Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯВЛЕНИЕ

ЯВЛЕНИЕ -

вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление - коррелятивное понятие к «вещи-в-себе»; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть «вещь-в-себе», которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее, что оно становится отражением, есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта. «Я познаю нечто» и «нечто является мне» - два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.

ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЯ

ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЯ -

часть философии языка (см. Языка философия), исследующая взаимосвязь между языком и психической жизнью человека, в частности такие вопросы: язык как психическое действие, язык в рамках остальных психических функций, мышление и язык.

ЯЗЫКА СОЦИОЛОГИЯ

ЯЗЫКА СОЦИОЛОГИЯ -

раздел философии языка, выдвигает в качестве осн. принципа тот факт, что язык мог возникнуть только в обществе, а по содержанию всецело определяется развитием последнего.

ЯЗЫКА ФИЛОСОФИЯ

ЯЗЫКА ФИЛОСОФИЯ -

исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры. Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык - как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется двумя дополняющими друг друга направлениями: возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к выяснению категориальных основ человеческого языка, к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. Это происходит потому, что указанные исследования идут по пути, который избрала новая онтология. X, Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.

ЯКОБИ

ЯКОБИ (Jacobi)

Фридрих Генрих (род. 25 янв. 1743, Дюссельдорф - ум. 10 марта 1819, Мюнхен) - нем. философ; будучи сначала купцом, он занимался одновременно и писательской деятельностью. Живя в своем имении в Пемпельфорте, близ Дюссельдорфа, он написал, отчасти под влиянием Гёте, два философских романа: «Allwills Briefsammlung» («Из писем Эдуарда Альвиля»), 1774, и «Woldemar» («Вольдемар»), 1779. В молодости Якоби был дружен с Лессингом и Гёте; с 1807 по 1813 был президентом Баварской Академии наук в Мюнхене. Большую сенсацию произвело его произв. «Ьber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn» (1785); в нем Якоби сообщает о том, что Лессинг признает себя сторонником спинозизма и объявляет атеизм, как и всякую рассудочную философию, следствием спинозизма, в то время как истинная философия, по его мнению, основывается на чувстве и вере и начинается только там, где кончается спинозизм. В этом смысле для Якоби характерен афоризм: «Язычники - с рассудком, христиане-с чувством». С Юмом и Кантом он полемизировал в работе «David Hume ьber den Glauben oder Idealismus und Realismus» (17&7). В этом произв. он развивает свою философию веры: «Высшие принципы, на которые опираются все доказательства, - это незамаскированные, голые притязания на власть, которым мы верим как чувству нашего существования. Их можно было бы назвать изначальными, всеобщими, непреодолимыми предрассудками; как таковые они были бы чистым светом истины или скорее дали бы истине закон». С Фихте он полемизировал в своей работе «Sendschreiben an Fichte» (1799), с Шеллингом - в работе «Von gцttlichen Dingen» (1811). Якоби был философским учителем романтиков и провозвестником современного индивидуализма. Он выводил философию людей из их поступков. Не только все личности, но и все вещи существуют «в жизни», которая есть «Бог». У Якоби можно найти зачатки как философии жизни, так и экзистенциализма.

ЯМВЛИХ

ЯМВЛИХ (Jamblichos)

из Xалкиды, в Сирии (ум. ок. 330) - античный философ; ученик Порфирия. Основал т. н. сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам; позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. философии и, хотя он сам боролся против христ. своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий: разделение первосущности на две, нуса - на ипостаси интеллигибельного и интеллектуального, троичность души и др. триады; поэтому Гегель рассматривал его как первого представителя «диалектического метода».

ЯН И ИНЬ

ЯН И ИНЬ -

два начала в кит. философии: первое - светлое, активное, мужское, духовное; второе - темное, пассивное, женское, вещественное (см. Анимизм). Представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. Дун Чжуншань (3 в. до Р. X.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений.

ЯН ЧЖУ, ЯН ЦЗЫЦЗЮЙ, ЯН ШЭН

ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (род. ок. 450 - ум. 380 до Р. X.)

кит. философ; основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция.

ЯНСЕНИЗМ

ЯНСЕНИЗМ -

теологическое движение, названное по имени нидерл. теолога Корнелиуса Янвения (род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама - ум. 6 мая 1638, Иперн; осн. произв. - «Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina», 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. духа. Их осн. положениями были следующие: благодать Божья, греховность человека, покаяние, отрицание мира, враждебное отношение к искусству. «Штаб-квартирой» янсенизма был монастырь Пор-Рояль-де-Шампо, близ Версаля, который известен в особенности благодаря т. н. пор-рояльской логике Антуана Арно и поддержке янсенизма со стороны Паскаля («Lettres provintiales», 1657; рус. пер. «Письма к провинциалу», 1898). Янсенизм преследовался церковью и государством; запрещен в 1730.

ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - В период «великой перемены» (сер. первого тысячелетия после Р. X.) специфически философский способ мышления перешел из Китая через Корею также в Японию, которая восприняла кит. культуру и философию подобно тому, как Рим воспринял греческую. В религиозном отношении некоторый толчок развитию япон. философии дал буддизм, особенно благодаря тому, что буддистское мироотрицание вызвало в Японии оборонительную реакцию. Однако только в 12 и 13 вв. в трех направлениях буддизма (Дзедо, Дзэн, стремящемся к утверждению личности, и Нитирэн, сосредоточившем свое влияние на общности и государстве) можно заметить элементы философии. С 14 по 15 в. философское движение в Японии снова приняло характер попятного движения, хотя суровое кит. неоконфуцианство и пустило здесь корни, но большого влияния не приобрело. С нач. 17 в. философское мышление становится более свободным. Школа Тэйсю (т.е. школа кит. философов - братьев Чэнь и Чжу Си ), существовавшая до кон. 19 в., пыталась объединить конфуцианскую этику с буддист, учением о карме, но вскоре приняла типично кит. направление. Школа Йомей, получившая свое название от япон. мыслителя Ван Янмина и существовавшая до нач. 19 в., представляла собой соединение интуитивизма божественного просветления с этическим действием. Школа Когаку, влияние которой распространялось только на мысль 18 в., хотя в конечном счете и была формально учреждена как неоконфуцианская, тем не менее была япон. по духу; независимо от того, носила ли она оттенок этического оптимизма или этического пессимизма, она всегда была внутренне связана с воинственной япон. этикой. Решающее влияние на япон. философию оказало движение самураев, направленное против всякого проникновения иностранного религиозно-мировоззренческого влияния. Самураи представляли собой военное сословие, которое развивало не столько философию, сколько своего рода историческое мировоззрение, занималось проблемами воспитания, политикой. Начиная с последней трети 19 в. в Японии распространились многочисленные европейские и североамер. философские учения. Но имеет место также и обратный процесс, и в этом смысле характерны книги о Дзэне (см. ДХЪЯНА), а также япон. «экзистенциализм» Нисиды.

ЯСНОВИДЕНИЕ

ЯСНОВИДЕНИЕ (франц. clairvoyance ясное видение)

обладание информацией, возможно никому более не известной, полученной необычным путем восприятия или размышления; является, т. о., формой экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). В спиритизме термин «ясновидение» также используется для обозначения зрительного или слухового контакта с духами умерших, которые, как предполагается, окружают живых.

ЯСПЕРС

ЯСПЕРС (Jaspers)

Карл (род. 23 фев. 1883, Ольденбург - ум. 26 фев. 1969, Базель) - нем. философ; с 1920 по 1937 и с 1945 - профессор в Гейдельберге, с 1948 - в Базеле. Будучи сначала психиатром, он разделял (в «Allgemeine Psychopathologie», 1913) душевные болезни на такие, при которых еще можно вычленить понятные психические связи, и такие, при которых эти связи вычленить уже нельзя. В своей работе «Psychologie der Weltanschauungen» (1919) Ясперс, по примеру Дильтея, пытался разработать учение о типах возможных взглядов на мир. В философском отношении Ясперс, как и Хайдеггер, находился под влиянием Къёркегора. Его философией является экзистенциализм («Die geistige Situation der Zeit», 1931; «Philosophie», 3 Bde., 1932; «Existenzphilosophie», 1938). Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, напр. болезнь, вина, смерть; осн. категории этой философии - свобода, историчность и коммуникация с др. людьми. Ясперс различает наличное бытие-в-мире, (подлинное) существующее бытие и трансцендентальное в-себе-бытие; им соответствуют философия ориентации в мире, экзистенциальное озарение (Existenzerhellung), метафизика, которая должна дать разгадку шифра абсолютного мира (см. Шифр). Не в завершении, а в крушении бытия можно наиболее глубоко постигнуть бытие. В произв. «Vernunft und Existenz» (1935) Ясперс рассматривает философию как попытку постигнуть разумом господствующее в действительности неразумное и понять его как источник высшей разумности. В качестве примеров он называет Кьёркегора и Ницше, которые «прыжком в трансценденцию» (у Кьёркегора - «парадокс» бытия Христа, у Ницше - вечное возвращение) хотят постигнуть истину путем углубления в самих себя. Философствование - это «деятельность, которая производит внутреннее содержание человека и не может знать своего конечного смысла». Поэтому философия - это «для данного момента завершенное сознание бытия, знающее, что оно в своем притязании не может удержаться как окончательное». Ясперс написал, кроме указанных, следующие произв.: «Мах Weber», 932; «Nietzsche». 1936; «Des Cartes», 1937 «Die Schuldfrage», 1946; «Nietzsche und das Christentum», 1946; «Die Idee der Universitдt», 1946; «Vom europдischen Geist», 1947; «Der philos. Glaube», 1948; «Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949; «Einfьhrung in die Philosophie», 1950; «Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit», 1950.

Предыдущая страница