Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
ГУАНЬ-ЦЗЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГУАНЬ-ЦЗЫ

Один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произв. разных авторов, в осн. 4 - 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематич. разд. в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из к-рых 10 глав ныне утрачены.

В первонач. варианте сложился в сер. 3 в. до н.э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном ок. 26 до н.э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ? - 645 до н.э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др.- видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа (1)), к-рым должен следовать и сам государь ("закон - отец и мать народа", гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в "Г.-ц." произв. всех гл. филос. школ древнего Китая, представленных в Цзися. "Г.-ц." сначала квалифицировался как даос. ("Хань шу", из. 30, 1 в., см. Даосизм), а затем как легистский ("Суй шу", цз. 34, 6 - 7 вв.) трактат. Последняя г. зр. закрепилась и ныне доминирует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание "Г.-ц." осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. ("эклектич." - цза цзя) произведений типа "Хуайнань-цзы" и "Люй-ши чунь цю", в к-рых представлен широкий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественнонауч. и др., почерпнутых из учений различных школ.

Специфику "Г.-ц." составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конф. (см. Конфуцианство), даос, и легистских идей с включением отд. положений этики мо цзя, учения мин цзя и натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли (2)) и их конечной зависимости от дао, "главенствующего (во всей) тьме вещей". Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну ("закон и есть любовь к народу", гл. 6). Даос, трактовка дао как пустотно-бесформенного и "Беспредельного" (гл. 36 - 38, 49) связана в "Г.-ц." с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое гос-во (гл. 30). В гл. 36 - 38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации ("пристанище", шэ)-дэ (1) и универсальной субстанции- "пневме" (ци (1)), "эссенциальная" (цзин (3)) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь (1)) - всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр -"сердце сердца" (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение совр. исследователи атрибутируют Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школе, на даос, основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян, представляющих собой "великий принцип (ли (1)) Неба и Земли", и "пяти элементах" (у сын (1)), определяющих осн. пространственно-временные характеристики "пневмы". Гл. 39 посвящена Земле (ди (2)) и воде - "первоисточникам тьмы вещей". Вода сопоставлена с дао и названа "кровью и пневмой Земли". Связанный с идеологией "школы дипломатов" (цзунхэн цзя) ведущий социально-экономич. принцип "Г.-ц." - цин чжун ("(установление баланса) легкого и тяжелого") изложен в обозначенных этим термином гл. 80 - 86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. контроля над экономич. жизнью и представление о законосообразном характере обществ, бытия. "Г.-ц." является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).

* Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзицзяо (Собр. редакций "Г.-ц."). Т. 1 - 2. Пекин, 1956; Штейн В.М. "Г.-ц.". Исслед. и пер. М., 1959; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 14 - 57; Maverick L, Tang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues in Ancient China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale (111.), 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965;

**Иванов А. Материалы по кит. философии. Введение. Школа фа. "Хань Фэй-цзы". Пер. СПб., 1912. С. XXXVI - LV; Го Можо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318 - 61; Ло Гэньцзэ. Г.-ц. тань юань (Выявление истоков Т.-ц."). Шанхай, 1931; "Г.-ц." яньцзю (Исслед. Т.-ц."). Сб. 1. Цзинань, 1987.

А.М. Кобзев

В начало словаря