Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАН ЦЗЮНЬ ШУ

шан цзюнь шу - см. книга правителя области шан

ШАН ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАНЦИН ШКОЛА

шанцин школа - см. маошань

ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН

шань хай цзин - см. канон гор и морей

ШАО ЮН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАСТРА О ПРОБУЖДЕНИИ ВЕРЫ В МАХАЯНУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕСТИКАНОНИЕ

ЛЮ ЦЗИН "Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие".

Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши (цзин)" ("(Канон) песен"), "Шу (цзин)" ("(Канон историч.) писаний"), "Ли (цзи)" ("(Записки о) правилах благопристойности"), "(Чжоу) и" ("(Чжоуские) перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени") - т.н. "Пять канонов", а также утраченный "Юэ цзин" ("Канон музыки"). По одной из версий, "Юэ цзин" был уничтожен в пер. империи Цинь (221 - 207 до н.э.), по др. - это выделявшиеся некогда в отд. книгу части "Ши цзина" и "Ли цзи". Впервые назв. "Л.ц." встречается в протодаос. трактате "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь юнь"- "Небесные циркуляции", 4 - 3 вв. до н.э.). В "Ши цзи." (2 - 1 вв. до н.э.) в качестве синонима "Л.ц." применен бином "Лю и" ("Шесть искусств").

ШЕСТЬ НЕЧИСТЫХ

шесть нечистых - "Шесть нечистых", "шесть гун". Термин буд. философии. Санскр. слово "гуна" (кит. "чэнь") подразумевает атрибут, качественную определенность, "загрязняющую" сознание и увеличивающую т.о. потенцию продолжения цепи рождений и смертей (см. Луньхуэй). Л. ч. - шесть типов "загрязнения": вид, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, представления, т.е. сфера восприятия и эмпирич. осознания объективного (лю цзин - "шесть сфер"). Синонимы Л. ч. - лю ван ("шесть заблуждений"), лю шуай ("шесть немощей"), лю цзэй ("шесть воров").

ШИ САНЬ ЦЗИН

ши сань цзин - см. тринадцатиканоние

ШИ ЦЗИ

ши цзи - см. записки историографа

ШИ ЦЗИН

ши цзин - см. книга песен

ШИ ШО СИНЬ ЮЙ

ши шо синь юй - "ШИ ШО СИНЬ ЮЙ" "Новое изложение рассказов, в свете ходящих"

Сб. историй из жизни выдающихся мыслителей с сер. 2 в. по нач. 5 в. Выдающийся памятник культурной традиции и ценный историч. источник. Сост. в 30-х гг. 5 в. коллегией ученых под главенством Лю Ици-на. Снабжен обширными коммент. Лю Сяобяо (5 в.).

ШИ ЭР ИНЬ ЮАНЬ

ши эр инь юань - см. дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

ШИ ЭР ЦЗИН

ши эр цзин - см. двенадцатиканоние

ШКОЛА ВОЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

школа военной философии - см. военная школа

ШКОЛА "ВЫСШЕЙ ЧИСТОТЫ"

школа "высшей чистоты" - см. маошань

ШКОЛА ДУХОВНОЙ ДРАГОЦЕННОСТИ

ЛИНБАО ШКОЛА Линбао пай.

"Школа Духовной драгоценности". Направление даосизма, зародившееся в кон. эпохи Вост. Цзинь (кон. 4 - нач. 5 в.). Назв. восходит к термину лин бао - "духовная драгоценность", обозначающему в даос, трактате "Тай пин цзин" высшую духовность, и отражает стремление к полноте совершенства дао, "небесным" аспектом к-рого выступает лин ("дух"); бао ("драгоценность") выражает "земное" начало. Основы вероучительной доктрины Л.ш. изложены в соч. Гэ Чаофу (потомка Гэ Хуна) "Лин бао цзин" ("Канон Духовной драгоценности"). Окончательное оформление учения Л.ш. связывают с именем Лу Сюцзина (5 в.). Гл. объектом поклонения Л.ш. стала триада высших сил, впоследствии получившая назв. Сань цин ("Триада чистых"). Испытала сильное влияние Шанцин школы, делавшей упор на сложные методы индивид. самосовершенствования, но тяготение к этич. дидактике обеспечило Л.ш. большее число сторонников. Писания Л.ш. стали одним из осн. источников свода даос, лит-ры "Дао цзан". В 13 - 14 вв. Л.ш. слилась со школой Чжэнъи (дао).

ШКОЛА ИМЕН

школа имен - см. диалектики

ШКОЛА ИНЬ ЯН

ИНЬЯН ЦЗЯ "Школа, (исходящая из категорий) инь ян"

Одна из шести осн. филос. школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня ("Ши цзи", 2 в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологич. и оккультно-нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) проблематике. Время возникновения И.ц. и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-вост. приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в "Ши цзи", "Чжоу и", "Люй-ши чунь цю" и нек-рых др. памятниках. Центр, концепции И.ц.- универсального дуализма сил инь ян и циклич. взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син (1)),- легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц. духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. 1-го тыс. до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификац. схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологич.) и "земной" (мантико-хозяйств.). Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э., обретя филос. статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единств, известного ныне крупного представителя И.ц.- Цзоу Яня (4 - 3 вв. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на историч. процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), к-рый интегрировал идеи И.ц. в конфуцианство, развив и систематизировав т.о. его онтолого-космологич. и методологич. базис. В дальнейшем натурфилос. компонент И.ц. нашел продолжение в конф. "школе текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практич. деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.

*Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963. P. 244 - 50; **Быков Ф.С. Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 71 - 75, 162 - 69; Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян // Его же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Чжао Цзибинь. Инь ян у син сю эпай дэ дайбяо - Цзоу Янь (Цзоу Янь - представитель школы инь ян и "пяти элементов") // Чжунго чжэсюэ ши янь-цзю. 1985. №2; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princ. Vol. 1. 1952. P. 159 - 69. Vol. 2. 1953. P. 7 - 16; Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. Camb., 1956. P. 232 - 78.

А.И. Кобзев

ШКОЛА МО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКОЛА ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ

ЧЭНШИ ШКОЛА Чэнши цзун "Школа Постижения истины"

Течение кит. буддизма, получившее назв. по имени трактата инд. мыслителя Харивармана "Рассуждения о постижении" ("Сатьясиддхи шастра", "Чэн ши лунь"). Осн. в 5 в. Сэндао и Сэнсуном, просуществовала до 7 в. Доктрина Ч.ш. основывалась на признании всего сущего комбинацией 84 разновидностей дхарм (см. Фа (1), п. 2), включающей истинно реальные и кажущиеся реальными дхармы. Т.о., учение Ч.ш. соединяло элементы махаяны (в данном случае шуньявады) и тхеравады (хинаяны, см. Буддизм). Цзицзан подверг его резкой критике как хинаянистское. В Японии аналогом Ч.ш. была возникшая в 7 в. школа Дзёдзицу сю, дочерняя ветвь Санрон сю (см. Саньлунь школа).

ШКОЛА СОЮЗОВ ПО ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ "Школа (союзов) по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных (лолитич. связей)", "школа дипломатов". Филос. школа, в 5 - 3 вв. до н.э. объединявшая теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных владетелей. Лю Синь (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) квалифицировал ее как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" филос. мысли пер. Чжаньго ("Сражающихся царств"). Гл. представителями Ц.ц., согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), были Су Цинь и Чжан И. Объединение царств Юга и Севера называлось "союзом по вертикали" (хэ цзун), Запада и Востока - "союзом по горизонтали" (лянь хэн). Су Цинь пытался создать "союз (шести царств) по вертикали" (хэ цзун)- с Юга на Север: Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу для противостояния царству Цинь. Чжан И, разрушая "союз по вертикали", стремился объединить шесть царств "по горизонтали" (лянь хэн)- с Запада на Восток, чтобы они поочередно служили интересам Цинь. Группировки сторонников двух дипломатов и были объединены названием Ц.ц. Основополагающим трактатом Ц.ц., согласно "Суй шу" ("История дин. Суй"), является "Гуйгу-цзы", относимый также к даос. соч. Деятельность и взгляды представителей Ц.ц. описаны в "Чжань го цэ" ("Планах Сражающихся царств"). В 1973 во время раскопок в Мавандуе (близ Чанша, пров. Хунань) найден свиток "Чжаньго Ц.ц. шу" ("Книги Ц.ц. пер. Чжаньго"), сходный с совр. текстом "Чжань го цэ". В "И вэнь чжи" - библиографич. разд. "Хань шу" упоминаются "170 пяней (глав) двенадцати авторов" Ц.ц.

ШКОЛА ТОЛЬКО СОЗНАНИЯ

ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. "Школа Только сознания".

Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии - виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 - 6 вв. в рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху - "Дасабхумика шастра" ("(Ши) ди лунь"- "Трактат о ступенях (учителей йогачары)") и Асанги - "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь"- "Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. школа Шэлунь была реформирована Куйцзи - учеником знаменитого буд. паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. инд. философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич. основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана (свойств дхарм)").

Мыслители В.ш. разработали филос. концепцию, осн. исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. виджнянаваде резко усилилась идеалистич. тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит. ши (4)). В.ш. выделяет "восемь (видов) сознания" (см. Ба ши), восьмой из к-рых - алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", "абс. сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа (1), п. 2, См. также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. эмпирич. личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)- кармич. (см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш.- "очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений". Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. сознания" в собственной "чистой" (цин (1)) и "спокойной" (цзин (2)) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см. Непань). В.ш. доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.

*РозенбергО.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31; Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.

E.A. Торчинов

ШКОЛА ТРЕХ ТРАКТАТОВ

САНЬЛУНЬ ШКОЛА Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов"

Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. получила от трех соч.: "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш.; "Бай лунь" предположительно написан его учеником Арьяведой. Эти тексты стали известны в Китае в переводе и ред. Кумарадживы (4- 5 вв.), его ученик Сэнчжао был их активным распространителем. В гос-ве Лян (502 - 57) данное направление получило одобрение императора Лянского У-ди. Монахом Саньланем в 512 была образована школа Шэлин сянчуань ("Преемственность в горах Шэ"), на основе к-рой Цзицзаном (549 - 623) создана С.ш. В соч. Цзицзана "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов") и др. даны осн. положения учения С.ш., ставшие впоследствии канонич.

Учение С.ш. основано на доктринах шуньявады (см. Буддизм). Согласно им, существование всех вещей и явлений подчиняется принципам "причинности" (юань ци (2)), концепция к-рой, в отличие от тхеравады (см. Буддизм), утверждает нереальность отдельно взятых единичностей - дхаом (см. Фа (1), п. 2), к-рые существуют лишь относительно друг друга, из чего выводится положение об их "пустотности" (кун, син кун, санскр. шуньята). Осн. концепция С.ш. включает три взаимосвязанных элемента: "устранение ложного и выявление истинного" (по се сянь чжэн), "учение о двух истинах" (чжэнь су эр ди), "срединный путь восьми "не" (ба бу чжун дао). Ложными считаются попытки анализа или признание существования единичного. По С.ш., в отличие от др. буд. школ, "устранение ложного" и "выявление истинного" происходят одновременно. "Две истины" - "мирская" и "абс." как два уровня и этапа познания не могут существовать одна без др. (см. Эр ди). Цзицзан выделил три уровня (вида) каждой из "двух истин" (сань чжун эр ди). В "мирской": утверждение "наличия" (ю, см. Ю - у); утверждение "наличия" и "отсутствия" (у (1)); утверждение и отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В "абс.": утверждение "отсутствия"; отрицание как "наличия", так и "отсутствия"; ни утверждение, ни отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В нек-рых соч. Цзицзана добавлялся четвертый уровень (сы чжун эр ди): в "мирской истине" это объединение двух первых уровней "мирской" и "абс." истин, в "абс. истине" - отрицание отрицания "неналичия" и "неотсутствия". Каждый уровень "абс. истины" отрицает соответствующий уровень "мирской", каждая последующая "абс. истина" - это предыдущая "мирская".

"Срединный путь восьми "не" означает, что "тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят".

С.ш. проповедует возможность "спасения" всех живых существ, допуская и моментальное "просветление" (у (4)), однако считает, что быстрота обретения нирваны (см. Непань) не одинакова в каждом конкретном случае. С.ш. оказала значит, влияние на становление буддизма в Китае, стала одной из осн. буд. школ в Японии (с 7 в., Санрон сю).

**Хуан Ганьхуа. Саньлунь цзун // Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Chen K. Truth and Logic In San-lun Madhyamika Buddism // International Philosophical Quarterly. 1981. Vol. XXI. №3.

А.А. Маслов

ШКОЛА УСТАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКОЛА ЧИСТОЙ ЗЕМЛИ

школа чистой земли - см. секта лотоса

ШКОЛА ЭКЛЕКТИКОВ

ЦЗА ЦЗЯ

Школа "эклектиков", синтезировавшая учения различных филос. направлений древнего Китая. Существовала в 6 - 3 вв. до н.э. В библиографич. разд. "И вэнь чжи" "Хань шу" Ц.ц. названа в числе "девяти направлений" древнекит. мысли. По определению Янь Шигу (6 - 7 вв.), Ц.ц. "ставила вровень конфуцианство и учение Мо Ди, соединяла имена и законы" (т.е. учения мин цзя и легизма), "не было в учениях ста школ такого, чего не пронизала бы она соединением". В этом нашла отражение тенденция к формированию синкретич. идеологич. основ централизованного гос-ва. Иногда представителей данной школы относят к "новому даосизму" - синь дао цзя (см. Даосизм). Характерными произведениями Ц.ц. считаются "Люй-иш чунь цю" и "Хуайнань-цзы".

ШУ ЦЗИН

шу цзин - см. книга истории

ШУНЬЯ

шунья - см. относительность

ШУНЬЯТА

шуньята - см. относительность

ШЭН

шэн - см. совершенная мудрость

ШЭНЬ

шэнь - см. чудесное

ШЭНЬ ME ЛУНЬ

шэнь me лунь - см. рассуждения об уничтожимости духа

ШЭНЬ БУ МЕ

шэнь бу ме - см. неуничтожимость духа

ШЭНЬ БУХАЙ

Шэнь-цзы

Ок. 385 до н.э., столица царства Чжэн (к юго-вост. от совр. г. Синьяна пров. Хэ-нань), - ок. 337 до н.э.

Мыслитель-легист. Был канцлером при дворе правителя царства Хань. Выступая за управление посредством юридич. законов (фа (1)), определяющим считал такой его аспект, как шу (2) - "искусство": умение контролировать администр. аппарат. Суть "искусства", по Ш.Б., в том, чтобы "на чиновничьи должности назначать по способностям, требовать от чиновника исполнения предписанных ему по должности обязанностей, держать в (своих) руках рукоять (его) жизни и смерти, изучать возможности чиновника". Доктрина Ш.Б. носит также назв. син мин (2) ("формы и имена" или "наказания и имена"): первый член бинома - иероглиф син )4) ("наказание") выступает синонимом понятия син (2) ("телесная форма"). Под "именами" (мин (2)) здесь подразумеваются чиновничьи должности и пожалования, к-рые должны соответствовать "телесной форме" - конкретному содержанию личности и поступков чиновника. Применение иероглифа син |4) ("наказания") сообщает также биному син мин значение "наказания и награды", подразумевающее единство двух сторон "искусства" управления.

По Ш.Б., необходимо, чтобы "чередование имен соответствовало реальности", т.е. термин син (4) объяснялся через понятие ши (2) - "реальность", "конкретность". Т.о. станет возможным "указывать (путь) Поднебесной (посредством) недеяния (у вэй (1), см. Вэй (1))"; под "недеянием" здесь подразумевается отсутствие непосредственной административной активности правителя, к-рый занимается лишь подбором и назначениями чиновников. Для выполнения этой функции он должен скрывать свой интеллект, свою информированность, владеть рычагами управления, дабы обеспечивать передачу и исполнение его приказов. В библиографич. разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи") упомянут трактат "Шэнь-цзы" (2), ныне утраченный; сохранилась лишь гл. "Да ти" ("Великое тело").

*Из "Шэнь-цзы" (пер. В. Сухорукова) // Из книг мудрецов. М., 1987;

**Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в полит, истории Китая. М., 1981.

ШЭНЬ ДАО

Шэнь-цзы

Ок. 395 до н.э., царство Чжао, - ок. 315 до н.э.

Философ-легист из академии Цзися в царстве Ци. В "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ся") Ш.Д. отнесен к той же филос. группировке, что и Тянь Пянь. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) причислен к представителям Хуан(-ди) - Лао(-цзы) учения. Утверждал, что правитель должен полагаться не на собств. произвол, а на юридич. закон (фа (1)) и не считаться с советами подданных. Гл. принципом управления считал "власть/насилие" - ши (5) (см. Фа - шу - ши): "Мудрости недостаточно, чтобы держать народ в подчинении, зато обладания властью/насилием достаточно для подчинения мудрого". Власть правителя Ш.Д. рассматривал как "власть/насилие", проводящее в жизнь закон (фа (1)): "власть/насилие" и закон - осн. условия, позволяющие даже правителю, не отличающемуся выдающимися личными достоинствами, "посредством недеяния (у вэй (1), см. Вэй (1|) навести порядок в Поднебесной". В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается соч. Ш.Д. под назв. "Двенадцать высказываний" ("Ши эр лунь"). В библиографич. разд. "Хань шу" ("И вэнь чжи", 1 в.) говорится о трактате "Шэнь-цзы" из 42 пяней ("глав"); ныне известны семь глав соч. под этим назв.

**Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае (Избр. труды). М., 1993. С. 105 - 12; КиЫп V. Shen Tao and Fa-chia // Journal of the American Oriental Society. 1974. Vol. 94. N 3. См. также лит-ру к ст. Легизм.

ШЭНЬ ДУ

шэнь ду - см. размышление в одиночестве

ШЭНЬСЮ

606, окр. Сячжоу (совр. пров. Хэнань), - 706

Буд. монах, основатель сев. ветви (бэй сюэ) чань-буддизма (см. Чань школа). Был помощником настоятеля в монастыре, к-рый возглавлялся Хунжэнем - пятым патриархом школы Чань. По преданию, чтобы избрать преемника, Хунжэнь предложил каждому из монахов сочинить стихотворение о сути буд. учения. Стих Ш. гласил: "Тело воздвигается просветленным сознанием (кит. пути, санскр. бодхи), сознание ("сердце" - синь (1)) подобно ясному зеркалу - его время от времени нужно прилежно протирать, не давая пыли и грязи скапливаться". Т.о. Ш. выразил идею "постепенного просветления" (цзянь у) - "поэтапного совершенствования с целью достижения нирваны" (см. Непань). Лучшим якобы оказался стих Хуэйнэна, декларировавший отказ от идеи сознания и исключение т.о. "загрязненности", что подразумевало возможность "внезапного просветления" (дунь у). После смерти Хунжэня Ш. отправился в горы Данъ-яншань пров. Цзянлин (юго-восток совр. уезда Данъян пров. Хубэй), где в монастыре Юйцюаньсы проповедовал свое учение. Пользовался покровительством императрицы У Цзэтянь, императоров дин. Тан - Чжун-цзуна и Ду-цзуна. Последователи Ш., из к-рых самыми известными были Пуцзи и Ифу, составили т.н. сев. ветвь Чань, впоследствии пришедшую в упадок. Даосюань - ученик Пуцзи - принес учение этой школы в Японию.

ШЭНЬХУЭЙ

686, Сянъян (совр. пров. Хубэй), - 760

Буд. монах, представитель Чань школы. После трех лет обучения у Шэньсю отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) к Хуэйнэну, шестому патриарху Чань, под наставничеством к-рого постигал учение о "внезапном просветлении" (дунь у). После смерти Хуэйнэна жил в монастыре Хэцзэсы в Лояне, проповедуя учение своего наставника. Получил прозе, "великого наставника из Хэцзэсы". Осн. соч. - "Сянь цзун цзи" ("Записки о прояснении главного"). Учениками Ш. был также составлен сб. "Ш. юй лу" ("Записи высказываний Ш."). Прославился диспутом с чаньским наставником Чунъю-анем, последователем Шэньсю, в монастыре Даюньсы в Хуатае (восток совр, уезда Хуасянь пров. Хэнань): доказывал, что сконцентрировавшиеся на Юге сторонники учения Хуэйнэна являются истинными духовными наследниками Хунжэня - пятого патриарха Чань. Считается, что с того времени взгляды группировки сторонников Шэньсю получили назв. "учения о постепенном" (цзянь цзяо), а последователей Хуэйнэна - "учения о мгновенном" (дунь цзяо). Развивал доктрину Хуэйнэна о том, что "просветление" - видение "природы будды" (фо син) наступает мгновенно и не требует многоступенчатого восхождения. Выдвинул тезис "отсутствие сосредоточения в качестве главного" (у нянь вэй цзун), полагая средством преодоления границы, отделяющей человеч. сознание от "природы будды", состояние "отсутствия сосредоточения" (у нянь), когда сознание перестает реагировать на любые внеш. и внутр. факторы.

Хэ Чэнсюань

Предыдущая страница Следующая страница