Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГO ЮЙ

гo юй - см. поучения царям

ГАДАТЕЛЬНЫЕ АПОКРИФЫ

ЧЭНЬ ВЭЙ "Гадательные книги", "гадательные апокрифы".

Обобщающее назв. мантич. лит-ры и традиции использования текстов конф. канонов (см. "Ши сань цзин") в гадательной практике, гл. обр. применительно к проблемам управления. Идейное подкрепление эта традиция, распространившаяся в кон. эпохи Зап. Хань (1 в. до н.э.), получила в толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" Сюй Шэня (1 -2 вв.), где "предсказание" (чэнь) отождествлено с "опытом" (янь). Теоретически практика Ч.в. опиралась на ицзинистику (см. "Чжоу и") и учение Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) о "взаимном отклике Неба и человека" (см. Тянь). Традиция Ч. в. растворилась в др. мантич. практиках и прекратила существование как самостоятельное явление культуры после ее формального запрещения в 5 в. См. также Вэй шу.

ГАО СЭН ЧЖУАНЬ

гао сэн чжуань - см. жизнеописания достойных монахов

ГАО-ЦЗЫ

Мыслитель 4 в. до н.э., взгляды к-рого опровергаются в одноименной главе трактата "Мэн-цзы", Согласно т. зр. комментатора "Мэн-цзы" Чжао Ци (2 в.), Г.-ц.- ученик Мэн Кэ (4 в. до н.э.) по имени Бухай, по другой версии - некий философ Хаошэн Бухай ("Благород-норожденный Бухай"), не имеющий отношения ни к Мэн Кэ, ни к назв. главы трактата "Мэн-цзы". Лян Цичао (19 - 20 вв.) считал Г.-ц. предшественником Мэн Кэ.

Г.-ц. уподоблял "индивид, природу" (сын (1)) человека стремнине, к-рую можно повернуть и на восток, и на запад: "Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому как вода не разделяется на вост. и зап.". "Природа - это (все), что дано от рождения" и проявляется, в части., в "стремлении к пище и удовлетворению похоти". Этим взглядам в "Мэн-цзы" противопоставляется концепция "однородности" (тун лэй) доброй природы всех людей: если "однородные" вещи подобны друг другу, то "совершеннемудрые (шэн (1)) и мы - одинаковы".

ГАРМОНИЗАЦИЯ И ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРМОНИЯ

гармония - см. удовлетворение

ГЕГЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕКСАГРАММА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ

ГУН (1). "Обобщение" ("совмещение, генерализация")

Термин кит. философии и логики; этимологич. восходит к изображению сведенных вместе рук. Г. означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта, или имени этого объекта ("общего имени" - Г. мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (Г.) остальные звезды ("Лунь юй"), а ступица - спицы в колесе ("Дао дэ цзин"). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун (2) - синонимом и омонимом Г., совмещающим значения "обществ., публичный, альтруистич. и правительственный, высший, главный". Термин "гун (2)" играл важную роль в утопич. концепциях: "колодезных полей" (цзин тянь - обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), "Великого единения" (Да тун (1)-трактовался как подобное телесному здоровью состояние ор-ганич. гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии).

В "Чжуан-цзы" вселенская функция гун (2), раскрываемая в понятиях "центра/предела" (цзи (2), см. Тай цзи) и "предельно большого" числа 10000 (тьмы), приписывается дао.

Логико-гносеологич. истолкование Г. как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит "Сюнь-цзы", где максимальное обобщение "большое объединяющее имя" - да Г. мин (соответствующее "большому имени" - да мин в "Мо-цзы") "вещь" (у (3)) не является ни универсалией в европ. смысле, т.е. предельно всеохватывающим понятием, т.к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием "вещности".

В совр. кит. яз. иероглиф Г. используется, в части., для передачи понятий "коммунизм" (гунчаньчжуи), "республика" (гунхэго).

** Кобзев А.И. Проблема обобщения в традиц. кит. философии // 15-я НК ОГК. 4.1. М., 1984; Его же. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987. С. 93 - 8.

А.И. Кобзев

ГУ ЯНЬУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУА

гуа - см. гексаграмма

ГУАН ХУН МИН ЦЗИ

гуан хун мин цзи - "ГУАН ХУН МИН ЦЗИ" "Расширенное собр. соч., светоч истины распространяющих"

Буд. антология, сост. в начале 60-х гг. 7 в. монахом Даосюанем из столичного (г. Чанъань) монастыря Сымин. Входит в буд. канон "Да цзан цзин". Представляет собой дополнение буд. антологии нач. 6 в. "Хун мин цзи". Состоит из 30 цзюаней ("свитков"), сведенных в 10 разд., каждый из к-рых открывается кратким предисловием, написанным Даосюанем. Содержит материалы за пер. с 1-й пол. 1 в. по нач. 7 в.: трактаты по общедоктринальной и частной религиозно-филос. проблематике, историографич. соч. и их фрагменты, офиц. документы (имп. декреты, доклады буд. священнослужителей и мирян на высочайшее имя), храмовые надписи, частную переписку и поэтич. произведения. Их авторами являются представители как южн., так и сев. ветвей буддизма в Китае эпохи Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.). "Г.х.м.ц." - наиболее полный источник для изучения состояния и развития кит. буддизма до пер. правления дин. Тан (618 - 907).

*"Г.х.м.ц.". Т. 1 - 10 // СБЦК. П. 112 - 113. Т. 1297 - 13081. Шанхай, б.г.

М.Е. Кравцова

ГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ

гуань инь-цзы - см. мудрец инь с заставы

ГУАНЬ ЧЖУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУАНЬ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУЙГУ-ЦЗЫ

гуйгу-цзы - см. мудрец из ущелья навей

ГУЛЯН ЧЖУАНЬ

гулян чжуань - "Коммент. Гуляна", др. назв. - "Чунь цю Г.ч." ("Весны и осени в версии Гуляна"), "Гулян чунь цю" ("Весны и осени Гуляна").

Один из конф. канонов (см. "Ши сань цзин"); считается коммент. к летописи "Чунь цю", написанным Гулян Чи, к-рый воспринял толкование "Чунь цю" от Цзы Ся - внука Конфуция. "Г.ч." является классич. текстом каноноведческой "школы текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ). Охватывает события пер. от 722 до 481 до н.э. Построен в форме вопросов и ответов, в к-рых акцент делается на изъяснение "принципиального смысла" (и ли) текста. По содержанию близок к "Гунъян чжуани", в описании ряда событий расходится с "Цзо чжуанью". Император Сюань-ди (73-48 до н.э.) дин. Хань учредил звание боши ("д-р", "гл. эрудит") за знание "Г.ч." и ввел этот текст в программу подготовки чиновников. Осн. коммент. - "Чунь цю Г.ч. цзи цзе" ("Сб. разъяснений к "Веснам и осеням" в версии Гуляна") Фань Нина (4 в.); "Чунь цю Г.ч. шу" ("Коммент. к "Веснам и осеням" в версии Гуляна с разрядкой в тексте") Ян Шисюня (7-8 вв.), вошедший в классич. сб. "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."); "Гулян бу чжу" ("Дополненный резюмирующий коммент. к (Коммент.) Гуляна") Чжун Вэньчжэна (19 в.).

ГУМАННОСТЬ

гуманность - см. доброта

ГУН

гун - см. генерализация

ГУНФУ

гунфу - см. подвижничество

ГУНЪАНЬ

гунъань - см. коан

ГУНЪЯН ЧЖУАНЬ

гунъян чжуань - см. весны и осени Гунъяна

ГЭ ХУН

гэ хун - см. мудрец, объемлющий первозданную простоту

Предыдущая страница Следующая страница