Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
МИЛЛЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МИЛЛЬ

МИЛЛЬ - МИЛЛЬ (Mill) Джеймс (род. 6 апр. 1773, Нортуотер Бридж - ум. 23 июня1836, Кенсингтон) - англ, историк и психолог. Разрабатывал законы ассоциации и в центр своей психологической теории в качестве основополагающего понятия поставил чувство. Осн. произв.: «History of British India», 6 vol., 1818-1819; «Analysis of the phenomena of the human mind», 1829.

МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (род. 20 мая 1806, Лондон - ум. 8 мая 1873, Авиньон) - англ, философ, психолог, социолог и экономист; сын Джеймса Милля. Особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики («System of Logik, ratiocinative and induktive», 1843 - рус. пер. «Система логики силлогической и индуктивной», 1914); продолжал традиции классического эмпиризма англ, философии, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Милль наряду с Контом и Ардиго - наиболее значительный позитивист 19 в. Согласно учению Милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия - это просто (языковые) названия (терминологические). Милль отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле - постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания - индукция ; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) - психология, «этология», наука об обществе - и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. Задачей этики, по Миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. Моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. Для Милля («Utilitarianism», 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по Бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. ЭВДЕМОНИЗМ, УТИЛИТАРИЗМ). Исходя из этических принципов, Милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по Миллю, затрудняют веру во всемогущество этого Бога. Милль высказал определенную точку зрения также и в отношении многих др. проблем: парламентаризма (в 1866 - 1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (сначала он был служащим Ост-Индской компании), по ирл. вопросу, по женскому вопросу. Его произв.: «Examination of Sir W. Hamilton's philosophy», 1865. (рус. пер. «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона», 1869; резкие нападки на рационализм); «Огюст Конт и позитивизм», 1865 (1897); «Principles of political economy», 2 vol., 1848 (рус. пер. «Основания политической экономии», 1909); «Essay on liberty», 1859 (рус. пер. «О свободе», 1906); «Considerations and discussions, political, philosophical and historical», 4 vol., 1859; «Letters», 2 vol., 1910; «Autobiography», 1873 (рус. пер. «Автобиография», 1896).

В начало словаря