Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАНЬ ПИНГЭ

Пань Юнвэй

1610, совр. Цыси пров. Чжэцзян, - 1677

Мыслитель, педагог. Занимался преподавательской деятельностью в провинциях Цзян-су и Чжэцзян. Неоднократно подвергался притеснениям со стороны конф. элиты за теоретич. новации и неприятие гл. направлений совр. ему неоконфуцианства. Последовательно увлекался учениями Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы, затем Ван Янмина и Ло Хунсяня, Лао(-цзы)- Чжуан(-цзы) школы и буд. Чань школы. На 38-м году жизни провозгласил возвращение к ортодокс. учению Конфуция и Мэн Кэ, сформулировал доктрину "взыскания гуманности" (цю жэнь). Осн. соч. - "Цю жэнь лу" ("Записи о взыскании гуманности") в десяти цзюанях ("свитках"), др. произв. не сохранились. Полагал, что учения Чэн И, Чэн Хао и Чжу Си представляют собой измену конфуцианству в пользу доктрины Лао-цзы, а учение Ван Янмина в версии Ло Хунсяня - обращение к буддизму. Основа подлинного конфуцианства - "взыскание гуманности"; оно тождественно возрождению "природы" человека, поскольку "гуманность" (жэнь (2)) тождественна "индивид, природе" (сип (1)). Составные части доктрины "взыскания гуманности" - положения о "слиянии Неба, Земли и тьмы вещей в единое тело", о "доведении знания до конца и выверении вещей" (см. Чжи - син, У (3)), об "искренней воле к действию с напряжением сил" (или к "(приложению) силы и действию" - ду чжи ли син). "Взыскание гуманности" есть устремленность к выражению единотелесности всего сущего, способ этого выражения - "доведение знания до предела и выверение вещей", заключающееся гл. обр. в "выверении" соотношения "тела/личности" (шэнь (2), см. Сю шэнь), семьи, гос-ва и Поднебесной (см. "Да сюэ"), а также "др. людей и меня" (жэнь во). Уразумение способа "доведения знания до предела и выверения вещей" необходимо для "взыскания гуманности", но еще более важным условием этого является решимость проявить "искреннюю волю к действию с напряжением сил".

Идеи П.П. получили одобрение учеников и последователей Хуан Цзунси - Вань Сы-туна, Чжэн Ляна, Чжэн Сина (2), Мао Вэньцяна, Янь Чжанвэня и др., ими восхищался Ли Хун, хотя сам Хуан Цзунси подверг учение П.П. жесткой критике.

**Жун Чжаоцзу. П.П. дэ сысян (Идеи П.П.). Бэйпин, 1936; Хоу Вайлу. Чжунго сысян тунши (История кит. идеологии). Т. 5. Пекин, 1958; Лян Цичао. Чжунго цзинь саньбай нянь сюэшу ши (История кит. учений за последние триста лет). Пекин, 1985; Фэн Чжэнь. Ли Хун няньпу (Погодичное жизнеописание Ли Хуна). Пекин, 1988; Мо Минчжэ. П.П. дэ "Цю жэнь" шо (Учение, (изложенное в соч.) П.П. "Взыскание гуманности") // Мин Цин шисюэ сычао ши (Идейные течения в науке эпох Мин и Цин). Т. 2. Цзинань, 1989.

Мо Минчжэ

ПАОСИ

паоси - см. баоси

ПЕРЕДАЧА ДАО

передача дао - см. дао передача

ПИСЬМЕННОСТЬ

письменность - см. стиль

ПЛАН ИЗ ЖЕЛТОЙ РЕКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНЫ СРАЖАЮЩИХСЯ ЦАРСТВ

планы сражающихся царств - "ЧЖАНЬ ГО ЦЭ" "Планы сражающихся царств"

История, памятник, сост. историографом и библиографом Лю Сяном (1 в. до н.э.) на основе материалов, хранившихся в имп. б-ке (дин. Зап. Хань, кон. 3 - кон. 1 в. до н.э.). Посвящен гос. деятелям и событиям пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 453 - 221 до н.э.), т.е. эпохи противоборства семи сильнейших владений древнего Китая, закончившейся победой гос-ва Цинь и созданием первой централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Включает тексты, испытавшие влияние устного историч. предания, и материалы политико-публицистич. направленности. Содержит сведения о борьбе политич. группировок и столкновении социально-политич. идей в описываемую эпоху, о социально-экономич. структуре древнекит. об-ва. Характерная черта идеологии "Ч.г.ц." - оправдание политич. утилитаризма, допускающего обман и насилие. В кон. 2 - нач. 3 в. прокомментирован Гао Ю. После 3 в. отнесен конфуцианцами к числу книг, опасных для духовного и морального состояния личности. Основу известного ныне корпуса "Ч.г.ц." составляет текст, реставрированный в Ив. Цзэн Гуном.

*Васильев К.В. Планы сражающихся царств (исслед. и переводы). М., 1968.

ПЛОТЬ

плоть - см. фигура

ПНЕВМА

пневма - см. нрав

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

ГУНФУ "Высшее мастерство", "умелая работа", "подвижничество".

Понятие кит. культуры. Впервые встречается, видимо, в трактате Гэ Хуна "Баопу-цзы". Там фигурируют два омонимичных сочетания иероглифов: Г. (1), где первый иероглиф гун (3) имеет значения "деяние", "действие", "достижение", "мастерство", "работа", и Г. (2), где гун (4) означает "работу", "ремесло", "мастерство". Кит. толковые словари нового времени рассматривают Г. (1) и Г. (2) как синонимы. В "Баопу-цзы" различные написания Г., возможно, подразумевали разные оттенки двух осн. значений, в к-рых там употреблялось это слово: "долгая работа" и "время, проведенное с высоким искусством". В историч. соч. 5 в. "Нань Ци шу" ("История дин. Южн. Ци") Г. в написании Г. (1) означает "учение", "достижение". В неоконфуцианстве Г. (обычно в варианте Г. (2)) осмыслялось как "нравств. усилие", ведущее к духовной самореализации, самораскрытию, внутр. озарению. Особую популярность и общекультурную значимость понятие Г. (Г. (1)) приобрело в 18 - 19 вв. в мистич., а затем в нар. школах медитативного "внутр. искусства" (нэй гун) и одном из направлений боевых искусств - ушу, известном под назв. "внутр. семья" (нэй цзя). Они сочетали пассивно-медитативную практику с физич. упражнениями, гигиенич. предписаниями и были нацелены на "пестование природных свойств", "просветление изнач. лика" человека. Слово Г. употреблялось в двух осн. смыслах: высшее откровение на пути самопостижения, обретение мастерства как способности духа принимать чудесность мира и доверять (см. Синь (2)) ему; совокупность времени и усилий, затраченных на достижение такого мастерства.

Во "внутр. семье" понятие Г. корреспондировало с понятием "тянь гун" - "небесное мастерство". Зачастую эти термины в трудах теоретиков нэй цзя использовались как взаимозаменяемые. Тем самым подчеркивался смысл Г. как высшего мастерства, имеющего космич. ("небесное") звучание и происхождение: оно спонтанно воплощается на земле через ряд "пресветлых учителей" (мин ши) "внутр. искусства". Такое толкование Г. связано с представлением о "работе дао", "к-рое ничего не делает, но все вершится само по себе" ("Дао дэ цзин"), а также с даос. антиномикой эстетизированной "праздности" как высокой работы духа и противоположной ей "внеш." механич. работы. В ушу Г. в связи с этим понималось как проникновение вс внутр. изнач. природу вещей и явлений через практику боевых искусств, в результате к-рой постепенно преодолеваются "внеш. формы" и рождается истинное "внутр. искусство".

Со временем под Г. стали понимать вообще боевые искусства (оно стало синонимично слову "ушу") и традиц. системы психофизиологич. саморегуляции (цигун). Произошло это под воздействием формализаторских тенденций в ушу и утраты им духовных традиций в кон. 19 в. Свою боевую практику именовали Г. восставшие ихэтуани (1889 - 1901). Этот же термин широко распространился в качестве синонима ушу в приморских и южных р-нах провинций Гуандун, Чжэцзян, Фуцзянь. С волной иммиграции в нач. 50-х гг. 20 в. термин Г. проник на Запад, где его искаженные транскрипции - "кунфу", "кунг-фу" и т.п. стали обозначать все кит., а порой и все азиат. боевые искусства. Под Г. понимаются также конкретные методики тренировки (напр., шаолиньское направление ушу включает "72 вида Г." - комплекс методов укрепления костей, мышц, отработки ударов и т.п.). Др. совр. значения Г. (1) и Г. (2) - "время", "свободное время", "труд", "работа", "опыт", "тренированность".

"Малявин В. Г.: действительность мифа (о кит. традиции ушу) // Наука и религия. 1988. №9; Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). Б.м , б. г.; Чэнь Синь. Тайцзицюань лунь фэньлэй дяолюй (Классифицированные записки по теории тайцзицюань) // Тайцзицюань цюаныиу (Кулачное искусство тайцзицюань). Пекин, 1990.

А.А. Маслов

ПОДЛИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДХОД

подход - см. абсолют

ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛ

пол - см. фигура

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КНИГ ЧЕТЫРЕХ ХРАНИЛИЩ

полное собрание книг четырех хранилищ - "СЫ КУ ЦЮАНЬ ШУ" "Поли. собр. книг четырех хранилищ".

Полное название "С.к.ц.ш. цзун му ти яо" ("Аннотированный сводный каталог полн. собр. книг четырех хранилищ"). Каталог имп. б-ки. Известен также как "Сы ку" ("Четыре сокровищницы"), "Сы бу" ("Четыре раздела"). Сост. в 1773 - 83 по указу Цяньлуна (1736 - 95), императора маньчж. дин. Цин (1644 - 1912). В составительской и редакторской работе участвовали 360 видных ученых, в т.ч. Цзи Юнь, Лу Сисюн, Лу Фэйси, Дай Чжэнь, Шао Цзиньхань, Яо Най, Чжу Юнь, Ван Нянъсунь, Жэнь Дачунь, Вэн Фанган и др. Состоит из 79 016 цзюаней ("свитков"), распределенных по 36078 цэ ("альбомам"). Включает "Разд. канонов" ("Цзин бу") - конф. канонич. книги (см. "Ши сань цзин") и коммент. к ним; "Разд. историков" ("Ши бу") - работы по офиц. или династич. истории, в т.ч. 25 династийных историй, историко-лит. и политич. энциклопедии, соч. по географии, археологии, библиографич. труды и т.п.; "Разд. философов" ("Цзы бу") - филос. лит-pa, за исключением конф. канонов; "Сводный разд." ("Цзи бу") - поэзия и проза, литературоведческие, искусствоведческие и т.п. соч. Из семи рукописных экз. каталога сохранились три. Многие обозначенные в "С.к.ц.ш." произв. известны только в рукописях. Одновременно с полным сост. "Сокращ. каталог полн. собр. книг четырех хранилищ" ("С.к.ц.ш. цзянь мин му лу"), учитывающий только соч., вошедшие в б-ку-серию "С.к.ц.ш.". "Федоренко Н.Т. "Шицзин" и его место в кит. лит-ре. М., 1958. С. 157 - 61; Алексеев В.М. Наука о Востоке: статьи и док -ты. М., 1982. С. 394 и др.; Цзиншэнь вэньмин цышу (Словарь духовной культуры). Пекин, 1987. С. 107.

ПОРЯДОК

порядок - см. церемонии

ПОСТКОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТОЯННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ПОДНЕБЕСНОЙ

постоянные добродетели поднебесной - см. добродетели постоянные

ПОТУСТОРОННЕГО МИРА ВЕСТИ

потустороннего мира вести - "Вести из потустороннего мира" - наиболее полно сохранившийся (131 сюжет и авторское предисловие) раннесредневек. сб. "малых речений" (сяо шо), популяризирующих буд. религ.-филос. положения и культовую практику.

Сост. Ван Янь (2-я пол. 5 в.). Осн. типы сюжетов - загробные видения или хождения в потусторонний мир; жития; о молении бодхисаттве Гуань-ши-инь (Гуань-инь, Авалокитешвара); о буд. вотивных предметах (статуях, сутрах и др.). Содержание "М.с.ц." свидетельствует о том, что в основе популяризированных форм буд. учения в Китае лежат тезисы о "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме), о потустороннем мире и посмертном воздаянии. Чтобы уберечься от адских мучений и удостоиться райского блаженства, мирянин должен избегать прегрешений (соблюдать "пять обетов" мирянина-упасака, см. Буддизм), множить религ. заслуги. Приспособление доктрин буддизма к мировосприятию китайцев в "М.с.ц." осуществлялось гл. обр. путем интерпретации в духе традиц. для Китая представлений о загробном мире, культе предков, моральном долге и т.п.; отвергались лишь отд. традиц. элементы культуры, напр. обряд жертвоприношений. Лит. традиция "М.с.ц." продолжена в соч. 8 в. "Мин бао цзи", а впоследствии в средневек. япон. прозе сэцува.

*Ван Янь. М.с.ц. // Лу Синь. Гу сяошо гоучэнь (Извлечения из старинной прозы). Пекин, 1953; **Ермаков М.Е. Популярные формы раннего кит. буддизма (предварительное сообщение по материалам буд. "сяошо") // Тезисы Всесоюз. буддологич. конф. М., 1987.

М.Е. Ермаков

ПОУЧЕНИЯ ЦАРЯМ

ГO ЮЙ "Речи царств" ("Рассказы о царствах", "Поучения царям").

Первый в Китае неофиц. историч. трактат, отразивший процесс зарождения филос. мысли и содержащий высказывания гос. деятелей о природных явлениях и обществ, событиях в восьми древнекит. царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей дин., Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10 -5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд др. кит. историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали "Г.ю." как "внешний", т.е. вспомогат., коммент. к "Чунь цю": "Чунь цю вай чжуань". Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину, к-рый считается также автором типологически и хронологически близкой "Г.ю." "Цзо чжуани" (являющейся "внутр.", т.е. основным, коммент. к "Чунь цю"), где тем не менее иначе трактуются отд. упомянутые в "Г.ю." события. По совр. данным, трактат составлен в 4 - 3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в ред. Лю Сяна и его сына Лю Синя (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Совр. текст, состоящий из 21 цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изд. 1033.

В "речах" "Г.ю." высказаны положения, лежащие в основе учений различных филос. школ - конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и др. Существует также мнение, что в "Г.ю." представлена гл. обр. конф. политич. теория. Вместе с тем в трактате содержится, напр., древнейшее изложение основополагающего для кит. философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм (ци (1)) Неба и Земли", т.е. единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ (1)) разнородных факторов, подобных инь ( 1 ) и ян (1), противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун (1)). В "Г.ю.", как и в "Цзо чжуани", отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у син (1)) - почве, металле, дереве, воде, огне, лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п. синтезированы в образе "культуры" (вэнь), к-рая мыслится и в качестве совокупности гл. человеч. достоинств: "осторожности" (си), "верности" (чжун (2), см. Чжун шу), "благонадежности" (синь (21), "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "мудрости" (чжи (11), "мужества" (юн (1)), "просвещенности" (мин (3)), "сыновней почтительности" (сяо 111, см. Сяо ти), "великодушия" (шу (3D, "уступчивости" (жан). В "Г.ю." подчеркнута роль людей (народа - минь) как важнейшей общекосмич. силы и наряду с верой во всемогущее "небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеч. дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В об-ве и гос-ве гл. условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли (2)) и "добродетели" (дэ (11).

*Г.ю. Кн. 1, 2. Шанхай, 1979; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 295 - 302; Т.ю." ("Речи царств"). Пер. с кит., вступление и прим. B.C. Таскина. М., 1987; Koue уп. Discours des royaumes. Тг. С. de Harlez // Journal Asiatique. Ser. IX. T. 2. 1393; T. 3. 1894; Imber A. Kuo yii. An Early Chinese Text and its Relationship with Tso Chuan. Stock., 1975; d'Horman A. Guoyu. Propos sur les principautes Zhou-yu. Сотр. by R. Mathieu. P., 1985; **Карапетьящ A.M. Лингвисгич. анализ древнекит. памятника "Речи царств" // НАА. 1968. №6; Васильев К. В. Нек-рые вопросы изучения памятников древнекит. историографии // Письменные памятники Востока. Историко-филологич. исследования. 1975. М., 1982; Инь Мэнлунь. "Г.ю." чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. идей "Г.ю.") // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. №1.

А. И. Кобзев

ПРАВДА

ЧЖЭНЬ "Истинность" ("подлинность", "истина", "правда")

Специфич. понятие кит. философии и культуры. В отличие от инд. и зап. философии, где понятие "истина" имеет гл. обр. онтологич. смысл, в кит. Ч. сильнее выражен ценностно-нормативный аспект. Иероглиф Ч. восходит к пиктографич. изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Но это изображение здесь можно трактовать как перевернутое. В древнем толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов", 2 в.) Ч. толкуется как "превращение человека, вознесшегося на небо". Т.о. в понятии Ч. также отразилась мифологема перехода человека в иной мир, оформившаяся в даос, философии в идею "поворота вспять" жизненного процесса (см. Сянь сюэ) и преобразования человека в чисто "духовную" (шэнь (1)) персонифицированную целостность - "предельное" выражение жизни как высшей ценности.

Понятие Ч. в филос. контексте впервые применено в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где термин Ч. обозначает подлинность бытия и "предел искренности" (чэн (1)) в человеке, достижение к-рого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Сочетание в понятии Ч. антропологич. и онтологич. смыслов предопределило особенности содержания филос. терминов, в к-рые входит иероглиф Ч. Напр., в "Чжуан-цзы" впервые использован ставший потом популярным в даосизме термин Ч. жэнь ("истинный человек") - тот, кто достиг идеала "предельной искренности". В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) "истинное постоянство" (Ч. чан) является атрибутом дао как онтологич. сути мира. В средневек. даос. трактатах (напр., "Баопу-цзы" Гэ Хуна, 3 - нач. 4 в. н.э.) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как "Истинное одно" (Ч. и), к-рое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения - "сбережение Одного" (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате преодолевается граница между "пневмой" (ци (1)) и "духом" (шэнь (1)), открывается возможность "одухотворения" тела-личности и физич. бессмертия.

Онтологич. интерпретация понятия Ч. отразилась в содержании терминологич. словосочетания "истинная изнач. пневма" (Ч. юань чжи ци), введенного основоположниками неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) и обозначающего некую пракосмич. субстанцию. Из нее рождается "внеш. пневма", образующая вещи; сама "истинная изнач. пневма" не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с "внеш.", но "вынашивает и вскармливает" ее до полного ее становления. Впоследствии в кит. культуре закрепилась редуцированная форма понятия "истинная изнач. пневма" - "истинная пневма" (Ч. ци). В медицине это словосочетание стало обозначать совокупность здоровых жизненных сил организма, а противопоставление ее как "внутр." субстанции "внеш. пневме" стало пониматься буквально. В натурфилос. неоконф. построениях термин "Ч. ци" обычно синонимичен юань ци (1) - "изнач. пневме" (см. Ци (1)).

В кит. буддизме иероглиф Ч. использован для создания терминологич. эквивалентов понятий татхата (бхутататхата, см. Ч. жу) и парамартха (Ч. ди, см. Эр ди).

**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1987. С. 247 - 9.

А.Г. Юркевич

ПРАВИЛО

правило - см. дхарма

ПРАДЖНИ УЧЕНИЕ

праджни учение - см. учение о праджне

ПРАДЖНЯ

БОЖО

Санскр. праджня - "интуиция", "интуитивная мудрость", "высшее знание", "нерассудочное знание", "просветление".

Один из осн. терминов буддизма махаяны, обозначающий трансцендентальную интуицию, с помощью к-рой буд. адепт может достичь "другого берега", т.е. нирваны (см. Непань). Одна из шести махаянских парамит ("переправ"). Чаще всего употребляется в сочетании праджня-парамита (божополомидо). В буддизме хинаяны - общее назв. "правильного видения" и "правильной мысли" - первых двух звеньев "Благородного восьмеричного пути" (см. Саньмэй). Обладание праджней является отличит. чертой бодхисаттвы - существа, достигшего состояния "просветления", а также знаком "невозвращения" в круг "перерождений" (сансара, луньхуэй). Важнейшая особенность праджни заключается в интуитивном созерцании истинной реальности всех дхарм (т.е. всего феноменального) (см. Фа (1), п. 2).

Все дхармы, к-рые представляются различными, в свете праджни одинаковы. "Одинаковость" дхарм проистекает из такого их качества, как "пустотность" (санскр. шунья, шуньята, см. Кун). Однако "пустотность" не есть абс. пустота и небытие, т.к. хотя "собств. природа" всех вещей пустотна, но имеются их пустотные и иллюзорные ложные формы (т.е. "иллюзорность сущего"). Только праджня может уловить "истинно сущее", "истинную таковость", т.е. истинную реальность всех дхарм. В случае "обретения мудрости (праджни)" разрушаются и отбрасываются обыденные представления мирян относительно своего "я" и индивид. бытия "я" других вещей, постигаются вечность и неизменность, "нерожденность и неуничтожимость истинно сущего".

*Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1 - 2. Пекин, 1980.

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

ПРЕВРАЩЕНИЕ

превращение - см. преобразование

ПРЕДЕЛ ВЕЛИКИЙ

ТАЙ ЦЗИ "Великий предел"

Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи (2)" несет понятие предела (высшей и гл. позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "Т. ц." впервые встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань"), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и (4)) имеют Т. ц.", из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тут Т. ц. как синоним тай чу ("Великого начала"), тай и ("Великого единого") и дао, т.е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци (1)), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил Т. ц. альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", к-рому посвятил спец. соч.- "Канон Великой тайны" ("Тай сюань цзин"). Мыслителями филос. течения сюань сюэ, в т.ч. Ван Би (3 в.), Т. ц. отождествлялся с "отсутствием/небытием" (см. Ю - у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть Т. ц. с помощью понятия "юань ци (1)"- "изнач. пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате "Изъяснение плана Великого предела" ("Тай цзи ту шо") Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг Т. ц. с понятием "у цзи", восходящим к "Дао дэ цзину", где оно означает неисчерпаемую первозданность или "Предел отсутствия/небытия". Описав космогенез как следствие движения самого Т. ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиц. наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал сопряжение у цзи и Т. ц. как отношение первичного и вторичного соответственно, а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, Т. ц. есть совокупность всех "принципов" (ли (1)), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен (1866 - 1925) использовал термин "Т. ц." для передачи зап. понятия "эфир" (итай).

Существует предположение, что известное ныне графим, изображение Т.ц. в виде т.н. монады, т.е. темного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7 - 8 вв. под влиянием буд. мандал (см. Ми школа). Схемология Т. ц. обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиц. науке.

**Кобзев А.И. Генерализация в классич. кит. философии // НАА. 1986. №5; Чжэн Ваньгэн. Т. ц. // Чжунго чжэсюэ яньцзю. 1986. №3; Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения кит. философии). Пекин, 1982. С. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь Т. ц. (Ван Фучжи о Т. ц.) // Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань). 1982. №6; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 39 - 57.

А.И. Кобзев

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

предопределение - см. судьба

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ХУА "Превращение" ("трансформация", "изменение", "преобразование")

Понятие кит. философии, подразумевающее спонтанную трансформацию с возникновением новой сущности. В древнейших памятниках понятие X. применяется гл. обр. в отношении человеч. личности. В "Шу цзине" (8 - 5 вв. до н.э.) сочетание да X. ("великое превращение") подразумевает научение, благодаря к-рому воспитывается правильное отношение человека к государю. В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) X. означает упорядоченное преобразование личности в положительном направлении, противопоставленное хаотич. "изменениям" (бянь (2)). В "Ле-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) "великими превращениями" именуются переходы человека в новое качество, знаменующие рубежи человеч. жизни: детство, взросление, старение, смерть.

В "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие X. принадлежит и антропологич., и натур-филос. сфере: "преобразование (индивид.) природы" (хуа син, см. Сип (1))-путь к тому, чтобы обычный "человек с улицы стал (совершенномудрым) Юем" (см. Шэн (1)); в то же время "великие превращения" - атрибут сил инь ян, соотнесенный со сменой "четырех времен" (года и суток) и природных явлений вроде ветра и дождя. Ок. 4 в. до н.э. в "Сян туани", одном из комментирующих приложений к осн. корпусу "Чжоу и", применено понятие X. шэн ("превращение и рождение", "рождение (в результате) трансформации"), определенное как "взаимовосприятие Неба и Земли", т.е. реакция противоположных космич. начал друг на друга, ведущая к появлению "десяти тыс. вещей". Начиная с Ван Би (3 в.), X. шэн трактуется как непрерывное взаимодействие субстантивированных в мировой "пневме" (ци (1)) сил инь ян. В др. коммент. "Чжоу и" ("См цы чжуанъ") результат "гармоничной циркуляции (инь юнь) Неба и Земли" охарактеризован как "трансформация в благо" (или "трансформация в очищение" - X. чунь), т.е. благой ход мировых процессов.

Натурфилос. разработку концепции мировых "превращений" в осн. чертах завершил Чжан Цзай (11 в.). Он, основываясь на теме "Цзо чжуани", выделил частные "изменения" (бянь (2)), накопление к-рых приводит к собственно "превращению" (X.) - возникновению новой сущности.

В кит. буддизме термин да X. - "великое преобразование" - означал изменение личности адепта под воздействием буд. учения.

**Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и средневековья. М., 1979. С. 80, 87.

ПРЕСВЕТЛЫЙ ПРЕСТОЛ

пресветлый престол - см. просветления зал

ПРИНЦИП

принцип - см. абсолют

ПРИНЦИП - ПНЕВМА

Терминология, выражение одной из гл. проблем классич. кит. философии со времени возникновения неоконфуцианства (11 - 12 вв.): соотношения двух начал - структурообразующего, статичного, рационально и морально окрашенного "принципа" и материалообразующей, динамичной, чувственной и морально индифферентной "пневмы". См. Ци (1).

ПРИНЦИП. УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПЕ

ЛИ СЮЭ "Учение о принципе". Др. назв. - дао сюэ ("учение о дао").

Направление в неоконфуцианстве эпох Сун (10- 13 вв.) и Мин (кон. 14 -17 в.), видевшее путь к постижению мира в познании "принципов" (ли (1)) как объективной реальности. Его предтечами считаются Ху Юань, Сунь Фу (кон. 10 - 11 в.) и Ши Цзе (11 в.), основоположниками - Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай (11 в.), братья Чэн И и Чэн Хао (11 - нач. 12 в.) и гл. создатель Л. с. Чжу Си (12 в.). Современник Чжу Си - Лу Цзююань положил начало оппозиционной Л. с. доктрине - синь сюэ (1) ("учение о сердце"), согласно к-рой человеч. "сердце" (синь |1)) содержит в себе все "принципы" мироздания, поэтому познание должно быть направлено на субъективную реальность. Соперничество Л. с. и синь сюэ (1) выражается также противопоставлением школ Чэн (братьев) - Чжу (Си) и Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина).

ПРИНЦИП/ЗАКОН

принцип/закон - см. церемонии

ПРИНЦИПЫ - ДЕЛА/ВЕЩИ

Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы сюань сюэ Ван Би (3 в.) и впоследствии обозначившая осн. положение философии буд. Хуаянь школы о сущностном единстве абс. и феноменального бытия.

В философии Хуаянь под "принципами" (ли (1)) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см. Фа (1), п. 2). Ли (1) отождествляется с универсальным "телом будды" (санскр. дхар-макайа, кит. фа шэнь), к-рое именуется также "принципом-телом будды" (ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом - "основанной на принципе природой будды" (ли фо син). Под "делами/вещами" (ши (3)) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (луньхуэй), т.е. "сущее".

Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (непань), философы школы Хуаянь (Душунь - 6 - 7 вв., Фац-зан - 7 - 8 вв., Цзунми - 8 - 9 вв. и др.) выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли (1) и ши (3), но и о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и дел/вещей" (Л.- ш. у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов "единого сознания (будды)" (и синь). Это учение дополняется мыслителями Хуаянь положением о "беспрепятственном (взаимопроникновении) всех дел/вещей" (ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом инд. "Гандавьюха сутры", входящей в "Аватамсака сутру" ("Хуаянь цзин"). Гл. "О вхождении в дхармадхату" (кит. "Жу фа цзе пинь") этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины "беспрепятственного (взаимопроникновения)" определяют специфику философии школы Хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом.

Учение о Л.- ш., содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиц. кит. философии.

**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 238 - 45; Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park, 1971.

ПРИРОДА

природа - см. день

ПРИРОДА ИСТИННАЯ

природа истинная - см. реальность истинная

ПРИЧИННОСТЬ

ЮАНЬ ЦИ (2) Кит. эквивалент санскр. пратитьясамутпада. "Причинность"

В буд. философии обозначение отношений дхарм (см. Фа (1), п. 2) между собой, принципиально отличных от отношений субъекта с объектом и объектов друг с другом, т.к. субъект, объект и сопряжения между ними в каждый момент образуют некое единство, а неодушевленные предметы в этой связи не могут являться самостоятельными целыми. Др. кит. эквивалент понятия пратитьясамутпада - юань шэн. Общим внеш. выражением Ю. ци в буддизме является 12-членная формула двадашанга пратитьясамутпада (ши эр инь юань), за к-рой кроется философия взаимодействия "обусловленных" дхарм в безначальном потоке бытия применительно к описанию жизни сознательного существа.

ПРОСВЕТЛЕНИЯ ЗАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

просвещение - см. стиль

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЕВРОПЕ 17 - 18 ВВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

пространство и время - см. вселенная

ПРУЖИНА

пружина - см. импульс

ПСИХИКА

психика - см. доверие

ПУСТОЕ

пустое - см. ложное

ПУСТОТА

пустота - см. относительность

ПУСТОТНОСТЬ

пустотность - см. относительность

ПУТЬ

путь - см. абсолют

ПУТЬ ДЕВЯТИ ДВОРЦОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУТЬ ИСТИННОГО ЕДИНСТВА

ЧЖЭНЪИ (ДАО) "(Путь) Истинного единства"

Первое организованное направление религ. даосизма.

Согласно даос, преданию, школа Ч. была создана святым Чжан Даолином: в 142 или 145 обожествленный Лао-цзы (Лао-цзюнь) якобы явил ему откровение и назначил его своим наместником на земле с титулом "Небесного наставника" (тяньши). В роду Чжан этот сан до наст, времени передается по наследству. К кон. 2 в. Ч. представляла собой многочисленную религ. орг-цию, распространившую влияние на значит, часть пров. Сычуань (Юго-Зап. Китай). Ослабление центр, власти в ходе восстания Желтых повязок (184) позволило третьему "Небесному наставнику" - Чжан Лу создать на территории совр. пров. Сычуань независимое теократич. гос-во. В 215 он признал власть Дао Цао, военачальника империи Вост. Хань (25 - 220), после ее падения основавшего дин. Вэй (220 - 79). В 3 в. учение Ч. широко распространилось в Сев., а в 4 в. и Южн. Китае. В 12 в. императоры дин. Сун (960-1279) объявили резиденцией "Небесных наставников" гору Лунху-шань (в пров. Цзянси) и предоставили этой территории политич. автономию, фактически просуществовавшую до образования КНР. К 12 - 13 вв. относится окончательное утверждение названия Ч. в качестве офиц. До этого школа обычно именовалась Тяньши (дао) ("(Путь) Небесных наставников"), а при дин. Вост. Хань - Удоуми (дао) ("(Путь) Пяти мер риса"), поскольку все ее члены платили ритуальный налог в пять мер (доу) риса. После образования КНР в 1949 63-й "Небесный наставник" эмигрировал на Тайвань, где и сейчас находится резиденция его преемника. Ч. оказывает существенное влияние на идеологич. ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде.

В центре религ. практики этой школы - совершение общинных богослужений (цзяо), призванных "обновить" силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы Ч. имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность религ. космологии. Доктрина Ч. изложена в четвертом (дополнит.) разд. собр. даос, текстов "Дао цзан": "Чжэнъи бу".

**Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 261 - 67; Торчинов Е.А. Даос, утопия в Китае на р-же древности и средневековья (II - VI вв.) // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Даосизм. СПб., 1993. С. 161 - 172 и др.; Stein R. Remarques sur le mouvements du tao'isme politico-religieux du II-е siecle ap. J.C. // T'P., 1977. Vol. 63. №1; Schipper JCM. The Taoist Body // HR. 1978. Vol. 17. №3 - 4; id. Vernacular and Classical Ritual in Taoism // Journal of Asian Studies. 1985. Vol. 45.

Е.А. Торчинов

ПУТЬ ИСТИННОГО ЦАРЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУТЬ, ПРОНЗАЮЩИЙ ЕДИНЫМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУТЬ СОВЕРШЕННОГО ПРАВИТЕЛЯ

путь совершенного правителя - см. путь истинного царя

ПЯТЬ КУЧ

У ЮНЬ

У инь, у чжун, санскр. панча скандха - доел, "пять куч", "пять скоплений"

Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа (1), п. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем "человеч. я" (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о "человеч. не-я" (пудгаланайратмья, жэнь у во, см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только "человеч. я", но и самих У ю., что выразилось в концепции "дхарменного не-я" (дхарманай-ратмья, фа у во, см. У во). Пять скандх делились на "относящиеся к материальному - рупа, сэ (первая скандха) и "относящиеся к психич." - нама, синь ( I ) (остальные четыре). Первая скандха состоит из "четырех великих первостихий" (махаб-хута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (шоу, ведана) - "ощущение" - обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (сам-джня, сян (1))- "(способность к созданию) образов" - определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син (3))- "действование" - реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см. Е) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши (4))- "сознание" - функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и "действование", дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. Ба ши).

Доктрина У ю., характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит, влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае.

**Роэенберг О.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Лепехов С.Ю. Психологич. проблемы в "Хридаясутре" // Психологич. аспекты буддизма. Новосиб., 1986; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 212, 278 - 9.

А.А. Маслов, Е.А. Торчинов

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

У СИН

("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов")

Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.

Этимология. значение иероглифа син (3) - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. в т.н. космогонич. порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреч. философии, а функционально.

В генетич. смысле У с. также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изнач. "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., У с. образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.

Важнейшие среди этих порядков - "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево") и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва") преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич. плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.

Истоки учения об У с. восходят к древнейшим (конец 2 тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) говорится, что У с. были созданы мифич. императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами.

Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об У с., - гл. "Хун фань" из "Шу цзина". Развитую форму учение об У с. обрело в 4 - 2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, а в наст, время продолжает играть ведущую роль в теории кит. медицины.

** Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Его же. Классификационная схема "пять элементов" -у син // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Его же. О категориях традиц. кит. философии // НАА. 1982. №1; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. Гл. 4.

А.И. Кобзев

Предыдущая страница Следующая страница