Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАЙ ШЭНЬ

Цай Чжунмо, прозв. Цзюфэн сяньшэн ("учитель из Цзю-фэна") 1167, Цзяньян (совр. пров. Фуц-зянь),- 1230

Философ-неоконфуцианец, представитель нумерологич. (слн шу чжи сюэ) направления "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Чжу Си. Осн. соч. - "Хун фань хуан цзи" ("Великий план (с т.зр. учения о) Свыше предопределенном"), "Шу цзи чжуань" ("Собр. коммент. к "Шу (цзину)"), "Цай Цзюфэн ши фа" ("Методы гадания по Цай Цзюфэну"). Особое внимание уделял "Шу цзину", прежде всего главе "Хун фань" ("Великий план"), к-рую истолковывал с позиций разработанного Шао Юном (11 в.) "учения о прежденебесных числах" (сянь тянь шу сюэ). Рассматривал "числа" (шу (1)) как причину и порождения и гибели всего во Вселенной. Относительно познания тайн "чисел" подразделял людей на "совершенномудрых" (шэн (1)) и "профанов" (оу): первые "проникают в числа", для вторых "числа закрыты". Однако, по Ц.Ш., "числа возникают благодаря человеку", "формируются" им; поэтому "вся тьма вещей преуготовляется во мне или собирается мной самим". Поскольку "совершенномудрые" пишут вселенские "числа" благодаря наличию структурообразующего "принципа" (ли (1)), то Поднебесная (природа и социум) имеет возможность посредством этих конкр. "чисел" "прояснять" для себя мировой "принцип". Последний является "корнем" материалообразующей "пневмы" (ци (1)), а "корень" состоящих из нее конкр. "орудий" (ци (2))-дао, к-рое "составляет" ("пишет", "творит" - чжу) "орудия". Настаивал на нерасчленимости "Единого" (и (2)) и "двоицы" (лян - универсальной дуалистичной матрицы): последняя служит уникальным средством познания "Единого", к-рое иначе было бы трудно познать. "Единое" и "двоица" соотносятся как условие существования "духа" (шэнь (1))-самой тонкой субстанции мировых трансформаций, с одной стороны, и условие "длительности" (цзю) всех процессов, т.е. протяженности их во времени,- с другой.

Сюй Юаньхэ

ЦАЙ ЮАНЬДИН

цай юаньдин - см. учитель с гор сишань

ЦАНЬ ТУН ЦИ

цань тун ци - см. единение триады

ЦАО ДУАНЬ

Цао Чжэнфу, Юэчуань сяньшэн ("Учитель из Юэчуаня")

1376, Мяньчи (совр. пров. Хэнань),- 1434

Философ-неоконфуцианец, последователь "учения о принципе" (ли сюэ). Был попечителем учебных заведений окр. Хэчжоу, изучал гл. обр. взгляды Чжу Си (12 в.). Осн. соч. - "Сяо цзин шу цзе" ("Описание и изъяснение "Канона сыновней почтительности"), "Сы шу сян шо" ("Подробное изъяснение "Четверокнижия"), "Цао Юэчуань цзи" ("Собр. соч. Цао из Юэчуаня") и др. Определяя соотношение структурообразующего "принципа" (ли (1)) и материалообразующей "пневмы" (ци (1)), утверждал, что "принцип правит пневмой" (ли юй ци). Выступал против отождествления "Великого предела" (тай цзи) с "пневмой", полагая, что он тождествен "принципу", так же как и "(индивид.) природа" (син (1)). Универсальность "принципа" подразумевает и универсальность "(индивид.) природы", вне к-рой "в Поднебесной нет вещей". Возможность для человека составить "триаду" (сань цай) с Небом и Землей относил на счет интегрирующей функции сознания и психики ("сердца" -синь (1)), "подвижническая" (гунфу) работа к-рого позволяет встать на "Великую дорогу" (да лу) осуществления дао. Проповедовал "передачу (ортодокс, конф.) традиции" (дао тун чжи чуань). Подвергал критике буддизм за фактич. отождествление "(индивид.) природы" с "пустотой" - шуньей (пун), что выводит "природу" за рамки "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)), а учение Лао-цзы - за отождествление дао и "пустотно-сти" (сюй), что, по его мнению, ведет к отрицанию возможности дао управлять "(индивид.) природой".

Сюй Юаньхэ

ЦАОДУН ШКОЛА

Цаодун цзун.

Крупнейшее (наряду с Линьцзи школой) течение в буд. Чань школе. Назв. представляет собой эллипсис от топонимов Дуншань (Ифэн совр. пров. Цзянси) и Цаошань (Ихуан той же пров.), резиденций патриархов Ц.ш.- соответственно Лянцзя (9 в.) и его ученика Бэньшу. Школа преемствовала тезис чаньского мыслителя Сицяня (8 в.): "каждое дело/вещь и есть истинная (таковость)" (цзи ши эр чжэнь), где "истинная (таковость)" (чжэнь (жу)) тождественна "принципу" (ли (1)), понимаемому как "природа будды" (фо син). Ц.ш. отличало повышенное внимание к проблеме "недвойственности" (бу эр), или "отсутствия преград" между "принципами" и "делами/вещами" (см. Ли - ши, ср. учение Ху-аянь школы), "основой" (ти (1)) и "функцией/акциденцией" (юн (2), см. Ти - юн). См. лит-ру к ст. Чань школа.

ЦАРСТВО ХАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРЕМОНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРЕМОНИИ ОБРАЗЦОВЫЕ И ПРАВИЛА БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ

И ЛИ "Образцовые церемонии и правила благопристойности".

Др. назв.- "Ли цзин" ("Канон благопристойности"), "Ши ли" ("Правила благопристойности служилых"). Один из канонич. текстов конфуцианства (см. "Ши санъ цзин"), относящийся наряду с "Ли цзи" и "Чжоу ли" к т.н. "Трем (канонам правил) благопристойности" ("Сань ли", см. Ли (2)), толкующим древние ритуалы, обряды, правила этикета. Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), "И л." - единственный текст, сохранившийся после сожжения конф. книг при императоре Цинь Шихуане (221 - 209 до н.э.) и переданный Гао Таншэном (2 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о тексте "Ши ли" из 17 пяней (глав), к-рый был передан Гао Таншэном и прокомментирован его учениками Дай Дэ, Дай Шэном и Цин Пу; их толкования были официально рекомендованы к использованию в гос. учебных заведениях - сюэ гуань. По одной из традиц. версий, текст "И л." написан Чжоу-гуном (11 в.), по др.- составлен Конфуцием. Совр. исследователи, исходя из описанных в "И л." захоронений, погребальной и жертвенной утвари, относят этот памятник к эпохе Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. до н.э.) и считают, что он был отредактирован в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). В 1959 в Увэе пров. Ганьсу найдены многочисленные фрагменты "И л.", относящиеся к указ, эпохе. Осн. коммент. к "И л."- "И л. цзин" ("Канон образцовых церемоний и правил благопристойности") Чжэн Сюаня (2 в.), "И л. и шу" ("Толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности с разрядкой в тексте") Цзя Гунъяня (7 - 8 вв.), "И л. чжэн" ("Правильное толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности") Ху Пэпхуэя (кон. 18 - 19 в.).

*И л. чжэн и ("Образцовые церемонии и правила благопристойности" в правильном толковании). Цз. 1 - 40 // СББЯ. П. 21, 22. Т. 228 - 43. Шанхай, 1936.

ЦЗА ЦЗЯ

цза цзя - см. школа эклектиков

ЦЗИ

цзи - см. импульс

ЦЗИ КАН

Си Кан, Цзи Шуе

223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 262

Философ, литератор из гос-ва Вэй, один из т.н. "семи мудрецов из бамбуковой рощи" (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе.- Цзи-чжунсань ("советник Цзи"). Казнен за критич. выступления против правящего клана Сыма. По преданию, в преддверии казни к нему обратились три тыс. студентов с просьбой разрешить им считать его своим учителем. Соч. сведены в сб. "Ц.К. цзи" ("Собр. произв. Ц.К."). В обл. натурфилософии придерживался учения об "изнач. пневме" (юань ци (1), см. Ци (1)) как источнике всего сущего; люди и "десять тыс. вещей" возникают в ходе взаимодействия субстантивированных в "пневме" дуальных космич. сил (см. Инь ян). Выступал против принципа "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см. Ю - у). Выдвинул тезис: "Сердце (синь (1)-сознание и психику) и звук разумно считать двумя (разными) вещами" ("Шэн у ай лэ лунь"- "О том, что звук не м.б. грустным и веселым"). Т.к. один и тот же звук может вызывать разные эмоции и мысли, то между внеш. средой и внутр. (сознание и психика) средой человека нет непосредств. связи: она опосредуется человеч. индивидуальностью. Верил в духовное бессмертие человеч. личности (см. Сянь сюэ). Применительно к политико-социальной сфере предложил тезис о "преодолении почитания имен и установлении т.о. естественности" (юэ мин цзяо эр жэнь цзы жань). Это подразумевало "преодоление" искусств, жесткости системы социальных ролей, закрепляемой в сознании людей посредством воспитания ("почитания", "обучения" - цзяо) в духе конф. учения об "исправлении имен" (чжэн мин). "Естественная" устойчивость обществ, отношений, по Ц.К., обеспечивается "почитанием" не этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)) и "имен" (мин (2))- социальных ролей, но естеств. "перемен" (и (4)), а также применением принципа "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)) в управлении. Гл. условием самосовершенствования считал "питание жизненности" (ян шэн), основанной на "уменьшении эгоистич. (потребностей) и ограничении желаний" (шао сы гуа юй). Своими учителями Ц.К. называл Лао-цзы и Чжуан Чжоу. Невысоко оценивал конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), создателями к-рых считал не древних "совершенномудрых" (см. Шэн (1)), а Чжоу-гуна и Конфуция. Ряд соч. посвятил муз. теории и практике.

*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории кит. философии). Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Разд. "Эпохи Вэй, Цзинь, Суй, Тан"). Ч. 1. Пекин, 1990; "Семененко И.И. Ц.К. и нек-рые моменты идеология, борьбы в сер. Ш в. н.э. // Вопросы кит. филологии. М., 1974; Его же. Ц.К. Ода о лютне // Проблемы вост. филологии. М., 1979.

Ли Си

ЦЗИН

цзин - см. тончайшее

ЦЗИН ВЭЙ

Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин (1)) и поперечно-горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. об-во переносится упорядочивающая общекосмич. структура: "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2 вв. до н.э.).

Первый исходный смысл словосочетания Ц.в. - ткацкоделательный: цзин (1) означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй (3)). Производство ткани (сети) в кит. культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus - "сплетение", "ткань"); напр., кит. традиция возводила возникновение иероглифич. письменности к т.н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиц. кит. философии и науки направление цзин (1) соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй (3)- с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в антич. Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Ц.в. первый член (цзин (1)). Он стал обозначением гл. форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин (1)) описывалась и общекосмич. девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" ("Люй-ши чунь цю", 3 в. до н.э.).

Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин (6)) называлась некая идеальная администр. единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей. "Колодец" рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и администр. структуры ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.; "Чжоу ли", 5 - 2 вв. до н.э.). Возможно, пути семантич. эволюции иероглифов цзин (1) ("основа", "канон") и цзин (6) ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-канонич." структура лежит в основе универсальной общеметодологич. классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа): схематич. моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.

Представление о Ц.в. как упорядочивающей "сети" косвенно отразилось в теории кит. медицины. Термин "цзин" (1) имеет там значение "меридиан", "гл. канал" и относится к 12 осн. парафизиологич. "руслам", по к-рым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци |11) в организме. Аналогия с Ц.в. просматривается в назв. системы гл. и второстепенных "каналов" - "энергетич. каркаса" организма: цзин ло ("меридианы и коллатерали").

*Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994.

А.И. Кобзев

ЦЗИН СЮЭ

цзин сюэ - см. каноноведение

ЦЗИН ТЯНЬ

цзин тянь - см. колодезные поля

ЦЗИН ФАН

1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распространения не получило.

2. Ли Цзюньмин. 77 до н.э., Дуньцю обл. Дунцюнь (юго-запад совр. уезда Цин-фэн пров. Хэнань), - 37 до н.э. Каноновед, основатель "учения г-на Цзина" (Цзин-ши сюэ) о "Чжоу и" в русле "школы текстов новых письмен". Занимался также теорией муз. строя. Изучал "Чжоу и" под руководством Цзяо Яньшоу, ученика Мэн Си. Имел звание боши ("д-р", "гл. эрудит"). Заслужил доверие императора докладами-предсказаниями. Дворцовые интриги привели его к возвышению и быстрому падению, умер в тюрьме. Осн. соч. - "Цзин-ши и чжуань" ("Коммент. г-на Цзина к "(Чжо-уским) переменам") в трех цзюанях ("свитках"). В сб. Ма Гоханя (18 в.) "Юйханьшань фан цзи и шу" ("Оставленные (потомкам) книги, собранные в обители Юйханьшань") включен один цзюань "Чжоу и Цзин-ши чжан цзюй" ("Чжоуские перемены" с разбивкой на параграфы и фразы в версии г-на Цзина"), фигурирующий также в сб. Хуан Ши - "Ханьсюэтан цун шу" ("Собр. книг из Зала Ханьского учения") и Сунь Тана - "Хань Вэй эр ши и цзя и чжу". Сведения о жизни и творчестве содержатся гл. обр. в "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Процесс мировых "перемен" (и (4)) Ц.Ф. объяснял "всепроникающими изменениями" (бянь тун, см. Хуа), пронизывающими все сущее. Выступал за использование мантич. расчетов в практике гос. управления.

Создал тринадцатиструнный камертон. Опираясь на принципы соотношения восьми триграмм (ба гуа, см. Гуа), разработал "троичный (звуковой) ряд (с использованием) гексаграмм Сунь ("убыль"), И ("приумножение")" (сань фэнь Сунь И фа), увеличив число муз. тонов с 20 до 60.

Ли Си

ЦЗИН ЦЗИ

цзин цзи - см. гармонизация и вспомоществование

ЦЗИНЬ ЮЭЛИНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗИСЯ

Собрание ученых, прообраз науч. учреждения и учебного заведения - филос. академия, существовавшая более ста лет (сер. 4 - сер. 3 в. до н.э.) в Линьцзы, столице гос-ва Ци (совр. г. Цзыбо пров. Шаньдун).

Назв. академии букв, означает "под (зап. воротами) Цзи", что связано с ее местоположением в городе. По разным данным, основана в годы правления Хуань-гуна (374 - 357 до н.э.) или его сына Вэй-вана (356 - 320 до н.э.). Наивысшего расцвета достигла при Сюань-ване (319 - 301 до н.э.), к-рый пожаловал 76 наиболее видным ученым один из высших придворных титулов шан дафу.

В деятельности Ц. принимали участие представители всех осн. филос. школ того времени, за исключением чистых моистов (мо цзя), с преобладанием представителей школы даодэ цзя (см. Даосизм): Мэн Кэ и Сюнь Куан (конфуцианство), Тянь Пянь и Хуань Юань (даодэ цзя), Шэнь Дао (учения даодэ цзя и легизма), Сун Цзянь (учение даодэ цзя с элементами моизма), Инь Вэнь (даодэ цзя и мин цзя), Тянь Ба и Эр Шо (мин цзя), Цзоу Янь и Цзоу Ши (иньян цзя).

Обсуждавшаяся в Ц. проблематика отражена в энциклопедич. трактате "Гуань-цзы". Доминирующее положение в Ц. занимали представители учений, в той или иной степени опирающихся на постулаты даодэ цзя, что впоследствии дало основание выделить "школу Цзися" (Ц. сюэ).

Ведущими ее представителями считаются Сун Цзянь и Инь Вэнь.

Главное значение Ц. состояло в том, что в условиях официально поощряемой свободной дискуссии здесь уточнялись противоположные теоретич. позиции и одновременно рождались первые формы синтеза осн. идейных направлений. Важное достижение Ц. - расширенна и спецификация гносеопсихологич. тематики в кит. философии.

*Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 217 - 66; Быков Ф.С. Филос. школа *'Ц.- // ПДВ. 1977. №2; Цзинь Шоушэнь. Ц. пай чжи яньцзю (Исслед. направления Ц.). Шанхай, 1930; ЯнХиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 102 - 118; Цай Дэгуй. Ц. цзы-жань гуань чжи цзиньчжань (Развитие взглядов на природу (академии) Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. №1.

В.Ф. Феоктистов

ЦЗИЦЗАН

цзицзан - см. великий учитель цзясян

ЦЗО ЧЖУАНЬ

цзо чжуань - см. весны и осени г-на цзо

ЦЗОУ ЯНЬ

Цзоу-цзы 305 - 240 до н.э.

Ведущий представитель филос. школы иньян цзя. Принадлежал к школе Цзися. Сведения о взглядах и жизни Ц.Я. сохранились гл. обр. в "Ши цзи" Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), "Хань шу" (1 в.) и нек-рых фрагментах "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Как ученый, Ц.Я. пользовался большим авторитетом - именовался "Янем, говорящим о мироздании", с почетом принимался в царствах Вэй, Чжао, Янь и др. Был учителем Чжао-вана, правителя царства Янь.

Ц.Я. приписывается разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия полярных космич. сил инь ян с идеей циклич. порядка "пяти элементов" (у син (1)), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах концепция инь ян не упоминается. Система у син ( 1 ) представлена у него в тезисе о "циркуляции (конце - начале) пяти благодатен" (у дэ чжун ши) как универсальных вселенских начал, в ходе космогенеза возникающих вслед за "разделением Неба и Земли" и обусловливающих миропорядок. Ц.Я. распространил идею цикличности у дэ на историч. процесс, связав ее с этапами расцвета и деградации правящих династий и об-ва в целом. Взгляды Ц.Я. получили развитие в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и в религиозно-оккультной традиции, связанной с гадательной практикой, а также в средневек. историософских концепциях.

Опираясь на нумерологич. расчеты (см. Сян шу чжи сюэ), Ц.Я. развил схему Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 в. до н.э.), определяющую строение и размеры территории "Срединных гос-в" (древнекит. царств), представленной как девятиклеточный квадрат со стороной 9 тыс. ли (возможные в то время значения ли - 477,84 - 497,7 м). Ц.Я. объявил эту территорию 1/9 одного из "девяти (мировых) материков" и 1/8 всей Поднебесной. Подстановка в схему Ц.Я. числовых данных Мэн-цзы определяет Поднебесную как квадрат со стороной 27 тыс. ли, что близко данным, сообщенным в "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) (28 тыс. ли с востока на запад, 26 тыс. ли с юга на север), и реальному диаметру Земли. Источник этих данных остается загадкой для исследователей.

Сохранились сведения, что в "Хань шу", библиографич. разд. "И вэнь чжи" (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) соч. Ц. Я. было посвящено 49 пяней (глав) и 56 пяней - его жизнеописанию, а в 7 в. каноноведом Янь Шигу был написан коммент. "Цзи Ц. Я. со шо" ("Об учениях Ц. Я."). Все эти материалы считаются утерянными.

**Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиц. кит. науки // Совр. историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 27 - 9. См. также лит-ру к ст. Иньян цзя.

ЦЗУНМИ

780 - 841

Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней - "свитков") филос. соч. - "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. собр. соч. об истоках чаньского созерцания"). Ц. составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")- дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин").

Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" - чань) он рассматривал как форму практич. реализации философии ("учение" - цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине - абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем превосходящему их. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.- конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)- воспринятые на примитивном уровне нормы буд. вероучения; хинаяна (сяо чэн); махаянские школы (да чэн)- виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа; у Ц.- по сян цзяо, "учение о разрушении свойств (дхарм)") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фацзаном (1 - 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений").

*О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. к собр. разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992; **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 - 21; Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Ch'an Buddhism // T'P. 1972. Vol. 58. №4; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas C., 1974; Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83- 138. Е.А. Торчинов

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ

цзунхэн цзя - см. школа союзов по вертикали и горизонтали

ЦЗЫ ЖАНЬ

цзы жань - см. естество

ЦЗЫ СЫ - МЭН-ЦЗЫ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗЮ ЛЮ ШИ ЦЗЯ

цзю лю ши цзя - см. девять течений, десять школ

ЦЗЮ ТЯНЬ

цзю тянь - см. девять небес

ЦЗЮ ЦЗИН

цзю цзин - см. девятиканоние

ЦЗЮ ЧОУ

цзю чоу - см. девять предначертаний великого плана

ЦЗЮГУН ДАО

цзюгун дао - см. путь девяти дворцов

ЦЗЮЙШЭ ШКОЛА

Цзюйшэ цзун. Кит. буд. школа, относившая себя к традиции тхеравады (хинаяны, см. Буддизм) и опиравшаяся на трактат инд. мыслителя Васубандху "Абхидхармакоша" (цзюйшэ - транскрипция санскр. "коша"). Созд. в 6 в., в кон. 8 в. стала считаться ветвью Фасян школы. Аналог Ц.ш. в Японии - школа Куся.

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

цзюнь цзы - см. совершенный муж

ЦЗЯ И

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИ

ци - см. нрав

ЦИ ЦЗИН

ци цзин - см. семиканоние

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ

цивилизованность - см. стиль

ЦИН ТАНЬ

цин тань - см. чистые беседы

ЦЮАНЬЧЖЭНЬ ЦЗЯО

цюаньчжэнь цзяо - см. совершенной истины учение

Предыдущая страница Следующая страница