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется в гегелевской диалектике, которая снимает противоположность в синтезе. Такую же цель преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: душа - тело.

ДУБИСЛАВ

ДУБИСЛАВ (Dubislav)

Вальтер (род. 2 сент. 1895, Берлин - ум. 1937, Прага) чешек, философ; с 1931 - профессор в Берлине, работал в основном в области математической логики; представитель антиметафизической, научно-теоретической философии. Осн. произв.: «Philosophie der Mathematik», 1932; «Naturphilosophie», 1933.

ДУНИН-БОРКОВСКИЙ

ДУНИН-БОРКОВСКИЙ (DuninBorkowski) Станислав (род. 11 нояб. 1864, Винники, близ Львова - ум. 1 мая 1934, Бонн) - польск. иезуит. Известен как исследователь Спинозы. Осн. произв.: «Der junge De Spinosa», 1910; «Die Kirche als Stiftung Christi», 1921; «Schцpferische Liebe», 1922; «Spinosa nach 300 Jahren», 1932; «Aus den Tagen Spinozas», 1933.

ДУНС СКОТ

ДУНС СКОТ (Duns Scotus) Иоанн (род. между 1266 и 1270, Макстон, Шотландия - ум. 8 нояб. 1308, Кельн) - шотл. теолог-схоласт, по прозванию «doctor subtilis» (см. ДОКТОР). Основатель шотл. школы, занимавшей ведущее положение во францисканском ордене; остроумный критик томизма. Дуне Скот учил, что как у человека, так и у Бога не воля зависит от разума, а наоборот - разум от воли (учение о примате воли). Воля Бога абсолютно свободна: то, чего хочет Бог, хорошо уже потому, что он этого хочет. В положения теологии надо просто верить. Глубокое отличие теологии от философии состоит в том, что в философии (поскольку частное с метафизической точки зрения лежит глубже всеобщего) иррациональные моменты господствуют над рациональными; эти последние, однако, должны быть выработаны и определены с наибольшей логической четкостью. В своей метафизике Дуне Скот пытается, в отличие от Фомы Аквинского, придать большее значение индивиду, усматривая принцип индивидуации в позитивном земном бытии, присоединяющемся к видоопределяющей форме.

ДУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУХ ВРЕМЕНИ

ДУХ ВРЕМЕНИ (нем. Zeitgeist)

согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. Гёте рассматривал дух времени как преобладающую духовную сторону эпохи: «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени».

ДУХА ИСТОРИЯ

ДУХА ИСТОРИЯ -

научный метод, рассматривающий историю культуры как историю духа, порождающего культуру. См. также Дух, Культура.

ДУША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУШЕВНОСТЬ

ДУШЕВНОСТЬ (нем. Gemüt)

лишь нем. языку свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства, внутреннего содержания души (см. Внутреннее).

ДУШЕВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ДУШЕВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ -

чувства, аффекты, страсти, настроения.

ДУШЕВНЫЕ СКЛОННОСТИ

ДУШЕВНЫЕ СКЛОННОСТИ -

понятие старой психологии, рассматривавшей мысли, чувства и волю как самостоятельные душевные склонности (так, напр., у Канта - склонность к познанию, к желанию, склонность к радости и грусти). Новая психология, наоборот, рассматривает все явления психического как акты Я.

ДУШИ ГЛУБИНЫ

ДУШИ ГЛУБИНЫ -

согласно Экхарту и др. нем. мистикам, то, что способствует включению в душу божественного; сущность души, а также божественный образ, свет или «искра».

ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ

ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ -

см. Метемпсихоза.

ДХАРМА

ДХАРМА (санскр., пали - дхарма, ведущий принцип)

в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма - элементы бытия, из которых слагается все сущее.

ДХЬЯНА

ДХЬЯНА (санскр. - размышления)

один из методов буддийского созерцания, особенно разрабатывавшийся в секте дзэнов; распространен в Китае и Японии, применяется в педагогике; этот метод созерцания имеет общие моменты с известными в Европе упражнениями на расслабление, т.е. преследующими цель расслабления мышц. Оказал большое влияние на кит. пейзажную живопись.

ДЬЮИ

ДЬЮИ (Dewey)

Джон (род. 20 окт. 1859, Берлингтон, Вермонт - ум. 1 июня 1952, Нью-Йорк) - амер. философ; в 1904 - 1931 - профессор Колумбийского ун-та в Нью-Йорке. Дьюи придал прагматизму типично амер. черты, соединив его с материализмом и бихевиоризмом. Действительное познание достигается лишь естественнонаучными методами. Трансцендентное не имеет реальности. Нет ничего долговечного. Человек начинает мыслить только тогда, когда ему приходится преодолевать трудности материального порядка. Идея есть продукт и функция опыта (инструментализм). Идея имеет ценность лишь постольку, поскольку она приносит практическую пользу. В настоящее время философские взгляды Дьюи являются общепринятыми в Северной Америке, где еще с доверием относятся к научно-техническому «прогрессу». Дьюи выступил также как реформатор в области педагогики. Осн. произв.: «The school and society», 1899 (рус. пер. «Школа и общество», 1922); «Experience and nature», 1925; «The influence of Darwin on philosophy», 1910; «Human nature and conduct», 1922; «The quest for certainty», 1929; «Art and experience», 1934; «Logic, the theory of inquiry», 1938; «Knowing and the known» (с А. Ф. Бентли), 1949; «How we think», 1910.

ДЮГЕМ

ДЮГЕМ (Duhem) Пьер (род. 10 июня 1861, Париж - ум. 14 сент. 1916, Бордо) - франц. физик. Известен также своими работами по философии и истории естествознания. Физические законы и теории в его понимании суть не что иное, как символические конструкции - релятивные, временные и слишком простые, чтобы дать полное представление о действительности - истинное или ложное. Единственной основой существования физической теории является вера людей в порядок, стоящий над физикой. Осн. произв.: «Le m.ixte, et la combinaision chimique, essai sur 1'evolution d'une idee», 1902; «La theorie physique», 1906; «Les sources des theories physiques», 1905; «Le Systeme du monde», 7 vol., 1913-1917.

ДЮРАН ДЕ СЕН-ПУРСЕН

ДЮРАН ДЕ СЕН-ПУРСЕН (лат. Durandus de Sancto Pbrciano) (род. ок. 1272, Сен-Пурсен - ум. 10 окт. 1334, Mo, будучи епископом) - франц. теолог-схоласт; противник Фомы Аквинского. Вступил в конфликт с собственным орденом (доминиканцев) из-за своей волюнтаристской метафизики (в некоторых пунктах совершенно несхоластической) и из-за своего метафизического учения об интеллекте, определяемом волей. Согласно учению Дюрана, бытие тройственно: существует бытие субстанций, бытие акциденций и бытие отношения (Relation). Его учение о том, что универсальное есть не что иное, как чистый продукт мысли, сделало его предшественником номинализма Уильяма Оккама. Осн. произв. - «Комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского», 1310-1312.

ДЮРИНГ

ДЮРИНГ (Dühring)

Евгений (род. 12 янв. 1833, Берлин - ум. 21 сент. 1921, Новавес, близ Берлина) - нем. философ и экономист; умеренный материалист. Признавал понятие силы и специфического жизненного принципа, ощущение и мысль рассматривал как простые состояния возбуждения материи. Исходя из свойств числа, Дюринг утверждал конечность Вселенной в пространстве и конечность мирового процесса во времени; делимость материи также должна иметь предел. Поскольку Вселенная и жизнь однажды начались, они всегда могут начаться вновь. Осн. произв.: «Der Wert des Lebens im Sinne einer heroischen Lebensauffassung», 1865; «Kritische Grundlegung der Volkswirtschaftslehre», 1866; «Kritische Geschichte der Philosophie», 1869; «Kritische Geschichte der allgemeinen Prinzipien der Mechanik», 1873; «Kursus der Philosophie», 1875; «Logik und Wissenschaftstheorie», 1878; «Die Judenfrage», 1881; «Sachen, Leben und Feinde», 1882; «Der Ersatz der Religion durch Vollkommeneres», 1883; «Wirklichkeitsphilosophie», 1895.

ДЮРКГЕЙМ

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (род. 15 апр. 1858, Эпиналь - ум. 15 нояб. 1917, Париж) - франц. философ и социолог; с 1902 - профессор Сорбонны. Дюркгейм исходил из факта тесной связи человека и общества, которая по отношению к индивиду является принудительной. Разделение труда ввергает человека в неподвластное ему сплетение причин и следствий. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. В соответствии со своим восприятием, занимающим промежуточное положение по отношению к индивидуализму и коллективизму, Дюркгейм считал коллективными представлениями также законы и формы мышления. Осн. произв: «Les regies de la methode sociologique», 1895 (рус. пер. «Метод социологии», 1899); «Elements de sociologie», 1899; «Elements de sociologies, 1889; «La division du travail social», 1893 (рус пер. «О разделении общественного труда», 1900); «Le suicide», 1897; «Les formes elementaires de la vie rehgieuse...», 1912 (рус. пер. «Элементарные формы религиозной жизни...»).

Предыдущая страница Следующая страница