Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (род. 8 июня 1794, Нижнегород. губ. - ум. 26 апр. 1856, там же)

рус. философ, мыслитель и публицист. Родоначальник рус. религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического процесса, Чаадаев утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью. Чаадаев считал, что рус. народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины, давно известные в др. странах, в России только открываются. Для того чтобы сравниться с др. народами, мы должны пройти сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое положение России между Западом и Востоком как бы предназначало ее служить вместилищем двух великих начал - воображения и рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира. Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и воссоединение рус. правое лав. церкви, мистический дух которой должен быть при этом усвоен Западом, с католич. церковью, строгую организацию которой он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен душевнобольным и взят под надзор. Осн. произв.: «Философические письма», 1836; «Соч. и письма», т. 1-2. М., 1913-1914.

ЧАСТНЫЕ НАУКИ

ЧАСТНЫЕ НАУКИ -

науки, стоящие вне узкой сферы философии (математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве, медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение, литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо дает частным наукам принципы метода исследования.

ЧЕЛОВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА -

«вечные», неотъемлемые права людей, основанные на том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права); приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными Штатами, в 1789 - Францией; см. также Естественное право. Человеческие права охватывают право на свободу, собственность, безопасность и право сопротивления угнетению.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАССУДОК, ЗДРАВЫЙ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАССУДОК, ЗДРАВЫЙ -

см. Common sense, Здравый смысл, Шотландская школа.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ -

см. Гуманность.

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (род. 1862 - ум. 1936)

рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от всякой философии; выступал против внедрения марксизма в психологию (кроме социальной). Челпанов - автор популярных учебников по логике и психологии. Гл. труды: «Мозг и душа», 1900; «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», т. 1-2, 1896 - 1904; «Введение в экспериментальную психологию», 1915; «Спорные вопросы психологии», 1926.

ЧЕРБЕРИ

ЧЕРБЕРИ (Cherbury)

Эдвард, лорд Герберт (род. 3 марта 1583, Эйтон-на-Северне - ум. 20 авг. 1648, Лондон) - англ, государственный деятель и философ религии, основоположник естественной религии. В его учении библейская религия целиком и полностью оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем людям; она является также основой всякой нравственности. Главные его произв.: «De veritate», 1624; «De causis errorum», 1645; «De religione Gentilium», 1645.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (род. 12 июля 1828, Саратов - ум. 17 окт. 1889, там же) - рус. просветитель и писатель; радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом «Что делать?», написанным во время заключения в Петропавловской крепости, оказал большое влияние на современников. Теория искусства, изложенная в диссертации Чернышевского «Об эстетических отношениях искусства к действительности», заключает в себе зачатки нравственно-философского учения, которое он позже развил в философской работе «Антропологический принцип в философии» (1860), где он заявляет себя последователем Фейербаха и Бюхнера, страстным защитником естественных наук и их метода в применении к изучению явлений нравственной и общественной жизни человека. Увлекшись Оуэном и Фурье, Чернышевский перерабатывал и дополнял теории своих учителей, не разделяя их веры в возможность быстрого проведения крупных социальных реформ. Напротив, вслед за Дж. Ст. Миллем он говорит, что нельзя ждать скорой замены современного порядка порядком, основанным на ином принципе; но как.бы далека ни была такая замена, он всегда и всюду выставлял ее как руководящую цель. Перевел «Основания политической экономии» Дж. Ст. Милля (1860) и написал к ним комментарии.

ЧЁРЧ

ЧЁРЧ (Church)

Алонзо (род. 14 июня 1903, Вашингтон) - амер. логик и математик. В математической логике развил гипотезы об отделении понятия функции от понятия множества, о вычислимых функциях (т. н. тезис Чёрча), много сделал для развития комбинаторной логики, логической семантики и модальной логики. В рус. пер. издано соч. Чёрча «Введение в математическую логику», т. 1, 1960.

ЧЕСТЬ

ЧЕСТЬ -

признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства - одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

ЧЕШСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЧЕШСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Вследствие долгого господства схоластики и неосхоластики в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до кон. 18 в. Такие исключения, как Я. А. Каменский (1592 - 1670) - известный теолог и педагог, - лишь подтверждают правило. Толчок развитию чеш. философии дали Гердер и нем. идеализм (особенно Гегель и Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814 - 1851) и историк Ф. Палацкий (1798-1876) были гегельянцами, так же как и отстраненный за это от службы пастор Ф. Клачел (1808-1882). Фр. Чупр (1821 - 1882) был гербартианцем. Более известными гербартианцами были логик М. А. Дрбаль (1829-1885) и склонный к позитивизму Йозеф Дурдик (1837 - 1902). Занимавшийся эстетикой Отто Гостинский (1847-1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от нем. философии к рус., а от нее опять к западному позитивизму чеш. философия обязана Т. Масарику (1850-1937). Известным натурфилософом был биолог Эмиль Радл (1873- 1942). Воровка (1879-1929) стремился объединить мистико-магический скептицизм с гностицизмом. После второй мировой войны насаждалась марксистская философия, которая была отброшена после краха коммунистических режимов в Восточной Европе.

ЧЖОУ ДУНЬИ

ЧЖОУ ДУНЬИ (род. 1017, Индао, провинция Хунань - ум. 14 июля 1073, Лушань)

кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на «Йцзин» натурфилософию. Считал, что пять элементов - вода, дерево, огонь, земля, металл - вызывают в результате соединения их двумя «ци» («силами») вечный круговорот вещей, их возникновение и уничтожение.

ЧЖУ СИ

ЧЖУ СИ (род. 19 окт. ИЗО, Юци, провинция Фуцзянь - ум. 24 апр. 1200, Каотин, Фуцзянь)

кит. философ, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель времен Сунской династии. Философию Чжоу Дуньи он сделал течением, господствовавшим в кит. философии в течение столетий. Согласно Чжу Си, мир возникает и существует в результате взаимодействия активного духа и пассивной материи (см. Ян и Инь), - здесь прежде всего становится явным различие между добром и злом и разнообразие существования и его форм.

ЧЖУАН-ЦЗЫ, ЧЖУАН ЧЖОУ

ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу (род. ок. 369 - ум. 286 до Р. X.)

кит. философ, ученик Лао-цэы, учение которого излагал в поэтической форме. У Лао-цзы он заимствовал учение о дао, дополнив его положением о том, что достичь дао можно только путем непосредственных переживаний, а не теоретических и спекулятивных рассуждений. Дао обнаруживает себя в ритме всей Вселенной. Человек должен стойко и мужественно, опираясь на свою свободу, переносить страдания, а также обуздывать страсти. Его идеал - «истинный человек», т.е. такой, который, следуя дао, деятелен и независим.

ЧИРНХАУЗЕН

ЧИРНХАУЗЕН (Tschirnhaus)

Эренфрид Вальтер (род. 10 апр. 1651, Кизлингсвальд, близ Гёрлица - ум. 11 окт. 1708, Дрезден) - нем. философ и химик (одним из первых открыл секрет белого фарфора); мыслитель, близкий по образу и характеру мышления к Лейбницу, с которым был знаком лично, но сумевший сохранить при этом свою духовную независимость; находился также под сильным влиянием Спинозы. Осн. его произв. «Heilkunde der Geister oder allgemeine Vorschriften fьr die Kunst der Forschung» (1687) представляет собой научно-методический трактат, в котором в качестве основы любого научного метода выдвигается точное наблюдение, а в качестве основы выражения мыслей - понятные для всех формулировки.

ЧИСЛО

ЧИСЛО -

абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. определенный член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор); счастливые числа (напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13).

ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (род. 26 мая 1828, Тамбов - ум. 3 февр. 1904, с. Караул Тамбовской губ.)

рус. философ права, выдающийся гегельянец; выступал против позитивизма и мистицизма, безуспешно боролся против просветительского радикализма своей эпохи. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой»). Ставил религию выше философии. Чичерин - один из основателей юридической школы в рус. историографии. Осн. произв.: «Наука и религия" (1879); «Мистицизм в науке (1880); «Положительная философия и единство науки» (1892); «Основы логики и метафизики (1894); «Философия права» (1898 -1900); « Вопросы философии» (1904).

ЧТОТОСТЬ

ЧТОТОСТЬ -

см. Quidditas.

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ -

переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью «внутреннего» чувства. Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств, Восприятие пространства.

ЧУВСТВЕННЫЙ

ЧУВСТВЕННЫЙ -

1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике - склонный к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1) способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным удовольствиям.

ЧУВСТВЕННЫЙ МИР

ЧУВСТВЕННЫЙ МИР (лат. mundus sensibilis)

совокупность содержаний сознания, опосредованных чувствами; воспринимаемый мир.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (сентиментальность)

склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в Англии - Ричардсон, Стерн, Гольдсмит, Юнг; во Франции - Руссо; в Германии он представлен прежде всего книгой «Страдания молодого Вертера» Гёте. См. также Раздражимость.

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО -

в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм; см. также Одухотворение), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. Аффект). Слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). См. также Философия чувства.

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ -

способность к непосредственной правильной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством естественного ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное.

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ -

ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе. См. также Стремление к значимости, Индивидуальная психология, Компенсация.

ЧУДО

ЧУДО (лат. miraculum)

необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности метафизических и не отменяет физических принципов, но в определенных случаях их действие ограничивается Богом благодаря его всесилию. Возможность чуда вытекает из контингентности сущего и из чисто физической, но отнюдь не метафизической необходимости его существования и определенности бытия.

Предыдущая страница Следующая страница