Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (2010)
КАУЗАЛЬНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАУЗАЛЬНОСТЬ

КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causa причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. PROTON KINUN), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. КОНЕЧНОСТЬ). При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, «причина». При этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т.е. временное «после этого», за «propter hoc», т.е. причинное «поэтому». Явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними - соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь явлений - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. И только в новой науке о природе (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. Напр., согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - «условием» (см. КОНДИЦИОНИЗМ). В духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. Она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. УЧЕНИЕ О СЛОЯХ). Новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. см. СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ, ОСНОВАНИЕ. Каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.

В начало словаря