Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАО УЧЕНИЕ

лао учение -

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ См Даосизм

ЛАО-ЦЗЫ

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"

Древнекит. философ, к-рому приписывается авторство на классич. даос, филос. трактат "Дао дэ цзин".

Совр. наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. до н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. до н.э. в царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Л.-ц. предпринял путешествие на запад. На по-гранич. заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Л.-ц. написал "Дао дэ цзин", в к-ром изложил свое учение.

Позднее личность Л.-ц. была мифологизирована. При дин. Хань он объявляется воплощением дао, существовавшим изначально, "прежде Неба и Земли", и начинает почитаться как высшее даос, божество - Лао-цзюнь ("Престарелый государь"). Возникает учение о его многочисленных воплощениях как мудрого наставника государей древности, в т.ч. мифич. Желтого императора (Хуан-ди). Культ Л.-ц. характерен для всех направлений даосизма, а вера в то, что Л.ц. даровал откровение магу Чжан Даолину (2 в.) и назначил его и его потомков своими наместниками на земле, лежит в основе религ. доктрины школы Чжэнъи (дао). В пер. проникновения в Китай буддизма получила распространение доктрина "хуа ху" ("просвещение варваров"), согласно к-рой буддизм возник вследствие проповеди прибывшего в Индию Л.-ц. ("Сань го чжи", "Ши шо синь юй"). По одной из легенд, он даже оплодотворил мать царевича Сиддхартхи - будущего Будды Шакь-ямуни. По-видимому, доктрина "хуа ху" возникла в буд. кругах и использовалась в проповедчески-пропагастических целях, затем по мере усиления позиций буддизма была забыта в среде своего возникновения и воспринята даосами как оружие против буддистов. Позднее в даос, школах, склонявшихся к синкретизму (см. Сань цзяо), идея "хуа ху" воспринималась как указание на единый (даос.) источник двух учений. В ср. века Л.-ц. было приписано авторство на значит, число канонич. текстов "Дао цзана".

**Ян Хиншун. Древнекит. философ Л.-ц. и его учение. М.-Л., 1950; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; SeidelA.K. Le divinisation de Lao-tseu dans taoisme des Han // Publications de PEcole Francaise d'Extreme Orient. Vol. 71. P., 1969. См. также лит-ру к ст. "Дао дэ цзин".

Е.А. Торчинов

ЛЕГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕ-ЦЗЫ

Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?).

Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. филос. соч., в основном выдержанным в духе ранней даос, мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.". Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. даос, представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан(-ди)- Лао(-цзы) учение), а также философия сюань сюэ.

В трактате излагаются положения даос. натурфилософии и космологии, в части. учение о постепенном развертывании единого первоначала - "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. до н.э.): единств, ценностью для человека является его собств. материальное благополучие и процветание, тогда как следование иным этич. нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. людей. Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. беседа между Гуань Чжуном (7 в. до н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6 - 5 вв. до н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позволяют предположить, что данная глава является позднейшей интерполяцией.

В "Л.-ц." нашли отражение и даос. утопич. идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"). Текст трактата неоднократно переводился на европ. языки.

*Ле-цзы чжу (Л.-ц. с коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер., вступ. статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 212 -24; "Шуцкий Ю.К. Осн. проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки коллегии востоковедов. 1928. Вып. 2; Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. №2.

E.A. Терминов

ЛИ

ли - см. церемонии

ЛИ - ЦИ

ли - ци - см. принцип - пневма

ЛИ - ШИ

ли - ши - см. принципы - дела/вещи

ЛИ АО

ли ао (1). Ли Сичжи. 772, Чэнцзи обл. Лунси (к востоку от совр. Циньаня пров. Ганьсу) или обл. Чжао,- 841.

Философ, литератор. Имел высшую ученую степень цзиньши, был чл. ("д-ром"- боши) импер. Гос. академии (Гоцзы), дослужился до поста правителя области. Испытал сильное влияние буддизма. Осн. соч.- "Фу син шу" ("Кн. о возрождении (индивид.) природы"), "Ли Вэнь-гун цзи" (Собр. произв. Ли - князя Культуры). Стремился к синтезу конф. и буд. концепций на основе идей "Чжун юна". Пытался применять буд. понятийный аппарат для анализа конф. учения о соотношении "сердца" (синь (1)-сознания и психики) и человеч. "(индивид.) природы" (син (1)). Считал "коренную природу" (бэнь син) - исконное природное начало у всех людей в равной степени "добрым" (шань). Соприкосновение ее с вещами внеш. мира рождает чувства (цин (2)) и неизбежные чувственные заблуждения. Лишь отбросив их, можно восстановить "дао (индивид.) природы", выражающееся в подчинении зрения, слуха, речи и действий правилам этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Тот, кто способен т.о. "довести до предела собств. природу", может "довести до предела" и "природу" др. людей, а также вещей, т.е. привести мир к абсолютной гармонии "срединности и постоянства". "Возрождение" и "доведение до предела собств. природы" требует поэтапного совершенствования сознания и психики. Прежде всего следует исключить "рождение чувств", "освящая размышления и помыслы", т.е. сосредоточиваясь на высоких духовных ценностях. Следующий этап "возрождения природы" - познание такого состояния, при к-ром "мысль отсутствует и присутствует" одновременно и к-рое "отделено от движения и покоя" (см. Дун - цзин). Завершает этот процесс "достижение искренности" (чжи чэн, см. Чэн (1)), некоей границы "совершенной мудрости" (см. Шэн (1)), дающей возможность, внутренне пребывая в "тишине и бездвижности", "обозреть Небо и Землю", "ощущением пронизать всю Поднебесную", в к-рой не остается ничего невидимого и непостижимого. Отрицал возможность познания мира за счет изучения внеш. вещей и их свойств. Политич. учение Л.А. представляет собой интерпретацию положений Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о незыблемости социальных ролей (см. Чжэн мин). Основой обществ, порядка считал учение "Шести канонов" ("Лю цзин"). Был активным сторонником идеи "возрождения древности" (фу гу) и развития лит. стиля гувэнь (см. Хань Юй).

*Ли Вэнь-гун цзи. Л.А. чжуань (Собр. произв. Ли - князя Культуры. (С приложением) биографии Л.А.). Цз. 1 - 18. Шанхай. Б.г. // СБЦК. П. 134. Т. 1525 - 26.

ЛИ ГОУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ СЮЭ

ли сюэ - см. учение о принципе

ЛИ ТУН

Ли Юаньчжун, Янь-пин.

1093, Цзяньфу, округ Наньцзяньчжоу (ныне Нанкин пров. Фуцзянь).

Философ, последователь Чэн И (учился у одного из учеников этого мыслителя). К ученикам Л.Т. причислял себя Чжу Си. Л.Т. не смог пробиться на гос. службу, но получил известность как ученый и педагог. Высказывания Л.Т. были сведены Чжу Си в сб. "Яньпин да вэнь" ("Ответы Яньпина на вопросы"). Считал признание выдвинутого Чэн И положения о "делении единства принципа (ли (1)) на особенное" (ли и фэнь шу) критерием различения истинно конф. учения и "ересей". По Л.Т., "единство принципа" (ли и) тождественно "Великому пределу" (тай цзи) как источнику всего сущего. В ходе развертывания мировых трансформаций "единство принципа" делится на "частное/особенное" (шу (5)) - частные проявления всеобъемлющего "небесного принципа" (тянь ли). Полагал, что человек выделяется из мира живой природы благодаря особому качеству присущей ему "пневмы" (ци (1)), гармонизированной и "одухотворенной" этич. "пятью постоянствами" (у чан, см. Сань ган у чан). Учение Л.Т. о познании основано на тезисе о "единстве принципа и сердца (синь (11)" (ли юй синь и), достигаемом посредством "телесного постижения" (ти жэнь) "небесного принципа" с помощью "подвижнического сидения в покое" (цзин цзо гунфу), т.е. совершенствования в медитации.

ЛИ ЦЗИ

ли цзи - см. записки о нормах поведения

ЛИ ЧЖИ

Линь Цзай, прозе. Чжоу, Хунфу, Вэньлин цзюйши ("отшельник из Вэньлина"). 1527, Цзиньцзян окр. Цюань-чжоу пров. Фучжоу, - 1602.

Мыслитель-вольнодумец. Происходил из обедневшей ку-печ. семьи китайцев-мусульман. Учился у Ван Би (2), сына Ван Гэня. Имел звание боши ("д-ра") нанкинской и пекинской гос. академий (Гоцзы), занимал высокие посты по ведомству ритуалов и ведомству наказаний. За вольнодумство и "введение народа в соблазн" заключен в тюрьму, где покончил с собой. Осн. соч. - "Ли-ши фэнь шу" ("Сжигаемая книга г-на Ли"), "Сюй фэнь шу" ("Продолжение сжигаемой книги"), "Цзан шу" ("Береженая книга"), "Сюй цзан шу" ("Продолжение береженой книги"), "Ли Вэньлин цзи" ("Собр. соч. Ли из Вэньлина"). Рассматривая конф. канонич. книги - "Шесть канонов" ("Лю цзин"), "Лунь юй" и "Мэн-цзы" как "записи высказываний учителей, сделанные по памяти бестолковыми учениками" и "расхваленные чиновными историографами", отрицал их значимость как универсального источника истины ("Фэнь шу"); отвергал непогрешимость Конфуция ("Цзан шу"). В филос. построениях Л.Ч. ощущается влияние Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) и буд. Чань школы, но фундаментальные заключения носят оригинальный характер. Оспаривал общую для неоконфуцианства идею отождествления "Единого" (и |2)), структурообразующего вселенского "принципа" (ли 11|) и "Великого предела" (тай цзи) как источника "вещей" феноменального мира; считал таким источником "двоицу" (лян), т.е. дуальные космич. силы инь ян ("Фэнь шу"). Развивая положение Ван Янмина о "благосмыслии" (лян чжи)- врожденном "знании блага", Л.Ч. делал акцент на идее "сердца ребенка" (тун синь) как "истинного сердца" (чжэнь синь, см. Чжэнь)- глубинной основы "благосмыслия", потенции различения блага. В чань-буд. духе отрицал наличие вещей "вне сердца (синь (1))", т.е. вне сознания и психики индивидуума (там же). Доказывал, что истина и ложь не отрицают, а дополняют и обусловливают друг друга подобно вселенским дуальным силам. Исходя из той же доктрины взаимодействия противоположностей как условия функционирования природы и об-ва, выступал против чрезмерной социальной приниженности женщин. Оспаривал необходимость следования исключительно древним образцам в лит-ре и искусстве, ратовал за повышение культурного статуса романа и драмы, считавшихся "низкими" жанрами.

*Цзан шу. Т. 1 - 4. Пекин, 1974; Сюй цзан шу. Т. 1 - 2. Пекин, 1974; Фэнь шу. Сюй фэнь шу. Пекин, 1975; **Манухин B.C. Взгляды Л.Ч. и творчество его современников // Труды межвузовской науч. конф. по истории литератур зарубеж. Востока. М., 1970; КобзевА.И. Рец. на кн.: J.-F. Billeter. Li Zhi, philosophe maudit (1527 - 1602) // HAA. 1981. №3; Чжу Цяньчжи. Л.Ч. Ухань, 1957; Чжан Цзянь. Л.Ч. пинчжуань (Биография Л.Ч. с коммент.). Фучжоу, 1981; De Вагу W.T. Li Chih: A Chinese Individualist // Asia. 1969. Vol. 14; Billeter J.-F. Li Zhi, philosophe maudit (1527 - 1602). Gen.-P., 1979; Chan Hok-Lam. Li Chih, 1527 - 1602, in Contemporary Chinese Historiography. White Plains. N.Y., 1980.

Ли Си

ЛИНБАО ШКОЛА

линбао школа - см. школа духовной драгоценности

ЛИНЬЦЗИ ЛУ

линьцзи лу - см. записи бесед линьцзи

ЛИНЬЦЗИ ШКОЛА

Одно из пяти направлений буд. Чань школы, выделившихся из южн. ветви (нань цзун) Чань в кон. пер. правления дин. Тан (618 - 907) и в пер. Пяти дин. (907 - 960). Основателем Л.ш. является монах Исюань (ум. 866 или 867), получивший известность под именем Линьцзи - по назв. монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин, пров. Хэбэй), где находилась его школа. Л.ш. начинает приобретать популярность в 8 - 9 вв., а с сер. 10 в. становится ведущим направлением в чань-буддизме. Сохранилась до наст, времени в Китае, Японии (школа Риндзай сю), Вьетнаме и Корее. При патриархе Чуюане (986 - 1039) в пер. правления дин. Сев. Сун (960-1127) разделилась на две гл. ветви - Хуанлун и Янци.

Канонич. тексты Л.ш. - "Линьцзи лу", "Лю цзу тань цзин", а также осн. трактаты буддизма махаяны в традиции школ мадхьямиков (см. Саньлунь шкала) и йогачаров. Опиралась на фундамент, положения философско-психологич. учения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о "внезапном просветлении" (дунь у) южн. ветви Чань и делая акцент на "внезапном" выявлении "природы будды" в сознании человека "здесь и сейчас". Теоретич. это обосновывалось концепцией "истинного человека без места" (у вэй чжэнь жэнь), тождественного "истинному сознанию" (чжэнь ши) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линьцзи, в любом человеке, поэтому для актуализации "истинного человека" необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутр. преграды на пути к "истинно-правильному просветлению", в т.ч. привязанность к таким сакральным понятиям, как "будда", "нирвана", "просветление" и др., не стремясь обрести нечто вне своего "первородного сознания" (бэнь синь) и не совершая никаких искусств, усилий, направленных на "исправление" собств. природы. Применительно к практике психотренинга адептов Л.ш. это обусловило крайне жесткие и динамичные формы "шокового" воздействия на психику ученика, напр. внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания "хэ!". Поэтому Л.ш. получила также известность как "школа кулака и палки", "школа палочных ударов и восклицаний "хэ!". Характерной особенностью практики психотренинга Л.ш. было также решение парадокс, задач (см. Гунъань), получившее широкое распространение при патриархах Юаньу (11 - 12 вв.) и Дахуэй (кон. 11 - 12 в.). Л.ш. оказала сильное влияние не только на др. направления в чань-буддизме, но и на идеологию и культуру средневек. Китая и др. стран Вост. Азии, сыграв особенно заметную роль в формировании культуры психич. деятельности дальневост. народов. *См. лит-ру к ст. "Линьцзи лу".

Н.В. Абаев

ЛИТЕРАТУРА

литература - см. стиль

ЛО ЖУФАН

Ло Вэйда, Цзиньси. 1515, Наньчэн (на территории совр. пров. Цзянси), - 1588.

Представитель Тай-чжоуской школы последователей Ван Ян-мина. Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Служил нач. уезда, в ведомстве уголовных дел. Учился у Янь Цзюня, ученика Ван Гэня. Источником "гуманности" (жэнь (2)), из "семян" к-рой произрастают "долг/справедливость" (и (1)), "благопристойность" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "чистосердечие" (синь (2)), считал "сердце младенца" (чи цзы чжи синь), "объемлющее небесный принцип" (тянь ли), т.е. совокупный высший закон всего сущего. Исходя из тезиса о том, что "сердце младенца не нуждается в обучении и размышлении", различал "человеч. знание" (жэнь чжи (2)), повседневно используемое и являющееся плодом размышлений, и "небесное знание" (тянь чжи (2)), "спонтанно возникающее" и являющееся условием обретения "человеч. знания". Постулировал нерасчленимое единство индивид, "тела/личности" (шэнь (2)) и всего сущего ("Неба, Земли и тьмы вещей"). Подчеркивал "нескончаемость порождения порождающего" (шэн шэн бу и), т.е. вечность мировых трансформаций, теснейшую взаимосвязь и "взаимопроникновение" противоположных начал в природе, субъекта и объекта. Отрицал возможность разделения людей по моральным и интеллектуальным признакам, полагая, что в поведении любого человека проявляются "форма и плоть, небесная и природная сущность", т.е. полярные качества. Противники Тайчжоуской школы обвиняли Л.Ж. в проповеди "хаоса и вседозволенности", "приравнивании порока к добродетели" и близости к учению буд. Чань школы. Соч. Л.Ж. сведены в сб. "Цзиньси-цзы вэнь цзи" ("Сб. произв. учителя Цзиньси"). См. лит-ру к ст. Ван Янмин, (Ван) Янмина школа.

ЛО ЦИН

Ло Хуэй, Ло-цзу ("патриарх Ло"). 1443 - 1527.

Религ. мыслитель, основоположник синкретич. секты Ло цзяо ("Учение Ло"), или Увэй цзяо ("Учение о недеянии"). Осн. соч. - "Пятикнижие Л.Ц." ("Л.Ц. у бу цзин") - представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буд. текстов на нар. языке к синкретич. лит-ре нар. сект. Учение Л.Ц. нацелено на соединение идей буд. Цзинту школы, Чань школы, конф. императивов и религ. космологии даос, толка, а также неоконф. форм филос. синтеза. Свои построения он посвящает задаче спасения в чань-буд. трактовке - возвращения к состоянию изначальной нерасчлененности сознания на субъект и объект, к его первородной целостности и избавления т.о. от мирских заблуждений. "Чистая земля" и завет будды Амитабхи (см. Цзинту школа) для высших ступеней посвящений, по учению Л.Ц., обретают значение символа, к-рый следует наполнить психоэмоциональным содержанием, обеспечивающим прорыв в собственное "первородное сознание" - обетованную "Чистую землю". В духе чаньского парадокса Л.Ц. отрицал абсолютное значение религ. благочестия и религ. практики, в т.ч. медитации. Основополагающая категория в построениях Л.Ц.- у цзи ("Беспредельное", см. Тай цзи), первоисточник сущего, в т.ч. людей и будд, упорядочивающее начало, определяемое апофатически ("не то и не это"). Л.Ц. отождествляет у цзи то с одним из "трех тел Будды" (дхармакая, см. Фацзан, Фа цзе), то с шуньятой (кун), иногда придает этому понятию оттенок персонификации - У цзи Шэн-цзу ("Святой патриарх Беспредельного"); атрибутика у цзи напоминает чань-буд. характеристики идеального состояния сознания. В русле предшествующей кит. буд. апологетики Л.Ц. отождествлял пять буд. заповедей с пятью конф. добродетелями (см. Ли (2)): "не убий" - с "гуманностью" (жэнь |2)), "не прелюбодействуй"- с "благопристойностью" (ли (2)) и т.д.; "сыновняя почтительность" (сяо (1), см. Сяо ти) трактовалась как побудитель к заботе о спасении родителей, а одухотворяющее прочие добродетели начало виделось в стремлении освободить от сансары (см. Луньхуэй) все живые существа. Путь к спасению сопровождается упразднением различий и противопоставлений, в т.ч. между "тремя учениями" (см. Сань цзяо, п. 1). Вместе с тем сам Л. Ц. считал свою доктрину буд., относя, напр., секту Байлянь цзяо к "еретич. учениям" (се цзяо). Учение Л. Ц. вошло в осн. комплекс представлений нар. сект по преимуществу буд. толка, в т.ч. Байлянь цзяо. Особое значение для нар. сектантства имело утверждение Л. Ц. равенства социальных категорий, монахов и мирян.

*Чжэн синь чу и у сю чжэн цзы цзай баоцзюань (Баоцзюань о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и о достижении отрешения от мирской суеты). Б.м., 1968; **Абаев Н.В., Поршнева Е.Б. О влиянии чань-буддизма на учение Л. Ц. (XVI в.) // Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Поршнева Е. Б. Религ. движения позднесредневек. Китая. Проблемы идеологии. М., 1991. С. 61 - 8; Overmyer D. Folk Buddhist Religion. Dissenting Sects in Late Traditional China. Camb.-L., 1976.

По материалам И. В. Абаева и Е.Б. Поршневой

ЛОЖНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУНЬ ЮЙ

лунь юй - "Суждения и беседы", "Беседы и высказывания", "Рассуждения и высказывания", "Аналекты", "Изречения".

Сб. высказываний Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), сост. его учениками. Во 2 в. до н.э. были известны три осн. редакции текста "Л.ю.": т.н. "Циская версия" ("Ци Л.ю.", 20 пяней - глав), "Луская версия" ("Лу Л.ю.", 22 пяня) и "Древний текст (из царства) Лу" ("Гувэнь Л.ю.", 21 пянь), якобы найденный Кун Аньго (2 в. до н.э.) в доме Конфуция. Версии различались и объемом (числом иероглифов), и стилистикой. "Л.ю." вошли в свод конф. канонов ("Ши сань цзин"), а в 11 - 12 вв. вместе с "Мэн-цзы", "Да сюэ" и "Чжун юн" - в базовый конф. канонич. сб. "Четверокнижие" ("Сы шу"). В тот пер. была подготовлена офиц. редакция текста "Л.ю.", наряду с к-рой сохранились и др. его варианты. Вопрос о том, какая из трех древних версий "Л.ю." легла в основу офиц. редакции, остался нерешенным. Известно лишь, что она базируется на варианте Чжан Юя (1 в. до н.э.), канонизированном уже в 1 в. н.э.

Разрозненные афоризмы "Л.ю." объединены темой создания идеального человеч. об-ва, возможного в рез-те самосовершенствования человека - приобщения его к "культуре" (вэнь). Этот процесс сопряжен с постижением дао, "человеч." ипостась к-рого подразумевает весь комплекс идей, принципов и методов, предлагаемых Конфуцием для реализации в человеч. жизни. Их осуществление формирует личность цзюнь цзы ("благородного мужа"). Этот термин имеет и этич., и социальное наполнение: в гл. 20 образ цзюнь цзы ассоциируется с правителем царства. "Благородный муж" должен отвечать всем требованиям, предъявляемым в идеале к носителю "гуманности" (жэнь (2)) и "культуры".

Двойную - социальную и этич. коннотацию имеет и антонимичное цзюнь цзы понятие сяо жэнь ("маленький человек"): "Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости (и (11), маленький человек помышляет лишь о выгоде" (гл. 4). Отсутствие стремления к высшим ценностям и учению чревато личностным падением до уровня сяо жэня. Высшая добродетель - "сыновняя почтительность и почитание старшего брата" (сяо ти) предусматривает перенесение норм внутрисемейных отношений на социальную сферу в целом. Основа управления об-вом и гос-вом - нормы "(ритуальной) благопристойности", а основа устойчивости обществ, порядка - "доверие" (синь (2)) народа по отношению к государю. См. ст. Конфуций, Конфуцианство.

*Ян Боцзюнь. Л.ю. и чжу ("Л.ю." с пер. и коммент.). Пекин, 1958; Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Из кн. "Л.ю." ("Суждения и беседы"). Пер. и вступ. ст. Н.И. Конрада // Кит. лит-pa. Хрестоматия. Т. 1. М., 1959; Из "Изречений" (Л.ю.). Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Л.ю. Гл. 1 - 9, 11 - 17, 20. Пер. В.Л. Кривцова // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1973; ««Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 11-45; Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

ЛУНЬХУЭЙ

луньхуэй - см. сансара

ЛЮ ЦЗИН

лю цзин - см. шестиканоние

ЛЮ ЦЗУ ТАНЬ ЦЗИН

лю цзу тань цзин - см. сутра помоста шестого патриарха

ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ

лю цзунчжоу - см. учитель с горы цзишань

ЛЮ ЧЖИ

Лю Цзелянь, Ичжай. 1660,Шанъюань пров. Цзянсу (совр. Нанкин), - 1730.

Апологет ислама. Сын известного богослова Лю Ханьина. Изучал конф. историографию, труды буд., даос, и др. мыслителей, получил энциклопедич. образование. Владел араб. яз. и фарси, был искушен в мусульманском богословии. Много путешествовал в поисках богословских трудов. Последние 10 лет жизни провел в Цзиньлине (территория совр. Нанкина), занимаясь лит. трудом и переводами.

Из соч. Л. Ч. сохранились 50 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Тянь фан син ли" ("Горние природа и принцип"), "Тянь фан дянь ли" ("Горние образцы благопристойности"), "Тянь фан цзы му цзе и" ("Разъяснение смысла горней азбуки"), "Тянь фан чжи шэн ши лу" ("Записи (о пути) от горних сфер к реальной святости"), "У гун ши и" ("Разъяснение смысла пяти деяний (веры)"). Разъяснял осн. догматы ислама в конф. понятиях. Предпринял попытку описания сотворения мира и человека в терминах кит. традиц. космогонии и неоконф. учения о "природе" (син (1)) и "принципе" (ли (1)). Полагал, что вся совокупность структурообразующих "принципов" и материалообразующих "пневм" (ци (I)) восходит к "коренной спонтанности (бэнь жань) единств, истинного Владыки" - Бога. Она существует с тем, чтобы можно было "знать главное для созерцательного сосредоточения (на нем)", "уважительно относиться к (выполняемому) делу, дабы явить (пример) подвижничества (гунфу)", "давать доскональный отчет (в исполнении) предопределения, дабы дойти в нем до конца". Т.о., цель существования этого мира - дать человеку возможность самореализации в осуществлении божеств, промысла о себе. Ряд работ Л. Ч. содержит библиографич. приложения, включающие перечни мусульманской лит-ры, в т.ч. на кит. яз. Соч. "Тянь фан дянь ли" вошло в собр. "Сы ку цюань шу".

*Палладий, архимандрит . Кит. лит-ра магометан. СПб., 1887. С. 43 - 145, 205 - 10; Тянь фан дянь ли цзяо цзе (Разъяснение учения о горних образцах благопристойности). Т. 1 - 4. Цз. 1 -20. Шанхай, 1911.

ЛЮ ЧЭНЬ

лю чэнь - см. шесть нечистых

ЛЮ ШАО

3 в., уезд Хань-дань, обл. Гуанпин (на территории совр. пров. Хэбэй).

Ученый, литератор, сановник из царства Вэй. Составил сб. различных вариантов "Пятиканония" ("У цзин")- "Хуан лань" ("Хрестоматию, (сост. по) высочайшему (повелению!"), вместе с Гоу Си разрабатывал правила сдачи экзаменов на право замещения чиновничьих должностей, обоснованные им в соч. "Синь люй" ("Новые уставы") и "Люй люэ лунь" ("Краткие суждения об уставах"). Составил "Ду гуань као кэ" ("Программа столичных экзаменов для чиновников") из 72 статей и приложение к ней - "Шо люэ" ("Краткие пояснения"). В соч. "Жэнь у чжи" ("Записки о персоналиях") изложил требования к отбору "талантов" на гос. службу, основанные на принципах традиц. физиогномики и исходящие из разработанной Л.Ш. нормативной схемы "трех категорий таланта" и "12 видов способностей". Данная схема подкреплялась натурфилос. идеями взаимодействия полярных сил инь ян в становлении внутр. "индивид, природы" (сии (1)) человека и проявления закономерностей "пяти элементов" (у син (1)) в формировании его внешности и особенностей поведения. Внутр. "срединность и гармонию" (чжун хэ), проявленную во внеш. неброскости и безыскусности, считал условием сбалансированности необходимых гос. мужу "пяти дарований" (у цай): "мужества" (юн (1)), "мудрости" (чжи (1)), "гуманности" (жэнь (2)), "благонадежности" (синь (2)), "верности" (чжун (2), см. Чжун шу). Предлагал оценивать достоинства человека исходя не из субъективного представления об их "величине или малости", но из конкр. дарований, каждое из к-рых может найти должное применение. Из соч. Л.Ш. известны также "Фа лунь" ("Суждения о законе") и "Юэ лунь" ("Суждения о музыке"), сохранившиеся отрывки к-рых включены в "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. соч. периода Троецарствия").

*Жэнь у чжи // СБЦК. Шанхай, б.г.; Shryock Т.К. The Study of Human Abilities, the "Jen Wu Chin" of Liu Shao. New Haven, 1937; "Малявин В.В. Человек в культуре раннеимп. Китая // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983.

ЛЮ ШИПЭЙ

Гуанхань, Шэньшу. 24.6.1884, Ичжэн, пров. Цзянсу,- 20.11.1919, Пекин.

Мыслитель, публицист, обществ, деятель, один из первых пропагандистов анархизма в Китае. В 1902 получил ученую степень цзюйжэнь. Специализировался на изучении "(Чунь цю) Цзо чжуани". В юности воспринял антиманьчж. и антиавторитарные идеи из соч. Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 в.). В 1903 в Шанхае сблизился с радикально настроенными Чжан Тайянем и Цай Юаньпэем, стал гл. ред. газеты "Цзинчжун" ("Набат"), познакомился с зап. общественно-политич. мыслью. Находился под впечатлением взглядов Ж.Ж. Руссо, утверждал, что "тема обществ, договора" содержится в 62 произв. конф. (см. Конфуцианство) классики. В 1905 участвовал в создании "Об-ва сохранения нац. наук" (Госюэ баоцуньхуэй), ратовавшего за сохранение и "очищение" кит. культурного наследия. В 1907 эмигрировал в Японию, где вступил в Тунмэн-хуэй ("Объединенный союз"), был одним из ред. журн. "Минь бао" ("Народ"). Являясь сторонником революц. борьбы с маньчж. дин. Цин, в целом оставался на идеологич. позициях ортодокс, конфуцианства. Начало идейной переориентации Л.Ш. связано с возникновением у него интереса к буддизму. С позиций буд. релятивизма он выступил против конф. доктрины "исправления имен" (чжэн мин). По Л.Ш., абсолютна лишь "пустота" (кун), лежащая в основе мироздания, а "имена" (мин (2)), обозначающие различные явления, относительны. Абсолютизируя их, люди возводят искусств, границы, через к-рые потом не в силах переступить. Т.о., "дух наименований" мешает революц. творчеству. В Японии Л.Ш. познакомился с идеями анархизма. С июня 1907 со своими единомышленниками начал издавать анархистский журн. "Тяньи бао" ("Естеств. закон"), открыл "курсы по изучению социализма". Подтверждение теорий зап. социалистов и анархистов искал во взглядах мыслителя школы нун цзя Сюй Сина (4 в. до н.э.?) и даос. (см. Даосизм) философа Бао Цзинъяня (4 в.?). Полностью изменил свое отношение к конфуцианцам Ван Фучжи и Хуан Цзунси, обвиняя их в том, что они скрывали безнравственность власти. Идею абс. свободы Л.Ш. подчинял положению о всеобщем и полном равенстве. В 1908, разочаровавшись в анархизме, вернулся в Китай и поступил на гос. службу. В кон. 1911 арестован революционерами, освобожден благодаря заступничеству Сунь Ятсена. В 1915 вошел в Чоуаньхуэй ("Общество по изучению благополучия (гос-ва)") - монархич. орг-цию, добивавшуюся реставрации имп. правления во главе с Юань Шикаем, к-рому Сунь Ятсен уступил пост президента Кит. Республики. После смерти Юань Шикая в 1916 приглашен ректором Пекинского ун-та Цай Юаньпэем на преподавательскую работу. В последние годы жизни писал труды по вопросам истории, филологии, философии Китая в традиц. конф. манере.

*Лю Шэньшу сяньшэн ишу (Посмертное собр. соч. г-на Лю Шэньшу). Т. 1 - 7. Б.м., 1936; **Onogawa Hidemi. Liu Shi-p'ei and Anarchism // Acta Asiatica. 1967. №12; Biographical Dictionary of Republican China. Vol. II. N.Y.-L., 1968; Bernal M. Liu Shi-p'ei and "National Essence" // The Limits of Change. Camb. (Mass.), 1975; Кодзима Юма. Рю Сибай-но гаку (Учение Л.Ш.) // Гэймон. 1931. Т. 22. №5. См. также лит-ру к ст. Анархизм в Китае.

Е.Ю. Стабурова

ЛЮЙ ШКОЛА

люй школа - см. школа устава

ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ

люй-ши чунь цю - см. весны и осени г-на люя

ЛЯНСКИЙ У-ДИ

Сяо Янь, Сяо Шуда. 464, Наньланьлин (совр. пров. Цзянсу),- 549 (гг. правления - 502 - 49). Основатель и первый государь дин. Лян (502 - 57) эпохи Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.). Выходец из клана Сяо, изначально принадлежавшего к военному чиновничеству и ставшему правящим домом дин. Южн. Ци (479 - 501). Первый из собственно кит. (по происхождению) монархов, официально принявший буд. вероисповедание, что нашло отражение в его титулатуре - Хуанди-nyca ("Император-бодхисаттва") и Пуса-тяньцзы ("Бодхисат-тва - сын Неба"). Пройдя через увлечение магико-религ. традицией даосизма и став буд. адептом, одновременно признавал обществ, ценность этич. идеалов конфуцианства. Дважды, в 527 и 529, выражал намерение отречься от власти и принять монашеский обет. В буд. историографии пер. его правления единодушно признается "золотым веком" кит. буддизма. Являлся приверженцем идеи "неуничтожимости духа" (шэнъ бу ме) и организатором полемики с философом-материалистом Фань Чжэнем. Взгляды Л.У-д. изложены в офиц. декретах, филос. соч. и поэтич. произведениях, вошедших в буд. антологии "Хун мин цзи" и "Гуан хун мин цзи". Его деятельность способствовала адаптации буд. идеологии к традиц. для Китая представлениям о верховной власти и ее носителе (см. Ван дао), распространению буддизма и становлению религ. синкретизма (см. Сань цзяо). **Ермаков М.Е. "Гао сэн чжуань" как лит. памятник. Автореф. канд. дисс. Л., 1983; Жэнь Цзиюй. Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979.

М.Е. Кравцова

Предыдущая страница Следующая страница