Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАКОН

закон - см. дхарма

ЗАКОН - ИСКУССТВО - ВЛАСТЬ/НАСИЛИЕ

ФА-ШУ-ШИ Закон - "искусство" - "власть/насилие".

Термин, выражающий триединство осн. установок легизма. Под законом (фа ( 1 )) имелись в виду нормы поведения, гарантией соблюдения к-рых является сила принуждения гос-ва; под "искусством" (шу (2))- тактич. установки и применение средств сохранения единовластия монарха; под "властью/насилием" (ши (5))- статус государя и средства его утверждения. Шан Ян ставил на первое место в этой триаде закон, Шэнь Бухай - "искусство", Шэнь Дао (все - 4 в. до н.э.) - "власть/насилие". Хань Фэй (3 в. до н.э.) синтезировал их идеи, создав целостное учение, акцентировавшее взаимообусловленность всех трех компонентов "правления на основе закона" (фа чжи). см. Легизм, "Хань Фэй-цзы".

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

закономерность - см. абсолют

ЗАЛ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

зал просветления - см. просветления зал

ЗАПИСИ БЕСЕД ЛИНЬЦЗИ

Одно из осн. канонич. произведений Линьцзи школы - крупнейшего направления в Чань школе. Относится к популярному в чаньской лит-ре жанру юйлу - "записи бесед и высказываний (патриархов)". Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками, афористич. высказываний и парадокс, диалогов, а также описание эпизодов из жизни чаньского патриарха Линьцзи (ум. 866 или 867). Записи велись при жизни Линьцзи и были завершены после его смерти ближайшим учеником Хуэйжанем. Текст был опубликован др. учеником - Цуньцзяном, впоследствии неоднократно переиздавался с коммент. в Китае и сопредельных странах (Корея, Япония, Вьетнам). В "Л.л." получила развитие центр, концепция чань-буддизма - "внезапного просветления" (дунь у) и спонтанной реализации "природы будды" (фо син), имманентно присущей человеку и идентичной "истинной реальности" (чжэнь жу). Линьцзи делал акцент на мгновенной и полной реализации "природы будды" "здесь и сейчас", утверждая, что если человек не сможет сделать это в данный момент, не допуская ни малейшего промедления, то он не сможет сделать это никогда и будет обречен на вечные страдания в бесконечной цепи перерождений в мире сансары (луньхуэй). Линьцзи призывал единым волевым усилием уничтожить все психологич. преграды, стоящие на пути к "просветлению", и решительно отбросить все привязанности, в т.ч. к идеям "будды", "просветления", "нирваны" и т.д. Развивая иконоборческие тенденции раннего чань-буддизма, он называл будду "куском засохшего дерьма", нирвану и "просветление" - "невольничьими колодками", "дырой в отхожем месте" и утверждал, что для достижения истинного и окончат, "просветления" необходимо совершить "пять смертных грехов", "убить будду, убить патриарха", имея в виду не букв, убийство или осквернение буд. святынь, а необходимость освобождения сознания человека от всех внутр. препятствий к сугубо непосредств. переживанию своей тождественности с "истинной реальностью", не опосредуемой понятиями "будда", "нирвана" и т.д. Особенно важное значение для достижения "просветления" Линьцзи придавал преодолению зависимости от чужого авторитета и привязанности к внеш. условностям, что позволяет не искать "просветления" вне собств. сознания. В "Л.л." проявился максималистский подход школы Линьцзи к решению проблемы "просветления", обусловивший особую жесткость методов психотренинга, в т.ч. применение "шокового" психофизич. воздействия.

Дав детальное изложение осн. принципов теории и практики школы Линьцзи, "Л.л." сыграл важную роль в ее дальнейшем развитии. Фрагменты "Л.л." широко использовались в чаньской практике психотренинга в качестве объектов для медитации и как исходный материал для парадокс, загадок и диалогов. Нек-рые ключевые эпизоды "Л.л." вошли в различные антологии чаньских притч и историй, а также в сб. парадокс, задач и диалогов, напр. "У мэнь гуань" ("Врата без входа").

*Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйчжао чань ши юйлу (Записи бесед чаньского наставника Линьцзи Хуэйчжао из Чжэньчжоу). Чань сюэ дачэн (Большое собр. чаньских текстов). Кн. 2. Тайбэй, 1967; Рин-дзай-року (Линьцзи лу) // Дзэн-но гороку (Записи бесед дзэнских патриархов). Т. 10. Токио, 1972; **Гуревич И.С. Записи бесед Линьцзи (фрагмент пер.) // 19-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1988; Demieville P. Les entretiens de Lin-tsi // Hermes. P., 1970. Vol. 7.

ЗАПИСКИ ИСТОРИОГРАФА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПИСКИ О НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПИСКИ О ПРАВИЛАХ БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ

записки о правилах благопристойности - см. записки о нормах поведения

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НЕБЕСНОЙ ДИНАСТИИ

земельная программа небесной династии - "ТЯНЬ ЧАО ТЯНЬ МУ ЧЖИ ДУ"

"Земельная программа Небесной династии". Документ тайпинов (см. Хун Сюцюанъ, Хун Жэньгань), представивший в виде закона утопич. план обществ, устройства. Опубликована в 1853. Предусматривала распределение земли по едокам; отказ крестьянам в праве распоряжаться собранным урожаем (зерно должно было сдаваться в гос. хранилища, за исключением нек-рого кол-ва, оставлявшегося на питание); нормированную выдачу денег и продуктов в случаях свадеб, крестин и похорон; соединение военных и гражданских властей. Базовая социальная ячейка - пять пятидворок, т.е. 25 дворов, глава к-рых - лянсыма - должен заведовать учетом, хранением и выдачей денег и продуктов, руководить отправлением культа, обучать детей по текстам христианского Свящ. писания и указам главы Тайпинского гос-ва, командовать воинским подразделением из подчиненных ему жителей, выполнять судебные функции. Носитель верховной власти - "Небесный князь" (Тянь-ван), отдающий распоряжения от имени Господа - Шан-ди; Тянь-вану подчинен главнокомандующий, т.е. глава исполнительной власти, в иерархию к-рой входят командующие объединениями, командиры соединений, частей и подразделений до глав пятидворок. Все посты предполагалось сделать наследственными. "Т.ч.т.м.ч.д." предусматривала сложную систему поощрений и наказаний вплоть досмертной казни. Идеологич. основа программы - эклектич. соединение вульгаризованной конф. традиции (идея Да тун (1)) и сектантской версии христианства протестантского толка. Экономим, часть программы не была осуществлена тайпинами, собиравшими обычный налог с владельцев земли и признававшими правомерность арендных отношений в деревне.

'Земельная система Небесной династии // Тайпинское восстание. 1850 - 1864. Сб. док-тов. М., 1960; **Делюсин Л.П. Земельная программа Небесной династии и ее оценки // Кит. социальные утопии. М., 1987.

По материалам Л.П. Делюсина

ЗНАНИЕ - ДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница