Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАОШАНЬ

ШАНЦИН ШКОЛА Школа "Высшей чистоты", или Маошань.

Одно из направлений даосизма. По преданию, возникла в 364 - 70. Ее основоположниками, якобы получившими откровение от бессмертных "истинных людей" (чжэнь жэнь, см. Чжэнь) "небес Высшей чистоты" (см. Сань цин), считаются даос Ян Си, а также представители южнокит. аристократии Сюй Ми и его сын Сюй Хуэй. Последний создал скит на горе Маошань (к югу от Нанкина), ставший культовым центром Ш.ш. Крупнейшим деятелем школы был мыслитель, алхимик и медик Тао Хун-цзин (5 - 6 вв.), составитель "Чжэнь гао" ("Речи совершенных") - собр. текстов, содержащих "откровения" основоположников Ш.ш. Эта антология и др. труды Тао Хунцзина представляют собой осн. источник для изучения Ш.ш., т.к. весь корпус ее канонич. лит-ры ("Маошань цзин") утрачен. Цель последователей Ш.ш. - обретение бессмертия (см. Сянь сюэ) и вознесение на "небеса Высшей чистоты". Ее религ. практика представляет собой сложные методы психотехники, связанной с использованием как литургич. символизма школы Чжэнъи (дао), так и традиции южнокит. алхимии. Ш.ш. соединила алхимию, традиц. фармакопею и магию южно-даос. оккультизма с пантеоном и ритуалом Чжэнъи. В отличие от последней Ш.ш. ориентировалась не на общинную литургию, а на индивид, религ. практику. Для ее учения характерно использование ряда буд. идей.

Ш.ш. стоит у истоков даос, монашества. Нек-рые деятели этой школы оказывали значит, воздействие на идеологич. ориентацию и политич. курс императоров пер. Южн. и Сев. династий (420 - 589) и дин. Тан (618 - 907). Так, приверженец Ш.ш. Сыма Чэнчжэнь был советником танского императора Сюань-цзуна (8 в.). С 9 в. авторитет школы начал падать. В наст, время число ее последователей незначительно. Учение Ш.ш. оказало сильное влияние на кит. поэзию 5 - 8 вв. В части., сан ее священнослужителя имел великий поэт Ли Бо (8 в.).

**Strickmann M. The Мао Shan Revelations: Taoism and Aristocracy // T'P. 1977. Vol. 63. N 1; Id. Le Taoisme du Mao-chan: chronique d'un revelation. P., 1981; Kirkland J.R. The Last Taoist Grand Master at the T'ang Court; Hah-kuang and T'ang Hsuan-tsung // T'ang Studies. Vol. 4. S.L., 1986.

E.A. Торчинов

МАХАЯНА ШРАДДХОТПАДА ШАСТРА

махаяна шраддхотпада шастра - см. шастра о пробуждении веры в махаяну

МЕТОД

метод - см. абсолют

МЕХАНИЗМ

механизм - см. импульс

МИ ШКОЛА

ми школа - см. тайная школа

МИЛОСЕРДИЕ

милосердие - см. доброта

МИН

мин - см. имя/понятие

МИН СЯН ЦЗИ

мин сян цзи - см. потустороннего мира вести

МИН ТАН

мин тан - см. просветления зал

МИН ЦЗЯ

мин цзя - см. диалектики

МИНЬ БЭНЬ

минь бэнь - см. народность

МИРОВИДЕНИЕ

ЖЭНЬШЭНГУАНЬ

"Жизнесозерцание", "жизневосприятие", "мировидение" - филос. понятие, разработанное Чжан Цзюньмаем (1887-1968) на основе иррациональных теорий нем. философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Г. Дриша

и франц. интуитивиста А. Бергсона.

Гл. предмет споров в ходе дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг.

У Чжан Цзюньмая Ж.- филос. дефиниция отношения между "я" (внутр. миром человека) и "не-я" (внеш. стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков:

1) система большой семьи - система малой семьи;

2) патриархат - равенство между полами;

3) обществ, собственность - частная;

4) "духовная" цивилизация - "материалистичная";

5) консерватизм - реформаторство;

6) сотрудничество - индивидуализм и разобщенность;

7) альтруизм - эгоизм; 8) оптимизм - пессимизм;

9) теизм - атеизм (политеизм) или пантеизм - монотеизм.

Т.о., Ж. в интерпретации Чжан Цзюньмая близко к понятию mentalite - как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, "всякий продукт человеч. духа", чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности. Ж. осн. на интуиции, непосредств. постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. понятие Ж. противополагалось "науке" (кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике: Ж. субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально; "наука" объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна. В более широком филос. и социально-историч. плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства "духовной" культуры Востока (в части., Китая) над "материалистичной" культурой Запада, а с др.- тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. ("в качестве основы") и зап. ("для практич. применения") систем ценностей.

Трактовка Чжан Цзюньмая оказала определенное воздействие на прочтение понятия Ж. в последующий пер., обусловив тонкие смысловые различия совр. кит. филос. терминов Ж. ("мировидение") и шиц-зегуань ("мировоззрение"): первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. миру человека, второй - взгляд индивидуума на свое место в мире.

*Чжан Цзюньмай. Жэньшэнгуань (Жизнесо-зерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923; Его же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзайцзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке как ответ Дин Цзайцзюню) // Там же. **Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая: традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987. №4.

С.Р. Белоусов

ДАЙ ДЭ

ДАЙ ДЭ Дай Яньцзюнь, Да Дай ("старший Дай", в отличие от его племянника Дай Шэна - "младшего Дая"). 2 в. до н.э.

Каноновед, основатель Да Дай сюэ ("учения старшего Дая")- одного из направлений традиции толкования текстов о конф. нормах ритуальной "благопристойности" (ли (2)), восстановленных гл. обр. благодаря устной передаче и записанных "новыми" (реформированными) письменами (см. Цзин сюэ). Выходец из обл. Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Служил наставником наследника престола. Изучал учение о ритуальной "благопристойности" у Хоу Цана. Сост. сб. высказываний о ли (2), содержавшихся в древних памятниках конф. традиции, и описаний этико-ритуальных установлений - "Да Дай ли цзи" ("Записки старшего Дая о нормах ритуальной благопристойности") в 85 пянях (главах), к-рые после обработки их Дай Шэном легли в основу известного ныне канонич. текста "Ли цзи" ("Записки о нормах ритуальной благопристойности"). Из соч. Д.Д. сохранились 39 пяней.

МИРЫ ДХАРМ

миры дхарм - см. сферы дхарм

МИСТИЧЕСКОЕ

мистическое - см. тьма

МО ДИ

мо ди - см. мо-цзы

МО ЦЗЯ

мо цзя - см. школа мо

МОНДО

мондо - см. вопрос-ответ

МОРАЛЬ

мораль - см. абсолют

МОРАЛЬНАЯ СИЛА

ДЭ (1). "Добродетель", "благодать" ("качество", "дарование", "достоинство", "достояние", "доблесть", "моральная сила", "закономерность").

Манифестация дао - одна из фундамент, категорий кит. философии. Иногда отождествлялась с кармой (см. Е), mana и virtus. Использовалась для передачи буд. понятия "гуна" (см. Лю чэнь). В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отд. существа или вещи, т.е. индивид, "благодати", поэтому часто определяется посредством омонима дэ (2)- "достижение". Поскольку специфику человека кит. мыслители конф. толка обычно усматривали в способности придерживаться "долга/справедливости" (и (1)) и "благопристойности/этикета" (ли |2)), его Д. в основном понималось как "добродетель", хотя могло означать, подобно греч. arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивид, качеством, Д. относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому "благодать" для одних может негативно оцениваться другими. Д.- собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная "благодать" часто выделяется посредством спец. эпитетов: "предельная", "великая", "таинств.", "сиятельная" (чжи (5), да (2), сюань, мин (3)) и т.п. То, что для конкр. индивида является его "частной", или "отд. благодатью" (сы, ли Д.), напр. незаконное обогащение, с т.зр. "общей благодати" (тун Д.) оценивается как "нечестивая", "темная", "развратная" или "плохая благодать" (сюн, хунь, цзянь, э Д.) (см., напр., "Цзо чжуань ), Как "внутр.", органичное и естеств. качество Д. составляет осн. оппозицию с "внеш." физич. силой, насилием (ли (4)), наказаниями (син (4)) и законом (фа (1)) ("Лунь юй", "Дао дэ цзин", "Гуань-цзы", "Чжуан-цзы", "Хань Фэй-цзы"). Сочетание "у Д."- "пять благодатей" со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично у син ( 1 )- "пяти элементам".

В "Лунь юе" "благодать" изречен на, более того - родит дар слова, состоит в "верности" (чжун (2), см. Чжун шу), "благонадежности" (синь (2)) и "долге/справедливости", противостоит прельщающей внешности (цветовому образу - сэ) и почвенной закоренелости (ту). "Благодатью" следует отвечать на "благодать", а не на вражду, что соответствует мысли "Ши цзина": "Нет безответной благодати". В отношениях же между Д. благодать "благородного мужа" (цзюнь цзы) доминирует над благодатью "ничтожного человека" (сяо жэнь), как ветер - над травой. Идеальна гармония между Д. правителя и подданных, выражаемая главным тезисом "Да сюэ" об обществ. благоустройстве как "выявлении сиятельной благодати в Поднебесной", к-рое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.

В "Чжуан-цзы" предельное всемогущество дао проявляется в естеств. детерминизме "благодати": "Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи (5)) благодати". Д. "проникает (тун (2)) в небо и землю", подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравств. норму и "долг/справедливость", долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкр. личности - высокорослость, дородство, красота, а "предельная благодать сердца" - бесстрастие.

Восходящие к "Лунь юю" и "Чжуан-цзы" соответственно конф. и даос, трактовки Д. развивались в русле эволюции концепций дао.

А. И. Кобзев

МОУ ЦЗУНСАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОУ-ЦЗЫ

2 - нач. 3 в. Один из первых кит. апологетов буддизма. Автор трактата "Ли хо лунь" ("О понимании и заблуждении"; др. назв. - "М.-ц. ли хо лунь", "Моу-цзы"), построенного в виде диалога между защитником и противником буддизма. Для объяснения буд. доктрин использовал даос, термины и традиц. кит. фразеологию. Опровергал утверждение о забвении буд. монахами принципа "сыновней почтительности" (сяо (1), см. Сяо ти, "Сяо цзин"), настаивая на широкой трактовке этого принципа как заботы о "спасении" родителей. Оспаривал положение антибуд. пропаганды об "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь"), апеллируя к похоронным ритуалам китайцев (обращение к душе покойного с призывом "вернуться" и т.п.). Появление буддизма в Китае связывал с императором Минди (58 - 75) дин. Вост. Хань: привел легенду о его вещем сне и посылке им на Запад посольства, для к-рого в граничащих с империей Хань владениях народа юэчжи была написана "Сутра о сорока двух главах" ("Сы ши эр чжан цзин")- компиляция из буд. канона (предположительно создана в пер. 58 - 147, с предисл. кон. 2 в.). Трактат "Ли хо лунь" вошел в буд. антологию 6 в. "Хун мин цзи".

**Янгутов Л.Е. Трактат "Лихолунь" как источник по истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.

По материалам Л.Е. Янгутова

МО-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МО-ЦЗЫ. ФИЛОС. ТРАКТАТ

Филос. трактат 5 - 3 вв. до н.э., излагающий учение школы мо цзя.

Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди (5 - нач. 4 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Бань Гу упоминается кн. "М.-ц." из 71 пяня (главы). Согласно источникам эпохи Суй (6 - нач. 7 в.), трактат состоял из 15 цзюаней ("свитков"), эпохи Сун (10-13 вв.) -61 пяня, "Сы ку цюань шу цзун му" (18 в.) -53 пяней. Нумерация и порядок глав "М.-ц." определены в кон. 1 в. до н.э. Лю Сяном.

В 15 в. трактат включен в "Дао изан".

Первые три главы - "Цинь ши" ("Приближение служилых"), "Сю шэнь" ("О самовоспитании"), "Со жань" ("Влияние примера") приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы "Шан сянь" ("Почитание мудрости"), "Шан тун" ("Почитание единства"), "Цзянь ай" ("Всеобщая любовь"), "Фэй гун" ("Против нападений"), "Цзе юн" ("За экономию в расходах"), "Цзе сан" ("За экономию при захоронениях"), "Тянь чжи" ("Воля Неба"), "Мин гуй" ("Духовидение"), "Фэй юэ" ("Против музыки"), "Фэй мин" ("Против судьбы"), "Фэй жу" ("Против конфуцианцев") излагают основы учения Мо-цзы и ранних моистов. Их дополняют главы "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы го" ("Осуждение крайностей"), "Сань бянь" ("Три доказательства"). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах "Гэнь Чжу", "Гуй и" ("Ценить справедливость"), "Гун Мэн", *"Лу вэнь" ("Вопросы луского правителя"), "Гун Шу". Шесть глав - "Цзин шан" ("Канон, часть первая"), "Цзин ся" ("Канон, часть вторая"), "Цзин шо шан" ("Пояснения к первой части Канона"), "Цзин шо ся" ("Пояснения ко второй части Канона"), "Да цюй" ("Большой выбор"), "Сяо цюй"

("Малый выбор") - объединены названием "Мо цзин" ("Моистский канон"), или "Мо бянь" ("Моисты-спорщики"); в раннем средневековье название "Мо бянь" относили только к первым четырем из перечисленных глав. "Канон" излагает взгляды поздних моистов, главным образом по проблемам познания и логики, затрагивая также области математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 следующих глав, начиная с "Бэй чэн мэнь" ("Подготовка к обороне городских ворот"), посвящены искусству фортификации и обороны крепостей.

Известно, что "Мо бянь" еще в кон. 3 - нач. 4 в. комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию "М.-ц." возрос в 17-18 вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и Ван Чжуну. В кон. 19 в. Сунь Ижан, обобщив предыдущие коммент. труды, написал "М.-ц. цзянь гу" ("Доступное толкование М.-ц."), к-рое сделало текст книги доступным для науч. исследования. Текстологич. проблемами и атрибутированием глав "М.-ц." занимались видные кит. ученые: Лян Цичао, Ху Ши, Чжань Цзяньфэн, Тань Цзефу, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Ло Гэньцзэ, Фэн Юлань, Ду Госян, Хоу Вайлу, Го Можо, Жэнь Цзиюй, Ян Юнго, Ху Цюйюань и др. См. также ст. Мо Ди, Мо цзя.

*ЧЦЦЧ. Т. 4. Шанхай, 1957; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Титаренко М.Л. Кн. "М.-ц." как литературно-художеств. памятник // Лит-pa древнего Китая. М., 1969; Его же. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1972. С. 66 - 98; Из кн. "М.-ц." // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

М.Л. Титаренко

МРАК

мрак - см. тьма

МУДРЕЦ ИЗ УЩЕЛЬЯ НАВЕЙ

ГУЙГУ-ЦЗЫ ("Мудрец из Ущелья навей")

Основополагающий трактат древнекит. школы политич. философии цзунхэн цзя (букв, "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных (политич. связей)"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже.

Сов р. текст "Г. -ц.", осн. на комментированной редакции Тао Хунцзина (5 - 6 вв.), снабженный послесловием Жуань Юаня (18 - 19 вв.) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянъ), две из них ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, к-рому приписывается еще одно соч. - "Г.-ц. тянь суй лин вэнь" ("Духовный текст Мудреца из Ущелья навей о небесной сердцевине" - два "свитка"), как и "Г.-ц.", входящее в собр. даос, текстов "Дао цзан". В "Каталоге к Дао цзану" ("Дао цзан му лу", 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в "Ши цзи" (гл. 69, 70) Сыма Цяня

*(2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзунхэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что "Г.-ц."- это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), к-рый, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании "Г.-ц.".

Выраженные в трактате воззрения в осн. представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное"-ци (1)) и "принципосообразное" (ли |1)), но "телесно" (син (2)) не оформленное исходное состояние к-рого наз. "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы гл. структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди (2)), инь (1) и ян (1), "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ (21), к-рые вместе с аналогичной парой пи (синоним бай) и хэ (2J из "Чжоу и" ("Си цы чжуань", I, 11) восходят к мифологич. образу ворот, философско-поэтически осмысленному в "Дао дэ цзине" (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в "Г.-ц." теоретич. обоснованием легистских принципов политич. прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим назв. гл. 5. Но "чтобы знать др. людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь (1))" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь (1)) является гл. среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь, см. Хунь по), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин (3)), "воля" (чжи (3)). Согласно "Г.-ц.", имена (мин (2)) "рождаются" от "реалий" (ши (2)), а "реалии" - от "принципов" (ли (1)). Совместно выражая чувственные свойства (цин (2), см. Сип (1)), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ (1)).

**Kim Chung-Se. Kuei-kuh-Tze, der Philosoph vont Teufelstal (Einleitung und ubersetzung des Textes) // Asia Major. 1927. №4.

МУДРЕЦ ИНЬ С ЗАСТАВЫ

ГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ "Мудрец Инь с заставы"

Даос, трактат, др. назв. - "Ушан мяо дао вэнь ши чжэнь цзин" ("Истинный канон начала письмен высочайшего и чудесного дао").

Приписывается Инь Си - полулегендарному древнему мудрецу, современнику Лао-цзы (6 в. до н.э. ?). Однако следы буд. влияния, терминология и особенности языка "Г. И. -ц." свидетельствуют о его средневек. происхождении, предположительно ок. 8 в., когда он был якобы обнаружен даосом Тянь Тунсю в стене дома, будто бы принадлежавшего Инь Си. Возможно, "Г. И. -ц." написан позднее - в 10 или Ив. Трактат состоит из девяти глав в одном цзюане ("свитке"). В центре его - понятие дао, к-рое характеризуется как трансцендентальное условие речи и мышления, недоступное, однако, ни вербализации, ни интеллекту, условие существования всего сущего, его порождающий принцип и детерминирующее начало, уподобляемое горшечнику, делающему кувшины; вместе с тем дао имманентно миру. В отличие от древних даос, памятников (особенно "Чжуан-цзы") "Г. И. -ц." определяет дао как "единую вещь" (и у) , относительно к-рой не существуют никакие отд. единичности или индивиды (в "я" нет "я", в дао нет "я" ). Цикличность дао выражена в "Г. И. -ц." образом замкнутого водоема. Дао уподобляется также морю, вмещающему в себя все воды и тем не менее не переполняющемуся. На учении "Г. И. -ц." сказалась философия буддизма виджнянавады (см. Вэйши школа), утверждающая, что все сущее является порождением некоего трансцендентального сознания. В трактате утверждается, что дао своей "мыслью" (сы (2)) творит мир так же, как спящий порождает образы сновидений. На содержание "Г. И. -ц." повлияла и отрицательная диалектика буд. школы мадхьямика (см. Саньлунь школа), использующаяся для доказательства несуществования какой-либо самосущей единичности, утверждения всеобщей обусловленности, взаимосвязи, относительности всех явлений и реальности только целого.

Хотя "Г.И.-ц." представляет собой чрезвычайно оригинальный и сложный филос. текст, позднее его появление (когда даос. традиция уже полностью сложилась), сильное буд. влияние и значит, своеобразие привели к тому, что он остался на периферии даос, учения, не оказав серьезного влияния на его развитие. Нек-рые образы "Г.И.-ц." (в части., рыба, бесконечно плавающая по круглому бассейну, как метафора цикличности дао) использовались в кит. классич. поэзии, напр, в стихах Хуан Тин-цзяня (11 в.).

*Г.И.-ц. // СЕБЯ. Т. 151. Шанхай, 1936; **Торчинов Е.А. Даосизм. М., 1993. С. 223- 41; Wieger L. A History of the Religious Beliefs aud Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien. 1927. P. 570 - 73.

E.A. Торчинов

МУДРЕЦ, НОСЯЩИЙ ШЛЯПУ ИЗ ПЕРЬЕВ ФАЗАНА

мудрец, носящий шляпу из перьев фазана - "ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ" "Мудрец, (носящий) шляпу (из перьев) фазана". Трактат, содержащий обоснование легистской (см. Легизм) доктрины соотношения "наказаний" (син (4)) и "имен" (мин |2), См. также Син (2)) посредством даос. (см. Даосизм) филос. концепций, а также рассуждения по поводу военного искусства. Приписывается мыслителю-отшельнику 5 в. до н.э. (?) из царства Чу, наст, имя неизвестно. По версии комментатора трактата Лу Тяня (11 - 12 вв.), Хэ Гуань-цзы "вначале следовал Хуан(-ди)-Лао(-цзы) учению, но к концу жизни стал придерживаться учения легистов". В библиографич. разд. "Хань шу" (1 в.) упомянут "Х.Г.-ц." из одного пяня (главы), отнесенный к разд. даос, текстов ("Дао цзя"), в "Суй шу" ("История дин. Суй", 7 в.)- соч. из трех цзюаней ("свитков"). Хань Юй (8 - 9 вв.) сообщал о 16 пянях; в каталоге, сост. Чао Гунъу (12 в.), говорилось о восьми цзюанях и 51 пяне, из к-рых к тому времени сохранилось 19. Аутентичность совр. текста из трех цзюаней и 19 пяней сомнительна, возможно, он создан Лу Тянем.

МУДРЕЦ, ОБЪЕМЛЮЩИЙ ПЕРВОЗДАННУЮ ПРОСТОТУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУДРОСТЬ

мудрость - см. интеллект

МЭН КЭ

мэн кэ - см. мэн-цзы

МЭН-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭН-ЦЗЫ. КОНФ. КАНОН

мэн-цзы. конф. канон - "МЭН-ЦЗЫ"

Один из конф. канонов.

По поводу авторства существуют различные т. зр., но большинство кит. и зап. синологов сходятся на том, что книга составлена учениками и последователями Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) после смерти мыслителя. Возможно, в ее написании принимал участие и сам Мэн Кэ, но окончательную редакцию она приобрела к 3 в. до н.э. Философы указ, столетия, в части. Сюнь Куан, часто ссылаются на высказывания Мэн Кэ, зафиксированные в "Мэн-цзы".

В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается кн. "М.-ц." из семи пяней (глав). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о трактате "М.-ц." из 11 пяней. Это разночтение вызвано тем, что существовал еще один трактат "М.-ц"- "Мэн-цзы вай шу" ("Неканонич. Мэн-цзы") из четырех пяней, причисленных автором "Хань шу" к осн. корпусу "Мэн-цзы". Впоследствии эти главы были утеряны, а существующий ныне текст "М.-ц. вай шу" представляет собой подделку кисти Яо Шилиня (15 в.). Основу дошедших до нас семи глав "М.-ц." составляют записи бесед и рассуждений Мэн Кэ о политике, морали, философии, образовании, сведения о его деятельности. Кн. является достаточно цельным произведением, хотя не отличается строгой последовательностью в изложении отд. проблем.

"М.-ц." уделялось большое внимание со стороны конф. ученых, она обросла огромными коммент. и толкованиями. Наиболее авторитетными считаются коммент. Чжао Ци (2 в.), Чжу Си (12 в.) (последний ввел "М.-ц." в ранг конф. канонов и включил в классич. "Четверокнижие"- "Сы шу"), Сунь Цифэна (кон. 16- 17 в.), Дай Чжэня (18 в.), Цяо Сюня (18 -нач. 19 в.), Юань Юаня (18- 19 вв.), Вэй Юаня (кон. 18 - 19 в.) и др. Кн. "М.-ц." оказала фундаментальное влияние на развитие как ортодокс, конфуцианства, так и кит. философии в целом. Переведена на рус., англ, и нем. языки.

*Мэн-цзы чжэн и ("М.-ц." в правильном толковании) // ЧЦЦЧ. Т. 2. Шанхай, 1935; Попов П.С. Кит. философ Мэн-цзы. Пер. с кит. с примеч. СПб., 1904; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 225 - 48; Legge J. The Works of Menclus // The Chinese Classics. Vol. II. Oxf., 1895; Wilhelm R. Mong Dsi (Mong Ко). Jena, 1916.

В.Ф. Феоктистов

МЯГКОСТЬ

мягкость - см. удовлетворение

Предыдущая страница Следующая страница