Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАНЬ СЮЭ

хань сюэ - см. ханьское учение

ХАНЬ ФЭЙ

хань фэй - см. царство хань

ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАНЬ. ЦАРСТВО

хань. царство - см. царство хань

ХАНЬ ШУ

хань шу - см. книга хань

ХАНЬ ЮЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАНЬЛИНЬ АКАДЕМИЯ

Гос. институция в старом Китае, совмещавшая функции культурного учреждения, имп. канцелярии по особо важным делам и органа идеологич. контроля. Создана в 738 для составления проектов указов и науч. трудов по высочайшему повелению. С 10-11 вв. в обязанность Х.а. вменено также гос. историописание. С 15 в. в состав академии стали вводить особо отличившихся на столичных экзаменах на высшую ученую степень цзиньши. После трехгодичного совершенствования в обл. конф. словесности они становились членами Х.а. - корректорами, редакторами 2-го разряда, а затем чтецами и толкователями текстов, занимавшимися с императором. Т.о. академия превращалась в учреждение для подготовки гос. интеллектуальной элиты. В Х.а. определялись темы экзаменац. сочинений, ее члены организовывали и проводили экзамены на право занятия чиновничьих должностей, обучали членов имп. фамилии, преподавали в Гос. училище (Гоцзы, Гоцзыцзянь), контролировали деятельность учебных заведений. В эпоху Цин (1644-1911) при участии и под контролем Х.а. активизировалась подготовка лит. сб-ков, антологий, словарей, энциклопедий, библиографич. изданий, в т.ч. создано крупнейшее аннотированное описание имп. собр. книг - "Сы ку цюань шу". Х.а. была также органом лит. и театральной цензуры. В числе гл. задач академии, упраздненной в 1911, оставались помощь императору в орг-ции управления на канонич. основаниях, поддержание политико-идеологич. традиции и формирование офиц. политики в обл. культуры.

*'Попов П.С. Гос. строй Китая и органы управления. СПб., 1903; Попова Л.В. Академия Хань-линь - важнейший орган гос. управления Кит. империи // 24-я НК ОПС. Ч. 1. М., 1993.

По материалам Л.В. Поповой

ХАНЬСКОЕ УЧЕНИЕ

ХАНЬ СЮЭ "Ханьское учение"

Др. назв. - пу сюэ ("простое учение")- впервые встречается в "Хань шу" (1 в.), разд. "Жу линь чжуань" ("Жизнеописания конфуцианцев"). Оба термина имеют два осн. значения: 1. Традиция лексико-грамматич. и историко-филологич. проработки конф. канонов в русле гл. обр. "школы текстов старых письмен" эпохи Хань (кон. 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) и соответствующие ей особенности идеологии (см. Цзин сюэ). 2. Идеологич. и филос. направление, зародившееся в 17 в. и апеллирующее к указ, традиции и идеологии как к образцу. Основоположником Х.с. эпохи Цин (1644-1911) считается Гу Янъу (17 в.), крупнейшими представителями - Янь Жоцюй, Ху Вэй, Хуэй Дун, Дай Чжэнь и др. В пер. правления императоров Цянь-луна и Цзяцина (1736-1820) традиции Х.с. придерживалось направление каноно-ведения, известное как "школа (пер. правления) Цянь (Луна и) Цзя (Цина)" (Цянь Цзя сюэ пай, см. Цзин сюэ).

ХАОС

ХУНЬ ДУНЬ "Хаос"

Понятие традиц. кит. философии, особенно характерное для даосизма. Этимология не ясна. По-видимому, это слово древнего происхождения, передававшее первоначально образ чего-то смутного и неопределимого. Ряд фрагментов даос, текстов (прежде всего из гл. 7 "Чжу-ан-цзы" - о смерти "Хаоса" в результате просверливания в нем семи отверстий по образу человеч. лица) указывает на связь понятия Х.д. с мифологич. представлениями и архаич. верованиями.

В даос, философии под "Хаосом" понимается аморфное, абсолютно простое и недифференцированное первоначало. Часто Х.д. отождествляется с "изнач. пневмой" (юань ци (1), см. Ци (1)), а также выступает синонимом дао как "сокровенной" (сюань) первоосновы мира, еще не явленной в сущем - "тьме вещей" (вань у). Иногда "Хаос" рассматривается в качестве исходного пункта космогенеза, предшествующего дао как принципу, регулирующему уже дифференцируемый универсум (ср. "Дао дэ цзин", § 25 - о дао: "Есть вещь, в Хаосе сформированная, прежде Неба и Земли рожденная"). В даос, текстах нередко вместо слова Х.д. употребляются производные от него (хунь, хунь-хунь, дунь-дунь и т.п.), к-рые обычно используются как метафоры неописуемой простоты дао и субстанциального единства универсума. Синонимами Х.д. являются пу (доел, "простота необработанного дерева") и су (доел, "простота шелка-сырца"). Ряд видов даос, религ. практики направлен на "возвращение" к изнач. простоте и целостности Х.д., утрата к-рых считается началом мировой деградации.

**Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965; Боддэ Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977; Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 607; Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1993. С. 86- 132 и др.; Girardot N.J. Myth and Meaning in Early Taoism: The Theme of Chaos (nun-tun). Berk., 1983.

E.A. Торчинов

ХАРАКТЕР

характер - см. фигура

ХИТРОУМИЕ

хитроумие - см. интеллект

ХОУ ХАНЬ ШУ

хоу хань шу - "Кн. Поздней Хань", "История дин. Поздняя Хань".

Историч. труд Фань Е (кон. 4 - нач. 5 в.), ученого из южнокит. гос-ва Сун. Охватывает пер. с кон. 1 в. до н.э. по нач. 3 в. н.э. В конф. традиции получил статус нормативного. Фань Е успел завершить два разд. "Анналы царств" и "Жизнеописания" общим объемом 100 цзюаней ("свитков"). С 11 в. к "Х.Х.шу" в качестве разд. прилагаются материалы, подготовленные историком 3 в. Сыма Бяо. Является важным источником сведений об описываемой эпохе, в т.ч. о жизни, взглядах и творчестве выдающихся мыслителей.

**Bielenstein H. The Restoration of the Han Dynasty // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Vol.26. 1954; Vol.31. 1959; Vol.39. 1967.

ХУ АНЬГО

Ху Канхоу, прозв. Уи сяньшэн ("учитель из Уи").

1074, Чунъань окр. Цзяньнин (совр. пров. Фуцзянь), 1138.

Каноновед. Имел высшую ученую степень цзиньши, был "д-ром" (бо-ши) имп. Высшей школы (Тайсюэ), занимал должности в Ханьлинь академии и имп. книгохранилище, служил в Гос. канцелярии. В ученых занятиях поддерживал контакты с Се Лянцзо, Ян Ши и Ю Цзо - последователями учения братьев Чэн, считал, что всем обязан книгам Чэн И и Чэн Хао. Осн. соч. "Чунь цю тун чжи" ("Идеи, пронизывающие "Весны и осени"), "Цзы чжи тун цзянь цзюй яо бу и" ("Дополнительные материалы к осн. положениям "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), впоследствии сведенные в сб. "Ху-ши чжуань цзя лу" ("Каталог коммент. наследия рода Ху"). Для истолкования текущих политич. событий привлекал текст "Чунь цю". В оппозиции "знание - действие" (чжи - син) отдавал приоритет знанию. Кн. Х.А. о "Чунь цю" была утверждена в качестве учебного пособия для сдающих гос. экзамены на соискание ученой степени и оказала определяющее влияние на трактовку "Чунь цю" конфуцианцами эпох Сун и Юань (до 14 в.). В сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"), созд. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками, Х.А. отводится ведущая роль в упрочении позиций Лоянской школы (братьев Чэн) в эпоху Южн. Сун (12- 13 вв.).

Сюй Юаньхэ

ХУ ШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУ ЮАНЬ

Ху Ичжи, прозв. Аньдин сяньшэн ("учитель из Аньдина")

993, Хайлин окр. Тайчжоу (совр. уезд Тайсянь пров. Цзянсу),- 1059

Ученый-конфуцианец, педагог, один из предшественников неоконф. направления "учение о принципе" (ли сюэ). Состоял на гос. службе по ведомству просвещения в округах Сучжоу и Хучжоу, возглавлял имп. Высшую школу (Тайсюэ). Вместе с Сунь Фо и Ши Цзе причислялся почитателями к "трем (великим) учителям начала эпохи Сун", ратовавшим за "изучение гуманности (жэнъ (2)), долга/справедливости (и (1)), (этико-ритуальной) благопристойности (ли. (2)) и музыки" как основы конф. образования. Воспитал более тысячи учеников. Осн. соч.: "Лунь юй шо" ("Учение "Суждений и бесед"), "Чунь цю коу и" ("Смысл высказываний, (переданных в) "Веснах и осенях")- в значительной части утраченные, "Хун фань коу и" ("Смысл высказываний "Великого плана"), "Чжоу и коу и" ("Смысл высказываний "Чжоуского (канона) перемен"), "Аньдин янь син лу" ("Запись речей и деяний (учителя из) Аньдина"). Выступал за развитие регулярной системы образования: управление Поднебесной зависит от человеч. дарований, к-рые обретаются в процессе правильного научения, возможного только в учебном заведении ("Лунь юй шо"). Сформулировал т.н. "сучжоуско-хучжоуские принципы обучения" (Су Ху цзяо фа), заключавшиеся в разделении учащихся на потоки, специализирующиеся на изучении канонов, военного искусства, литры и искусства и т.п. Осн. задачи учебы определял как овладение "наукой уяснения основы (канонов) и доведения ее до применения" (мин ти да юн, см. Ти - юн) в сфере политики, экономики, военного дела и т.п. Изучал "Чжоу и" с т. зр. конф. учения о "долге/справедливости и принципе" (и ли, см. И (1), Ли (1)), реализующихся в нормах этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)), к-рая выражает вселенские закономерности "изменений и перемен дао". По Х.Ю., "благопристойность" является структурно-ритмизирующим условием музыки и в свою очередь, лишь будучи проникнута музыкой, может привести к "гармонии" (хэ (1)) социальных отношений ("Чжоу и коу и").

Сюй Юаньхэ

ХУА

хуа - см. преобразование

ХУАЙЖАН

677, Анькан окр. Цзиньчжоу (совр. пров. Шэньси) - 744

Буд. монах, ученик Хуэйнэна. После кончины наставника отправился в Наньюэ, где поселился в монастыре Божосы и распространял учение Хуэйнэна о "внезапном просветлении" (дунь у). Считается основателем т.н. Наньюэского течения Чань школы (Наньюэ и пай). Из девяти учеников X. наибольшую известность получил Мацзу. Согласно преданию, Мацзу, прибыв в Наньюэ, целыми днями занимался сидячей медитацией в надежде достичь "просветления", но без особого успеха. Узнав об этом, X. предстал перед ним в момент начала занятий медитацией с куском черепицы в руках и на недоуменный вопрос Мацзу ответил, что желает сделать из этого куска зеркало. На возражение, что это невозможно, X. ответил вопросом: "Если кусок черепицы не может стать зеркалом, то как занимающийся медитацией может стать буддой?" На Мацзу тут же снизошло "внезапное просветление", он стал учеником X. и впоследствии - авторитетным чаньским наставником.

Хэ Чэнсюань

ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ

хуайнань-цзы - см. философ из хуайнани

ХУАЙХАЙ

720, Чанлэ окр. Фучжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 814

Буд. монах, представитель буд. Чань школы, ученик Мацзу. После смерти учителя поселился в горах Синьубайчжаншань (совр. уезд Фэнсинь пров. Цзянси), вследствие чего получил прозв. Байчжан чаньши ("чаньский наставник (с гор) Байчжан"). Первым приступил к созданию отд. чаньских обителей. Утверждал, что различия в ве-роучительных доктринах Чань и Люй школы ("Школы винаи") требуют и иного образа жизни для чань-буддистов, к-рым не следует селиться в монастырях Люй, как это прежде практиковалось. Выработал собств. монастырский устав - "Чань мэнь гуй ши" ("Чаньский устав"), к-рый известен также как "Чистый устав (наставника с гор) Байчжан" ("Байчжан цин гуй"). Гл. особенностью чаньских монастырей стало отсутствие залов для совершения ритуалов, их место занимали залы для проповедей. Ему принадлежит принцип "день без работы - день без пищи", ставший основой общежития в чаньских обителях, где физич. трудом были обязаны заниматься все монахи независимо от ранга. Высказывания X. сведены в сб. "Байчжан X. чаньши юй лу" ("Запись речей чаньского наставника X. (с гор) Байчжан"), "Байчжан X. чаньши гуан лу" ("Расширенная запись (речей) чаньского наставника X. (с гор) Байчжан"). Развивал тезис буддизма махаяны о тождественности природы всех живых существ "природе будды", для постижения к-рой следует отказаться от пут произвольного мышления. Осн. методом самосовершенствования считал полную отрешенность от текстов, мыслей, сосредоточенности на чем-либо и стремления к чему-либо, дабы сознание освободилось от сосредоточенности на себе. После кончины X. его последователи сформировали т.н. Хунчжоускую школу чань-буддизма.

Хэ Чэнсюань

ХУАН ГАНЬ

Хуан Чжицин, Мяньчжай сяньшэн ("учитель из Мяньч-жая")

1152, уезд Миньсян (совр. уезд Миньхоу пров. Фуцзянь), - 1221.

Философ Каотинской школы; зять, ближайший ученик и помощник Чжу Си, автор его первой биографии. Состоял на военной и гражданской службе. Дослужился до постов нач-ка округов Аньцин и Хэчжоу, из этич. соображений неоднократно отказывался от более высоких постов; участвовал в орг-ции отпора агрессии со стороны чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Преподавал в созд. Чжу Си школе Байлудун ("Пещера Белого оленя"), имел многочисленных учеников. Посмертно получил почетное имя Вэньсу ("Культурное совершенство"). Осн. соч. - "Цзин цзе вэнь цзи" ("Собр. соч. о толковании канонов"), "Шэн сянь дао тун чуань шоу цзун сюй шо" ("Сводное описание передачи и преемствования учения совершенных мудрецов"), "Чжун юн цзун лунь" ("Общие рассуждения о "Срединности и постоянстве"), "Мяньчжай вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя из Мяньчжая"). Считал братьев Чэн (Чэн И, Чэн Хао) и Чжу Си прямыми преемниками учения древних "совершенномудрых". В русле сформулированной Чэн И доктрины "деления единства принципа на особенное" (ли и фэнь шу) сближал понятия "принцип" (ли (1), структурообразующее начало) и дао, а также дао и Тай цзи ("Великий предел"). Трактовал дао, манифестирующее себя в мире (Поднебесной), как совокупность "основы и проявления" (ти - юн): единая "основа" проявляется в виде "десяти тыс. особенностей" (вань шу); "единый Великий предел" объемлет собой "совокупное тело десяти тыс. вещей" (т.е. Вселенную) и одновременно содержится в "конкретности каждой вещи". Обосновывал чжусианскую доктрину "сосредоточения принципов (всех вещей) в сердце" (ли цзюй юй синь) в противовес отождествлению Лу Цзююанем "сердца" (синь (1)) и "принципа" (ли (1)); вместе с тем в построениях Х.Г. прослеживается тенденция к смягчению расхождений между доктринами Чжу Си и Лу Цзююаня. См. лит-ру к ст.

Чжу Си.

ХУАН ЦЗУНСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУАН ЧЖЭНЬ

Хуан Дунфа, Юйюэ сяньшэн ("учитель из Юйюэ")

1213, Цыци (совр. пров. Чжэцзян),- 1280

Философ-неоконфуцианец, сторонник "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Ван Вэньгуаня, ученика Чжу Си в третьем поколении. Состоял на гос. службе, имел высшую ученую степень цзиньши. После падения дин. Сун (960 - 1279) и воцарения монг. дин. Юань уединился в горах Бао-туншань и обрек себя на голодную смерть. Гл. соч. "Хуан-ши жи чао" ("Повседневные записи г-на Хуана"), "Гу цзинь цзи яо" ("Памятные (записи о) принципах древности и современности"), "У чжэнь сю ши чжуань" ("Описание истории совершенствования в стражу у и стражу чжэнь"). В целом принимая учение Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы, критически относился к их трактовке дао. Отождествлял это понятие с "Великой дорогой" (да лу) человека - "повседневно осуществляемым, постоянно действующим принципом (ли (1)), (к-рый применительно к человеку) не называется принципом, но называется дао, именуясь (также) Великой дорогой дао" ("Хуан-ши жи чао", цз. 55). "Не выходя за пределы человеч. дел", она обладает всей "высотой и глубиной" дао (цз. 82). Утверждая, что учение Конфуция о "природе" (син (1)) человека подразумевает ее единство у всех людей, подвергал критике ее подразделение философами ли сюэ на т.н. природу Неба и Земли (тянь ди чжи син) и "природу сущности пневмы" (ци чжи чжи син). Полагал, что такое подразделение противоречит положению Конфуция о том, что люди "близки по природе, но отдаляются друг от друга по воспитанию" (цз. 85).

Сюй Юаньхэ

ХУАН-ДИ

хуан-ди - см. желтый император

ХУАН-ДИ - ЛАО-ЦЗЫ УЧЕНИЕ

хуан-ди - лао-цзы учение - см. учение хуан-ди - лао-цзы

ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН

хуан-ди нэй цзин - см. канон о внутреннем

ХУАН-ДИ УЧЕНИЕ

хуан-ди учение - см. лао учение

ХУАНЬ ТАНЬ

43 до н.э., Сян (совр. уезд Суйси пров. Аньхой), 28.

Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. как в конф. канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. и критич. отношение к офиц. идеологич. ценностям неоднократно подвергался наказаниям. Осн. соч. Х.Т. "Синь лунь" ("Новые суждения") вызвало гнев императора Гу-анъу-ди, усмотревшего в нем "неуважение к совершенномудрым (см. Шэн (1)) и законам". Х.Т. был удален от двора; получив приглашение ко двору Лю Аня, правителя обл. Хуайнань, по дороге туда умер.

Суждения Х.Т. отличаются крайним антиавторитаризмом. Он отрицал личные достоинства Конфуция и практич. ценность "Чунь цю", противопоставляя этой летописи собств. соч., призванное "способствовать успешному правлению". Выступал против идеализации древних мудрецов, утверждая, что "последующие совершенномудрые не нуждаются в обязательном продолжении идей тех совершенномудрых, что были прежде". В принципе не отрицая необходимости изучения наследия прошлого, Х.Т. причину падения Ван Мана (9 - 23), предшественника дин. Вост. Хань (25 - 220), усматривал в попытках подражания "древности" (гу (2)) и "пренебрежении близким", т.е. анализом настоящей ситуации, а также в отказе от использования "знающих и опытных людей". Последний тезис в духе конф. доктрины "правления (посредством) людей" (жэнь чжи, см. Ван дао) сочетается у Х.Т. с апологией исключающих произвол "ясных законов", к-рые вместе с тем должны "отвечать желаниям народа": попытка управлять им "с помощью посоха", как стадом, привела к свержению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.).

Критически относясь ко многим суевериям, к популярным в его время учениям о возможности обрести бессмертие (см. Сянь сюэ), Х.Т. в то же время воздерживался от комментариев по поводу "чудесных" явлений и случаев, к-рым не мог найти рациональное объяснение. Проявлял теоретич. интерес к медицине и практике продления жизни, проводил параллели между закономерностями жизнедеятельности организма и функционированием гос-ва.

Х.Т. резко протестовал против использования канонов для мантич. целей (см. Вэй шу) и приписывания этой практики "совершенномудрым" и Конфуцию, что послужило гл. причиной его опалы.

*Синь лунь // Чжунго чжэсюэ ши цзыляо: Лян Хань чжи бу (Материалы по истории кит. философии: разд. "Две дин. Хань"). Пекин, 1960; Синь лунь (фрагмент). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Pokora T. (tr.). Hsin-lun (New Treatise) and Other Writings by Huan T'an (43 B.C.-28 A.D.). Ann Arbor, 1975; **Forke A. Huan T'an // Geschichte der mittelalterlichen chinesishen Philosophic. Hamb., 1934.

А.Г. Юркевич

ХУАЯНЬ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУН МИН ЦЗИ

хун мин цзи - см. сочинения, светоч истины распространяющие

ХУН СЮЦЮАНЬ

Жэнь Кунь. 1814 - 1864

Основатель религиозно-политич. "Об-ва поклонения Верховному владыке" (Бай Шан-ди хуэй), один из организаторов и духовный вождь крестьянского движения тайпинов (1851 - 64), расшатавшего устои феод, строя и подготовившего почву для массовых нар. выступлений в последующие десятилетия, "Небесный князь" (тянь-ван) тайпинского Небесного гос-ва (Тяньго).

Испытывал влияние христианской доктрины, с к-рой познакомился в молодости. Призывал к уничтожению "демонов", воплощениями к-рых считал правителей Цинской империи. Стремился показать единство Божьего (небесного - тянь) промысла для всего мира: "Небо и люди едины духом, законы природы не имеют двойственности". Проповедовал самоценность человеч. личности, подчеркивая, что "между Небом и Землей человек - (самое) ценное, среди всего многообразия природы (только) человек обладает душой"; "издревле все дела творил человек". Бог - "Верховный господин и Августейший высший владыка" (Шанчжу Ху-аншан-ди), создатель мира, в тайпинской лит-ре наделялся человеч. обликом и даже супругой. Иисуса Христа Х.С. именовал старшим сыном и наследником Бога-Отца, себя - младшим братом Христа. Х.С. и его последователи восприняли Евангелие, сюжеты Ветхого Завета, своеобразные версии осн. догматов христианства и таинств, в т.ч. крещения, празднование воскресения и т.п. Х.С. подал пример борьбы против традиц. верований, уничтожив семейный алтарь, объявил Конфуция предводителем демонов.

Воспринятые Х.С. уравнительные версии идей христианства, наложившиеся на стереотипы традиц. мышления, привели к идее создания нового обществ, устройства на основе древнекит. утопий Да тун (1) ("Великое единение"), Тай пин ("Великое равновесие") и религиозно-морального кодекса, содержащего элементы христианского учения протестантского толка. Х.С. выдвинул достаточно четко сформулированную эгалитаристскую доктрину гос. устройства, декларируя стремление ко всеобщему равенству ("превратить Поднебесную в одну семью"), равноправию мужчин и женщин ("мужчины и женщины Поднебесной являются братьями и сестрами").

Вместе с тем идея всеобщего равенства и равноправия мужчин и женщин фактически подразумевала прежде всего "равенство всех перед Богом"; выступая против обожествления Конфуция, Х.С. и др. лидеры движения в то же время нередко ссылались на догматы конф. канона как на высший авторитет и источник непреходящей мудрости. Идеология Х.С. служила теоретич. основанием своего рода "крестьянского коммунизма", казарменного равенства большинства при наличии привилегированной бюрократии и стоящей над об-вом титулованной знати. В целом тайпинский идеал обществ, устройства в трактовке Х.С. предстает как обращенная в прошлое эгалитаристская утопия, во многом совпадавшая с собственно конф. интерпретацией "Великого единения".

*Х.С. сюаньцзи (Избр. соч. Х.С.). Пекин, 1976; Поучение об истинном пути пробуждения мира // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840- 1898). М., 1961; Земельная система Небесной дин. // Там же. **Тайпинское восстание. М., 1960; Кобзев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XIX в. М., 1993; Хуан Янь. Х.С. хэ Тайпин Тяньго фань Кун юньдун (Х.С. и антиконф. движение Небесного гос-ва тайпинов) // Сюэси юй пипань. Шанхай, 1971. №2; Синь Фэн, Ичан шэнши хаода дэ дуй Кун юньдун (Одно из величайших движений против Конфуция) // Гу-анмин жибао. 2.7.1974.

С. Р. Белоусов

ХУНЬ ДУНЬ

хунь дунь - см. хаос

ХУНЬ ПО

хунь по - см. души небесные и земные

ХУЭЙ ШИ

хуэй ши - см. хуэй-цзы

ХУЭЙНЭН

638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун),- 713

Шестой патриарх Чань школы, основоположник южн. ветви (нань цзун) Чань, впоследствии ставшей ортодокс, направлением в кит. чань-будцизме. Мирская фамилия Лу, род. в семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование. Повзрослев, стал дровосеком.

По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал "Алмазную сутру" ("Ваджраччхедика праджняпарамита сутра"), обрел "внезапное просветление" (дунь у). Узнав, что пятый чаньский патриарх Хунжэнь в Хуанмэй (пров. Хубэй) проповедует эту сутру, отправился к нему и стал послушником в его монастыре. Однажды Хунжэнь для того, чтобы выбрать преемника, приказал всем монахам сочинить стихотворную гатху. Поскольку X. был неграмотен, то попросил одного юного послушника написать за него сочиненную им гатху. Прочитав ее, Хунжэнь понял, что его преемником должен стать X., и якобы тайно передал ему патриарший регалии - рясу и чашу, сделав его шестым патриархом Чань.

После этого X. вернулся на Юг и провел в отшельничестве 16 лет. В 676 в монастыре Фасинсы (Наньхай пров. Гуандун) был официально возведен в духовный сан. В 677 отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун), проживал в близлежащем монастыре Баолиньсы. По просьбе монахов и мирян-буддистов читал проповеди о "Тайном учении" праджняпарамиты в шаочжоуском монастыре Дафаньсы, передавая последователям "внезнаковые предписания" и распространяя "внезапное учение", т.е. учение о "внезапном просветлении". Неоднократно получал приглашения от ими. двора прибыть в столицу, но отклонял их. Император Сянь-цзун (806 - 21) дин. Тан посмертно даровал ему титул "Великое Зерцало".

Центр, место в учении X. занимала концепция "внезапного просветления", детально обоснованная в "Сутре помоста шестого патриарха" ("Лю цзу тань цзин"), составленной на осн. конспективных записей его высказываний, проповедей и бесед. В то время на севере Китая получило широкое распространение учение о "постепенном просветлении" (цзянь у), проповедуемое его соперником Шэньсю, считавшимся законным наследником Хунжэня и шестым патриархом Чань. Борьба между сторонниками и противниками этих концепций, вызвавшая раскол школы Чань на южн. и сев. ветви, резко обострилась после смерти X., вылившись в споры о том, кто является законным преемником пятого патриарха Чань, а значит, и какая концепция должна считаться ортодокс. Только спустя полвека после смерти X. его ученик Шэньхуэй (7 - 8 вв.) доказал превосходство южн. ветви над сев. и добился официального признания X. законным преемником Хунжэня, а Шэньсю - узурпатором. В результате "Сутра помоста шестого патриарха" была канонизирована, а концепция "внезапного просветления" стала господствующей в теории и практике чань-буддизма. Его последующее развитие было в той или иной степени связано с развитием принципов, к-рые выдвинул и обосновал X.

*Заводская Е.В. Эстетич. проблемы живописи старого Китая. М., 1975 (по Указателю); Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 2. Пекин, 1982. С. 171 -4. См. также лит-ру к ст. "Лю цзу тань цзин".

Н.В. Абаев

ХУЭЙ-ЦЗЫ

ХУЭЙ ШИ (Хуэй-цзы)

Ок. 370 до н.э., гос-во Сун,- ок. 310 до н.э.

Виднейший, наряду с Гунсунь Лунам, представитель школы мин цзя. По преданию, был дружен с Чжуан Чжоу. Занимал пост сяна ("канцлера") гос-ва Вэй, участвовал в дипломатич. переговорах правителей гос-в Вэй и Ци, в рез-те к-рых они признали права друг друга на статус вана (царя, см. Ван дао), отрицавшийся за правителем Ци. Добивался т.н. "союза по горизонтали" (хэ цзун) гос-в Ци и Чу против гос-ва Цинь. Упомянутый в библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) трактат "Хуэй-цзы" утерян. Его высказывания и сведения о деятельности содержатся в "Чжуан-цзы", "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Люй-ши чунь цю", "Хань Фэй-цзы" (3 в. до н.э.) и др. памятниках. Считается автором ряда парадоксальных суждений; о "совпадении тождества-различия" (хэ тун и), о том, что "бесконечное конечно", "щенок не есть собака", "огонь не горяч", "если палку длиной в один чи (ок. 30 см) каждый день переламывать пополам, то деление не закончить в течение десяти тыс. лет" и др. Предположительно первым из кит. философов в рамках проблемы соотношения "имен и реалий" (мин - ши, см. Мин (2)) отчетливо поставил вопросы соотнесения языковых выражений с внеязыковыми сущностями, а также вопросы смысла терминов и их смысловых связей. Центр, тезис Х.Ш.- о "большом и малом тождествах-различиях" (да сяо тун и). В синологич. лит-ре он толкуется по-разному. Напр., Фэн Юланъ рассматривал его как противопоставление т. зр. обыденного сознания на "сходства" (так интерпретируется иероглиф тун (1)- "тождество", "единение", см. Да тун (1)) и "различия" (понимаемые как сходства-различия между отд. вещами) филос. пониманию относительности всех сходств и различий: если рассматривать вещи с т.зр. их сходств, то все они оказываются сходными; если же их рассматривать под углом различий между ними, все они различны. Указ, трактовку развивает Фэн Ци. По его мнению, "малое тождество-различие" (сяо тун и) описывает факт деления рода (напр., животные - орел, лань) на отличные др. от др. виды (напр., лань - четвероногое животное). "Большое тождество-различие" (да тун и) Фэн Ци объясняет подобно Фэн Юланю, но вводя термины "общее" (вещи с т. зр. "тождества") и "особенное" (с т. зр. "различий"). Существуют и др. толкования учения Х.Ш., представляющие его релятивистом (наподобие Чжуан Чжоу), софистом либо диалектиком, противостоящим моистскому (см. Мо цзя) "формально-логич. подходу" к проблеме "имен и реалий". В целом принято считать, что тезис о "большом тождестве-различии", сводящийся к "совпадению тождества-различия", служит у Х.Ш. логич. обоснованием "единотелесности" мироздания (и ти, см. Тянь). См. также ст. Мин цзя, Гунсунь Лун.

**Крушинский. А.А. Имена и реалии в древнекит. логике и методологии (обзор) // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. Реферативный сб. М., 1987; Ху Ши. Сянь Цинь мин сюэ ши (История доциньского учения об именах). Гирин, 1983; Гу Ди, Чжоу Ин. Х.Ш. сысян юй сянь Цинь мин сюэ (Идеи Х.Ш. и доциньское учение об именах). Пекин, 1990.

Ли Си

ХУЭЙЮАНЬ

334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэньси),- 416

Буд. монах, мыслитель, в творчестве к-рого мотивы и фразеология традиц. кит. идейных течений, гл. обр. даосизма, соединились с императивами буд. подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе как ее основоположник. Мирская фамилия Цзя; известен как "старший X." в отличие от "младшего X."- буд. мыслителя эпохи Суй (581 - 618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Гао сэн чжуани" и позднейших кит. буд. соч. 14 произв. X. полностью или частично вошли в "Да цзан цзин". Он получил традиц. конф. образование, увлекался даос, лит-рой. В 20-летнем возрасте встретился с Даоанем, со временем стал его любимым учеником, знатоком "Праджняпарамита сутры" (кит. "Божо цзин"). По преданию, в буд. проповеди удачно применял цитаты из даос, трактатов, что вызвало одобрение Даоаня. В 379 - 84 проповедовал в Цзинчжоу, в 384 (по др. версии, в 381) поселился в монастыре Дунлиньсы в горах Лушань (пров. Цзянси), имел множество учеников. Агиографич. традиция сообщает о его дружбе с поэтом Тао Цянем и даосом Лу Сюцзином (в действительности жившим в 406 - 77); эта житийная версия легла в основу известного сюжета традиц. кит. живописи "Трое смеющихся друзей". К школе X., известной под назв. "Об-во Белого лотоса" (Байлянь шэ), восходит наименование крупнейшей средневек. сектантской традиции Байлянь цзяо. X. обосновывал необходимость подчинения традиц. морали и социальным нормам, в т.ч. власти отца и государя, для тех, кто живет в миру; но после вступления на буд. путь освобождения от оков бытия, поисков истинно сущего законы мира становятся несоизмеримы с новыми жизненными критериями ("Ша мэнь бу цзин ван чжэ лунь"- "О том, что шраваки не чтут царей"). В переписке с Кумарадживой акцентировал проблему истинной "сущности будды" как "тела Закона" (дхармакая, кит. фа шэнь); в теоретич. соч. доказывал тождество нирваны и дхармакая как неизменной "сущности" - лакшана, син (1) ("Фа мин лунь" - "О сущности дхарм"), отстаивал тезис о "неуничтожимости души" (шэнь бу ме) при исчерпании "телесной формы" (син (2)). Обосновывал буд. учение о воздаянии ("Сань бао лунь" - "О трояком воздаянии", "Мин бао ин лунь"- "Об уяснении (идеи) воздаяния"), необходимость практики созерцания (дхьяна, чань, см. Чань сюэ) в контексте проблемы познания. В стихотворных произв. славословиях Будде широко использовал даос, терминологию и образность. Описывая "учение о Будде", подразумевал будду Амитабху, трансформируя даос, императив "долголетия" (чан шоу) в идею возрождения в "Зап. раю" - "Чистой земле", откуда открывается путь в нирвану (см. Цзинту школа).

**Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927; Фан Литянь. X. юй ци фосюэ (X. и его учение о буддизме). Пекин, 1983; Ziircher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959.

ХЭ

хэ - см. удовлетворение

ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ

хэ гуань-цзы - см. мудрец, носящий шляпу из перьев фазана

ХЭ СЮ

Хэ Шаогун 129, Фаньсянь обл. Жэньчэн (юго-запад совр. уезда Яньчжоу (по др. версии - Цюйфу) пров. Шаньдун), - 182

Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Дослужился до поста гл. советника при императоре (цзяньи дафу). Создатель т.н. учения г-на Хэ (Хэ-ши сюэ) о "(Чунь цю) Гунъян чжуани" (см. "Чунь цю"). Предложил методику выяснения "великого смысла сокровенных речений" (вэй янь да и) данного канона, т.е. зашифрованных в архитектонике текста, образах и лексике принципиальных законов управления об-вом. Осн. соч. - "Чунь цю Гунъян чжуань цзе гу" ("Комментарии к толкованию "Весен и осеней в версии Гунъ-яна"), написанные в подражание "Цзо чжуани", и утраченные "Гунъян мо шоу" ("Безмолвная защита (версии) Гунъяна"), "Цзо-ши гао хуан" ("Уязвимые места (версии) г-на Цзо"), "Гулян фэй цзи" ("Неизлечимые недуги (версии) Гуляна"). В сб. Ван Мо (18 в.) "Хань вэй и шу мяо" ("Извлечения из утраченных книг эпох Хань и Вэй") содержатся выдержки из указ. соч.

Создал развернутое историософское "учение о трех эрах" (сань ши шо), периодах Шуай луань ("Упадок и хаос")- Шэн пин ("Начинающееся равновесие (покой, мир)") -Тай пин ("Великое равновесие (покой, мир)"), знаменующих своего рода ступени историч. прогресса. Его протекание в пространстве и времени, а также качеств, аспект Х.С. показывает на примере приписываемой Конфуцию (6 - 5 вв. до н.э.) летописи "Чунь цю". Говоря о временах, известных из предания, Конфуций якобы выделил тему зарождения в недрах эры Шуай луань элементов идеального правления, сосредоточившись на событиях в его родном гос-ве Лу как "внутр." землях и лишь абрисом очертив события во "внеш." пространстве - остальном Китае. Т.о., теме зарождения элементов порядка в хаосе соответствует "пространств." тематич. локализация в границах одного гос-ва. Следующий этап - Шэн пин - в летописи проецируется на время, события к-рого известны из устных источников, а его преимущественная пространств, проекция приходится на весь Китай как "внутр." земли по отношению к "внеш." - областям проживания "варваров". Совр. Конфуцию пер., по Х.С., служит в "Чунь цю" для демонстрации идеи Тай пин - эры, к к-рой должно привести расширение сферы идеального правления до границ всей Поднебесной и поглощения этой сферой "внеш." областей; поэтому, говоря о том периоде, Конфуций уделяет равное внимание малым и большим событиям в Поднебесной. Х.С. дал также подробное описание идеального об-ва, существовавшего якобы во времена древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей: оно основано на системе "колодезных полей" (цзин тянь) и характеризуется коллективным трудом, организуемым в рамках общин, имуществ. равенством входящих в общину семей (при двойном земельном наделе у старейших), гос. призрением бездетных стариков и сирот, развитой многоступенчатой системой нар. образования с отбором наиболее даровитых на гос. посты, строгим общинным контролем за количеством труда. Утопич. схема Х.С. явилась реакцией на разрушение традиц. общинных структур и концентрацию земельной собственности в руках немногих влиятельных семей. Учение Х.С. оказало значительное влияние на средневек. историософию и взгляды реформаторов 2-й пол. 19 в. на историч. процесс (см. Кан Ювэй).

*Чжунго Да тун сысян цзыляо (Материалы по идеологии Великого единения в Китае). Пекин, 1959; **Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и в средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987; Bauer W. China and the Search for Happiness. N.Y., 1976.

Ли Си

ХЭ ТУ

хэ ту - см. план из желтой реки

Предыдущая страница Следующая страница