Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
НАУКА ВЫСОЧАЙШАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

НАУКА ВЫСОЧАЙШАЯ

Назв. допускает троякое истолкование: 1) "Великое учение" - учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) "Высочайшая наука" - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политич. управления; 3) "Высшее образование" - мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произв. из числа гл. конф. канонов. Создано в 5 - 3 вв. до н.э. Первоначально являлось главой 42 трактата "Ли цзи". Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (Ив.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 - нач. 12 в.) и гл. обр. Чжу Си (12 в.) утвердили "Д.с." в качестве самост. трактата (первого в "Четверокнижии" - "Сы шу"), интерпретировав его и подвергнув текстологич. обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены канонич. (цзин (1)) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы. Автором идей канонич. части был объявлен сам Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись - его ученикам. Ван Янмин (кон. 15- 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала "Д.с.", что положило начало конкуренции двух осн. вариантов текста и трактовок "Д.с." как в неоконфуцианстве, так и в совр. науке. Кроме указанных, авторами "Д.с." могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.)- т. зр. Ван Бо (кон. 12 - 13 в.); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ - т. зр. Фэн Юланя.

Проблематика трактата носит преимущественно этич. и социально-политич., отчасти антропологич. (в широком смысле) и гносеологич. характер. В канонич. части изложены "три устоя" (сань ган лин) и "восемь основоположений" (ба тяо му), к-рые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из "Шу цзина" и "Ши цзина". "Три устоя" суть "выявление сиятельной добродетели/благодати" (мин мин да), "породнение с народом" (цинь минь, в интерпретации Чжу Си - "обновление народа", синь минь) и "установленность в высшем благе" (чжи юй чжи шань); "восемь основоположений" - "выверение (классификация, познание) вещей" (гэ у, см. У (3)), "доведение знания до конца (до реализации)" (чжи чжи), "обретение искренности помыслов (мысли и воли)" (чэн и), "исправление сердца (психич. функций)" (чжэн синь, см. Синь (1)), "совершенствование (собств.) личности" (сю шэнъ), "благоустроение семьи" (ци цзя), "приведение в порядок государства" (чжи то), "умиротворение Поднебесной" (пин Тянь ся). В основе философии "Д.с." лежит представление об имманентной добродетельности (дэ (1)) человеч. природы, к-рая должна быть выявлена: правителями в виде "гуманности" (жэнь (2)), подданными в виде соблюдения "долга/справедливости" (и (1)). "Добродетель", "гуманность" и "долг/справедливость" противопоставляются "пользе/выгоде" (ли (3)) и богатству (цай) в духе конф. антимеркантилизма. В "Д.с.", как и в "Лунь юе", выражено "золотое правило" морали, закрепленное категорией "взаимность" (шу (3)). Его следствие: "добродетели" правителя и народа должны находиться в гармонии. Не проявляющий "добродетели" правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и "предопределение/судьба" (мин (1)). Деятельность органов чувств зависит от деятельности "сердца" (синь (1))- центр, психич. инстанции. В интерпретации "Д.с." у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере "выверения вещей", а в трактовке Ван Янмина - субъективной сфере "совершенствования (собств.) личности".

*Чжан Пэйянь. Д.с. юй Чжун юн цзинь и ("Д.с." и "Чжун юн" с пер. на совр. яз.). Шанхай, 1920; Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С. 193 - 200 (пер. "Д.с."- С. 97 - 124); Кобзев А.И. "Великое учение"- конф. катехизис // Историко-филос. ежегодник. М., 1986. С. 227 - 33 (пер. "Д.с."- С. 234 - 51); **Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 193 - 200; Кобзев А.М. Теоретич. новация в неоконфуцианстве как текстологии, проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Д.с.") // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Жэнь Цзюань. "Д.с." луньли сысян пяньтань (Очерк этич. идей "Великого учения") // Цзянхай сюэкань. Нанкин, 1961. №10; Кан Шичжао, Куй Цзэн. Д.с. чунь цю (Летопись "Великого учения"). Пекин, 1981; Янь Линфэн. "Д.с." юй "да сюэ чжи дао" ("Великое учение" и "путь великого учения") // Чжунго чжэ-сюэ ши яньцзю. 1986. №2; Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943 (пер. "Д.с."- С. 122 - 37); Hughes E.R. The Great Learning and the Mean-in-Action. N.V., 1943 (пер. "Д.с."- С. 145 - 66); Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963 (пер. "Д.с."- С. 84 - 9).

А.И. Кобзев

В начало словаря