Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАИНСТВЕННОЕ

таинственное - см. тьма

ТАЙ ПИН ЦЗИН

тай пин цзин - см. благоденствие. канон великого благоденствия

ТАЙ ЦЗИ

тай цзи - см. предел великий

ТАЙНАЯ ШКОЛА

МИ ШКОЛА. "Тайная школа". Известна также как Ми цзяо ("Тайное учение"), Чжэньянь цзун ("школа Истинных слов (мантр)").

Дальневост. вариант буд. тантризма - ваджраяны (кит. цзиньган чэн). Тантризм проник в Китай в 8 в., его первыми проповедниками были Субха-кара (Шан Увэй), Амогхаваджра (Букун) и Ваджрабодха (Цзиньганчжи). Первоначально встреченный благосклонно имп. двором дин. Тан (618 - 907), тантризм вскоре начинает подвергаться гонениям и после 12-13 вв. почти полностью исчезает в Китае. Вместе с тем элементы тантрич. практики, напр, использование мандал (кит. маньчало, маньтало) - изображений вселенского круговорота, а также мантр (чжэнь янь)- молитв, формул и дхарани (толони)- отд. литургич. звукосочетаний, сохранились в различных школах кит. буддизма. Непопулярность М.ш. объясняется тем, что во многом аналогич. формы религ. практики уже использовались даосизмом, составляя суть методов "обретения бессмертия" (сянь сюэ), а также отрицательным отношением офиц. идеологии к тантрич. секс, символике. Кроме того, назв. школы делало ее подозрительной в глазах правительств, кругов, принимавших М.ш за тайную секту мятежников.

М.ш. предлагает развитую систему психофизич. упражнений йоги для достижения "просветления" (см. Саньмэй). Последователи М.ш. утверждают, что их учение представляет собой кратчайший путь к "достижению состояния будды". Центр, место в религ. практике М.ш. занимает созерцание мандал и произнесение мантр и дхарани, к-рые могут воздействовать на психосоматич. состояние верующего; созерцание санскр. букв, окрашенных в имеющие символич. значение цвета и т.п. Религ. практика М.ш. включает также созерцание и мысленное воспроизведение (визуализацию) изображений божеств, каждая деталь облика к-рых имеет символич. смысл. М.ш. использует и секс, символику; изображения сочетающихся божеств означают единение буд. принципов: праджни (божо, баньжо, см. Божо сюэ)- "мудрости" (женское начало) и упайи (фанбянь) - "искусных средств", "сострадания" (мужское начало). Созерцание, по М.ш., предполагает "взаимодействие тела, речи и ума": определенные позы (санскр. асана, кит. цзо фа); особые жесты (мудра, чжи фа); произнесение мантр; размышление о сущности тантрич. учения и его символах. Для адептов М.ш. характерна вера в достижение в процессе религ. практики сверхъестеств. способностей.

Космологич. учение М.ш. считает универсум космич. "телом" вселенского "первоначала", источника психич. и физич. жизни - будды Вайрочаны (кит. Дажи). Человек рассматривается как уменьшенная копия этого универсума. На более низком уровне существования космич. будда проявляется в виде пяти "будд созерцания", "победителей", или "татхагат" ("так приходящий", кит. жулай), служащих важным объектом религ. созерцания. Каждый из "пяти будд" обозначает определенную медитативную классификац. схему: ему соответствуют определенные цвет, сторона света, стихия, орган восприятия, добродетель и т.д. Цель верующего - осознать свое сущностное единство с мировым первоначалом и достичь "просветления" и нирваны (см. Непань).

В 10 в. М.ш. начала распространяться в Японии, положив начало влиятельной буд. школе Сингон сю. М.ш. оказала сильное влияние на развитие буд. иконографии в Китае.

*Wieger L. A History of Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927. P. 535 - 7; Bhattacaryya В. An Introduction to Buddhist Esoterism. Bombay, 1932; Guenther H.V. Yuganaddha, the Tantric View of Life. Benares, 1952.

E.A. Торчинов

ТАЙЧЖОУСКАЯ ШКОЛА

Тайчжоу сюэ пай.

Направление последователей Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), т.н. левое крыло янминизма, отличающееся эгалитаристским, популистским и оппозиционным офиц. идеологии характером. Основоположником Т.ш. был Ван Гзнь (кон. 15 - 16 в.), по месту рождения к-рого (Тайчжоу, совр. пров. Цзянсу) и получила назв. школа. К Т.ш. принадлежали Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15-16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 - 17 вв.). Иногда к Т.ш. как ее идейного вдохновителя причисляют Ван Цзи, ученика Ван Янмина. В историко-филос. лит-ре направление янминизма, к к-рому принадлежит Т.ш., называют также "натуралистическим" и "экзистенциалистским". См. ст. (Ван) Янмина школа.

**Ян Тяныии. Тайчжоу сюэ пай (Т.ш.). Пекин, 1980.

ТАКОВОСТЬ

таковость - см. реальность истинная

ТАТХАТА

татхата - см. реальность истинная

ТЕЛЕСНАЯ ФОРМА

телесная форма - см. фигура

ТЕЛО

тело - см. фигура

ТЕОРИЯ

теория - см. абсолют

ТИ - ЮН

ти - юн - см. основа - второстепенное

ТОНЧАЙШЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАКТАТ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ

трактат о правилах поведения - см. записки о нормах поведения

ТРАНСФОРМАЦИЯ

трансформация - см. преобразование

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ

САНЬ ЧЭН

Санскр. триана, "три колесницы" - термин, используемый буддизмом махаяны (да чэн - "великая колесница") для доказательства превосходства этого направления над др. и обозначающий степени посвящения в глубины буд. учения.

Под "первой (низшей) колесницей" понимается уровень шраваков ("слушающие голос", кит. шэн вэнь - "(воспринимающие) звуки (мудрости-) культуры"), как первоначально именовались ученики будды Шакьямуни, а позднее - приверженцы хинаяны (сяо чэн - "малая колесница"). "Слушающие голос" признают осн. заповеди и гл. положения буддизма - всеобщность страдания, непостоянство сущего, отсутствие индивид, субстанциального "я" (см. У во), однако неспособны к принятию учения махаяны. "Вторая (средняя) колесница" - "колесница пратьекабудд" (юань цзюэ фо, пи чжи фо - "самостоятельно ставшие буддами"), т.е. аскетов, достигающих высшей цели буддизма - "просветленного" состояния (санскр. бодхи, кит. пути) и нирваны (см. Непань) самостоятельно, без участия наставника, и отказывающихся от проповеди учения. Как и шраваки, они считались последователями хинаяны. Выделялось два типа пратьекабудд: первые обретали "просветление" в присутствии будды, хотя и не становились его учениками, а вторые - исключительно в результате самостоятельных размышлений над бренностью и непостоянством сущего. "Третья (высшая) колесница" - "колесница бодхисаттв", т.е. собственно учение махаяны. Первоначально под бодхисаттвой (кит. путисадо, пуса) понимался будущий будда, позднее - любой человек, стремящийся к достижению полного "просветления", признающий учение махаяны и практикующий "шесть парамит" (боломи, боломидо, ду) - "совершенств", "подобно плоту перевозящих на др. берег существования", т.е. в нирвану. К числу "шести парамит" относились: терпение, подаяние, нравственность (соблюдение буд. заповедей), мужество, медитация (созерцание), мудрость. В "классич." махаяне бодхисаттва воспринимался как наделенный сверхъестеств. способностями святой, обладающий высшей премудростью и великим состраданием, в силу к-рого он отказывается от нирваны во имя "спасения всех живых существ". Бодхисаттва наделен полным пониманием учения махаяны, прежде всего - доктрины "пустотности" (шунья, кун, син кун), или относительности всего сущего.

Помимо учения о "трех колесницах", окончательно оформившегося в системе взглядов Тяньтай школы в 6 в., в махаяне существует доктрина "единой колесницы" (и чэн), характерная для ряда течений кит. буддизма, прежде всего для Хуаянь школы. Под "единой колесницей" понималось наивысшее учение, трактуемое как "четвертая колесница" - предельная степень проникновения в мудрость буддизма, либо как доктрина, включающая в себя достоинства всех остальных и потому заменяющая их.

**Игнатович А.Н. Буд. толкования путей спасения (на примере Лотосовой Сутры) // 11-я НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1980; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 229 - 230; Мямь Л.Э. К буд. персонологии // Труды по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971.

Е.А. Торчинов

ТРИ УЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРИАДА ЧИСТЫХ

САНЬ ЦИН

"Триада чистых", "три чистоты". Даос, понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургич. символизма три аспекта дао.

Объединяет три осн. смысла.

1. Религиозно-филос.: неиерархизированные аспекты саморазвертывания единого дао-универсума.

2. Космогонич.: сферы горнего мира - Юй цин ("Нефритовая чистота"), Шан цин ("Верховная чистота") и Тай цин ("Великая чистота"), *обиталища небожителей.

3. Религ. (в позднем даосизме): божества горних сфер. Сфере Юй цин соответствует Юаньши тянь-цзунь ("Небесный владыка изначальности"), он же Тяньбао-цзюнь ("Государь Небесная драгоценность"); в нар. религии отождествляется с верховным божеством Юй-ди (см. Шан-ди). Шан цин соответствует Линбао тянь-цзунь ("Небесный владыка духовной драгоценности"), Тайшан дао-цзюнь ("Верховный государь дао"), ответственный за упорядочение времени и взаимодействие сил инь ян. Сфера Тай цин представлена божеством Тайшан Лао-цзюнем ("Верховный старый государь"), отождествляемым с обожествленным Лао-цзы (Лао-цзюнем, "Государем Лао"). В синкретич. традиции (см. Сань цзяо) божества сфер Юй цин, Шан цин и Тай цин корреспондируют соответственно с духовной (непостижимой), прославленной и земной ипостасями Будды. Намеченные здесь ступени приближения к дольнему миру прослеживаются и в одной из версий своеобразной иерархии святости обитателей горних сфер: Юй цин доступна "совершенномудрым" (шэн (1)), Шан цин -"истинным людям"' (чжэнь). Тай цин - "святым-бессмертным" (сянь). Эта иерархия отражает взаимодействие даос, и господствующих конф. (шэн (1)) ценностей. В даосизме подчеркивалось субстанциальное единство С.ц. (напр., медитативная практика "хранения Одного" - шоу и - предусматривала повторение формулы "три есть Одно").

*Рифтин Б.Л. С.ц. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932. P. 399 - 400; Торчинов E.A. Даосизм. СПб., 1993. С. 102 - 3.

ТРИГРАММА

триграмма - см. гексаграмма

ТРИНАДЦАТИКАНОНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРОЕЦАРСТВИЕ

троецарствие - "Троецарствие". Историч, труд, сост. Чэнь Шоу в кон. 3 в. Посвящен событиям кон. эпохи Хань (кон. 2 - нач. 3 в.), последовавшего затем распада централизованной империи и междоусобной борьбы между возникшими на ее территории гос. образованиями. В сер. 5 в. в "С.г.ч." в качестве коммент. включены выдержки из историч. произв. 3 - 4 вв., написанных по свежим следам событий. Содержит также сведения о жизни, взглядах и творчестве выдающихся мыслителей описываемой эпохи.

**Crespigny R. de. The Record of (he Three Kingdoms. Canberra, 1970.

ТУНЧЭНСКАЯ ШКОЛА

Тунчэн пай.

Каноноведческая и лит. группировка в рамках "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ), представлявшая господствующее направление традиц. кит. эстетич. мысли 18-19 вв., конца эпохи относительно автохтонного развития кит. культуры. Построения мыслителей Т.ш. в трактатах гл. обр. по теории словесности и живописи выражали в обл. эстетики офиц. идеологич. ортодоксию пер. правления маньчж. дин. Цин (1644- 1911). Филос. основу Т.ш. составляло чжусианство, ее идеи в обл. теории словесности восходят к взглядам Хань Юя (8 - нач. 9 в.). Осн. положения учения Т.ш. сформулировали в 18 в. Фан Бао, Лю Дакуй и Я о Май, ее ведущими представителями считаются Фан Дуншу (кон. 18-19 в.), Цзэн Гофань (19 в.), Линь Шу (19- нач. 20 в.). Школа утверждала утилитарно-дидактич. цели литры ("помощь государю в управлении народом"), строгое следование стилевым принципам тех или иных жанров, особое внимание уделяла проблемам их классификации. "Тунчэнцы" подчеркивали нормативный статус "письменности/культуры" (изящной словесности, вэнь), высшим выражением к-рой полагали конф. канонич. лит-ру (начиная с 3 в. термин "вэнь" мог толковаться узко, вплоть до сведения его к обозначению рифмованного текста). В сферу лит. классики они включали конф. канонич. книги, соч. древних историков, к к-рым причислялись Цзо Цюмин - предполагаемый автор летописи "Цзо чжуань", Сыма Цянь и Бань Гу, образцовыми считались также произв. литераторов эпох Тан и Сун (7- 13 вв.) - Хань Юя, Лю Цзунъ-юаня, Оуян Сю, Су Сюня, Су Ши, Су Чэ, Цзэн Гу (11 в.), Ван Аньши и ряда более поздних авторов, напр. Гуй Югуана (16 в.). Т.ш. противостояла Чанчжоуской школе (Чанчжоу пай)- каноноведческо-лит. группировке, стоявшей на позициях "школы текстов новых письмен". К ведущим литературоведам Чанчжоуской школы (не считая собственно каноноведов - Чжуан Цуньюя, Лю Фэнлу и др.) относят Чжан Хуэйяня (18 - нач. 19 в.), довольно близкого Т.ш., Чжоу Цзи (кон. 18-19 в.), Чэнь Тинчжо, Фэн Сюя (19 в.), Тан Сяня (19 - нач. 20 в.). Т.ш. расходилась также со "школой сунской поэзии" (Хэ Шаоцзы и др.), в обл. лит. теории ориентировавшейся на неоконф. проблематику. Толыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае. М., 1971; Ее же. Эстетика стран Востока. Гл. 1. Китай // История эстетич. мысли. Т. 4. М., 1987.

По материалам К.И. Голыгиной

ТЬМА

СЮАНЬ

"Сокровенное" ("скрытое", "таинственное", "мистич.", "непостижимое", "мрак", "тьма", "иссиня-черное").

Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В "Дао дэ цзине" ( § 1 и др.) употребляется как метафора непостижимого дао, а бином "С. тун" ("сокровенное единение", § 56) означает сферу "сокровенности" - область онтологич. тайны мира; проникновение в нее связано с выходом из сферы ощущений и представлений и соединением с непостижимым, чувственно не воспринимаемым светом ("сиянием" - гуан) "сокровенного". Устойчивыми понятиями кит. культуры являются словосочетания из "Дао дэ цзина": С. мяо ("сокровенная утонченность") - сфера глубинных, "утонченнейших" (мяо) процессов и функций, впоследствии связанная с понятиями "пустотности" (сюй) и "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у); С. пинь ("сокровенная самка") - метафора дао как начала, порождающего все сущее, и др. Специальным объектом рефлексии понятие С. стало у Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в.). Он объявил С. источником мира вещей, присутствующим в вещах, но не имеющим чувственно воспринимаемой "формы" (син (2)) и продуцирующим "пневму" - ци (1). У Гэ Хуна (кон. 3 - 4 в.) "Сокровенное единое" (С. и), или "Сокровенное одно", - обозначение непостижимой целостности дао; в последующей даос, традиции понятие "С.и" трактовалось как метод совершенствования, тождественный "хранению Единого" (шоу и)- медитативному сосредоточению на "духовной" (шэнь (1)) сути собств. духовно-телесной целостности и единства с дао. Понятие С. сюэ ("учение о сокровенном") обозначило фил ос. направление 3 - 4 вв., выделившее онтологич. проблематику из космологич., а в 20-е гг. 20 в. то же сочетание иероглифов стало номинацией тра-диц. кит. системы мышления - "метафизики" (сюаньсюэ), противопоставленной "науке" (кэсюэ) как зап. строю интеллектуальной практики (см. Дискуссия о науке и метафизике). Термин "сань С." ("три сокровенных", или "три (книги) о сокровенном") означал три текста - "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы" и "Чжоу и",- толкования к-рых служили гл. основой построений С. сюэ.

**Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992. С. 142 - 3 и др.

ТЯНЬ

тянь - см. день

ТЯНЬ ЧАО ТЯНЬ МУ ЧЖИ ДУ

тянь чао тянь му чжи ду - см. земельная программа небесной династии

Предыдущая страница Следующая страница