Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Китайская философия. Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭР ДИ

эр ди - см. две истины

ЭССЕНЦИЯ

эссенция - см. тончайшее

ЭТИКА

этика - см. церемонии

ЭТИКЕТ

этикет - см. церемонии

ЭФИР

ИТАЙ Эфир (транскрипция)

Категория, к-рой оперировали кит. мыслители кон. 19 - нач. 20 в. Заимствована из европ. естеств. наук и философии, где эфир рассматривался как вещество, заполняющее пространство между молекулами, а такие явления, как свет, теплота, магнетизм и электричество, объяснялись движением мирового эфира. В Китае это понятие претерпело существ, изменения.

Кан Ювэй трактовал И. как этим, начало, "гуманность" (жэнь (2)) и "сострадание" (бу жэнь (1)). Сунь Ятсен видел в И. творящий хаос, к-рый "в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету".

В системе идей Тань Сытуна И.- основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождеств, характеристик. Важнейшие его атрибуты - вечность и несотворенносгь. Сфера его распространения не имеет предела: И. существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте - "едином первоначале" (и юань). И. многофункционален, он одного порядка с "чувством" (цин (2)), "разумом" (синь (1)) и понятием "дянь" (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как электрон, электричество). И.- это импульс развития и реальная основа мира; из него "рождаются миры (фа цзе), возникает пустота (кун) и появляется все живое". Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, "склеивающий" отд. явления: "И., все склеивая, (приводя) в соответствие, связывая, наполняет (собой) отд. вещи". И. удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на об-во, и на космич. явления, и на тело человека.

Тань Сытун тем не менее не наделял И. свойствами первоначала. Если И. разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то "единое первоначало" предполагает иерархию, к-рую оно же и венчает. Через "единое первоначало" И. соотносится со своим коррелятом - "гуманностью". Все характеристики И. распространяются на "гуманность", приобретая этич. окраску. Через "гуманность" И. и его свойства проецируются на об-во и его законы.

*Тань Сытун. Жэнь сюэ (Учение о гуманности) // Тань Сытун цюаньцзи (Полк. собр. соч. Тань Сытуна). Пекин, 1954; Сунь Ятсен. Программа строительства гос-ва // Сунь Ятсен. Избр. произв. М., 1985; "Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1905. Т. 20; Ханьюй да цы-дянь (Большой словарь кит. яз.)/ Под ред. Ло Чжу-фэна. Т. 1. Шанхай, 1986; Стабурова Е.Ю. О категории "эфир" в философии Тань Сытуна // 12-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1981. См. также лит-ру к ст. "Жэнь сюэ", Тань Сытун.

Е.Ю. Стабурова

Предыдущая страница Следующая страница