Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

У

у - см. объект

У ВО

у во - см. не-я

У ВЭЙ

у вэй - см. недеяние

У СИН

у син - см. пять элементов

У ЦЗИН

у цзин - "У ЦЗИН" (1) "Пять канонов", "Пятиканоние", "Пятикнижие".

Появившееся в пер. правления У-ди (140 -87 до н.э.), императора дин. Зап. Хань (206 до н.э.- 8 н.э.), обозначение пяти конф. канонич. книг: "Ши (цзин)" ("(Канон) песен"), "Шу (цзин)" ("(Канон историч.) писаний"), "Ли (цзи)" ("(Записки о) правилах благопристойности"), "(Чжоу) и" ("(Чжоуские) перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени"). См. "Ши сань цзин".

"У ЦЗИН" (2) "Военный канон".

Сокр. от "У цзин ци шу"- "Семикнижие военного канона". Свод кит. классич. книг по теории военного искусства, окончательно определившийся в 11 в.: "Лю тао" ("Шесть планов"), "Сунь-цзы (бин фа)" ("Сунь-цзы (о военном искусстве)"), "У-цзы (бин фа)" ("У-цзы (о военном искусстве)"), "Сыма фа" ("Правила Сы-ма"), "Сань люэ" ("Три стратегии"), "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй" ("Диалоги Ли Вэй-гуна"). Традиц. версия приписывает "Лю тао" чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н.э.), "Сунь-цзы"- Сунь У (кон. 6 - 5 в. до н.э.), "У-цзы"- У Ци (4 в. до н.э.), "Сыма фа" - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - нач. 5 в. до н.э.), "Вэй Ляо-цзы"- Вэй Ляо (4 в. до н.э.), "Сань люэ"- Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); "Ли Вэй-гун вэнь дуй" считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627 - 49) дин. Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически "Лю тао" составлен ок. 3 - 4 вв. н.э., "Сань люэ" в кон. 6 - нач. 7 в., а утраченный текст "Ли Вэй-гун вэнь дуй" восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в кит. культурной традиции отражает их последовательность в издании "У. ц." под ред. Чжу Фу (11 в.): "Сунь-цзы", "У-цзы", "Сыма фа", "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй", "Сань люэ", "Лю тао".

**Конрад Н.И. Суиь-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. и исслед. М., 1950. С. 24 - 7. См. также лит-ру к ст. Бин цзя, Сунь У, У Ци.

У ЧЭН

у чэн - см. учитель из соломенной хижины

У ЮНЬ

у юнь - см. пять куч

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМЕЛАЯ РАБОТА

умелая работа - см. подвижничество

УПРАВЛЕНИЕ

управление - см. быть

УСТОИ И ПОСТОЯНСТВА

устои и постоянства - "Три устоя и пять постоянств" (сокр. ган чан - "устои и постоянства").

Традиц. для конфуцианства обозначение нормативных отношений между гл. социальными ролевыми позициями и нормативных этич. качеств. Словосочетание "сань ган" ("три устоя", "тройственная норма") впервые прозвучало в соч. реформатора древнего конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"). "Три устоя" - нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой - определялись как атрибуты "пути правителя" (ван дао) и требования, исходящие от Неба (тянь). Истоки этого определения прослеживаются в конф. каноне "Ли цзи" (гл. "Юэ цзи"- "Записки о музыке", 5 - 2 вв. до н.э.), где говорится, что "устой", или "норма" (ган, букв.- осн. канат рыболовной сети), о к-рой заповедали помнить "совершенномудрые" (шэн (1)) правители древности, - отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) в соч. "Ли вэй" ("Апокриф о правилах благопристойности") объявил "устоем" (ган) высший член каждой из иерархич. пар, связанных отношениями почитания и подчинения: государь является "устоем" для сановника, отец - для сына, муж - для жены.

Словосочетание "у чан" ("пять постоянств") у Дун Чжуншу обозначило качества "пути (дао) мужа", над совершенствованием к-рых должен трудиться правитель (ван |1J): "гуманность" (жэнь (2)), "должная справедливость" (и (1)), этико-ритуальная "благопристойность" (ли (2)), "разумность" (чжи (1)), "благонадежность" (синь (2)). Если сочетание "сань ган" восходило к троичной матрице (ср. триграммы "Чжоу и", триаду Небо - человек - Земля и т.п.), то у чан - к пятеричной ("пять элементов"- у син (!)). Термин "у чан" предположительно апеллирует к неким "пяти классич. образцам" (у дянь), "послушания" к-рым требовал конф. канон "Шу цзин" (гл. "Шунь дянь"- "Образцы Шуня"). В "Предисловии" ("Сюй") к "Шу цзину" эти "образцы", передающие суть "постоянного дао" (чан дао), относились на счет содержания пяти книг, якобы оставленных пятью древними правителями и мудрецами, жившими до эпохи Ся (до 23 в. до н.э.). Кун Аньго (1 в. до н.э.) определил "пять образцов" как "почитание пяти постоянств" (у чан чжи цзяо): оно реализуется в том, что "отец (руководствуется) должной справедливостью, мать - милосердием, старший брат - дружбой, младший брат - почтительностью, сын - сыновним благочестием". В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) аналогичная система принципов поведения определена как проявление дао в человеч. чувствах и основание для классификации видов человеч. "природы" (син (1)) по названиям позиций системы у син ( 1 ) ("металл", "дерево" и т.д.).

Гл. основоположник неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) первым применил словосочетание С.г.у ч. как единое понятие - предвечно существующие и неуничтожимые "устои и постоянства", гань чан ("Чжу-цзы юй лэй"- "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 24), тождественные неизменному "небесному принципу"- тянь ли, см. Ли (1) ("Чжу Вэнь-гун вэнь цзи" - "Собр. произв. Чжу - князя Культуры", гл. "Ду да цзи"- "Читая великие записки").

УЧЕНИЕ

учение - см. абсолют

УЧЕНИЕ БЕЛОГО ЛОТОСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕНИЕ ВЕЛИКОЕ

учение великое - см. наука высочайшая

УЧЕНИЕ О ГУМАННОСТИ

ЖЭНЬ СЮЭ "Учение о гуманности".

Гл. филос. и социально-политич. соч. Тань Сытуна. Наряду с "Да тун шу" Кан Ювэя является источником по идеологии движения за реформы (1895 - 8). Завершено в январе 1897. При жизни автора не публиковалось. С января 1899 частями печаталось в выходившей на кит. языке в г. Иокогама (Япония) газете "Цинъи бао" ("Обсуждение (проблем) Китая") и в шанхайской "Ядун шибао" ("Вост. Азия"). Впоследствии рукопись была утеряна, поэтому указ, публикации являются наиболее аутентичными, хотя и содержат немало разночтений. "Ж.с." состоит из двух разд. и 50 глав. В первом разд. очерчена картина мироздания, проецируемая на кит. об-во. Второй разд. посвящен в основном проблемам политич. устройства Китля и завершается пророчеством о высшем пределе развития человечества и мироздания.

Вынесенное в заголовок конф. понятие жэнь (2) ("гуманность") в нек-рых аспектах приближается у Тань Сытуна к неоконф. интерпретации этой категории как космич. любви, объединяющей человека с мирозданием, и соотнесено с буд. понятием "безбрежного океана истинной сущности" (кит. син хай), "всеобщей любовью" (цзянь ай) Мо Ди (4 - 3 вв. до н.э.) и "душой" в христианском понимании.

Автор часто применяет специфич. кит. приемы филос. построений, когда заключения о свойствах мира выводятся из значений и даже этимологии графич. элементов иероглифов, обозначающих филос. понятия. Последние у Тань Сытуна взаимообусловлены, взаимозаменяемы и призваны передать идею единства и постоянной прогрессивно направленной изменчивости мира. Пребывающий в состоянии покоя Китай оказывается в противоречии с "естеств. законом": "Иди - и победишь. Остановись - и погибнешь". Китайцы должны прекратить политику самоизоляции и осознать себя частью единой семьи народов: "Все эти неуместные разговоры о "закрытии", "разрыве" отношений, о "запрете" означают отказ от общения, а единств, причиной их появления является отсутствие гуманности". Экономич., политич., науч., культурные контакты помогают осуществлению всеобщей связи между людьми и потому "гуманны". Мир развивается поступательно, поэтому то, что было хорошим вчера, может оказаться бесполезным и даже вредным сегодня. Следовательно, деятельность реформаторов имеет объективный смысл.

**Тан Чжицзюнь. "Ж.с." бань бэнь тань юань (В поисках истоков первого изд. "Ж.с.") // Сюэшу юэкань. 1963. №5. См. также лит-ру к ст. Тань Сытун.

Е.Ю. Стабурова

УЧЕНИЕ О ПРАДЖНЕ

БОЖО СЮЭ

Течение в кит. буддизме махаяны; в пер. правления дин. Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420) было одним из двух наиболее влият. направлений, получивших распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла еутр из раздела "Праджняпарамита". Стало распространяться после того, как в конце пер. правления дин. Вост. Хань (25 - 220) Чжичань перевел сутру "Дао син божо цзин" (санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра") и в Китае получили широкое хождение сутры "Праджняпарамиты".

В интерпретации первых кит. переводчиков праджняпарамитских сутр весь мир рассматривался как содержащий два аспекта - "чувственное" (сэ) и "сознание" (синь (1)). Первый, с их т. зр., указывал на материальный мир, второй - на духовный аспект бытия. Считалось, что "чувственное" - иллюзорно, "сознание" тоже не имеет материальной субстанции, собственная природа обоих - "пустота" (кун, санскр. шунья). В "Дао син божо цзин" говорится: "Иллюзия (пустота) и чувственное (форма) неотделимы друг от друга; чувственное есть иллюзия, иллюзия есть чувственное". Б.с. слилось с популярным в тот пер. учением о сокровенном" (сюань сюэ). Впоследствии появилось множество др. переводов праджняпарамитских сутр, выполненных в традиции школы Кумарадживы (4-нач. 5 в.) и по-разному объясняющих смысл учения о праджне; различие этих толкований послужило основанием для определения кит. буддизма как "шести семей, семи школ" (лю цзя ци цзун). Это направление получило продолжение и достигло наивысшего развития в учении Сэнчжао (кон. 4- нач. 5 в.).

Б.с. преобладало в кит. буддизме в пер. правления дин. Вэй (220 - 65), Цзинь (265 -420), Наньбэйчао (Южн. и Сев. династий, 420 - 589), а также оказало влияние на различные направления кит. махаяны в пер. правления дин. Суй (581 - 618) и Тан (618 - 907), в т.ч. на Саньлунь школу.

*Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяоши (История буддизма в пер. правления династий Хань, Вэй, обеих Цзинь, Южн. и Сев. династий). Т. 1 - 2. Пекин, 1963. Н.В. Абасв, С.Ю. Лепехов

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

УЧЕНИЕ О ПРИНЦИПЕ

учение о принципе - см. принцип. учение о принципе

УЧЕНИЕ О СЕРДЦЕ

учение о сердце - см. новая наука

УЧЕНИЕ О СЕРЕДИНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕНИЕ О СИМВОЛАХ И ЧИСЛАХ

учение о символах и числах - см. нумерология

УЧЕНИЕ О СОКРОВЕННОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕНИЕ ХУАН-ДИ - ЛАО-ЦЗЫ

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ Хуан - Лао сюэ пай

Одно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.). Оформилось в 3 в. до н.э. в "академии" Цзися. К его представителям в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) причисляются Шэнь Дао, Тянь Лянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения Хуан - Лао связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учением о "святых" - бессмертных" (шэнь сянь, см. Сянь сюэ). Соединение имен мифич. императора Хуан-ди и мудреца Лао-цзы подчеркивает их комплиментарность (император оказывается как бы орудием мудреца для осуществления совершенного правления). При дин. Ранняя Хань (206 - 8 до н.э.) последователи доктрины Хуан - Лао рассматривали "Дао дэ цзин" как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (1 - 3 вв. н.э.) сочетание Хуан Лао означает уже не эллипсис от Хуан-ди и Лао-цзы, а самого Лао-цзы.

**Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 156, 168, 170; Wright A.F. A Historian's Reflections on the Taoist Tradition // HR. 1969/70. Vol. 9. №2 - 3.

По материалам Е.А. Торчинова

УЧИТЕЛЬ ИЗ СОЛОМЕННОЙ ХИЖИНЫ

У ЧЭН

У Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины")

1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. пров. Цзянси),- 1313.

Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания (учителя из) Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. к "Канону дао и дэ") и др. вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. У - князя Культурной Правильности из Соломенной хижины). Стремился к примирению двух ставших ведущими неоконф. доктрин - Чжу Си и Лу Цзююаня (12 в.), предложил эклектич. версию соотношения категорий ли (1) ("принцип", структурообразующее начало), ци (1) (материалообразующая "пневма") и син (1) ("(индивид.) природа" человека или вещи). "Принцип" является "сувереном" (чжу цзай), управляющим началом для "двух (видов) пневмы"- инь ян, а также для "пяти добродетелей и пяти страстей" (у дэ у юй, см. Дэ (1)), т.е. для всего упорядоченного многообразия процессов и функций во Вселенной; в то же время "принцип находится в пневме, изначально не отделим от нее". Считал "(индивид.) природу" имманентной "пневме" и, по учению Чжу Си, тождественной "принципу". Последний по отношению к человеку предстает "(индивид.) природой", заключающейся в "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)), "разумности" (чжи (1)) ("Цаолу цзин юй").

Считал "сохранение сердца" (цунь синь, см. Синь (1)) и "уяснение принципа" (мин ли), т.е. постижение глубин собств. сознания вплоть до обнаружения в нем единого с мирозданием "принципа", гл. задачей познания. Полагал "актуализацией разумности" (чжи чжи юн, см. Чжи (1), Ти - юн) "одухотворение (лин) сердца" познающего субъекта, т.е. выход его сознания за границы логико-дискурсивного мышления в сферу тончайшей духовной субстанции. "Корнем" (глубинной задачей) учебы предлагал считать пробуждение "благодатной (дэ (1)) (индивид.) природы", т.е. реализацию максимума заложенных в человеке от природы возможностей. Развивал положения Чжу Си о "выверении вещей" (гэ у, см. У (3)), "искренности помыслов" (чэн и, см. Чэн (1)), "сохранении почтительной осторожности (цзин (4))" как гл. принципе мышления и действия, "сосредоточенности на едином" (чжу и), т.е. медитативной концентрации на онтологич. сути мироздания. В обл. каноноведения (см. Цзин сюэ) гл. усилия сосредоточивал на обосновании компилятивного характера конф. канонов и положения о произвольной перестановке их обработчиками фрагментов текста (в части., на примере "Ли цзи" в версии Дай Шэна, 1 в. до н.э.).

*Дао дэ чжэнь цзин чжу (Резюмирующий коммент, на "Истинный канон дао и дэ"). Цз. 1 - 4 // Цзы шу бай цзя (Книги философов ста школ). Т. 101. Учан, 1875; **Кучера С. Проблема преемственности кит. культурной традиции при дин. Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Hamb., 1938. S. 290 - 7.

УЧИТЕЛЬ С ГОР СИШАНЬ

Цай Цзитун, Сишань сяньшэн ("учитель с гор Сишань")

1135, Цзяньян (на территории совр. пров. Фуцзянь),- 1198

Ученый-нумеролог широкого профиля - астроном, географ, геомант, музыковед, фортификатор и т.д., философ Каотинской школы, объединявшей учеников и последователей Чжу Си. Сведения о жизни и творчестве содержатся в сб. Хуан Цзунси "Учения эпох Сун и Юань" ("Сун Юань сюэ ань"). Осн. соч.- "Люй люй синь шу" ("Новые писания о звукоряде"), "Хуан цзи цзин ши тай сюань цянь сюй чжи яо" ("Сущность свыше предопределенного управления миром (с т.зр.) глубинной пу-стотности Великого сокровенного"), "Хун фань цзе" ("Изъяснение "Великого плана"), "Да янь сян шо" ("Подробное разъяснение Великих принципов") и др. Из ранних представителей "учения о принципе" (ли сюэ) наиболее близок к даосизму. В пер. гонений на "лжеучения" (вэй сюэ) ссылался в провинцию. Учения о ритмологии и нумерологии (см. Сян шу чжи сюэ) воспринял в семейной традиции. Консультировал Чжу Си по вопросам ритмологии и нумерологии, участвовал в подготовке "Цань тун ци као и" ("Исслед. разночтений "Единения триады") - коммент. Чжу Си на "(Чжоу и) цань тун ци" Вэй Бояна. Предложил хроматический звукоряд из 18 тонов (вместо традиц. 12).

**Ян Иньлю. Чжунго иньюэ ши ган (Очерк истории кит. музыки). Шанхай, 1952. С. 178, 291 - 6; Ван Гуанчи. Чжунго иньюэ ши (История кит. музыки). Тайбэй, 1956. С. 3/85 - 88, 4/167 - 71; Pian R.C, Song Dynasty Musical Sources and Their Interpretation. Camb. (Mass.), 1967. P. 7 - 9, 45, 50, 52 - 3.

УЧИТЕЛЬ С ГОРЫ ЦЗИШАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница