Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАН ЯН, НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ ГУНСУНЬ ЯН

ШАН ЯН, настоящее имя Гунсунь Ян (род. 400 - ум. 338 до Р. X.)

древнекит. философ; один из основоположников философской школы фацзя («школы законников»). В своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.

ШАНКАРА

ШАНКАРА (род. ок. 788, Малабара ум. 820)

инд. религиозный философ, реформатор индуизма. В своих комментариях к «Брахма-сутре» дал новую интерпретацию учения веданты о всеединстве: абсолют (брахман) не развертывается в мир, однако наше врожденное незнание создает иллюзию существования множества. Сам брахман вечно остается одним и тем же. Допущение высшего знания, которое осуществляется благодаря медитации, и низшего знания, подчиняющегося власти иллюзий о мире (майя), дало ему возможность считать все формы культов ступенями, предшествующими истине. Главные соч.: комментарии на «Упанишады», «Венданта-сутру», «Бхагавадгиту».

ШАРРОН

ШАРРОН (Charron)

Пьер (род. 1541, Париж - ум. 16 нояб. 1603, там же) франц. теолог и философ; друг Монтеня, скептицизм которого оказал на него сильное влияние. Считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат «proud'homie», благоразумной осторожности, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой (атараксия). Осн. работа: «De la sagesse», 3 vol., 1601.

ШАРТРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА

ШАРТРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - школа средневековой схоластической философии при Шартрском соборе, основанная в 990 епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028). Она являлась центром метафизического, космологического и естественно-научного «платонизма», вернее - синтезом Платона и Аристотеля. Главные представители: братья Бернар и Тьерри Шартрские, Гильберт Порретанский. К этой школе примыкали Гильом из Конша, Иоанн Солсберийский и др. см. также ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, БЕРНАР ШАРТРСКИЙ, ТЬЕРРИ ШАРТРСКИЙ.

ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Наиболее ярким этапом ее развития является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница - Вольфа, немного меньше - Локка, а ок. 1800 - также и кантианство, в частности благодаря Боэтиусу (1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем. Классиком швед, философии и поныне считается Вострен, к которому вплоть до настоящего времени примыкает многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист . Норстрем (1856-1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрем, Фален занимались теорией познания (в смысле критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии приобрел значение писатель Стриндберг (1849 - 1912).

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer)

Альберт (род. 14 янв. 1875, Кайзерберг, Эльзас - ум. 4 сент. 1965, Ламбарене, Габон) - нем.-франц. протестант, теолог, врач и представитель философии культуры. В 1913 - 1917 и с 1924 был «негритянским доктором» в Ламбарене в Габоне (Фр. Экв. Африка); лауреат Нобелевской премии мира 1952. Швейцер исходил из того, что человек приближает к себе мир не благодаря познанию, но благодаря переживанию его. Первым фактором человеческого существования является не cogito ergo sum Декарта, а более широкое «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью, согласно Швейцеру, является основой и всего мировоззрения, и всей этики. Осн. произв.: «Geschichte der Leben JesuForschung», 1906; «J. S. Bach», 1908; «Zwischen Wasser und Urwald», 1921; «Das Christentum und die Weltreligionen», 1924; «Kulturphilosophie», 1923-1925; «Aus meinem Leben und Denken», 1931; «Afrikan Geschich-ten», 1936; «Mitteilungen aus Lambarene», 1925-1927.

ШЕЙБЛЕР

ШЕЙБЛЕР (Scheibler) Христоф (род. 1589 - ум. 1653) - нем. философ; профессор в Гисене. Находясь под сильным влиянием Суареса, создал оказавшую огромное воздействие систему протестант, неосхоластики («Opus metaphysicum», 2 Bde., 1617). Шейблера называли «протестантским Суаресом». Он оказал влияние на Лейбница, Вольфа и др.

ШЕЛЕР

ШЕЛЕР (Scheler)

Макс (род. 22 авг. 1874, Мюнхен - ум. 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ; профессор в Кёльне (1919-1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйкена. Шелер перенес феноменологический метод Гуссерля в сферу этики, философии культуры и религии, изображая нравственные ценности неизменными «сущностями» и противопоставляя формальной этике Канта материальное учение о ценности. Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и «социология знания» в самом широком смысле, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению к Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католич. религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в т. ч. антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии. Осн. произв.: «Die transzendentale und die psychologische Methode», 1900; «Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg», 1915; «Krieg und Aufbau», 1916; «Von Ewigen im Menschen», 1921; «Wesen und Formen der Sympathie», 1923; «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», 1923 - 1924; «Die Formen des Wissens und die Bildung», 1925; «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926; «Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1927; «Zur Ethik und Erkenntnislehre», 1933. См. также Bee-жизнь, Все-человек, Ordo amoris, Первосущее, Ресублимирование.

ШЕЛЛИНГ

ШЕЛЛИНГ (Schelling)

Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27 янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг - ум. 20 авг. 1854, Бад-Рагац, Швейцария) - нем. философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая в конце концов трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика. Осн. произв.: «Ideen zu einer Philosophie der Natur», 1797; «Von der Weltseele», 1798; «System des transzendentalen Idealismus», 1800 (рус. пер. «Система трансцендентального идеализма». Л., 1936); «Ьber das Wesen der menschlichen Freiheit», 1809 (рус. пер. «О сущности человеческой свободы». СПб., 1908); «Die Weltalter, Fragmente», 1811-1813; «Schriften zur Gesellschaftsphilosophie», 1920; «Studium Generale», 1954.

ШЕСТОВ

ШЕСТОВ Лев, настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман (род. 31 янв. 1866, Киев - ум. 20 нояб. 1938, Париж) - рус. религиозный философ и писатель. Профессор в Сорбонне (с 1920); философ антирационалистического экзистенциалистского направления. Предпринял попытку пересмотра традиционной философии, требуя переместить точку зрения на субъект. В русле идей Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Ницше полемизировал с традиционной рационалистической философией. Бог, не связанный с идеей логоса, выступает у Шестова как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Мастер философского парадокса и афоризма, он подвергает едкой критике академическое мышление. Осн. произв.: «Толстой и Ницше», 1900; «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903; «Potestas clavum», 1923; Собр. соч., т. 1-6, СПБ., 1911.

ШЕФТСБЕРИ

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury)

Антони Эшли Купер, граф (род. 26 февр. 1671, Лондон - ум. 15 февр. 1713, Неаполь) - англ, философ. Подчеркивал самостоятельный характер морали по отношению к религии, а также и по отношению к естественному механизму. Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его эстетических склонностях. Мотивы надежды на вознаграждение или страха перед искуплением могут, согласно Шефтсбери, применяться лишь в том случае, если речь идет об усмирении человека, а не о том, чтобы сделать его нравственным. Сущность нравственности, которую Шефтсбери понимает в основном индивидуалистически, состоит в гармоническом сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Высший идеал - совершенная эстетическая гармония жизни. Шефтсбери оказал большое влияние на Винкельмана, Гердера, Гёте и Шиллера. Осн. произв. - «Characteristics of men, manners, opinions, times» (3 vol., 1776 - 1779), где содержится, среди прочих, его знаменитая работа «Моралисты» (1709).

ШИЗОИД

ШИЗОИД (от греч. schizein - расколоть и eidos - вид)

так Э. Кречмер называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной группе шизотимии. Шизоидный человек имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, - все это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть; мы видим человека, который как вопросительный знак маячит на нашем пути; мы ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» - преувеличенное честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы не можем увидеть того, что скрыто за ним (Э. Кречмер).

ШИЗОТИМИЯ

ШИЗОТИМИЯ (от греч. schizein расколоть и thymos - характер, нрав)

общая конституционная группа Э. Кречмера, соответствующая прежде всего лептосомному типу. Обозначает психоэстетические пропорции, т.е. своеобразное отношение между чувственной внутренней восприимчивостью и внешней сдержанностью. В экспериментах шизотимики обнаруживают высокую способность к «раздвоению» (способность к абстракции), сильную способность к персеверации, повышенную склонность к созерцанию формы - в отличие от восприятия цвета и т. д. Из тех типов, которым свойственно включаться в деятельную жизнь, шизотимики, по-видимому, обладают особенно большой энергией, неуклонностью, принципиальностью и последовательностью; это властвующие натуры, героические моралисты, чистые идеалисты, фанатики и деспоты и дипломатически-холодные, расчетливые натуры (Э. Кречмер). Противоположность - циклотимия (см. Циклотимик).

ШИЗОФРЕНИЯ

ШИЗОФРЕНИЯ (от греч. schizein расколоть и phren - диафрагма, которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа)

состояние помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием). Шизофрения ведет к разрушению и упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли. Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам.

ШИЛЛЕР

ШИЛЛЕР (Schiller)

Фердинанд Каннинг Скотт (род. 16 авг. 1864, Альтона - ум. 7 авг. 1937, Лос-Анджелес) - англ, философ; профессор в Оксфорде (с 1903) и Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава англ, прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал «гуманизмом» (см. Гуманизм). На основе положения Homo - mensura разрабатывал теологически-антимеханистическую картину мира и этику действия. Осн. произв.: «Humanism», 1903; «Studies in humanism», 1907; «Formal logic», 1912; «Our human truths», 1939.

ШИФР

ШИФР (от франц. ciffre - числовое обозначение)

совокупность условных знаков; в нем. романтике - средство, благодаря которому природа раскрывает нам свои прекрасные формы (Кант); подобное же значение слова мы находим у Гёте, Новалиса, Геббеля и др. Это понятие использует Ясперс: 4 Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись». Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который здесь ни в коей мере не содействует раскрытию смысла» (см. Крушение, Символ).

ШЛЕГЕЛЬ

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel)

Фридрих (род. 10 марта 1772, Ганновер - ум. 12 янв. 1829, Дрезден) - нем. философ и поэт. В Шлегеле особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 - неотчетливые взгляды и поиски; 1798 - 1808 - стремление к оформлению философских и эстетических взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 - переход к католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 - мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1829; «Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830; «Werke», 15 Bde., 1846.

ШЛЕЙЕРМАХЕР

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниель (род. 21 нояб. 1768, Бреслау - ум. 12 февр. 1834, Берлин) - нем. теолог и философ. В тесной связи с нем. идеализмом и романтикой он создал имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия - ощущение единства с этим Вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимости, а именно зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. ПАНЕНТЕИЗМ). Вещи считаются зависимыми от мира в такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому непосредственное восприятие Бога, т.е. чудо, невозможно. Человек включен в божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга, согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. произв.: «Reden ьber die Religion an die Gebildeten unter ihren Verдchtern», 1799 (рус. пер. «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». М., 1911); «Monologe», 1810 (рус. пер. «Монологи». М., 1911); «Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre», 1803; «Entwurf einer Systems der philosophischen Ethik», 1835; «GrundriЯ der philosophischen Ethik», 1841; «Dialektik», 1839; «Platons Werke» (перевод), 6 Bde., 1804-1828; «Psychologie» (оставленные после смерти материалы и лекции), 1862.

ШЛИК

ШЛИК (Schlic) Мориц (род. 14 апр. 1882, Берлин - ум. 22 июня 1936, Вена) - австр. философ, физик и логик; профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932 - в БерклИ (Калифорнийский ун-т); основатель Венского кружка (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ); представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал гл. о. проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии - логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, мадерии, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. произв.: «Lebensweisheit», 1908; «Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik», 1917; «Gesammelte Aufsдtze», 1938; '«Fragen der Ethik», 1930; «Les enonces scientifiques et la realite du monde, exterieur», 1934; «Natur und Kultur», 1952.

ШМИДТ

ШМИДТ (Schmidt) Генрих (род. 15 дек. 1874, Гойбах, Тюрингия - ум. 2 мая 1935, Йена) - нем. биолог и натурфилософ. Директор Геккелевского архива в Йене; будучи учеником и ревностным защитником Геккеля, выступил как поборник монистической теории, имеющей этическое направление. Осн. произв.: «Der Kampf um die Weltrдtsel», 1900; «Wцrterbuch der Biologie», 1911; «GoetheLexikon», 1913; «Geschichte der Entwicklungslehre», 1918; «Mensch und Affe», 1932; «Ernst Haeckel, Denkmal eines groЯen Lebens», 1934.

ШНАЙДЕР

ШНАЙДЕР (Schneider) Райнхольд (род. 15 мая 1903, Баден-Баден - ум. 6 апр. 1958, Фрейбург) - нем. философ истории; стремился познать и. выразить христ. смысл истории - преодолевая время, которое я переживаю и с которым борюсь в самом себе; от чисто «трагического» линия развития идет к радикальному христианству в смысле преемственности, которая упорядочивает все ценности наследия и покоящееся на нем пророчество. Осн. произв.: «Das Leiden des Camoes oder Untergang und Vollendung der portugiesischen Macht», 1930; «Las Casas vor Karl V, Szenen aus der Konquistadorenzeit», 1937; «Der groЯe Verzicht», 1950; на рус. яз.: Иэбр. произв., 4 т., 1953. .

ШНЕЙДЕР

ШНЕЙДЕР (Schneider)

Герман (род. 29 апр. 1874, Пфорцгейм) - нем. философ; профессор в Лейпциге (1923 - 1939). На него оказали влияние В. Виндельбанд и Г. Риккерт, В. Вундт и К. Лампрехт. Метафизику он считал учением об обработке предметов познания. Осн. произв.: «Religion und Philosophie», 1912; «Kultur und Denken der Babylonier und Inden», 1910; «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1923. В двух больших томах «Die Kulturleistungen der Menschheit» (19271932) Шнейдер описывает культурные достижения человечества начиная с каменного века. Кроме указанных работ, написал следующие: «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1921; «Nachklang einer Philosophie zum Zweck», 1947; «Pestalozzi», 1925.

ШОЛЬЦ

ШОЛЬЦ (Scholz)

Хенрих (род. 17 дек. 1884, Берлин - ум. 30 дек. 1956, Мюнстер) - нем. философ; профессор в Мюнстере (с 1928); главный представитель логистики в Германии. Осн. произв.: «Religionsphilosophie», 1921; «Geschichte der Logik», 1931; «Logistik», 1933; «Was ist Philosophie?», 1940; «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1941; «Fragmente eines Platonikers», 1941; «Grundzьge der mathematischen Logik», 1961.

ШОПЕНГАУЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА -

распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл. философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период - Уильям Гамильтон.

ШПАНН

ШПАНН (Spann)

Отмар (род. 1 окт. 1878, Вена - ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) - австр. социолог и философ; профессор в Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем. мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre», 1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie», 1928.

ШПЕНГЛЕР

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (род. 28 мая 1880, Бланкенбург, Гарц - ум. 8 июня 1936, Мюнхен) - нем. представитель философии культуры. Известен благодаря своему осн. произв. «Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пг., 1923), в котором он рассматривает культуры, образующие мировую историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Он хочет предсказать будущее западной культуры, сравнивая ее с исчезнувшей греч. культурой. Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Его книга в период между двумя мировыми войнами имела необыкновенный успех, потому что была проникнута основанной якобы на исторических фактах враждебностью духу, которой придерживались тогда сторонники философии жизни (Эрнст Юнгер, Людвиг Клагес и др.), а также широкие круги образованной публики (см. ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ). Но, уже тогда сильно критикуемая, сейчас она обсуждается во все более неблагоприятном тоне в основном из-за обнаружившегося в ней дилетантизма (Шпенглер признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой философии) и культа фактов («факты важнее, чем истина»). В целом Шпенглер представлял весьма плоский позитивизм, упрощающий трудную проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действительности. Позже он написал еще ряд работ: «PreuЯentum und Sozialismus», t920; «Der Mensch und Technik», 1931; «Politische Schriften»; «Gedanken», 1941.

ШПЕТ

ШПЕТ Густав Густавович (род. 26 марта 1879, Киев - ум.. 23 марта 1940, пос. Колпашево Томской обл., в тюрьме НКВД) - рус. философ, последователь феноменологии Э. Гуссерля; профессор Московского ун-та (с 1918). Его научные интересы были разнообразными: от истории и методологии наук до эстетики и психологии. Знание 17 современных европейских языков он использовал для перевода большого количества работ по философии, психологии, логике и эстетике. Он был создателем Ин-та научной философии, Вольной философской ассоциации творческой и вузовской интеллигенции (1919, Петроград), Кабинета этнической психологии, совместно с Г.Челпановым - Московского психологического ин-та. Им опубликован целый ряд значительных исследований по истории западноевропейской философии; ему принадлежат историко-философские очерки мировоззрения П.Д. Юркевича, П.Л. Лаврова, А.И. Герцена. Шпет пытался найти «первоначала» и «принципы бытия», которые называл «смыслами», «эйдосами», «идеями». Обнаружение их смысла в опыте достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума, трактовавшихся в духе рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница. Перевел на рус. яз. «Феноменологию духа» Гегеля (опубликована в 1959). Полагал, что философия языка является основой философии культуры. Осн. соч.: «Явление и смысл», 1914; «История как проблема логики», ч. I, 1916; «Сознание и его собственник», 1916; «Очерк развития рус. философии», ч. I, 1922 (полностью работа напечатана в сб. «Очерки истории рус. философии», Изд-во Уральского ун-та, 1991); «Эстетические фрагменты», вып. 1-3, 1922-1923; «Внутреняя форма слова», 1927; «Введение в этническую психологию», вып. 1, 1927.

ШПРАНГЕР

ШПРАНГЕР (Spranger)

Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин - ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) - нем. психолог, философ, педагог, с 1920 - профессор в Берлине, с 1946 - в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии - вопрос о сущности понимания (см. Понимание) как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) - шесть осн. человеческих типов: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуты и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и нем. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида (см. также Структурная психология, Всемирное благочестием). Осн. произв.: «Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft», 1905; «Lebensformen», 1914; «Zur Psychologie des Verstehens», 1918; «Die Psychologie des Jugendalters», 1942; «Volk, Staat, Erziehung», 1930; «Weltfrцmmigkeit», 1940; «Die Magie der Seele», 1947; «Pestalozzis Denkformen», 1947; «Goethes Weltanschauung», 1949; «Kulturfragen der Gegenwart», 1953.

ШРЁДИНГЕР

ШРЁДИНГЕР (Schrödinger)

Эрвин (род. 12 авг. 1887, Вена - ум. 4 янв. 1961, там же) - австр. физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии 1933; профессор в Берлине, Оксфорде, Граце, Генте. С 1939 - директор основанного им Institute for advanced studies в Дублине; разработал квантовую механику и волновую теорию материи (см. Волновая механика). Осн. произв.: «Abhandlungen zur Wellenmechanik», 1927; «Vier Vorlesungen ьber Wellenmechanik», 1928; «Zur Kritik der naturwissenschaftlichen Erkenntnis», 1932; «Space-Time structure», 1950; на рус. яз.: «Что такое жизнь с точки зрения физики?», 1946.

ШТАММЛЕР

ШТАММЛЕР (Stammler)

Рудольф (род. 19 февр. 1856, Альсфельд - ум. 25 апр. 1938, Вернигероде) - нем. представитель философии права; профессор в Берлине (с 1916); последователь Канта. Социальным идеалом философии права, по Штаммлеру, является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству. Осн. произв: «Wirtschaft und Recht nach materialistischer Geschichtsauffassung», 1896; «Die Lehre vom richtigen Recht», 1902; «Lehrbuch der Rechtsphilosophie», 1922; «Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrдge», 2 Bde., 1925.

ШТЕЙН

ШТЕЙН (Stein) Хенрих, барон (род. 12 февр. 1857, Кобург - ум. 20 июня 1887, Берлин) - нем. философ; был воспитателем в доме Рихарда Вагнера, оказавшего на него сильное влияние; приватдоцент в Галле (1881), в Берлине (1884), где он примкнул к Дильтею, позднее временами был близок к Ницше . Представитель эстетического иррационализма, искусство рассматривал как выражение мировоззрения, а эстетику в связи с этим как основу философии. Считал, что содержание вещи постижимо не разумом, а только «чувствительной душой». Осн. произв.: «Die Ideale des Materialismus» 1878; «Die Entstehung der neueren Дsthetik», 1886; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 1897; «Giordano Bruno», 1900; «Idee und Wekt», 1940.

ШТЕЙНБЮХЕЛЬ

ШТЕЙНБЮХЕЛЬ (Steinbьchel) Теодор (род. 15 июня 1888, Кельн - ум. 11 февр. 1949, Тюбинген) - нем. теолог и философ; профессор (с 1941). Представитель христ. социализма («Sittliche Ideen des Sozialismus», 1921; «Lassalle und der deutsche Idealismus», 1926; «Karl Marx, Gestalt, Werk und Ethos», 1946), пытавшегося доказать наличие в марксизме некоторых идеалистических тенденций и относительную правомерность материалистического понимания истории. Его соч.: «Umbruch des Denkens», 1936; «Existentialismus und chritlicher Ethos», 1947; «Dostojewski», 1947, - являются вкладом в философию экзистенциализма. Штейнбюхель пытался согласовать божественные заповеди с требованиями конкретного положения человека. Им написаны также: «Das Grundproblem der Hegeischen Philosophie», 1933; «Mensch und Gott», 1952. Из собр. его соч. по духовной истории в 1950 появился т. I под названием «Sozialismus».

ШТЕЙНЕР

ШТЕЙНЕР (Steiner)

Рудольф (род. 27 февр. 1861, Хорватия - ум. 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля) - нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883- 1897), после предварительного изучения, работы Гёте по естествознанию; с 1902 - генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912 антропософическое общество (см. Антропософия). Осн. произв.: «Goethes Weltanschauung», 1897; «Theosophie», 1904; «Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren Welten?», 1909; «Die Geheimwissenschaft im UmriЯ», 1910; «Die Rдtsel der Philosophie», 1914; «Vom Menschenrдtsel», 1916; «Von Seelenrдtseln», 1917; «Mein Lebensgang», 1925.

ШТЕЙНТАЛЬ

ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal)

Хейман (род. 16 июня 1823, Грёбциг - ум. 14 марта 1899, Берлин) - нем. философ; профессор (с 1863). Виднейший (наряду с Лацарусом и Вундтом) представитель народной психологии, проявил себя также как языковед (один из основателей т. н. психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка). Осн. произв.: «Der Ursprung der Sprache», 1851; «Grammatik, Logik, Psychologie», 1855; «AbriЯ der Sprachwissenschaft», 2 Tie., 1861 - 1871. См. также Лацарус.

ШТЕРН

ШТЕРН (Stern)

Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин - ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) - нем.-амер.. психолог и философ; в 19J6-1933 - профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического персонализмам, согласно которому сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с «вещью». Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Осн. произв.: «Person und Sache. System des kritischen Personalismus», 3 Bde., 1906-1924; «Die differentielle Psychologie», 1911; «Psychologie der frьhen Kindheit», 1914 (рус. пер. «Психология раннего детства до шестилетнего возраста». Пг., 1922); «Methodensammlung zur Intelligenzprьfung», совместно с Вигманом, 1920.

ШТЕФФЕНС

ШТЕФФЕНС (Steffens)

Хенрик Хрод. 2 мая 1773, Ставангер - ум. 13 февр. 1845, Берлин) - норв. философ и поэт; в 1811 - 1831 - профессор в Бреслау, затем в Берлине; представитель философии религии (лютеран.) протестантизма, а также естествоиспытатель романтического направления и натурфилософ; историю развития людей рассматривал как зеркальное отражение развития мира. Осн. произв.: «Grundzьge der philosophischen Naturwissenschaft», 1806; «Anthropologie», 2 Bde., 1824; «Was ich erlebte (Selbstbiographie)», 10 Bde., 1840-1844 (самое значительное его произв. со множеством интересных сведений о современной ему эпохе).

ШТИРНЕР

ШТИРНЕР (Stirner)

Макс, псевдоним Каспара Шмидта (род. 25 окт. 1806, Байрейт - ум. 26 июня 1856, Берлин) - нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. - «Единственный и его собственность» (рус. пер. 1922) - доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.

ШТРАУС

ШТРАУС (Strauss)

Давид Фридрих (род. 27 янв. 1808, Людвигсбург - ум. 8 февр. 1874, там же) - нем. теолог и философ; автор ряда работ: «Жизнь Иисуса» (1835-1836), «Чудеса Христа» (1840), «Старая и новая вера» (1872). В последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще христианами? (Нет.) 2) Есть ли еще у нас религия? (Да, пантеизм.) 3) Как постигаем мы мир? (С помощью естественно-научных, т.е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории развития.) 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь? Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притч и рассматривал их только как результат мифотворчества. Кроме того, он издал биографии: Ульриха фон Гуттена (3 т., 1858-1860) и Вольтера (1870). Его переписка с Ф. Т. Шифером (1836-1851) была издана в 1852.

ШТУМПФ

ШТУМПФ (Stumpf)

Карл (род. 21 апр. 1848, Визентхейд, Нижняя Франкония - ум. 25 дек. 1936, Берлин) - нем. психолог и философ; профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в психологизм. Проводимое им под влиянием Брентано отделение явления (т.е. чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Осн. произв.: «Tonpsychologie», 2 Bde., 1883-1890; «Erscheinungen und Funktionen», 1907; «Zur Einteilung der Wissenschaften», 1907; «Die Anfдnge der Musik», 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927); «Gefьhl und Gefьhlsempfindung», 1928; «Erkenntnislehre», 1939-1940.

ШУЛЬЦЕ

ШУЛЬЦЕ (Schulze) Готлоб Эрнст (род. 23 авг. 1761, Гельдрунген - ум. 11 янв. 1833, Геттинген) - нем. философ; профессор в Геттингене (с 1810). Противник Канта, учитель Шопенгауэра, представитель скептицизма. В своей теории познания обратился с вескими аргументами против старого смешения восприятия с представлением. Осн. произв.: «Дnesidemus oder... Verteidigung des Skeptiszismus gegen die AnmaЯungen der Vernunftkritik», 1792; «Kritik der theoretischen Philosophie», 2 Bde., 1801.

ШУППЕ

ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (род. 5 мая 1836, Бриг - ум. 29 марта 1913, Бреслау) - нем. философ; профессор в Грейфсвальде; представитель крайней имманентной философии. По Шуппе, действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др. (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект - представление. Осн. произв.: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878; «Grundzцge der Ethik und Rechtsphilosophie», 1882; «GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik», 1894; «Die immanente Philosophie», 1897.

ШУТКА

ШУТКА - комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.

ШЮЦ

ШЮЦ (Schütz)

Альфред (род. 1899, Вена - ум. 1959, Нью-Йорк) - австроамер. философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в США. В философской теории выступил с разработкой нетрансцендентальной феноменологии, близкой к экзистенциализму. Предложил свою версию понимающей со-циологии, пытаясь решить поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Занимался исследованиями мотивов социального действия, форм и методов обыденного познания, структуры человеческого общения, рациональности. Осн. труды Шюца опубликованы в «Collected papers», v. 1-3, The Hague, 1962-1966.

Предыдущая страница Следующая страница