Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СОФ"-"СТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СОФ"-"СТО")

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ (от греч. sophistes - мастер, художник)

так первоначально, в классической Греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее - учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться в споре победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика, софистический в отрицательном смысле слова). Со времен Сократа софисты имели дурную славу, пока наконец во времена Гегеля и Ницше не заслужили лучшей репутации в результате выяснения их значения для практической педагогики; см. Греческая философия. Главные представители старой софистики - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Т. н. «новая софистика» оформилась во 2 в. Ее представителями были: Герод Аттик - учитель императора Марка Аврелия, оратор Элий Аристид, странствующий проповедник Дион из Прузы и биограф софистов Флавий Филострат. Они были воплощением идеала образованности у римлян времен империи - и именно общей образованности, основанной на знании классиков прошлого. Новые софисты, и в первую очередь риторы (см. Риторика), добились возрождения истинного аттического языка с сильным уклоном в сторону философии.

СОФИЯ

СОФИЯ (от греч., лат. sophia - мудрость)

в рус. религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом.

СОЦИАБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАБИЛЬНОСТЬ (от лат. sociabilis - общительный, уживчивый)

способность или склонность к завязыванию связей с др. людьми, общительность.

СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -

направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

пограничная между социологией и психологией область, исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах, т.е. в сообществах, а также психологические характеристики социальных групп. Задачей социальной психологии является исследование осн. психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти и т. п. (см. Глубинная психология), а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп - крестьян, рабочих и т. п. - и, наконец, вопроса о модах, обычаях и направлении их развития. Представители новой социальной психологии, особенно в США, пытаются превратить ее в главную дисциплину точной науки о человеческом обществе и стремятся поэтому выработать дескриптивно-экспериментальные методы, с помощью которых можно было бы исследовать социальные' установки и поведение (религиозные и политические верования, i моральные оценки и т. д.). Амер. социальная психология, весьма схожая с амер. социологией, испытывает сильное влияние эволюционизма и по своей сути является универсалистской и прагматистской. Социальные отношения рассматриваются как определяющие человека связи, как конституция и структура его сознания. Поэтому в центре исследования стоят отношения людей (human relations), внимание к которым, а также их укрепление во всех областях (политике, воспитании, различных видах попечения и т. д.) считаются первостепенной задачей социальной психологии. Др. важными областями исследования являются: примитивные культуры и их отношение к психике ребенка (cultural pattern), психическая жизнь и защита ее от причинения вреда (mental hygiene), группа как совокупность единства жизни и опыта.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ -

так называет Альфред Вебер демократический капитализм, демократический социализм и советский коммунизм; источник социальной религии - декларация прав человека (1776), с ее религиозно-социальным содержанием как выражением нового типа человека. «Третий человек» (см. Функционер) начиная с сер. 19 в. полемизировал с вновь возникающей социальной структурой, причем полностью разрушились конкретные формы воплощения старых душевно-духовных (т.е. относящихся к духу и душе) абсолютов и почти исчезла основанная на религии форма существования человека. «Эта социальная религия в дальнейшем занимает место трансцендентальной религии; являясь идеальной и одновременно имея социальную структуру, она формирует в невиданных масштабах практически-динамические преобразующие силы современного человеческого бытия. Ни одна трансцендентальная религия, за исключением разве ислама, не обладает в настоящее время такой силой, которая хотя бы в незначительной мере была бы сравнима с преобразующей силой социальной религии» (A. Weber. Kulturgeschichte als Kultursoziologie, 1950, S. 423).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ -

философское исследование социальной жизни. Социальная философия не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает ее нормы в качестве социального нормативного учения.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА -

этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. Противостоит индивидуальной этике, выводящей осн. нравственные законы из природы человека как нравственной личности; см. Индивидуальность.

СОЦИАЛЬНЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. socialis общий, общественный)

название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер. Противоположность - асоциальный. См. также Социализм.

СОЦИОГРАММА

СОЦИОГРАММА -

см. Социология.

СОЦИОГРАФИЯ

СОЦИОГРАФИЯ -

графическое изображение форм совместной жизни людей определенными во времени и в пространстве.

СОЦИОЛОГИЗМ

СОЦИОЛОГИЗМ -

стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре.

СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

СОЦИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ -

исследование совместной жизни животных, ее форм и причин, способствующих этой совместной жизни (мотивов, стремлений, инстинктов); см. Зоопсихология.

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ -

теория о тесной бытийной связи знания. Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. Изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с сословием и т. д.

СОЦИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

СОЦИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ -

см. Учение об отношениях.

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА -

та область социологии, которая, с одной стороны, развивает прагматическую историю права, этнологическую и сравнительную правовую науку, а с другой - использует всеобщую программу эмпирической теории человеческого общества для исследования правовой организации.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ -

по Максу Веберу, исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в «общины».

СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю)

прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Термин появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д. В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (род. 395 - ум. 334 до Р. X.)

древнегреч. философ-платоник, преемник Платона в руководстве Академией (348/7-339/8 до Р. X.), упадок которой происходил уже при нем. Писал трактаты и диалоги. Заменил платоновские идеи числами, которые рассматривал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных явлений, как первые из существующих предметов, рождение которых понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, Спевсипп, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Написал 30 соч. Важнейшие из них: «О пифагорейских числах», «Об удовольствии», «О философии»; «О богах», «О душе», «О подобном». Их фрагменты содержатся в: Р. Lang. De Speusippi Academic! Scriptis, 1911.

СПЕКУЛЯЦИЯ

СПЕКУЛЯЦИЯ (от лат. specular! рассматривать издалека)

попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта. Следовательно, спекуляция пытается выйти за пределы как восприятия, так и вообще «посюстороннего», против чего особенно возражал Кант: «Теоретическое знание бывает спекулятивным, если оно направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте» («Критика чистого разума», 1915, с. 363). Подобные мысли высказывал и Шиллер: «...философия всегда смешна, когда, не сознаваясь в своей зависимости от опыта, пытается своими средствами расширить знание и предписывать мирозданию законы» (Гёте и Шиллер. Переписка. М.-Л., 1937, с. 88; письмо к Гёте от 16 окт. 1795). Спекулятивными системами в кантовском понимании этого слова являются, напр., системы Пифагора, элеатов, Платона, неоплатоников, Декарта, а также Лейбница и др. нем. идеалистов. Гегель, наоборот, под спекулятивным мышлением понимал развитое им диалектическое мышление.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР Герберт (род. 27 апр. 1820, Дерби - ум. 8 дек. 1903, Брайтон)

англ, философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй пол. 19 в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и является накоплением (интеграцией) вещества при одновременном рассеивании (диссипации) движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности). Разрушение (дисолюция) есть оборотная сторона «любого» развития. Оно заключается в поглощении (абсорбции) движения и сопровождающем его распадении на составные части (дезинтеграции) соответствующих образований. Поскольку в универсуме господствуют антигонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения. Осн. произв.: «A system of synthetic philosophy», 10 vol., 1862-1896; «Education», 1861; «The study of sociology», 1873; «An autobiography», 1910; на рус. яз. - «Сочинения». СПБ, 1899-1900.

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ -

человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом,, а иногда даже и о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными; см. Функционер.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

СПЕЦИФИКАЦИЯ (от лат. species вид и facere - делать)

уточненная классификация чего-нибудь; обособление, расчленение на подотделы (подгруппы), напр. рода на виды, вида на подвиды.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ -

теория ранней психологии, согласно которой один и тот же орган чувств независимо от природы раздражителя всегда производит ощущения одного и того же рода; см. Константность,

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ -

относящийся к виду; свойственный только данному предмету, обособленный, отличительный.

СПИНОЗА

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa)

Бенедикт, религиозное имя - Барух (род. 24 нояб. 1632, Амстердам - ум. 21 февр. 1677, Гаага) - нидерл. философ-пантеист. Его предками были евреи - переселенцы из Португалии. Сам он был изгнан из евр. общины за «страшное ложное учение». При создании своего главного соч. «Этика» (1677) Спиноза последовательно применял метод, созданный Декартом. Только математический способ мышления ведет к истине. Чем больше значит человеческий дух, чем лучше познает он свои собственные силы и порядок природы, тем легче может он руководить собой, устанавливать для себя правила и воздерживаться от бесполезных вещей. Поскольку в природе не может существовать ничего противоречащего ее законам, более того, все совершается по определенным законам, а все конкретные действия природы совершаются по определенным законам в нерасторжимой связи, то из этого следует, что душа, пока она верно понимает вещи, продолжает производить эти действия объективно. Душа сама есть только часть всеобъемлющей природы, субстанции, обнаруживающей себя в двух атрибутах: протяженности и мышлении, материи и духе; все вещи, идеи суть модусы, способы бытия этой единственной, вечной и бесконечной субстанции, вне которой нет никакого бытия и Бога: «Deus sive natura» («Бог или природа»). Чем больше мы познаем отдельные вещи, тем больше мы познаем Бога. Чем больше и чем лучше мы познаем Бога, тем больше мы любим его. Эта интеллектуальная любовь к Богу является частью бесконечной любви, которой Бог любит себя самого. В таком познании и любви к Богу и состоит наше благо. Спиноза является представителем строгого детерминизма. Люди считают себя свободными, поскольку они не сознают своей обусловленности. Добро и зло суть характеристики связей, которые мы устанавливаем между вещами. Sub specie aeternitatis не имеется никакого зла. Вначале учение Спинозы не нашло большого отклика, и лишь в результате спора Ф. Г. Якоби с М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга, благодаря Гердеру и Гёте интерес к нему стал всеобщим. Осн. работы (на рус. яз.): «Политический трактат». М., 1910; «Принципы философии Декарта». Л., 1926; «Переписка». М., 1932; «Этика», ч. 1-5. М.-Л., 1933; «Трактат об усовершенствовании разума». М. -Л., 1934; «Избр. произв.», т. 1 - 2. М., 1957.

СПИНОЗИЗМ

СПИНОЗИЗМ -

учение Спинозы и его дальнейшее философское развитие. В Германии спинозизм развивали особенно в 18 в. Лессинг, Гердер, Гёте, Якоби, Шлейермахер, причем символ веры спинозизма («Бог-природа») принял менее рационалистический вид, чем «Deus sive natura» («Бог или природа») Спинозы. Подобное же изменение в эмоционально-волюнтаристском направлении претерпел спинозизм у Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Фехнера, В. Вундта и др, Как идейное течение спинозизм играл весьма значительную роль во времена нем. романтики. Лихтенберг высказал мысль, что если мир будет еще существовать бесчисленное число лет, то универсальной религией его ста-. нет рафинированный, «облагороженный» спинозизм.

СПИРИТУАЛИЗМ

СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritus дух)

философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность (абсолют) духовна, а телесное - продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление. Противоположность - материализм. Термин часто служит также для обозначения идеализма.

СПИРИТУАЛЬНОСТЬ

СПИРИТУАЛЬНОСТЬ -

духовность. Противоположность - материальность, телесность; спиритуальный - духовный.

СПОНТАННОСТЬ

СПОНТАННОСТЬ (от лат. spontaneus произвольный)

самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ -

происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака - акциденции (см. также Общее понятие, Всеобщее). Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах (см. Номинализм, напр. у Уильяма Оккама); 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского).

СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ

СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ -

по Канту: 1) «способность подводить под правила, т.е. различать, подходит ли нечто под данное правило или нет» (субсуммирующая способность суждения); 2) способность мыслить особенное как содержащееся в общем - правило, принцип, закон (рефлектирующая способность суждения).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ -

у Платона добродетель правильного отношения к др. людям, сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей (см. Этика) и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ -

см. Аналогия.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

см. Дифференциальная психология.

СРЕДА

СРЕДА (франц. Milieu)

1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным (см. Свобода). В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; см. также Масса, Ситуация; 2) окружение, совокупность природных условии, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т, е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода. Якоб Иоганн фон Икскюль установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости. Это же имеет место и в отношении milieu, также называемого средой человека.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Схоластика.

СТАГИРИТ

СТАГИРИТ -

прозвище Аристотеля, который был родом из города Стагиры в Македонии.

СТАДИЯ

СТАДИЯ (греч. städion - мера длины у древних греков)

период, ступень в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.

СТАЛЬ

СТАЛЬ (Stahl)

Фридрих Юлиус (род. 16 янв. 1802, Мюнхен - ум. 10 авг. 1861, Бад-Бркженнау) - нем. философ права и политик, профессор в Берлине (с 1840). Как идеолог политической реакции, начавшейся после войны за освобождение, обосновывал в печати и устно авторитет государства и церкви ссылками на могущество Бога, боролся с «неверующими», революцией, естественным правом, выступал за строжайшее сохранение «угодного Богу» исторического порядка и создал для Пруссии 19 в. «христ.-консервативное» учение о государстве. Осн. произв.: «Die Philosophie des Rechts nach geschichtlicher Ansicht», 2 Bde., 1830-1837; «Der christliche Staat», 1847; «Der Protestantismus als politischer Prinzip», 1853.

СТАНОВЛЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ -

переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита - наоборот. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной - целью. Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. Ничто.

СТАТИКА

СТАТИКА (от греч. statikos - приводящий к покою)

в физике учение о равновесии тел.

СТАТИСТИКА

СТАТИСТИКА (от лат. status - состояние)

наука, изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хозяйственной, государственной и социальной жизни, а также в области биологии, физики и т. п., проявляющиеся в массовых явлениях. Истинность ее результатов тем больше, чем больше число наблюдаемых единичных случаев.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ -

законы средних величин, действующие в области массовых явлений, в частности, по Гейзенбергу, в атомной физике действуют только статистические законы, а не каузальные; см. Закон.

СТАТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

СТАТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО -

чувство изменения положения тела в пространстве, локализовано в трех полукружных каналах слухового лабиринта (улитки).

СТАТЬ

СТАТЬ -

см. Habitus, Конституция.

СТАЦИОНАРНЫЙ

СТАЦИОНАРНЫЙ (лат. stationarius неподвижный)

остающийся на месте, постоянный.

СТИЛЬ

СТИЛЬ -

основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. В этом смысле говорят о творческих стилях (романский, готический стиль, стиль эпохи Возрождения, стиль барокко и т. д.), о стиле культуры (у Ницше культура - единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни), о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности (гётевский стиль жизни) и т. д.

СТИМУЛ

СТИМУЛ (от лат. Stimulans - побудительная причина)

побуждение к действию, возбуждение; стимулировать - возбуждать, волновать, побуждать.

СТИРЛИНГ

СТИРЛИНГ (Stirling)

Джеймс Хатчинсон (род. 22 июля 1820, Глазго - ум. 19 марта 1909, Тринити, Эдинбург) - шотл. философ. В своей философско-поэтической работе «The Secret of Hegel» (1865) он выступил как родоначальник англ, гегельянства. Перевел и прокомментировал «Критику чистого разума» Канта («Textbook of Kant», 1881),

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ -

духовная позиция, основанная на идеях стоиков.

СТОЯ

СТОЯ -

широко распространенное в древнегреч. философии течение. Основано приблизительно за 300 лет до Р. X. Зеноном из Китона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах - Stoa poikile (отсюда происходит название этой школы). Знаменитыми стоиками были Клеан (ему принадлежит изречение: «В нем [Боге-космосе] мы живем, движемся и существуем», которое приводит апостол Павел [см. Деян., 17, 28]) и Хрисипп; Панэций Родосский, Посидоний, являющиеся представителями средней Стой, а также позднейшие стоики - Сенека, Мусоний, Эпиктет и император Марк Аврелий. Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые эклектически соединили в, своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек - часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, - божество. Она пронизывает мир, как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она - душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости, и абсолютно необходимое есть одновременно и абсолютно целесообразное. Но, с др. стороны, стоики считали, что существует свобода воли. Поэтому они требовали (ради свободы) жить в согласии с природой. Но поскольку человеческий разум, пока он заслуживает этого названия, есть часть мирового разума, то жить сообразно природе - значит жить одновременно и сообразно разуму. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, не чем иным, как самосохранением и самоутверждением; но споспешествовать самому себе - значит, если это осуществляется правильно, споспешествовать общему благу. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела - гарантия человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться - значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Наиболее известные работы стоиков в рус. пер.: Марк Аврелий Антонин. К самому себе. Размышления, СПБ, 1885, а также: его же. Наедине с собой. Размышления, 1914.

Предыдущая страница Следующая страница