Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НЬЮ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕО"-"НЬЮ")

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ -

господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в Кембридже и было основано в 1903 Дж. Муром. Оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. Кроме Мура, неореализм представлен С.Александером, Ч. Д. Бродом, С.Л.Морганом, Б.Расселом, А.Н.Уайтхедом и др. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А.Айером, близка неопозитивизму.

НЕОСХОЛАСТИКА

НЕОСХОЛАСТИКА -

дальнейшее развитие схоластики после Реформации. Это развитие получило выражение частично в форме давно исчезнувшей протестант, неосхоластики, частично в форме католич. неосхоластики, расцвету которой способствовала Контрреформация и которая после периода упадка (особенно в 18 в.) усилилась снова (начиная с сер. 19 в.). Зародилась неосхоластика уже в эпоху Реформации. Каетан, аугсбургский противник Лютера на диспутах, был ее первым представителем. Особенно широкое распространение неосхоластика получила в Испании благодаря вновь основанному ордену иезуитов; вначале она опиралась на философию Аристотеля и Фомы Аквинского. Первая система католич. неосхоластики была создана иезуитом Суаресом ок. 1600; в Германии наиболее влиятелен был иезуит Грегор Валенсийский (1549-1603). В католич. неосхоластике произошел раскол из-за разногласий между учением доминиканца Банеца (1528-1604) о предопределении - банецианизмом - и учением о свободе иезуита Луи де Молина (1535 - 1600) - молинизмом. В Италии близкие к неосхоластике позиции занимали некоторые аристотелики эпохи Возрождения (напр., Патриций); представителем неосхоластики, в сущности, был и Кампанелла, а самым крупным ее сторонником в Италии 16 и 17 вв. является Бел л ар мин. Во Франции ярко выраженных форм неосхоластики почти не было, хотя даже Декарт был ей внутренне близок. Католич. неосхоластика проникает также в Польшу и Южную Америку. Уже в 18 в., но особенно в нач. 19 в. многие, гл. о. нем. католич. философы, такие, как Дойтингер, Фрошаммер, Гюнтер, более или менее отдалились от неосхоластики. После того как орден иезуитов, распущенный в 1773, был официально восстановлен (1814), неосхоластика стала возрождаться вновь: в Германии, в частности, этот процесс связан с деятельностью иезуита Клойтгена, позже ее развитие шло в русле неотомизма. Представители неосхоластики 20 в.: Катрейн, Гёртлинг, Пшивара, Гейзер, Грабанус. В основе протестант, неосхоластики в ее лютеранской форме лежат учение Меланхтона и своеобразное подражание Аристотелю; одним из наиболее известных ее систематиков, повлиявшим и на Христиана Вольфа, был Шейблер. Более поздние представители неосхоластики, такие, как Касмаи, Гутке, Юнгиус, Сеннерт, Таурелл, все больше и больше выходят за ее рамки. Уже Корнелиус Мартини (1568-1621) выступает против господства теологии, а Якоб Томазий в 1670 предсказывает ее крах. Окончательно преодолевает неосхоластику Лейбниц. Клеменс Тимплер (1540-1604) заложил основы реформированного направления протестант, неосхоластики; к нему примкнули автор «Лексикона» Гоклений, картезианец Клауберг, разрабатывавший онтологические проблемы, и, кроме того, Альтузий, теоретик философии государства и социолог. Перенесенная в Голландию неосхоластика просуществовала до 18 в., пока школа Лейбница - Вольфа окончательно не вытеснила ее, заимствовав ряд ее идей.

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ -

ядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения, направленного против Реформации. Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII (энциклика «Aeterni Patris», 1879) философии Фомы Аквинского. Неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во Франции и Бельгии, но имеет своих представителей почти во всех др. западноевропейских странах. Важнейший исследовательский центр - Высший ин-т философии, основанный при Лувенском католич. ун-те в 1882 кардиналом Дезире Мерсье (1851 - 1926). Наиболее известный представитель современного неотомизма - Жак Маритен. Кроме него, следует упомянуть Жильсона и Сертиланжа. Неотомисты занимаются гл. о. проблемами метафизики - учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию; проблемами натурфилософии - гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием: неживое тело, растение, животное, человек; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями - познанием и волением; вопросами познания - осн. различие между чувственным и рациональным познанием; учением о Боге - бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия; проблемами этики - блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

НЕОФРЕЙДИЗМ

НЕОФРЕЙДИЗМ -

направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с амер. социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ -

нелогичность; непоследовательное- нелогичное.

НЕПРАВИЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

НЕПРАВИЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ -

вывод, основанный на (вольной или невольной) логической ошибке; напр.: «то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов, следовательно, ты их имеешь». См. также Софизм.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ -

неразрывная связь в бытии или переход в становлении. Всеобщность лейбницевского «закона непрерывности» (природа не делает скачков), согласно которому в природе нет никаких перерывов, пробелов и все связано благодаря переходам, была опровергнута квантовой теорией. Эволюционная теория Дарвина в основном придерживается непрерывности, наличия переходов; теория мутаций де Фриза, наоборот, исходит из скачкообразности развития.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ -

в логике одно из осн. требований к формальным теориям и вообще к научному знанию. В каждой относительно обособленной теории (или системе знания) не могут одновременно выводиться некоторое предложение и его отрицание. Нарушение этого требования делает возможным в такой теории доказательство любого предложения и приводит к потере ею своей научной ценности, т.е. фактически к ее разрушению. Положение о логической непротиворечивости требует неукоснительной последовательности рассуждения.

НЕРВ

НЕРВ (от лат. nervus - сухожилие, жила)

Nervus billi («нерв войны») - движущая сила войны (речь идет о деньгах); Nervus probandi («нерв доказательства») - суть доказательства, то, что придает доказательству силу убедительности; Nervus rerum («нерв вещей») - самое главное, суть какого-либо предмета (чаще всего под этим подразумевают деньги); Nervus vivendi («нерв существования») - осн. начало, движущая сила.

НЕРЕДУЦИРУЕМОЕ

НЕРЕДУЦИРУЕМОЕ (от не... и лат. reducere - отводить назад)

то, что не может быть сведено к чему-либо другому или выведено из чего-либо другого.

"НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ"

"НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ" - название одной из работ Ницше.

НЕСОИЗМЕРИМОЕ

НЕСОИЗМЕРИМОЕ -

несравнимое из-за отсутствия общего масштаба, не могущее быть измеренным.

НЕТТЕСХЕЙМ

НЕТТЕСХЕЙМ (Nettesheim)

Агриппа (род. 14 сент. 1486, Кёльн - ум. 18 февр. 1535, Гренобль) - нем. писатель, врач и философ. В своем соч. «De occulta philosophia» (1510) проповедовал неоплатоническую философию, пронизанную алхимией, астрологией, магией и каббалистикой. Его наиболее известный до настоящего времени труд «Ьber die Eitelkeit und Unsicherheit der Wissenschaften» (1527) содержал самую острую по тому времени критику науки. Впоследствии возвращается к проповеди строго церковного вероучения. Его произв. опубликованы в «Magische Werke», 5 Bd., 1925.

НЕУДОВОЛЬСТВИЕ

УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ - два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания. Стоики называли удовольствие разрешением, а неудовольствие - отклонением; и действительно, удовольствие и неудовольствие могут быть поняты как полярно связанные друг с другом чувства ценности. Чувство удовольствия наступает при выполнении желания (часто неосознанного), а неудовольствия - при невыполнении его. Переход к выполнению желания - это то, что соответствует в действительности всякому удовольствию, а удаление от выполнения желания - то, что соответствует всякому неудовольствию; удовольствие и неудовольствие относятся к желанию как утверждающая и отрицающая формы сознания. см. также ГЕДОНИЗМ.

НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ

НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ -

в букв, понимании - все геометрические системы, отличные от геометрии Эвклида, не признающие ее аксиому о параллельных и утверждающие, что через точку, лежащую вне данной прямой, проходит бесконечно много прямых, параллельных данной прямой (Н. И. Лобачевский, 1793-1856), или ни одной прямой (Б. Риман, 1826-1866). Примечательно, что эти теории не находятся в логическом противоречии с первой, которая утверждает, что сумма углов любого треугольника равна двум прямым углам. У Лобачевского эта сумма меньше, а у Римана больше. Впервые предположение о возможности отхода от принципов эвклидовой геометрии было высказано у Прокла в его комментариях к трудам великого математика. См. Математика.

НЕ-Я

НЕ-Я -

осн. понятие философии Фихте. Не допуская существования независимой от сознания «вещи в себе» (Кант), он вынужден был ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному, другое - абсолютному сознанию, которые то совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений и распадений составляет ядро диалектики Фихте как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием Фихте постулировал и его противоположность - не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путем частичного взаимоуничтожения ими друг друга. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический, если наоборот - как практический.

НИБУР

НИБУР (Niebuhr)

Рейнхольд (род. 21 июня 1892, Райт-Сити, США - ум. 1 июня 1971, Стокбридж, Массачусетс) - амер. протестант, теолог, представитель диалектической теологии. Объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали, а личности - с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную, греховную сущность человека. Сделал вывод об «иронии», считая, что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли Бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда получает результаты, обратные ожидаемым. Эгоизм личности, группы людей почти всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих интересов. В своих работах Нибур призывает протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. Осн. труды: «Moral man and immoral society», 1932; «The nature and destiny of man», v. 1-2, 1941 - 1943; «Faith and history», 1949; «The irony of American history», 1952.

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) позиция абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

с давних времен многими своими сторонами связана с философскими воззрениями народов соседних стран. В голл.-флам. странах самостоятельная философия развивалась уже в средние века, с 13 в. Последователь Аристотеля Генрих ван Гент (1217 - 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. У Сигера Брабантского мы находим концепцию, примыкающую к философии Аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. Генрих Батский (1246-1310) пишет о неоплатонизме, а Вильгельм Мербекский (1215 - 1286) переводит греч. философов, Забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у Яна ван Рюйсбрека и Гирта Грота. Взгляды Фомы Кемпийского, автора «Imitatio Christi», носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник Николая Кузанского - Дионисий Картезий (1402/03-1471) - был философом в собственном смысле слова. Новый толчок развитию мистического направления в нидерл. философии дал Вессель Гансфорт, один из наиболее известных гуманистов. Рудольф Агршола подверг критике схоластику. В период Реформации и расцвета гуманизма нидерл. философия достигла своего апогея в учении Эразма Роттердамскою. Наконец, в нидерл. философии вновь возрождается реализм - на этот раз в философии морали Корнхерта (1522 - 1590). Картезианство имело своего представителя в лице Арнольда Гейлинкса; Гуго Гроций защищал гуманизм; натурфилософию развивали Ф.М. ван Гельмонт и - очень умеренно - анатом Бургаве (1668-1738). В 17 в. в Нидерландах, которые стали прибежищем независимого духа, жили Декарт и Ангелиус Силезский, Б ей ль и Спиноза. Франца Гемстергейса, философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. В 19 в. нидерл. философия испытала влияние Канта, Шеллинга и Гегеля, но оно было непродолжительным. С 60-х годов на арену снова выходит спинозизм (ван Флотен, Ланд, Мейнсма); он воплощается в философии Бирен-де-Хана (1866-1943). Роль освободителя нидерл. философии от оков классической филологии и теологии принадлежит Корнелиусу Виллему Опзомеру, философия которого имеет естественнонаучную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. Он хотел поставить философию на службу жизни. В нач. 20 в. в нидерл. философию проникло неогегельянство; особенно крупным его представителем был Г. Болланд. Б. И. Овинк (1854-1922) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. Наконец, в нидерл. философии намечается новый поворот к естественнонаучному позитивизму - на этот раз в форме психического монизма Георга Хеймана и его учеников. В современной нидерл. философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (Г. ван дер Лев, Е. де Брёйне), экзистенциализм (Р.Ф.Берлинг), логистика (Е.В.Бет, Р.Фейс). Философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм: Р. А. Констам, Дойеверд и Волленховен. В католич. кругах значительную роль играет неотомизм (Бейсенс, Л. де Реймакер).

НИКОЛАЙ ИЗ ОТРЕКУРА

НИКОЛАЙ ИЗ ОТРЕКУРА (Nikolaus d'Autrecourt)

(ум. после 1350) - франц. представитель поздней схоластики, был настоятелем монастыря в Метце, магистром теологии Парижского ун-та. Его называют «Юмом средневековья». Примыкая к Уильяму Оккаму, Николай из Отрекура выступил с резкой критикой основ метафизики Аристотеля. Он прежде всего подверг сомнению понятия причинности и субстанции, считая их лишь вероятными. Был отлучен от церкви.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus)

наст, имя Николай Кребс (род. 1401, Куза на Мозеле - ум. 11 авг. 1464, Тоди, Умбрия) - нем. теолог и философ; епископ в Бриксене (с 1450), кардинал (с 1448). Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Николай Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знания о незнании» (см. Docta ignoratia) и расширить возможности познания при помощи принципа «совпадения противоположностей» (см. Coincidentia oppositorum), причем это совпадение может быть достигнуто только в Боге. Хотя Николай Кузанский догадывался о существовании бесконечности в пространстве и времени, он, однако, считал созданный мир «Богом в ничто», в котором никакое учение о творении неспособно что-либо изменить. Связующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно любой вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума, который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней - от высшего к низшему. Особое внимание Николай Кузанский уделял разработке метода мышления и способа выражения, свойственного математике, стремясь, в частности, разрешить проблему бесконечно больших и бесконечно малых величин. Осн. произв.: «De docta ignoratia», 1440 («Об ученом незнании», см. Избр. философские соч., М., 1937); «De visione dei», 1543 («О божественном видении»), «De possest», 1460 («О бытии возможности»); «De concordantia catholica» (в котором он защищает решение Базельского собора о папстве и ратует за объединение западного и восточного христианства), 1434; «De cribratione Alchoran» («О переработке, т.е. очищении Корана»); «De ludo globi» («Об игре, т.е. вращении земного шара»), 1464; «Der Laie ьber den Geist»; «Ьber den Ursprung (De Principio)»; «Predigten 1430-1441».

НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ

НИКОЛАЙ ОРЕЗМСКИЙ (Nikolaus d'Oresme)

(род. ок. 1320, Орезм - ум. 11 июля 1382, Лизье) - франц. математик, физик, астроном, философ и экономист. В Париже Николай Орезмский был воспитателем франц. короля Карла V, а с 1377 стал епископом в Лизье. Является одним из наиболее выдающихся предшественников современной науки. Он был последователем скептицизма и критицизма Уильяма Оккама, выступал против астрономической теоряи Аристотеля. Идее о вращении Земли вокруг своей оси он придал такую определенность, какой она не имела ни у кого до Коперника; еще до Галилея он сформулировал закон свободного падения и до Декарта - осн. законы аналитической геометрии. Его труд «О происхождении, сущности и обращении денег» позволяет считать его родоначальником современной политэкономии. Николай Орезмский боролся против широко распространенной в ту эпоху астрологии и суеверий.

НИКОЛЬ

НИКОЛЬ (Nicole)

Пьер (род. 12 окт. 1625, Шартр - ум. 16 нояб. 1695, Париж) - франц. грамматик и теолог; янсенист. Вместе с Арно он написал «L'Art de penser» (1662), в которой выступает как картезианец, находящийся также под влиянием Паскаля.

"НИКОМАХОВА ЭТИКА"

"НИКОМАХОВА ЭТИКА" - главное этическое соч. Аристотеля в 10 книгах (кроме «Никомаховой этики», известны еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»). Предполагают, что «Никомахова этика» была опубликована уже после смерти Аристотеля его сыном Никомахом (Nicomachus). Рус. пер. - «Этика», СПБ., 1908.

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр. - прекращение, на языке пали - nibbana)

состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное существование. Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

НИЦШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЧТО

НИЧТО -

отсутствие или даже небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания (см. Негация). Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний, процессов в определенном нечто, или абсолютный смысл, если речь идет об отсутствии бытия как такового. Иудейскохрист. космология пытается доказывать, что Бог создал мир из ничего; Платон и Плотин рассматривают материю как неистинно сущее, как me on («ничто»). В инд. философии (см. Нирвана) говорится о переходе бытия в ничто. В философии Гегеля бытие и ничто, как чистые абстракции, тождественны по содержанию. Согласно диалектическому принципу, бытие превращается в ничто; их синтезисом является становление. Сторонники экзистенциализма утверждают, что «ничто» обнаруживается лишь благодаря страху. В этом страхе заключен ужас перед всем тем, чем в действительности является «ничто». Сущность «ничто» - превращение в ничто, отсылание к сущему, погружающемуся в целое, т.е. к недействительности всего сущего. «Страх перед светлой ночью ничто порождает первоначальное откровение бытия как такового: обнаруживается, что оно есть нечто сущее, а отнюдь не ничто... И только потому, что ничто открывается в самой основе существования, сущее может вызвать у нас удивление, и осн. вопрос метафизики встает в формулировке: почему вообще существует сущее, а не ничто?» (Heidegger, Was ist Metaphysik?, 1949). У Сартра ничто не имеет собственного бытия, его бытие заимствовано у сущего, которое является истинным, - и не больше. Если бы даже все бытие исчезло, то все равно не установилось бы безраздельное господство небытия - его власть была бы поделена с исчезнувшим бытием.

НОВАЛИС

НОВАЛИС (Novalis)

псевдоним Фридриха фон Гарденберга (род. 2 мая 1772, Обервидерштедт, близ Геттинштедта, Саксония - ум. 25 марта 1801, Вайсенфельс) - нем. поэт и философ. Во «Фрагментах» (1802) на основе романтики и христианства Новалис пытался обосновать философию «магического идеализма», проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. Отдельные произв. Новалиса изданы в рус. пер.: «Фрагменты», 1914; «Ученики в Саисе» в сб. «Нем. романтическая повесть», т. 1, 1935.

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

НОВИКОВ Николай Иванович (род. 1744 - ум. 1818)

рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. Верил в сотворение мира Богом и в бессмертие души. В центре его философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. Каждый человек, по Новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан, отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. Путь же к его совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание; невежество - причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Пытался вести активную просветительскую деятельность в тогдашней крепостнической России, печатая разного рода журналы, а в них публикуя переводы трудов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо и др. франц. просветителей. Как и у них, его идеалом была просвещенная монархия, не допускающая «рабского состояния» людей и заботящаяся о «приращении» художеств и наук. Несмотря на весьма умеренный характер его просветительства, с ним расправились крайне жестоко, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость.

НОМИНАЛИЗМ

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen имя, название)

философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). Для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. В сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. Само название «номиналист» («nominales») возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда Иоганн Росцеллш возродил древний номинализм. Философия Росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в Суассоне. Но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано Уильямом Оккамом, заимствовавшим их у Дунса Скота (правда, сам Дуне Скот не был номиналистом). В конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был Оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. Номинализм - предшественник эмпиризма. Современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.

НОМОС

НОМОС (греч. nomos - обычай, порядок)

закон, предписанный законом порядок, правовой порядок.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. nomothetiche - законодательное искусство)

в учении Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания. Введен Виндельбандом. В противоположность идеографической исторической науке, лишь описывающей неповторяющиеся факты, естествознание понимает под законом природы «повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков». Этот метод абсолютизирует формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятия, упрощенно изображая процедуры научного мышления.

НООЛОГИЯ

НООЛОГИЯ (от греч. nus - дух и logos - учение)

метод у Рудольфа Эйкена, который имеет отношение к духу в сфере его «самостоятельной специфической жизни», в его «бытии в самом себе». Этот метод Эйкен противопоставляет психологическому, он служит для того, чтобы установить, как человек добивается понимания и усвоения духовного содержания и вообще приходит к духовной жизни.

НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НОРВЕЖСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

вначале не имела самостоятельного значения и приобрела его лишь с 1800. В 19 в. огромное влияние на норв. философию оказали нем. идеализм и западноевропейский позитивизм - примером может служить философия Нильса Трешова. Протестант, философ Хенрик Штеффенс жил и работал в Германии. Дальнейшее развитие норв. философия получает в учении гегельянца Маркуса Монрада (1815-1897). В кон. 19 в. возникает экспериментальная и физиологическая психология, примыкающая к теории Вильгельма Вундта. Виднейшие ее представители А. Бьеркнес (1839-1903) и А. Оля. Философское направление эмпирической семантики, оказывавшее огромное влияние на развитие социальных наук в стране, возглавлял Арне Несс, профессор философии в Осло. В свою очередь, гуманитарные науки испытывают сильное воздействие идей А.Х.Винснеса (род. 1890), изложенных в его историко-философских трактатах. Мировоззренческое значение норв. философии очень ярко проявилось в произв. норв. поэтов, особенно у Генрика Ибсена (1828-1906).

НОРМА

НОРМА (лат. norma - правило, образец)

предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях, в противоположность закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может быть и не выполнено. Можно, в частности, различить: нравственные, эстетические и логические нормы, и на этом основании называют этику, эстетику и логику нормативными философскими дисциплинами. Кроме того, говорят о юридических и технических нормах. Кант часто употребляет термин «правило», имея в виду норму. Нормальное - соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклоняющееся от нормы. Нормативный - создающий нормы, устанавливающий правила.

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА -

составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга, добра и зла; теоретически обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы. Все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся на протяжении человеческой истории, в конечном счете были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик по-своему обосновывал моральные представления своей эпохи, безусловно опираясь на закрепленные в моральных нормах, в религии принципы, которые становились общепризнанными. В принципе противоречие между субъективным стремлением создать беспристрастные теории, возвышающиеся над моральными позициями, и объективным смыслом самих теорий стремится разрешить неопозитивизм.

НОСТАЛЬГИЯ

НОСТАЛЬГИЯ (от греч. nostos - возвращение и älgos - боль)

тоска по родине. Ностальгия всегда связана с воспоминаниями о прошлом, чаще всего о детстве. Мучительно тосковавший по России Набоков признавался, что для него родина - это в первую очередь воспоминания о его «совершеннейшем, счастливейшем детстве». Связанный неразрывными узами с матерью, подрастающий ребенок начинает осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо, но по-прежнему ощущает свое единство с семьей, с окружающим миром. Эта гармония нарушается, как правило, в тот момент, когда у человека пробуждается личное самосознание. Его тянет нарушить родительские предписания, начать жить по-своему, своим умом. Так происходит событие, называемое в психологии «разрывом первичных уз». Оно описано еще в евангельской притче о блудном сыне и повторяется из поколения в поколение на протяжении веков. В результате этого разрыва человек становится более свободным и самостоятельным, но его первоначальное единство с миром навсегда разрушается. Теперь он обречен на то, чтобы постоянно преодолевать неуверенность, сомнения, одиночество и страх, самому принимать решения и отвечать за них, - он становится взрослым. Ностальгия - это болезнь, поражающая только взрослых. Иногда взрослый человек устает от своей свободы и самостоятельности, ему становится невыносимо трудно одному нести бремя ответственности. В период слабости, сомнений, внутреннего кризиса его охватывает ностальгия - тоска по уютному миру детства, в котором он не был одинок и предоставлен сам себе. Он стремится вновь обрести эту утраченную гармонию с миром, ощущение внутренней целостности. Как библейский блудный сын, человек, охваченный приступом ностальгии, решает вернуться домой. Но, возвращаясь, не находит на прежнем месте того дома и тех людей, которых он покинул, или находит их до неузнаваемости изменившимися. Мы не можем, как бы нам этого порой ни хотелось, вернуться в мир своего детства, юности. Этим, кстати, объясняется и тот странный на первый взгляд факт, что почти никто из представителей третьей волны российской эмиграции, получив возможность вернуться на родину, не сделал этого. Ведь им пришлось бы вернуться в какую-то др. страну, совсем не в ту, какую они помнят и знают. В стихотворении Коржавина «...Я каждый день встаю в чужой стране» есть такие строки: «Я знаю сам: /Здесь тоже небо есть. /Но умер там/ И не воскресну здесь». Есть ли какой-то выход для человека, страдающего мучительной ностальгией? К сожалению, нет. Это как безответная любовь: ничего сделать нельзя, нужно просто пережить. Но существуют средства, которые помогают человеку пережить самую безнадежную ситуацию. Юноша, страдающий от безответной любви, либо стреляется, как Вертер, либо становится поэтом, как Гёте. Помогает пережить ностальгию, напр., объединение в группы людей с общим прошлым (разнообразные клубы ветеранов, однополчан, бывших одноклассников, однокурсников), ритуальные действия (возвращение в родные места, посещение музеев, памятников, кладбищ).

НОСТРАДАМУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОТКЕР НЕМЕЦКИЙ

НОТКЕР НЕМЕЦКИЙ (Notker der Deutsche)

Тевтоникус, по прозвищу Большегубый (род. ок. 950 - ум. 1022) - глава местной монастырской школы в Галле. Первым из нем. философов начал писать на древневерхненем. языке; он перевел некоторые философские соч. Аристотеля, в свое время переведенные на лат. язык Боэцием. Ноткер Немецкий переводил и самого Боэция, и Мартиануса Капеллу (с лат. на древневерхненем.). На древневерхненем. языке (с приложением переводов соч. лат. авторов) были написаны также и его собственные философские размышления, возникшие под непосредственным влиянием шедевров философской мысли античности и эпохи Каролингов. Эти произв. посвящены, напр., вопросам риторики («De rhetorica»), музыки («De musica»), логики («De partibus logicae»), в частности проблеме умозаключения («De sillogismus»). Ноткер Немецкий называл себя «заикой», т.е. четкое формулирование мыслей для него часто оказывалось затруднительным. В 1851 издана на нем. языке его «Софистическая диалектика» («Sophistische Dialektik»).

НОУМЕН

НОУМЕН (греч. noumenon)

объект мысли, разума, интеллигибельный предмет, напр. у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто; ноумен - голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание, а созерцание иной формы, напр. нравственное. Противоположность ноумена - феномен.

НОЭЗИС И НОЭМА

НОЭЗИС И НОЭМА (греч. noesis и поста - мысль, смысл)

термины, которые Гуссерль применяет для обозначения акта, полагающего смысл (см. Смысловое содержание), и созданного благодаря этому акту смыслового единства восприятия, причем каждый такой акт в итоге придает тому, на что он направлен, характер предмета.

НОЭТИКА

НОЭТИКА (от греч. noein - мыслить)

учение о мышлении, теория познания.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ -

один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (моральный закон)

предписание делать добро и не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически (см. Категорический), не считаясь с эмпирическими целями.

НРАВЫ

НРАВЫ -

обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков.

НУКЛЕАРНЫЙ

НУКЛЕАРНЫЙ (от лат. nukleus ядро)

относящийся к атомному ядру, принадлежащий к области ядерной физики. Нуклеоны - общее обозначение для протонов, мезонов и нейтронов.

НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ

НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ (жил ок. 150 после Р. X.)

античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. Стремился доказать, что философия Платона вытекает из философии Пифагора, а последняя - из мудрости Востока. Утверждал, что Бог проявляется в трех ипостасях: как чистый дух (первый ум - нус), как творец мира (второй ум) и как космос (третий ум). По др. источникам, третьим Богом, по Нумению, является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от нее произошла смертная часть человеческой души, или неразумная душа. Высшая часть человеческой души (разумная душа) сопричастна первому уму и познает его «один на один». Отрывки из его соч. в «Fragmenta philosophorum Graecorum».

НУМИНОЗ

НУМИНОЗ (от лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) - так Р. otto («Das Heilige», 1917) называет силу, исходящую от божества.

НУС

НУС (греч. nus - ум, мысль, разум)

дух, интеллект, мировая душа в философии Анаксагора. Согласно Платону и Аристотелю, нус представляет собой «мыслящую душу», выделяющую человека из животного мира. Кроме того, у Аристотеля нус - обозначение Бога, или демиурга.

НЬЮМЕН

НЬЮМЕН (Newman)

Джон Генри (род. 21 февр. 1801, Лондон - ум. 11 авг. 1890, Эджбастон, Бирмингем) - наиболее известный представитель англ, католицизма, оказавший огромное влияние на англ. религиозную философию, с 1879 - кардинал. Осн. произв.: «The arians of the 4th century», 1833; «Apologia pro vita sua being a history of his religious opinions», 1865; «Essays, critical and historical», 1871.

НЬЮТОН

НЬЮТОН (Newton) Исаак (род. 4 янв. 1643, Вулсторп, Линкольншир - ум. 31 марта 1727, Кенсингтон) - англ, математик, физик и философ; Ньютон настаивал на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы. Этим объяснением, которому Ньютон сам немало способствовал открытием закона тяготения, устранялись все бесполезные гипотезы («Гипотез я не измышляю» - «Hypothesis поп fingo»). Но, несмотря на это, Ньютон, находившийся, очевидно, под влиянием Якоба Беме, пытался изобразить время и пространство, внутри которых физические процессы совершаются строго закономерно, так же и как чувствилище Бога, считая, что в остальном таинственная действительность Бога необъяснима. Ньютону принадлежат также мистические размышления об откровении Иоанна. С Ньютоном как сторонником механистического объяснения природы в течение всей своей жизни полемизировал Гете. По мнению Гете, сторонники такого объяснения при помощи своих понятий не могут постигнуть действительный характер «жизни». см. также МАССА. Главное произв. Ньютона - «Математические начала натуральной философии», 1687.

Предыдущая страница Следующая страница