Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САМАДХИ

самадхи - см. сосредоточенность

САМОАНАЛИЗ

НЭЙ СИН "Внутр. осознание" ("самоанализ", "внутр. анализ", "самопроверка").

В конфуцианстве - требование духовно-нравств. гигиены, предъявляемое к нормативной личности "благородного мужа" (цзюнь цзы), метод самосовершенствования, заключающийся в анализе своего нравств. состояния. Впервые требование Н.с. сформулировано в "Лунь юе" (5 в. до н.э.), гл. "Янь Юань".

Согласно толкованию Чжэн Сюаня (2 в.), смысл Н.с. у Конфуция сводится к нравств. самопроверке "благородного мужа" и исключению т.о. внутр. "недуга", приводящего к недолжным поступкам. В трактовке Н.с. у Чжэн Сюаня подчеркивается органичная кит. культуре аналогия духовно-нравств. здоровья с физическим, единство душевно-духовного и физич. содержания "тела/личности" (шэнь (2)).

По Чжу Си (12 в.), Н.с. - это постоянное, повседневное действие, благодаря к-рому в человеч. "сердце" (синь) отсутствует что-либо "постыдное". Вследствие Н.с. глубины человеч. духа и разума ("внутр. сердце" - нэй синь) избавлены от "недуга" и, следовательно, от внутр. беспокойства и страха, от опасности внезапного изменения морально-духовного состояния.

САМОКОНТРОЛЬ

самоконтроль - см. размышление в одиночестве

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СЮ ШЭНЬ

"Совершенствование тела/личности", "самосовершенствование".

Принятое гл. обр. в конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личных качеств в соответствие с задачей максимальной самореализации в поддержании социальной и вселенской гармонии. Содержание понятия С.ш. опирается на традиц. для кит. философии и культуры представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическо-духовной целостности (см. Хунь по)- "теле" (шэнь (2)). Вследствие этого личное совершенствование в конф. идеологии рассматривалось как "обработка", "обтесывание" (сю) данного от природы "тела/личности". Впервые термин "С.ш." появился, видимо, в трактате "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) для обозначения подвергаемого критике конф. подхода к воспитанию и самовоспитанию (у Конфуция в "Лунь юе" речь шла о пагубных последствиях такой ситуации, когда "благодать/добродетель не совершенствуется" - дэ чжи бу сю). Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) предписывал "каждодневное совершенствование (сю) в сыновней почтительности и братской любви (сяо ти), верности (чжун (2), см. Чжун шу) и благонадежности (синь (2))". В конф. мысли термин "С.ш." утвердился начиная с трактатов "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) и "Да сюэ" (5 - 2 вв. до н.э.). В "Сюнь-цзы" назв. "С.ш." носит одна из глав, в к-рой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания. В "Да сюэ" С.ш. фигурирует как одно из "восьми основоположений" - иерархической пирамиды задач индивидуума, соотнесенных с его нравственным, интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной (социума). Термин "С.ш." широко вошел в кит. культуру, его исходные конф. трактовки были развиты в неоконфуцианстве и оказали воздействие на средневек. даос, мысль (см., напр., Син (1), Мин (1)).

**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю).

А.Г. Юркевич

САНСАРА

ЛУНЬХУЭЙ Санскр. сансара - "круговращение".

Религиозно-филос. доктрина буддизма, присущая всем его направлениям. Учение о сансаре начало складываться в древнеинд. брахманизме.

Доктрина Л. имеет два осн. аспекта: 1) негативная оценка мира как места бессмысленных страданий; 2) вера в перевоплощения и карму (см. Е), т.е. в то, что каждое действие человека приносит положительный или отрицательный для него результат в данной жизни или в одной из будущих. В зависимости от своих деяний человек после смерти перевоплощается в одном из шести миров: аду (ди юй), мире "голодных духов" (э гуй), животных, людей, воинственных демонов-асуров (асюло) или богов-дэва (тянь жэнь). Все эти состояния также временны и предполагают смерть и новые рождения. "Колесо бытия" безначально и бесконечно; единств, выход из круговращения рождений-смертей - принятие буддизма и достижение нирваны (см. Непань). В буддизме махаяны сансара рассматривается как тождественное нирване бытие, отличия же ее от нирваны провозглашаются следствием неведения, устраняемого посредством "просветления" (санскр. бодхи, самадхи, кит. пути, санъмэй). В школах кит. буддизма на основе данной интерпретации сложилось учение о том, что мир Л. представляет собой форму проявления "истинного бытия" (будды, нирваны) и един с ним (см. Фа цзе).

**Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983. См. также лит-ру к ст. Фа цзе.

Е.А. Торчинов

САНЬ ГАН У ЧАН

сань ган у чан - см. устои и постоянства

САНЬ ГО ЧЖИ

сань го чжи - см. троецарствие

САНЬ ЦЗЯО

сань цзяо - см. три учения

САНЬ ЦИН

сань цин - см. триада чистых

САНЬ ЧЭН

сань чэн - см. три колесницы

САНЬЛУНЬ ШКОЛА

саньлунь школа - см. школа трех трактатов

САНЬМЭЙ

саньмэй - см. сосредоточенность

СВЕРШЕНИЕ

свершение - см. быть

СВЯТОСТЬ

святость - см. чудесное

СЕ ЛЯНЦЗО

Се Сяньдао, Се Шанцай. 1050, Шанцай (совр. пров. Фуцзянь), - 1103.

Философ-неоконфуцианец. Имел прозв. Шанцай сяньшэн ("учитель из Шанцая"). Наряду с Ю Цзо, Ян Ши, Люй Далинем причислен конф. традицией к "четырем великим ученикам" Чэн И и Чэн Хао. В 1085 получил высшую ученую степень цзиньши, состоял на гос. службе, был оклеветан и разжалован в простолюдины. Осн. соч. - "Лунь юй шо" ("Учение "Суждений и бесед" (Конфуция)"), "Шанцай юй лу" ("Запись изречений (учителя из) Шанцая"). Интерпретировал тезис о "совпадающем единстве Неба и человека" (см. Тянь) как адекватность всего всему в структурообразующем "принципе" (ли (1)): "Небо (тянь) есть принцип; человек тоже есть принцип; всеобщность принципа (сюнь ли) составляет с Небом единое. (Поскольку он) составляет с Небом единое, (то) я - не я, а принцип, принцип - не принцип, а Небо". Содержанием всякого учения ("учебы", "научения" - сюэ) считал "исчерпание принципа" (цюн ли), равное познанию самого Неба, необходимое постольку, поскольку "действия познавшего Небо составляют единое с Небом". Настаивал на четком "разграничении небесного принципа и человеч. страстей" (см. Тянь), утверждая, что они взаимоисключающи: наличие в человеке "части небесного принципа" неизбежно уничтожает какую-то "часть человеч. страстей", и наоборот - наличие последней "частично уничтожает небесный принцип". Считал нек-рые аспекты учения буд. Чань школы подобием определенных разделов доктрины конфуцианства: напр., учение об "индивид, природе" (син (1)) в чань-буд. интерпретации полагал аналогом конф. концепций "сердца" (синь (1)), а чаньские трактовки понятия "сердце" сопоставлял с конф. представлениями о "мысли/идее" (и (3))-произвольной психич. активности. Настаивал на необходимости прямых заимствований из чаньского учения о сознании для совершенствования конф. доктрины "гуманности" (жэнь (2)). Творчество С.Л. как последователя Чэн И и Чэн Хао получило высокую оценку Чжу Си (12 в.) и Хуан Цзунси (17 в.).

Сюй Юаньхэ

СЕ ЦЗЯО

се цзяо - см. еретические учения

СЕЗОН

сезон - см. день

СЕКТА ЛОТОСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМИКАНОНИЕ

семиканоние - "ЦИ ЦЗИН" "Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие".

1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления (на основе) сыновней почтительности" (сяо чжи, см. Сяо ти). Включал помимо "Лунь юя" ("Суждений и бесед") и "Сяо цзина" ("Канон сыновней почтительности") также "Пять канонов" ("У цзин").

2. Сокр. от "Ц.ц. сяо чжуань" ("Малый коммент. к "Семи канонам") Лю Чана (11 в.), где под "Семью канонами" понимаются "Шу цзин", "Мао ши" (см. "Ши цзин"), "Чжоу т", "И ли", "Ли цзи", "Гунъян чжуань", "Лунь юй".

3. Семь канонич. памятников конфуцианства, комментированных Канси (1662 - 1722), императором маньчж. дин. Цин (1644 - 1912): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи".

СЕМЯ

семя - см. тончайшее

СЕРДЦЕ

сердце - см. доверие

СЕРДЦЕВИНА

сердцевина - см. доверие

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ

си цы чжуань - см. комментарий привязанных слов

СИН

син - см. фигура

СИНЬ

синь - см. доверие

СИНЬ СЮЭ

синь сюэ - см. новая наука

СКРЫТОЕ

скрытое - см. тьма

СОВЕРШЕННАЯ МУДРОСТЬ

ШЭН (1) "Совершенная мудрость", "совершенномудрый".

Традиц. для кит. культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого гл. обр. в способности к идеальному правлению. Понятие Ш. фигурирует в словосочетаниях Ш. сянь ("совершенномудрый и достойный"), Ш. жэнь ("совершенномудрый"). Согласно Конфуцию ("Лунь юй", гл. "Цзы Хань"), "совершенномудрыми" были полумифич. и историч. правители древности - Яо (традиц. версия - 2356 - 2255 до н.э.), Шунь (2255 - 2205 до н.э), Юй (считается основателем дин. Ся, 2205 - 2197 до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель дин. Шан, 1766 - 1753 до н.э.), Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели дин. Чжоу, 12 - 11 вв. до н.э.). Согласно взглядам Мо Ди и его школы, "совершенномудрые" установили принципы жизни социума и создали ин-т гос-ва, дабы покончить со "звериным" образом жизни людей; поэтому "почитание совершенномуд-рых" является одним из 10 гл. принципов учения Мо Ди. Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) находил отд. качества "совершенной мудрости" у нек-рых историч. героев и причислил к "совершеннемудрым всех времен" Конфуция. Впоследствии конф. традиция отнесла к "совершенномудрым" и Мэн Кэ. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) в противовес конф. толкованию "совершенной мудрости" назвал "новыми совершенномудрыми" реформаторов, опирающихся гл. обр. на собств. разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В раннем конфуцианстве "совершенная", т.е. высшая, мудрость считалась, в русле учения Конфуция, врожденной. Сюнь Куан (4 - 3 вв. до н.э.), по-видимому, впервые определил "совершенномудрого человека" (Ш. жэнь) как "скопившего (все результаты) своих устремлений", т.е. подразумевал под "совершенной мудростью" итог самосовершенствования. В даос, традиции преобладало мнение, что истинная "совершенная мудрость" предполагает "отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности", следование "недеянию" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и бесстрастию.

Если в раннеконф. традиции понятие Ш. относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь цзы ("благородный (совершенный) муж, к-рого Конфуций ставил ниже "совершенномудрого"), что подразумевало возможность достижения высот этого идеала "средним" человеком в результате самосовершенствования.

СОВЕРШЕННОЙ ИСТИНЫ УЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕРШЕННЫЙ МУЖ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ "Благородный муж", "совершенный муж";

исходное значение - "дитя правителя".

Синонимы - "великий человек" (да жэнь),

"гуманный человек"(жэнь жэнь, см. Жэнь (2)).

Норматив конф. личности, впервые представленный в "Лунь юе", носитель совокупности конф. добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистич. прагматизма, не способному выйти за рамки своей практич. специализации ("орудийности" - ци (2)) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие Ц.ц. соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеч. существ Ц.ц. стоит ниже "совершенномудрого" (шэн (1)), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ (1)) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравств. и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци (2)). Наделенный "знанием предопределения (мин (1))", Ц. ц. стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.

"Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Личность в традиц. Китае. М., 1992.

А.И. Кобзев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕЛА/ЛИЧНОСТИ

совершенствование тела/личности - см. самосовершенствование

СОВМЕЩЕНИЕ

совмещение - см. генерализация

СОЗНАНИЕ

сознание - см. доверие

СОЗНАНИЯ ВОСЕМЬ ВИДОВ

БА ШИ (санскр. Астаявиджняна) - одно из важнейших понятий буд. школ йогачары и виджнянавады (см. Вэйши школа).

БА ШИ

Одна из пяти скандх (см. У юнь)- "сознание" (ши (1)) - в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см. Фа (1), п. 2), относящиеся к сознанию. Пять первых видов сознания соотносятся с миром феноменов бытия: зрительное (кит. янь, санскр. капсур), слуховое (эр, шрота), обонятельное (би (1), гхрана), вкусовое (шэ, джихва), тактильное, или телесное (шэнь (2), ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражений явлений внешн. мира: зрительное - "цвет" (сэ), слуховое - "звук" (шэн |3)), обонятельное- "запах" (сян (4)), вкусовое - "вкус" (вэй 151), тактильное - "осязание" (чу). Шестой вид сознания - рассудочное (и (3), мано) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (цзин (5), вишая). Седьмой вид (клистамана) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного и соотносится с категорией "мысленной оценки" (кит. и лянь). Клистамана, взятое отдельно от др. видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз. атана (санскр. адана), т.е. привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания - алайя - является высшим видом сознания и психич. источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому наз. "сознанием-сокровищницей". Существование алайи предусматривает три аспекта: 1. Причина всего сущего, "семя всех вещей". 2. Плод и результат всех изменений, на основе предыдущей кармы (е) дающий соответствующее воздаяние. Данный аспект алайи соотносится с категорией "и шу" (санскр. випака), означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние. 3. "Сознание-сокровищница" (чжи-цан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психич., так и феноменального мира, но и саму алайю, т.о. заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алайей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внеш. и внутр., временного и пространственного.

Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и находят единство лишь при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что "восемь видов сознания представляют собой единое тело" (ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности - "восемь видов сознания разделены" (ба ши ти бе). Учение о Б.ш. представляло собой гносеологич. концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см. Непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психич. началу в человеке.

*Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. учение буддизма). Пекин, 1986.

А.А. Мослов

СОЗНАНИЯ ШКОЛА ТОЛЬКО

сознания школа только - см. школа только сознания

СОКРОВЕННОЕ

сокровенное - см. тьма

СОКРОВИЩНИЦА ДАО

сокровищница дао - см. даосская сокровищница

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

САНЬМЭЙ Санскр. самадхи - "сосредоточенность", стабилизация сознания, упорядоченность психики, спокойствие, умиротворенность, уравновешенность.

Буд. термин, обозначающий психич. состояние, в котором сознание целиком сосредоточено в едином фокусе ("одной точке") и не подвержено хаосу. Один из важнейших методов буд. практики психич. саморегуляции.

Восемь звеньев "благородного восьмеричного пути" к "просветлению" (ба чжэн дао) объединяются в три группы, обозначаемые соответственно: праджня (см. Божо), шила, самадхи. Группа праджня включает "правильное видение" и "правильную мысль". Шила ("заповеди", "обеты", "поведение") в рамках "благородного восьмеричного пути" объединяет "правильную речь", "правильное действие" и "правильный образ жизни". В группу самадхи входит чжэн дин (санскр. самъяксамадхи, "правильное сосредоточение")- завершающий этап "восьмеричного пути", а также предшествующие звенья - "правильное усилие" и "правильное внимание". В кит. буддизме различаются два вида С.: 1) шэн дэ - "спонтанное (врожденное) самадхи"; 2) сю дэ - "приобретенное благодаря совершенствованию", под к-рым подразумевается самадхи, обретенное посредством культивации интуитивной мудрости или "добродетельных заслуг" (гун дэ) и являющееся одной из шести парамит ("совершенств", букв, "переправ": милостыня -дана, обеты -шила, терпение -кшанти, старание -вирья, медитация -дхьяна, мудрость -праджня). В буддизме махаяны и хинаяны существует множество классификаций самадхи: "три вида самадхи", "четыре вида", "108 видов" и т.п.

*Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1 - 2. Пекин, 1980.

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

СОФИСТЫ

софисты - см. диалектики

СОЧИНЕНИЯ, СВЕТОЧ ИСТИНЫ РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ

ХУН МИН ЦЗИ/

"Собр. соч., светоч истины распространяющих" - буд. антология, сост. в 515 - 18 монахом Сэнъю. Входит в кит. буд. канон "Да цзан цзин". Состоит из 14 цзюаней ("свитков"). Включает буд. тексты, созданные с пер. правления дин. Вост. Хань (25 - 220) по нач. 5 в. Гл. место в "Х.м.ц." занимают религ.-филос. соч. крупнейших буд. идеологов 4 - 5 вв. - Хуэйюаня, Даоаня, Кумарадживы и др. В цзюанях 9 и 10 представлены материалы, отражающие полемику 508 - 9 по проблеме "неуничтожимое духа" (шэнь бу ме) - одно из важнейших событий духовной жизни Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.). "Х.м.ц." является осн. источником для изучения состояния и эволюции кит. буддизма на раннем этапе его развития.

*"Х.м.ц.". Цз. 1 - 14 // СБЦК. П. 112, т. 1292 - 1296. Шанхай, б.г.

М.Е. Кравцова

СПОНТАННОСТЬ

спонтанность - см. естество

СПОР О СОЛИ И ЖЕЛЕЗЕ

спор о соли и железе - "ЯНЬ ТЕ ЛУНЬ" "Спор о соли и железе"

Трактат Хуань Куаня, написанный во 2-1-й четверти 1 в. до н.э. Литературно обработанная запись дискуссии, состоявшейся в 81 до н.э. при дворе императора Чжао-ди дин. Хань между чиновниками центр, аппарата ("сановник", "канцлер", "имп. се

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

справедливость - см. честность

СРЕДИННОЕ И НЕИЗМЕННОЕ

срединное и неизменное - см. учение о середине

СТАНОВИТЬСЯ

становиться - см. быть

СТИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУ ШИ

Су Цзычжань, Су Дунпо. 1037, Мэйшань (совр. пров. Сычу-ань),- 1101.

Литератор, мыслитель, политич. деятель, один из крупнейших поэтов Китая; как мыслители и литераторы известны также его отец Су Сюнь и мл. брат Су Чэ ("трое (из семьи) Су" - сань Су). Осн. филос. и политич. соч. - "Дунпо ци цзи" ("Семь сборников произв. Дунпо"), "Луаньчэн цзи" ("Собр. произв. из Луань-чэна"), "Пи лин и чжуань" ("Коммент. к ("Чжоуским) переменам" из ближней усыпальницы"). Состоял на гос. службе, был чл. Ханьлинь академии. Из-за несогласия с реформами Ван Анъши сослан в провинцию, после возвращения в столицу служил по ведомству ритуалов. Последние годы жизни провел в ссылке. Был сторонником идеи "единства трех учений" (сань цзяо хэ и, см. Сань цзяо)- конфуцианства, даосизма и буддизма. Испытал сильное влияние буд. и даос. идей. Путь от мирового начала - дао - к "множеству вещей" (вань у) рассматривал как процесс перехода от "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) к "наличию/бытию" (ю), причем само дао считал категорией высшего онтологич. уровня, ставя ниже категории "наличие" и "отсутствие". Космос (юй чжоу) С.Ш. полагал проявлением мирового "духа" (шэнь (1)), или "владыки" (ди (1)), сокровенно присутствующего в вещах и условно познаваемого лишь благодаря наблюдению мировых "превращений" (бянь хуа, см. Хуа) ("Пи лин и чжуань", цз. 7). По взглядам на человеч. "(индивид.) природу" (син (1)) был близок к Лоянской школе. Считал "предопределение" (мин (1)) некой объективной реальностью, на к-рую нацелена человеч. "(индивид.) природа"; "предопределение" так же обязательно, как приказ государя и веление Неба, к-рые суть тоже "предопределение".

Политико-экономич. взгляды С.Ш. опирались на древнекит. доктрину "основного и второстепенного" ("ствола и ветвей", бэнь мо), где "основным" считалось земледелие, "второстепенным" - торговля и ремесло. Воплощение этой доктрины он видел в якобы существовавшей в древности системе "колодезных полей" (цзин тянь). Гл. ее достоинство С.Ш. усматривал в обеспечении оседлости многих поколений землевладельцев. В духе собственной трактовки этой системы предложил проект "равномерного (расселения) населения" (цзюнь ху коу): переселение "служилых-сановников" (ши дафу), не связанных с землевладением и часто перемещаемых по службе, в неосвоенные плодородные р-ны пров. Хунань и Хубэй. Предполагалось, что они будут использовать труд бывшего "бродячего люда" и др. добровольных переселенцев. Он предлагал также упорядочить налогообложение (в соответствии с количеством и качеством земли), что должно уменьшить возможности злоупотреблений чиновничества при назначении налога. Однако под эти ограничения должны были подпасть только земли, вовлеченные в сферу купли-продажи. Т.о.

С.Ш. в отличие от Ли Гоу, Ван Аньши и ряда др. теоретиков реформ не ставил задачей ограничение крупного землевладения.

*Су Дунпо цзи (Собр. (соч.) Су Дунпо). Шанхай, 1935; Кит. классич. проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 311- 27; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 180 - 6; Мартынов А.С. Конф. личность и гос-во (постановка вопроса у Су Дунпо) // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975.

СУБСТАНЦИЯ - АКЦИДЕНЦИЯ

субстанция - акциденция - см. основа - второстепенное

СУБЪЕКТИВНОЕ

субъективное - см. доверие

СУДЬБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУН-ИНЬ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУНЬ БИНЬ

4 в. до н.э., уроженец местечка А (сев. -восток уезда Янгу пров. Шаньдун). Полководец и теоретик военного искусства из гос-ва Ци, один из гл. представителей школы "военной философии" (бин цзя).

Потомок Сунь У (6 - нач. 5 в.). По преданию, был обманным путем завлечен своим бывшим соучеником Пан Цзюанем, полководцем гос-ва У, на его территорию и подвергнут наказанию бинь син - удалению коленных чашечек, вследствие чего и получил имя Бинь ("Лишенный коленных чашечек"). Тайно был вывезен посланцами Ц некого Вэй-вана, поставлен командующим армией и дважды нанес поражение войскам гос-ва Вэй. Считается автором трактата "С. Б. бин фа" ("С. Б. о военном искусстве"). Подчеркивал необходимость следования вселенским закономерностям дао - прежде всего взаимодействия противоположностей (см. Инь ян) - для достижения победы. "Познание дао" рассматривал как "познание небесного дао вверху, земных принципов (ди ли, см. Ли (1)) - внизу", а также познание внутри страны того, что таится в "сердце народа", т.е. настроений подданных, а вне гос-ва - настроений противника и театра военных действий. Считал военную мощь (ши (5) - "силу") осн. средством достижения целей гос-ва. Впоследствии эта доктрина получила назв. гуй ши ("ценить силу") и вошла в учения многих мыслителей, так или иначе тяготевших к легизму. Отстаивал идею наступательной стратегии, тщательной подготовки к военным действиям и стремительного проведения кампании, дабы застать противника врасплох. Придавал особое значение захвату городов, кавалерийским операциям и расположению войск на местности. "Самым драгоценным между Небом и Землей" называл человека - важнейший фактор в достижении победы. См. лит-ру к ст. Вин цзя.

Хэ Чэнсюань

СУНЬ ЯТСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУТР ВЕЛИКОЕ ХРАНИЛИЩЕ

сутр великое хранилище - см. канон буддийский великий

СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА

сутра помоста шестого патриарха - "Сутра помоста шестого патриарха". Известна также под назв. "Сутра Хуэйнэна" ("Хуэйнэн цзин"). Один из осн. канонич. текстов буд. Чань школы, излагающий центр. положения философско-психологич. учения южн. ветви (нань цзун) Чань, основанной шестым чаньским патриархом Хуэйнэном (7 - нач. 8 в.) и после его смерти занявшей доминирующее положение в кит. чань-буддизме. Единств, из ориг. произведений кит. буддистов, к-рое было названо "сутрой" (цзин (1)), хотя к разряду сутр в буд. каноне относятся тексты, содержащие слова самого Будды. Помимо проповедей, включает записи бесед Хуэйнэна с учениками и светскими последователями, гатхи (стихи религ. содержания) и нек-рые эпизоды из жизни патриарха. Первый вариант текста был составлен ближайшим учеником Хуэйнэна Фахаем в 714, впоследствии были составлены и изданы несколько др. версий.

Центр, место в "Л.ц.т.ц." занимает детальное обоснование концепции "внезапного просветления" (дунь у), к-рая была направлена против учения сев. ветви (бэй цзун) Чань, возглавляемой Шэньсю (7 - нач. 8 в.), придерживавшегося концепции "постепенного просветления" (цзянь у). Во 2-й пол. 8 в. "Л.ц.т.ц." была канонизирована чань-буддистами. Дальнейшая история учения школы Чань в значит, степени связана с развитием доктрин, содержащихся в "Л.ц.т.ц.".

""Л.ц.т.ц." // Тайсё синею Дайдзокё. Т. 48. Б.м., б.г.; Yampotsky Ph. The Platform Sutra of Sixth Patriarch. N.Y., 1969; "Заводская Е.В. Эстетич. проблемы живописи старого Китая. М., 1975.

Н.В. Абаев

СУЩНОСТЬ - АТРИБУТ

сущность - атрибут - см. основа - второстепенное

СУЩНОСТЬ ИСТИННАЯ

сущность истинная - см. реальность истинная

СФЕРЫ ДХАРМ

ФА ЦЗЕ Санскр. дхармадхату - "миры (сферы) дхарм".

Буд. термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений кит. буддизма, прежде всего Тяньтай школы и Хуаянь школы. В раннем буддизме под Ф.ц. понимался один из видов "объективного" - дхармы (см. Фа (1), п. 2) в качестве объекта восприятия "ума", или "рассудка" (санскр. манас, кит. синь (1), см. У юнь). В махаяне термин Ф.ц. приобрел более широкое значение: 1) совокупность дхарм во всех "мирах" буд. космологии; 2) космич. "тело Будды" ("тело Закона", фа шэнь) - истинная сущность и субстрат всего универсума. Данные интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), т.е. феноменального мира и истинносущего - нирваны (непань): все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального "тела Будды". Это значение Ф.ц. стало осн. для школ кит. буддизма.

В учении школы Тяньтай под "мирами дхарм" понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары - ад (ди юй), мир "голодных духов" (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ - последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь, см. Сань чэн), "будд для себя" (пратьекабудды, юань цзюэ фо, см. Сань чэн), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, к-рый и является "миром дхарм" в узком смысле.

В учении школы Хуаянь интерпретация термина Ф.ц. осн. на образе из "Гандавьюха сутры" (кит. "Ло мо цзин"- "Сутра о схватывании сетью (Индры)"), где "мир будд" уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из к-рых отражает в себе все прочие и в свою очередь отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как "мир дхарм", в к-ром не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя т.о. универсальное "тело Будды", объединяющее все сущее в "едином сознании" (и синь, см. "Да чэн ци синь лунь"). Данное учение известно как доктрина "беспрепятственного (взаимопроникновения) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай, см. Ли - ши). Хуаяньское учение о Ф.ц. оказало значит, влияние на философию неоконфуцианства.

**Игнатович А.Н. Концепция бытия в школе Тяньтай в интерпретации Нитирэна // Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 239; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park-L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sine-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974. P. 53 - 76.

E.A. Торчинов

СЫ КУ ЦЮАНЬ ШУ

сы ку цюань шу - см. полное собрание книг четырех хранилищ

СЫ ШУ

сы шу - см. четверокнижие

СЫМА ГУАН

Сыма Цзюнь-ши

1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. пров. Цзянси), - 1086.

Историк, философ, политич. мыслитель, гос. деятель. Был идейным вождем т.н. старой партии (цзю дан) - группировки, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Гл. создатель неоконфуцианства Чжу Си причислял С. Г. к самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960 - 1127)- "шести учителям" - наряду с Шао Юном, Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао и Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие правительств, посты, был чл. Ханьлинь академии. Осн. соч. - историч. труд "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), написанный в соавторстве с Лю Шу, Лю Бинем и Фань Цзуюем, охватывает события с 403 до н.э. по 960 н.э. и носит назидательно-утилитарный характер. Гл. филос. труд - "Тай сюань чжу" ("Резюмирующий коммент. к "(Канону) Великого сокровенного", толкование на произв. Ян Сюна, 1 в. до н.э.- нач. 1 в.). Соч. С.Г. сведены в сб. "Сыма Вэньчжэн-гун цзи" ("Собр. произв. Сыма - князя Культурной Правильности"), "Цзи гу лу" ("Записи об учебе у древности") и др.

Натурфилос. воззрения С.Г. складывались под влиянием учения Ян Сюна. Считал Небо (тянь) гл. управляющим природным началом, "отцом тьмы вещей", награждающим за подчинение его "предопределению" (мин (1)) и наказывающим за попытки уклониться от него ("Сыма Вэнь...", цз. 74). "Небесное предопределение" (тянь мин) тождественно человеч. "(индивид.) природе" (син (1)), в к-рой смешаны добро и зло и к-рая не м.б. изменена ("Тай сюань чжу", гл. "Сюань хэн"- "Взвешивание сокровенного"). В обл. учения о познании С.Г. основывался на толковании понятия "гэ" ("различение", "выверение"), входящего в бином "гэ у" ("различение (выверение) вещей", см. У (3)) из конф. памятника "Да сюэ", как "защиты" (хань), "обороны" (юй) сознания от внеш. вещей: это помогает выходу в сферу "чистого мышления" (цзин сы) и постижению дао; эталон мудрости - "духовное сердце" (шэнь синь, см. Шэнь (1), Синь (1)) древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Как политич. мыслитель считал необходимым постоянное нравственное совершенствование правителей и моральное воздействие на них конф. ученых. Благосостояния и спокойствия в стране древние правители достигали тем, что не изменяли законов предков. Поэтому задача приближенных - оказывать поддержку государю в делах управления, а не заниматься преобразованиями. Реформы - практич. воплощение идей "низких людей" (сяо жэнь, см. Цзюнь цзы), стремящихся к выгоде, что противоречит конф. идеалу "долга/справедливости" (и (1)). Оспаривал программу реформ Ван Аньши с позиций защиты интересов частных земельных собственников, богатых торговцев и предпринимателей. Осуждал стремление реформаторов обогатить казну без увеличения налогов, за счет крупных торговцев. Доказывал взаимозависимость зажиточных и неимущих слоев населения: "богатые дают бедным взаймы, чтобы разбогатеть, бедные берут в долг у богатых, чтобы жить... они живут, поддерживая друг друга". Исходя из этого, выступал против системы гос. ссуд.

"Цзы чжи тун цзянь" С.Г. был прокомментирован Чжу Си. Указ, труд стал образцом для последующих историков-конфуцианцев, напр. Ли Тао (12 в.), написавшего "Сюй Цзы чжи тун цзянь чан бянь" ("Материалы, продолжающие "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), Би Юаня (18 в.), ред. и составителя "Сюй цзы чжи тун цзянь" ("Продолжение "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), и др.

*Цзы чжи тун цзянь. Пекин, 1956; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 201 - 4, 223 - 30, 265 и др.

З.Г. Лапина

СЫМА ТАНЬ

сыма тань - ?, Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси),- 110 до н.э.

Придворный историограф-астролог дин. Зап. Хань. Основываясь на текстах "Го юй", "Чжань го цэ", чуской и ханьской версиях "Чунь цю" и др. историч. источниках, начал составление обобщающего историч. труда, завершенного его сыном Сыма Цянем и известного как "Ши цзи" ("Историч. записки"). Ориг. произв. С.Т.- трактат "Лунь лю цзя чжи яо чжи" ("Осн. указания о шести школах"), включенный Сыма Цянем в "Ши цзи". В синологич. лит-ре высказываются также предположения о принадлежности С.Т. гл. 11, 25, 39, 86, 87, 97 и 127 "Историч. записок". В "Осн. указаниях..." С.Т. дал оценку воззрений шести филос. школ - инь ян цзя, конфуцианства, мо цзя, мин цзя, легизма и дао дэ цзя. Наиболее высоко он оценил Хуан (-ди)-Лао (-цзы) учение, утверждая, что мыслители "школы дао" предложили методы управления, взявшие важнейшее из учений мин цзя и легизма и обеспечивающие верный успех государю: следуя им, "делать нужно мало, а результаты будут велики". Осн. заслуга легистов - в установлении жестких и неизменных различий между государем и сановниками, высшими и низшими; однако представители легизма "жестоки, и милосердия им не хватает". Суть конфуцианства, по С.Т., в том, что государь рассматривается как "образец для Поднебесной": он "идет впереди, а сановники следуют за ним". Это чревато тем, что "государь будет трудиться, а сановники - пребывать в праздности". В целом воззрения С.Т. отличает эклектизм даос. (см. Даосизм) толка. Он полагает, что для осуществления дао государь должен отказаться от активного вмешательства в дела правления, суетных желаний и мудрствования, положившись на верные методы управления. Сыма Цянь, поясняя слова отца, толкует эти методы как "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и син мин ("наказания и имена".

см. Шэнь Бухай, Легизм). См. лит-ру к ст. "Я/ц цзи", Сыма Цянь.

Ли Си

СЫМА ЦЯНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮ ШЭНЬ

сю шэнь - см. совершенствование тела/личности

СЮАНЬ

сюань - см. тьма

СЮАНЬ СЮЭ

сюань сюэ - см. учение о сокровенном

СЮЙ

сюй - см. ложное

СЮЙ ХЭН

Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.

Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т.е. существовавших при дин. Хань, 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) законов". В обл. космологии придерживался трактовки дао как автономного источника всего сущего, а "Великого предела" (тай цзи)- как порождения дао. Содержащаяся в "Великом пределе" "единая пневма" (см. Ци (1)) делится на качественно противоположные субстанции - "пневму" инь |1) и "пневму" ян (1), к-рые рождают "Небо, Землю и десять тыс. вещей"; "самой драгоценной вещью (у (3))" является человек. Отождествлял понятия Небо (тянь) и ли ( 1 ) ("принцип"), считал структурообразующий "принцип" онтологич. предшественником "вещей" (у (3)): "имеется принцип и затем уже имеются вещи". "Принцип и человеч. сердце (синь (1)-сознание и психика) пронизываются Единым (дао)", что позволяет человеку "распоряжаться десятью тыс. вещей, контролировать десять тыс. дел". Считал "(индивид.) природу" (син (1)) человека предопределенной Небом (тянь) и изначально "доброй"; вместе с тем "доброту" или "зло" человеч. природы обусловливает чистота или загрязненность "пневмы". Ее качество м.б. изменено посредством обучения, "сохранения и вскармливания (внутр. пневмы)" (т.е. самовоспитания), самоконтроля (син ча - "исследования и проверки"), восстанавливающими т.о. исконную "доброту" человеч. "природы", сберегающими в человеке "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)). В целом воспитание человека сводится к "подчинению пневмы принципу". Определяя соотношение "знания и действия" (чжи - син), С.Х. делал акцент на приоритете "практического действия" (цзянь син). Признавал, что "истинное знание представляет собой действие", однако не отождествлял их полностью, полагая, что "знание и действие (существуют) вдвоем, дополняя и продвигая (друг друга)". Соч. С.Х. сведены в сб. "Лучжай и шу" ("Наследие Лучжая").

Сюй Юаньхз

СЮН ШИЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮНЬ КУАН

Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. пров. Шаньдун).

Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. школе (см. Конфуцианство), испытал сильное влияние филос. даосизма, легизма и моизма. Оставил обширный труд, носящий имя автора, - "Сюнь-цзы".

Достоверных сведений о жизни С.К. сохранилось мало - в осн. в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 в. до н.э.), предисловии Лю Сяна (1 в. до н.э.) к кн. "Сюнь-цзы" и в тексте этого памятника. Происходил, очевидно, из состоятельной семьи, получил блестящее по тем временам образование. По приглашению владетельных князей совершил поездки в царства Цинь, Ци и Чу, где беседовал с правителями и сановниками о принципах управления страной. В 264 - 255 до н.э. проповедовал свое учение в академии Цзися в царстве Ци и был признан главой находившихся там ученых. В 255 до н.э. переехал в царство Чу, где был назначен правителем уезда Ланьлин. После отстранения от должности примерно в 238 до н.э. основал там же частную школу, работал с учениками над своим трудом. В знак уважения к С.К. жители Ланьлина дали ему прозвище Министр Сюнь (Сюнь Цин).

Взгляды С. К., будучи в основе конф., носили синтетич. характер и являлись оригинальной переработкой этико-политич. учения Конфуция, дополненного существ, компонентами др. "знаменитых учений" древнего Китая, гл. обр. легизма. С.К. по существу первым в конфуцианстве подвел теоретич. филос. базу под этич. учение Конфуция и обосновал идею просвещенной монархии, опирающейся как на принципы традиц. морали (ли (2)), так и на авторитет и силу закона (фа (1)). Филос. взгляды С.К. содержали наивно-материалистич. тенденции в объяснении природы (Неба, см. Тянь) и сущности происходящих в ней изменений, в толковании процесса познания человеком окружающего мира. С.К. в отличие от своего знаменитого предшественника Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) считал врожденные свойства, "природу" (сип (1)) человека "злой", "дурной", чем навлек на себя впоследствии немилость ортодокс, конфуцианцев. В основе политич. взглядов С.К. лежала концепция добродетельного правления "совершенного вана", осуществляющего управление страной с помощью "совершенных мужей" (цзюнь цзы). Учение С.К., будучи критич. итогом определенного этапа формирования филос. и обществ. -политич. мысли Китая, оказало большое влияние на ее последующее развитие. Онтологич. и гносеологич. взгляды С.К. сыграли важную роль в дальнейшем развитии материалистич. тенденций кит. философии (Хань Фэй - 3 в. до н.э., Ван Чун - 1 в., Хань Юй - 8 - 9 вв., Чжоу Дуньи, Чжан Цзай - 11 в.). Политич. концепция С.К. заложила по существу теоретич. основу офиц. идеологии имп. Китая. Отрывки из кн. "Сюнь-цзы" (о ли (2) и музыке - юэ) вошли в конф. канон "Ли цзи" (гл. XIX, XXXVIII). Вместе с тем, начиная с пер. правления дин. Сун (960 - 1279), труд С.К. исключается из конф. канонич. лит-ры, очевидно, вследствие отрицания им "воли Неба" и божественного происхождения власти правителя, а также трактовки "природы" человека как "злой", что противоречило общей тенденции этич. учения Конфуция - Мэн-цзы к признанию ее изначально "добрых" свойств.

Соч. С.К. является важным источником для изучения филос. и общественно-политич. мысли древнего Китая.

См. лит-ру к ст. "Сюнь-цзы".

В.Ф. Феоктистов

СЮНЬ ЮЭ

Сюнь Чжунъюй.

148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209.

Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя 4 - 3 вв. до н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. службе. Осн. соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие "дух" (шэнь (1)) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее "(телесной) форме" (сим (2)): последняя есть "пневменное" (ци (1)) образование, тогда как наличие "духа" обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева. Полагал, что в человеч. "природе" (син (1)) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (1 в. до н.э.) о том, что "природа" и "чувственность" человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею "трех категорий" (сань пинь)- качественных уровней - человеч. "природы", из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла. Тем не менее и каждый из этих уровней имеет три градации. Качественный рост человека обусловлен "научением" (цзяо) и осуществлением юридич. закона (фа (1)), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы: соответственно ян (1) и инь (1) (см. Инь ян), причем "доброта" формируется за счет "научения", а "зло" подавляется посредством закона. Оба средства в социально-политич. сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. обеспечивать должную направленность его воли. Идея С.К), о "трех категориях" человеч. природы получила развитие в учении Хань Юя (8 -нач. 9 в.).

*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Разд. двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960; Ch'en Ch'i-упп. Hsun YQeh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introd. and Annotation. Princ., 1980; **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 128 - 30, 146.

А.Г. Юркевич

СЮНЬ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЯН СЮ

Сян Цзыци. 227, Хуай обл. Хэнэй (к юго-зап. от совр. Ичжи пров. Хэнань),- 272.

Мыслитель и литератор, представитель филос. направления сюань сюэ, известен как один из "семи мудрецов из бамбуковой рощи" наряду с Цзи Каком, Жуань Цзи, Шань Тао, Лю Лином, Цзы Сянем и Ван Жуном. Состоял на гос. службе. Биография и сведения о творчестве содержатся в "Цзинь шу" ("История дин. Цзинь", 5 в.). Был увлечен учением Лао-цзы и Чжуан-цзы, его коммент. соч. "Чжуан-цзы инь цзе" ("Изъяснения сокрытого в "Чжуан-цзы") оказало большое влияние на взгляды Го Сяна (3 - нач. 4 в.). Соч. С.С. сохранились во фрагментах, цитируемых в сборниках: "Ле-цзы чжу" ("Резюмирующие коммент. к "Ле-цзы") Чжан Чжаня (4 в.), "Ши шо синь юй" ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих", нач. 5 в.), "Цзин дянь ши вэнь" ("Толкования канонич. классики") Лу Дэмина (6 - нач. 7 в.) и др.

С.С. отвергал идею единого порождающего начала, отстаивал тезис о спонтанном и бесконечном "самопорождении" (цзы шэн) всего сущего. Вместе с тем признавал существование некоего таинственного "корня порождений и превращений" (шэн хуа чжи бэнь), к-рый "не рождается и не превращается" ("Ле-цзы чжу"), что может свидетельствовать о влиянии на его взгляды концепции "ценить небытие" (гуй у), развивавшейся мыслителями 1 -и пол. 3 в. А'э Я нем и Ван Би. Стремился к примирению конфуцианства и даосизма, к-рые "суть одно", доказывал, что даос, учение о "естественности" (цзы жань) и конф. "почитание имен" (мин цзяо, см. Мин (2)) вполне совместимы. "Принцип естественности" (цзы жань чжи ли, см. Ли (1)), т.е. основополагающее структурообразующее начало, присущее мировой спонтанности, применительно к человеку выражается в том, что человеч. ощущения и само рождение человека обусловлены и пронизаны структурирующим воздействием "пяти элементов" (у сип (1)) как принципиальной системы отношений между вещами и явлениями. "Пять вкусов", восприятие "пяти цветов" и т.п. побуждают человека к удовлетворению своих потребностей, но эта тяга должна регулироваться посредством этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)) ("Нань ян шэн лунь"- "Рассуждения о трудностях пестования жизни").

См. лит-ру к ст. Сюань сюэ.

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

сян шу чжи сюэ - см. нумерология

СЯНЬ СЮЭ

сянь сюэ - см. бессмертие. учение о бессмертии

СЯО ТИ

Сяо ди.

"Сыновняя почтительность (благочестие) и почитание старшего брата".

Категории конф. этики. Понятие "сяо" (1)-"сыновняя почтительность (благочестие)" встречается еще в "Я/у цзине", где Чжоу-гун применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека.

В "Лунь юе" (5 в. до н.э.) С.т. толкуются как "корни гуманности (жэнь (2))" и гарант соблюдения обществ, установлений.

В оппозиционном конфуцианству памятнике "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) сяо (1)-доставление "пользы/выгоды" (ли (3)) исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь.

"Дао дэ цзин" (гл. 19) возможность "возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию" связывает с решительным отказом от "гуманности" и "долга/справедливости" (и (1)) как факторов деградации мира.

Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) усматривал в "сыновней почтительности" внутр. стимулятор заботы о благосостоянии родителей.

В даос. соч. "Тай пин цзин" (1-6 вв.) человек как "сын Неба и Земли" (см. Тянь) объявляется "непочтительным сыном" (бу сяо) в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей (цз. 114).

В последующей конф. традиции получил распространение тезис об "управлении/врачевании Поднебесной посредством сыновней почтительности", к-рая рассматривалась как гл. задача обучения и воспитания, осн. идеологич. устой об-ва.

СЯО ЦЗИН

сяо цзин - см. канон сыновней почтительности

Предыдущая страница Следующая страница