Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДА ДЭ

да дэ - см. добродетели постоянные

ДА СЮЭ

да сюэ - см. наука высочайшая

ДА ТУН

да тун - см. равенство великое

ДА ЦЗАН ЦЗИН

да цзан цзин - см. канон буддийский великий

ДА ЧЭН ЦИ СИНЬ ЛУНЬ

да чэн ци синь лунь - см. шастра о пробуждении веры в махаяну

ДАЙ ШЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАО

дао - см. абсолют

ДАО ДЭ ЦЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАО ПЕРЕДАЧА

ДАО ТУН "Передача дао (учения, традиции)"

Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф. философии, впоследствии широко распространилось в кит. сектантстве. Хотя сам Конфуций не использовал понятие Д.т., конф. традиция приписывает ему осмысление понимаемой под Д.т. системы передачи методов гармонизации об-ва и справедливого управления Поднебесной, преемствования принципов древних "совершенномудрых" правителей (см. Шэн (11. Мэн-цзы (4 - 3 вв. до н.э.) включил в список мудрецов, участвующих в Д.т., самого Конфуция: "Каждые 500 лет должен властвовать (истинный) правитель, а в промежутке между ними живут прославленные поколения" ("Мэн-цзы", гл. "Гунсунь Ни-цзы", ч. 2); "от Яо и Шуня до Чэн Тана (основателя дин. Шан) прошло чуть более 500 лет", "от Вэнь-вана до Конфуция - более 500 лет" (там же, гл. "Цзинь синь ся"- "Исчерпание сердца", ч. 2). Т.о. концептуализировались прямая передача учения и непосредств. преемствование мудрости "высокой древности". Однако философ и литератор 1 в. Ян Сюн подверг критике эту доктрину, усомнившись в регулярности 500-летних периодов ("Фа янь", гл. "У бай"- "Пятисотлетия").

В дальнейшем концепция Д.т-. "достраивалась" за счет присоединения новых мудрецов, с тем чтобы линия преемствования традиции доходила до современности. Д.т. стало осмысляться как передача духовного импульса, высшего духовного опыта, обладающего всеобщей мирорегулирующей функцией. Философ и поэт Хань Юй (8 - нач. 9 в.) в соч. "Юань дао" ("Истоки дао") утверждал, что "передача дао" шла исключительно по конф. линии в следующей последовательности: Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ди, Чжоу-гун, Конфуций, Мэн-цзы. Неоконфуцианец Чжу Си (12 в.) в этом списке после Мэн-цзы ставил своих предшественников Чжоу Дуньи, братьев Чэн И и Чэн Хао (11 в.).

В сектантской традиции, в части, об-вах Игуанъ дао, Цзюгун дао, понятие Д.т. осмысляется как мистич. импульс, восприятие к-рого доступно лишь на высших ступенях посвящения. Считается, что передача духовного учения начата древними мудрецами в эру Синего солнца, когда "Небесный путь" (тянь дао, см. Дао) стал претворяться на земле. Зачинателями передачи стали Фуси, Шэньнун, Хуан-ди, затем шли Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ди и Чжоу-гун. В этот пер. "людские души были боязливы, душа дао была неизмеримо мала, утончена и едина, все искренне придерживались Срединного пути". В начале следующей эры Красного солнца первым носителем Д.т. стал Лао-цзы, к-рый учил "вскармливать свою природу и пестовать сердце", "объемля Изначальное, сохранять Единое" (фраза из "Дао дэ цзина"). Лао-цзы передал учение-дао Конфуцию, учившему "пронзать все Единым", тот - Янь-цзы (Янь Юаню (1)) и Цзы Сы, затем оно перешло к Мэн-цзы. На этом "конф." этап Д.т. закончился, а "истинное учение" перекочевало в Индию, где его проповедовал Будда Гаутама. С 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой учение-дао в 5 в. или нач. 6 в. возвращается в Китай, передается в Чань школе, затем - в неоконфуцианстве. На Д.т. претендует каждая из сект, в части, основатель Игуань дао Чжан Гуанби (? - 1947) считается 17-м патриархом на пути Д.т. Эта концепция Д.т. оказала значительное влияние на формирование сотериологич. доктрины в сектантской традиции. *Фаньдун хуэй даомэнь цзяньцзе (Общий обзор реакционных тайных обществ). Пекин, 1985.

А. А. Маслов

ДАО ТУН

дао тун - см. дао передача

ДАО ЦЗАН

дао цзан - см. даосская сокровищница

ДАОСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАОССКАЯ СОКРОВИЩНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВЕ ИСТИНЫ

ЭР ДИ "Две истины"

Один из осн. терминов кит. буддизма, пришедший из брахманизма ("истина" - санскр. сатья, кит. ди |4)). Э.д. являются категориями буд. гносеологии и представляют собой два качественно различных уровня познания: "мирская (словесная) истина" (су ди) и "абс. (первого значения, высшая) истина" (чжэнь ди).

Э.д. по-разному трактовались буд. школами.

В тхераваде (см. Буддизм) "мирской истиной" считается составной диссоциативный взгляд на явления, "частичное" знание об истинном бытии. В противоположность этому "абс. истина" - единый, неразделимый взгляд на явления. В йогачаре "мирская" и "абс." истины различаются как обыденное знание и истина буддизма.

Наибольшее распространение в Китае получила махаянистская трактовка инд. буддиста Нагарджуны (2 в.), осн. на категориях "причинности" (юань ци (2)) и "пустотности" (кун). Он считал, что, хотя слово и истина противостоят друг другу, "две истины" гармонично связаны и являются последовательными этапами познания. Для постижения "абс. истины" первоначально следует использовать вербальные структуры "мирской истины". Связь между "двумя истинами" непосредственно устанавливается при толковании абстрактных понятий. После постижения "абс. истины" и достижения нирваны "истинность" слов остается, она лишь приобретает относит, характер.

Э.д. трактовались Нагарджуной также как метод познания: наблюдение явлений посредством соединения "двух истин" есть "срединное видение" (чжун гуань) или "срединный путь" (чжун дао).

Э.д. выступают как антитеза "наличия" (ю, см. Ю - у) и "пустотности", "отсутствия" (кун), "несамости" (у цзы сип). Такая трактовка Э.д. вела к ориентации на интуитивное знание вне дискретных структур, что оказало влияние на доктрины нек-рых направлений кит. буддизма, в части. Чань школы.

Комплексная трактовка Э.д. дана в доктрине Саньлунь школы, где выделялось три или четыре уровня (вида) каждой из "двух истин". В Тяныпай школе учение об Э.д. трансформировалось в "учение о гатха трех истин".

**Фан Лшпянь. Фоцзяо чжэсюэ (Философия буддизма). Пекин, 1986.

А. А. Мослов

ДВЕНАДЦАТИКАНОНИЕ

двенадцатиканоние - "ШИ ЭР ЦЗИН" "Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние",

"Двенадцатикнижие".

1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.).

Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значения:

1) "Шесть канонов" ("Лю цзин") с приложением "апокрифич." (вэй (3), см. Вэй шу) версии каждого канона.

2) Разделы "Чжоу и" - первая и вторая части собственно "И цзина" ("Канон перемен") и "Ши и" ("Десять крыльев") - комментирующее приложение к "И цзину".

3) Двенадцать правителей царства Лу - гунов, перечисленных в летописи "Чунь цю".

Соответственно п. 2) и 3) "Ш.э.ц." могут означать "Чжоу и" и "Чунь цю".

2. Канонич. книги конфуцианства, тексты к-рых в 827- 35 были высечены на каменных стелах, установленных в Гос. училище (Го сюэ): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи", "Цзо чжуань", "Гунъян чжуань", "Гулян чжуань", "Лунь юй", "Сяо цзин", "Эр я" ("Приближение к классике", толковый словарь 3 - 2 вв. до н.э.).

ДВИЖЕНИЕ - ПОКОЙ

движение - покой - см. покой - движение

ДВИЖУЩАЯ СИЛА

движущая сила - см. импульс

ДЕВЯТИКАНОНИЕ

девятиканоние - "ЦЗЮ ЦЗИН" "Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие".

1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чиновничьих должностей: "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи" (т.н. "Сань ли" - "Три (канона) благопристойности"), "Цзо чжуань", "Гунъян чжу-ань", "Гулян чжуань" ("Сань чжуань" - "Три коммент."), "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин".

2. Некомментированные тексты "Чжоу и", "Шу цзина", "Ши цзина", "Цзо чжуани", "Ли цзи", "Чжоу ли", "Сяо цзина", "Лунь юя" и "Мэн-цзы", миниатюрные издания к-рых были выпущены в эпоху Сун (10- 13 вв.).

3. Тексты, прокомментированные Чи Цзином (16 - нач. 17 в.) в "Ц.ц. цзе" ("Изъяснение "Девяти канонов"): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Ли цзи", "И ли", "Чжоу ли", "Лунь юй", "Мэн-цзы".

4. Памятники и сб. текстов, комментарии на к-рые сведены в сб. "Тунчжитан цзин цзе" ("Изъяснение канонов из зала Пронизывающей воли"), или "Ц.ц.цзе", скрепленный печатью маньчж. сановника Наланьчэндэ (Син Дэ), но фактически созданный Сюй Цяньсюэ и Хэ Чжо (17 в.): "Чжоу и", "Шу цзин", "Ши цзин", "Чунь цю", "Сань ли", "Сяо цзин", "Лунь юй", "Мэн-цзы" и "Сы шу".

5. Сокр. от "Ц.ц. гу и" ("Смысл "Девяти канонов старых письмен"), собр. комментариев Хуэй Дуна (кон. 17 - 18 в.) к десяти канонам - "Чжоу и", "Шу цзину", "Ши цзину", "Цзо чжуани", "Ли цзи", "И ли", "Чжоу ли", "Гунъян чжуани", "Гулян чжуани", "Лунь юю", из к-рых толкование на "Цзо чжуань" ("Цзо чжуань бу чжу"- "Дополненный резюмирующий коммент. к "Коммент. Цзо") считается приложением к этому сборнику.

ДЕВЯТЬ НЕБЕС

ЦЗЮ ТЯНЬ "Девять небес"

Понятие кит. философии и культуры. В философско-"нумерологич." традиции (см. Сян шу чжи сюэ) - выражение универсальной девятерично-"канонич." структурированности мироздания (см. Цзин вэй, Цзю чоу), девять частей, на к-рые разделена небесная сфера по сторонам света и румбам+ + центр. Ц.т. тождественны "девяти полям" (цзю е), упомянутым в гл. "Тянь вэнь сюнь" ("Исслед. небесных письмен") трактата "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). На земле им соответствуют "девять областей" (цзю чжоу, см. Цзин тянь). Уже в трактате Ян Сюна (1 в.) "Тай сюань цзин", главой "Сюань шу" ("Числа таинственного") обозначена вовлеченность Ц.т. в систему пространственно-временных, процессуальных и функциональных соответствий, а само это понятие толкуется как синоним собственно Неба (девять - число ян (1), т.е. "небесное" же в системе корреляций дуальных сил инь ян). В даос, космогонии Ц. т. - производные от трех видов "пневм" - состояний духовно-материальной субстанции ци (1), соответствующих "Триаде чистых" (Сань цин) - трем осн. сферам горнего мира и их персонификациям. Девять "пневм" и образуемых ими "небес" иерархизированы по степени удаленности от мира чувственно воспринимаемого. В мифологизированном виде Ц.т. предстают вертикальной иерархией девяти небесных сфер, населенных небожителями. В даосизме особенно выделялись "небеса" "бессмертных" (см., напр., Шанцин школа). Со временем на систему Ц.т. наложилось буд. учение о "трех мирах" (сань цзе), к-рые подразделялись на 28 "небес" (корреляция с делением неба на области 28 созвездий, по семь в каждой стороне), и учение о "четырех небесах Брахмы" (Фань тянь). Ряд небесных обителей "бессмертных" корреспондировал с реальными астрономич. объектами (Полярной звездой, созвездием Большой Медведицы и т.п.).

**Рифтин Б.Л. Ц.т. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 121-2; Mаspero H. Le Taoisme et les religions chinoises. P., 1971.

ДЕВЯТЬ ПРЕДНАЧЕРТАНИЙ ВЕЛИКОГО ПЛАНА

ЦЗЮ ЧОУ

"Девять разделов", или "девять предначертаний Великого плана" ("Хун фань Ц.ч.")

Обозначение принципов поддержания гармоничного обществ, порядка, изложенных в гл. "Хун фань" ("Великий план") конф. канона "Шу цзин". Слово "чоу" в старом лит. яз. вэньяне имеет несколько смыслов, в осн. восходящих к древнему значению "(размежеванное) поле" и подразумевающих гл. обр. упорядоченную разграниченность. Согласно "Шу цзину", Ц.ч. дарованы Небом полумифич. "совершенномудрому" (шэн (1)) правителю древности Юю (традиц. версия - 23 в. до н.э.). По преданию, изложенному в коммент. к "См цы чжуани" (4 в. до н.э.), автором к-рых считается Кун Аньго (2 в. до н.э.), Ц.ч. открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи, вышедшей из вод реки Лошуй (см. Хэ ту). После падения гос-ва Шан-Инь и воцарения дин. Чжоу (Ив.) Ц.ч. были якобы сообщены князем удела Цзи (Цзи-цзы) чжоускому У-вану (поэтому называются также Цзи чоу - "Цзиским предначертанием"). Ц.ч. заключаются в следующем: 1. "Пять элементов", т.е. взгляд на связи между вещами в окружающем мире сквозь призму классификац. схемы у сип (1). 2. "Почтительное использование пяти дел", т.е. возможностей, к-рые дают человеку его внеш. облик, речь, зрение, слух и мышление; им соответствуют такие должные качества, как строгость поведения, аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость. 3. "Неукоснительное исполнение восьми дел управления": 1) дела, связанные с продовольствием; 2) с товарами; 3) жертвоприношения; 4) дела, подначальные ведомству обществ, работ; 5) ведомству ритуалов и просвещения; 6) ведомству суда и наказаний; 7) прием (гос.) гостей; 8) военные дела. 4. "Упорядоченное использование пяти источников исчисления времени": лет, месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений. 5. "Созидание Священного предела", т.е. предельное укрепление монаршей власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных и способных людей, беспристрастности и т.п. 6. "Соблюдение трех добродетелей": "(делать вещи) правильными и прямыми", "быть твердым" в случае противления воле правителя и "быть мягким" в отношении послушных, "знатных и просвещенных". 7. "Разрешение сомнений" посредством гадательной практики, совещаний с сановниками и народом. 8. "Использование указаний, предоставляемых (явлениями природы)"- течение природных процессов и знамения говорят об ошибках правителя или о должном его поведении. 9. "Стремление к пяти (проявлениям) счастья и избегание шести крайностей", где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство, здоровье и спокойствие, любовь к целомудрию, спокойная кончина, а к "крайностям" (несчастья)- сокращенная бедствиями жизнь, болезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие.

Ц.ч. выражают систему ценностей, ставшую базовой для конфуцианства при всех различиях в ее толкованиях в те или иные эпохи и разными его течениями. Орг-ция Ц.ч. по девятеричной "канонич." (цзин (1(, см. Цзин вэй) схеме говорит о нормативности этих ценностей и отражает представления о гармоничном космосе, все элементы к-рого подчинены системе связей, охватывающей также социальные отношения и любые проявления жизнедеятельности человека (См. также Сян шу чжи сюэ). Взгляды, лежащие в основе учения о Ц.ч., во 2 в. до н.э. послужили базой доктрины "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь). Аббревиатура словосочетания Хун фань Ц.ч. - фаньчоу в совр. кит. яз. получила значение "категория" (филос.).

*Шу цзин. Гл. "Великий закон" (пер. С. Кучеры) // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. С. 113 - 34.

А.Г. Юркевич

ДЕВЯТЬ ТЕЧЕНИЙ, ДЕСЯТЬ ШКОЛ

ЦЗЮ ЛЮ ШИ ЦЗЯ "Девять течений, десять школ"

Традиц. обозначение осн. древнекит. филос. направлений, перечисленных в трактате Лю Синя (кон. 1 в. до н.э.- нач. 1 в.) "Ци люэ" ("Семь сводов"): жу (цзя) (конфуцианство), мо (цзя), дао (цзя) (даосизм), мин (цзя), фа (цзя) (легизм), иньян (цзя), нун (цзя), цзунхэн (цзя), цза (цзя), сяошо (цзя) ("школа сказителей", относящаяся предположительно к обл. изящной словесности). Вошедшие в этот перечень идейные направления, за исключением сяошо цзя, впоследствии стали именоваться "девятью течениями (мысли)" (цзю лю): уже в "Хань ту" (1 в.) упоминается о том, что книги, находившиеся в ведении Лю Сяна (1 в. до н.э. - нач. 1 в.), хранителя имп. б-ки дин. Хань, были распределены по "девяти течениям", т.е. по разделам, соотнесенным с соответствующими идейными направлениями.

*Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 322 - 4.

ДЕЙСТВИЕ

Е - Санскр. карма, досл, "дело", "действие".

Одна из важнейших доктрин буддизма и др. религий инд. происхождения (индуизм, джайнизм). Согласно учению буддизма, каждое действие, под к-рым понимается любой физич., словесный или психич. акт (дело, слово, мысль), приносит определенный (положительный, отрицательный или нейтральный) результат. Он может быть реализован в данной или в одной из последующих жизней. Кармич. деятельность определяет рождение живого существа в одной из шести сфер феноменального мира - сансары (см. Луньхуэй), социальный статус человека и т.п. Мир в целом также является плодом совокупной кармич. активности всех живых существ. В ее основе лежит изнач. аффективность, или "омраченность" (у мин (2)), сознания, проявляющаяся прежде всего в "невежестве" (т.е. незнании норм буд. учения), гневе и страстных влечениях. Цель буддизма - устранение аффектов, прекращение кармич. деятельности, выход из круга сансары - кармически обусловленных смертей-рождений и достижение "освобождения" - нирваны (непань). Доктрина кармы предопределила внимание буд. философов, в части, кит., к проблеме причинной обусловленности и ее всеобщности.

*Радхакришнан С. Инд. философия. Т. 1. М., 1956; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

Е.А.Торчинов

ДЕЛАТЬСЯ

делаться - см. быть

ДЕЛО

дело - см. действие

ДЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЯНИЕ

деяние - см. быть

ДИАЛЕКТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБЛЕСТЬ

доблесть - см. моральная сила

ДОБРОДЕТЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ

ДА ДЭ (1). "Постоянные добродетели (Поднебесной)" - обозначение в конф. соч. "Чжун юн" (4 в. до н.э.) "разумности" (чжи (1)), "гуманности" (жэнь (2)) и "мужества" (юн (1)).

Конфуций в "Лунь юе" (5 в. до н.э.) определил эти качества как следствия соответственно любви к учебе, "усердия в (должном) поведении" и "знания (чувства) стыда", а результатами "разумности", "гуманности" и "мужества"- отсутствие тоски, колебаний и страха. Чжэн Сюань (2 в.) объяснял иероглиф да ( 1 ) ("достигать", "достижимое", "распространенное") из словосочетания Д.д. как "постоянно действующее, не изменяемое ста правителями", т.е. нечто вечное. Чжу Си (12 в.) охарактеризовал Д.д. как незыблемый "принцип (ли (1)), одинаково обретаемый в Поднебесной в прошлом и настоящем", т.е. онтологически утвержденные гл. моральные нормы всех времен.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

добродетель - см. моральная сила

ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

добропорядочность - см. честность

ДОБРОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВЕРИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВОЛЬСТВО

довольство - см. удовлетворение

ДОЛГ

долг - см. честность

ДОЛЖНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

должная справедливость - см. честность

ДОСТОИНСТВО

достоинство - см. моральная сила

ДРАГОЦЕННЫЕ СВИТКИ

БАОЦЗЮАНЬ

Назв. жанра песенно-повествовательной популярной лит-ры проповеднического, морально-дидактич. и фольклорного характера. Истоки Б. восходят к популярным произв. бяньвэнь эпохи Тан (618 - 907) на сюжеты буд. сутр. Самый ранний известный ныне Б. издан в 1290 в Янь (совр. Пекин); в тексте указана дата его первого издания, выполненного в 1212. Уже этому Б. присущ синкретич. характер: сочетание проповеди буд., даос., конф. идей и нар. верований. С 16 в. в Б. излагались гл. обр. вероучения тайных религ. сект (см. Се цзяо), а также пересказывались буд. и даос, легенды, нар. предания. Наряду с этим появились соч. назидательные, на темы добродетели, избавления от круговорота перевоплощений (см. Луньхуэй), тематически и функционально близкие жанру популярной буд. лит-ры шаньшу ("Книги добра"). Вместе с тем Б. 19 - 20 вв. - это мирские соч. преимущественно развлекательного характера. Распространение Б. связано с развитием в 16 - 17 вв. движения тайных обществ и религ. сект (Хуантянь дао ("Путь Желтого неба"), Байлянь цзяо ("Учение Белого лотоса") и др.), наставники и проповедники к-рых создавали соч., исполняемые во время ритуальных служб, религ. собраний и праздников. И в наст, время Б. исполняются во время религ. праздников и служб в храмах либо в частных домах. В 19 в. меры имп. прав-ва по искоренению тайных обществ и сект привели к запрещению и массовому уничтожению Б. Они представляют собой соч. крупной формы, текст к-рых состоит из прозаич. и метрич. частей. Осн. тематика Б.- назидательные рассказы о жизни, делах и страданиях будд, бодхисаттв, святых, "бессмертных" (см. Сянь сюэ), о цепи перевоплощений, завершившейся превращением в божества; о нисхождении будд и "бессмертных" на землю (их воплощениями объявляются основатели сект); о скитаниях души в аду (повод для призывов к добродетели). Для Б. характерно смешение реального и нереального, мира живых и царства мертвых, буд. и даос, картин мироздания. На р-же 19-20 вв. появились Б. на сюжеты о запутанных судебных делах, ложных обвинениях и т.п., на сюжеты романов, пьес, а позже - киносценариев и газетных публикаций. Б. содержат ценный материал по идеологии тайных обществ, религ. сект, нар. верований, взаимодействию книжной и нар. культуры.

*Стулова Э.С. (пер., исслед. и коммент.). Б. о Пумине. М., 1979;

**Рифтин Б.Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в кит. фольклоре. М., 1961.

Э.С. Стулова

ДУН - ЦЗИН

дун - цзин - см. покой - движение

ДУН ЧЖУНШУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУНЛИНЬСКАЯ ШКОЛА

Дунлинь сюэпай

Течение в неоконфуцианстве кон. 16 - нач. 17 в. Получило назв. по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шуюань - Книжная палата Вост. леса), созданной в 1604 в вост. лесном предместье г. Уси (пров. Цзянсу) на месте школы, осн. в нач. 12 в. Ян Ши и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн разработали в качестве руководства к учению "Положение о Дунлиньском сходе" ("Дунлинь хуэйюэ"), где перечислялись "Правила ученичества в Пещере белого оленя" ("Байлудун сюэ гуй"), название к-рых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си. После смерти Гу Сяньчэна в 1612 гл. распорядителем академии, объединявшей более 300 чл., стал Гао Паньлун. Д.ш. имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской "партией" (Дунлинь дан). Ее ядро составляли гос. деятели, репрессированные в нач. 1590-х гг. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конф. этики в качестве гл. регуляторов жизни об-ва в условиях политич. кризиса дин. Мин (1368- 1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в сер. 20-х гг. потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628 - 9 восстановлена под началом У Гуйсэня, ученика Гао Паньлуна, после смерти к-рого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна Гао Шитай. В 1680-е гг, она стала гос. учреждением, а в 20 в.- обычной школой.

Д.ш. противостояла гл. обр. Тайчжоусной школе последователей Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) и стремилась обосновать целостность человеч. существования, в к-ром внутр. свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя нек-рые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даосско-буд. влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Д.ш. подготовила возникновение при дин. Цин (1644- 1911) "непосредственного", или "ханьского", учения (пу сюэ, хань сюэ). см. также Гао Паньлун, Гу Сяньчэн.

*Дунлинь шуюань чжи (Анналы Дунлиньской академии). (Б.м.), 1881;

**Buscli H. The Tung-lin Shu-уп and Its Political and Philosophical Significance // Monumenta Serica. 1949- 1955. Vol. 14; Hucker C.O. The Tung-lin Movement of the Late Ming Period // Chinese Institutions. Ed. by J.K. Fairbank. Chic.- L., 1973.

ДУХ

дух - см. чудесное

ДУХОВНОСТЬ

духовность - см. чудесное

ДУША

душа - см. чудесное

ДУШИ НЕБЕСНЫЕ И ЗЕМНЫЕ

Души ХУНЬ ("небесные") и ПО ("земные") - обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. в текстах встречаются с сер. 1-го тыс. до н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. религ. верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян (1), см. Инь ян) или отрицательной (инь (1)) "пневмы" (ци (1)). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по - из инь ци и обусловливают жизнедеятельность. Как правило, в религ. и религиозно-филос. соч. признается наличие у человека десяти душ - трех хунь и семи по. Их единство достигается только за счет пребывания в одном теле, после гибели к-рого связи между ними распадаются. Комплекс душ хунь становится "духом" (шэнь (1)), к-рый растворяется в "небесной пневме" (тянь ци). Комплекс душ по становится демоном (гуй (1)), находящимся вблизи от тела и способным к появлению в виде призрака. Позднее гуй превращается в тень в подземном царстве "желтого источника" (хуан цюань) или гибнет, растворившись в "земной пневме" (ди ци). Представления о Х.п. во многом обусловили возникновение даос. (см. Даосизм) доктрины физич. бессмертия (см. Сянь сюэ).

**Юй Иниш. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань дэ яньбянь (Трансформация представлений о загробном мире в древнем Китае) // Янь юань лунь сюэ цзи. Пекин, 1986; Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980; Smith O.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen. 1958. Vol. 5. №3.

ДХАРМ "ОБУСЛОВЛЕННЫХ" ДВЕНАДЦАТИЧЛЕННАЯ ФОРМУЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Кит. эквивалент санскр. термина "двадашанга пратитьясамутпада", двенадцатичленной формулы взаимодействия "обусловленных" дхарм (фа (1), п. 2) применительно к описанию жизни сознательного существа. Члены формулы связаны между собой отношениями последовательности, но не логич. выведением последующего члена из предыдущего и группируются по отношению к "прошлой", "настоящей" и "следующей" жизни.

К "прошлой" жизни относится:

1. Этап "омраченнести" - санскр. авидья, кит. у мин (2), охваченность страстями, обусловливающая продолжение безначального "волнения дхарм".

2. "Содеянное" (санскара, син (3))-образ жизни, действия и мысли, влияющий на характер сложения скандх (см. У юнь) в новую жизнь.

Настоящая жизнь включает:

3. "Сознание" (виджняна, ши (4)), обозначение первого момента новой жизни, когда пробуждается сознание.

4. "Нечувственное и чувственное" (нама-рупа, мин сэ) - пер. эмбрионального состояния человека: наличие необъединенных элементов "нечувственного" и "чувственного" при отсутствии переживаний.

5. "Шесть баз" (шадаятана, лю жу) - начало развития т.н. "шести органов", еще не действующих.

6. "Соприкосновение" (спарша, цзе) - начало взаимодействия всех элементов "нечувственного" и "чувственного", безотчетного переживания объективного в эмбриональном состоянии существа и нек-рое время после появления его на свет.

7. "Чувство" (ведана, шоу) - пер. простейших эмоций, переживания чувства приятного, неприятного и безразличного в течение двух лет после рождения.

8. "Вожделение" (тришна, ай (1)) - пробуждение сексуального чувства через 16 - 17 лет после рождения.

9. "Стремление" (упадана, цюй) к неким целям, показатель взросления.

10. "Жизнь" ("наличность" - бхава, ю) - все более глубокое погружение в бытие, прерываемое промежуточным состоянием физич. смерти. После него определенная жизнью человека тенденция к форме группирования дхарм проявляет себя в следующей жизни.

11. "Рождение" (джати, шэн (2)) - первый момент зачатия и пробуждения сознания - соответствует 3-му пер. 12-членной формулы ("сознание") предыдущей жизни.

12. "Старость и смерть" (джара-марана, лао сы), охватывающие по сути всю человеч. жизнь (т.к. старение начинается с момента рождения).

Перерыв в этой цепи означает прекращение "волнения" дхарм, затухание движущей силы бытия и погружение в нирвану (кит. Непань). В трактатах различных направлений буддизма формула Ш.э.и.ю. осмысляется с т.зр. соответствующих версий учения о дхармах.

**Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. С. 167 - 78.

ДХАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХАРМАДХАТУ

дхармадхату - см. сферы дхарм

ДЫХАНИЕ

дыхание - см. нрав

ДЭ

дэ - см. моральная сила

ДЭН СИ-ЦЗЫ

Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю - "диалектику" (бянь (1)) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). "Д.С.-ц." мог быть создан в 6 - 3 вв. до н.э., определенно существовал на р-же н.э.- зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиография, разд. "Хань шу", но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину.

В основе афористичного и парадоксального "Д.С.-ц."- синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматич. приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомич. альтернативах - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос. власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа (1)) правильного соответствия между "именами" и "реалиями" (см. Мин (2)). С помощью даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") в "Д.С.-ц." доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)). Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу (2))- "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не м.б. "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи (4)) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй (2)) и "просветленным" (мин (3)) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".

*"Д.С.-ц." // СББЯ. Цзы. П. 142. Т. 1385. Шанхай, 1936; **Ван Цисян. Чжоу Цинь мин цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произв. трех мудрецов эпохи Чжоу - Цинь). Пекин, 1957; Forke A. The Chinese Sophiss // JNCBRAS. 1901- 2. Vol.34. №1; Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.

A.M. Кобзев

Е

Предыдущая страница Следующая страница