Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОР"-"БЮХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОР"-"БЮХ")

БОРЬБА

БОРЬБА - в философии осн. понятие динамического мировоззрения. Созидательная функция борьбы была впервые подчеркнута Гераклитом («Борьба - отец всех вещей»); борьба - метафизический принцип становления. У Гегеля борьба является сущностью диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю борьбу. Для Ницше борьба неотделима от дионисического начала в человеческом бытии. У социологов это борьба Я за свое самоутверждение, борьба против мира, в котором властвует коллектив (см. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ). «Благодаря борьбе жизнь получает большое содержание: вместо чистого существования жизнь переходит к полемике с миром, к состоянию труда и созидания» (Фиркандт). Со времени Дарвина говорят о «борьбе за существование» (см. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ). В этическом смысле борьба возможна лишь между принципиально равными (Ясперс пишет о «борьбе, проникнутой духом любви», в пределах коммуникации).

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ -

одно из осн. понятий в теории эволюции. Так Дарвин называет обнаруженный Мальтусом (см. Мальтус) факт, что из производимых на свет живых существ способны приспособиться к жизни лишь те, чьи конституция, способности, инстинкты и т. д. соответствуют условиям существования, но особенно те, которые в состоянии победить в борьбе. Результатом является выживание наиболее приспособленных, т.е. естественный отбор.

БОСТРЁМ

БОСТРЁМ (Böstrom)

Кристофер Якоб (род. 1 янв. 1797, Питео - ум. 22 марта 1866, Упсала) - швед, философ, профессор с 1838. Стремился осуществить синтез учений Платона и Гегеля на основе свободного от догм теизма. Центральным понятием его философии является воспринимаемая в духе пантеизма личность, назначение которой состоит в том, чтобы дело божие на Земле сделать своим делом. Избр. соч. Бострёма изданы под названием «Grundlinien eines philosophischen Systems» в 1923.

БОХЕНЬСКИЙ

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski)

Юзеф Мария (род. 30 авг. 1902, Чушув, Польша) - швейц. философ-неотомист, профессор современной философии во Фрейбурге (Швейцария). Занимался исследованием современной логики и советско-марксистской философии. Один из теоретических лидеров антикоммунизма. Осн. произв.: «La logique de Theophraste», 1939; «Europдische Philosophie der Jegenwart», 1947; «Diamat», 1950; «Formale Logik», 1956.

БОШКОВИЧ

БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (род. 18 мая 1711, Дубровник ум. 13 февр. 1787, Милан) - хорват, философ и математик, проф. ун-тов в Риме, Павии (1764) и Париже (1773). Разработал учение о динамическом атомизме, в основание которого были положены представления о непротяженных и неделимых материальных частицах (точках), между которыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. Этим ученый в определенном смысле предвосхитил некоторые из современных представлений о материи, пространстве и времени. Осн. труды: «Dissertatio de viribus vivis», 1745; «De continuitatis lege et eius consectariis pertinentibus ad prima materiae elementa eorumque vires», 1754; «Theoria philosophiae naturalis», 1757; «De materiae divisibilitate et principiis corporum», 1757.

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (род. ок. 480, Рим - ум. 524, Павия: казнен по ложному обвинению в государственной измене) - рим. государственный деятель и философ. Его работы как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Он был посредником между древним миром и средневековьем, «последним римлянином и первым схоластом». Большую известность получила его работа «De consolatione philosophiae» («Об утешении философией»), написанная им во время длительной болезни. В ней нашли выражение взгляды автора как представителя неоплатонизма и едва заметные черты христ. учения, в то время как в его «Opuscula sacra» имеется ряд теологических статей.

БРАДВАРДИН

БРАДВАРДИН (Bradwardine)

Томас (род. ок. 1290, Чичестер - ум. 26 авг. 1349, будучи епископом Кентерберийским) - англ, схоласт. Путем применения математического метода исследования обосновал рационалистическую систему теологии, верил в свободную неисповедимую волю Бога, который повелевает природой, душой и всеми поступками человека. Его осн. произв.: «De causa dei» (1618). Учение Брадвардина о милости божией было преобразовано его учеником Виклифом в учение о предопределении.

БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -

см. Американская философия.

БРАЙТМЕН

БРАЙТМЕН (Brightman)

Эдгар Шеффилд (род. 20 сент. 1884, Холбрук, Массачусетс - ум. 1953) - амер. философ, с 1919 - профессор в Бостоне. Представитель персонализма, основывающегося на этике ценностей. По Брайтмену, сущность Я составляет его активность, обладающая способностью выбирать и оценивать. Метафизика должна опираться на частные науки. Процессы, совершающиеся в природе, слепы, лишены смысла и цели. Бог существует как верховная личность, однако сфера его деятельности ограниченна. Осн. произв.: «The Problem of God», 1930; «The finding of God», 1931; «The spiritual life», 1942; «Nature and value», 1945.

БРАУН

БРАУН (Brown) Томас (род. 9 янв. 1778, Керкмабрек, близ Эдинбурга - ум. 2 апр. 1820, Бромптон, близ Лондона) - англ, философ и поэт. Представитель шотл. школы (см. ШОТЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА), разрабатывал ассоциативную психологию. В теории познания придерживался взглядов, являвшихся чем-то средним между взглядами Д.Юма и Т.Рида; был первым ученым в Англии, который дал изложение учения Канта (1802). Осн. произв.: «Lectures on the philos. of the human mind», 4 vol., 1822 (c биографическим очерком).

БРАХМА

БРАХМА (санскр. - священная сила) - первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. АТМАН) отдельного существа составляют главную тему веданты.

БРАХМАНИЗМ

БРАХМАНИЗМ (учение брахманов, священников)

господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм (см. Эволюция): мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя (см. Индийская философия). Однако, несмотря на осн. требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям.

БРЕЙЗИГ

БРЕЙЗИГ (Breysig)

Курт (род. 5 июля 1866, Познань - ум. 16 июня 1940, Ребрюке, близ Потсдама) - нем. историк, социолог и представитель философии истории, профессор в Берлине (1896-1934). Создал историческое учение, в основе которого лежит принцип восхождения от исследованных фактов к наблюдениям более широкого и общего характера, рассматривал историю культуры как духовную историю, а становление человека в процессе образования культуры как развитие, ведущее от природных явлений к явлением духовным. Осн. произв.: «Die Geschichte der Seele», 1931; «Naturgeschichte und Menschheitsgeschichte», 1933; «Der Werdegang der Menschheit vom Naturgeschehen zum Geistesgeschehen», 1934.

БРЕНТАНО

БРЕНТАНО (Brentano)

Франц (род. 16 янв. 1838, Мариенберг, близ Боппарда - ум. 7 марта 1917, Цюрих) - нем. философ, с 1864 - католич. священник, с 1872 - профессор философии в Вюрцбурге, а с 1874 - в Вене. За сомнения в вере в 1873 лишен духовного сана и отлучен от католич. церкви, в 1880 исключен также и из профессуры. Последователь философии Аристотеля и католич. (нео)схоластики. Был решительным противником Канта и нем. идеализма; в противоположность последнему защищал ярко выраженный реализм. Брентано является основателем психологии как учения о психических феноменах; классифицируя их, он различает три осн. формы: представления, суждения и эмоции. Существенным признаком психического феномена считал интенциональность (см. Интенция). В области метафизики пытался обосновать свободный христ. теизм. Из его идей исходили в своих логических исследованиях Мейнонг, Штумпф, Гуссерль. Что касается эволюционных взглядов Брентано, то следует отметить, что, в то время как в ранний период своего творчества все предметы интенциональных актов он рассматривал существующими ео ipso интраментально - воззрение, которое восприняли почти все его ученики, в т. ч. и Гуссерль, - в более поздний период творчества он признает, что объекты интенциональных актов всегда трансцендентны сознанию. Осн. произ.: «Psychologie vom empirischen Standpunkte aus», 1874; «Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis», 1889; «Grundlegung und Aufbau der Ethik, aus dem NachlaЯ hrsg. von F. Moyer-Hillebrand», 1952.

БРИДЖМЕН

БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (род. 21 апр. 1882, Кембридж, Массачусетс - ум. 20 авг. 1961, Рандолф, Нью-Хемпшир) - амер. физик и теоретик, с 1904 - профессор Гарвардского унта. Известен своими трудами в области разработки теоретико-познавательных основ теории относительности Эйнштейна. Ему принадлежит также мнение, что в физике на основе знания данной причины будущее состояние системы может быть определено лишь приблизительно. Осн. произв.: «The logic of modern phisics», 1927; «Reflections of a physicist», 1950.

БРОЙЛЬ

БРОЙЛЬ (Brogue) Луи, де (род. 15 авг. 1892, Дьепп - ум. 19 марта 1987, Париж) - франц. физик. В 1924 высказал ставшую осн. принципом волновой механики мысль о том, что каждому материальному процессу в атоме соответствует также волновой процесс (волновые свойства материи, волны де Бройля). Осн. произв.: «La theorie de quanta», 1924; «Introduction a la mecanique ondulatoire», 1930 (рус. пер. «Введение в волновую механику», 1934); «Matiere et lumiere, la physique moderne et les quanta», 1937; «De la mecanique ondulatoire a la theorie du noyau», 1943; «L'Avenir de la science», 1951.

БРОУД

БРОУД (Broad) Чарли Данбар (род. 30 дек. 1887, Лондон - ум. ?) - англ, философ, профессор в Кембридже с 1936. Сторонник неореалистической школы Дж. Э. Мура, занимался вопросами применения оправдавших себя представлений частных наук к области эстетики, религии, этики, политики и специально - вопросом применения математических знаний к физике. Сторонник учения об «эмерджентной эволюции» (см. АЛЕКСАНДЕР) и переселении душ. Осн. произв.: «Perception, physics and reality», 1914; «Scientific thought», 1923; «The mind and his place in nature», 1925; «Five types of ethical theory», 1930.

БРУНЕР

БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (род. 1 okt. 1915, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США) - амер. психолог и педагог, чьи исследования относительно ощущения, обучения, памяти и др. когнитивных аспектов у детей оказали столь же значительное влияние на амер. систему образования, как и работы швейц. ученого Жана Пиаже на европейскую; профессор Гарвардского ун-та с 1952 и Оксфордского с 1972. В своей работе «Процесс образования» (1960) Брунер доказывал, что любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом. Согласно Брунеру, все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится. Брунер также изучал восприятие у детей и пришел к выводу, что ценностные ориентации детей существенно влияют на их восприятие. Его осн. произв.: «Mandate from the people», 1944; «A study of thinking», 1956 (совм. с J. J. Goodnow and G. A. Austin); «On knowing essays for the left hand», 1962; «Toward a theory of instruction», 1966; «Processes of cognitive growth: infancy», 1968; «The relevance of education», 1971; «Communication as language», 1982; «Child's talk», 1983; «Actual minds, possible worlds», 1986.

БРУННЕР

БРУННЕР (Brunner)

Эмиль (род. 23 дек. 1889, Винтертур - ум. 1966) швейц. представитель философии религии, профессор в Цюрихе с 1924. Один из видных представителей развиваемой Карлом Бартом диалектической теологии, метод которой Бруннер переносит на философию. Взгляды его близки к взглядам Кьёркегора; сомневается в возможности философского разъяснения существования (человеческое существование может быть познано только в его отношении к Богу); это разъяснение, по его мнению, должно быть делом христ. антропологии. Он не согласен также с хайдеггеровским решением проблемы существования. В центре естественного самопонимания, считает он, находится совесть. Осн. произв.: «Philosophie und Offenbarung», 1925; «Religionsphilosophie», 1926; «Der Mittler», 1927; «Natur und Gnade», 1935; «Offenbarung und Vernunft», 1941; «Der Mensch im Widerspruch», 1937.

БРУНО

БРУНО (Bruno)' Джордано (род. 1548, Нола - ум. 17 февр. 1600, Рим: сожжен на костре) - итал. естествоиспытатель и философ, с 1563 - доминиканский монах, в 1576 бежал из монастыря; во время шестнадцатилетнего странствования по Швейцарии, Франции, Англии и Германии во многих ун-тах проповедовал свое учение, в Венеции был схвачен инквизицией и приговорен к смертной казни за ересь. В своем учении он объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации, однако они подвержены изменению. Элементарные, простейшие части всего существующего, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга и соединяются друг с другом в бесконечном разнообразии, суть minima, или монады, относящиеся к материальному и психическому. В мире, т. о., нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить согласно этим законам. Всякое познание естественного закона есть нравственное дело. Находясь под большим влиянием учений нем. мыслителей, в особенности Николая Кузанского и Парацельса, Бруно в свою очередь оказал влияние на Гердера, Лейбница, Гете, Шиллера. Осн. работы: «Delia causa, principle ed шю», 1584 (рус. пер. «О причине, начале и едином», 1934); «De 1'infimto, universe e mondi», 1584 (рус. пер. «О бесконечности, Вселенной и мирах», 1936); «Spaccio della bestia trionfante», 1584 (рус. пер. «Изгнание торжествующего зверя», 1914); «Degli eroici furori», 1585 (рус. пер. «О героическом энтузиазме», 1953).

БРЭДЛИ

БРЭДЛИ (Bradley)

Фрэнсис Герберт (род. 30 янв. 1846, Гластонбери - ум. 18 сент. 1920, Оксфорд) - англ, философ, профессор в Оксфорде с 1876. Неогегельянец, в то же время строго придерживался традиций платонизма и неоплатонизма, исходя из философии нем. идеализма. Ратуя за развитие онтологического мышления, Брэдли пытался оттеснить на задний план развивавшиеся в Англии утилитаризм, гедонизм и прагматизм. Его книга «Appearance and reality» (1893) является наиболее выдающимся оригинальным произв. англ, метафизики; кроме того, ему принадлежат работы: «Principles of logic», 1883; «Essais on truth and reality», 1914.

БРЮНСВИК

БРЮНСВИК (Brunschwicq)

Леон (род. 10 нояб. 1869, Париж - ум. 18 янв. 1944, там же) - франц. философ, профессор в Сорбонне с 1909. Представитель одного из направлений идеалистической философии, которое ставит своей задачей критику методов частных наук. Считал, что в истории человеческого духа весь период времени, начинающийся с Аристотеля и кончающийся Декартом, представляет собой возврат к «акусматической» (принимающей на веру) ступени познания, преодоление которой происходит лишь в настоящее время: можно надеяться, что вера умрет и дух станет окончательно свободным. Наиболее важная деятельность духа - суждение, существенным членом которого является глагол (связка). Бог - это не лицо, не понятие, не предмет (любви), он есть слово (глагол), связка в суждении; через Бога мы приходим к пониманию. Метафизические системы изменяются с развитием наук. Причина, пространство, время и мера суть лишь духовные функции, изменяющиеся понятия, а не независимые от мышления сущности. Вместе с Бугру и Газье издал «Oeuvres completes de Pascal» (14 vol., 1904-1914). Осн. произв.: «La modalitee du jugement», 1897; «Introduction д la vie de l'esprit», 1900; «L'idealisme contemporain», 1905; «Les etapes de la phil. mathematique», 1912; «Le progres de la conscience dans la phil. occidentale», 2 vol., 1927; «La raison et la religion», 1939; «Les ages de I'mtelligence», 1934; «Ecrits philosophiques», 2 vol.

БУБЕР

БУБЕР (Buber) Мартин (род. 8 февр. 1878, Вена - ум. 13 июня 1965, Иерусалим) - евр. религиозный философ, профессор в Иерусалиме с 1938. Представитель хасидизма:в духе этого учения он пытался дать толкование сущности характера евр. народа и его истории. Жизнь еврея проявляется «больше в отношениях, чем в своей сущности; он жертвует собой ради выгоды, если обладает мелкой душой, и посвящает себя идее, если имеет большую душу. Но он никогда или почти никогда не сживается с окружающими вещами так, чтобы относиться к ним со спокойным вниманием и заботливо беречь их, чтобы пребывать в любви к окружающему миру и быть уверенным в своем существовании». Главным качеством души еврея Бубер считает пафос, желание невозможного. Он во многом содействовал развитию и моральному обоснованию сионизма. Осн. произв.: «Die chassidischen Bьcher», 1928; «Religion und Philosophie», 1931; «Die Frage an den Eizelnen», 1936; «Kampf um Israel», 1933; «Das Problem des Menschen», 1948; «Pfade in Utopia», 1950; «Moses», 1952; «Bilder von Gut und Bцse», 1952; «Die Schriften ьber das dialogische Prinzip», 1954; «Sehertum, Anfang und Ende», 1955; «Kцnigtum Gottes», 1956.

БУГРУ

БУГРУ (Boutroux)

Эмиль (род. 28 июля 1845, Париж - ум. 22 нояб. 1921, там же) франц. философ, профессор с 1888. Согласно Бугру, законы( природы лишь в какой-то мере являются строгими законами, они оставляют место случаю, случайности, индивидуальности действия, свободе и в конечном счете творческому принципу, необъяснимому божественному началу, т.е. Творцу. Осн. произв.: «De la contingence des lois de la nature», 1874 (рус. пер. «О случайности законов природы», 1900); «De l'idee de loi naturelle», 1895; «Science et religion», 1908 (рус. пер. «Наука и религия в современной философии», 1910).

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ - проповедовавшееся ок. 560-480 до Р. X. Буддой («ясновидящий») Гаутамой (Готамой) священное учение. Согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)». Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма , после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см. НИРВАНА). Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. Ок. 1200 влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях. см. также ДХЬЯНА.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (род. 16 июня 1871, Ливны - ум. 13 июля 1944, Париж)

рус. религиозный философ, богослов, экономист. Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и в Москве (1906 - 1918). Эмигрировал в 1923, профессор догматики и декан рус. Богословского ин-та в Париже в 1925- 1944, деятель экуменического движения. Испытал значительное влияние И. Канта, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, от которого усвоил идею всеединства. Спасение России искал на пути религиозного возрождения и в этой связи все социальные, национальные отношения и культуру видел переоцененными на религиозных началах. Доминирующей в учении Булгакова стала идея боговоплощения, т.е. внутренней связи Бога и созданного им мира - софии («премудрости божьей»), которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными Богу. Развитая им софиология была изложена в работах: «Свет невечерний» (1917), «О Богочеловечестве. Трилогия» («Агнец Божий», 1933; «Утешитель», 1936; «Невеста Агнца», 1945). Др. труды: «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», т. 1-2, 1911; «Тихие думы», 1918; «Купина неопалимая», 1927; «Лествица Иаковля», 1929.

БУЛЬ

БУЛЬ (Boole)

Джордж (род. 2 нояб. 1815, Линкольн - ум. 8 дек. 1864, Корк) англ, математик и логик, создатель т. н. «алгебраической логики» (см. Логистика). Осн. произв.: «The mathematical analysis of logik», 1847; «An analysis of the laws of thought», 1854 (рус. пер. «Исследование законов мышления»).

БУЛЬТМАН

БУЛЬТМАН (Bultmann)

Рудольф (род. 20 авг. 1884, Вифелыптеде, Ольденбург - ум. 30 июля 1976, Марбург) - нем. теолог и исследователь мифов, профессор в Марбурге. Известен благодаря своему методу демифологизации, который вел к пересмотру реформаторского вероисповедания лютеран, церкви на основании Библии; экзистенциалистская интерпретация евангелизма поставила евангелистскую теологию перед кризисом. Осн. произв.: «Die Geschichte der synoptischen Tradition», 1921; «Offenbarung und Heilsgeschehen», 1941; «Theologie des Neuen Testaments», 1948; «Das Urchristentum im Rahmen der antiken Religionen», 1949; «Glaube und Verstehen», 2 Bde., 1952.

БУНГЕ

БУНГЕ (Bunge) Марио (род. 1919, Буэнос-Айрес) - аргент. физик и философ. Уделял большое внимание философским вопросам совр. естествознания, интерпретируя достижения, в частности в физике. В осн. философской работе «Соотношение психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) Бунге полагает, что сознание является «эмерджентным» порождением достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы (мозга) во взаимодействии с природой и социальным окружением. Из собр. соч. Бунге («Treatice on basic philosophy», v. 1-4) в рус. пер. опубликованы: «Причинность» (1962); «Индукция и наука» (1967); «Философия физики» (1975).

БУРИДАН

БУРИДАН (Buridan)

Жан (род. ок. 1300, Бетюн, Артуа - ум. ок. 1358) - франц. философ и физик, сторонник Уильяма Оккама. В 1327 и 1348 - ректор Парижского ун-та; представитель близкой к новой физике теории, в основе которой лежали понятия силы и инертности; пытался внести ясность в проблему свободы воли (см. "Буриданов осел»). Сторонник каузального, т.е. телеологического, доказательства бытия Бога (см. Доказательства бытия Бога).

"БУРИДАНОВ ОСЁЛ"

"БУРИДАНОВ ОСЕЛ" - сравнение, употребленное для объяснения свободы воли и имевшееся, по сути дела, уже у Аристотеля и Данте: осел, стоявший между двумя совершенно одинаковыми, находящимися на равном от него расстоянии охапками сена, должен был голодать, ибо - при наличии равных мотивов - он никак не мог решить, какую охапку съесть сначала. Это сравнение приписывается Жану Буридану.

БУРКХАРДТ

БУРКХАРДТ (Burckhardt)

Якоб (род. 25 мая 1818, Базель - ум. 8 авг. 1897, там же) - швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858- 1893). Ему принадлежат: «Cicerone» (1855) и «Kultur der Renaissance in Italien» (1860). В своей работе «Weltgeschichtliche Betrachtungen» (1905) он дает толкование истории, при этом рассматривает три осн. силы истории (государство, религию, культуру) в их взаимной обусловленности, исторические кризисы, исторические величины (индивид и общее), точно так же как роль счастья и несчастья в мировой истории, предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей и прежде всего от веры в прогресс, оставляя исторические события под покровом непостижимой загадочности. Из оставленного им наследия вышли в свет: «Grichische Kulturgeschichte», 4 Bde., 1898-1920; «Gesammelte Werke», 10 Bde., Basel, 1954 ff.

БУРЛЕЙ

БУРЛЕЙ (Burleigh)

Вальтер (ум. ок. 1343) - англ, представитель поздней схоластики, один из наиболее значительных сторонников Дунса Скота; написал историю античной философии от Фалеса до Сенеки («De vitis et moribus philosophorum») и составил своего рода лексикон аристотелевской философии («Summa alphabetica problematum»).

БЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТИЕ-В-СЕБЕ

БЫТИЕ-В-СЕБЕ -

в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. С точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом. В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. Бытие-в-себе означает: «Бытие есть то, что оно есть» («l'etre est се qu'il est»). Это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение и, следовательно, торжествует ничто» (E. Munier, Einfьhrung in die Existenzphilosophien).

БЭЙН

БЭЙН (Bain)

Александр (род. 11 июня 1818, Абердин, Шотландия - ум. 18 сент. 1903, там же) - шотл. философ, логик, профессор Абердинского ун-та (с 1860). В своем двухтомном труде «Logic» (1870) досконально рассмотрел все методы приложения логических приемов к естественным наукам. Кроме того, занимался психологическими исследованиями физических процессов, происходящих в мозгу человека и его нервной системе. Бэйн ввел метод проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Осн. труды: «On the study of character», 1861; «Mental and moral science: a compendium of psychology and ethics», 1868; «Mind and body: The theories of their relation», 1873; «John Stuart Mill: A criticism with personal recollection», 1882.

БЭКОН

БЭКОН (Bacon)

Фрэнсис, Бэкон Веруламский (род. 22 янв. 1561, Лондон - ум. 9 апр. 1626, Нейгейт) - англ, государственный деятель и философ. Является родоначальником современного англ, эмпиризма, указал путь для бурного развития естественных наук, хотя сам в какой-то мере остался в путах средневековой метафизики. Важнейшую задачу науки Бэкон видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого, считал он, человеку необходимо отказаться от предрассудков и ложных представлений (идолов). Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания - индукция, которая ведет к познанию законов; от них можно снова спуститься к опыту, прийти к тем изобретениям, которые укрепляют власть человека над природой, ибо человек способен осуществить то, о чем он знает: «tantum possumus quantum scimus». Осн. произв.: «De dignitate et augmentis scientiarum», 1605 (рус. пер. «О достоинстве и приращении наук», 1874); «Novum organum scientiarum», 1620 (рус. пер. «Новый органон», 1938); «Nova Atlatis» (незаконч.), (рус. пер. «Новая Атлантида», 1874).

БЮЛЕР

БЮЛЕР (Bühler)

Карл (род. 27 мая 1879, Меккесгейм, Баден - ум. 24 окт. 1963, Лос-Анджелес, США) - нем.австр. психолог, с 1922 - профессор в Вене. Работал над проблемами психологии процессов мышления. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести особые элементы - мысли. Мысль способна к чистой абстракции и не нуждается в таком случае в образах или прошлых наблюдениях, чтобы постичь идею. Наряду с др. работами написал: «Die geistige Entwicklung des Kindes», 1924; «Handbuch der Psychologie», 1922; «Ausdruckstheorie», 1933; «Sprachtheorie», 1934; «AbriЯ des Kindes», 1949. Его жена, Шарлотта Бюлер (1893- 1974), с 1939 - профессор в Лондоне, известна своими работами по детской психологии. Осн. ее произв.: «Das Mдrchen und die Phantasie des Kindes», 1929; «Das Seelenleben des Jugendlichkeit», 1929; «Praktische Kinderpsychologie», 1938.

БЮФФОН

БЮФФОН (Buffon) Жорж Луи Леклерк, граф (род. 7 сент. 1707, Монбар, Кот-д'Ор - ум. 16 апр. 1788, Париж) франц. естествоиспытатель; Вместе с Добантоном и др. принимал участие в издании «Естественной истории» («Historic naturelle», 36 т., 1749-1789), которая была переведена почти на все языки; близко подошел к идее развития, особенно в своей работе «Epoques de la nature», 1787 (рус. пер. «Всеобщая и частная естественная история», ч. 1-10, 1802-1827). В противоположность Линнею отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды.

БЮХНЕР

БЮХНЕР (Bücher)

Людвиг (род. 28 марта 1824, Дармштадт - ум. 30 апр. 1899, там же) - нем. врач, философ. Его книга «Kraft und Stoff» (рус. пер. «Сила и материя», 1907) сделала его одним из наиболее известных представителей материализма того времени. Находился под сильным влиянием философии Фейербаха, Кабаниса. Защищал идеи социального дарвинизма; основой социального развития считал борьбу за существование (конкуренцию).

Предыдущая страница Следующая страница